А-222 «Берег» - береговой самоходный артиллерийский комплекс. А 222 берег


А-222 «Берег», 130-мм самоходный артиллерийский комплекс

Компания участник: ЦКБ Титан, ОАО

Комплекс "Берег" оснащен системой ПУС БР-136 "Подача". Система управления огнем БР-136 обеспечивает круговой (или в заданном секторе) радиолокационный и телевизионно-оптический обзор надводной обстановки в любое время суток. Возможна работа ее при наличии активных помех. Автоматически сопровождается до четырех радиолокационно наблюдаемых целей. При этом две из них могут поражаться одновременно. После поражения цели система управления позволяет практически мгновенно перенести огонь на следующую цель из числа сопровождаемых. Максимальная дальность обнаружения надводных целей радиолокатором 35 км. Погрешность определения полных углов наведения 3 мрд. Время приведения БР-136 в боевую готовность 3 минуты. 

При выходе из строя центрального поста БР-136 каждая артустановка батареи может управляться автономно. Каждая установка снабжена баллистическим вычислителем, командным оптоэлектронным визиром и лазерным дальномером. 

Кроме артиллерийских установок и центрального поста в состав батареи входит машина обеспечения боевого дежурства на том же шасси. Она имеет навигационную аппаратуру, 2 комнаты отдыха для личного состава, кухню, столовую, запасы воды, продуктов и топлива, благодаря которым батарея полностью автономна до 7 суток. Все машины комплекса смонтированы на однотипных шасси "МАЗ-543М". 

Предварительные испытания опытной установки "Берег" были начаты в январе 1987 года, а Государственные опытной батареи из 2-х установок проходили с 3 ноября 1992 года по 30 мая 1993 года в Крыму в районе Феодосии, которые закончились успешно. Но 3 января 1993 года министр обороны Украины в одностороннем порядке "приватизировал" батарею. 

К настоящему времени удалось добиться возвращения опытной батареи в Россию. Комплекс "Берег" усиленно рекламировался Россией на нескольких международных выставках оружия. Однако серийное производство комплекса как для ВМФ России, так и на экспорт зависит от финансирования его производителей. А как финансируется сейчас у нас ВПК общеизвестно. 

Читатель уже знает, что на данный момент самые молодые артустановки России имеют возраст 40 лет (СМ-4, КСМ-65). а самые старые (305/52-м) свыше 80 лет.

Вопреки расхожему мнению береговые артустановки не могут быть заменены береговыми комплексами управляемых ракет. В БО, как и в сухопутных войсках управляемые ракеты и артсистемы не заменяют, а лишь дополняют друг друга. Все крылатые ракетные комплексы БО имеют "мертвые" (не поражаемые) зоны от нескольких километров до нескольких десятков километров. Ракеты зависимы от активных помех противника, могут быть сбиты средствами ПВО кораблей. Крылатые ракеты малоэффективны в шхерных районах и, наконец, они намного дороже снарядов ствольной артиллерии, особенно при стрельбе по малотоннажным и десантным плавстредствам. К примеру, в ходе боевых действий в Абхазии и грузины, и абхазы вооружали малые прогулочные катера и другие плавсредства, стоимость которых намного меньше, чем ракеты "Термит" или П-35. 

Поэтому сейчас для нашего ВМФ можно считать первоочередной задачей серийное производство подвижных береговых артустановок. Что же касается калибра установок, то это вопрос спорный. Споры в руководстве ВМФ начались еще в 70-х годах, когда был создан проект корабльной 203мм пушки "Пион-М", и продолжились в 80-х годах, когда была предпринята попытка принятия на вооружение 152-мм автоматизированной артустановки "Бомбарда". Эти орудия могли быть использованы как в корабельном, так и в береговом вариантах. Оба орудия имели полную унификацию по выстрелам с орудиями сухопутных войск, которые имели к тому времени различные 152-мм и 203-мм управляемые (корректируемые) снаряды, а так же снаряды с ядерными боеприпасами. Естественно, что скорострельность 152-мм и 203-мм орудий была меньше, чем у 130-мм установки АК-130, и это стало главным аргументом сторонников орудий 130-мм калибра. 

Сторонники 130-мм калибра временно одержали верх, и это привело к принятию на вооружение 130-мм установки АК-130 и созданию опытных 130-мм артсистем "Берег" и "других". Но спор еще не кончен, по прежнему многие считают, что калибр подвижных установок должен быть 152-203 мм. Такие снаряды могут нанести в несколько раз больше повреждений кораблям, чем 130-мм снаряд. Наконец, управляемые (корректируемые) снаряды калибра 152-203 мм уже существуют и они достаточно эффективны (например, тот же "Краснополь"). За рубежом уже существуют снаряды калибра 152-203 мм, содержащие несколько управляемых или неуправляемых поражающих элементов. Снаряды калибра 152-203 мм могут оснащаться уже существующими тактическими ядерными боеприпасами, а для 130-мм снарядов, по данным иностранных специалистов, это исключено. 

Кроме того, в уже упомянутой книге Кузина и Никольского утверждается, что намного целесообразней было бы создание 130-мм береговой установки не на колесном шасси с противопульной броней, а на танковом шасси. Энергия выстрела 125-мм штатной танковой пушки значительно больше энергии выстрела 130-мм пушки "Берег" и особых подкреплений в башне танка не требуется. Зато резко возрастает живучесть береговых установок. К примеру, лобовая броня современных танков выдерживает прямые попадания 130-мм отечественных и 127-мм американских морских снарядов.

Технические характеристики

Калибр, мм 130
Длина ствола (без ДТ), клб ок.54
Угол ВН, град. 5
Скорость ВН, град/с 2
Скорость ГН, гард/с 10
Длина отката, мм 530-550
Высота линии огня, мм 1970
Диаметр шарового погона, мм 2595
Радиус обметания по дулу, мм 8060
Ширина хода повозки (шасси), мм 2200
Вес ствола, кг 11780
Вес качающейся части, кг 15000
Скорострельность, выстр./мин. 14
Скорость возки по шоссе, км/час 60
Расчет при орудии, чел. 8

Видео

www.arms-expo.ru

А-222 «Берег»

А-222 «Берег»130-ММ БЕРЕГОВОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КОМПЛЕКС

НачалоA-222 «Bereg» 130-mm Self-propelled Coastal Artillery SystemВ середине 70-х годов для защиты побережья в частях БРАВ ВМФ СССР наравне с ракетными противокорабельными комплексами применялись 130-мм АК СМ-4. Их низкая мобильность и устаревшие системы управления уже не соответствовали современным требованиям по обороне морских границ. Для быстрого поражения движущихся водных целей и ведения эффективных боевых действий на побережье было необходимо создать новый береговой АК. Эта работа была поручена волгоградскому ЦКБ «Титан» под руководством генерального конструктора Виктора Александровича Шурыгина — головной проектно-конструкторской организации по созданию самоходных ПУ и агрегатов наземного оборудования мобильных РК для РВСН и Сухопутных войск, а также артиллерийских систем среднего и крупного калибров для армии и ВМФ.В 1980 году техническая документация на новый 130-мм береговой самоходный АК А-222 «Берег» была передана ПО «Баррикады» — традиционному изготовителю разработок ЦКБ «Титан». Однако, из-за загруженности производства заказами по изготовлению ПУ и другого наземного оборудования для РКСН РСД-10 «Пионер», создание «Берега» затянулось. Первый опытный образец был готов только в 1988 году, после чего на полигоне недалеко от Феодосии начались его испытания. Комплекс отрабатывался до 1992 года. На государственных испытаниях «Берег», удовлетворив все предъявленые требования, показал себя с самой лучшей стороны — на глазах у заказчика прямым попаданием была эффектно уничтожена крупноразмерная цель. Впервые широкой публике комплекс был показан в 1993 году на выставке вооружений в Абу-Даби.Комплекс «Берег» предназначен для поражения малых и средних надводных кораблей, в том числе быстроходных, со скоростью до 20 узлов, на непосредственных подступах к побережью — в приливных зонах, островных и шхерных районах, а также для поражения наземных целей. Комплекс может быть развернут на подготовленный или неподготовленной в топогеодезическом и инженерном отношениях огневой позиции. Он может выполнять все возложенные на него боевые задачи в любое время суток и при любых погодных условиях, в условиях активных и пассивных помех, при температуре окружающей среды от -50° до +50°. В состав комплекса входят центральный пост (ЦП) с системой управления стрельбой, шесть САУ с 130-мм орудиями и 1-2 МОБД.Все машины комплекса «Берег» смонтированы на однотипных шасси повышенной проходимости МАЗ-543М с колесной формулой 8х8. Применение колесных шасси позволило повысить в 1,7 раза запас хода по топливу и в 3 раза — гарантийный пробег машин комплекса по сравнению с гусеничными шасси.ЦП состоит из СУО БР-136 с радиолокационными и оптико-электронным каналами обнаружения и сопровождения целей и вспомогательного оборудования, предназначенного для связи с машинами комплекса и поддержания нормальных условий обитания личного состава.СУО БР-136 обеспечивает круговой (или в заданном секторе) радиолокационный и телевизионно-оптический обзор надводной обстановки в любое время суток. Возможна работа ее при наличии активных и пассивных помех. Автоматически сопровождается до четырех радиолокационно наблюдаемых целей. Наведение артустановок и стрельба могут вестись одновременно по двум морским или наземным целям в любой комбинации артустановок. После поражения цели СУО позволяет практически мгновенно перенести огонь на следующую цель из числа сопровождаемых.

Продолжение тут %2Fall

The following two tabs change content below. Оружейник Оружейник

warweapons.ru

Артиллерийский комплекс А-222 «Берег», - Jason Bourne

При выходе из строя центрального поста БР-136 каждая артустановка батареи может управляться автономно. Каждая установка снабжена баллистическим вычислителем, командным оптоэлектронным визиром и лазерным дальномером.

Кроме артиллерийских установок и центрального поста в состав батареи входит машина обеспечения боевого дежурства на том же шасси. Она имеет навигационную аппаратуру, 2 комнаты отдыха для личного состава, кухню, столовую, запасы воды, продуктов и топлива, благодаря которым батарея полностью автономна до 7 суток. Все машины комплекса смонтированы на однотипных шасси "МАЗ-543М".

Предварительные испытания опытной установки "Берег" были начаты в январе 1987 года, а Государственные опытной батареи из 2-х установок проходили с 3 ноября 1992 года по 30 мая 1993 года в Крыму в районе Феодосии, которые закончились успешно. Но 3 января 1993 года министр обороны Украины в одностороннем порядке "приватизировал" батарею.

К настоящему времени удалось добиться возвращения опытной батареи в Россию. Комплекс "Берег" усиленно рекламировался Россией на нескольких международных выставках оружия. Однако серийное производство комплекса как для ВМФ России, так и на экспорт зависит от финансирования его производителей. А как финансируется сейчас у нас ВПК общеизвестно.

Читатель уже знает, что на данный момент самые молодые артустановки России имеют возраст 40 лет (СМ-4, КСМ-65). а самые старые (305/52-м) свыше 80 лет.

Вопреки расхожему мнению береговые артустановки не могут быть заменены береговыми комплексами управляемых ракет. В БО, как и в сухопутных войсках управляемые ракеты и артсистемы не заменяют, а лишь дополняют друг друга. Все крылатые ракетные комплексы БО имеют "мертвые" (не поражаемые) зоны от нескольких километров до нескольких десятков километров. Ракеты зависимы от активных помех противника, могут быть сбиты средствами ПВО кораблей. Крылатые ракеты малоэффективны в шхерных районах и, наконец, они намного дороже снарядов ствольной артиллерии, особенно при стрельбе по малотоннажным и десантным плавстредствам. К примеру, в ходе боевых действий в Абхазии и грузины, и абхазы вооружали малые прогулочные катера и другие плавсредства, стоимость которых намного меньше, чем ракеты "Термит" или П-35.

Поэтому сейчас для нашего ВМФ можно считать первоочередной задачей серийное производство подвижных береговых артустановок. Что же касается калибра установок, то это вопрос спорный. Споры в руководстве ВМФ начались еще в 70-х годах, когда был создан проект корабльной 203мм пушки "Пион-М", и продолжились в 80-х годах, когда была предпринята попытка принятия на вооружение 152-мм автоматизированной артустановки "Бомбарда". Эти орудия могли быть использованы как в корабельном, так и в береговом вариантах. Оба орудия имели полную унификацию по выстрелам с орудиями сухопутных войск, которые имели к тому времени различные 152-мм и 203-мм управляемые (корректируемые) снаряды, а так же снаряды с ядерными боеприпасами. Естественно, что скорострельность 152-мм и 203-мм орудий была меньше, чем у 130-мм установки АК-130, и это стало главным аргументом сторонников орудий 130-мм калибра.

Сторонники 130-мм калибра временно одержали верх, и это привело к принятию на вооружение 130-мм установки АК-130 и созданию опытных 130-мм артсистем "Берег" и "других". Но спор еще не кончен, по прежнему многие считают, что калибр подвижных установок должен быть 152-203 мм. Такие снаряды могут нанести в несколько раз больше повреждений кораблям, чем 130-мм снаряд. Наконец, управляемые (корректируемые) снаряды калибра 152-203 мм уже существуют и они достаточно эффективны (например, тот же "Краснополь"). За рубежом уже существуют снаряды калибра 152-203 мм, содержащие несколько управляемых или неуправляемых поражающих элементов. Снаряды калибра 152-203 мм могут оснащаться уже существующими тактическими ядерными боеприпасами, а для 130-мм снарядов, по данным иностранных специалистов, это исключено.

Кроме того, в уже упомянутой книге Кузина и Никольского утверждается, что намного целесообразней было бы создание 130-мм береговой установки не на колесном шасси с противопульной броней, а на танковом шасси. Энергия выстрела 125-мм штатной танковой пушки значительно больше энергии выстрела 130-мм пушки "Берег" и особых подкреплений в башне танка не требуется. Зато резко возрастает живучесть береговых установок. К примеру, лобовая броня современных танков выдерживает прямые попадания 130-мм отечественных и 127-мм американских морских снарядов.

Технические характеристики

Калибр, мм 130
Длина ствола (без ДТ), клб ок.54
Угол ВН, град. 5
Скорость ВН, град/с 2
Скорость ГН, гард/с 10
Длина отката, мм 530-550
Высота линии огня, мм 1970
Диаметр шарового погона, мм 2595
Радиус обметания по дулу, мм 8060
Ширина хода повозки (шасси), мм 2200
Вес ствола, кг 11780
Вес качающейся части, кг 15000
Скорострельность, выстр./мин. 14
Скорость возки по шоссе, км/час 60
Расчет при орудии, чел. 8

alien-xs.livejournal.com

Реферат на тему "Береговой самоходный артиллерийский комплекс А-222 "Берег""

Содержание

Введение1. История создания2. Основные тактико-технические характеристики3. Состав и конструктивные решения4. Модификации и сравнительный анализ с зарубежными аналогамиЗаключениеСписок использованных источников

Введение

Вопреки расхожему мнению, береговые артустановки не могут быть заменены береговыми комплексами управляемых ракет. В береговой обороне (БО), как и в сухопутных войсках управляемые ракеты и артсистемы не заменяют, а лишь дополняют друг друга.

Нужна помощь в написании?

Все крылатые ракетные комплексы БО имеют “мертвые” (не поражаемые) зоны от нескольких километров до нескольких десятков километров. Ракеты зависимы от активных помех противника, могут быть сбиты средствами ПВО кораблей. Крылатые ракеты малоэффективны в шхерных районах и, наконец, они намного дороже снарядов ствольной артиллерии, особенно при стрельбе по малотоннажным и десантным плавсредствам. К примеру, в ходе боевых действий в Абхазии и грузины, и абхазы вооружали малые прогулочные катера и другие плавсредства, стоимость которых намного меньше, чем ракеты “Термит” или П- 35.

Поэтому сейчас для нашего ВМФ можно считать весьма важной задачей серийное производство подвижных береговых артустановок. Подобным образцом артиллерийской техники, уникальным в своем роде, является разработанный в 1980 году комплекс А-222 «Берег», за свои высокие качества прозванный «артиллерийским спецназом». Его использование актуально и по сей день.

1. История создания

В Советском Cоюзе для охраны побережья, кроме противокорабельных ракетных комплексов (ПКРК)  использовали и артиллерийские комплексы. Как и ПКРК, артиллерийские комплексы были как мобильного, так и стационарного исполнения. 130 мм мобильный комплекс СМ-4, к концу 70 годов морально устарел – низкие характеристики мобильности, устаревшая аппаратура систем управления, делали его малопригодным для выполнения современных задач по обороне Советского побережья.

В 1976 году начинаются работы по созданию новейшего 130 мм мобильного комплекса А-222 под названием «Берег». Основной разработчик центральное конструкторское бюро «Титан», производитель ПО «Баррикады». С самого начала разработки проекта его в нем непосредственно участвует Виктор Шурыгин, в будущем генеральный конструктор и генеральный директор ЦКБ «Титан».

В качестве базы артиллерийской части нового комплекса взяли корабельную артустановку АК-130 (она же «ЗИФ-94»), и использовали некоторые элементы от 152 мм гаубицы самоходного типа 2С-19 «Мста» – в частности, использовали элементы качающейся части. Ствол нового мобильного арткомплекса получил увеличенный дульный тормоз и расположенный по центру ствола эжектор. Скорострельность орудия А-222«Берег» упала по сравнению с корабельным стационарным аналогом АК-130 почти в 4-е раза.

К 1980 году технический проект нового самоходного берегового 130 мм комплекса А-222 «Берег» был полностью готов. Его передают основному производителю проектов ЦКБ «Титан» – производственному объединению «Баррикады». Но проект сразу в производство не пошел – сказалась загруженность предприятия производством пусковых установок для ракетного комплекса «Пионер». Первая опытная модель 130 мм арткомплекса была создана лишь в 1988 году. До 1992 года на феодосийском полигоне проходили испытания А-222 «Берег». На госиспытаниях самоходный арткомплекс показал себя во свей красе –  всего за минуту был полностью уничтожен списанный крупный военный корабль. На тот момент аналогичные результаты можно было достичь только ракетным, но никак не артиллерийским вооружением.

А-222 «Берег»  впервые был представлен общественности на военно-техническом салоне в Абу-Даби в 1993 году. В 1996 комплекс поступает на вооружение ВМФ России. В  августе 2003 г. первый серийный экземпляр А-222 «Берег» входит в состав сорокового берегового ракетно-артиллерийского полка (БРАП), входящего в состав Черноморского флота и расположенного под Новороссийском.

2. Основные тактико-технические характеристики

Таблица 2.1. Описание А-222 “Берег”

А-222 «Берег»
Классификация береговая самоходная артиллерийская установка
Боевая масса, т 43,7
Экипаж экипаж САУ/ЦП/МОБД  чел. 8/7/4

Таблица 2.2. Размеры А-222 “Берег”

Размеры
Длина корпуса, мм 12 950
Длина с пушкой вперёд, мм 12 950
Ширина корпуса, мм 3100
Высота, мм 3925
Колея, мм 2200

 Таблица 2.3. Вооружение А-222 “Берег”

Вооружение
Калибр и марка пушки 130-мм
Тип пушки нарезная пушка
Длина ствола, калибров 55
Боекомплект пушки 40
Углы ВН, град. -5..+50
Углы ГН, град. -120..+120
Дальность стрельбы, км до 23

 Таблица 2.4. Подвижность А-222 “Берег”

Подвижность
Тип двигателя Д-12А-525А
Мощность двигателя, л. с. 525
Колёсная формула 8×8/4 (первые две оси)
Дальность хода, км 850
Преодолеваемый брод, м 1,2

Таблица 2.5. Номенклатура боеприпасов А-222 “Берег”

Номенклатура боеприпасов
Индекс выстрела Индекс снаряда Масса снаряда, кг Масса ВВ, кг Масса выстрела, кг Марка взрывателя Начальная скорость снаряда,м/с Максимальная дальность стрельбы, км
Зенитные
А3-УЗС-44 А3-ЗС-44 33,4 3,56 52,8 ДВМ-60М1 850 23
А3-УЗС-44Р А3-ЗС-44 33,4 3,56 52,8 АР-32 850 23
Фугасные
А3-УФ-44 А3-Ф-44 33,4 3,55 52,8 4МРМ 850 23
Учебные
А3-УЧ-44 54,1
А3-УЖР-44 19,2

3. Состав и конструктивные решения

Состав комплекса А-222 «Берег»:

1) 4-6 самоходных артустановок с орудием калибра 130-мм;

САУ обеспечено орудием 130 мм калибра, которое установлено на опорно-поворотном устройстве вращающегося типа в виде роликового спецподшипника. Для наведения орудия используется электромеханическая система со следующими режимами наведения:

– автоматический режим – происходит по поступающим цифровым кодам от центрального поста;– полуавтоматический режим – осуществляется наводчиком с помощью прицельного оборудования САУ;

Нужна помощь в написании?

Полуавтоматический режим используется в случае обрыва связи с центральным постом и машинами ОБД. Автономность каждой САУ МАК «Берег» значительно повышает общую живучесть комплекса. В башне САУ оборудованы места для экипажа: 4-х заряжающих, наводчика и командира.

Командирское место обеспечено блоком управления всех внутренних и внешних систем САУ и полным комплексом приборов для наведения, наблюдения, ведения огня, связи и жизнеобеспечения САУ. Место наводчика обеспечено приборами наблюдения, наведения, связи и управления освещением. Два рабочих места заряжающих расположены возле лотков подачи вдоль ствола орудия. Другие два рабочих места заряжающих расположены возле боеукладки и устройства загрузки боеприпасов. Также в башне находятся 2 укладки для 40 боеприпасов унитарного типа. Внутренняя часть башни имеет синтетическое покрытие – для поглощения внешнего звукового воздействия и тепла. Практически все механизмы в башни САУ имеют герметизацию. Для снижения загазованности внутри башенной части используют вентилятор, забор воздуха для которого, осуществляется через трубу на крыше.

Перед началом ведения огня САУ горизонтируют 4-мя домкратами, что обеспечивают шасси необходимую жесткость при боевом применении. Возможно перемещение при ведении огня – оно будет учтено системой вводимых поправок, в которую входят оптический визир и датчики крена. На шасси, возле подвижной башни установили силовой отсек, который обеспечивает работу привода усилителей для обеспечения наведения, там же расположен генератор для обеспечения работы домкратов , АКБ, блоки систем энергообеспечения, управления стрельбой и наведения.

2) Мобильный центральный пост (ЦП)

В состав центрального поста входят: система управления огнем МР-195 с оптико-электронным и радиолокационными каналами для обнаружения и ведения обнаруженных целей, и оборудования для связи и жизнеобеспечения. Установленная система управления огнем (СУО) обеспечивает заданный или круговой обзор прибрежной обстановки в любое время днем и ночью. СУО может выполнять обнаружение и ведение объектов при активном или пассивном противодействии.

Возможности СУО:– сопровождение до 4-х целей;– обеспечение ведения огня любыми САУ по 2-м объектам, как на море, так и на суше.

После выстрела по одной из целей, система управления огнем БР-136 может мгновенно организовать ведение огня по следующему сопровождаемому объекту. БР-136 вычисляет параметры наведения всех САУ по параметрам движения обнаруженных объектов, используя режим центральной наводки, систему поправок и оценку удаления САУ от центрального поста. Все вычисления происходят в автоматическом режиме, как и корректировка ведения стрельбы. СУО ЦП МАК «Берег» обеспечивает ведение огня САУ как одиночными выстрелами, так и очередью от 4 до 12 выст/мин. За боевой обстановкой командир наблюдает по индикатору «азимут-дальность», или получает необходимую информацию от наблюдательных пунктов, или от корректирующего вертолета. Документирование ведения огня ведется в автоматическом режиме, результаты стрельбы можно получить с помощью цифропечатающих устройств.

Сам центральный пост поделен на 5 отсеков:– моторный отсек, где размещен дизель-электрический агрегат аварийного питания и преобразователь для обеспечения подачи питания БР-136;– антенный пост (отсек), где размещается приемо-передающее оборудование СУО;– высокочастотный отсек, который имеет спецэкранировку от СВЧ-излучения, и где располагаются приборы, работающие на СВЧ;– радиооператорский отсек, где расположили приборы обработки информации и места для радиотелеграфиста и электрика-водителя. Место радиотелеграфиста оборудовано радиостанцией, приборами связи, вентилятором и обогревателем. Место электрика-водителя оборудовано пультом управления дизель-генератором, электроснабжением, системой жизнеобеспечения;– операторский отсек, в котором оборудованы места командира все арткомплекса, командира центрального поста, старшины, электрика и радиометриста. Место командира А-222 «Берег» оборудовано аппаратурой для навигации, сигнализации, связи и наблюдения. Рядом выполнены столики откидного типа для работ с топокартами, аварийный прибор для управления огнем. Место командира центрального поста оборудовано приборами связи и управления огнем. Примерно также оборудовано место старшины. Места электрика и радиометриста оборудованы приборами для сопровождения обнаруженных целей, наблюдения и связи.

Установка центрального поста на местности фиксируется спецдомкратами для обеспечения горизонтальной плоскости вращения антенны. Домкраты имеют как электромеханическое, так и ручное управление. Кроме того, в носовой части над кабиной, установлены 2 кондиционера, для вентиляции оборудования и для жизнеобеспечения ЦП.

3) 1-2 машины обеспечения боевого дежурства (МОБД)

МОБД предназначена для энергоснабжения система центрального поста при длительном дежурстве на огневой позиции, хранения запасов топлива, продовольствия, воды, приготовления пищи, а также поочерёдного питания, отдыха и медицинского обслуживания части личного состава, свободного от боевого дежурства.  МОБД состоит из:– съемного блока обеспечения электроснабжением. В нем расположены две дизель-электрические станции с изолированной нейтралью, для подачи электроснабжения на центральный пост;– баков с топливом для дизелей с расчетом непрерывной работы в течение недели;– 2-х и 4-х местного купе для отдыха;– 4-х местной столовой;– кухни с продзапасом на неделю;– башенной пулеметной установки 7.62 мм калибра на крыше;– спецоборудования для подачи сигнала о радиационно-химических заражениях;– навигационного оборудования для выхода в заданную точку;– шкафчиков для хранения различного имущества личного состава.

4. Модификации и сравнительный анализ с зарубежными аналогами    

Непосредственных  модификации комплекса А-222 «Берег» не существует, однако, разумеется, все комплексы, состоящие на вооружении российских войск, получают своевременную модификацию  используемого оборудования.

Также не существует и прямых аналогов комплекса ни в России, ни за рубежом.

А-222 «Берег» является единственным в мире комплексом высокоточной артиллерии, использующим колесную базу. Единственными образцами артиллерии, которые можно было бы сравнить с ним, являются САУ на гусеничной базе ( российская «Мста-С», французская AMX-30 AuF.1,  немецкая PzH 2000, американская M109) . Благодаря гусеничной базе они заметно лучше бронированы, имеют более высокую проходимость и больший калибр орудия — 152-155 мм. Однако сравнение все равно является не вполне корректным, так «Берег» создавался изначально именно для борьбы с кораблями противника.

Его колесная база обеспечивает ему большой запас хода и высокую для подобного комплекса мобильность. Разница калибров компенсируется более высокой скорострельностью «Берега». Таким образом, прямых конкурентов у А-222 «Берег» нет.

Заключение

Как дополнение к противокорабельным комплексам артиллерийские самоходные системы должны являться первоочередной задачей укрепления береговой обороны России.  Споры о том, какой именно калибр должны иметь МАКи, не утихают до сих пор. Основное преимущество калибра 152 мм и более – это возможность использования управляемых снарядов и тактических ядерных боеприпасов. Основное преимущество калибра 130 мм – высокая скорострельность. Кроме прочего для повышения живучести берегового арткомплекса предлагают перевести его на танковое шасси. А-222 «Берег» имеет противопульную броню и колесное шасси, а мог бы иметь танковое шасси и броню от попадания 127 мм морского боеприпаса противника, но это увеличит вес машин и сферу их применения.

 Список использованных источников

1. http://www.arms-expo.ru/news/archive/beregovoy-samohodnyy-artilleriyskiy-2)kompleks-a-222-bereg—bor-ba-za-vyzhivanie-14-03-2012-13-22-00/3. http://русская-сила.рф/guide/army/ar/a222.shtml4. http://www.modernforces.ru/sau-a-222-bereg/5. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_tech/4383/мм6. http://army.lv/ru/a-222/740/1907. http://topwar.ru/13064-beregovoy-mobilnyy-artilleriyskiy-kompleks-a-222-bereg.html8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Берег_(артиллерийский_комплекс)

nauchniestati.ru

Береговой мобильный артиллерийский комплекс А-222 «Берег»

Артсистема береговой обороны «Берег» предназначена для уничтожения надводных кораблей малого и среднего водоизмещения со скоростными характеристиками до ста узлов, с радиусом обнаружения до 35 километров и дальностью действия до 22 километров. Также возможно применение данной артсистемы для уничтожения наземных объектов. Достоинства артиллерийской системы – крупный калибр, высокая универсальность, как по целям, так и по используемым боеприпасам, выбор режима работы, высокая общая скорострельность. Артсистемы с аналогичными характеристиками больше никто в мире не производил.

В Советском союзе для охраны побережья, кроме ракетных противокорабельных комплексов использовали и артиллерийские комплексы. Как и ПКРК, арткомплексы были мобильного и стационарного исполнения. 130 мм мобильный комплекс СМ-4, к концу 70 годов морально устарел – низкие характеристики мобильности, устаревшая аппаратура систем управления, делали его малопригодным для выполнения современных задач по обороне Советского побережья. В 1976 году начинаются работы по созданию новейшего 130 мм мобильного комплекса А-222 под названием «Берег». Основной разработчик центральное конструкторское бюро «Титан», производитель ПО «Баррикады». В качестве базы артиллерийской части нового комплекса взяли корабельную артустановку АК-130 она же «ЗИФ-94», и использовали некоторые элементы от 152 мм гаубицы самоходного типа 2С-19 «Мста» - в частности, использовали элементы качающейся части. Ствол нового мобильного арткомплекса получил увеличенный дульный тормоз и расположенный по центру ствола эжектор. Скорострельность орудия А-222«Берег» упала по сравнению с корабельным стационарным аналогом АК-130 почти в 4-е раза.

К 1980 году технический проект нового самоходного берегового 130 мм комплекса А-222 «Берег» был полностью готов. Его передают основному производителю проектов ЦКБ «Титан» - производственному объединению «Баррикады». Но проект сразу в производство не пошел – сказалась загруженность предприятия производством ракетных комплексов. Первая опытная модель 130 мм арткомплекса была создана в 1988 году. До 1992 года на феодосийском полигоне проходили испытания А-222 «Берег». На госиспытаниях самоходный арткомплекс показал себя во свей красе – была уничтожена установленная цель на глазах военных представителей. Общественность увидела А-222 «Берег» на военно-техническом салоне в Абу-Даби в 1993 году. 1996 год. МАК А-222 «Берег» берется на вооружение ВМФ России. 2003 год. МАК А-222 демонстрируют главе военного ведомства России С.Иванову. Через месяц первый серийный экземпляр А-222 «Берег» входит в состав сорокового БРАП, входящего в состав Черноморского флота и расположенного под Новороссийском.

 

- 4-6 самоходных артустановок с орудием калибра 130-мм;

- мобильный ЦП с СУ МР-195;

- 1-2 машины ОБД.

Весь комплекс имеет в качестве базы МАЗ-543М с формулой колес 8х8.

САУ обеспечено орудием 130 мм калибра, которое установлено на опорно-поворотном устройстве вращающегося типа в виде роликового спецподшипника. Для наведения орудия используется электромеханическая система со следующими режимами наведения:

- автоматический режим – происходит по поступающим цифровым кодам от центрального поста;

- полуавтоматический режим – осуществляется наводчиком с помощью прицельного оборудования САУ;

Полуавтоматический режим используется в случае обрыва связи с центральным постом и машинами ОБД. Автономность каждой САУ МАК «Берег» значительно повышает общую живучесть комплекса. В башне САУ оборудованы места для экипажа: 4-х заряжающих, наводчика и командира. 

Командирское место обеспечено блоком управления всех внутренних и внешних систем САУ и полным комплексом приборов для наведения, наблюдения, ведения огня, связи и жизнеобеспечения САУ. Место наводчика обеспечено приборами наблюдения, наведения, связи и управления освещением. Два рабочих места заряжающих расположены возле лотков подачи вдоль ствола орудия. Другие два рабочих места заряжающих расположены возле боеукладки и устройства загрузки боеприпасов. Также в башне находятся 2 укладки для 40 боеприпасов унитарного типа. Внутренняя часть башни имеет синтетическое покрытие – для поглощения внешнего звукового воздействия и тепла. Практически все механизмы в башни САУ имеют герметизацию. Для снижения загазованности внутри башенной части используют вентилятор, забор воздуха для которого, осуществляется через трубу на крыше. 

Перед началом ведения огня САУ горизонтируют 4-мя домкратами, что обеспечивают шасси необходимую жесткость при боевом применении. Возможно перемещение при ведении огня – оно будет учтено системой вводимых поправок, в которую входят оптический визир и датчики крена. На шасси, возле подвижной башни установили силовой отсек, который обеспечивает работу привода усилителей для обеспечения наведения, там же расположен генератор для обеспечения работы домкратов , АКБ, блоки систем энергообеспечения, управления стрельбой и наведения.

В состав центрального поста входят: система управления огнем БР-136 с оптико-электронным и радиолокационными каналами для обнаружения и ведения обнаруженных целей, и оборудования для связи и жизнеобеспечения. Установленная система управления огнем обеспечивает заданный или круговой обзор прибрежной обстановки в любое время днем и ночью. СУО может выполнять обнаружение и ведение объектов при активном или пассивном противодействии. 

Возможности СУО:

- сопровождение до 4-х целей;

- обеспечение ведения огня любыми САУ по 2-м объектам, как на море, так и на суше. 

После выстрела по одной из целей, система управления огнем БР-136 может мгновенно организовать ведение огня по следующему сопровождаемому объекту. БР-136 вычисляет параметры наведения всех САУ по параметрам движения обнаруженных объектов, используя режим центральной наводки, систему поправок и оценку удаления САУ от центрального поста. Все вычисления происходят в автоматическом режиме, как и корректировка ведения стрельбы. СУО ЦП МАК «Берег» обеспечивает ведение огня САУ как одиночными выстрелами, так и очередью от 4 до 12 выст/мин. За боевой обстановкой командир наблюдает по индикатору «азимут-дальность», или получает необходимую информацию от наблюдательных пунктов, или от корректирующего вертолета. Документирование ведения огня ведется в автоматическом режиме, результаты стрельбы можно получить с помощью цифропечатающих устройств. 

Сам центральный пост поделен на 5 отсеков:

- моторный отсек, где размещен дизель-электрический агрегат аварийного питания и преобразователь для обеспечения подачи питания БР-136;

- антенный пост (отсек), где размещается приемо-передающее оборудование СУО;

- высокочастотный отсек, который имеет спецэкранировку от СВЧ-излучения, и где располагаются приборы, работающие на СВЧ;

- радиооператорский отсек, где расположили приборы обработки информации и места для радиотелеграфиста и электрика-водителя. Место радиотелеграфиста оборудовано радиостанцией, приборами связи, вентилятором и обогревателем. Место электрика-водителя оборудовано пультом управления дизель-генератором, электроснабжением, системой жизнеобеспечения;

- операторский отсек, в котором оборудованы места командира все арткомплекса, командира центрального поста, старшины, электрика и радиометриста. Место командира А-222 «Берег» оборудовано аппаратурой для навигации, сигнализации, связи и наблюдения. Рядом выполнены столики откидного типа для работ с топокартами, аварийный прибор для управления огнем. Место командира центрального поста оборудовано приборами связи и управления огнем. Примерно также оборудовано место старшины. Места электрика и радиометриста оборудованы приборами для сопровождения обнаруженных целей, наблюдения и связи.

Установка центрального поста на местности фиксируется спецдомкратами для обеспечения горизонтальной плоскости вращения антенны. Домкраты имеют как электромеханическое, так и ручное управление. Кроме того, в носовой части над кабиной, установлены 2 кондиционера, для вентиляции оборудования и для жизнеобеспечения ЦП.

Машина обеспечения боевого дежурства состоит из:

- съемного блока обеспечения электроснабжением. В нем расположены две дизель-электрические станции с изолированной нейтралью, для подачи электроснабжения на центральный пост;

- баков с топливом для дизелей с расчетом непрерывной работы в течение недели;

- 2-х и 4-х местного купе для отдыха;

- 4-х местной столовой;

- кухни с продзапасом на неделю;

- башенной пулеметной установки 7.62 мм калибра на крыше;

- спецоборудования для подачи сигнала о радиационно-химических заражениях;

- навигационного оборудования для выхода в заданную точку;

- шкафчиков для хранения различного имущества личного состава.

Береговые комплексы с крылатыми ракетами не заменят береговые артиллерийские комплексы. Основная причина – мертвые зоны у БРК. Это расстояние от пары километров до пары десятков километров не поражаемой зоны. Кроме этого, крылатые ракеты в отличие от артиллерийских снарядов, зависимы от противодействия противника – помех и ПВО надводных кораблей. К тому же, нет смысла использовать КР по малым плавсредствам, если стоимость КР равняется стоимости нескольких подобных плавстредств. Сейчас многие небольшие страны вооружают небольшие катерки, которые составляют потом военный потенциал военно-морских сил данного государства. 

Как дополнение к противокорабельным комплексам артиллерийские самоходные системы должны являться первоочередной задачей укрепления береговой обороны России. Сейчас это направление практически оголено. Споры о том, какой именно калибр должны иметь МАКи, не утихают до сих пор. Основное преимущество калибра 152 мм и более – это возможность использования управляемых снарядов и тактических ядерных боеприпасов. Основное преимущество калибра 130 мм высокая скорострельность. Кроме прочего для повышения живучести берегового арткомплекса предлагают перевести его на танковое шасси. А-222 «Берег» имеет противопульную броню и колесное шасси, а мог бы иметь танковое шасси и броню от попадания 127 мм морского боеприпаса противника, но это увеличит вес машин и сферу их применения.

Основные характеристики:

- длина ствола 54 калибра;

- углы вертикального наведения от 5 до 50 градусов;

- углы горизонтального наведения 120 градусов;

- скорость хода до 60 км/ч;

- перевод в боевое положение до 20 минут;

- общая скорострельность 72 выст/мин;

- дальность хода 850 километров;

- допустимое расстояние САУ от ЦП не более одного километра;

- вес каждой единицы комплекса от 43 до 44 тонн;

- габариты САУ 13/3.1/3.9 метра;

- габариты ЦП 15/3.2/4.4 метра;

- габариты МОБД 15.9/3.2/4.4 метра;

- экипаж САУ/ЦП/МОБД – 8/7/4 человека.

Источник

spec-naz.org

А-222 «Берег» - береговой самоходный артиллерийский комплекс

А-222 «Берег» - береговой самоходный артиллерийский комплекс предназначен для поражения малых и средних надводных кораблей, в том числе быстроходных, со скоростью до 20 узлов, на непосредственных подступах к побережью — в приливных зонах, островных и шхерных районах, а также для поражения наземных целей.

А-222 «Берег» - видео

Комплекс может быть развернут на подготовленный или неподготовленной в топогеодезическом и инженерном отношениях огневой позиции. Он может выполнять все возложенные на него боевые задачи в любое время суток и при любых погодных условиях, в условиях активных и пассивных помех, при температуре окружающей среды от -50° до +50°. В состав комплекса входят центральный пост (ЦП) с системой управления стрельбой, шесть САУ с 130-мм орудиями и 1-2 МОБД.

Все машины комплекса «Берег» смонтированы на однотипных шасси повышенной проходимости МАЗ-543М с колесной формулой 8х8. Применение колесных шасси позволило повысить в 1,7 раза запас хода по топливу и в 3 раза — гарантийный пробег машин комплекса по сравнению с гусеничными шасси.

ЦП состоит из СУО БР-136 с радиолокационными и оптико-электронным каналами обнаружения и сопровождения целей и вспомогательного оборудования, предназначенного для связи с машинами комплекса и поддержания нормальных условий обитания личного состава.

СУО БР-136 обеспечивает круговой (или в заданном секторе) радиолокационный и телевизионно-оптический обзор надводной обстановки в любое время суток. Возможна работа ее при наличии активных и пассивных помех. Автоматически сопровождается до четырех радиолокационно наблюдаемых целей. Наведение артустановок и стрельба могут вестись одновременно по двум морским или наземным целям в любой комбинации артустановок. После поражения цели СУО позволяет практически мгновенно перенести огонь на следующую цель из числа сопровождаемых.

По определенным параметрам движения сопровождаемых целей СУО вычисляет полные углы наведения для шести орудий в режиме центральной наводки с учетом баллистических и метеорологических поправок, а также удаления каждого орудия от ЦП. При этом обеспечивается полная автоматизация всех процессов вычисления параметров, в том числе автоматическая корректировка по радиолокационно наблюдаемым всплескам от разрывов снарядов.

В процессе работы ЦП информация кругового радиолокационного обзора отображается на индикаторе обзора с прямоугольной разверткой по азимуту. На индикаторе также отображаются два электронных визира первого и второго каналов сопровождения — две тонкие линии, передвигаемые операторами с помощью шариковых устройств ручного управления. При совмещении электронных визиров с отметками обнаруженных целей включается режим автоматического сопровождения.

Данные телевизионно-лазерного канала сопровождения выводятся на телевизионный индикатор. При этом на специальном световом табло высвечивается информация о расстоянии до обнаруженных объектов, полученная от лазерного дальномера.

Каждый из двух каналов сопровождения работает в трех управляемых операторами режимах (ручного наведения, полуавтоматического и инерциального сопровождений), а также в двух автоматических (программного — для захвата целей и автоматического сопровождения). Кроме того, в первом канале предусмотрена возможность телевизионно-лазерного сопровождения любой из обнаруженных целей. При работе операторов в управляемых режимах, а также при контроле за качеством автоматического сопровождения используется специальный точный секторный индикатор «Азимут-дальность», на котором отображается радиолокационная информация о надводной обстановке.

Каналы управления стрельбой комплекса также работают в режимах привязки элементов комплекса, по морским целям или по береговым. При этом БР-136 обеспечивает ведение стрельбы САУ как одиночными залпами, так и со скорострельностью 4, 6, 8, 10 и 12 выстрелов в минуту. За ходом стрельб командир комплекса может наблюдать на индикаторе «Азимут-дальность» либо получать об этом информацию с наблюдательных пунктов или вертолета-корректировщика. Для документирования результатов стрельб используются цифропечатающие устройства.

Кузов-фургон ЦП разделен внутри на пять отсеков: моторный, антенного поста, высокочастотный, радиооператорский и операторский. В моторном отсеке размещены дизельный электрический агрегат для резервного питания (при отсутствии питания от МОБД или от централизованных энергосетей) номинальной мощностью 30 кВт переменного трехфазного тока частотой 50 Гц напряжением 380/220 В с изолированной нейтралью, а также машинный преобразователь с вторичным напряжением 220 В частотой 400 Гц и мощностью 15 кВт для питания СУО.

В отсеке антенного поста на выдвижном основании размещены приемо-передающие приборы системы управления: радиолокаторная антенна кругового обзора с собственным приводом вращения, а также дальномерно-визирное устройство оптико-электронного канала обнаружения и сопровождения целей. Система приводов антенного поста позволяет крепить его по-походному, поднимать и опускать в автоматическом и ручном режимах через проем крыши кузова-фургона, закрытом в транспортном положении крышками. СВЧ-энергия подводится к антенному посту через специальный подвижный волновой тракт.

Такие приборы СУО, как передающее устройство, прибор управления поляризацией и устройство поддержания давления в волноводах, размещены в высокочастотном отсеке, имеющем специальную экранировку от СВЧ-излучений и специальную экранированную дверь.

 

Центральный пост (ЦП) берегового самоходного артиллерийского комплекса А-222 «Берег»

В радиооператорском отсеке находятся прибор первичной обработки, СВЧ-приемное устройство, цифровой вычислитель и оборудование рабочих мест радиотелеграфиста и водителя-электрика. На рабочем месте радиотелеграфиста установлены радиостанция, приборы коммутационной аппаратуры внутренней связи, блок проводной связи с МОБД, а также индивидуальный вентилятор и обогреватель.

Антенна радиостанции может укладываться в транспортное положение при перемещении ЦП, для чего в кабине водителя установлены специальные органы управления. Рабочее место водителя-электрика обрудовано также ПДУ дизель-электрическим агрегатом, пультами управления систем электроснабжения, жизнеобеспечения, вентиляции приборов и пожаротушения.

В операторском отсеке размещены рабочие места командира комплекса, командира ЦП, старшины группы управления, артиллерийского электрика и артиллерийского радиометриста. На рабочем месте командира комплекса находятся аппаратура навигации, связи и сигнализации, визир наблюдения и целеуказания, откидные столики для работы с топографическими картами, резервный прибор управления огнем и телефонный аппарат связи с наблюдательными постами. Для уменьшения мертвой зоны видимости при работе с визиром наблюдения и целеуказания командир может приподнять его с помощью подъемных механизмов, установленных на крыше кузова-фургона.

 

Машина обеспечения боевого дежурства (МОБД) комплекса А-222 «Берег»

Рабочее место командира ЦП оборудовано прибором первого канала управления стрельбой и аппаратурой связи с артустановками. Аналогичное оборудование для обеспечения стрельбы САУ по данным второго канала размещено на рабочем месте старшины группы управления. Перераспределение орудий по каналам управления стрельбой может быть произвольным.

Приборы первого и второго каналов сопровождения целей находятся на рабочих местах артиллерийского электрика и радиометриста. Там же размещены прибор управления дальномерно-визирным устройством и аппаратура связи.

При развертывании ЦП на неровной местности у кузова-фургона имеются специальные домкраты, при помощи которых расчет может сделать плоскость вращения антенны горизонтальной. Поскольку домкраты имеют не только электромеханические, но и ручные приводы, расчет способен установить ЦП в горизонтальной плоскости даже в аварийной ситуации. В передней части кузова-фургона над кабиной автомобиля установлены два кондиционера — один для системы вентиляции приборов, другой — для системы жизнеобеспечения экипажа.

130-мм орудие САУ установлено в башне, вращающейся на опорно-поворотном устройстве в виде специализированного роликового подшипника. Наведение орудия осуществляется электромеханической системой, которая имеет режимы наводки: автоматический — по цифровым кодам, поступающим от ЦП, и полуавтоматический, выполняемый наводчиком с помощью прицельных устройств артустановки. В последнем случае предполагается, что САУ участвует в боевых действиях автономно и не имеет связи с ЦП и МОБД. Такая возможность автономного функционирования каждой из шести САУ существенно повышает живучесть АК в целом.

В башне оборудованы рабочие места командира, наводчика и четырех заряжающих. На рабочем месте командира установлен блок управления работой всех систем (управления огнем, наведения, боепитания, удаления гильзы, жизнеобеспечения, пожаротушения), оптико-электронный командирский прибор наблюдения с ночным каналом, квантовый дальномер, баллистический вычислитель и планшет для автономной работы, радиостанция, аппаратура управления внутренней и наружной проводной переговорной связью, аппаратура освещения и обогрева.

Наводчик на своем рабочем месте имеет оптический прицел, блок световой сигнализации, а также аппаратуру освещения и внутренней связи. В случае, если в зону стрельбы могут попадать какие-либо препятствия, наводчик может учесть это обстоятельство, введя информацию в специальный блок ввода координат зон запрета стрельбы, находящийся на его рабочем месте.

Рабочие места двух передних заряжающих организованы у лотков подачи выстрелов симметрично оси канала ствола. Места задних заряжающих находятся у боеукладок и их загрузочного устройства. Здесь же размещены две укладки для хранения и транспортировки 40 унитарных выстрелов со снарядами фугасного и осколочно-фугасного действия.

Для поглощения звукового воздействия и наружнего тепла внутреннее покрытие башни выполнено из специального синтетического пенообразного материала. Большинство механизмов орудия внутри башни герметизировано. Кроме того, в башне установлен вентилятор, с помощью которого снижается загазованность воздуха в процессе стрельбы. Забор воздуха при этом осуществляется через поднимаемую над крышей трубу.

САУ на огневой позиции горизонтируется четырьмя домкратами, обеспечивающими жесткость шасси при стрельбе. Перемещения в процессе стрельбы учитываются системой ввода поправок, включающей датчики крена и оптический визир.

 

Компоновочная схема центрального поста артиллерийского комплекса А-222 «Берег»

1 - агрегаты электропитания; 2 - антенный пост; 3 - приемопередающее устройство;4 - цифровые устройства обработки сигналов сопровождения цели и решения стрельбовых задач;5 - приборы управления стрельбой первого и второго каналов; 6 - прибор управления телевизионно-лазерным каналом;7 - приборы сопровождения первого и второго каналов.

 

Рядом с подвижной башней на автомобильном шасси установлен агрегатный отсек, в котором находится силовой агрегат для привода двух электромашинных усилителей системы наведения орудия, генератор постоянного тока для питания домкратов, а также аккумуляторные батареи и блоки систем энергоснабжения, наведения и управления огнем.

МОБД включает в себя: съемный блок электроснабжения с двумя дизельными электрическими агрегатами номинальной мощностью по 30 кВт переменного трехфазного тока частотой 50 Гц напряжением 380/220 В с изолированной нейтралью для обеспечения бесперебойного стабилизированного энергоснабжения систем ЦП при длительном дежурстве на огневой позиции; топливные баки, рассчитанные на непрерывную работу дизель-агрегатов в течение 7 суток; двухместное и четырехместное купе для отдыха личного состава; 4-х местную столовую-комнату отдыха; оборудованную кухню с запасами продовольствия, позволяющими обслуживать десять человек в течение 7 суток. Для организации ближней обороны на крыше смонтирована башенная пулеметная установка.

В кузове-фургоне МОБД также размещено специальное оборудование для оповещения расчета о радиационном и химическом заражении, навигационная аппаратура для выхода комплекса (или части машин при их рассредоточенном перемещении) в заданный район. Имеются специальные шкафы для сушки одежды и обуви с электронагревателями и вентилятором, а также для индивидуальных средств химзащиты, боекомплекта, противогазов, личного оружия, переносных аккумуляторных светильников и баки с питьевой и бытовой водой.

 

Загрузочное устройство боекомплекта САУ АК А-222 «Берег»

В 1996 году береговой АК «Берег», пройдя все положенные испытания, был принят на вооружение ВМФ. В июле 2003 года «Берег» был продемонстрирован в боевом положении министру обороны России Сергею Иванову на полигоне Прудбой в Волгоградской области. В августе 2003 года первый серийный комплекс вошел в состав 40-го БРАП, приписанного к новороссийской ВМБ.

Техническая маневренность, высокая эффективность стрельбы и полная автономность «Берега» делают его надежным средством решения оборонительных задач. Такие подвижные батареи обладают неоспоримыми преимуществами по сравнению со стационарными артиллерийскими комплексами, поскольку обеспечивают оборону значительно большего участка, а также позволяют выдвигаться в различные районы скрытно от противника. В случае обнаружения в прибрежной зоне кораблей противника комплекс решает боевую задачу за промежуток времени, который не позволит кораблю противника уйти из точки прицеливания. Систем вооружения с подобными характеристиками в мире больше никто не производит.

Тактико-технические характеристики САУ А-222 «Берег»

Боевая масса, т 43,7
Экипаж, чел. 8
Размеры А-222 «Берег» Длина корпуса, мм: 12 950Длина с пушкой вперёд, мм: 12 950Ширина корпуса, мм: 3100Высота, мм: 3925Колея, мм: 2200
Двигатель Д-12А-525АМощность двигателя, л. с.: 525
Колёсная формула 8×8/4 (первые две оси)
Вооружение 130-мм нарезная пушкаДлина ствола, калибров: 55Боекомплект пушки: 40Углы ВН, град.: -5..+50Углы ГН, град.: -120..+120Дальность стрельбы, км: до 23Огневая производительность, выстр/мин: 72
Дальность обнаружения целей, км не менее 35

 

Фото А-222 «Берег»

kollektsiya.ru

А-222 «БЕРЕГ» | Военная Техника Вики

В середине 70-х годов для защиты побережья в частях БРАВ ВМФ СССР наравне с ракетными противокорабельными комплексами применялись 130-мм АК СМ-4.

Их низкая мобильность и устаревшие системы управления уже не соответствовали современным требованиям по обороне морских границ. Для быстрого поражения движущихся водных целей и ведения эффективных боевых действий на побережье было необходимо создать новый береговой АК.

    Принцип боевого применения

    Машина ЦБ

    130мм-САУ в боевом положении

    МОБД - машина обеспечения боевого дежурства

    Эта работа была поручена волгоградскому ЦКБ «Титан» под руководством генерального конструктора Виктора Александровича Шурыгина — головной проектно-конструкторской организации по созданию самоходных ПУ и агрегатов наземного оборудования мобильных РК для РВСН и Сухопутных войск, а также артиллерийских систем среднего и крупного калибров для армии и ВМФ.

    В 1980 году техническая документация на новый 130-мм береговой самоходный АК А-222 «Берег» была передана ПО «Баррикады» — традиционному изготовителю разработок ЦКБ «Титан». Однако, из-за загруженности производства заказами по изготовлению ПУ и другого наземного оборудования для РКСН РСД-10 «Пионер», создание «Берега» затянулось. Первый опытный образец был готов только в 1988 году, после чего на полигоне недалеко от Феодосии начались его испытания. Комплекс отрабатывался до 1992 года. На государственных испытаниях «Берег», удовлетворив все предъявленые требования, показал себя с самой лучшей стороны — на глазах у заказчика прямым попаданием была эффектно уничтожена крупноразмерная цель. Впервые широкой публике комплекс был показан в 1993 году на выставке вооружений в Абу-Даби.

    Комплекс «Берег» предназначен для поражения малых и средних надводных кораблей, в том числе быстроходных, со скоростью до 20 узлов, на непосредственных подступах к побережью — в приливных зонах, островных и шхерных районах, а также для поражения наземных целей. Комплекс может быть развернут на подготовленный или неподготовленной в топогеодезическом и инженерном отношениях огневой позиции. Он может выполнять все возложенные на него боевые задачи в любое время суток и при любых погодных условиях, в условиях активных и пассивных помех, при температуре окружающей среды от -50° до +50°. В состав комплекса входят центральный пост (ЦП) с системой управления стрельбой, шесть САУ с 130-мм орудиями и 1-2 МОБД.

    Все машины комплекса «Берег» смонтированы на однотипных шасси повышенной проходимости МАЗ-543М с колесной формулой 8х8. Применение колесных шасси позволило повысить в 1,7 раза запас хода по топливу и в 3 раза — гарантийный пробег машин комплекса по сравнению с гусеничными шасси.

    ЦП АК А-222 «Берег» Править

    ЦП состоит из СУО БР-136 с радиолокационными и оптико-электронным каналами обнаружения и сопровождения целей и вспомогательного оборудования, предназначенного для связи с машинами комплекса и поддержания нормальных условий обитания личного состава.

    СУО БР-136 обеспечивает круговой (или в заданном секторе) радиолокационный и телевизионно-оптический обзор надводной обстановки в любое время суток. Возможна работа ее при наличии активных и пассивных помех. Автоматически сопровождается до четырех радиолокационно наблюдаемых целей. Наведение артустановок и стрельба могут вестись одновременно по двум морским или наземным целям в любой комбинации артустановок. После поражения цели СУО позволяет практически мгновенно перенести огонь на следующую цель из числа сопровождаемых.

    По определенным параметрам движения сопровождаемых целей СУО вычисляет полные углы наведения для шести орудий в режиме центральной наводки с учетом баллистических и метеорологических поправок, а также удаления каждого орудия от ЦП. При этом обеспечивается полная автоматизация всех процессов вычисления параметров, в том числе автоматическая корректировка по радиолокационно наблюдаемым всплескам от разрывов снарядов.

    В процессе работы ЦП информация кругового радиолокационного обзора отображается на индикаторе обзора с прямоугольной разверткой по азимуту. На индикаторе также отображаются два электронных визира первого и второго каналов сопровождения — две тонкие линии, передвигаемые операторами с помощью шариковых устройств ручного управления. При совмещении электронных визиров с отметками обнаруженных целей включается режим автоматического сопровождения.

    Данные телевизионно-лазерного канала сопровождения выводятся на телевизионный индикатор. При этом на специальном световом табло высвечивается информация о расстоянии до обнаруженных объектов, полученная от лазерного дальномера.

    Каждый из двух каналов сопровождения работает в трех управляемых операторами режимах (ручного наведения, полуавтоматического и инерциального сопровождений), а также в двух автоматических (программного — для захвата целей и автоматического сопровождения). Кроме того, в первом канале предусмотрена возможность телевизионно-лазерного сопровождения любой из обнаруженных целей. При работе операторов в управляемых режимах, а также при контроле за качеством автоматического сопровождения используется специальный точный секторный индикатор «Азимут-дальность», на котором отображается радиолокационная информация о надводной обстановке.

    Каналы управления стрельбой комплекса также работают в режимах привязки элементов комплекса, по морским целям или по береговым. При этом БР-136 обеспечивает ведение стрельбы САУ как одиночными залпами, так и со скорострельностью 4, 6, 8, 10 и 12 выстрелов в минуту. За ходом стрельб командир комплекса может наблюдать на индикаторе «Азимут-дальность» либо получать об этом информацию с наблюдательных пунктов или вертолета-корректировщика. Для документирования результатов стрельб используются цифропечатающие устройства.

    Кузов-фургон ЦП разделен внутри на пять отсеков: моторный, антенного поста, высокочастотный, радиооператорский и операторский. В моторном отсеке размещены дизельный электрический агрегат для резервного питания (при отсутствии питания от МОБД или от централизованных энергосетей) номинальной мощностью 30 кВт переменного трехфазного тока частотой 50 Гц напряжением 380/220 В с изолированной нейтралью, а также машинный преобразователь с вторичным напряжением 220 В частотой 400 Гц и мощностью 15 кВт для питания СУО.

    В отсеке антенного поста на выдвижном основании размещены приемо-передающие приборы системы управления: радиолокаторная антенна кругового обзора с собственным приводом вращения, а также дальномерно-визирное устройство оптико-электронного канала обнаружения и сопровождения целей. Система приводов антенного поста позволяет крепить его по-походному, поднимать и опускать в автоматическом и ручном режимах через проем крыши кузова-фургона, закрытом в транспортном положении крышками. СВЧ-энергия подводится к антенному посту через специальный подвижный волновой тракт.

    Такие приборы СУО, как передающее устройство, прибор управления поляризацией и устройство поддержания давления в волноводах, размещены в высокочастотном отсеке, имеющем специальную экранировку от СВЧ-излучений и специальную экранированную дверь.

    В радиооператорском отсеке находятся прибор первичной обработки, СВЧ-приемное устройство, цифровой вычислитель и оборудование рабочих мест радиотелеграфиста и водителя-электрика. На рабочем месте радиотелеграфиста установлены радиостанция, приборы коммутационной аппаратуры внутренней связи, блок проводной связи с МОБД, а также индивидуальный вентилятор и обогреватель.

    Антенна радиостанции может укладываться в транспортное положение при перемещении ЦП, для чего в кабине водителя установлены специальные органы управления. Рабочее место водителя-электрика обрудовано также ПДУ дизель-электрическим агрегатом, пультами управления систем электроснабжения, жизнеобеспечения, вентиляции приборов и пожаротушения.

    В операторском отсеке размещены рабочие места командира комплекса, командира ЦП, старшины группы управления, артиллерийского электрика и артиллерийского радиометриста. На рабочем месте командира комплекса находятся аппаратура навигации, связи и сигнализации, визир наблюдения и целеуказания, откидные столики для работы с топографическими картами, резервный прибор управления огнем и телефонный аппарат связи с наблюдательными постами. Для уменьшения мертвой зоны видимости при работе с визиром наблюдения и целеуказания командир может приподнять его с помощью подъемных механизмов, установленных на крыше кузова-фургона.

    Рабочее место командира ЦП оборудовано прибором первого канала управления стрельбой и аппаратурой связи с артустановками. Аналогичное оборудование для обеспечения стрельбы САУ по данным второго канала размещено на рабочем месте старшины группы управления. Перераспределение орудий по каналам управления стрельбой может быть произвольным.

    Приборы первого и второго каналов сопровождения целей находятся на рабочих местах артиллерийского электрика и радиометриста. Там же размещены прибор управления дальномерно-визирным устройством и аппаратура связи.

    При развертывании ЦП на неровной местности у кузова-фургона имеются специальные домкраты, при помощи которых расчет может сделать плоскость вращения антенны горизонтальной. Поскольку домкраты имеют не только электромеханические, но и ручные приводы, расчет способен установить ЦП в горизонтальной плоскости даже в аварийной ситуации. В передней части кузова-фургона над кабиной автомобиля установлены два кондиционера — один для системы вентиляции приборов, другой — для системы жизнеобеспечения экипажа.

    САУ АК А-222 «Берег» Править

    130-мм орудие САУ установлено в башне, вращающейся на опорно-поворотном устройстве в виде специализированного роликового подшипника. Наведение орудия осуществляется электромеханической системой, которая имеет режимы наводки: автоматический — по цифровым кодам, поступающим от ЦП, и полуавтоматический, выполняемый наводчиком с помощью прицельных устройств артустановки. В последнем случае предполагается, что САУ участвует в боевых действиях автономно и не имеет связи с ЦП и МОБД. Такая возможность автономного функционирования каждой из шести САУ существенно повышает живучесть АК в целом.

    В башне оборудованы рабочие места командира, наводчика и четырех заряжающих. На рабочем месте командира установлен блок управления работой всех систем (управления огнем, наведения, боепитания, удаления гильзы, жизнеобеспечения, пожаротушения), оптико-электронный командирский прибор наблюдения с ночным каналом, квантовый дальномер, баллистический вычислитель и планшет для автономной работы, радиостанция, аппаратура управления внутренней и наружной проводной переговорной связью, аппаратура освещения и обогрева.

    Наводчик на своем рабочем месте имеет оптический прицел, блок световой сигнализации, а также аппаратуру освещения и внутренней связи. В случае, если в зону стрельбы могут попадать какие-либо препятствия, наводчик может учесть это обстоятельство, введя информацию в специальный блок ввода координат зон запрета стрельбы, находящийся на его рабочем месте.

    Рабочие места двух передних заряжающих организованы у лотков подачи выстрелов симметрично оси канала ствола. Места задних заряжающих находятся у боеукладок и их загрузочного устройства. Здесь же размещены две укладки для хранения и транспортировки 40 унитарных выстрелов со снарядами фугасного и осколочно-фугасного действия.

    Для поглощения звукового воздействия и наружнего тепла внутреннее покрытие башни выполнено из специального синтетического пенообразного материала. Большинство механизмов орудия внутри башни герметизировано. Кроме того, в башне установлен вентилятор, с помощью которого снижается загазованность воздуха в процессе стрельбы. Забор воздуха при этом осуществляется через поднимаемую над крышей трубу.

    САУ на огневой позиции горизонтируется четырьмя домкратами, обеспечивающими жесткость шасси при стрельбе. Перемещения в процессе стрельбы учитываются системой ввода поправок, включающей датчики крена и оптический визир.

    Рядом с подвижной башней на автомобильном шасси установлен агрегатный отсек, в котором находится силовой агрегат для привода двух электромашинных усилителей системы наведения орудия, генератор постоянного тока для питания домкратов, а также аккумуляторные батареи и блоки систем энергоснабжения, наведения и управления огнем.

    МОБД включает в себя: съемный блок электроснабжения с двумя дизельными электрическими агрегатами номинальной мощностью по 30 кВт переменного трехфазного тока частотой 50 Гц напряжением 380/220 В с изолированной нейтралью для обеспечения бесперебойного стабилизированного энергоснабжения систем ЦП при длительном дежурстве на огневой позиции; топливные баки, рассчитанные на непрерывную работу дизель-агрегатов в течение 7 суток; двухместное и четырехместное купе для отдыха личного состава; 4-х местную столовую-комнату отдыха; оборудованную кухню с запасами продовольствия, позволяющими обслуживать десять человек в течение 7 суток. Для организации ближней обороны на крыше смонтирована башенная пулеметная установка.

    В кузове-фургоне МОБД также размещено специальное оборудование для оповещения расчета о радиационном и химическом заражении, навигационная аппаратура для выхода комплекса (или части машин при их рассредоточенном перемещении) в заданный район. Имеются специальные шкафы для сушки одежды и обуви с электронагревателями и вентилятором, а также для индивидуальных средств химзащиты, боекомплекта, противогазов, личного оружия, переносных аккумуляторных светильников и баки с питьевой и бытовой водой.

    В 1996 году береговой АК «Берег», пройдя все положенные испытания, был принят на вооружение ВМФ. В июле 2003 года «Берег» был продемонстрирован в боевом положении министру обороны России Сергею Иванову на полигоне Прудбой в Волгоградской области. В августе 2003 года первый серийный комплекс вошел в состав 40-го БРАП, приписанного к новороссийской ВМБ.

    Техническая маневренность, высокая эффективность стрельбы и полная автономность «Берега» делают его надежным средством решения оборонительных задач. Такие подвижные батареи обладают неоспоримыми преимуществами по сравнению со стационарными артиллерийскими комплексами, поскольку обеспечивают оборону значительно большего участка, а также позволяют выдвигаться в различные районы скрытно от противника. В случае обнаружения в прибрежной зоне кораблей противника комплекс решает боевую задачу за промежуток времени, который не позволит кораблю противника уйти из точки прицеливания. Систем вооружения с подобными характеристиками в мире больше никто не производит.

    Основные характеристики АК А-222 «Берег» Править

    Дальность обнаружения целей, км не менее 35 Дальность эффективной стрельбы, км до 22 Огневая производительность, выстр/мин 72 Время на поражение морской цели типа эсминец с вероятностью 0,8, мин 1..2 Время перевода в боевое положение, мин 5..20 Максимальная скорость движения по шоссе, км/час 60 Запас хода по топливу, км 850 Максимальное расстояние между ЦП и САУ, м - по дальности — 1000 - по высоте — 300 ;Характеристики ЦП САУ МОБД Масса, т 43,7 43,5 Длина, м 15,2 13,0 15,936 Ширина, м 3,24 3,1 3,23 Высота, м 4,415 3,9 4,415 Вооружение - морская пушка пулемет ПКТ - калибр, мм 130 7,62 - сектор обстрела, град ±120 ±130 - угол вертикального наведения, град -5..+50 -8..+10 Экипаж, чел 7 8 4

    ru.wartech.wikia.com