Карл (самоходная мортира). Адам немецкий танк


Мортира Адам - это... Что такое Мортира Адам?

Самоходная мортира «Адам» История Размеры Бронирование Вооружение Подвижность
Классификация самоходная мортира
Боевая масса, т 126
Экипаж, чел. 16
Производитель Rheinmetall-Borsig AG
Годы производства 1940—1941
Годы эксплуатации 1940—1945
Количество выпущенных, шт. 6-7
Основные операторы
Длина корпуса, мм 11 370
Ширина корпуса, мм 3160
Высота, мм 4780
Тип брони стальная катаная
Калибр и марка пушки 600-мм
Тип пушки мортира
Длина ствола, калибров 8,44 (600-мм)
Боекомплект пушки 4 выстрела
Углы ВН, град. +70°
Углы ГН, град.
Дальность стрельбы, км 4500 м (бетонобойный снаряд)6700 м (фугасный снаряд)
Тип двигателя V‑образный 12‑цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 750
Скорость по шоссе, км/ч 10
Тип подвески торсионная, гидравлическая, с возможностью опускания корпуса на грунт

Боевой путь

Самоходная мортира «Адам» является первой мортирой типа «Карл». В ноябре 1940 года мортира «Адам» была передана в войска. На момент передачи в войска мортиры «Адам» и «Ева» были включены в состав 1-й батареи 833-го дивизиона группы армии «Юг». К началу войны мортиры 1-й батареи должны были дислоцироваться в районе так называемой «Линии Молотова», для её уничтожения. Однако после выгрузки мортир под Тересполем, когда они уже двигались к боевой позиции своим ходом, у установки «Ева» внезапно сломалась гусеница и по этой причине в боях она не участвовала. Мортира «Адам» выпустила 4 снаряда по «Линии Молотова». В итоге, 1-ю батарею отправили обратно в Германию по причине отсутствия необходимости в её использовании, а также из-за технических трудностей использования этих самоходных орудий. В 1945 установка «Адам» стала трофеем Красной армии (сегодня она находится в экспозиции бронетанкового музея в Кубинке). Мортиры «Ева» и «Локи» были захвачены армией США. Остальные мортиры «Циу», «Тор», «Один», «Фенрир» были уничтожены самими немцами.

Самоходная мортира «Карл» (установка «Адам») в Кубинке

dic.academic.ru

Карл (самоходная мортира) — WiKi

Самоходная мортира «Карл» (нем. Gerät 040 — изделие 040; после модернизации — нем. Gerät 041) — немецкая тяжёлая самоходная мортира периода Второй мировой войны. Всего было построено семь экземпляров. Использовались при штурме крепостей и сильно укреплённых позиций противника.

Самоходная мортира «Карл» (Gerät 040) Классификация Боевая масса, т Экипаж, чел. История Разработчик Производитель Годы производства Годы эксплуатации Количество выпущенных, шт. Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм Ширина, мм Высота, мм Бронирование Тип брони Лоб корпуса, мм/град. Борт корпуса, мм/град. Корма корпуса, мм/град. Днище, мм Крыша корпуса, мм Вооружение Калибр и марка пушки Тип пушки Длина ствола, калибров Боекомплект пушки Углы ВН, град. Углы ГН, град. Дальность стрельбы, км Подвижность Тип двигателя Мощность двигателя, л. с. Скорость по шоссе, км/ч Тип подвески
Карл
Самоходная мортира «Карл» во дворе завода Рейнметалл-Борзиг, 1940 год.
самоходная мортира
126
16
Rheinmetall
Rheinmetall-Borsig AG
1940—1941
1940—1945
1 прототип и 6 серийных САУ
11 370
3160
4780
стальная катаная
10
10
10
10
10
600-мм (040), 540-мм (041)
мортира
8,44 (040), 11,5 (041)
4 выстрела
0…+70°
4.5 км (бетонобойный снаряд), 6.7 км (фугасный снаряд)
V‑образный 12‑цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения
750
10
торсионная, гидравлическая, с возможностью опускания корпуса на грунт
 Карл на Викискладе

История создания

История самоходной мортиры «Карл» началась в 1935 году с разработки фирмой «Рейнметалл-Борзиг» нарезного миномёта калибра 600 мм, который мог выпускать снаряды весом до четырёх тонн на расстояние немногим более тысячи метров. Проектирование велось под руководством генерала от артиллерии Карла Беккера, поэтому машина, имевшая заводской индекс Gerät 040 (изделие 040), получила полуофициальное имя «Карл». Опытный образец орудия изготовили в 1937 году. Внушительная мортира, весившая порядка 55 тонн, забрасывала двухтонные снаряды на расстояние до 3 000 м. Столь впечатляющее орудие имело только один существенный недостаток — громоздкость, поэтому в том же году начались работы по созданию для него самоходного лафета. Когда лафет был разработан, общий вес артсистемы достиг 97 т. После получения конструкторами задания забронировать лафет, масса установки поднялась уже до 126 т. Также модернизировали ствол орудия, доведя его длину до 5 108 мм и подняв тем самым дальнобойность до 4 000 м. Прототип с восьмикатковым гусеничным шасси был успешно испытан в мае 1940 года. Затем с ноября 1940 по август 1941 года строилась небольшая партия установок.

Фирма «Рейнметалл-Борзиг» изготовила один прототип и шесть боевых самоходных мортир. Поскольку установки были единичными изделиями, каждая из них получила собственное имя:

В ноябре 1940 года первая мортира, «Адам», была передана в войска. До середины апреля 1941 года были сданы три установки — «Ева», «Тор» и «Один», а к концу августа ещё две — «Локи» и «Циу».

Существовала также седьмая установка, названная именем «Фенрир», однако она использовалась в основном для испытаний и не применялась в боях. Возможно, под этим именем имеется в виду установка-прототип, построенная в мае 1940 года.

Описание конструкции

Ходовая часть

Уникальной особенностью этого орудия является наличие у него гусеничной части, с помощью которой орудие могло самостоятельно передвигаться на короткие расстояния со скоростью до 10 км/ч. Конструктивно ходовая часть представляла собой гусеничную машину со сварным броневым корпусом, усиленным рёбрами жёсткости. В носовой части корпуса был установлен 12-цилиндровый рядный дизельный двигатель жидкостного охлаждения Daimler-Benz 507 мощностью 750 л. с., и гидромеханическая трансмиссия с тремя включаемыми по очереди гидротрансформаторами. Двухступенчатый планетарный механизм поворота оборудован пневматическим сервоприводом. Непосредственно ходовая часть серийных машин несколько отличалась от ходовой части прототипа и применительно к одному борту состояла из одиннадцати опорных катков малого диаметра с индивидуальной торсионной подвеской, пяти поддерживающих роликов, ленивца заднего расположения и переднего ведущего колеса. Ширина гусеничной ленты цевочного зацепления составляла 500 мм, площадь опоры — 7 м².

Для обеспечения необходимой устойчивости при стрельбе машина перед стрельбой опускалась днищем на грунт. Для этого торсионная подвеска опорных катков гусеничной ходовой части была связана с расположенным в корме механизмом опускания машины на грунт. Приводимый в действие от двигателя редуктор посредством рычажной системы поворачивал на определённый угол противоположные балансирам концы торсионов. Перевод машины из походного положения в боевое (с опусканием машины на землю) занимал 10 минут.

Артиллерийская часть

  Самоходные мортиры «Карл» на огневой позиции. Установки вооружены мортирами калибром 540 мм

Артиллерийская часть машины представляла собой 600-мм нарезную мортиру, установленную в станке в середине корпуса. Ствол мортиры — моноблок. Замок клиновой горизонтальный, с цилиндро-призматическим клином. С помощью подъёмных механизмов обеспечивалось достижение максимального угла возвышения ствола +70°, угол горизонтальной наводки составлял 4°. Механизмы наводки приводились в действие вручную. Для погашения сильной отдачи мортиры была разработана двухступенчатая система отката — при выстреле происходил откат не только ствола в люльке, но и всего станка в корпусе машины.

Для стрельбы были разработаны лёгкий и тяжёлый бетонобойные снаряды с весом 1700 кг (в том числе 280 кг взрывчатых веществ) и 2170 кг (в том числе 348 кг взрывчатых веществ), а также фугасный (Sprenggranate) массой 1250 кг (в том числе 460 кг взрывчатых веществ).

Бетонобойный снаряд весом 2170 кг выстреливался с начальной скоростью 220 м/с и пробивал бетонную стену толщиной от 3 до 3,5 м или стальную плиту толщиной 450 мм. Начальная скорость фугасного снаряда составляла 283 м/с, стрельба им велась на дальность в 6 700 м. Максимальное время полёта снарядов составляло 49 секунд.

Скорострельность орудия составляла один выстрел в 10 минут.

Боекомплект орудия составлял восемь выстрелов раздельно-гильзового заряжания (заряд постоянный) и перевозился на транспортёрах боеприпасов, специально сконструированных на базе танка PzKpfw IV. Каждый транспортёр имел 2,5-тонный кран, который поднимал снаряды и укладывал их на лоток мортиры. На лотке помещалось три снаряда.

В 1943 году по крайней мере две мортиры («Локи» и «Тор») после выработки гарантийного ресурса получили взаимозаменяемые 540-мм стволы длиной 11,5 калибра. После модернизации установки стали обозначаться «Gerät 041». Снаряды этих мортир массой 1580 кг (бетонобойный) и 1250 кг (фугасный) выстреливались на дальность до 10 400 м. В остальном характеристики установки остались без изменений. Имеющаяся фотография (справа), на которой запечатлены перевооружённые 540-мм стволами мортиры, позволяет предполагать, что такими стволами было перевооружено по крайней мере три мортиры (то есть, «Локи», «Тор» и некая третья).

Транспортировка

  Транспортировка самоходной мортиры «Карл» по железной дороге.

Используя самоходный лафет, мортира могла самостоятельно маневрировать со скоростью до 10 км/ч, однако запас хода установки был весьма ограничен. При перевозке по железной дороге установка подвешивалась между двумя специально оборудованными пятиосными платформами. По шоссе машина перевозилась в разобранном виде на трейлерах. С этой целью установка разбиралась на четыре части:

  • повозка ствола весом 42 т;
  • верхний лафет весом 41,8 т;
  • мост и ходовая часть весом 21,6 т;
  • самоходный лафет весом 82,3 т.

При этом самоходный лафет устанавливался на шестиосный трейлер, а для перевозки остальных частей использовались три четырёхосных платформы.

Служба и боевое применение

  Бетонобойный снаряд «Карла»

Самоходные мортиры «Карл» состояли на вооружении 628-го и 833-го дивизионов артиллерии особой мощности вермахта (по три орудия в каждом дивизионе; позднее одна мортира была передана из 628-го в 833-й дивизион, в котором сформировали две батареи по два орудия). Тактически орудия этого типа предназначались для разрушения сильно укреплённых фортификационных сооружений, в частности, фортов французской линии Мажино. Однако из-за скоротечности французской кампании машины так и не были применены для её штурма — к окончанию кампании был готов только прототип машины, да и штурмовать линию Мажино в конечном итоге не понадобилось.

1-ю батарею 833-го дивизиона («Адам», «Ева» и 60 снарядов) доставили в расположение 17-й армии (группа армий «Юг»), а 2-ю батарею («Тор» и «Один» и 36 снарядов) перевезли в Тересполь и придали группе армий «Центр». Батарея должна была участвовать в штурме Брестской крепости.

В боевых условиях мортиры были впервые применены 22 июня 1941 года — «Один» и «Тор» в составе батареи 833-го дивизиона неоднократно обстреливали Брестскую крепость. При этом в первый день применения после нескольких выстрелов в обеих установках произошло заклинивание снарядов и потребовалось время на устранение этой неполадки.

1-ю батарею, действовать которой предстояло в составе 4-го корпуса 17-й армии, доставили по железной дороге к Перемышлю. Двигаясь уже своим ходом к огневым позициям одна из самоходок — «Ева» — потерпела аварию (сломалась гусеница) и в боях не участвовала. Мортира «Адам» выпустила лишь 4 снаряда против советских фортификационных укреплений, так называемой «Линии Молотова», сопровождая своим огнём атаку 295-й пехотной дивизии. Кстати, охрану позиций «Карлов» поручили роте из состава этой же дивизии.

В рапорте от 23 июня 1941 года командование корпуса отметило отсутствие необходимости в дальнейшем использовать батарею «Карлов», обратив внимание на технические трудности использования этих самоходных орудий. В итоге 1-ю батарею отправили обратно в Германию.

Более подробные сведения обнаружены по части боевого применения 2-й батареи 833-го дивизиона, приданного 12-му пехотному корпусу 2-й танковой группы. Огневые позиции батареи находились под Тересполем у границы с Белоруссией на реке Западный Буг (с другой стороны реки находится город Брест).

О подготовке батареи к боевым действиям известно из рапорта, датированного 2 маем 1941 года. Рапорт описывает развертывание батареи для обстрела цитадели Брестская крепость:

Возможные места выгрузки, маршруты движения, огневые позиции, цели и наблюдаемые пункты разведаны к 1 мая:

  • Места выгрузки: два орудия разгружаются краном на ж/д станции Тересполь и собираются непосредственно на ж/д полотне. Место сборки следует укрыть от наблюдателей с вышек. Все работы по разгрузке и сборке необходимо выполнить за 1 ночь.
  • Все остальные элементы разгружаются на ж/д станции в 40 км западнее Тересполя, где есть капитально построенные платформы.

Первый состав с мортирами пришел на станцию выгрузки вечером 18 июня. Первая же мортира была собрана в ночь с 19 на 20 июня 1941 г. Вторая мортира была выгружена в ночь с 20 на 21 июня. Обе мортиры заняли позиции южнее Тересполя.

22 июня орудие № IV «Тор» выпустило 3 снаряда. Трудности возникли при подготовке к 4-му выстрелу, выстрел произвести не удалось. Мортира № III «Один» выпустила 4 снаряда, пятый выстрел сделать не удалось из-за дефекта снаряда. Разрядить оба орудия с заклиненными в казенниках снарядами удалось к вечеру 22 июня.

23 июня «Один» выпустил 7 снарядов, «Тор» не стрелял, по причине поломки. Утром 24 июня «Тор» произвел 11 выстрелов, «Один» — 6 выстрелов.

Всего израсходован 31 снаряд. Осталось 5 снарядов, три из которых не могут быть использованы для стрельбы.

В дневнике начальника немецкого Генштаба Гальдера за 24 июня 1941 года значится выдача указаний генералу артиллерии Бранду выяснить эффективность огня установок «Карл» по району Бреста. 28 июня отчет генерала Бранда был оглашен, действие артиллерийских систем «Карл» было признано весьма эффективным.

После взятия Брестской крепости удалось установить, что бетонные бункеры прямых попаданий вообще не получили. Размер воронок в грунте в радиусе 15 метров, в глубину 5 метров. Два снаряда не разорвались. При взрыве облако дыма и пыли поднималось на высоту 170 метров.

Отчёт об использовании мортир «Карл» был подан лично Адольфу Гитлеру.

6 августа 1941 года 833-й дивизион перевооружен на 8 буксируемых 210-мм мортир и отправлен на Восточный фронт. Мортиры «Карл» использовались при осаде Севастополя, совместно со сверхтяжёлым железнодорожным артиллерийским орудием «Дора».

Одну мортиру (скорее всего «Адам») после ремонта отправили в Тересполь для показа Бенито Муссолини, находившемуся в то время на Восточном фронте.

В рамках подготовки к атаке на Севастополь, запланированной на начало лета, 18 февраля 1942 года 833-му тяжелоартиллерийскому батальону было приказано сформировать батарею Карлов с 2 орудиями «Тор» и «Один». Чтобы свести к минимуму советский огонь, прежде чем они смогут перейти в боевое положение, для каждой гаубицы вырыты замаскированные окопы длиной 15 метров, шириной 10 метров и глубиной 3 метра. 20 мая 1942 года 11-я армия сообщила, что на фронте оба орудия и 73 тяжелых и 50 легких бетонобойных снарядов. 54-й армейский корпус доложил, что 19 тяжелых снарядов выпущены 2 - 6 июня, 54 - 7 июня и все 50 легких снарядов 8 - 13 июня. До конца месяца доставлены еще 29 тяжелых и 50 легких снарядов. Все 50 легких снарядов выпущены 30 июня и 25 тяжелых - на следующий день. 197-ю из этих снарядов обстреляны 2 305-миллиметровых двухствольных бронированных башни 30-й батареи береговой обороны, хотя поразили только 1 башню и выбили электричество во 2-й, которая была отремонтирована. 19 июля 1942 года батарее Карлов приказано отправить орудия для ремонта в Хиллерслебен.

В августе 1944 года установка «Циу» обстреливала Варшаву во время подавления Варшавского восстания.

В 1945 году мортиры под именами «Ева» и «Локи» были захвачены армией США. Кроме того, в руки американцев попала и опытная установка «Фенрир». Установка «Циу» стала трофеем Красной армии, захватившей её 20 апреля 1945 года в районе городка Йютербог. Остальные три установки были, по всей видимости, уничтожены самими немцами.

Сохранившиеся экземпляры

На 2012 год доподлинно известно о сохранности одной установки типа «Карл». Считалось, что это установка № VI «Ziu», захваченная частями РККА[1]. Ныне она экспонируется в музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке (Московская область) в крытом ангаре №6.

Однако во время реставрации под слоем краски с названием «Ziu» нашли надпись «Adam», и после реставрации оставили на корпусе именно это имя, что породило вопрос какую именно установку захватила Красная армия — «Адам», или «Циу»[1].

Машина в массовой культуре

Машина ограничено представлена в индустрии стендового моделизма. Сборные пластиковые модели-копии самоходной мортиры «Карл» в масштабе 1:35 выпускаются китайским предприятием Trumpeter, причём в вариантах как с 600-мм[2], так и с 540-мм орудием[3], а также железнодорожные транспортёры для мортир и подвозчик боеприпасов на базе PzKpfw IV[4]. В бумажном моделировании была выпущена 600 мм мортира «EVA» от GPM, в масштабе 1:25.

Самоходная мортира «Карл» присутствует в компьютерных играх «Блицкриг» и «Блицкриг II», где появляется в некоторых миссиях, при этом габариты, бронезащита, тихоходность и крайне низкий боекомплект отображены достаточно достоверно. Интересно, что целью одной из миссий в советской кампании игры «Блицкриг II» является уничтожение «Карла».

В компьютерной игре «В тылу врага 2: Братья по оружию» в миссии «Севастополь» кампании за СССР игроку даётся задание уничтожить две таких САУ.

В компьютерной игре World of Tanks была доступна всем игрокам с 1-го по 7-ое апреля 2014 года в специальном игровом режиме в качестве первоапрельской шутки. При этом модель техники была специально выполнена в грубом «восьмибитном» стиле.

В компьютерной игре Commandos: Beyond the Call of Duty в миссии Молот Тора необходимо уничтожить мортиру «Карл», находящуюся на железнодорожном транспортёре.

Во франшизе «Girls und Panzer» (серия аниме и манг), в первую очередь — в полнометражном фильме 2015 года — боевая единица университетской команды. ТТХ «Карла» авторами фильма несколько преувеличены.

Примечания

Литература

  • Шунков В.Н. Энциклопедия артиллерии особой мощности. — Минск: Харвест, 2004. — С. 311 - 316. — 446 с. — ISBN 9-85-131462-5. В.Н. Шунков. Вермахт. — Мн.: Харвест, 2004. — С. 239. — 448 с. — 5000 экз. — ISBN 985-13-1618-0. .
  • Jentz, Thomas. Bertha's Big Brother: Karl-Geraet (60 cm & 54 cm). — Panzer Tracts, 2001. — ISBN 0-9708407-2-1.
  • Сверхпушки для сверхустрашения // Вокруг света : журнал. — 2006. — № 2 (2785).

См. также

Ссылки

ru-wiki.org

самоходные мортиры Karl » Военное обозрение

Примерно в XV веке на полях сражений Европы появились артиллерийские орудия нового типа. Они имели короткий ствол большого калибра, «смотревший» вверх. Названное мортирой оружие предназначалось для обстрела вражеских городов с таким расчетом, чтобы ядра, камни или другие боеприпасы перелетали через крепостные стены. Со временем появились другие типы артиллерии, рассчитанные для стрельбы с большими углами возвышения – гаубицы и минометы – что привело к значительному сокращению количества мортир. Тем не менее, мортиры достаточно долго использовались армиями разных стран. Последние случаи боевого применения этого вида вооружений произошли в годы Второй Мировой войны, когда на фронт попали немецкие самоходные мортиры проекта Gerät 040.

В последние годы существования Веймарской республики ее руководство, опасаясь санкций со стороны стран, победивших в Первой Мировой войне, старалось засекречивать почти все свои проекты военного характера. Меньшей завесой тайны прикрывались только те программы, которые вписывались в условия Версальского мирного договора. Мощная артиллерия до определенного времени существовала только в виде проектов на бумаге, доступ к которым имел ограниченный круг лиц. В 1933 году власть в Германии сменилась, что привело к значительным изменениям в экономической, политической и социальной сферах. Среди прочего, новое руководство страны во главе с А. Гитлером не стало щепетильно относиться к мирному договору 1919 года, а то и открыто игнорировать его. Формирование Вермахта и изменение курса развития страны привели к началу нескольких серьезных проектов, в том числе и в области крупнокалиберной артиллерии.

Немецкие тяжелые 600-мм самоходные мортиры «Карл» (Gerät 040, «установка 040»). Рядом стоят транспортеры боеприпасов Pz.Kpfw. IV Munitionsschlepper

В 1934 году Управление вооружений сухопутных войск выдало промышленности задание на разработку тяжелого артиллерийского орудия, способного одним снарядом уничтожить или, как минимум, вывести из строя бетонный объект со стенками толщиной до 900 миллиметров. Задание было непростым и к его решению привлекли несколько фирм, среди которых оказалась Rheinmetall Borsig. Это предприятие первым выработало более-менее реалистичный облик нового орудия. При приемлемом метательном заряде и сносной отдаче гипотетическое орудие должно было выглядеть следующим образом: четырехтонный снаряд калибра 600 мм должен был выбрасываться из сравнительно короткого ствола со скоростью не более 100-110 метров в секунду. При навесной стрельбе 600-мм снаряд мог обеспечить уничтожение заданной цели на расстоянии до километра. В 1935 году руководство Вермахта поручило «Рейнметаллу» продолжить работы над проектом и довести его до состояния практически применимого орудия. На этом этапе будущая самоходная мортира получила наименование Gerät 040 («Установка 040») и неофициальное прозвище Karl. Последнее появилось благодаря участию в проекте генерала Карла Беккера. Представитель армии курировал проект и подал несколько оригинальных идей. В знак признательности инженеры «Рейнметалла» стали называть свое детище в честь Беккера.

Через два года после начала работ проект дошел до стадии испытаний прототипа. На полигон была доставлена мортира калибра 600 миллиметров, весившая 54,5 тонны. В ходе разработки заказчик пришел к выводу о недостаточной дальности стрельбы. Четырехтонный снаряд летел только на километр, а этого было мало. В результате консультаций и дополнительных расчетов инженеры и военные согласились с возможностью уменьшения массы боеприпаса вдвое. Двухтонный снаряд летел уже на три километра. В то же время, этот показатель тоже не устроил военных. В ходе доводки артиллерийской системы была увеличена длина ствола. На поздних стадиях разработки собственно мортиры этот параметр равнялся 5108 миллиметрам. Это привело к увеличению массы орудия и повысило дальность стрельбы более чем на треть.

Характеристики стрельбы нового орудия Gerät 040 вызвали неоднозначную реакцию военных. С одной стороны, 600-миллиметровый двухтонный снаряд полностью соответствовал требованиям по могуществу. С другой, дальность стрельбы всего в четыре километра была явно не достаточна для большинства случаев. Сверхмощная мортира могла не успеть сделать достаточное количество выстрелов и попасть под ответный огонь противника. Кроме того, у Германии не было и не предвиделось тягачей, которые могли бы буксировать новое орудие, что еще больше снижало живучесть на поле боя и исключало возможность сравнительно быстрого ухода с позиции. Исходя из этих соображений, в 1937 году проект «Карл» был продолжен. В середине июля-месяца фирма «Рейнметалл-Борзиг» получила задание сделать самоходный лафет для орудия Gerät 040. Учитывая массу самой мортиры, лафет-шасси пришлось конструировать с нуля, лишь используя некоторые наработки по другим темам.

В результате проектных и сборочных работ в 1940 году на полигон было привезено орудие с готовым гусеничным шасси. Основой самоходного лафета был двигатель Daimler-Benz DB507 мощностью в 750 лошадиных сил, размещенный в передней его части. Через гидромеханическую трансмиссию с тремя гидротрансформаторами крутящий момент передавался на ведущие колеса. Ходовая часть прототипа состояла из гусениц и восьми опорных катков на борт с торсионной подвеской. Серийные шасси получили по одиннадцать опорных катков на борт. Ввиду колоссальной силы отдачи орудия «040» пришлось применить в подвеске оригинальный механизм. Внутренние концы торсионов подвески не закреплялись жестко. Наоборот, они были соединены с подвижными рычагами. При подготовке к стрельбе специальный механизм опускания, расположенный в кормовой части шасси, сдвигал рычаги, из-за чего машина опускалась днищем на грунт. По окончании стрельбы операция повторялась в обратном направлении и самоходная мортира могла начать движение.

Само орудие к моменту установки на шасси выглядело следующим образом. 600-миллиметровый нарезной ствол длиной в 8,5 калибров выполнялся единым блоком с казенником и устанавливался на станке в средней части шасси. Механика подвеса орудия позволяла поднимать ствол на угол до 70° и поворачивать его в горизонтальной плоскости в пределах сектора шириной в четыре градуса. Огромная отдача компенсировалась сразу двумя комплектами противооткатных устройств. Первая система крепилась непосредственно к люльке ствола и брала на себя «первый удар». Вторая, в свою очередь, гасила откат станка мортиры. Для орудия Gerät 040 было разработано три крупнокалиберных боеприпаса. Легкий бетонобойный снаряд весил 1700 кг (280 кг взрывчатого вещества), тяжелый бронебойный имел массу в 2170 кг (348 кг взрывчатого вещества), а фугасный – в 1250 кг (460 кг взрывчатого вещества).

Готовая самоходная мортира весила 97 тонн, мощности двигателя хватало только для движения с небольшой скоростью. Тем не менее, боевой потенциал орудия выглядел многообещающе и на недостаточные ходовые характеристики просто закрыли глаза. Однако сравнительно небольшая для такого калибра дальность стрельбы потребовала обеспечить должный уровень защиты. После получения такого требования корпус шасси получил новую конструкцию из катаных броневых листов толщиной в 10 миллиметров. Немалые размеры шасси в сочетании с более толстым и прочным металлом привели к увеличению веса всей установки на 30 тонн. Именно в таком виде самоходные мортиры Gerät 040 пошли в серийное производство.

Ввиду сложности конструкции и отсутствия необходимости в массовом производстве, серия ограничилась всего шестью машинами. Каждая из них получила собственное имя. Начиная с ноября 1940 года, в войска поступили: Adam, Eva, Odin, Thor, Loki и Ziu. Как видим, первые два экземпляра самоходной мортиры были названы в честь библейских персонажей, а потом машины стали обозначать именами германо-скандинавских богов. Стоит отметить, позже это «разнообразие» было прекращено: «Адама» и «Еву», что называется, для порядка, переименовали в Baldur и Wotan соответственно. Кроме того, иногда встречаются упоминания о некой седьмой самоходке по имени Fenrir, однако точных данных о ее существовании нет. Возможно, этим именем обозначался первый прототип. Последняя из серийных самоходных мортир «Циу» была передана Вермахту в августе 1941 года.

Серийные машины имели немного лучшие характеристики, чем прототип. Тяжелый бетонобойный снаряд получал начальную скорость в 220 метров в секунду и на дальностях около четырех с половиной километров пробивал до 3,5 метра бетона, либо до 450 мм броневой стали. Следующий за пробитием взрыв гарантированно уничтожал живую силу и вооружение, находящееся внутри укрепления, а также приводил к обрушению конструкций. Более легкий фугасный снаряд имел немного большую начальную скорость – 283 м/с, что давало ему дальность полета в 6700 метров.

Новые самоходные мортиры были тяжелыми и достаточно сложными в эксплуатации. Поэтому вместе с собственно «Карлами» разработали несколько специальных средств для обеспечения доставки к району боя и боевой работы. Максимальная скорость самоходки около 10 км/ч не позволяла ей самостоятельно совершать длительные марши, да и запаса топлива в 1200 литров хватало всего на четыре часа хода. Поэтому основным способом перемещения сделали транспортировку по железной дороге. На двух пятиосных железнодорожных платформах монтировались специальные гидравлические краны. Перед погрузкой самоходка заезжала на рельсы, где ее крепили к стрелам кранов и вывешивали между платформ. Для транспортировки по автомобильным дорогам были изготовлены специальные трейлеры. На них самоходка грузилась в разобранном виде: ходовая часть, шасси, станок орудия и само орудие устанавливались на отдельные автоприцепы. По железной или автомобильной дороге САУ доставлялась в район боев, после чего, при необходимости, собиралась, заправлялась топливом и своим ходом добиралась до огневой позиции.

Помимо самих самоходных мортир на позицию выходили погрузчики боеприпасов. Каждой батарее «Карлов» придавалось по две машины с запасом по четыре снаряда и краном. Основой для транспортно-заряжающей машины стал танк PzKpfw IV. Таких машин было собрано всего 13 штук. Перед ведением огня самоходная мортира выходила на позицию, после чего расчет из 16 человек производил ориентирование и расчет направления на цель. Своим ходом Gerät 040 разворачивался в нужном направлении, механик-водитель приводил в действие механизм опускания, а другие номера расчета производили прочие приготовления. На всю подготовку к стрельбе уходило порядка десяти минут. После опускания самоходки на грунт расчет начинал готовить орудие к выстрелу. При помощи крана транспортно-заряжающей машины 600-миллиметровый снаряд загружался на лоток мортиры, откуда досылался в камору ствола при помощи механического досылателя. Далее та же процедура производилась с гильзой. Запирание ствола производилось при помощи клинового затвора. Для подъема ствола на нужный угол использовался механизм с ручным приводом. После поднятия ствола осуществлялась дополнительная наводка в горизонтальной плоскости. После заряжания и нацеливания расчет удалялся на безопасное расстояние и производился выстрел. Затем расчет опускал ствол в горизонтальное положение и снова заряжал мортиру. На подготовку к новому выстрелу уходило не менее десяти-пятнадцати минут.

Самоходные мортиры Gerät 040 передавались 628-му и 833-му дивизионам артиллерии особой мощности. Сперва шесть самоходок распределили между подразделениями поровну. Вскоре машину №4 «Один» передали в 833-й дивизион, а все шесть САУ собрали в три батареи по две единицы. Применить «Карлы» в бою первоначально предполагалось во время захвата Франции, однако эта кампания вышла довольно скоротечной и артиллерия особой мощности не понадобилась. Следующая подходящая цель нашлась только в июне 41-го. Перед нападением на СССР первая батарея 833-го дивизиона была передана группе армий «Юг», вторая – группе армий «Центр». В первые дни войны САУ Karl вели огонь по советским укреплениям, в том числе и по Брестской крепости. Ряд особенностей применения мортир повлек за собой нарекания артиллеристов и их командиров. Кроме того, при стрельбе возникло несколько проблем. Так, уже 22 июня в стволах «Одина» и «Тора» заклинили снаряды. После быстрого «ремонта» стрельба продолжилась. Общий расход снарядов за несколько дней составил 31 штуку. Первая батарея дивизиона участвовала в осаде Севастополя.

К осени 1941 года первые четыре САУ были отправлены на завод для ремонта и модернизации. При этом «Адам» и «Ева» ввиду загруженности производства простояли без дела почти год. Мортира «Тор», в свою очередь, за несколько месяцев выработала ресурс ствола и было предложено использовать при ремонте новое орудие аналогичного класса. Модернизация под названием Gerät 041 подразумевала замену родного нарезного ствола калибра 600 миллиметров на 540-мм мортиру. Примерно в то же время, когда решалась судьба «Тора», завод Rheinmetall Borsig закончил сборку пятого экземпляра под названием «Локи». Он сразу получил новый ствол меньшего калибра. Испытания орудия Gerät 041 сразу же показали большую его эффективность по сравнению с 600-мм мортирой. Меньший диаметр канала ствола и масса снаряда компенсировались большей длиной ствола – 11,5 калибра, что увеличило максимальную дальность стрельбы в полтора раза, до десяти километров.

Уже с двумя вариантами вооружения САУ «Карл» использовались на обоих европейских фронтах Второй Мировой войны. Они успели поучаствовать почти во всех операциях, где требовался обстрел хорошо защищенных целей. К примеру, во время Варшавского восстания самоходка №6 «Циу» обстреливала мятежников и разрушила несколько кварталов города. Характерной особенностью Gerät 040 была сравнительно низкая точность, которая позволяла его использовать только для стрельбы по большим площадным целям. Как результат, даже шесть построенных самоходок время от времени простаивали без дела ввиду отсутствия подходящих мишеней. С началом наступления союзнических войск в Нормандии командованию Вермахта пришлось использовать мортиры для обороны. Это, в конечном счете, плачевно сказалось на судьбе боевых машин. Уже летом 1944 года авиация союзников серьезно повредила САУ «Тор», обломки которой немного позже стали достоянием наступающих войск. В начале 45-го самоходки Wotan (бывшая «Ева») и Loki были взорваны экипажем и в разбитом виде достались американцам. Судьба «Одина» оказалась похожей – из-за невозможности эвакуировать ее взорвали.

С двумя оставшимися экземплярами (Adam/Baldur и Ziu) случилась весьма примечательная история. Дело в том, что обломки одной из машин так и не были найдены. Зато в апреле 45-го красноармейцы захватили САУ с бортовым номером VI. Позднее, исходя из немецких документов, было решено, что это «Циу». Эта самоходка стала экспонатом танкового музея в Кубинке. Во время реставрации, проводившейся через несколько десятилетий после включения Ziu в коллекцию музея, было решено счистить старую краску и покрасить САУ в исторически правильные цвета. После снятия очередного слоя краски на артиллерийской части «Карла» проявились буквы Adam. До сих пор нет точной информации, почему на одной и той же самоходке присутствуют два обозначения, и куда делась потерянная шестая машина.

Тяжелые самоходные мортиры Gerät 040/041 или Karl оказались последним представителем этого класса военной техники. Большая сложность эксплуатации вместе с недостаточными показателями дальности и точности в результате поставили крест на мортирах. После Второй Мировой войны функции артиллерийского вооружения, предназначенного для ведения огня по навесной траектории с большим возвышением, были возложены на крупнокалиберные минометы, а затем и на баллистические ракеты.

По материалам сайтов:http://vadimvswar.narod.ru/http://one35th.com/http://wotanks.com/http://ww2incolor.com/http://rkka1941.blogspot.com/

topwar.ru

Самоходная мортира «Карл» «Ева» «Локи» «Адам» «Циу» «Тор» «Один» - Мои статьи - Каталог статей

Самоходная мортира «Карл» (нем. Gerat 040, «установка 040») — немецкая тяжёлая самоходная мортира периода Второй мировой войны. Одна из самых мощных самоходных артиллерийских установок своего периода.

Мортира (нидерл. mortier) — артиллерийское орудие с коротким стволом (обычно длиной менее 15 калибров) для навесной стрельбы. Мортира предназначена главным образом для разрушения особо прочных оборонительных сооружений и для поражения целей, укрытых за стенами или в окопах.

Начиная подготовку к широкомасштабным военным наступательным операциям и считая необходимым разработку мощнейшей системы оружия, потребной для разрушения долговременных фортификационных сооружений, вроде французской линии Мажино, в конце 1935 г. германская фирма «Рейнметалл-Борзиг» приступила к проектно-конструкторским работам по созданию сверхтяжелой мортиры.

Проектирование велось под руководством генерала от артиллерии Карла Беккера, поэтому машина, имевшая заводской индекс Gerat 040 (Изделие 040), получила полуофициальное имя «Карл». Опытный образец орудия изготовили в 1937 году.

Внушительная мортира, весившая порядка 55 тонн, забрасывала двухтонные гранаты на расстояние до 3000 м. Столь впечатляющее орудие имело только один существенный недостаток — громоздкость, поэтому в том же году начались работы по созданию для него самоходного лафета. Когда лафет был разработан, общий вес артсистемы достиг 97 тонн. После получения конструкторами задания забронировать лафет, масса установки поднялась уже до 126 тонн. Также модернизировали ствол орудия, доведя его длину до 5108 мм и подняв тем самым дальнобойность до 4000 м. Прототип с восьмикатковым гусеничным шасси был успешно испытан в мае 1940 года.

Артиллерийская часть машины представляла собой 600-мм нарезную мортиру, установленную в станке в середине корпуса.Бетонобойный снаряд весом 2170 кг выстреливался с начальной скоростью 220 м/с и пробивал бетонную стену толщиной от 3 до 3,5 м или стальную плиту толщиной 450 мм. Мортира также могла стрелять фугасными снарядами. Начальная скорость фугасного снаряда составляла 283 м/с, стрельба им велась на дальность в 6700 метров. Максимальное время полёта снарядов составляло 49 секунд.

С помощью подъёмных механизмов обеспечивалось достижение максимального угла возвышения ствола +70°, угол горизонтальной наводки составлял 4°. Механизмы наводки приводились в действие вручную.

Для погашения сильной отдачи мортиры была разработана двухступенчатая система отката — при выстреле происходил откат не только ствола в люльке, но и всего станка в корпусе машины.Скорострельность орудия составляла 1 выстрел в 10 минут.

Боекомплект орудия составлял 8 выстрелов которые перевозились на транспортёрах боеприпасов, специально сконструированных на базе танка PzKpfw IV. Каждый транспортёр имел 2,5-тонный кран, который поднимал снаряды и укладывал их на лоток мортиры. На лотке помещалось 3 снаряда.

На своем самоходном лафете, мортира могла самостоятельно передвигаться со скоростью до 10 км/ч, однако запас хода установки был весьма ограничен.При стрельбе машина опускалась на землю днищем. Перевод орудия из походного состояния в боевое занимал в среднем 10 минут.

При перевозке на дальние расстояния по железной дороге установка подвешивалась между двумя специально оборудованными пятиосными платформами. По шоссе машина перевозилась в разобранном виде на трейлерах.

Поскольку установки были единичными изделиями, каждая из них получила собственное имя.В ноябре 1940 г. первая мортира "Адам" была передана в войска.До середины апреля 1941 года были сданы 3 установки — «Ева», «Тор» и «Один», а к концу августа ещё две мортиры — «Локи» и «Циу».

По некоторым данным, существовала также седьмая установка, названная именем «Фенрир», однако она использовалась в основном для испытаний и не применялась в боях. Возможно, под этим именем имеется в виду установка-прототип, построенная в мае 1940 года.

Самоходные мортиры «Карл» состояли на вооружении 628-го и 833-го дивизионов артиллерии особой мощности вермахта.

Из-за скоротечности французской кампании машины так и не были применены для штурма линии Мажино — к окончанию кампании был готов только прототип машины, да и штурмовать линию Мажино в конечном итоге не понадобилось.

В боевых условиях мортиры были впервые применены в июле 1941 года. Мортиры «Адам» и «Ева» из состава 1-й батареи 833-го дивизиона обстреливали Брестскую крепость. «Адам» произвёл 16 выстрелов, а у «Евы» при первом же выстреле в стволе заклинило снаряд, и установку отправили в Дюссельдорф.

2-я батарея 833-го дивизиона, состоящая из «Тора» и «Одина», находилась под Львовом. «Тор» произвёл 4 выстрела, а «Один» потерял гусеницу и огонь не вёл.

Весной 1942 года установки «Тор» и «Один» были доставлены под Севастополь, где произвели 172 выстрела тяжёлыми и 25 лёгкими бетонобойными снарядами (интересно, что большие, летящие сравнительно медленно снаряды, были хорошо видны в полёте и первоначально принимались защитниками Севастополя за тяжёлые реактивные мины).

В 1943 году по крайней мере две мортиры («Локи» и «Тор») после выработки гарантийного ресурса получили взаимозаменяемые 540-мм стволы длиной 11,5 калибра. После модернизации установки стали обозначаться «Gerat 041».

В августе 1944 установка «Циу» обстреливала Варшаву во время подавления Варшавского восстания.

В 1945 году мортиры «Ева» и «Локи» были захвачены армией США. Установка «Адам» стала трофеем Красной армии (сегодня она находится в экспозиции бронетанкового музея в подмосковной Кубинке). Остальные три установки были, по всей видимости, уничтожены самими немцами.

wot-f-11.clan.su

Немецкая мортира | Совершенное оружие

Эти тяжелые самоходные мортиры были самыми крупными из всех самоходных артиллерийских установок, которые применялись во Вторую Мировую войну. С 1940 по 1941 годы их было выпущено 7 единиц – один прототип и шесть серийных самоходок. Предназначались они, как правило, для разрушения долговременных оборонительных укреплений. Проектировались мортиры фирмой «Рейнметалл» под руководством начальника управлений вермахта, генерала артиллерии Карла Беккера. Впоследствии вся эта артиллерийская система была названа его именем.

Первая немецкая мортира, получившая собственное имя «Адам» была изготовлена в конце ноября 1940 года. К середине следующего года было выпущено еще три единицы: «Ева», «Тор» и «Один». К моменту нападения на СССР все они находились в составе 833-го тяжелого артиллерийского дивизиона, который включал в себя две батареи, на вооружении каждой их которых находилось по две самоходных мортиры. Одна из батарей – это были «Тор» и «Один» – находилась в составе группы армий «Юг», другая же – «Адам» и «Ева» – входила в группу армий «Центр». При помощи последних подвергалась обстрелу Брестская крепость. Но не совсем удачно: «Адам» смог произвести 16 выстрелов, а вот первый же выстрел «Евы» оказался затяжным – в стволе застрял снаряд – поэтому всю установку было решено отправить в Дюссельдорф для последующего ремонта.

Немецкая мортира «Тор» и пушка «Один» были дислоцированы вблизи Львова. Но и их участие в военных действиях не обошлось без казусов. Из «Тора» было произведено четыре выстрела, а вот из «Одина» не стреляли вовсе, поскольку при его транспортировке была утеряна… гусеница.

Впоследствии и «Тор» и «Один» активно использовались при осаде Севастополя. Здесь уже казусов не произошло. Их них было выпущено 172 тяжелых снаряда и 25 бетонобойных. Именно огнем этих мортир был подавлен огонь нашей 30-й береговой батареи.

К концу лета 1941 года вермахт получил еще две самоходных мортиры – «Локи» и «Зиу». Последняя, впоследствии, была применена во время подавления Варшавского восстания, в августе 1944 года. Первую же, при перевозке по железной дороге, разбомбтили. Ее транспортер получил сильные повреждения, и орудие было решено уничтожить.

К концу войны стволы трех 600-мм мортир – «Одина», «Локи» и «Фернвира» (последняя установка не принимала участия в военных действиях, постоянно оставаясь в резерве) были заменены на 540-миллиметровые. Специально под них были изготовлены 75 снарядов по 1580 кг каждый, которые немецкая мортира могла забросить на расстояние в 11 км.

Транспортировка 124-тонной самоходки «Карл» была связана с определенными трудностями. В случае перевозки железной дорогой ее подвешивали между двумя специализированными платформами, поддерживающими, соответственно переднюю и заднюю части машины. В случае транспортировки по шоссе – мортиру разбирали на три части и перевозили на специализированных трейлерах.

topweapon.ru

ТАНКОВЫЙ МУЗЕЙ В КУБИНКЕ_ - Журнал обо всём

. Это цитата

МОИ ПУТЕШЕСТВИЯ: ТАНКОВЫЙ МУЗЕЙ В КУБИНКЕ_2_ТАНКИ ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ

Тяжелый танк Pz.Kpfw.VI B "Tiger II", Германия 1943 г.

Легкий танк PzKpfw.I, Германия 1934 г.

Легкий танк PzKpfw.II, 1935 г.

75 мм противотанковая САУ "Marder II" (Куница) (Германия) 1942 г.

105 мм самоходная гаубица IeFH 18 "Wespe" ("Оса"), Германия 1943 г.

Легкий танк Pz Kpfw.III (Германия) 1936 г.

Штурмовое орудие StuG 40 Ausf.F, Германия 1942 г.

Штурмовое орудие StuG 40 Ausf.G, Германия 1942 г.

Штурмовое орудие StuG 42 Ausf.G, Германия 1943 г.

Штурмовое пехотное орудие StuIG 33 Ausf.B, Германия 1941 г.

Средний танк Pz Kpfw.IV, Германия 1937 г.

Легкий танк LT vz.38, Германия 1938 г.

88 мм самоходная противотанковая установка "Nashorn" ("Носорог"), Германия 1942 г.

Штурмовое орудие САУ "Brummbar" ("Гризли"), Германия 1942 г.

75 мм истребитель танков Pz.IV/70 (V) "Jagdpanzer IV(V)", Германия 1944 г.

88 мм истребитель танков "Jagdpanther", Германия 1943 г.

Средний танк Pz.Kpfw.V "Panther" (Пантера), Германия 1942 г.

Пехотный штурмовой танк Pz.Kpfw I Ausf.F, Германия 1942 г.

Машина наблюдателя «Kugelpanzer» (нем. «Kugelpanzer», «танк-шар») 

 

 Лёгкий бронеавтомобиль, спроектированный в Третьем рейхе в 1930-х гг предположительно фирмой Крупп. По словам сотрудников бронетанкового музея в Кубинке, машина разработана в качестве подвижного наблюдательного пункта для корректировки огня артиллерии.

 Kugelpanzer оборудован радиостанцией, вооружение не устанавливалось. Корпус сварной, закрытого типа. Для входа в кабину установлен люк в корме. Корпус опирается на два ведущих колеса и на рулевое колесо сзади. Спереди, на уровне глаз сидящего, располагается смотровая щель.

Тяжелый танк Pz.Kpfw.VI E "Tiger I", Германия 1942 г.

380 мм штурмовая мортира "Sturmtiger", Германия 1944 г. 

128 мм тяжелая САУ на шасси VK 3001(H), Германия 1942 г.

88 мм противотанковая САУ "Ferdinand"/"Elefant", Германия 1943 г.

88 мм открытого типа САУ "Waffentragen" ("Оруженосец"), Германия 1944 г.

Легкая противотанковая самоходная артиллерийская установка 7,5 см "Panzerjager" 88(t) Hetzer, Чехословакия 1942 г.

128 мм истребитель танков "Jagdtger", Германия 1944 г.

Самоходная осадная мортира Gerat 040 "Karl" ("Adam"), Германия 1940 г.

 Немецкая тяжёлая самоходная мортирапериода Второй мировой войны. Одна из самых мощных САУ своего периода. Всего было построено 7 экземпляров. Использовались при штурмекрепостей и сильно укреплённых позиций противника.

История самоходной мортиры «Карл» началась в 1935 году с разработки фирмой Рейнметалл-Борзиг нарезного миномёта калибра 600 мм, который мог выпускать снаряды весом до 4 тонн на расстояние немногим более 1000 м. Проектирование велось под руководством генерала от артиллерииКарла Беккера, поэтому машина, имевшая заводской индекс Gerät 040 (изделие 040), получила полуофициальное имя «Карл». Опытный образец орудия изготовили в 1937 году. Внушительная мортира, весившая порядка 55 тонн, забрасывала двухтонные гранаты на расстояние до 3000 м. Столь впечатляющее орудие имело только один существенный недостаток — громоздкость, поэтому в том же году начались работы по созданию для него самоходного лафета. Когда лафет был разработан, общий вес артсистемы достиг 97 т. После получения конструкторами задания забронировать лафет, масса установки поднялась уже до 126 т. Также модернизировали ствол орудия, доведя его длину до 5108 мм и подняв тем самым дальнобойность до 4000 м. Прототип с восьмикатковым гусеничным шасси был успешно испытан в мае 1940 года. Затем с ноября 1940 по август 1941 года строилась небольшая партия установок.

Всего фирмой Рейнметалл-Борзиг было изготовлено 6 самоходных мортир. Поскольку установки были единичными изделиями, каждая из них получила собственное имя. Шести орудиям были даны следующие имена:

В ноябре 1940 года первая мортира, «Адам», была передана в войска. До середины апреля 1941 года были сданы 3 установки — «Ева», «Тор» и «Один», а к концу августа ещё две мортиры — «Локи» и «Циу».

 

Существовала также седьмая установка, названная именем «Фенрир», однако она использовалась в основном для испытаний и не применялась в боях. Возможно, под этим именем имеется в виду установка-прототип, построенная в мае 1940 года.

Более подробно тут - https://ru.wikipedia.org/wiki/Карл_(самоходная мортира)

Сверхтяжелый танк "Тип 205" "Maus" ("Мышь") 1944 г.

 Свертяжелый, спроектированный вТретьем рейхе в период с 1942 по 1945 годы под руководством Фердинанда Порше. Является самым крупным по массе танком из всех, когда-либо воплощённых в металле (боевая масса — 188.9 тонн). Было построено всего два экземпляра машины. В боевых действиях участия не принимали.

На данный момент в мире сохранился только один танк Маус, собранный из частей обоих экземпляров, в Бронетанковом музее в Кубинке.

Экипаж машины состоял из шести человек. Сидения водителя и радиста располагались в отделении управления между двумя главнымитопливными баками ёмкостью по 1590 л. каждый.[1] Позади них, в моторном отделении, по бортам были размещены водяные и масляные радиаторы, а в центре — двигатель. Каждый ходовой каток был оснащен собственным электродвигателем

Сперва на танк предполагали установить дизель, который был значительно экономичнее карбюраторного двигателя, следовательно, не требовал дополнительных топливных баков. Кроме того, дизельное топливо было доступнее и дешевле, чем бензин. Недостатком дизельных двигателей была низкая устойчивость к морозам, что было очень важно в условиях Восточного фронта. Однако Шпеер попросил Порше использовать на танке серийный авиационный карбюраторный двигатель «Даймлер-Бенц» МВ 509, ведь применяя уже готовый двигатель можно было сэкономить время, необходимое для создания новой силовой установки. За двигателем, дальше к корме находился генератор, с укладкой боеприпасов в спонсонах с обеих сторон. В спонсоне с передне-правой стороны генератора — вспомогательный двигатель, с аккумуляторными батареями к его задней части. В корме корпуса, также в спонсонах, располагаются моторы электропривода. Трансмиссия находится в глубокой части корпуса между электромоторами, позади генератора.

Над боевым отделением корпуса располагалась башня, в которой размещались командир танка, командир орудий и два заряжающих.[1]

 

Танк был выполнен на высоком технологическом уровне. Применение многокатковой ходовой части и гусениц шириной 1100 мм обеспечило «Маусу» довольно низкое удельное давление на грунт, ненамного больше чем у обычных немецких тяжёлых танков. Основной его особенностью явилось мощное круговое бронирование и двухпушечное вооружение, а также использование электромеханической трансмиссии, которая состояла из двух электроприводов левой и правой гусениц. Тяговые электродвигатели питались током от двух генераторов, расположенных в моторном отделении. Две независимые друг от друга электросистемы передавали крутящий момент от двигателей к ведущим колёсам через двухступенчатый редуктор.

Серия сообщений "Мои путешествия":Часть 1 - Остров-некрополь Людвигштайн (или Остров Смерти) - Парк "Монрепо"(г.Выборг) пост №1Часть 2 - Парк "Монрепо" (г.Выборг) пост №2...Часть 28 - Был на выставке МАКСе 2015 (XII Международном авиационно-космический салоне)Часть 29 - Мои путешествия: Танковый музей в Кубинке_пост_1 Часть 30 - МОИ ПУТЕШЕСТВИЯ: ТАНКОВЫЙ МУЗЕЙ В КУБИНКЕ_2_ТАНКИ ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ

kolybanov.livejournal.com

Броня крепка, и танки наши быстры

03:36 am - Броня крепка, и танки наши быстрыВ день космонавтики было бы, наверное, неосмотрительно ехать в Звездный городок, ибо количество экскурсантов заведомо превышало бы комфортное. Да, когда речь идет о больших скоплениях людей, я мизантроп :)

Так что в итоге twanger уговорил меня на Кубинку - музей бронетанкового вооружения и техники. Это оказалось интереснее, чем я думала. Кроме того, мы протестировали навигатор в моем телефоне в условиях, приближенных к боевым (нам ведь по Чехии и Германии с ним кататься через полтора месяца). Выяснилось, что Nokia 5800 мучительно долго рассчитывает маршрут автомобиля, и к тому же емкость аккумулятора оставляет желать лучшего. Всем остальным я вроде бы осталась довольна.

В общем, под катом много фотографий танков и немного текста.

Это танки из экспозиции под открытым небом. Жаль, маловато их...

Танк Т-34 является самым известным советским танком и даже возглавил рейтинг «Top Ten Tanks» ХХ века, составленный телеканалом Military Channel в 2007 году на основе результатов опросов британских и американских военнослужащих и экспертов.

Самая массовая версия американского легкого танка Стюарт

Часовня, освященная в честь св. Дмитрия Донского

Mk V — британский танк времен Первой мировой войны

Гусеницы, которым не суждено стать бабочками...

Британский лёгкий разведывательный танк Scorpion FV-101. Относился к числу наиболее быстроходных гусеничных боевых машин своего времени (70-е годы ХХ века)

Забавный бронеавтомобиль производства фирмы Даймлер

M48 General Patton III — американский средний танк конца 1950-60-х годов. Не слишком дружелюбный! :)

Немецкая самоходная реактивная система залпового огня 15cm Panzerwerfer 42 Auf.Sf

Неопознанный немецкий танчик, вероятно легкий танк PzKpfw I Ausf.F. Еще будет много чего неопознанного, потому как специально фотографировать таблички мне, дуре, в голову не пришло :(

Он же сбоку

Предположительно, самоходное штурмовое орудие StuG III Ausf.G

Не знаю, что это, но выглядит устрашающе

Еще одна устрашающая фотография

Тяжелый танк PzKpfw VI Ausf.B "Koenigstiger". Справка из Википедии: "Первое применение Тигров II на Восточном фронте состоялось 13 августа 1944 г. в районе Сандомирского плацдарма (в бой шел 501-й батальон тяжёлых танков). Оно оказалось неудачным: танки ждали и для них подготовили комбинированную танко-артиллерийскую засаду. В ходе боя... было захвачено и уничтожено 24 вражеских танка, 12 из которых были новейшие тяжёлые танки Тигр II. Из них — 3 Тигра II (башенные номера 102, 502, 234) были брошены экипажами и захвачены целыми. По словам советского участника этого боя, группа Т-34-85 выскочила из леса на поле, где находились танки Тигр II, которые увязли в грунте приблизительно на 20 см, потеряв подвижность. Т-34-85 быстро сблизились, смешались и стали обстреливать Тигры II, башни которых не успевали вращаться. В результате, экипажи Тигров II вынуждены были покинуть свои обездвиженные машины и убежать с поля боя, не подорвав брошенную технику. Танки 102 и 502 были доставлены в Кубинку и подвергнуты всесторонним испытаниям, последний сейчас находится в экспозиции музея в Кубинке."

Он же с другого боку

Тяжелый танк PzKpfw V «Пантера», основной танк вермахта

Сверхтяжелый танк PzKpfw VIII Maus, спроектированный в Третьем рейхе в период с 1942 по 1945 годы под руководством Фердинанда Порше. Является самым тяжелым из всех когда-либо выпущенных танков (боевая масса — 188 тонн). Было построено всего два экземпляра машины. В боевых действиях не применялись

Самоходная мортира «Карл», одна из самых мощных САУ своего периода. Всего было построено 6 мортир. Использовались при штурме крепостей и сильно укрепленных позиций противника. Справка из Википедии: "Самоходные мортиры «Карл» состояли на вооружении 628-го и 833-го дивизионов артиллерии особой мощности вермахта. Тактически орудия этого типа предназначались для разрушения сильно укреплённых фортификационных сооружений, в частности, фортов французской линии Мажино. Однако из-за скоротечности французской кампании, машины так и не были применены для её штурма — к окончанию кампании был готов только прототип машины, да и штурмовать линию Мажино в конечном итоге не понадобилось. В боевых условиях мортиры были впервые применены в июле 1941 году. Мортиры «Адам» и «Ева», из состава 1-й батареи 833-го дивизиона обстреливали Брестскую крепость. «Адам» произвёл 16 выстрелов, а у «Евы» при первом же выстреле в стволе заклинило снаряд и установку отправили в Дюссельдорф... В 1945 году мортиры под именами «Ева» и «Локи» были захвачены армией США. Установка «Адам» стала трофеем Красной Армии (сегодня она находится в экспозиции бронетанкового музея в Кубинке). Остальные три установки были, по всей видимости, уничтожены самими немцами."

Сразу несколько неопознанных немецких машин

Самоходный артиллерийский лафет Waffentraeger 88 мм, разработанный фирмой Ardelt

Тяжёлая самоходно-артиллерийская установка «Фердинанд» класса истребителей танков. Также называлась «Элефант». Эта боевая машина являлась одним из самых сильно вооружённых и мощно бронированных представителей бронетехники вермахта. Несмотря на свою малочисленность, она приобрела очень широкую известность, с ней связано большое количество легенд. САУ «Фердинанд» была разработана в 1942—1943 годах Фердинандом Порше. Дебютом «Фердинанда» стала Курская битва. В Красной Армии «Фердинандом» часто называли любую немецкую самоходную артиллерийскую установку.

Вспомогательная бронетехника - японский самоходный кран

Японский средний танк «Шинхото Чи-Ха», тип 2597, созданный на базе танка «Чи-Ха» в 1939—1941 годы

Французский танк АМХ-13, первый в истории серийный танк с автоматом заряжания. Захвачен на ближнем востоке

Шведский средний танк Strv 74

Шведский безбашенный танк Strv 103 1960-х годов. Имеет уникальную безбашенную компоновку с жёстко закреплённым в корпусе орудием, наведение которого осуществляется поворотом танка и наклоном его корпуса при помощи специальной подвески. Имеет и ряд других уникальных особенностей, например, силовую установку из двух разнотипных двигателей, дизельного и газотурбинного

Венгерский средний танк 40M «Туран», создан в 1940 году на основе чехословацкого танка T-21, разработанного фирмой «Шкода»

Броневагон

Танк МС-1/Т18. На этом танке надпись "Рабкриновец", то бишь сотрудник рабоче-крестьянской инспекции, Рабкрина.

А вот еще один такой же, в павильоне

Еще одна доблестная тридцатьчетверка?

ИСУ-152 об.704 - советская тяжёлая самоходно-артиллерийская установка периода Великой Отечественной войны. В названии машины аббревиатура ИСУ означает «самоходная установка на базе танка ИС» или «ИС-установка»; буква «И» в дополнение к стандартному советскому обозначению «СУ» боевой техники такого класса потребовалась для отличия от САУ того же калибра СУ-152 на другой танковой базе. Индекс 152 означает калибр основного вооружения машины.

САУ та же, обвес другой

Опытный тяжелый танк, предназначенный для действий в условиях труднопроходимой местности. Применен четырехгусеничный движитель. Корпус состоит из 4-х криволинейных литых частей, сваренных между собой, применены тонколистовые противокумулятивные экраны. Форма корпуса проектировалась с целью предотвратить переворачивание танка при воздействии взрывной волны ядерного взрыва. Танк получил обозначение Обьект 279. Так в те времена когда его создавали, пол-литра водки стоили 2,79 руб, его так же называли поллитровкой.

Вид снизу

Брутальный зад "Иосифа Сталина". Советский тяжёлый танк ИС-3 периода Великой Отечественной войны, запущенный в серийное производство в последние её дни и не успевший принять в ней участие. Поэтому эту боевую машину чаще считают одним из первых послевоенных советских танков

Зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2 — легкобронированная зенитная машина, состоявшая на вооружении в СССР с 1955 года. Выпускалась до 1960 года

Огненная дуга

Снова неопознанные танки

Опытный ракетный танк Объект 775

Опытный легкий плавающий танк ПТ-76М

Легкий танк Т-70

Легкий колесно-гусеничный танк БТ-5

Бронеавтомобиль БА-27М. БА-27 был первым серийным бронеавтомобилем СССР. Разработан на базе шасси отечественного полуторатонного грузового автомобиля АМО-Ф-15 в 1927 году для замены устаревшего парка бронеавтомобилей РККА и производился серийно в 1928—1931 годах. В июле 1937 года на броневой ремонтной базе № 2 (станция Митьково, Ленинская железная дорога) бронекорпус БА-27 установили на трехосное шасси ГАЗ-ААА - так получился БА-27М

Бронетранспортер БТР-152, создан на базе узлов и агрегатов грузового автомобиля ЗИС-151

ЗИЛ-153 — опытный советский бронетранспортёр 1950-х годов. Был создан в рамках программы по замене БТР-152 в мотострелковых войсках. Разработка ЗИЛ-153 велась под руководством Н. И. Орлова в Бюро внешних заказов ЗИЛа в 1957—1959 годах, был изготовлен один прототип, успешно прошедший испытания в 1960 году. Планировалось развернуть его серийное производство и была начата подготовка к производству предсерийной партии из 10 единиц, однако в итоге для массового выпуска был выбран БТР-60, и дальнейшие работы по ЗИЛ-153 были прекращены

Просто фото

Телескопическое антенно-мачтовое устройство командно-штабной машины

monochromica.livejournal.com