Нож басмачей. - Историческое холодное оружие - Русскоязычный ножевой форум. Афганский нож фото


Боевые ножи и кинжалы индо-персидского региона » SwordMaster

загрузка...

Несколько лет назад был закрыт интересный сайт porco.ru. На нем было много публикаций шовинистического мужского характера, среди которых были и о холодном оружии. Что удивительно, но как для неспециализированного ресурса, написанное было достоверным, однако весьма своеобразно написанным. Последняя статья из трилогии о ножах и кинжалах индо-персидского стиля была опубликована 4 апреля 2011. Я решил пере опубликовать её, сохранив  текст и иллюстрации оригинала, но добавив навигацию для удобства.

 

 

Для начала определимся с географией. Как правило, в индо-персидский регион включают, кроме Индии и Ирана (Персии), ещё и территории Афганистана, Пакистана и Бангладеш. Отметим также, что соседние регионы, такие как Турция, Ближний Восток, Кавказ и Средняя Азия – находятся под достаточно сильным культурным влиянием.

Население региона состоит из множества самых разных народов, издавна объединённых между собой общей историей, а также теснейшими торговыми и культурными связями. Такое этнокультурное разнообразие и взаимопроникновение привело к появлению совершенно неописуемого изобилия форм и видов холодного оружия, которое использовалось и в бою, и на охоте, и в хозяйстве.

И мы сейчас попробуем, таки, разобраться в этом богатстве. Но не во всём, а, чтоб не надорваться, только лишь в ножах и кинжалах.

Итак, ножи и кинжалы индо-персидского региона:

Кард

Начнём наш обзор с самого простого, можно сказать, классического ножа, который также просто и называется – кард.

 

 

Этот нож является самым распространенным в регионе. Более того, в ареал его распространения входят бывшие турецкие владения на Балканах, сама Турция, Ближний Восток, Кавказ и Средняя Азия.

Для примера, турецкий кард с агатовой рукоятью:

 

 

Кард имеет прямой клинок, незначительно расширяющийся в сторону рукояти, с прямым, толстым, зачастую красиво украшенным обухом. Украшаются карды, как правило, золотой, реже – серебряной насечкой кофтгари.

 

 

Перекрестье отсутствует. Рукоять у лезвия более узкая и расширяется к концу. Выполнена чаще всего из объемных накладных роговых или костяных щёчек, наклепанных на хвостовик.

 

 

Индийские карды, особенно из Раджастхана, часто бывают цельнометаллические.

 

 

Ножны конические, кожаные, иногда обшитые шелком. Кард погружён в них почти на две трети рукояти.

 

 

Размеры ножа в среднем до 30-35 см, но встречаются и более длинные карды. Несмотря на свой "мирный" вид и происхождение от обычного хоз. быт. ножа, кард является серьёзным боевым оружием. По сути, это однолезвийный кинжал, рассчитанный на колющий удар. Боевое предназначение некоторых кардов очевидно: чтобы увеличить пробивную способность, их делали с усиленным кончиком клинка, от чего их утолщённое остриё по форме становилось похоже на бронебойную пулю.

 

 

Заканчивая разговор о кардах, добавлю, что для изготовления их клинков (и не только их) применялся, как правило, дамаск и булат, или, как его ещё называли в индо-персидском регионе, вутц.

Отдельные продвинутые кузнецы могли и такой вот "шевронный" дамаск сделать:

 

 

Пешкабз

в начало

А теперь перейдём к целому семейству других не менее известных ножей-однолезвийных кинжалов, которые называются пешкабз.

 

 

Как пишет д-р Т. Кэпвелл, "термин "пешкабз" первоначально относился к передней части ремня, который персы надевали во время состязаний по борьбе. Использование этого слова для обозначения кинжала означает, что пешкабз носили спереди, в отличие от ханджара и карда, которые носились, соответственно, на правом и левом боку".

 

 

Основной отличительной особенностью всех пешкабзов является очень широкий обух клинка, необходимый для того, чтобы этим клинком можно было наносить мощные колющие, пробивающие броню, удары. Ведь основная функция пешкабзов – бронебойная. Они предназначены для пробивания кольчужного панциря (плюс, как минимум, толстый стёганый халат) – самого распространённого доспеха индо-персидского региона.

 

Чтобы добиться нужной ширины обуха и в то же время уменьшить вес ножа, его клинок делали тоньше с обоих сторон сразу под обухом так, чтобы его толщина составляла 1,5-2 мм

 

 

Так клинок пешкабза приобрёл Т-образное сечение. В противном случае, имея такой широкий обух и клиновидное сечение, клинок был бы гораздо тяжелее.

 

 

Согласно существующей традиции, ножи с клинками, имеющими Т-образное сечение, относят к пешкабзам.

Однако существует ряд отличий, по которым такие ножи подразделяют на собственно: пешкабз, каруд и чуру.

Собственно пешкабз отличается от прочих изогнутым клинком.

 

 

Обух пешкабзов, как и обух кардов, часто украшают кофтгари или гравировкой.

 

 

Длинный изогнутый клинок, широкий у рукояти, плавно сужается и имеет очень узкий кончик, а иногда и полуторную заточку.

 

 

Часто встречаются клинки с расширяющимся концом.

 

 

Рукоять из двух накладных щёчек, как правило, из кости, нефрита или рога. Спинка рукояти часто бывает выгнутой, особенно у пешкабзов с сильно изогнутыми клинками.

 

 

Выемка под пальцы довольно глубокая, так что нож удобно удерживать даже при сильном ударе.

 

 

Ножны повторяют форму клинка, рукоять выступает из них целиком. Средний размер 35-45 см.

Пока искал картинки по теме, наткнулся на вот такой  пешкабз-мультитул, в полой рукояти которого индийский мастер разместил целый набор инструментов:

 

 

Причём, каждый инструмент плотно устаканивается в своей нише, для того, чтобы когда "мультитул" собран, нигде ничего не звякало.

 

 

Перед тем, как перейти к каруду и чуре, предоставлю ещё одну картинку. Очень красивый дамасковый пешкабз из Индии:

 

 

Он же, вместе с двумя кинжалами зира-бук (Zirah-Bouk – буквально, "протыкатель кольчуги", Mail Piercer), оформленными в таком же "слоновьем" стиле:

 

 

Каруд и чура

в начало

Теперь уделим внимание собратьям пешкабза – каруду и чуре.

Оба они – боевые ножи с прямым Т-образным в сечении клинком. Распространены, в основном, в Северной Индии и Афганистане, а также и в Средней Азии.

 

 

Клинки каруда и чуры, широкие у рукояти, в паре сантиметров от основания начинают сужаться, причём это сужение может варьироваться от резкого, почти экспоненциального (характерно для чуры), до более плавного (встречается у карудов).

 

 

Дальше клинок практически линейно сходит к острию. Кончик клинка, напоминающий граненое шило, идеально подходит для пробивания кольчуги и плотного ватного халата, распространенного в тех местах.

 

 

Оба ножа также часто декорируют растительным или геометрическим орнаментом методом насечки.

 

 

Как правило, каруд отличается от чуры бОльшими размерами (в среднем 35–50 см против 30–40 см у чуры), и массивной толстой рукоятью, состоящей из двух щёчек, чаще костяных.

 

 

Рукоять чуры тоньше и оканчивается большим клювовидным выступом, который отдалённо напоминает навершие рукояти ятагана или шашки.

 

 

Ножны деревянные, обтянутые кожей или бархатом, чаще всего с металлическим устьем и наконечником. Рукоять чуры глубоко «садится» в ножны, тогда как рукоять каруда остаётся открытой.

 

 

Тут нужно отметить, что чура и каруд получили широчайшее распространение у афганских племён.

И именно с такими боевыми ножами пришлось довольно близко познакомиться английским колонизаторам, которые на собственной шкуре испытали их остроту во время трёх англо-афганских войн.

Дадим слово Редьярду Киплингу, этому беззаветному певцу Британской империи, у которого в стихотворении "Британские рекруты" есть довольно мрачные строки, навеянные, как мне кажется, таким вот смертельным знакомством:

"Если раненый брошен ты в Афганских полях, И афганские бабы уж достали ножи, Тогда всё, что ты можешь, дери тебя прах, Сунуть в рот ствол ружья и раскинуть мозги. Чтобы к Господу богу солдатом уйти..."

Хайберский нож

в начало

Но страшнее всяких пешкабзов и карудов были для английских солдат "хайберские ножи", те самые "трехфутовые" ножи Киплинга (3 фута = 0,9144 метра).

 

 

"И вот враг подошел вплотную, началась рукопашная; тут-то солдаты на своей шкуре узнали, до чего силен и вынослив противник; схватка эта закончилась криками и стенаниями, а уж что натворили трехфутовые ножи — лучше не вспоминать. Строй смялся, как бумага, пятьдесят гази прорвались вперед, а за ними остальные, опьяненные победой и поэтому дравшиеся с такой же яростью, как и те. Солдат бил колотун при виде темной, густой крови. Они побежали назад, натыкаясь друг на друга. Полк бежал куда глаза глядят, лишь бы спастись от этих безжалостных ножей. Офицеры последней роты встретили свою смерть в полном одиночестве".

Редьярд Киплинг. «Барабанщики «Передового-тылового» (1888 г.).

 

Пуштунские племена африди, вазири, масуди и пр., жители территорий близ Хайберского перевала называют его "салавар ятаган", англичане зовут "хайберским ножом", а мы будем для краткости говорить "хайбер", тем более, что называть это, почти метровое чудо, ножом, как-то не очень удобно. По сути, это однолезвийный меч.

Хайбер обладает тяжелым прямым или немного вогнутым, ятаганным клинком значительной длины (от 50 до 100 см).

 

 

Обух чаще всего почти прямой, Т-образный в сечении. Клинок значительно расширяется к рукояти, так что нижняя его часть у основания играет роль упора или гарды. Рукоять не очень толстая, как правило, из двух роговых или костяных щечек, причем, если щечки костяные, то часто они набраны из нескольких кусков кости.

 

 

Навершия рукояти встречаются разные: простые полукруглые, клювовидные, как у чуры, или вообще, рукоять обходится без навершия. Встречаются и такие, довольно вычурные навершия:

 

 

"Если хотите узнать, каким оружием они сражаются, у меня под скамейкой длиннющий нож», — сказал английский кавалерист и вытащил устрашающий афганский нож с костяной рукояткой. Им запросто можно отхватить руку от плеча. Все равно, что кусок мыла пополам разрезать".

Редьярд Киплинг. «Барабанщики «Передового-тылового» (1888 г.).

 

 

Вероятно, в Северную Индию хайбер попал во время афганских вторжений Ахмад-шаха Дуррани 1851–61 годов или ещё раньше, с войсками иранского шаха Надира, у которого служило много афганцев, и который в феврале 1739 года занял Дели. С тех пор хайберы прижились в Индии, и теперь там можно встретить богато украшенные образцы.

 

 

Ножны конические, деревянные и обтянутые кожей или тканью, часто с длинным металлическим наконечником и металлическим устьем. Рукоять, как правило, утоплена в ножны глубоко, на две трети длинны.

 

 

Происхождение хайбера не вполне ясно. Судя по Т-образному обуху, он явился развитием семейства пешкабзов, которые, увеличившись в размерах, обрели способность рубить. Возможно, на эволюцию хайбера оказал влияние турецкий ятаган, и именно этот момент отражён в местном названии "салавар ятаган". Кстати, в Северной Индии есть клинки ятаганного типа – сосун-пата. И часть этих клинков также имеет Т-образный обух.

 

 

Вообще, глядя на эти гигантские ножи-переростки, возникает ощущение дежавю и вспоминаются лангсаксы и скрамасаксы германцев Раннего Средневековья (фото выпросил у von_herrmana, за что ему большой респект!).

 

 

Завершая разговор о хайберах, рассмотрим ещё несколько экземпляров.

 

 

Последним будет хайбер с секретом...

 

 

который, лёгким движением руки, превращается в... два хайбера!

 

 

Пичангатти

в начало

А сейчас переместимся из прохладного Хайбера в жаркий Малабар на юго-западном побережье Индии. У проживающей там народности Кург (самоназвание Кодагу) есть такой примечательный ножик, известный, как "пичангатти".

 

 

Клинок тяжёлый, широкий у основания, в конце расширяется ещё больше и резко сходит к "курносому" кончику. Этакий тесачок, в длину не больше 30 см. Вообще-то, сами Кодагу произносят название ножа, как "пичикати (Peechekathi)". "Кати (kathi)" – на тамильском или малаялам (дравидийские языки) означает "нож". А "пичикатти" – это "ручной нож", в отличие от ещё одного довольно известного "ножа" Кургов – "аюдхакатти", что значит – "боевой нож" ("аюдха" – "оружие" на санскрите).

 

 

Носился пичангатти спереди, в красиво оформленных ножнах, из которых торчала изящная рукоять с массивным шаровидным навершием. Рукоять, как правило, делалась из дерева и латуни. Чтобы подчеркнуть высокий статус владельца, рукоять и ножны часто отделывали серебром.

 

 

К ножнам на цепочке крепился небольшой набор туалетных инструментов для ухода за ногтями и ушами.

 

 

Вы спросите, в чем же примечательность этого ножа? Как мне представляется, в следующем: характерные формы этого ножа…

 

 

…напоминают столь же характерные формы среднеазиатского пчака (он же пичак, печак, пичок и т.п.).

 

 

В связи с этим, а также учитывая сильную похожесть названий обоих ножей, возникает вопрос, нет ли тут какой-то исторической взаимосвязи. Может быть, победоносные воины Железного Хромца Тимурленга, вернувшиеся из индийского похода 1399 года в Самарканд или Бухару, привезли с собой кроме всего прочего и этот нож, который со временем распространился, приобрёл некоторые местные черты и потерял из названия окончание "-атти". И так получился "пичак"...

 

 

ЗЫ: Этот пчак, что на последней картинке, моя старшая дочь нашла лет 7 тому назад. Интересно, что написано на нём? Имя мастера или изречение из Корана?

загрузка...

swordmaster.org

Нож басмачей. - Историческое холодное оружие

Jump to content

мак    5,217

  • Модераторы
  • 5,217
  • 43,386 posts
  • Город: Санкт-Петербург
  • Имя: Андрей

Infernis    2,270

  • Модераторы
  • 2,270
  • 14,609 posts
  • Город: Санкт-Петербург
  • Имя: Алексей

мак    5,217

  • Модераторы
  • 5,217
  • 43,386 posts
  • Город: Санкт-Петербург
  • Имя: Андрей

дмитрийА    34

  • Users
  • 34
  • 306 posts
  • Город: Msc
  • Имя: Дмитрий

мак    5,217

  • Модераторы
  • 5,217
  • 43,386 posts
  • Город: Санкт-Петербург
  • Имя: Андрей

Nim Shehit    4,110

  • Дольше жизни - не живём, раньше смерти - не помрём.
  • Users
  • 4,110
  • 20,512 posts
  • Город: Baza
  • Имя: Жека

PanzerJager    2

  • Users
  • 2
  • 93 posts
  • Город: Белокаменная
  • Имя: Алексей

zak    202

  • Users
  • 202
  • 1,669 posts
  • Город: Москва
  • Имя: Дмитрий

museum1974    29

  • Users
  • 29
  • 1,523 posts
  • Город: Москва
  • Имя: маратх

museum1974    29

  • Users
  • 29
  • 1,523 posts
  • Город: Москва
  • Имя: маратх

zak    202

  • Users
  • 202
  • 1,669 posts
  • Город: Москва
  • Имя: Дмитрий

rusknife.com

Знаменитые шахриханские ножи (23 фото)

Автор отправился в Ферганскую долину, чтобы посмотреть процесс изготовления знаменитых шахриханских ножей. Часто продавцы говорят, что для изготовления клинка применяется металл из подшипника. И вот чтобы узнать, из чего же на самом деле делаются ножи, автор отправился в Шахрихан.

Город Шахрихан является одним из крупных городов Андижанского вилоята (области) и центром Шахриханского тумана (района). Это третий по величине город в области после Андижана и Асаки. Шахрихан известен не только своими ножами и саблями, но и другими народными ремеслами. Найти ножевую мастерскую оказалось не так легко, даже не смотря на наличие проводника. В силу своей работы, мне удалось попасть в Шахрихан лишь в выходные дни, а мастера в это время оказывается отдыхают. А некоторые мастерские были совсем закрыты. Но как говорится "кто ищет, тот находит". И вот мы на очередной улице ножевенников.

Одна из мастерской оказалось открытой и в ней кипела работа.

Войдя внуть я был приятно удивлен. За наковальней сидел мастер Абдумуталиб, с которым я давно познакомился на одной из выставок прикладного искусства в Ташкенте.

Он не торопясь делал свою работу.

Положив заготовку в печь, он с улыбкой поприветствовал нас. Мы немного поговорили, он рассказывал как изготавливает ножи.

Параллельно делал свою работу, ведь метал не может ждать.

Огонь завораживает...

Одна из стадий - нанесение фирменной символики Шахриханских ножей.

Металл должен быть непременно накаленным.

Затем сюда будет залито "золотое" наполнение.

Ученик делает одну из завершающих стадий изготовления клинка.

Здесь нужен внимательный взгляд, острый глаз и крепкие руки.

Будто бенгальские огни.

Заготовки и готовое изделие.

Элементы будущего ножа.

А это будет ручка.

Ну и самый главный секрет, который я пытался узнать... Так из чего же делается современный узбекский пичак!?

Вот оно, сырье для клинка - обойма подшипника. Но это не значит, что вы взяли молоток и все получится. Еще нужно вложить душу, иметь мастерство, передаваемое из поколения в поколения, и конечно же должна быть особая атмосфера...

И у вас получится такая красота!

А это сырье для других видов ножей - из клапанов... Но это другая история...

Ради них не убивают, их собирают в горных районах...

На этом позвольте оставить остальные секреты мастерам, а мы поедем дальше...

Источник: rifat.livejournal.com

fishki.net

Эмират Афганистан, или прекрасный нож из Бухары - Азия и Восток

Jump to content

Nim Shehit    4,110

  • Дольше жизни - не живём, раньше смерти - не помрём.
  • Users
  • 4,110
  • 20,512 posts
  • Город: Baza
  • Имя: Жека

Viper    701

  • Users
  • 701
  • 3,043 posts
  • Город: Липецкий улус
  • Имя: Олег

Uwin    1,634

  • Модераторы
  • 1,634
  • 9,587 posts
  • Город: Санкт-Петербург
  • Имя: Сергей

мак    5,217

  • Модераторы
  • 5,217
  • 43,386 posts
  • Город: Санкт-Петербург
  • Имя: Андрей

Ren Ren    2,650

  • Users
  • 2,650
  • 12,732 posts
  • Город: Москва
  • Имя: Сергей

Nim Shehit    4,110

  • Дольше жизни - не живём, раньше смерти - не помрём.
  • Users
  • 4,110
  • 20,512 posts
  • Город: Baza
  • Имя: Жека

rusknife.com

Кое-что о ножах. 3. Призраки Афганистана

Конечно, нож, который я сделал, был далек от совершенства. Латунь – не самый лучший материал для клинка. Нож легко было точить. Но и тупился он быстро. Увы, другого материала у меня не было. Речь о другом. Перед самой отправкой в Афганистан я как-то, по случаю, зашел в охотничий магазин. Полюбовался оружием, шикарными охотничьими ножами. Увы, для покупки даже охотничьего ножа мне нужен был охотничий билет. Но охотничьего билета у меня не было. И даже если бы и был, возможно, я смог бы провести нож в багажном отделении самолета до Ташкента. А вот таможню в Тузеле прошел бы едва ли. Не только потому, что нашлись бы какие-нибудь, запрещающие провоз ножей, приказы. А просто потому, что нож понравился кому-то из таможенников. Забавно, в Афганистане Родина доверяла мне стрелять из любого вида оружия. А вот привезти офицеру на войну удобный нож, не доверяла. Вот и приходилось мне делать нож из подручных материалов. Прошло еще несколько дней прежде, чем я смог похвастаться перед Шафи своей поделкой. Мы встретились с ним у развалин одной из крепостей. Место встречи было не совсем обычное. Мы ни от кого не прятались. Несколько минут бродили по развалинам, заброшенному винограднику, сидели в тени небольшой березовой рощи. Цель этой прогулки была мне не совсем понятна. Хотя не нужно было быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что это какая-то очередная проверка. - Дыши. - Сказал Шафи. - Ты должен научиться дышать. Вдыхать запахи. Вбирать в себя тепло цветов и дуновение ветра. Учись слушать! Что говорят цветы и птицы, ветер и тишина, деревья и камни. Все они живые. Нужно только научиться понимать их язык. У каждого из них есть своё имя. Вот "Дерево, грустящее над арыком", вот "Камень, лежащий у обочины". А вот и "Ветка виноградной лозы, любящая солнце". Когда ты познакомишься с ними поближе, ты никогда не спутаешь одно дерево с другим. На винограднике ты будешь знать каждую лозу. И по легкому дуновению распознавать настроение ветра, по прозрачности воды - мысли арыка. Тогда они станут твоими друзьями. И всегда предупредят об опасности. О засаде, спрятавшейся в роще. О враге, притаившемся за камнем. Всегда укроют тебя от них. И помогут... На прощание я протянул Шафи то, что уже долгое время жгло мои руки - свой последний нож. Шафи не удивился. Он согласно кивнул головой: "Это то, что нужно". Словно знал, что сегодня я принесу именно этот нож. И у меня в голове возникло совершенно безумное предположение, что форму ножа мне подсказали учитель Шаталов и Шафи. Когда навещали меня в инфекционном госпитале. Но их не могло быть там! Это были всего лишь галлюцинации. Или я все-таки ошибаюсь: и они там были? На следующий день мы встретились в крепости Шафи. Там меня ожидал настоящий пир. Стол ломился от угощений. И хотя вместо стола в центре комнаты была постелена циновка - угощений было действительно много. - Что празднуем? - Не удержался я от вопроса. - Обедаем. - Ответил Шафи с лукавой улыбкой. - Командиру надо набираться сил после болезни. В этом Шафи, конечно же, был прав. После госпиталя я еще не совсем оправился. Кружилась голова, слабость была просто потрясающая. Каждый шаг давался с большим трудом. А еще - постоянный страх потерять сознание. Никогда не думал, что можно быть таким слабым. Таким слабым, как я. Мне постоянно слышались какие-то голоса (точнее, как бы странно это не звучало, но скорее это были не голоса, а чьи-то мысли). Казалось, что тени необыкновенных бесформенных существ окружают меня. Они были похожи на сгустки энергии, мыслящую пустоту. Иногда они разговаривали со мной. Но в памяти не оставалось почти ничего из того, о чем они говорили. Чаще они разговаривали между собой. Я улавливал обрывки их слов (точнее мыслей). И понимал, что они "говорили" обо мне. Говорили в третьем лице - "Он, его, о нем". Говорили на незнакомом, но понятном мне языке. Возможно, это были какие-то местные прищраки? Но, скорее всего от слабости, после тифа, у меня были обычные галлюцинации. После обеда началось что-то совершенно непонятное. Шафи достал из небольшого сундука все мои самодельные ножи. Включая последний, сделанный после госпиталя. Завязал мне глаза черным платком и разложил ножи передо мною. - Сейчас ты должен выбрать свой нож. - В голосе Шафи послышалась какие-то новые нотки. - Как я его узнаю? - Ты не ошибешься. У него будет теплая рукоятка. Не думай, что выбор только за тобой. Нож тоже выбирает. Если ты ему понравишься - он даст тебе об этом знать. От этого попахивало какой-то мистикой. Нож не может выбирать себе хозяина! Да, и насчет теплой рукоятки у меня были большие сомнения. Возможно, последний нож был сделан более качественно, чем остальные. И рукоятка его могла лучше лечь в руку, чем у других ножей. Но от одного из ножей действительно шло какое-то необыкновенное тепло или излучение. Мне показалось, что от него шло не тепло, а свет. Это было очень необычное ощущение. Я снял повязку. В руке был мой последний нож. Коготь тигра. P.S. На фото: с любимой кружкой на Тотахане (отм. 1641 м.) © Александр Карцев (http://kartsev.eu)

fishki.net

Пчак и корд. Узбекские и таджикские ножи

При всем обилии информации, точного ответа на вопрос, что считать «правильным» пчаком или кордом , видимо, не существует. Не ясно даже, чем отличается пчак от корда и отличается ли вообще…(ведь и то и другое в переводе с национального языка означает просто «НОЖ») . А ведь есть еще иранский кард…

Начнем  с простого.  На этих фотографиях изображен нож, который любой человек, хоть как-то интересующийся ножами или бывавший в Средней Азии, назовет «ПЧАК», или, по-узбекски, «ПИЧОК». Облик пчака своеобразен и легко узнаваем.

Это — самый распространенный пчак с клинком «кайке». Такой клинок подразумевает поднятие острия над  линией обуха на 3-8 мм. Более продвинутые и любознательные скажут, что это «Андижанский пчак».

Кто-то еще добавит: «Шархон».

 Сам клинок пчака традиционно выковывается из углеродистой стали (в отдаленные времена использовалось сломанное оружие или слитки железа из Индии, с 19-20 века  в ход пошли  автомобильные рессоры, обоймы подшипников и другие подручные материалы,  в настоящее время чаще всего используются прутки заводской стали типа ШХ-15, У12 , 65Г или  дешевая арматура из Ст3).

В Узбекистане до сих пор говорят: «Пичок из углеродки – для работы, из нержавейки – для украшения!»

Если клинок изготовлен из высокоуглеродистых инструментальных (У12) или подшипниковых (ШХ15) сталей (что позволяет получить более качественное изделие), то к нему обычно приваривают хвостовики из Ст3, что заметно в виде треугольника возле рукояти пчака.

Кстати, так же поступают многие японские и российские мастера, например, Г.К. Прокопенков. Это связано с тем, что  У12 и ШХ15 имеют невысокую ударную вязкость и прочность и, если клинок с хвостовиком выкованы из единого куска стали, велика вероятность  слома  клинка в районе    шейки, например, при падении.
Длина клинка обычно составляет 16-22 см,  толщина  всегда клиновидно уменьшается от рукояти к острию, причем у рукояти она может быть 4-5 мм. В сечении клинок пчака  тоже клиновидно сужается от обуха к лезвию. Спуски, как правило, прямые, редко встречаются выпукло- или вогнуто-линзовидные. Ширина клинка может быть до 50 мм. Все это вместе дает неплохую геометрию ножа и обеспечивает эффективный рез любых пищевых продуктов.
Как уже было сказано, сталь на пчаках используется углеродистая, из того, что есть под рукой, закалка (как правило, зонная – только у режущей кромки) обычно проводится до  50-52 ед по Роквеллу, реже  до 54-56 и то только в последнее время.  С одной стороны, твердость в 50-54 ед не дает долгого удержания остроты режущей кромки, но зато позволяет править такой нож на чем угодно (обычно используется дно керамической пиалы, но существуют и специальные камни традиционной формы для правки пчаков и ножниц), что, конечно, является большим плюсом. Но в этом случае нож быстро стачивается и превращается чуть ли не в шило, поэтому  приходится покупать новый. Хотя стоимость пчаков (не сувенирных) всегда была небольшой.
 В последнее время все чаще встречаются пчаки из  стали ШХ-15, которая может быть закалена до 60 ед Роквелла, что мы и видим на некоторых клинках.

Такие твёрдые клинки делают специально для российского и украинского рынка, чтобы конкурировать с японскими кухонными ножами. С моей точки зрения, такая твердость не очень оправдана, ибо пчаки имеют очень тонкое сведение  и работа такими ножами требует определенных навыков и специальной техники, иначе клинок будет выкрашиваться и ломаться (аналогично японским кухонникам).

С другой стороны, калить ШХ-15 до 50-52 единиц (норма для пчака) особого смысла нет — просто перевод добротного материала.

Поверхность клинков из углеродистых сталей обычно оксидируют (воронят), погружая в раствор наукатской глины (традиционно), железного купороса или хлорного железа, из-за чего клинок приобретает темно-серый с голубым или желтым отливом цвет, украшают долом («комалак», причем если дол один, то он обязательно будет со стороны тамги), выбитым клеймом («тамгой») или гравировкой. Выбитые углубления  заливают латунью.На углеродистых клинках часто заметна зона закалки.

Названия частей пчака представлены ниже:

        

«ГЮЛЬБАНД», или  больстер отливают из легкоплавкого олова или сплавов олова со свинцом, паяют из листовой латуни или мельхиора и заливают оловом или его сплавом.  Замечу, что использование свинца при приготовлении пищи не есть хорошо, и желательно ножи со свинцом не использовать (или, по крайне мере, покрыть лаком). Отличить свинец можно, попробовав паяльником (свинец плавится хуже), он сильно окисляется, приобретая темно-серый оттенок, пачкается (как газетная бумага). Мне лично кажется, что использование свинца и сплавов — это издержки легкодоступности  старых автомобильных аккумуляторов и баббитов из подшипников.

Украшают гюльбанд гравировкой (традиционно – узбекским растительным орнаментом «ислими»), часто с заливкой углублений эмалевой краской (черной, красной, зеленой), а также вставками из перламутра («садаф»), бирюзы  или стразами.

«БРИНЧ» — полоска листовой латуни или мельхиора, толщиной до одного миллиметра, припаиваемая по периметру хвостовика при накладном монтаже рукояти(«ерма доста»). На бринч  приклепывают накладки рукояти, украшают  гравировкой и декоративным оксидированием. Замечу, что обычно бринч выступает за пределы хвостовика на 1-2 мм, и между накладками и хвостовиком остается воздушный зазор.

Смысл этого действия не очень понятен, разве что для экономии материала накладок, когда используется дорогой материал (например, слоновая кость). Возможно, такая конструкция позволяет демпфировать напряжения в рукояти, т.к. такой же монтаж традиционно применяют в рукоятях среднеазиатских сабель (заполняя воздушные полости мастикой).

 

«ЧАКМОК» или навершие.

Специально изготовленное и украшенное навершие применяют на дорогих пчаках при накладном монтаже («ёрма доста»), в виде металлических притинов, или всадном монтаже рукоятей («сукма доста») из полого рога, в этом случае его выполняют методом пайки из мельхиора, латуни.

Украшают гравировкой, садафом, стразами.

На недорогих пчаках чакмок обозначают путём изменения сечения рукояти (из округлого в прямоугольное) и/или наличия клювообразного выступа.

«ДОСТА» — черен, рукоять.

Для изготовления  используют местное дерево (абрикос, чинара), текстолит, оргстекло, кости, рога, паяют из листового металла (мельхиор, латунь)

Дерево, текстолит и кость обычно не украшают, в оргстекло вставляются  цветные «глазки» и проволока, рог украшают декоративными гвоздиками, вставками из садафа или стразами, на металлические рукояти наносится гравировка, обычно в виде растительного, цветочного («чилмих гули») орнамента с добавлением стразов.

Черен рукояти с накладным монтажом («ерма доста») обычно имеет одинаковую толщину и у гюльбанда и у чакмока, реже утолщается к чакмоку. Нередко толщина такой рукояти превышает ее ширину – это удобно при традиционной нарезке овощей при приготовлении узбекских блюд: плова, салатов  «чучук», или «шакароб»

«ТАМГА» — клеймо
Как правило, каждый мастер («усто»), производящий какое-либо изделие (особенно ножи), применяет цеховое клеймо (тамгу).

Для узбекских мастеров  в центре тамги обычен полумесяц (как символ веры), часто используются звезды (говорят, что их число раньше обозначало число детей-наследников или учеников, ставших мастерами) и символ хлопка.

На современных клеймах может встретиться все, что угодно – даже изображение автомобиля.

Надо отметить, что в настоящее время для идентификации мастера полностью полагаться на тамгу нельзя. Я видел тамгу, которую используют как минимум четыре разных мастера (хотя, может, делает и один, но продают от своего имени разные люди).

Как и к любому хозяйственно-бытовому ножу, к пчаку полагаются ножны. Как правило, они не отличаются добротными материалами и качеством изготовления. На сегодняшний день  обычно это кожезаменитель с картонными вставками, иногда украшенный аппликацией и имитацией бисера.

Более дорогие пчаки могут иметь ножны из кожи, украшенные тиснением или плетением из кожаного шнурка.

Редко встречаются ножны  металлические (мельхиор, латунь) с гравировкой или комбинированные (кожа, дерево, металл).

В завершение обзора андижанского пчака приведу цитату из статьи О. Зубова «Знак мастера» (журнал «Вокруг света» № 11 за 1979 год):

« …Широкий, звенящий с черно-фиолетовым отливом, инкрустированный красными, зелеными, голубыми и белыми камешками – крапинками, на лезвии сияют три звезды и луна – древнее клеймо Абдуллаевых.

Этот нож – незаменимый помощник за трапезой в кругу друзей, неотъемлемая часть узбекской кухни.«Можешь резать хлеб, можешь чистить картошку, а можешь повесить на ковер и смотреть – все можешь!» – сказал мастер. И, помолчав немного, улыбнулся: «Но лучше всего  — резать дыню!»

Рассматривая  узбекские пчаки, волей-неволей задаешься вопросом о том, что же привело к появлению именно такой формы лезвия. 

Дело в том, что такая форма  подходит исключительно для приготовления пищи, в то время как у соседних народов типичным был нож, которым хоть как-то можно было защищаться и использовать для других (не поварских) нужд, то есть во всем мире были в употреблении более универсальные ножи.  У узбеков такие ножи тоже были, но… только до 14 века. Точная причина возникновения такой формы не известна, но если вспомнить, что 14 век – это век империи Тимура (Тамерлана), империи с централизованной властью и жесткими законами, то можно предположить, что чиновники Тимура, или он сам, были несколько обеспокоены  подчинением завоеванных народов, и, дабы не допустить появ

tathunter.ru

Несущие смерть.

Страница 1 из 2

Оружие Индо-Иранского региона. Индо-Иранский регион включает в себя, кроме заглавных стран, Афганистан, Бангладеш и Пакистан.

Индо-Иранский регион включает в себя, кроме заглавных стран, Афганистан, Бангладеш и Пакистан. Народы этого региона всегда было тесно связаны между собой торговлей, культурой и общей историей.

И это притом, что их территории населены множеством народов, с разными языками, религией и культурой. Такое этнокультурное разнообразие привело к фантастическому богатству форм холодного оружия, которое использовалось не только в боевых действиях, но и на охоте, пристрастие к которой питали обитатели Индостана.

Хотя история региона насчитывает тысячелетия, вероятно, из-за климатических условий до сегодняшних дней практически не сохранилось холодное оружие, создававшееся до вторжения Великих Моголов (начало XVI века). И если не затрагивать бронзовое оружие Луристана, мы можем опираться только на образцы последних четырех веков.

Несмотря на то что после подавления восстания сипаев в 1857 году началось всеобщее разоружение населения и множество старых арсеналов было уничтожено, уцелело довольно много как очень богато украшенного, так и простого, недекорированного оружия. Большая часть сохранившегося оружия находится в Англии, как в частных коллекциях, так и в крупных музеях. Кроме того, довольно крупные коллекции есть в Дании и в России, в основном  в Эрмитаже.

Не будем забывать, что в Индо-Иранском регионе было огромное разнообразие копий, булав, секир и топоров, а также различное специфическое оружие. Например, разнообразные кастеты, порой непривычных для европейца форм, как багнак (bagh nakh) «тигриные когти» — конструкция из двух колец, надеваемых на мизинец и указательный палец и соединенных перемычкой с металлическими когтями.

Но вернемся к теме нашей статьи. Индийскими и европейскими исследователями выработано несколько вариантов классификации клинкового оружия. Чаще всего предлагается следующая классификация (Г.Н. Пант, И.Ю. Котин, Е.Н. Успенская).

Ножи — оружие с короткими плоскими клинками и односторонней заточкой.Кинжалы — обоюдоострые клинки малой и средней длины.Мечи — боевое оружие с длинными и тяжелыми клинками разной формы (обоюдоострые, с полуторной или односторонней заточкой).

В этой классификации мечи объединены с саблями в категорию № 3, но я предлагаю рассматривать сабли отдельно, выделяя четвертую группу.

Сабли — боевое оружие с искривленным клинком и односторонней заточкой по выгнутой части клинка.

Ножи.

Ножи — универсальное оружие, являющееся средством защиты и нападения. Форма их крайне разнообразна.

Пожалуй, наиболее классическим и распространенным клинком является кард (kard). Он имеет прямой клинок с прямым толстым, часто очень красиво выделанным обушком, и незначительно расширяющимся в сторону рукояти лезвием. Перекрестье отсутствует. Рукоять чаще всего из объемных накладных роговых или костяных щечек, наклепанных на хвостовик, у лезвия — более узкая и расширяется к пяте. Ножны конические, кожаные, иногда обшитые шелком. Кард в них «утоплен» почти на две трети рукоятки (аналогично более привычным нам финским ножам). Размеры карда — 30–45 см. Кард рассчитан скорее на колющий удар.

Кубер «хaйберский нож» (khayber), местное название салавар ятаган — обладает тяжелым прямым, Т-образным в сечении клинком значительной длины. Обух чаще всего прямой, невыделанный, с лезвием, значительно расширяющимся к рукояти, так что часто нижняя часть лезвия играет роль гарды. Рукоять, как правило, из двух роговых или костяных щечек, причем, если щечки костяные, часто они состоят из нескольких кусков кости. Но, видимо, функциональность их была так высока, что после вторжения афганцев в Индию эти ножи прижились и в Северной Индии, где можно встретить богато украшенные образцы куберов. Ножны конические, деревянные и обтянутые кожей или тканью, часто с длинным металлическим наконечником. Рукоять «уходит» в ножны, как у карда. Размеры куберов — 45–100 см. Эти тяжелые рубящие ножи-тесаки, упоминаемые Киплингом, были традиционным рубящим оружием пуштунских племен, проживавших в районе Хайберского прохода.

Чоора «чура» (сhoora) — это афганский нож с прямым, Т-образным в сечении клинком. Обух прямой, иногда грубо украшенный у рукояти растительным или геометрическим орнаментом. Клинок, плавно сбегающий к рукояти, в паре сантиметров от нее резко расширяется. Таким образом, при колющем ударе рука не соскользнет на клинок. Кончик клинка, напоминающий граненое шило, идеально подходит для пробивания плотного ватного халата, распространенного в тех местах. Рукоять из двух костяных, роговых или чередующихся наборных щечек, расширяющаяся на конце небольшими «ушами», погружается в деревянные ножны, обклеенные кожей или обложенные прочеканенным металлом, именно по эти «уши». Размер чооры в среднем — 30–35 см.

Каруд (karud) — боевой нож, распространенный в Северной Индии и Афганистане, напоминает сильно гипертрофированную чоору. Та же форма лезвия, то же сечение. Только клинок массивнее, длиннее и толще. Служил для пробивания доспехов. А рукоять — очень массивная, из двух щечек, чаще костяных. Клинок в большинстве случаев декорирован золотой насечкой. Рукоять по клювообразную головку «садится» в ножны. Ножны деревянные, обтянутые кожей или бархатом, чаще всего с металлическим устьем и наконечником. Размер —  35–50 см.

mensby.com