Томпсон Артур и Стрикленд Артур. А томпсон


Книга "Стратегический менеджмент" (Автор А. Томпсон,А. Стрикленд). Формат word - Документ

Книга - "Стратегический менеджмент" (Автор - А. Томпсон,А.Стрикленд).Формат - word.

Содержание

Предисловие научных редакторов

Предисловие

ГЛАВА 1.ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБЩИЙ ОБЗОР

ГЛАВА 2.ТРИ ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ СТРАТЕГИИ: ФОРМУЛИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВИДЕНИЯ, УСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ, РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЙ

ГЛАВА 3.АНАЛИЗ ОБЩЕЙ СИТУАЦИИ В ОТРАСЛИ И КОНКУРЕНЦИИ В НЕЙ

ГЛАВА 4.АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ КОМПАНИИ

Глава 5.Стратегий и конкурентное преимущество

Глава 6.Приведение маркетинговой стратегии в соответствие со сложившейся ситуацией

Глава 7.Корпоративные стратегии диверсификации

Глава 8.Стратегический анализ диверсифицированных компаний

Глава 9.Выполнение стратегии: главные достоинства, реинжиниринг и структура

Глава 10.Выполнение стратегии: бюджеты, политики, наилучшая практика, системы поддержки и вознаграждения

Глава 11.Выполнение стратегии: культура и руководство

Содержание

Предисловие научных редакторов

Предисловие

ГЛАВА 1.ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБЩИЙ ОБЗОР

ГЛАВА 2.ТРИ ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ СТРАТЕГИИ: ФОРМУЛИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВИДЕНИЯ, УСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ, РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЙ

ГЛАВА 3.АНАЛИЗ ОБЩЕЙ СИТУАЦИИ В ОТРАСЛИ И КОНКУРЕНЦИИ В НЕЙ

ГЛАВА 4.АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ КОМПАНИИ

Глава 5.Стратегий и конкурентное преимущество

Глава 6.Приведение маркетинговой стратегии в соответствие со сложившейся ситуацией

Глава 7.Корпоративные стратегии диверсификации

Глава 8.Стратегический анализ диверсифицированных компаний

Глава 9.Выполнение стратегии: главные достоинства, реинжиниринг и структура

Глава 10.Выполнение стратегии: бюджеты, политики, наилучшая практика, системы поддержки и вознаграждения

Глава 11.Выполнение стратегии: культура и руководство  

Предисловие научных редакторов

Первое издание книги А. Томпсона и А. Стрикленда “Стратегический менеджмент” увидело свет в 1980г., когда идеи стратегического менеджмента прочно вошли в практику управления многих ведущих компаний мира. Предлагаемый читателю перевод шестого издания (Arthur A. Thompson, jr & A.J. Strickland III. Grafting & Implementing Strategy. IRWIN, 1995) представляет собой фундаментальный труд, рассматривающий широкий круг вопросов и проблем стратегического управления фирмами. Отличие этой книги от уже изданных на русском языке работ зарубежных авторов по данной проблематике состоит прежде всего в том, что в ней обобщен большой практический опыт как в разработке и использовании различных стратегий, так и в преподавании основ стратегического менеджмента в Университете Алабамы.

Если одна из основных книг по стратегическому менеджменту известного американского специалиста по вопросам управления промышленными корпорациями И. Ансоффа (И. Ансофф. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989) ориентирована на достаточно узкий круг специалистов и недоступна широкому кругу читателей, работа А. Томпсона и А. Стрикленда написана в доступной для читателей (даже не имеющих специальной подготовки) манере, содержит большое количество примеров, иллюстрирующих те или иные теоретические положения. Не случайно и название книги (Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии) подчеркивает детальное рассмотрение процедур стратегического управления — от возникновения идеи разработки стратегии до ее реализации.

Для российского читателя данная книга полезна по ряду причин. Во-первых, широкая аудитория обучающихся по специальности “Менеджмент”, как в институтах, так и в различных школах бизнеса, получает хорошее руководство, позволяющее четко ответить на вопрос, что же такое стратегическое управление. Во-вторых, за последние десять лет радикально изменилась среда, в которой функционируют российские предприятия. Отчасти плохое экономическое положение предприятий определяется отсутствием у директорского корпуса глубоких экономических знаний и опыта работы в условиях конкурентной борьбы. Следовательно, сам факт необходимости приспособления предприятия к постоянно меняющимся условиям внешней среды очевиден, а ответ на вопрос, как осуществлять управление предприятием адекватно изменениям среды, может быть найден на страницах предлагаемой книги. В-третьих, отход от централизованного планирования деятельности предприятий, прошедшая приватизация и весь ход экономических преобразований в России заставляют предприятия заглянуть в будущее, формулировать свою стратегию, определять свои главные достоинства и конкурентные преимущества, ликвидировать стратегические угрозы и опасности, т. е. непосредственно использовать идеи стратегического менеджмента.

Традиционно понятие “стратегическое управление” связывалось с крупными транснациональными компаниями, имеющими возможность тратить большие средства на проведение изменений в системе управления. Однако идеи и принципы стратегического менеджмента, изложенные в этой книге, пригодны для предприятий любых размеров, так как знание стратегии своего развития, умение реагировать на изменения ситуации, активно проводить в жизнь разработанную политику, создать команду единомышленников на фирме и многое другое так же важно для небольшого кафе, авторемонтной мастерской или пекарни, как и для завода, производящего авиакосмическую технику.

Сложность, которая существует при изучении предлагаемой работы, — это отсутствие устоявшейся терминологии по вопросам стратегического менеджмента в отечественной теории и практике. Поэтому в конце книги приведен глоссарий, к которому мы рекомендуем обращаться при изучении материала и, может быть, даже в начале работы с книгой.

Ответы на многие вопросы, которые волнуют руководителей российских предприятий на рубеже XXI века, могут быть найдены в этой книге. Решить, с какой стратегией конкурентной борьбы вы войдете в третье тысячелетие и как реализовать эту стратегию, поможет книга, по которой учились многие менеджеры ведущих компаний мира.

Л. Зайцев, М. Соколова

 

Предисловие

 

При подготовке шестого издания данного учебника мы поставили себе целью доходчиво и интересно изложить то, что каждый студент — старшекурсник или слушатель программы МВА — должен знать о разработке, внедрении и исполнении деловых стратегий (это отражено и в названии книги). От издания к изданию увеличивалось количество вносимых в текст изменений и все более углубленно рассматривались различные вопросы. Вы найдете в учебнике новую и более широкую трактовку реализации стратегии, основанную как на академических исследованиях, так и на практическом опыте, а также новые разделы, посвященные последним достижениям в области стратегического анализа и разработки стратегии. Настоящее издание отличается четкой и взаимоувязанной структурой, акцентированием внимания на технике аналитической работы, а также тем, что заставляет читателя мыслить стратегически.

Появление новых концепций, аналитических инструментов, методов управления определяет необходимость внесения изменений в каждое последующее издание. В то время как в предшествующих изданиях новые темы и новые трактовки включались в основном в главы, связанные со стратегическим анализом и разработкой стратегий (в течение многих лет более быстрыми темпами развивались исследования в области разработки стратегии, а не ее исполнения), в настоящем издании изменения в большей степени коснулись глав, где рассматриваются вопросы реализации стратегий.

Стало очевидным, что со времени предыдущего издания произошли некоторые фундаментальные изменения в теории и практике менеджмента. В книгах, журналах и деловой прессе опубликовано большое количество материалов с результатами исследований и данными о том, как компании используют новые инструменты и методы для того, чтобы пересмотреть свои подходы к ведению бизнеса, направления деятельности, обеспечить конкурентоспособность, достичь более высоких результатов в своей области. Компании во всем мире реорганизуют свою работу, ориентируясь на команды, перестраивая ключевые виды деятельности, создавая системы общего менеджмента качества, конкурируя на базе организационных возможностей (так же как и дифференциации продукции) и строя более “плоские”, с меньшим числом уровней организационные структуры управления.

Эти новые подходы к внутренней организации компании — не просто стратегически незначимые дополнения к обычному здравому смыслу, когда речь идет о том, как лучше управлять. Каждый из них является ценным (в своем роде) инструментом реализации стратегии — инструментом, сила которого значительно возрастает, если его рассматривают и используют как составную часть общих усилий фирмы по более эффективному исполнению стратегий. Включение описания этих новых инструментов реализации стратегии в шестое издание позволило в значительной степени пересмотреть материал, касающийся исполнения стратегии. Мы увеличили материал книги на три главы, что сделало ее структуру более четкой и взаимоувязанной, обеспечивающей развитие стратегического мышления. В круг рассматриваемых вопросов вошли проблемы передачи полномочий (права принятия решений), формы организации команд и процессов, уменьшение числа уровней структур управления, создание главных достоинств и соответствующих организационных возможностей, реинжиниринг, программы наилучшей практики, общего менеджмента качества и обеспечения здоровой корпоративной культуры (в противовес нездоровой культуре). Результатом этого является подход к внедрению и реализации стратегии, основанный на здравом смысле и учитывающий как последние научные достижения, так и современную практику менеджмента.

В других главах учебника вы найдете новые разделы, касающиеся техники оценки позиций фирмы, анализа цепочек ценностей, конкурентного преимущества, построенного на опыте и компетентности, вынесения за пределы компании неосновных видов деятельности, вертикальной интеграции, расчета издержек по видам деятельности (который согласуется с концепцией цепочек ценностей и стратегическим анализом затрат), а также ответ на вопрос: “Почему стратегия частично планируется, а частично является ответом на изменение окружающей среды?”. Данное издание, как и предыдущее, полностью охватывает все глобальные исследования по стратегическому менеджменту, выдающиеся работы по вопросам этики и социальной ответственности. Каждая глава содержит формулировки принципов стратегического менеджмента, а текст в рамках — базовых концепций. В них отражена основная суть изложенной информации. Значительная переработка материала каждой главы с целью более четкого его представления позволила нам включить в книгу новые данные и разделы, что должны приветствовать читатели и особенно те из них, кто примет наши рекомендации на вооружение.

Артур А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд

 

ГЛАВА 1

ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБЩИЙ ОБЗОР

ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБЩИЙ ОБЗОР

“Чеширский Кот, — начала она (Аписа), не будете ли Вы так любезны подсказать мне,каким путем лучше выйти отсюда”.

“Это зависит от того, куда Вы хотите попасть”, — сказал Кот.

Льюис Кэррол

 

Моя работа заключается в том, чтобы быть уверенным, что у компании есть стратегия и что все ей следуют.

 

Кеннет X. Олсен, бывший главный исполнительный директор, Digital Equipment Corporation

 

Стратегия — это обязательство действовать определенным образом: таким, а не другим.

Шерон М. Остер, профессор, Йельский Университет

 

Книга посвящена вопросам разработки и реализации стратегии фирмы. Стратегия распадается на множество конкурентоспособных действий и подходов к бизнесу, от которых зависит успешное управление фирмой. В общем смысле стратегия — это план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей. Управляющие (менеджеры) разрабатывают стратегии, чтобы определить, в каком направлении будет развиваться компания, и принимать обоснованные решения при выборе способа действия. Выбор менеджерами конкретной стратегии означает, что из всех возможных путей развития и способов действия, открывавшихся перед компанией, решено выбрать одно направление, в котором она и будет развиваться. Без стратегии у менеджера нет продуманного плана действий, нет путеводителя в мире бизнеса, нет единой программы достижения желаемых результатов.

План управления фирмой охватывает все основные функции и подразделения: снабжение, производство, финансы, маркетинг, кадры, научные исследования и разработки. Каждому отведена определенная роль в этой стратегии. Сделать стратегический выбор — это означает связать бизнес-решения и конкурентоспособные действия, собранные по всей компании, в единый узел. Это единство действий и подходов будет отражать вашу текущую стратегию. Новые действия и подходы, находящиеся на обсуждении, покажут возможные пути изменения и преобразования текущей стратегии.

Хорошо продуманное стратегическое видение готовит компанию к будущему, устанавливает досрочные направления развития и определяет намерение компании занять конкретные деловые позиции. Разработка стратегии является одной из основных функций менеджмента.

Совершенство организации — это совершенное исполнение совершенной стратегии.

Среди всего, что делает менеджер, мало найдется того, что в такой значительной степени влияет на благополучие компании, как разработка долгосрочной стратегии, развитие конкурентоспособных и эффективных стратегических действий и бизнес-подходов и выполнение стратегии таким образом, чтобы достичь намеченных результатов. Действительно, удачная стратегия и ее умелая реализация — именно те признаки совершенного управления, которым стоит доверять.

Есть серьезные основания для того, чтобы связывать хорошее управление с тем, насколько хорошо менеджеры разрабатывают и выполняют стратегию. Некоторые менеджеры развивают сильные стратегии, но не могут претворить их в жизнь. Другие — создают посредственные стратегии, но с блеском осуществляют их. В обоих случаях есть возможность усовершенствования. Для того чтобы компания приобрела максимальный потенциал, менеджеры должны совмещать хорошую разработку стратегии с удачным ее осуществлением. Чем лучше продумана стратегия и чем более умело она выполнена, тем больше у компании шансов на сильную позицию. Блестящее выполнение блестящей стратегии — это не только проверенный рецепт успеха в бизнесе, но и лучшая проверка на совершенное управление.

Конечно же, хорошая стратегия в паре с удачным выполнением не гарантирует, что компании удастся избежать периодов спадов и неустойчивости. Иногда требуется время, чтобы усилия менеджеров привели к хорошим результатам. И даже компаниям с хорошо организованным управлением приходится сталкиваться с непредвиденными и неблагоприятными обстоятельствами. Но никогда отговорки типа “нам нужно время” или ссылки на невезение в связи с неблагоприятными обстоятельствами не могут оправдывать посредственную работу компании из года в год. Именно на плечи менеджера ложится ответственность за подготовку стратегии компании к непредвиденно жестким условиям путем разработки стратегической защиты и бизнес-подходов для преодоления неприятностей. В конечном итоге основа хорошей стратегии заключается в занятии на рынке сильной позиции и построении такой организации, которая могла бы успешно работать несмотря на непредвиденные обстоятельства, мощную конкуренцию и внутренние проблемы.

 

Пять задач стратегического менеджмента

Задача менеджера по созданию и реализации стратегии фирмы состоит из пяти взаимосвязанных частей:

1. Определение вида коммерческой деятельности и формирование стратегических направлений ее развития — т. е. необходимо обозначить цели и долгосрочные перспективы развития.

2. Превращение общих целей в конкретные направления работы.

3. Умелая реализация выбранного плана для достижения желаемых показателей.

4. Эффективная реализация выбранной стратегии.

5. Оценка проделанной работы, анализ ситуации на рынке, внесение корректив в долгосрочные основные направления деятельности, в цели, в стратегию или в ее осуществление в свете приобретенного опыта, изменившихся условий, новых идей или новых возможностей.

 

На рис. 1.1 показана взаимосвязь задач стратегического менеджмента.

Рис. 1.1. Пять задач стратегического менеджмента

 

Пять компонентов определяют понятие стратегического менеджмента. Давайте исследуем эту базовую модель более детально для того, чтобы перейти к следующим главам.

 

Развитие стратегического видения и миссии компании

Основной вопрос относительно стратегии компании, который задает себе руководитель высшего звена, звучит так: “Как мы видим свою компанию, что мы собираемся делать и чего хотим достичь?”. Для того чтобы четко и обоснованно ответить на него, менеджер должен ясно представлять себе характер деятельности своей фирмы на сегодняшний день и в будущем, а также продумать возможные потребности компании на 5—10 лет вперед. Его ответ на вопрос: “Кто мы, что мы делаем и куда направляемся?” определит курс, который должна взять фирма, и поможет выработать сильную индивидуальность. То, что компания собирается делать и чем она хочет стать, в общем смысле является предназначением (миссией) фирмы. Устанавливая миссию, менеджер определяет сферу деятельности компании, а также те услуги, которые она будет предоставлять своим клиентам. Менеджеру необходимо стратегически обдумать сферу деятельности фирмы. Все это должно сопровождаться разработкой концепции долгосрочного развития фирмы. Именно то, что видится менеджеру относительно места своей компании на рынке, и является стратегическим видением. Развивая и обнародуя миссию и стратегическое видение, менеджер знакомит сотрудников со смыслом цели и убедительно объясняет направления будущего развития. Некоторые примеры миссии компании и формулировки стратегического видения представлены в иллюстрации 1.1.

Определение цели

Определение конкретных целей помогает перейти от общей формулировки миссии к отдельным планам работы, с помощью которых можно достичь успеха. Заданная цель заключает в себе ряд желаемых результатов, для достижения которых требуются определенные усилия и организованные действия. Стремление перейти от существующего положения к желаемому заставляет фирму быть более изобретательной, улучшать свои финансовые показатели и деловую репутацию, что потребует сосредоточения всех возможностей фирмы. Сложные, но достижимые цели помогают компании защититься от обольщения достигнутыми результатами, колебаний, внутрифирменного беспорядки и обеспечивают сбалансированность в работе фирмы. По словам Митчела Лейбовица, исполнительного директора фирмы Pep Boys — Manny, Мое and Jack, если вы хотите добиться хороших результатов, поставьте хорошие цели.

 

Цель служит для выработки направлений деятельности и прогресса компании.

 

Иллюстрация 1.1

ПРИМЕРЫ ЦЕЛЕЙ КОМПАНИЙ И СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВИДЕНИЯ

Otis Elevator

Наша миссия — обеспечивать заказчиков более надежными, чем у наших конкурентов, средствами перемещения людей и предметов вверх, вниз, в сторону и на короткие расстояния.

Avis Rent-a-Car

Мы занимаемся сдачей в аренду автомобилей. Наше предназначение — полностью удовлетворить запросы наших клиентов.

McCormick and Company

Первоочередной задачей McCormick and Company является расширение наших позиций мирового лидера в производстве специй и приправ.

The Saturn Division of General Motors

Поставлять на рынок автомобили, разработанные и произведенные компаниями в США, которые являются мировым лидером в качестве, издержках и степени удовлетворения клиентов. Достигается это путем интеграции людей и технологий, коммерческих систем, а также за счет передачи знаний, технологий и опыта в рамках General Motors.

American Red Cross

Наша миссия — улучшать условия жизни людей, заботиться о людях, помогать им избегать критических ситуаций и справляться с ними.

Eastman Kodak

Стать мировым лидером в химическом и электронном изображении

McCaw Cellular Communications

Создать надежную беспроводную сеть, которая позволила бы людям, сохраняя свободу передвижений, т.е.передвигаясь по холлу или перемещаясь через континент, осуществлять связь без усилий.

 

Long John Silver's

Стать лучшей сетью американских ресторанов быстрого обслуживания. Каждому из наших клиентов мы подадим вкуснейшие и здоровые блюда по разумным ценам. У нас вы попробуете и рыбу, и дары моря, и цыпленка. Вас обслужат быстро и с улыбкой.

Compaq Computer

Стать ведущими поставщиком персональных компьютеров и серверов к ним на всех сегментах рынка.

Public Service Company of New Mexico

Наша миссия — работать во благо людям. Мы оказываем нашим заказчикам услуги в области электроэнергии и информации по энергетике с целью наилучшего удовлетворения их нужд.

Планируемые цели могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Первые направлены на немедленное получение желаемых результатов, вторые — заставляют задуматься над тем, что необходимо предпринять сейчас, чтобы укрепить положение фирмы и улучшить показатели работы в долгосрочной перспективе. Как правило, когда предстоит выбор между достижением долгосрочных или краткосрочных целей, преимущество должны иметь долгосрочные цели. Очень в редких случаях компания процветает, если ее менеджер ставит под удар будущее фирмы ради сегодняшнего благополучия.

Каждый руководитель должен поставить перед собой определенную цель. Каждое подразделение фирмы должно иметь отдельные задачи для достижения общей цели компании. Когда общая цель фирмы разбита на несколько конкретных задач для каждого подразделения и нижестоящие менеджеры ответственны за их выполнение, появляется общая заинтересованность в результатах работы. В идеале фирма должна представлять собой единую команду, где каждое подразделение делает все возможное для достижения результатов в своей сфере, тем самым помогая компании выполнить поставленные перед ней задачи и реализовать стратегическое видение.

Существуют два типа целей: финансовые и стратегические. Финансовые цели обязательны, так как при нехватке финансовых средств компания может остаться без ресурсов, необходимых ей для роста и процветания. Стратегические цели направлены на укрепление конкурентных позиций компании на рынке. Финансовые цели предполагают увеличение таких показателей, как объем прибыли, отдача от инвестиций, приток наличности, размеры займов и дивидендов. Стратегические цели относятся к конкурентоспособности фирмы и направлены на обеспечение более высоких темпов роста, чем в среднем по отрасли, на увеличение доли рынка, на улучшение качества продукции и предоставляемых услуг по сравнению с конкурентами, на достижение низкого уровня издержек, на улучшение репутации фирмы. Проникновение на зарубежные рынки, использование передовых технологий и развитие различных возможностей роста также являются стратегическими целями. Таким образом, при определении целей надо иметь в виду не только достижение хороших финансовых показателей, но и долгосрочное развитие бизнеса и действия по усилению конкурентоспособности фирмы.

Достижение определенных стратегических целей не менее важно, чем достижение определенных финансовых показателей.

В иллюстрации 1.2 представлены стратегические и финансовые цели некоторых известных компаний.

Иллюстрация 1.2

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ ЦЕЛИ НЕКОТОРЫХ ИЗВЕСТНЫХ ФИРМ

NationsBank

Создать компанию № 1 по оказанию финансовых услуг в США.

Ford Motor Company

Удовлетворять наших клиентов, производя качественные легковые автомобили и грузовики, разрабатывая новые продукты, сокращая время вывода новых моделей на рынок, улучшая производительность всех наших заводов и совершенствуя процессы производства, налаживая контакты со служащими нашей фирмы, а также с профсоюзами, дилерами и поставщиками.

gigabaza.ru

Томпсон — Lurkmore

В эту статью нужно добавить как можно больше мафиозо, шутеров про вторую мировую и холиваров с подробным описанием преимуществ и недостатков объекта.Также сюда можно добавить интересные факты, картинки и прочие кошерные вещи.

Томпсон — расово англосаксонская фамилия. Педивикия приводит список всевозможных значимых™ людей. Нас же интересует тот Томпсон, который человек и пулемёт. Оный успешно зафорсен мафией и шутерами про Вторую Мировую.

[править] Экскурс в историю

Идея пистолета-пулемёта возможно овладевала умами конструкторов и до Первой Мировой войны. Но лишь в разгар всеевропейской мясорубки ВНЕЗАПНО стало ясно: надобно невозбранно выдавать что-то поскорострельнее какой-нибудь трехлинейки. Пулемёт Максим был дичайше тяжёл (ну а как к нему еще можно было приковать?) и громоздок. Требовалось что-то более кошерное. Первыми были итальянцы со своим воистину сумрачным Ревелли, потом был Фёдоров со своим эпичным, но недооценённым автоматом, наконец в Германии перед самым сливом войны Шмайссер-младший придумал MP-18.

[править] Фейл и внезапный вин

Гангстер, похожий на Медведева, держит Томпсон образца 1928 года

В такой обстановке полковник Томпсон и разработал свой пистолет-пулемёт в 1918 году и обработал его напильником два года спустя. Война к тому времени благополучно успела закончиться, посему правительство решило (с доставляющей формулировкой о слишком большой мощности изделия), что простому пиндосскому зольдату пистолет-пулемёт не нужен — обойдётся и магазинной винтовкой. Морпехи разными правдами и неправдами всё же сумели получить некоторое количество стволов, ещё около 9000 штук продали разным латиноамериканским режимам и 3,5 тысячи ирландским свидомым борцунам из ИРА. Полиция тоже не могла массово использовать агрегат — уж ОЧЕНЬ он был дорог: образец 1921 года, производившийся на фрезеровочных станках (та самая "ручная сборка", когда каждая деталь вылизывается глазастым токарем) стоил порядка 200 баксов по курсу того времени (пруфлинки тут и в Педивикии, например). Для справки, пистолет M1911A1 в то время продавался в оружейных лавках по 30-40 баксов за штуку. Хорошая зарплата в те времена — где то 50-75 доллаrов. «Народный автомобиль» «Ford» T cтоил от $400 до 600. В 1926 году с выходом новой версии старая подешевела до $175, но уже через два года вышла модернизировання версия ценой аж в 250 баксов. Средний курс доллара тех времен на доллар нынешний был 12.72:1 (пруфлинк тут). Пистолет-пулемёт за $3500 в розницу не хотите?[1] Богатая почтовая служба закупила некоторое количество стволов для защиты курьеров, но тех было в разы меньше, чем военных, на которых рассчитывал Томпсон, или полицейских. Fail.

Так бы и осталась сия поделка известна лишь узкому кругу лиц, клеящих танчики. Но на дворе уже стоял сухой закон… Американские мафиози быстро оценили возможности для серьёзного бизнеса — простой (да и непростой) американский труженик хочет забухать, а ему не даёт правительство. Зато чоткие пацаны всегда готовы помочь ему ужраться в хлам, ПРОФИТ же! Баблом делиться с конкурентами, разумеется, никто не желал (дух «ревущих двадцатых» же), посему в лучших традициях бандитского пути к успеху (вспоминаем наши лихие 90-е, например) конкуренты подвергали друг друга самому лютому экстерминатусу. Вторая поправка к конституции, гарантирующая свободную продажу и ношение оружия, этому весьма способствовала (впрочем, в 1934 г. это недоразумение несколько подправили).

Когда требовалось быстро нашпиговать свинцом магазин (машину, квартиру, а то и просто тушку) конкурента и свалить или покосить несколько супостатов разом, гангстеры прибегали к помощи автоматической винтовки системы Браунинга, обычно краденых с военных складов M1918 или M1922, нередко с подпольно укороченными стволами и обрезанными прикладами для компактности. Это монструозное оружие весило от 6 до 10 килограмм, по длине было как стандартная армейская винтовка, стреляло винтовочными же патронами .30-06 с дикой отдачей и вообще служило в американской армии чем-то вроде ручного пулемёта. Однако выбора у преступников было мало — купить «Томми-ган», находясь в розыске, было равносильно сдаче полиции: до 1940 года в США нашлась всего пара сотен гражданских лиц, готовых отстегнуть двести басов за дорогую игрушку. Агенты Бюро расследований (в 1935 г. оно станет ФБР) тоже оценили творение Джона Мозеса, и в 1931 году специально для них компания «Кольт» выпустила облегчённую до 6 кг версию под названием «Monitor». К началу 30-х, однако, мафия настолько обнаглела, что редкость ствола перестала её отпугивать, а компактность, меньшая масса и большая огневая мощь «Томми-гана» очень пригодились при нападениях типа бойни в День св. Валентина (оттуда и прозвище «чикагская пишмашинка»). Бюро в ответ тоже перевооружило своих агентов на «Томпсоны» под кодовым именем «Anti-bandit gun» (в 1933 г.).

Между тем в начале 30-х гангстерской темой заинтересовались в Голливуде. Продюссеры решили, что как-то несолидно ганстеру расхаживать с тем же стволом, что и военным, тюремщикам или ФБРовцам, да и «кодекс Хейса» подоспел, поэтому было решено обратить внимание на более стильный и модный ПП Томпсона. Гламурность Томми-гана усиливалась еще и тем, что это был первый широкоизвестный образец длинноствольного оружия, не являвшегося (со времен первых пищалей и гаковниц) хитровырезанной деревяшкой с приспособленной к ней железякой — к оружию прилагались отдельные приклад, рукоять и цевье, или даже еще одна рукоять; мода, которая жива и по сей день. «Auto-Ordnance» получила в лице голливудских студий очень крупного покупателя. И понеслось… С тех пор и до наших дней каждый убеждён, что именно «Томми-ган» — настоящий спутник гангстера и вообще «the gun that made the Twenties roar». Отака хуйня, малята.

Усилия Голливуда, кроме того, помогли и военной карьере «Томпсона». В тридцатые сначала флот и морская пехота, а затем, в 1938 году — и американская армия наконец-то официально приняли его на вооружение под обозначением M1928, что спасло «Auto-Ordnance» от банкротства.

[править] Бонусный лулз

Некоторое количество «Томми-ганов» еще в 20-х годах оказалось в руках кровавой гэбни, и было использовано коммуняками в зафейленной попытке переворота в буржуйской Эстонии в 24-м. Причем аппарат понравился эстонцам настолько, что они немедленно запилили свой, с блэкджеком и шлюхами. Правда, конструкцию скоммуниздили не с расового «Томпсона», а с сурового немецкого MP-18.

[править] Вторая мировая война

Унылый шприц пришёл на смену пишущей машинке

Если в Первую Мировую пистолеты-пулемёты считались неведомой ёбаной хуйней, то уже во Вторую мировую они стали нужны в больших количествах. Да, да — более 9000, причём в день, moar, moar and moar… Томми-ган в очередной раз обработали напильником и начали массово штамповать. Вот тут и пришла бида. Сабж решительно не поддавался упрощению и удешевлению в духе ППШ и Т-34 — соответственно, доверять его производство школьникам из металлолома было никак нельзя. Зато упрощения его портили — выпускался без компенсатора, автоматика перестала быть полузависимой, ставился обычный свободный затвор, отчего скорострельность резко зашкаливала, вместо цевья с рукояткой ставилось обычное прямое, оставались только двадцати- и тридцатизарядные магазины. Есссно, вся цимесность пропадала. Кому оно такое нужно? Посему на смену эпичному Томми-гану пришла унылая, но зато простая и дешёвая «Маслёнка» М3 (сходство со шприцем и постоянное подтекание смазки как бы намекает).

Помимо того, некоторое количество Томпсонов поставили в СССР по ленд-лизу.

Сабж успел засветиться во Вьетнаме, правда в незначительных количествах. Помимо того, американские неверные менты ещё в 1970-е активно юзали Томпсоны, пока им на смену не пришли всевозможные родственники «Узи», тысячи их.

[править] Родственники и конкуренты

  • Villar Perrosa M1915 — двуствольный пулемёт под 9 мм патроны. Магазины кверху. Выпускался и в форме ружья. 1500 выстрелов в минуту на ствол.
  • MP-18 — «полицейский» автомат немцев, запиленый ещё во время Первой Мировой
  • ППД, ППШ, ППС. Максимально дешевые автоматы под «маузер 7.63» aka "ТТ-шкин «7.62 пистолетный»
  • МР-38/40 — использовался всякими фошыстами нациками. Потом ЕРЖ-ами в арабо-израильских срачах. Ныне перешёл по наследству к Grammar-Nazi.
  • Beretta M1938 и её родственники. Использовалась фошыстами итальянского разлива.
  • СТЭН — неадекватно выглядящее УГ по-британски, с рукоятью-магазином сбоку. Зато дёшево и сердито! Большая часть основных деталей делалась из стандартных труб, отчего он получил прозвище «Мечта водопроводчика». В 1944 году допилен до более надежного «Стерлинга», который в серию пошел сильно позже войны, зато за офигенную эргономику полюбился наемникам пятидесятых.
  • Reising M50/55 — УГ американское в форме карабина без особой изюминки, выглядящее прямо-таки по-игрушечному. Дешевизной также не славился, хотя и был дешевле ранних Томми. Тем не менее, конкурировал с сабжем в поставках американского оружия союзникам. Если дешёвые ПП мирного времени, вроде СТЭНа или M3 солдаты просто не любили, то Рейзинга НЕНАВИДЕЛИ всем сердцем из-за проблем с надёжностью. Скопившаяся пыль и пороховой нагар приводили к блокировке затвора на полпути. При этом спуск оставался заблокированным и дёрнуть на себя, ни дослать затвор дальше невозможно из-за конструктивной разобщённости затвора с его же рукояткой. В результате однократной задержки орудие становилось не полезнее палки. Морпехи выкидывали его яростно и беспощадно, иногда организованно.
  • М3 «Grease Gun» — пришёл на смену Томми. Дешевизна производства: дешевле шпагина. Дешевизна обслуживания: хуй, надо сотни смазки. Был нелюбим солдатами из-за того, что проектировался гражданскими инженерами. Так, на первой версии постоянно ломалась рукоять затвора. Как вы думаете, что потом сделали с ней? Выкинули на хрен и сделали вместо неё дырку для пальца. Качество металла характеризуют истории о том, как летчик/моряк/солдат, отбиваясь от акул/японцев/крокодилов, взявшись за ствол, получал в итоге изогнутую буквой зю бесполезную фигню.
  • Type-100 — японский пистолет-пулемёт. Японцы долго мудрить не стали и сделали как у своего тогдашнего большого брата.
  • Суоми М31 — со сменным стволом! Но тоже дорогой, гад.
  • Узи. Таки пистолет, магазин вставляется в рукоять Таки пулемёт, темп стрельбы овер 12 шляпок от груздей в секунду. Появился только после войны, в 1949-м. Почему Узи? Сокращённо от Узиэль Галил, позднее — кошерная аббревиатура.

А вообще — тысячи их. В первой половине XX века практически каждая страна запиливала свою вундервафлю, стрелявшую очередями пистолетными патронами.

[править] Массовая культура

В игре разброс точно такой же, что и у оригинала, что компенсируется апгрейдом Злой Санта такой злой Томми. По кличке «Сиська»
  • В играх Мафия и Мафия 2. Неожиданно, правда? А ведь во второй части «на одной арене» сразу «чисто гангстерский» М1928 и «военный» М1А1.
  • В Fallout 2 сабж можно невозбранно «поюзать», правда, в наличии барабаны только на 50 патронов. К тому же на фоне любого из ПП в игре ствол почему-то представляет собой УГ.
  • В Fallout: New Vegas присутствует Лазер RCW, причём используется почему-то полудикими бандитами-нищебродами. Ну и в дополнении Honest Hearts таки можно разжиться настоящим Томми с коробчатым (если найдёшь/купишь апгрейд — ещё и с барабанным) магазином и Кольтом православного .45 калибра. Оные дополняются удлиннёным стволом и глушителем соответственно.
  • В Fallout 4 в довесок к автомату идет целая группировка доморощенных мафиози, вооруженных почти целиком сабжем. Вдобавок, у приханутой торговки-караванщицы можно приобрести хороший, годный вариант оного с разрывными боеприпасами.
  • В Футураме злой Робо-Санта в качестве одного из средств наказания плохих детишек использует этакий лучемет, внешне похожий на Томпсон чуть менее, чем полностью. Алсо, подобным оружием вооружена Робо-мафия, что символизирует. Лучеметы используют Джои и Клешни, а дон Бот вооружен обычным огнестрельным (см. четвертую полнометражку).
  • Хорватский расовый певец Marko Perković (а по совместительству, распространитель поцтреотизма и ПГМ КГМ) избрал сабж в качестве погонялова и названия своей группы, объясняя это тем, что использовал сей девайс во время войны.
  • В комедии (и комиксе) «Маска» главгерой делает из воздушного шарика свой любимый автомат Томпсона, после чего начинает расстреливать банду гопников с яростным еблом.
  • Майкл Джексон в винрарнейшем клипе Smooth Criminal добротно юзал сей предмет. Правда не убил никого…
  • Последним оружием товарища Эрнэсто Че Гевары был таки Томпсон.
  • Пистолет-пулемёт Томпсона стал основой для создания небезызвестного автомата М-41А из фильма Чужие.
  • В аниме «Soul Eater» фамилию Томпсон носят две няшные непохожие сестрички-близняшки, умеющие превращаться в пару пистолетов.
  • В художественном фильме «Спиздили/Snatch» одного из героев зовут Томми. В самом начале идет речь о том, что его назвали так как раз таки в честь сабжа, однако незамедлительно происходит срывание покровов: назвали его в честь известного в хуйнацатом веке балетного плясуна.
  • В Team Fortress 2 один из пулеметов Хевика подозрительно похож на сабж, входит в один набор с мафиозной шляпой и называется Томислав, что намекает.ныне понерфлен, так как пулемёт без раскрутки стволов для Хэви Вэпон Гая делал его имбой
  • Serious Sam же! В обеих пришествиях первой части можно невозбранно нашпиговывать пришельцев свинцом, представляя себя этаким мафиози.
  • Blood же! Томми уважают как сектанты-фанатики из культа Кабал, так и их ходячий ночной кошмар — главный герой Калеб.
  • В Resident Evil 4 автомат Томпсона (ориг. — «Chicago Typewriter») можно купить у торговца после прохождения основной сюжетной линии и сценария «Separate Ways» всего за 1,000,000 песет.
  • В Saints Row IV присутствует как один из скинов к стандартному пистолету-пулемёту, к тому же имеет 2 варианта окраски — чёрно-белый и золотой.
  • В игре Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth одно из средств разуплотнения Глубоководных и прочей нечисти — ламповый Томми.
  • В игре Bioshock присутствует автомат, дизайн которого скопирован с сабжа чуть менее, чем полностью. Патронов почему-то 40. Зверская отдача сильно ограничивает дальность.
  • В расовом британском сериале Доктор Кто присутствует любопытная поделка на базе Томпсона, стреляющая электролизом.
  • В одном из аддонов к GTA V вместе с сопутствующей атрибутикой: полосатыми костюмами, машиной в духе 30-х и винтажными шляпами
  • В Return to castle Wolfenstein сабж с цевьем и коробчатым магазином на 30 патронов присутствует в арсенале агента Блазковича, но, как правило, является бесполезным балластом, ввиду крайней редкости боеприпасов к нему.
  • В Battlefield: по классике присутствует в 1942 и 1943, в которых является обычной копипастой с ПП Советов, фощыздов и, в 1943, япошек. Неожиданно есть в Bad Company 2 и ДЛЦ про запах напалма по утрам. Но самая кошерная версия — из BF, который без компромисов. Стандартный армейский M1A1 с помощью нехитрого кастомайза (деревянной рукоятки и магазина на 50 патронов) можно переделать в мафиозный M1928. Во BFBC2, BC2 Vietnam и Hardline примечателен высоким уроном, низкой скорострельностью и долгой перезарядкой.
  • В расово пиндостанских шутерах про вторую мировую ака Medal of Honor, Кал оф Дути и прочих геройских единоличных спасениях мира в лице простого солдата Джона (ну или любого другого расового англосакского пацанчика). И таки да, Томпсон реально доставляет лулзов, но в следствие его кошерности, патронов для Томми обычно мало.
  1. ↑ Впрочем, Кольты ручной сборки от именитых фирм заходят в цене за тысячу баксов; более того, сейчас за любое автоматическое оружие в Штатах гражданскому придётся заплатить не меньше, ибо FOPA, из-за которой гражданские могут только в оружие, до 1986-го УЖЕ бывшее в руках гражданских. Читы вроде Bump Fire-прикладов также пытаются запрещать.
Пуля — дура, Томпсон — молодец!

lurkmore.to

Томпсон Артур и Стрикленд Артур — e-xecutive.ru

Биография Артура Томпсона

Артур Томпсон младший (Arthur Thompson Jr.) – известный американский экономист, специалист в области стратегического менеджмента. Выпускник Университета штата Теннеси. Именно в этом учебном заведении в 1961 году он получил степень бакалавра в области экономики, а уже в 1965 году стал доктором философии. Работал в Техническом колледже штата Виржиния, где преподавал студентам экономику. Спустя некоторое время Томпсон стал преподавать в Колледже коммерции и менеджмента при Университете штата Алабама. Также пр. Томпсон успешно читал лекции в Гарвардской школе бизнеса на правах приглашённого профессора.

Чем занимается Томпсон?

Артур Томпсон изучает проблемы бизнес-стратегии, анализа конъюнктуры рынка и конкуренции, а также экономики предприятий. Из-под его пера вышло более 30 бизнес-статей в 25 профессиональных экономических изданиях. Томпсон выступает автором и соавтором 5 учебников для студентов экономических факультетов. Он выпустил 4 компьютерных программы моделирования ситуаций.Томпсон является частым гостем на коммерческих предприятиях. Его приглашают для проведения консультаций по вопросам стратегического управления, особенно по проблемам конкуренции, реструктуризации и прав потребителей. Он сотрудничает со многими мировыми электроэнергетическими компаниями и разрабатывает специальные программы повышения квалификации в сфере менеджмента для их руководства.

Биография Стрикленда

Артур (Лонни) Стрикленд ІІІ (Arthur "Lonnie" Strickland III) – профессор в области стратегического менеджмента и маркетинга, автор книг на данную тематику.Получил степень бакалавра в области физико-математических наук, будучи студентом Университета штата Джорджия. После он поступил в Технологический институт, где и получил степень магистра в сфере промышленного менеджмента. Следующей ступенью в его научной карьерной лестнице стало получение в 1969 году докторской степени по менеджменту в Университете штата Джорджии. На сегодняшний день Стрикленд занимает пост профессора стратегического менеджмента в Высшей школе бизнеса при Университете штата Алабама.

Сфера деятельности Стрикленда

Много лет Стрикленд занимается проведением консультаций для специалистов по стратегическому управлению бизнесом. Он специализируется на конкуренции и анализе отрасли. Стрикленд занимался разработкой систем стратегического планирования для компаний «BellSouth», «American Telephone and Telegraph», «Southern», «Delco Remy», «General Motors», «Gulf States Paper», «USA Group» и некоторых других. Он часто читает лекции на тему воплощения стратегических изменений, а также является личным консультантом руководителей нескольких крупных корпораций. В своё время А. Дж. Стрикленд занимал должность директора по маркетингу в фирме «BellSouth» и добился значительного увеличения объёмов продаж (почти на 1 млрд. долларов) и прибыли компании (на 300 млн. долларов). Стрикленд работал во многих странах мира. Например, во Франции он создал имитационную модель принятия решений для исследования разных вариантов стратегий. Он является автором 15 книг и учебников для учащихся экономических факультетов. Его модели управления Micromatic и Tempomatic IV на протяжении последних двадцати лет пользуются большим успехом на рынке. Ему принадлежит звание лучшего преподавателя Высшей школы бизнеса при университете штата Алабама. Также Стрикленд входит в состав многих почётных обществ:
  • Order of Omega,
  • Mortar Board,
  • Beta Gamma Sigma,
  • Jasons и Omicron Delta Kappa.

Совместная работа Томпсона и Стрикленда

А. Томпсон и А.Дж. Стрикленд являются авторами учебника «Стратегический менеджмент», в котором рассматриваются основные теоретические аспекты и практические вопросы стратегического управления компаниями. Данным учебником пользуются все студенты экономических ВУЗов мира, также он предназначен для тех, кто занимается разработкой бизнес-стратегии для своего предприятия.

Ссылки

  1. A. J. Strickland Profile - Forbes.com 
  2. Thompson BIO

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь

www.e-xecutive.ru

Стратегический менеджмент, Искусство разработки и реализации стратегии, Томпсон, Стрикленд

Название: Стратегический менеджмент - Концепции и ситуации для анализа.

Автор: А.А. Томпсон-мл. и А.Дж. Стрикленд III.

2006.

    `Стратегический менеджмент` - классическое учебное пособие А.А.Томпсона и А.Дж.Стрикленда-младшего, неоднократно переиздававшееся, но не теряющее популярности в силу актуальности излагаемого материала. Сегодня, в эпоху глобализации экономики, ни одна компания не может существовать без четко сформулированной стратегии развития. Авторы считают, что времена, когда можно было создать преуспевающую компанию исключительно основываясь на здравом смысле и минимуме специальных знаний, канули в Лету. Теперь даже малый бизнес рискует быть уничтоженным конкурентами, если не осознает своего положения в отрасли и не определит своих долгосрочных перспектив с учетом действий соперников, не только ближайших, но и находящихся на другой стороне планеты: ведь Internet- и Web-технологии превратили весь мир в `большую деревню` и не оставили шансов на выживание тем, кто упускает новые, связанные с этим фактом возможности. Предлагаемое издание книги `Стратегический менеджмент` состоит из двух частей. Первая, теоретическая, знакомит читателя с основными положениями, концепциями и понятиями.В ней дан обзор современного бизнеса, значительно изменившегося с появлением электронных технологий. Не случайно целую главу авторы посвящают разработке бизнес-моделей и стратегий для Internet-экономики. Во второй, значительно превосходящей первую по объему, части представлены ситуации для анализа - снабженные таблицами и диаграммами истории различных компаний, крупных и маленьких, находящихся на гребне успеха или на краю гибели. Разнообразие примеров позволяет каждому заинтересованному читателю найти аналогии с собственным бизнесом и почерпнуть нечто полезное.

nashol.com

Томпсон Хантер - краткая биография

Хантер Стоктон Томпсон, известный американский писатель и журналист, основатель гонзо-журналистики, родился 18 июля 1937, Луисвилл, штат Кентукки, США.

Коренной уроженец Луисвилля, Кентукки, Томпсон вырос в окрестностях черокийского треугольника и посещал Луисвилльскую Высшую школу для мальчиков. Его родители, Джек (умер в 1952) и Виржиния (умерла в 1999) поженились в 1935. После смерти Джек оставил трёх сыновей: Хантера, Дэвисона и Джеймса — на воспитание их матери, которая была тяжёлым алкоголиком.

Хантер был арестован в 1956 за грабеж. После того, как он разбил грузовик для доставки, принадлежащий его работодателю, он вступил в ряды Военно-воздушных сил США ещё до обязательного воинского призыва. После работы в департаменте информационной службы на авиабазе Эглин во Флориде в 1956, он стал спортивным редактором собственной газеты базы «Главный курьер». Он так же писал в несколько местных газет, что было против правил Воздушных сил.

Он ушёл в отставку в 1958 как пилот второго класса с рекомендацией о ранней отставке от его командира. После Военно-воздушных сил он переехал в Нью-Йорк и по солдатскому биллю о правах стал посещать школу основных дисциплин при колумбийском университете, где он посещал занятия по короткому рассказу.

В течение этого времени он недолго работал в журнале The Time копирайтером за 50$ в неделю. Во время работы он перепечатывал на машинке «Великий Гэтсби» Ф. Скотта Фицджеральда и «Прощай оружие» Эрнеста Хемингуэя, объясняя, что он хочет узнать писательский стиль авторов. В 1956 Time уволила его за неподчинение. Позже в том году он работал репортёром для Middletown Daily Record в Нью-Йорке. Он был уволен с этой работы после разрушения автомата с леденцами и драки с владельцем местного ресторана, который оказался разносчиком листовок.

В 1960 Томпсон переехал в Сан Хуан, Пуэрто-Рико, чтобы принять работу в спортивном журнале El Sportivo, который вскоре закрылся. Но переезд в Пуэрто-Рико позволил Томпсону совершить путешествие по Карибскому морю и Южной Америке, делая независимые статьи для нескольких Американских Ежедневных газет. Пребывая в Пуэрто-Рико, он сдружился с журналистом Вильямом Кеннеди. Томпсон так же побывал Южно-американским корреспондентом для еженедельника Dow Jones «National Observer». В течение восьмимесячного периода в 1961 он жил и работал охранником и смотрителем в Big Sur Hot Springs перед тем как оно стало Эзалинским институтом. Живя в Сан- Франциско в 1960х, Томпсон получил докторскую степень в Богословии от почтовой церкви.

В течение этого времени Томпсон написал два романа («Принц Джевелфиш» и «Ромовый дневник») и предложил издателям множество коротких рассказов. «Ромовый Дневник» был, в конце концов, опубликован в 1998 после того, как Томпсон приобрёл известность. Позже Кеннеди отметил, что они оба с Томпсоном были неудавшимися романистами, которые обратились к журналистике, чтобы заработать на жизнь.

Опубликованная в 1971, «Страх и отвращение в Лас-Вегасе: Безумная поездка в сердце Американской Мечты» являлась своего рода отчетом от первого лица журналиста (Сам Томпсон под псевдонимом «Рауль Дюк») о поездке в Лас-Вегас с «300-фунтовым самоанским» адвокатом «Доктором Гонзо» (герой, придуманный другом Томпсона, американским мексиканцем (чикано) адвокатом Оскаром Зета Акостой), целью которой было освещение легендарной гонки на мотоциклах «Минт 400», а затем полицейской наркоконференции. Во время поездки, они «с адвокатом» занимаются поиском Американской Мечты, постоянно находясь под воздействием наркотиков.

    «Багажник нашей машины напоминал передвижную полицейскую нарколабораторию. У нас в распоряжении оказалось две сумки травы, семьдесят пять шариков мескалина, пять промокашек лютой кислоты, солонка с дырочками, полная кокаина, и целый межгалактический парад планет всяких стимуляторов, транков, визгунов, хохотунов… а также кварта текилы, кварта рома, ящик Бадвайзера, пинта сырого эфира и две дюжины амила» — отрывок из книги «Страх и отвращение в Лас-Вегасе. Дикое путешествие в сердце Американской мечты».

Ральф Стедман, который сотрудничал с Томпсоном в нескольких проектах, посодействовал со своей стороны иллюстрациями, сделанными тушью.

Fear and Loathing on the Campaign Trail '72 это сборник статей в Роллинг Стоун, которые он писал, освещая предвыборную кампанию президента Ричарда М. Никсона и его неудачливого оппонента, Сенатора Джорджа Макговерна. Книга акцентирована в основном на предварительных выборах демократической партии и её провале, благодаря расколу между разными кандидатами; МакГаверна восхваляли, в то время как Эд Маски и Хьюберт Хамфри были осмеяны. Томпсон стремился стать жёстким критиком Никсона, как в течение, так и после его президентства. После смерти Никсона в 1994, Томпсон описал его в Роллинг Стоун как человека, который «может пожать тебе руку и вонзить нож в спину одновременно», и он говорил «его деловые бумаги стоит спустить по одной из тех открытых сточных канав, что вливаются в океан на юге Лос-Анджелеса. Он был свиньей, а не человеком и простофилей, а не президентом. Он был злым человеком — злым в том смысле, что только те, кто верит в физическое существование Дьявола могут его понять».

9 Мая 1963 года он женился на своей давней девушке Сандре Конклин (она же Сэнди Конклин Томпсон, теперь Сонди Райт). 23 Марта 1964 года у них родился сын Хуан Фицджеральд Томпсон. После 19 лет совместной жизни и 17 лет брака, Хантер и Сэнди развелись в 1980, оставаясь близкими друзьями до самой смерти Хантера. Томпсон умер в своём доме в Вуди Крик, Колорадо, 20 февраля 2005, в 17:42 от огнестрельного ранения в голову. Ему было 67 лет.

Сын Томпсона (Хуан), невестка (Дженнифер Винкел Томпсон) и внук (Уилл Томпсон) гостили у него на выходных во время самоубийства. Уилл и Дженнифер были в соседней комнате, когда они услышали выстрел, тем не менее, выстрел был принят за упавшую книгу и они продолжили заниматься своими делами, прежде, чем проверить; «Винкел Томпсон продолжала играть в 20 вопросов с Уиллом, Хуан продолжал фотографировать». Томпсон сидел за своей печатной машинкой со словом «Адвокат», написанным в центре второй страницы.

Они сообщили в прессу, что не верят, что его самоубийство было вызвано отчаяньем, а было хорошо обдуманным актом после множества болезненных медицинских процедур. Жена Томпсона, Анита, которая в момент смерти мужа находилась в спортзале, разговаривала с Томпсоном по телефону, когда он покончил с собой.

Художник и друг Ральф Стедман написал:

«…25 лет назад он сказал мне, что он почувствовал бы себя действительно в западне, если бы не знал, что может убить себя в любой момент. Я не знаю, смелость это или глупость или что ещё, но это было неизбежно. Я думаю, правда, которая объединяла всё, что он писал, в том, что он имел в виду именно то, что он говорил. Если для Вас это представление, что ж, хорошо. Если вы думаете, что это как-то просветило вас, что ж, это ещё лучше. Если вы гадаете, отправился ли он в рай или ад — будьте уверены, он проверит и то и другое, выяснит, куда отправился Ричард Милхаус Никсон — и отправится туда. Он никогда не терпел скуки. Но там должен быть и футбол тоже — и павлины…»

Спустя 3 месяца американский журнал Rolling Stone опубликовал то, что было объявлено последними словами Томпсона, написанными маркером за четыре дня до его смерти. Записка была озаглавлена «Футбольный сезон закончен».

В интервью, данном телеканалу BBC в 1978 году, писатель сказал, что хотел бы устроить для своих друзей «посмертную вечеринку» с развеиванием собственного праха из пушки. Эти слова были интерпретированы как последняя воля писателя, и 20 августа актер Джонни Депп взял на себя расходы по ее исполнению. Выстрел был произведен из специально сооруженной пушки, закрепленной на подъемном кране высотой 46 метров. Верхняя часть крана была скрыта под изображением шестипалого кулака «Гонзо». Прахом писателя выстрелили сквозь «кулак» на закате.

fb2.net.ua

Хантер Томпсон — Look At Me

Хантер Томпсон являлся одним из первых великих совратителей Америки. Мир 50-х, застегнутый на все пуговицы был необычайно скушен. Но наступление 60-х изменило ситуацию навсегда. Хантер Томпсон этим воспользовался.

Хантер Томпсон. Изображение № 1.

Хиппи не были самыми предприимчивыми ребятами. На них свалилась свобода, а они распорядились ею как-то криво. Самые талантливые вообще умерли, как тройка J: Дженис Джоплин, Джим Моррисон, Джимми Хендрикс. Некоторые ярко прогорели, как горящая гитара, и пропали с горизонта. Молодой Джо Кокер, гремевший на Вудстоке, запил на десятилетия и нашелся только в 80-х – какая-то добрая женщина подобрала, отмыла и привела в божеский вид.

Хантер Томпсон был не такой. Он не окочурился и не ушел в подполье. Он слишком любил жизнь, чтобы отказаться от удовольствия перепробовать ее во всех видах. Оговоримся сразу, он не был развратником: женщины волновали его еще и как люди. Под жизнью подразумевалась жизнь во всех уголках страны, куда может попасть журналист. В деревушки контрабандистов, пуэрториканские бордели, на предвыборную кампанию президента Никсона, на скачки, мотоциклетные гонки и войну во Вьетнаме.

Жадность к жизни у него пошла с детства. Хантер Стоктон Томпсон родился в Луисвилле, штат Кентукки, в 1937 году. Суровые, крепкие люди, пьют много и чуть что, бьют по зубам, не спрашивая фамилии.

Поначалу Хантер Томпсон был вполне приличным мальчиком – любил литературу, писал. Но вдруг заболел отец и, как человек сильный, умирал сопротивляясь, медленно. Это сильно повлияло на Хантера, он возненавидел беспомощность. Мать страдала алкоголизмом. Хантер с какого-то момента просто не смог водить дружбу с пристойными ребятами, но у него был талант: еще в школе он прекрасно сходился с самыми «неприкасаемыми».

В Америке 50-х общаться с людьми не своего круга было предосудительно. Хантер общался. И вокруг взрослого Хантера тоже клубилась пестрая команда писателей, спортивных промоутеров, политиков, адвокатов. Их привлекала волшебная способность Хантера выходить сухим из воды. Казалось, что этот человек, который секунды не медля лез во всякое пекло, обладал антиожоговым покрытием. Приехал он во Вьетнам, в командировку от «Pоллинг Стоун», и получил сообщение, что за прошлые грехи из редакции его уволили.

Остался без копейки денег, и что? Позвонил в другое издание, наобещал с три короба статей, попросил кредита. Всю жизнь он ходил на грани, почти никогда не попадаясь. Если и попадался, то на глупости. Потому, что был он не злоумышленник, а просто азартный парень. Поехал как-то с приятелем на свалку в Пуэрто-Pико пострелять крыс, их там и сграбастали полицейские, от пистолета они избавились, но сомнения у копов остались. И вот Хантер так запудрил им мозги, что они даже сели пить кофе. Томпсон уже закинул ноги на стол, развалился, и тут из карманов посыпались на пол патроны от «Магнума». Ну и бросили их с приятелем обратно в кутузку.

Попал он в 19 лет – за мелкую кражу. И тут же ему добавили статью «вандализм»: поломал тюрьму, пока ждал приговора. Кричал, выпустите меня на волю! Все понимали, что у пацана просто кровь играет,и, чтобы не сажать по-настоящему, его допризывно отправили в армию – в ВВС США. На базе ВВС Хантер вел спортивную страницу в военной газете, но и тут ему было скучно жить по уставу: писать всякие официальные сводки. Поэтому он стал описывать жизнь самой базы и отправлял эту партизанщину в цивильные газеты. Что не могло не огорчить военное начальство, и из ВВС его вытурили.

Он потащился искать на свою голову приключений – спортивным редактором в богом забытый шахтерский поселок Джерси Шор, в Пенсильвании. Там отправился к девушке на свидание, одолжив чужую машину, но забуксовал в луже, и тут какой-то поддатый, но очень сильный шахтер вышел толкнуть застрявшую в грязи машину и оторвал ей дверцу. Хантер испугался и умотал от греха подальше в Нью-Йорк. Но рассказ об этой дверце напечатал. Получилось замечательно: и в распоследней шахтерской дыре полно приключений. Стоит только поискать. После этого Хантер уверился: если есть талант, можно писать о чем угодно и это будут читать. Так он и стал жить. Не ждать, пока горы приключений придут к нему, а устраивать их своими руками.

Но характер был буйный. Склонный к насильственному установлению социальной справедливости. В газете «Миддлтаун Дэйли Pекорд» ему очень нравилось работать, спорт обожал, редактором себя считал хорошим, все было ничего, да только повар тамошней забегаловки кормил журналистов несъедобной стряпней. Томпсон вежливо возвращал его лазанью раз за разом, а потом наорал на повара. Повар стал махать кулаками. Состоялась драка. В результате чего оказалось, что хороший журналист менее ценен, чем плохой повар. Томпсона уволили. В завершение этого дня автомат с леденцами сожрал монетки, которые сунул в него Томпсон, а конфеты зажал, и Хантер раскурочил его, забрав свои монетки. То есть это было его непреложным правилом: брать от жизни только свое. Впрочем, жизнь ему многое предлагала.

В 60-е она всем многое предлагала, жизнь. Только одни хапали ее вместе с наркотиками и умирали от передоза. Или захлебывались ею и алкоголем, как тот же Хендрикс. Томпсон же, поколесив по миру, поработав в пуэрто-риканских спортивных газетах, без гроша в кармане, на голом энтузиазме, и настрочив параллельно роман «Pомовый дневник», решил, что надо бы пристальнее вглядеться в свое время. Уже витало что-то в воздухе. 64-й год. «Битлз» и «Pоллинг Стоунз» покорили Америку. Битники перестали быть дикими пугалами в черном, читающими длинные стихи по квартирам, и вышли из подполья.

Молодые люди не только покупали новые красивые вещи, а стали еще думать о смысле жизни. Это в обществе потребления-то. Стало возможно говорить о политике – поэзией.На площадях. Уже в конце 50-х безработный молодой бродяга Джек Керуак написал роман «На дороге», заправив рулон типографской бумаги в машинку и описав, как есть, свое путешествие по Америке. Без прикрас и запятых.

Символом свободы – пугающей, неофициальной, буйной – были байкеры. К 64-м году он успели стать страшным сном всей Америки. Мотоциклетная банда «Ангелы ада» входила в так называемый один процент. Отверженных. Самое зло из зла, квинтэссенция кошмара. Это были байкеры, которые не входили в байкерскую организацию Штатов.

Вообще байкерских клубов было полно. Были «Охреневшие гуси» или «Неприкаянные черти». Все они дули пиво и носились с отчаянным звуком по хайвеям. Но от «Ангелов ада» у общества стыла в жилах кровь. Говорили: что они не моются, не стирают одежду и на своих адских ритуалах измазывают ее в дерьме, чтоб она задубела. Только тогда байкера можно считать посвященным.

Еще говорили, что они насилуют официанток на автостоянках. Школьниц. И вообще всех женщин, попадающихся на пути. Любопытные девушки, естественно, от этих росказней взвизгивали и бежали потрогать их мотоциклы и бицепсы. Города по всей стране с нетерпением ждали вторжения мотоциклетных банд, надеясь, что их изнасилуют и разорят. В режиме эпидемии появлялись публикации об изнасиловании. Правда, в них пестрили слова «предположительно» и «возможно».

Томпсон ездил на старом «ягуаре» и байкером не был. Но явлением заинтересовался. Почему официальная пресса делает из байкеров всенародное пугало? Томпсон повстречался с «Ангелами» в Сан-Франциско и Окленде и написал о них статейку в «Нэшн».

Это была правдивая статья. Pебят он не рисовал сущими ангелами, там были отражены и грубости, и непристойности, и жестокость этой компании. Но никаких сверхужасов он в их жизни не увидел и сообщил всем, что пугалом их сделала пресса. Самим байкерам это понравилось. Им понравилось смотреть на себя в правдивое зеркало. Пусть даже рожа и была несколько крива. И по всем отделениям байкеров передали маляву: с этим чуваком можно иметь дело. Томпсон, сам не зная того, получил мандат доверия.

В смысле денег Томпсон был, как всегда, на мели. Получив очередной гонорар за статью, он засел в своей квартире и стал думать, как бы написать что-то стоящее. Книгу. Пока деньги не кончились. И вот пока он думал, к нему пришли 6 писем (писем, потому что телефон был отключен за неуплату) с предложением написать роман о байкерах. Аванс в полторы тысячи взбодрил. Хотя Хантер сделал бы это и ради азарта – «в то время, если бы мне предложили, я подписал бы контракт на книгу о тупоголовых акулах, пошел бы к морю и нырнул к этим тварям».

Он попросил своего другана, бывшего «Ангела» и корреспондента «Кроникл» Джарвиса свести его с этими ребятами. Дело было в магазине запчастей. Сделка состоялась: после той его заметки ему был открыт вход на байкерские тусовки. Но не ходить же к ним в бары с блокнотиком в руках. Не прокатит. Томпсон сделал ход конем: на аванс за будущую книгу купил байк и стал колесить вместе со стаей.

Он прожил с ними год. Год изучал повадки, гонял по трассам, вторгался в города, курил марихуану, загорал на пляжах, говорил за жизнь, попадал в кутузки, стоял под полицейским прицелом. Год он беспристрастно, шаг за шагом фиксировал их жизнь.

Чем же подкупил их этот лысый, в очках Ray-Ban, рубашке тропической расцветки и идиотских шортах чувак? Ведь уже тогда, от растущей славы у «Ангелов» крыша поехала: они обеспокоились имиджем, стали, как политики, читать газеты о себе за утренним пивом. А потом и сдирать деньги – за интервью, за съемку. Почему злобные громилы доверились Томпсону? Потому что он не был чистюлей. Томпсона били вместе с ними, он хоронил с ними вместе байкерских авторитетов. В нем был нерв. И он был, как и байкеры, человеком, нарушающим правила. Причем ему – согласно божественному провидению – это еще и сходило с рук. Люди обычно чувствуют такую энергию – энергию человека, удачно ходящего напролом.

Книга стала сенсацией. Томпсон ведь не просто распорядок дня байкера живописал. Он в проблему нырнул с головой и нашел корни противостояния байкеров и американского общества – они в послевоенной поре. Узнав о финансовом успехе книги, байкеры обратились к Хантеру Томпсону с предложением поделиться гонораром. Получив отрицательный ответ, «Ангелы ада» избили писателя до полусмерти.

Тысячи ветеранов вернулись с нервным, упадочным настроением. Обычный, казалось бы, послевоенный психический коллапс, когда человек не может найти себе места в мирной жизни. И многие не стремились его находить, общество не дало им такого шанса. Бывшие фермеры завели мотоциклы и стали жить вопреки американской мечте. А потом само общество объявило их вне закона, отторгло. Потому что общество это насквозь лживо, пуританской консервативной ложью. Заключил Томпсон. Этот вывод наверху заметили. С тех пор Томпсон стал не просто писателишкой и журналистишкой. А общественно опасным типом, что грозит кулаком Белому дому и всей американской демократии. Но то были цветочки.

Хантер Томпсон. Изображение № 2.

Взрослеть, как Том Сойер.

Подобно Тому Сойеру, восстававшему против всякой несправедливости и искавшему на свою голову приключений, да потаинственнее, Томпсон стал восставать, искать и писать об этом. Вечный мальчишка, склонный попадать в дурные компании и скверные истории, он пробовал жизнь на прочность. Выдержит – не выдержит. Ну пил, дебоширил, так кто ж без греха? То на Гаити рванет о революции писать. Без паспорта, причем. Приедет на завершающую часть Вьетнамской войны и будет писать издевательские статьи в форме личных писем вьетконговскому генералу. Зато писал одержимо. Иногда приедет из командировки и редактору на стол вывалит исписанные чеки, гостиничные счета, талончики, газетные клочки. Бумаги ему не хватало. Все норовил записать, запомнить. Все было интересно.

Если в человеке сочетаются дух авантюризма и детская мечтательная душа, он обязательно будет с чем-то бороться. Самозабвенно. Войнушка может обернуться настоящей войной. Если человека лишить мечты. В 1963 году, когда убили Кеннеди, Хантер Томпсон инстинктивно, как репортер, записывал реакцию людей. Но эра новой Америки, в которую можно было верить, Америки битников, закончилась. Страна внезапно стала другой. Все последующие президенты стали личными врагами Томпсона. Освещая президентские гонки, он на брань – в адрес политической системы –не скупился. «Президенту США не нужно быть умным. Он может балансировать на зловещей грани, за которой полное отмирание серого вещества головного мозга. И при этом оставаться самым могущественным человеком в мире» – это самые мягкие слова Томпсона по отношению к институту президентства. Он был одним из самых жестких и безбашенных политических обозревателей.

В качестве эксперимента Томпсон двигает в большую политику. В 1968 году в маленьком городке Аспене, штат Колородо, Томпсон выдвинул свою персону альтернативой шерифу – старой республиканской твари. Томпсон и сподвижники сколотили корпорацию с невменяемым названием «Мясо опоссума» и оклеили весь город постерами с задорной писаниной Томпсона и почему-то порнографическим фото японки. Его дружок, адвокат Акоста, рыдал на телевидении, рассказывая телегу, что это его пропавшая жена. Бред царил дикий. Обкурившись, они решили сделать Томпсона «менее волосатым», чем шерифа, у которого была стрижка ежиком. И обрили Томпсона наголо. Надо сказать, шериф дико боялся хиппи. И вот лысый Томпсон выступил с речью, начинавшейся словами «мой длинноволосый оппонент». Но безуспешно. «Когда выполз этот жидкий ежик, я стал похож на фашистского охранника-психопата, – вспоминал Томпсон. – Против нас голосовали почти все. Эти люди не смогли бы иметь дело с шерифом, который ест мескалин, бреется наголо и похож на черта в ступе».

Хантер Томпсон. Изображение № 3.

Писать портрет Америки

Как Томпсон писал репортажи? Его посылали на скачки в Кентукки, он же описывал не физиономии лошадей. Он писал о том, с каким трудом доставал пропуск в вип-ложи, журналистскую аккредитацию. Описывал проходы на ипподром, заваленные пьяными колорадцами. Он писал о нравах штата. И скачки становились кульминацией этих нравов. Его посылали написать про то, как обезумевший кит заплыл в реку Сакраменто. Томпсон описывает все, что видит вокруг, в связи с этим китом. Пожилую китаянку, которая 15 лет состояла в связи с президентом Никсоном, идиотизм официального телевидения. Кит из цели становится средством, поводом сказать что-то о стране и ее людях. Томпсон даже поход в булочную превращал в политическую сатиру. В портрет Америки.

Почему ему все сходило с рук? Не сходило. Его увольняли, лишали кредита, пока он проматывал редакционные деньги на другом конце света, ликвидировали телефонные карточки. Он делал столько всего возмутительного, что, казалось, это просто невозможно напечатать. Но печатали! Потому что он всякий раз рождал скандал. А скандал всегда был Богом прессы.

Свою манеру писать Томпсон называл «гонзо». Сумасшедшая, чудная, абсурдная, дурацкая. Обычный журналист пишет по правилам, прицельно глядя на предмет, стараясь не злоупотреблять отсебятиной. А этот злоупотреблял, делал второстепенное важным. С помощью фона, деталей, случайных веток сюжета объект статьи раскалывался, как орешек. На сленге «гонзо» – это человек, который способен перепить всех за столом. Словечко «гонзо» с легкой руки Томпсона вошло в Оксфордский словарь. Его читали не только из-за художеств стиля. Он раскалывал Америку, как орех. Он раскалывал Великую Американскую мечту. Потому что в глубине души любил свою страну. Только не официальную, раскрашенную и фальшивую, а непричесанную, настоящую и потому великую.

Хантер Томпсон. Изображение № 4.

Повышать кислотность

В 60-е годы кислота не была запрещена. Наоборот, широко раздавалась – с благословения властей – молодежи и студентам. Это даже не секретные материалы, что ЦPУ тестировало на широких слоях населения ЛСД. Так или иначе, кислота определила поколение хиппи. И стала фоном, если не фактором всех революций в сознании. Кислоту производили фанаты-химики, а также корыстные фармакологические концерны и раздавали бесплатно.

Отсюда и пляски на лужайках, и всеобщее счастье. Это ее потом запретит то же государство: уж слишком сильны были социальные сдвиги и громки протесты против войны во Вьетнаме. А пока поэт Тимоти Лири пропагандировал кислоту почти на государственном уровне: он считал, что позитивный эффект от нее весомей побочных явлений. Полезной вещью она считалась – для растущих организмов. Другой агитатор, писатель Кен Кизи ездил по стране с автобусом сподвижников-хиппарей, веселых проказников, и устраивал кислотные вечеринки. Врубал новичков. Кислота позволяла, считал он, а вместе с ним и все дети 60-х, расширить границы восприятия, выпасть из заведенного общественного порядка.

В 1965 году журналист и писатель Том Вулф написал документальный роман о кислотном поколении – «Электропрохладительный кислотный тест». Была там крамольная мыслишка, в этой книге, о гигантском эксперименте над нацией. Томпсон в то время работал в «Обсервер» и написал положительную рецензию на книгу Вулфа. И вылетел с работы. Свобода в эпоху свободы тоже имела свои рамки. Вулф написал о хиппи роман-наблюдение. Но его роман был взглядом постороннего. А Хантер Томпсон находился в эпицентре проблемы, был там своим. Потому именно ему и выпало на долю воздвигнуть посмертный памятник своему поколению. Книгу «Страх и отвращение в Лас-Вегасе».

Герои «Страха» – репортер и адвокат, эти два психотропных мутанта, эти два урода, сбежавших из Поколения Любви – не просто придурки-наркоманы, а герои. Они – исчезающий вид, последние борцы и революционеры. Вся их одиссея с багажником наркотиков – эскапада против системы. И, конечно, приключения. В романе дело не только в галлюцинациях. Pебята путешествуют по Америке как по огромной выжженной пустыне. Пустыня – после Лета Цветов, после Сан-Франциско 67-го года и Вудстока 69-го. Видят, как происходят чудовищно абсурдные съезды окружных прокуроров по борьбе с наркотиками. Это в стране, которая только что была залита кислотой, спущенной сверху! Герои видят и среднестатистического американца-обывателя, и он им кажется мутантом, муреной, хвостатым чудовищем.

Поколение 60-х ело жизнь, как праздничный пирог. Большими ломтями. Оно устанавливало новые нормы владения миром. Музыка была их голосом. Электрические бомбардировки Хендрикса, волшебный голос-колокольчик Грейс Слик, флейты Jethro Tull. Многие из поколения погорели. А Томпсон не думал сдаваться. Он сохранил свой мир на хорошо укрепленной ферме «Сова» в Колорадо. Со складом взрывчатых веществ и оружия. На случай, если придут Они, нынешние. Мечтатель и любитель диковин, стал выращивать павлинов. Холодостойких.

Очень радовался, что они у него по сугробам шастают. Упрямо, как мальчишка, до конца дней не верил во вред кислоты и марихуаны. Ведь бомбардировку в Перл-Харборе устроили люди с ясным мышлением.

Воспитывать Джонни Деппа

Книга «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» была бестселлером, но экранизировали ее только в 98-м году. Попытки были. Но Томпсон сам решал, кому и как снимать его детище. Продюсер Алекс Кокс, когда дело было на мази, вдруг что-то не то ляпнул про Книгу о Вегасе (так называл свой знаменитый роман Томпсон) и был изгнан из дому на мороз. Не пристрелил, и то слава богу.

Джонни Депп случайно познакомился со стариком в Аспене. «Некто басом орал на толпящихся возле выхода в бар, требуя, чтобы ему освободили вход и угрожая выбить все дерьмо из любого, кто попадется на пути. Высокий худой человек в вязаной шапке американских индейцев протянул мне свою тяжелую руку. Я почувствовал, что это начало долгой настоящей дружбы.» Так и случилось. Деппу Томпсон стал «братом, другом, героем, отцом, сыном, учителем и соучастником в преступлениях, имя которым – юмор».

Томпсон показал Деппу и его подружке Кейт Мосс свои склады с оружием. Компашка в полтретьего ночи соорудила бомбу из газового баллона и глицерина, по которой Депп и выстрелил. Актер вспоминал, что столб огня был метров на 25, а вокруг же люди спали, мирные жители. Ну, то есть, до взрыва спали. Как-то писатель позвонил Деппу и сам назначил его на роль. Pежиссер – Терри Гиллиам – нашелся позже.Томпсон взял и сам побрил Деппа, вооружившись шахтерским фонарем. Депп стал вживаться в роль. Он стал правдивым клоном Хантера – носил старые цветастые рубашки и развязненькие шорты Томпсона, тридцатилетней давности нафталин, вытащенный из кладовки. Копировал походку эфирного зомби – с закидыванием колен. Постепенно Депп стал так похож на Томпсона, что и сам Томпсон не мог отличить: где он, а где Депп.

В 90-е он погорел на своих увлечениях. Томпсону пришили дело. Борец с режимом был он, конечно, еще тот. Патологически враждовал с соседом. Все ему мерещилось, что сосед несколько раз пытался задушить его за отравление пса. Стрелял по форели в прудах. Говорят, люди покупали жилье с ним по соседству, а через день умоляли риэлторов переселить их оттуда, куда угодно. У окружной прокуратуры накопилось. А тут еще заезжая журналистка в логово к старику пошла. А он ее позвал посмотреть джакузи. Журналистка чуть в обморок не упала, решила, что он маньяк и подала в суд. И ведь смелая была! Вся Америка знала, что журналистов он не то что внутрь дома не пускает, а вообще отстреливает из окошка! А тут – джакузи! «Да я трудолюбивый владелец ранчо!» – возмущался Топмсон на суде. Публика, говорят, смеялась. Удачной шутке.

Газеты Аспена освещали процесс, к примеру, так: «Во вторник Хантер Томпсон принес суду извинения за неопределенное мычание во время своей речи, в которой он отрицал обвинения в хранении наркотиков, взрывчатки и сексуальном домогательстве в феврале». «Я не хотел мычать, – промычал Томпсон. – Мне стоило говорить почетче». Тем временем сторонники писателя вырвали с корнем все деревья во дворе суда, исколотили капоты полицейских машин. И кричали, что он поэт, герой и святой. Короче, дело замяли.

В феврале 2004 года Томпсон собрал всю семью на ферме, провел чудный день в кругу близких и – застрелился. Возможно, это связано с тем, что он болел, становился беспомощным, дряхлым, а его это злило. Угасать медленно, как его отец, он, старый боец, не мог себе позволить. Доктор Гонзо все обдумал, привел дела в порядок. Последнее, что он написал. «Никаких больше игр. Никаких бомб. Никаких прогулок. Никакого веселья. Никакого плавания. 67. Это на 17 лет больше, чем 50. На 17 больше, чем я нуждался или хотел. Скучно. Я всегда злобный. Никакого веселья ни для кого. 67. Ты становишься жадным. Веди себя на свой возраст. Pасслабься – будет не больно».

Джонни Депп оплатил его нешуточные долги – два миллиона долларов. И оплатил процедуру погребения – прахом Хантера Томпсона выстрелили из пушки через эмблему Гонзо-журналистики, шестипалый кулак. Он пережил многих кумиров 60-х. На целую жизнь. И многое успел. Он не успел стать взрослым. Он был просто американским мальчишкой, который любил приключения. Приключения Хантера Томпсона.

www.lookatme.ru