Тактический ракетный комплекс 9К52 «Луна-М». 9П113 луна м


Тактический ракетный комплекс 9П113 «Луна-М» (СССР)

Ракетный комплекс 9П113 «Луна-М» (по классификации НАТО - FROG-7) - семейство советских тактических ракетных комплексов с неуправляемой баллистической ракетой, пришло на смену комплексу 2К6 «Луна». В середине 1970-х годов комплекс начал замещаться комплексом «Точка». 16 марта 1961 г. вышло Постановление Совмина № 247–104 о создании ракетного комплекса 9К52 «Луна-М». Основной задачей разработки комплекса было увеличение дальности стрельбы тактической ракетой до 65 км. Согласно Постановлению Совмина в состав комплекса входили ракеты с несколькими головными частями: ядерной, химической и фугасной. На всякий случай Постановлением было задано проектирование двух пусковых установок - колесной и гусеничной. Головным исполнителем работ был назначен Московский институт теплотехники.

Ракета 9М21Ф имела фугасную боевую часть 9Н18Ф, снаряженную 200 кг сильного взрывчатого вещества ТГА-40/60. Взрыватель неконтактного действия. При разрыве 9Н18Ф образовывалось около 15 ООО осколков. Ракета 9М21Б оснащалась специальной боевой частью АА22 с радиовзрывателем. Позже появились ракеты 9М21Б1 с более мощной боевой частью АА38. Ракета 9М21Г оснащалась химической боевой частью 9Н18Г. Разработка 9Н18Г отставала от графика, и на вооружение ракета 9М21Г поступила не ранее конца 1965 г. Уже в ходе работ над «Луной-М» в НИИ-24 была разработана ракета 9М21А с агитационной головной частью 9Н18А.

 

Первые летные испытания 9М21А были проведены в марте 1964 г. В 1963–1964 гг. начались испытания ракет 9М21-ОФ с кассетной боевой частью 9Н18-ОФ. Вес боевой части 9Н18-ОФ был около 400 кг. Она содержала 42 боевых элемента весом по 7,5 кг каждый. Элемент содержал 1,7 кг взрывчатого вещества и давал не менее 1400 осколков. Осколки боевых элементов одной ракеты могли поразить живую силу и легкобронированные объекты противника на площади, соответственно, 5–5,5 гектара и 3,5–4 гектара. Головная часть 9Н18-ОФ снабжалась радиовзрывателем. Подрыв головной части и разлет боевых элементов производились на высоте 1400–1000 м. На вооружение ракета 9М21-ОФ поступила лишь в 1969 г. Кроме того, для учебных целей использовались ракеты 9М21Е и 9М21Е1. Все ракеты комплекса «Луна-М» имели одинаковый пороховой двигатель 3X18. Принципиально его работа была аналогична двигателю ракет «Луна».

 

29 февраля 1960 г. (то есть еще до выхода Постановления Совмина № 247–104) ОКБ завода «Баррикады» начало проектирование колесной пусковой установки Бр-231 на шасси автомобиля ЗИЛ-135ЛМ. А 14 июня 1960 г. ОКБ параллельно начало проектирование гусеничной пусковой установки Бр-237 на шасси объект 910. Объект 910 был создан на базе ПТ-76 на Волгоградском тракторном заводе под руководством И.В. Гавалова. А 29 марта 1961 г. началось проектирование для «Луны-М» оригинальной пусковой установки Бр-257 (9П114). Эта пусковая установка была создана на базе легкого малогабаритного самоходного двухосного шасси и предназначалась для перевозки в вертолете. В начале 1960-х годов в СССР были созданы мощные вертолеты, способные перевозить автомобили, артиллерийские орудия и другую технику. Наши военные хотели иметь специальные малогабаритные и легкие самоходные пусковые установки для тактических и оперативно-тактических ракет, которые могли бы транспортироваться вертолетами. 5 февраля 1962 г. вышло Постановление Совмина № 135-66 о создании комплекса 9К53 «Луна-МВ».

 

Замышлялась целая система ракетно-вертолетных комплексов Ми-10РВК и Ми-бРВК. В первом комплексе вертолет Ми-10 транспортировал самоходную пусковую установку 9П116 с крылатой ракетой 4К95 (С-5В). А вертолет Ми-6 мог транспортировать как комплекс 9К73 с баллистической ракетой Р-17В, известной на западе как «Скад», так и комплекс 9К53 с ракетой «Луна-МВ». В комплексе 9К53 ракета «Луна-МВ» устанавливалась на легкую самодвижущуюся пусковую установку 9П114 и лебедкой затаскивалась в грузовую кабину вертолета Ми-6 или В-10. Предполагалось, что вертолет может доставить ее в удаленный или недоступный для наземного транспорта район, а то и в тыл противника. Далее при необходимости пусковая установка могла проделать еще какой-то путь на колесах и затем внезапно нанести ракетный удар из точки, где враг и не мог предполагать наличие ракетной установки. Разработчиками «Луны-МВ» были НИИ-1 (по комплексу) и ОКБ-329 ГКАТ (по приспособлению вертолетов Ми-б и В-10 в качестве носителей пусковых 9П114). Вертолетная пусковая установка (ВПУ) была разработана в KB завода «Баррикады» (ныне ЦКБ «Титан»),

 

Основные характеристики ВПУ Бр-257 (9П114)Вес ВПУ без ракеты, т 4,5Вес ВПУ с ракетой, т 7,5Скорость самодвижения с ракетой, км/час 3-8Запас хода по горючему, км 40-45Скорость буксировки за тягачом, км/час:ВПУ с ракетой 10ВПУ без ракеты 15Габариты ВПУ без ракеты, м: Высота 1535Ширина 2430Длина 8950

 

В качестве двигателя ВПУ был использован карбюраторный двигатель М-407 мощностью 45 л.с. от автомобиля «Москвич». В ходе разработки проект ВПУ был модернизирован и получил индекс Бр-257-1. Завод «Баррикады» изготовил два образца Бр-257-1, Заводские испытания первого образца проходили с 29 сентября по 6 октября 1964 г., а второго образца - с 12 по 17 марта 1965 г. В 1964 г. все три пусковые установки комплекса «Луна»: колесная Бр-231 (индекс ГРАУ - 9П113), гусеничная Бр-237 (9П112) и вертолетная Бр-257 (9П114) прошли полигонные испытания на Ржевке под Ленинградом. По результатам испытаний пусковой установки 9ГП14было решено ее доработать. Забегая вперед, скажу, что в 1965 г. комплекс Ми-бРВК (9К53 и 9К74) поступил в войска для опытной эксплуатации. Не вдаваясь в подробности, скажу, что создание ракетно-вертолетных комплексов было в целом нелепой идеей, имевшей массу заведомо неустранимых недостатков. В результате этого ни один из них так и не поступил на вооружение. Тем не менее стоит отметить, что конструкторы ЦКБ «Титан» в целом успешно справились с задачей и разработали ряд интересных узлов и конструкций.

 

Гусеничная пусковая установка Бр-235 (9П112) после испытаний была забракована. А на вооружение приняли комплекс 9К52 «Луна-М», в составе которого были ракеты 9М21Б и 9М21Ф, колесная пусковая установка 9П113 и транспортная машина 9Т29. Пусковая установка 911113 была создана на базе автомобиля 311Л-135ЛМ, разработанного в 1983 г. на заводе ЗИЛ. В том же году производство этих автомобилей было перенесено на Брянский автозавод. ЗИЛ-185ЛМ имел четырехосное шасси высокой проходимости со всеми ведущими колесами. Силовая установка состояла из двух двигателей ЗИЛ-375Я. Двигатели карбюраторные, восьмицилиндровые, V-образные, с жидкостным охлаждением, мощностью по 180 л.с. каждый. Установка двух двигателей на шасси позволяла с незначительными ограничениями продолжать движение на одном двигателе в случае выхода из строя другого двигателя. Радиус поворота 9П113-12,5 м. Максимальный угол подъема на сухом твердом грунте (с ракетой) - 30°. Допустимый крен при движении по косогору - 20°. Преодолеваемый брод - 1,2 м.

 

Установка 9П113 имела собственный гидромеханический кран грузоподъемностью в 2,6 т для погрузки ракет, что позволило исключить самоходный кран из состава комплекса. Кран позволил производить не только заряжание пусковой установки ракетой с транспортно-заряжающей машины, но делать перестыковку (замену) головных частей на своей направляющей. Установка 2П113 могла гарантированно произвести не менее 200 пусков ракеты «Луна-М». Причем при необходимости она могла вести огонь прямой наводкой. Транспортно-заряжающая машина 9Т29 была создана также на шасси ЗИЛ-135ЛМ. Она перевозила три ракеты «Луна-М» любой модификации. Расчет машины - 2 человека. Пусковая установка 9П113 серийно производилась на заводе «Баррикады» с 1964 по 1972 г. Так, в 1970 г. завод «Баррикады» изготовил 60 ПУ 9П113, в 1971 г. - 62 ПУ, а в 1-м полугодии 1972 г. - еще 29 ПУ.

 

По специальному заданию правительства в 1968 г. на основе комплекса 9К52 «Луна-М» был создан комплекс 9K52TC, приспособленный к условиям тропического климата. При этом пусковая установка 9П113ТС и транспортная машина 9Т29ТС были доработаны для эксплуатации ракет только с фугасными боеголовками. 29 июля 1966 г. вышло Постановление Совмина о новой модернизации комплекса «Луна». Основной целью модернизации комплекса было увеличение точности стрельбы. Как старые ракеты ЗР-10 и ЗР-9, так и новые ракеты «Луна-М» имели КВО от 1200 до 2000 м (на разных дальностях стрельбы). Модернизацию проводили МИТ и ЦНИИАГ. В процессе модернизации предполагалось: ограничить КВО 500 м для 80 % ракет «Луна-3» и КВО 1000 м для остальных 20 %; исключить из комплекса 9К52М радиотехнические средства метеозондирования «Проба» и метеозонды, запускавшиеся перед стартом всех неуправляемых снарядов («Марс», «Филин», «Луна» и «Луна-М») и сильно демаскировавших комплекс; отработать унифицированный радиопередатчик для воздушного подрыва боевых частей 9Н18К, 9Н18Г и 9Н18Д. Для повышения точности стрельбы в ракете устанавливался так называемый корректор дальности, управляющий аэродинамическими щитками.

 

В 1967 г. ОКБ завода «Баррикады» провело модернизацию комплекса 9К52. Новый комплекс 9К52М с пусковой установкой 9П113М мог производить пуски как ракет «Луна-М», так и ракет «Луна-3». В 1968–1969 гг. были проведены летно-конструкторские испытания ракет «Луна-3». Всего проведено 23 пуска ракет с корректором дальности и 25 пусков без него. Разница оказалась невелика. При стрельбе на дистанцию 60 км с корректором дальности отклонение по дальности составило 3150 м, а боковое - 2400 м, то есть корректор работал неудовлетворительно. Было признано проведение дальнейших работ по усовершенствованию «Луны» нецелесообразным и принято решение для дивизионной тактической ракеты начать проектирование полномасштабной системы управления. Таким ракетным комплексом стала «Точка», разработка которого началась в марте 1968 г. «Точка» поставила точку в развитии дивизионных тактических неуправляемых ракет.

 

Несколько слов стоит сказать о боевой службе ракетных комплексов «Луна» и «Луна-М». В 1961 г. в штат советских мотострелковых и танковых дивизий были введены отдельные ракетные дивизионы, оснащенные войсковыми ракетными комплексами 2К6 «Луна». В состав дивизиона входили две огневые батареи. Каждая батарея имела на вооружении две пусковые установки 2П16, транспортную машину 2У663 (полуприцеп к тягачу ЗИЛ-157В на 2 ракеты), а также автомобильный кран К-51 грузоподъемностью 5 т. Расчет собственно пусковой установки комплекса «Луна-М» составлял 7 человек (экипаж транспортно-заряжающей машины - 2 человека), однако с учетом потребностей боевого и технического обеспечения штатная численность дивизиона из четырех пусковых установок (две огневые батареи) составляла более 120 человек.

 

Со второй половины 1960-х годов на оснащение отдельных ракетных дивизионов поступали войсковые ракетные комплексы «Луна-М» (9К52). Батарея ракет комплекса «Луна-М» включала две пусковые установки 9П113, транспортную машину 9Т29 на 3 ракеты (также на шасси ЗИЛ-135ЛМ), а автокран из ее состава был исключен - каждая пусковая установка комплекса была оснащена бортовым гидромеханическим краном. В октябре 1962 г. на Кубу были доставлены четыре специально сформированных «мотострелковых полка особого назначения». В состав этих полков входили: 3 мотострелковых батальона, 1 танковый батальон, 1 ракетный дивизион в составе трех пусковых установок 2П16 комплекса «Луна», одна батарея ПТУРС в составе 10 машин, одна батарея САУ-85 в составе 10 орудий, одна батарея 57-мм пушек в составе шести стволов и одна зенитно-пулеметная рота в составе десяти ДШК. Численный состав каждого полка составлял 4000 человек. Каждому полку было выдано по два ядерных боевых заряда. Комплекс 9К52 широко экспортировался в различные страны мира. Комплекс «Луна-М» использовался Иракской армией в ходе операции «Буря в пустыне». При поглощении ФРГ ГДР комплекс «Луна-М» со всей документацией и обслуживающим персоналом попал в распоряжение командования НАТО.

 

Характеристики ракет: 3Р-10 / 3Р-9 / «Луна-М» / «Луна-3»Калибр, мм: ракеты 415 / 415 / 544 / 544надкалиберной боевой части 540 / 415 / 544 / 544Длина ракеты, мм 10600 / 9100 / 8960/9400* / 8960Размах оперения, мм - / - / 1700 / -Вес боевой части, кг 503 (специальная) / 358 (фугасная) / 420 / 455Вес топлива, кг 840 / 840 / 1080 / 1100Вес ракеты стартовый, кг 2287 / 2175 / 2432–2450/2486* / около 2500Дальность, км: максимальная 32,2 / 44,5 / 67-68 / 70-75минимальная 10 / 12 / 12-15 / 15Время работы двигателя, с 4,3 / - / - / -Длина активного участка, км 2,0 / - / - / -Скорость максимальная, м/с 767 / - / около 1200 / -

 

Данные пусковых установок комплексов «Луна» / «Луна-М»Индекс ПУ2П16 / 9П113Угол ВН, град +60° / +15°+65°Угол ГН, град ±5° / +7°Длина направляющих, мм 7710 / 9970Расстояние от грунта до оси цапф качающейся части, мм 1635 / -Габариты установки, мм: длина - / 10690ширина 3140 / 2800высота с ракетой - / 3350высота без ракеты - / 2860Ширина колеи, мм - / 2300Клиренс, мм 370 / -Вес шасси, кг 11519 / около 10500Вес качающейся части без ракеты, кг 1494 / -Вес артиллерийской части с ракетой, кг 5548/5433* / -Вес всей установки, кг: без ракеты 15080/15077* / 14890с ракетой 17367/17252* / 17560Мощность двигателя, л. с 235 / 360Скорость движения с ракетой, км/час: по бездорожью - / 20по грунтовой дороге 16-18 / 40по шоссе 40 / 60Время пуска, мин.:из походного положения 7 / 10из боевого положения(готовность №2) 5 / 7Расчет, чел 11 / 7Запас хода по шоссе (по контрольному расходу топлива), км - / 650

 

* С ракетой 3Р10/3Р9.

www.dogswar.ru

Тактический ракетный комплекс 9К52 «Луна-М» » Военное обозрение

В 1960 году на вооружение ракетных войск и артиллерии был принят тактический ракетный комплекс 2К6 «Луна». От своих предшественников он отличался повышенными характеристиками, а также строился крупной серией, что позволило передать войскам несколько сотен комплексов. Вскоре после принятия нового образца на вооружение было решено начать разработку следующей модификации ракетного комплекса. Новый проект получил обозначение 9К52 «Луна-М».

Постановление Совета министров СССР о разработке перспективного ракетного комплекса, являющегося дальнейшим развитием существующих систем, вышло в середине марта 1961 года. Разработка проекта в целом была поручена НИИ-1 (ныне Московский институт теплотехники), имевшему опыт создания тактических ракетных комплексов. Техническое задание оговаривало разработку одноступенчатой баллистической ракеты без систем управления, способной поражать цели на дальностях до 65 км. Требовалось учесть возможность использования боевых частей нескольких типов. Также следовало разработать два варианта самоходной пусковой установки с разными типами ходовой части и, как следствие, отличающимися характеристиками.

Главной целью проекта, получившего обозначение «Луна-М», было повышение основных тактико-технических характеристик в сравнении с существующей техникой. Кроме того, теми или иными средствами предлагалось улучшить эксплуатационные характеристики комплекса, а также сократить его состав. Так, колесную самоходную пусковую установку 9П113 предлагалось оснастить собственным подъемным краном для работы с ракетами. Это позволяло не включать в состав ракетного комплекса транспортно-заряжающую машину или самоходный подъемный кран, обойдясь только сравнительно простыми транспортировщиками. Также предлагались некоторые иные идеи и решения, направленные на улучшение общих характеристик.

Подготовка комплекса 9К52 "Луна-М" к запуску ракеты. Фото Rbase.new-factoria.ru

В ходе проектных работ сотрудниками нескольких организаций оборонной промышленности разрабатывалось сразу несколько вариантов пусковой установки. Тем не менее, не все они дошли до серийного производства и эксплуатации в армии. Изначально создавались самоходные установки на колесном и гусеничном шасси, а позже появились более смелые предложения, такие как легкая система, пригодная для транспортировки авиацией.

Силами нескольких предприятий, отвечавших за поставку тех или иных агрегатов, разрабатывалась самоходная пусковая установка 9П113. Основой для этой машины послужило четырехосное колесное шасси ЗИЛ-135ЛМ. Шасси имело колесную формулу 8х8 с управляемыми передними и задними колесами. Использовались два двигателя ЗИЛ-357Я мощностью по 180 л.с. Машина имела два набора трансмиссии, каждый из которых отвечал за передачу крутящего момента двигателя на колеса своего борта. Имелась независимая торсионная подвеска с дополнительными гидравлическими амортизаторами на передней и задней осях. При собственной массе 10,5 т шасси ЗИЛ-135ЛМ могло нести 10-тонный груз.

На грузовой площадке шасси монтировался набор специальных агрегатов. Предусматривались места для монтажа пусковой установки, подъемного крана и т.д. Кроме того, была разработана система стабилизации в виде четырех винтовых домкратов. Пара таких устройств помещалась позади передних колес, еще два – на задней части машины. Ввиду ограниченного сектора горизонтальной наводки кабина экипажа получала защиту лобовых стекол.

Схема самоходной пусковой установки 9П113. 1 - кабина экипажа; 2 - ракета; 3 - домкрат; 4 - лестница; 5 - ящик со снаряжением; 6 - моторный отсек; 7 - стрела подъемного крана; 8 - площадка для расчета при погрузке ракеты; 9 - площадка для расчета при наведении. Рисунок Широкорад А.Б. "Отечественные минометы и реактивная артиллерия"

Над задней осью шасси предлагалось монтировать опорно-поворотное устройство пусковой установки для ракеты. Оно было выполнено в виде платформы с возможностью поворота в горизонтальной плоскости на небольшой угол. На платформе шарнирно закреплялся качающийся агрегат, основной деталью которого была балочная направляющая для ракеты. Длина направляющей составляла 9,97 м. Имелась возможность поворота в горизонтальной плоскости на 7° вправо и влево от нейтрального положения. Вертикальный угол наведения менялся в пределах от +15° до +65°.

На правом борту шасси, позади третьей оси ходовой части, помещалось опорно-поворотное устройство подъемного крана. Еще на стадии предварительной проработки облика ракетного комплекса было предложено отказаться от использования транспортно-заряжающей машины в пользу более простой транспортной. В соответствии с этим предложением, погрузка ракет на пусковую установку должна была осуществляться собственным краном боевой машины. Из-за этого машина 9П113 получила кран с гидравлическими приводами. Грузоподъемность этого устройства достигала 2,6 т. Управление осуществлялось с пульта, расположенного рядом с самим краном.

Длина самоходной пусковой установки 9П113 составляла 10,7 м, ширина – 2,8 м, высота с ракетой – 3,35 м. Собственный вес машины составлял 14,89 кг. После снаряжения пусковой установки этот параметр увеличивался до 17,56 т. Колесная боевая машина могла развивать скорость до 60 км/ч на шоссе. На пересеченной местности максимальная скорость ограничивалась 40 км/ч. Запас хода – 650 км. Важной особенностью колесного шасси являлась мягкость хода. В отличие от гусеничных машин предыдущих ракетных комплексов, 9П113 не создавала чрезмерных перегрузок, воздействовавших на перевозимую ракету и ограничивавших скорость хода. Среди прочего, это позволяло на практике реализовывать все возможности, связанные с характеристиками подвижности.

Машина 9П113 в походном положении. Фото Rbase.new-factoria.ru

Как и в предыдущих проектах, баллистические ракеты не должны были иметь систем управления. По этой причине самоходная пусковая установка получила набор оборудования, необходимого для выполнения наводки. При помощи бортовой аппаратуры экипаж должен был определять собственное местоположение, а также рассчитывать углы наведения пусковой установки. Большая часть операций по подготовке машины к стрельбе осуществлялась при помощи пульта.

Управлять машиной 9П113 должен был экипаж из пяти человек. На марше экипаж находился в кабине, во время подготовки к стрельбе или перезарядке пусковой установки – на своих рабочих местах. На подготовку к пуску после прибытия на огневую позицию требовалось 10 минут. Перегрузка ракеты с транспортной машины на пусковую установку требовала 1 час.

До определенного времени рассматривалась возможность создания для комплекса 9К52 «Луна-М» самоходной пусковой установки на основе гусеничного шасси. Подобная машина, получившая обозначения Бр-237 и 9П112, разрабатывалась волгоградским заводом «Баррикады». Проектом предусматривалось использование шасси, заимствованного у плавающего танка ПТ-76 и переработанного соответствующим образом. На месте боевого и моторного отделений танка предлагалось помещать крышу малой высоты, на которой располагались системы для монтажа пусковой установки. Конструкция последней была аналогична используемой в проекте 9П113. Разработка проекта гусеничной боевой машины продолжалась до 1964 года. После этого опытный образец проверили на полигоне, где он не смог показать заметных преимуществ перед альтернативными разработками. В итоге работы по Бр-237 / 9П112 были свернуты ввиду отсутствия перспектив.

Пусковая установка в боевом положении. Фото Wikimedia Commons

Еще одним интересным носителем ракет «Луна-М» должна была стать легкая машина 9П114. Этим проектом предлагалось использовать легкое двухосное шасси с набором необходимого оборудования. Такая архитектура пусковой установки позволяла перевозить объект 9П114 вертолетами существующих типов. Ввиду значительных отличий от базовой системы комплекс на основе пусковой установки 9П114 получил собственное обозначение 9К53 «Луна-МВ». В дальнейшем этой системе даже удалось дойти до опытной эксплуатации.

Для совместной работы с 9П113 была разработана транспортная машина 9Т29. Она основывалась на шасси ЗИЛ-135ЛМ и имела достаточно простое оснащение, необходимое для выполнения своей основной задачи. На грузовой площадке шасси помещалась ферма с креплениями для перевозки трех ракет с установленными головными частями. Ракеты располагались на креплениях открыто, но при необходимости могли закрываться тентом. Ввиду наличия подъемного крана на машине с пусковой установкой было решено отказаться от применения таких устройств в составе 9Т29. Транспортной машиной управлял экипаж из двух человек.

Управлять работой ракетных комплексов 9К52 «Луна-М» предлагалось при помощи передвижного командного пункта 1В111. Он представлял собой кузов-фургон с набором аппаратуры связи, установленный на одном из серийных автомобильных шасси. Характеристики позволяли командному пункту перемещаться по дорогам и бездорожью вместе с другой техникой комплекса.

Гусеничная самоходная пусковая установка Бр-237 / 9П112. Рисунок Широкорад А.Б. "Отечественные минометы и реактивная артиллерия"

Оружием комплекса «Луна-М» должна была стать твердотопливная одноступенчатая неуправляемая баллистическая ракета 9М21. Проектом предлагалось использование унифицированного ракетного блока, к которому могли пристыковываться головные части с боевым оснащением нескольких типов. В отличие от ракет предыдущих комплексов, изделия с головными частями разных типов считались модификациями базовой ракеты и получали соответствующие обозначения.

Ракеты 9М21 ранних модификаций имели длину 8,96 м при диаметре корпуса 544 мм и размахе стабилизатора 1,7 м. Использовался цилиндрический корпус большого удлинения с коническим головным обтекателем и Х-образным хвостовым стабилизатором. Ракета разделялась на три основных части: головную с боезарядом, отсек двигателя вращения и маршевый двигатель. Также предусматривалось использование стартового двигателя, сбрасываемого после схода с направляющей.

Все двигатели ракеты использовали твердое топливо общим весом 1080 кг. При помощи стартового двигателя предлагалось осуществлять первоначальный разгон ракеты, после чего включался маршевый. Кроме того, сразу после схода с направляющей включался двигатель вращения, задачей которого была раскрутка изделия вокруг своей оси. Этот двигатель имел центральную цилиндрическую камеру сгорания и четыре выхлопных патрубка, помещенных на корпуса под углом к оси изделия. После вырабатывания топлива двигателя вращения стабилизация осуществлялась при помощи хвостовых стабилизаторов.

Транспортная машина 9Т29. Фото Wikimedia Commons

Для ракеты 9М21 были разработаны несколько типов боевых частей со снаряжением различных типов. Продолжая развитие идей, заложенных в предыдущих проектах, авторы проекта создали модификации ракеты с обозначениями 9М21Б и 9М21Б1, оснащенные ядерными боезарядами. Подрыв предлагалось производить на заданной высоте при помощи радиовысотомера. Мощность взрыва достигала 250 кт.

Ракета 9М21Ф получала фугасно-кумулятивную боевую часть с 200-кг зарядом. Подобное изделие позволяло поражать живую силу и технику противника ударной волной и осколками. Кроме того, кумулятивная струя могла пробивать бетонные укрепления. Ракета 9М21Ф получала осколочно-фугасную боевую часть, а 9М21К несла кассетное оснащение с осколочными суббоеприпасами. Имелось 42 элемента с 1,7 кг взрывчатого вещества в каждом.

Также были разработаны агитационная, химическая и несколько учебных боевых частей. Для хранения и транспортировки головные части ракет 9М21 всех модификаций комплектовались специальными контейнерами. Кроме того, специальные боевые части после погрузки ракеты на пусковую установку должны были закрываться специальными чехлами с системой термостатирования.

Музейный образец 9Т29, вид с другого ракурса. Фото Wikimedia Commons

В зависимости от типа головной части, длина ракеты могла увеличиваться до 9,4 м. Масса боеприпасов менялась от 2432 до 2486 кг. Вес головных частей колебался в пределах от 420 до 457 кг. Имеющийся твердотопливный двигатель позволял ракете развивать скорость до 1200 м/с, в зависимости от стартового веса и типа головной части. Минимальная дистанция стрельбы при таких параметрах полета составляла 12 км, максимальная – 65 км. КВО на максимальной дальности достигало 2 км.

К концу шестидесятых годов, в ходе совершенствования комплекса «Луна-М», была создана ракета 9М21-1. Она отличалась иной конструкцией корпуса с меньшим весом. Кроме того, были улучшены некоторые другие характеристики. Несмотря на все изменения, изделие сохранило полную совместимость с существующими головными частями.

Наличие большого опыта в деле создания неуправляемых ракет позволило НИИ-1 завершить проектирование основных компонентов перспективного комплекса всего за несколько месяцев. Уже в декабре 1961 года состоялся первый запуск прототипа ракеты 9М21 с весовым имитатором боевой части. В этих испытаниях, по причине отсутствия требуемой техники, использовалась стационарная пусковая установка. Самоходная техника с требуемым оснащением появилась только в 1964 году, когда прошли ее первые испытания. По результатам первых проверок было решено отказаться от дальнейшего развития гусеничной бронемашины в пользу колесной 9П113. Кроме того, испытания привели к одобрению проекта 9К53 с последующим приемом подобной техники в опытную эксплуатацию.

Самоходная пусковая установка 9П114, разрабатывавшаяся для комплекса 9К53 "Луна-МВ". Фото Militaryrussia.ru

Отсутствие серьезных проблем в ходе испытаний позволило быстро завершить все необходимые проверки. В 1964 году новейший тактический ракетный комплекс 9К52 «Луна-М» был рекомендован к принятию на вооружение, и вскоре эта рекомендация была закреплена официальным приказом. Вскоре было развернуто серийное производство комплексов, к которому привлекли несколько разных предприятий. К примеру, шасси ЗИЛ-135ЛМ выпускал Брянский автомобильный завод, а специальное оборудование делало предприятие «Баррикады». Последнее также осуществляло окончательную сборку самоходной техники.

Организационная структура подразделений, вооруженных комплексами нового типа, была определена следующим образом. Две пусковые установки 9П113 и одна транспортная машина 9Т29 сводились в батарею. Две батареи составляли дивизион. В разные периоды эксплуатации батареи комплексов «Луна-М» распределялись между танковыми и мотострелковыми дивизиями. Интересно, что на ранних этапах эксплуатации ракетные войска испытывали недостаток транспортных машин. Из-за этого перевозить ракеты приходилось на существующих полуприцепах, создававшихся для предыдущих комплексов.

В 1966 году появилось постановление Совмина, в соответствии с которым была начата разработка проекта 9К52М «Луна-3». Главной задачей этого проекта было повышение точности стрельбы. Выполнение поставленной задачи должно было осуществляться при помощи специальных отклоняемых аэродинамических щитков. По расчетам, такое оснащение позволяло довести КВО до 500 м. Кроме того, за счет увеличения запаса топлива и некоторых других систем предлагалось довести дальность стрельбы до 75 км. Некоторые изменения конструкции ракеты, в сравнении с базовой 9М21, привели к необходимости модернизации пусковой установки. Результатом этих работ стало появление боевой машины 9П113М, способной использовать ракеты всех существующих типов.

Комплекс "Луна-М" в войсках. Фото Wikimedia Commons

В 1968 году начались испытания обновленного комплекса «Луна-3». Было выполнено почти полсотни запусков новых ракет, которые не показали требуемых характеристик точности. В некоторых случаях отклонение от цели превышало несколько километров. По результатам испытаний дальнейшая разработка комплекса 9К52М «Луна-3» была прекращена. Одновременно с этим начались работы над перспективными системами с управляемыми ракетами. В дальнейшем это привело к появлению комплекса «Точка», использующего ракеты с полноценной системой наведения на основе инерциальной аппаратуры.

В 1968 году советская промышленность освоила производство модификации ракетного комплекса, предназначенной для поставок зарубежным странам. Комплекс 9К52ТС («тропический, сухой») имел некоторые отличия, связанные с предполагаемыми условиями эксплуатации. Кроме того, он не мог использовать ракеты 9М21 со специальными боевыми частями. К продаже за рубеж были разрешены только осколочно-фугасные боезаряды.

Серийное производство тактических ракетных комплексов «Луна-М» началось в 1964 году и продолжалось до 1972-го. Согласно отечественным источникам, в общей сложности войска получили порядка 500 самоходных пусковых установок и соответствующее количество транспортных машин. По зарубежным данным, к середине восьмидесятых (т.е. через полтора десятилетия после завершения производства) Советский Союз располагал 750 пусковыми установками 9П113. Вероятно, зарубежные оценки были заметно завышены по тем или иным причинам.

Запуск ракеты 9М21. Фото Militaryrussia.ru

Не ранее начала семидесятых годов ракетные комплексы «Луна-М» начали поставляться зарубежным заказчикам. В течение длительного времени подобная техника в разных количествах передавалась Алжиру, Афганистану, Йемену, Северной Корее, Египту, Ираку, Польше, Румынии и другим дружественным государствам. В большинстве случаев поставки не превышали 15-20 машин, однако некоторые контракты подразумевали поставку большего числа техники. К примеру, Ливия имела до 48 пусковых установок комплекса 9К52ТС, а Польша – 52 машины.

За несколько десятилетий эксплуатации ракетные комплексы некоторых государств принимали участие в тех или иных боевых действиях. Интересно, что советские ракетные войска и артиллерия использовали в боевой обстановке только одну ракету 9М21 – в 1988 году в Афганистане. Объемы использования ракет другими армиями были заметно больше, однако ограниченное количество техники не позволяло показывать какие-либо выдающиеся результаты.

Ввиду полного морального устаревания тактические ракетные комплексы с неуправляемым вооружением постепенно выводятся из эксплуатации. К примеру, к началу текущего десятилетия в вооруженных силах России оставалось не более 16 пусковых установок «Луны-М». Некоторые другие страны, в первую очередь европейские, к настоящему времени полностью отказались от устаревшего вооружения и списали его за ненадобностью. Сейчас основными эксплуатантами такой техники остаются страны, не имеющие возможности провести полноценное перевооружение своих ракетных войск.

Иракские машины 9П113 комплекса 9К52ТС, брошенные при отступлении. 24 апреля 2003 г. Фото Wikimedia Commons

Уже во второй половине семидесятых годов советские ракетные войска и артиллерия начали осваивать новейшие оперативно-тактические ракетные комплексы «Точка», оснащенные управляемым вооружением. Такая техника имела большие преимущества перед всеми ранее разработанными системами, из-за чего их дальнейшая эксплуатация уже не имела смысла. Советский Союз начал перевооружение, постепенно отказываясь от систем с неуправляемыми ракетами. Тактический ракетный комплекс 9К52 «Луна-М» остался последней отечественной серийной системой этого класса, использовавшей неуправляемые ракеты. Кроме того, он остался в истории в качестве самого массового подобного комплекса, а также в качестве наиболее успешного образца техники с точки зрения объемов экспортных поставок.

Даже без учета массовости производства, экспортных показателей и продолжительности службы комплекс «Луна-М» может считаться самой удачной отечественной разработкой своего класса. Получив значительный опыт в деле создания неуправляемых ракет с дальностью стрельбы до нескольких десятков километров, а также самоходной техники для их использования, советские конструкторы смогли получить максимально высокие характеристики. Тем не менее, дальнейшие попытки улучшения техники и оружия не дали ожидаемых результатов, что привело к старту работ по управляемым ракетам. Однако и после начала поставок новых систем комплексы 9К52 «Луна-М» сохраняли свое место в войсках и помогали поддерживать боеспособность на требуемом уровне.

По материалам:http://rbase.new-factoria.ru/http://kap-yar.ru/https://drive2.ru/http://militaryrussia.ru/blog/topic-192.htmlШирокорад А.Б. Атомный таран ХХ века. – М., Вече, 2005.Широкорад А.Б. Отечественные минометы и реактивная артиллерия. – Мн., Харвест, 2000.

topwar.ru

Тактический ракетный комплекс 9K52 Луна-М

]]>]]>В состав комплекса 9K52 "Луна-М" входят:

  • ракета 9М21 (см.]]>схему]]>)

  • пусковая установка (ПУ) 9П113 на колесном шасси ЗИЛ-135ЛМ (см.]]> схему]]>)

  • транспортная машина 9Т29 на шасси ЗИЛ-135ЛТМ .

Преимущество комплекса 9K52 "Луна-М" перед его предшественником состояло в том, что ПУ имела собственный гидромеханический кран грузоподъемностью 3 тонны (см. фото ]]>сбоку]]>, ]]>сверху]]>). Это позволило отказаться от транспортной машины-полуприцепа, которая перевозила две запасные ракеты и самоходного крана для перегрузки ракет. Пусковая установка 9П113 обеспечивала скорость движения по шоссе до 60 км/час, за счет использования колесной базы толчки и перегрузки боевой части были существенно уменьшены ( для комплекса "Луна" максимальная скорость хода теоретически была до 40 км/час, но уже при скорости 16-18 км/час по грунтовым дорогам возникали перегрузки, недопустимые для ядерной боевой части). Как пусковая установка 9П113, так и транспортная машина 9Т29 обладают весьма высокой проходимостью на пересеченной местности. Они способны преодолевать подъемы крутизной до 30° и броды глубиной до 1,2 м.

Установка 9П113 способна выполнять не менее 200 пусков ракет 9М21. Для фиксации пусковой установки во время пуска ракеты используются четыре откидывающиеся опоры с винтовыми домкратами. ПУ 9П113 имеет снабженное гидроприводом устройство для установки направляющей в положение для пуска ракеты, а также необходимую аппаратуру для предстартовой подготовки и пуска. Имеются также средства связи, аппаратура навигации и ориентирования, системы электроснабжения и жизнеобеспечения.

Неуправляемая одноступенчатая твердотопливная ракета 9М21 предназначена для поражения живой силы, боевой техники, огневых средств и оборонительных сооружений, расположенных в тактической глубине обороны противника. Ракета проектировалась в нескольких вариантах, различающихся боевыми частями: 9М21Б с ядерной боевой частью 9Н32, 9М21Ф с осколочно-фугасной боевой частью 9Н18Ф, 9М21Г с химической боевой частью 9Н18Г и даже 9М21Д с агитационной боевой частью 9Н18А. Осколочно-фугасная боевая часть 9Н18Ф содержала 200 кг сильно действующего взрывчатого вещества ТГА-40/60 и давала не менее 15000 осколков. В 1969 году была принята на вооружение 9Н18К осколочная головная часть кассетного типа весом 420 кг, содержавшая 42 боевых элемента массой по 7,5кг и обеспечивавшая поражение живой силы на площади в несколько гектаров.

]]>]]>

Так как головные части 9Н32 в ядерном снаряжении требовали подержания постоянного температурного режима для обеспечения заданной мощности взрыва, а в головных частях Луны-М системы внутреннего подогрева не было, то пусковая установка 9П113 и транспортная машина 9Т29 имели в своём комплекте термочехлы с электрообогревом, предназначенные для поддержания температуры ядерных боевых частей в заданном температурном режиме. На самом чехле располагался термодатчик, который обеспечивал включение и выключение спиралей обогрева в зависимости от температуры. Количество термочехлов совпадало с количеством перевозимых ракет (для 9П113 - 1, для 9Т29 - 3). Для обеспечения подогрева ГЧ во время длительных стоянок без запуска маршевых двигателей в составе вышеуказанных агрегатов был бензоагрегат, расположенный слева по ходу движения между третьим и четвертым мостом.

Ракетная часть 9М21 состоит из трех двигателей, стартового, основного маршевого и двигателя проворота. Все двигатели твердотопливные Различные дальности полета ракеты (см. схему) достигаются применением тормозных щитков, а также изменением угла возвышения при старте (см.]]> схему]]> траектории). Стартовый двигатель размещен вокруг сопла основного двигателя. Он работает во время движения ракеты по направляющим ПУ. Воспламенение заряда стартового двигателя производится газами основного двигателя, проникающими через специальные отверстия. Заряд стартового двигателя выполнен из одноканальных цилиндрических шашек пороха РСИ-60, расположенных по окружности в три ряда. Основной (маршевый) двигатель обеспечивает заданную дальность полета ракеты. Он работает только на активном участке траектории, а дальше полет происходит по инерции. Заряд основного двигателя состоит из одноканальных цилиндрических шашек, выполненных из нитроглицеринового (баллиститного) пороха НМФ-2. Бронированные торцы шашек удерживают заряд в процессе горения, обеспечивает центровку ракеты. Пороховой заряд по длине разделен на две части. Каждая часть удерживается в камере ракетного двигателя своими диафрагмами, что примерно вдвое уменьшает нагрузки в местах крепления. На работу РДТТ заметно влияет начальная температура заряда, что в конечном итоге отражается на величине тяги двигателя. Этот фактор может быть устранен поправками в угол возвышения направляющей перед стартом. Кроме того в ракете 9М21 предусмотрено применение сменных сопловых втулок, вкладыши в которых имеют различный диаметр критического сечения. При повышенных температурах применяются втулки с большим критическим сечением, при пониженных - наоборот.

Запуск ракетного двигателя производится путем подачи электрического импульса через бортовой разъем на пиропатроны, инициирование которых приводит к зажиганию воспламенителя из зернистого дымного пороха, который, в свою очередь, воспламеняют пороховой заряд основного двигателя. Двигатель проворота служит для компенсации момента, возникающего из-за эксцентриситета вектора тяги, и расположен в районе центра массы ракеты. Сопла двигателя посредством изогнутых газоводов выведены на боковую поверхность ракеты, векторы тяги двигателя проворота направлены тангенциально к поверхности корпуса и создают вращающий момент. Двигатель проворота работает на порохе марки РСИ-60, время работы ~ 0.4с, включается после схода ракеты с направляющих. В хвостовой части 9М21 установлены стабилизаторы, обеспечивающие устойчивый полет ракеты по траектории.

Ракеты всех модификаций имеют наибольший диаметр корпуса 544мм, длина ракет модификаций 9М21Б, Ф, Е равна 8960 мм, ракет модификаций 9М21Б1 и Е1 — 9400 мм. Скорость полета ракеты около 1200 м/с.

При расчёте данных на пуск ракеты 9М21 учитываются метеоусловия, а именно направление и средняя скорость ветра на высоте. Для этого в составе стартовой батареи имеется метеоотделение, которое производит несколько выстрелов вертикально вверх из баллистического ружья. По направлению и расстоянию падения пуль (дневная с красной ленточкой, ночная - светящаяся) от точки выстрела, вычисляется направление и средняя скорость ветра. Для предотвращения несанкционированного применения ядерного оружия все пусковые установки, способные запускать ракеты в ядерном снаряжении, комплектуются кодо-блокировочными устройствами. В пусковых установках 9К52ТС, не предполагавшим использование головных частей в ядерном снаряжении, кодо-блокировочные устройства отсутствуют. ПУ 9К52ТС термочехлами не комплектовалась, так как отпадает необходимость подогрева головных частей.

rbase.new-factoria.ru

Тактический ракетный комплекс 9K52 «Луна-М»

Описание

В 1961 году на вооружение был принят тактический ракетный комплекс «Луна», в состав которого входили гусеничная пусковая установка 2П16, созданная на базе плавающего танка ПТ-76, а также ракеты 3Р10 и 3Р9. Обе ракеты имели одинаковую твердотопливную двигательную установку, но отличались боевыми частями. 3Р10 имела ядерную боевую часть 3Н14, а 3Р9 осколочно-фугасную боевую часть 3Н15. В состав комплекса входили транспортная машина-полуприцеп с тягачом «ЗИЛ-157», которая перевозила две запасные ракеты и самоходный кран для перегрузки ракет.

Еще до поступления на вооружение комплекса «Луна» по Постановлению Совета министров от 17 февраля 1961 года начинается создание модернизированной, а фактически новой ракеты — «Луна-М» (9М21). Основной целью модернизации являлось увеличение дальности стрельбы.

Первый пуск «Луны-М» состоялся 27 декабря 1961 года, а в серийное производство и на вооружение она поступила в 1964 году. Для нее были созданы новая пусковая установка на колесном шасси ЗИЛ-135ЛМ и транспортная машина, перевозившая три запасные ракеты. Все эти средства образовывали ракетный комплекс «Луна-М» 9К52, принятый на вооружение в 1964 году.

В 60-х годах в СССР было разработано несколько модификаций ракетного комплекса 9К52 «Луна-М», однако к серийному производству в 1968-м была принята только модификация 9К52ТС, боевые средства которой были приспособлены для эксплуатации в тропическом климате. Комплекс 9К52ТС был предназначен для стрельбы ракетами с фугасной боевой частью.

В состав комплекса 9K52 «Луна-М» входят:

  • ПУ 9П113 — пусковая установкана на колесном шасси ЗИЛ-135ЛМ
  • ТМ — транспортная машина 9Т29 на шасси ЗИЛ-135ЛТМ
  • ракета 9М21 с боевыми частями различного назначения.

Для ракеты «Луна-М» были созданы новая ПУ 9П113 на колесном шасси ЗИЛ-135ЛМ и транспортная машина на шасси ЗИЛ-135ЛТМ, перевозившая три запасные ракеты. Все эти средства образовывали ракетный комплекс «Луна-М» 9К52. Преимущество этого комплекса перед его предшественником в том, что ПУ имела собственный гидромеханический кран грузоподъемностью 3 тонны. Что позволило отказаться от транспортной машины-полуприцепа, которая перевозила две запасные ракеты и самоходного крана для перегрузки ракет. Новая ПУ 9П113 обеспечивала скорость движения по шоссе до 60 км/час, толчки и перегрузки боевой части были существенно уменьшены. Для комплекса «Луна» максимальная скорость хода теоретически была до 40 км/час, но уже при скорости 16–18 км/час по грунтовым дорогам возникали перегрузки, недопустимые для ядерной боевой части.

Установка 9П113 способна выполнять не менее 200 пусков ракет 9М21. Для повышения устойчивости пусковой установки во время пуска ракеты используются две откидывающиеся опоры с винтовыми домкратами. Как пусковая установка 9П113, так и транспортная машина 9Т29 обладает весьма высокой проходимостью на пересеченной местности. Они способны преодолевать подъемы крутизной до 30° и броды глубиной до 1,2 метра.

ПУ 9П113 имеет снабженное гидроприводом устройство для установки направляющей в положение для пуска ракеты, а также необходимую аппаратуру для предстартовой подготовки и пуска. Имеются также средства связи, аппаратура навигации и ориентирования, системы электроснабжения и жизнеобеспечения.

Неуправляемая одноступенчатая твердотопливная ракета 9М21 предназначена для поражения живой силы, боевой техники, огневых средств и оборонительных сооружений, расположенных в тактической глубине обороны противника. Ракета проектировалась в нескольких вариантах, различающихся боевыми частями: 9М21Б с ядерной боевой частью 9Н32, 9М21Ф с осколочно-фугасной боевой частью 9Н18Ф, 9М21Г с химической боевой частью 9Н18Г и даже 9М21Д с агитационной боевой частью 9Н-18А.

Осколочно-фугасная боевая часть 9Н18Ф содержала 200 кг сильно действующего взрывчатого вещества ТГА-40/60 и давала не менее 15 000 осколков. В 1969 году была принята на вооружение 9Н18К осколочная головная часть кассетного типа весом 420 кг, содержавшая 42 боевых элемента массой по 7,5 кг и обеспечивавшая поражение живой силы на площади в несколько гектаров.

Ракеты всех модификаций имеют наибольший диаметр корпуса 544мм, длина ракет модификаций 9М21Б, Ф, Е равна 8960 мм, ракет модификаций 9М21Б1 и Е1–9400 мм. Твердотопливный двигатель обеспечивает скорость полета ракеты около 1200 м/с.

Первый пуск «Луны-М» состоялся 27 декабря 1961 года, а на вооружение и в серийное производство она поступила в 1964 году.

Любопытно, что ракетами 9М21 предполагалось оснастить еще и комплекс «Луна-МB» 9К53. Разработка комплекса «Луна-МB» в величайшем секрете была начата по Постановлению Совета министров от 5.02.1962 года. Дело в том, что в этом комплексе использовалась пусковая установка ПУ 9П114, созданная на базе колесного автомобиля, допускающая десантирование вертолетами МИ-6 или В-10. Предполагалось, что вертолет может доставить ПУ в удаленный или недоступный для наземного транспорта район, а то и в тыл противника. Далее при необходимости ПУ проделает еще какой-то путь на колесах, а затем внезапно нанесет ракетный удар из точки, где враг и не мог предположить наличие ракетной установки.

Работы по комплексу «Луна-МB» достигли стадии испытаний опытных образцов. Однако встретилось довольно много трудностей, в том числе большая «парусность» вертолета c повешенной пусковой установкой и соответственно большой его снос ветром. В результате в 1965 году работы по этому комплексу были прекращены.

А комплекс «Луна-М» 9К52 успешно пошел в производство. Серийное производство велось на заводе «Баррикады».

Однако комплекс «Луна-М» имел весьма существенный недостаток — большое рассеивание (малую точность стрельбы). При этом даже при применении ядерной БЧ не обеспечивалось поражение точечных хорошо защищенных целей типа командный пункт и т. д. В связи с этим по Постановлению Совета министров от 20.07.1966 г. была начата разработка ракеты «Луна-3», обладавшей системой коррекции и довольно примитивной системой управления, управлявшей аэродинамическим щитком. Предполагалось, что круговое вероятное отклонение (КВО) ракет «Луна-3» не превысит 500 м (для 80 % ракет) на дальности 70 км. Однако проведенные в 1968–1969 годах летные испытания ракет «Луна-3», запускавшихся с ПУ 9П113М дали КВО еще большее, чем табличное для «Луна-М». Корректор дальности работал неудовлетворительно и было признано нецелесообразным проведение дальнейших ОКР по «Луна-3».

Тем не менее комплексы «Луна» и «Луна-М» и поныне являются грозным оружием. «Луны» с ядерной БЧ в состоянии уничтожить силы вторжения в ходе любой операции типа «Буря в пустыне».

war-arms.info

Оперативно тактический ракетный комплекс «Луна»

Сирийская армия стала применять против террористов ракетные комплексы 9К52 «Луна-М», известные также под натовским обозначением FROG-7. Эти системы наряду с 9К72 «Эльбрус» долгое время составляли основу ракетной мощи сирийской армии.

Советский Союз своему самому верному союзнику на Ближнем Востоке начал поставлять FROG-7 в самом начале 70-х годов. Сирийцы вполне успешно освоили это оружие.

Странное название для тактического ракетного комплекса как мне кажется. Раньше ни разу не слышал про такие ракеты, давайте узнаем про них подробнее …

 

В 1961 году на вооружение Советской армии был принят комплекс «Луна», в состав которого входили гусеничная пусковая установка 2П16, созданная на базе плавающего танка ПТ-76, а также ракеты 3Р10 и 3Р9 с ядерной и осколочно-фугасной боевыми частями. Еще до поступления на вооружение комплекса «Луна» по Постановлению Совета министров СССР от 17.02.1961 г. начинаются работы по разработке его модернизированного варианта с увеличенной дальностью стрельбы. Эти работы завершились созданием фактически нового тактического комплекса, получившего обозначение 9К52 «Луна-М». Для этого комплекса была создана ракета 9М21, новая пусковая установка и транспортная машина на колесном шасси ЗИЛ-135ЛМ. Первый пуск ракеты 9М21 состоялся 27 декабря 1961 года, а в серийное производство и на вооружение комплекс 9K52 «Луна-М» поступил в 1964 году. Серийное производство велось на заводе «Баррикады».

Данный комплекс стал самым массовым в Советской армии, пик развертывания боевых машин комплекса пришелся на 1986г., когда их насчитывалось в войсках порядка 750 штук. Разработанный в 1968г. вариант комплекса 9К52ТС, предназначенный для стрельбы ракетами с фугасной боевой частью, широко поставлялся на экспорт. Его покупателями стали армии примерно 15 стран, включая вооруженные силы государств Варшавского договора, Кубы, Египета, Ирака, Кувейта, КНДР. Боевой дебют комплекса состоялся в ходе арабо-израильской войны 1973г. Комплекс «Луна-М» применялся в ряде региональных конфликтов, в том числе, в Афганистане, ирано-иракской войне 1980-88гг., войне в Заливе 1991г.

 

 

Существенным недостатком комплекса «Луна-М» являлась малая точность стрельбы, даже применение ядерной БЧ не обеспечивало гарантированное поражение точечных хорошо защищенных целей типа командный пункт и т.д. В связи с этим по Постановлению Совета министров от 20.07.1966 г. была начата разработка ракеты «Луна-3″, оснащенной упрощенной системой управления. Предполагалось, что круговое вероятное отклонение (КВО) новой ракеты на дальности 70км не превысит 500м . Однако проведенные в 1968-1969 годах летные испытания, дали еще большее круговое вероятное отклонение по сравнению с прототипом. Корректор дальности работал неудовлетворительно и продолжение работ по этой ОКР было признано нецелесообразным.

Ракетами 9М21 предполагалось оснастить также комплекс 9К53 «Луна-МB». Разработка комплекса «Луна-МB» была начата по Постановлению Совета министров от 05.02.1962 г. В этом комплексе использовалась пусковая установка 9П114, созданная на базе колесного автомобиля, допускающая десантирование вертолетами Ми-6 или Ми-10. Работы по комплексу «Луна-МB» достигли стадии испытаний опытных образцов. Однако встретилось довольно много трудностей, главная из них заключалась в необходимости проведения предварительной топогеодезической привязки стартовой позиции, а также большая «парусность» вертолета Ми-10 c пусковой установкой 9П114 на внешней подвеске. В результате в 1965 году работы по этому комплексу были прекращены.

На западе комплекс получил обозначение FROG-7.

 

В состав комплекса 9K52 «Луна-М» входят:

  • ракета 9М21 (см.схему)
  • пусковая установка (ПУ) 9П113 на колесном шасси ЗИЛ-135ЛМ (см. схему)
  • транспортная машина 9Т29 на шасси ЗИЛ-135ЛТМ .

Преимущество комплекса 9K52 «Луна-М» перед его предшественником состояло в том, что ПУ имела собственный гидромеханический кран грузоподъемностью 3 тонны (см. фото сбоку, сверху). Это позволило отказаться от транспортной машины-полуприцепа, которая перевозила две запасные ракеты и самоходного крана для перегрузки ракет. Пусковая установка 9П113 обеспечивала скорость движения по шоссе до 60 км/час, за счет использования колесной базы толчки и перегрузки боевой части были существенно уменьшены ( для комплекса «Луна» максимальная скорость хода теоретически была до 40 км/час, но уже при скорости 16-18 км/час по грунтовым дорогам возникали перегрузки, недопустимые для ядерной боевой части). Как пусковая установка 9П113, так и транспортная машина 9Т29 обладают весьма высокой проходимостью на пересеченной местности. Они способны преодолевать подъемы крутизной до 30° и броды глубиной до 1,2 м.

Установка 9П113 способна выполнять не менее 200 пусков ракет 9М21. Для фиксации пусковой установки во время пуска ракеты используются четыре откидывающиеся опоры с винтовыми домкратами. ПУ 9П113 имеет снабженное гидроприводом устройство для установки направляющей в положение для пуска ракеты, а также необходимую аппаратуру для предстартовой подготовки и пуска. Имеются также средства связи, аппаратура навигации и ориентирования, системы электроснабжения и жизнеобеспечения.

 

 

Неуправляемая одноступенчатая твердотопливная ракета 9М21 предназначена для поражения живой силы, боевой техники, огневых средств и оборонительных сооружений, расположенных в тактической глубине обороны противника. Ракета проектировалась в нескольких вариантах, различающихся боевыми частями: 9М21Б с ядерной боевой частью 9Н32, 9М21Ф с осколочно-фугасной боевой частью 9Н18Ф, 9М21Г с химической боевой частью 9Н18Г и даже 9М21Д с агитационной боевой частью 9Н18А. Осколочно-фугасная боевая часть 9Н18Ф содержала 200 кг сильно действующего взрывчатого вещества ТГА-40/60 и давала не менее 15000 осколков. В 1969 году была принята на вооружение 9Н18К осколочная головная часть кассетного типа весом 420 кг, содержавшая 42 боевых элемента массой по 7,5кг и обеспечивавшая поражение живой силы на площади в несколько гектаров.

Так как головные части 9Н32 в ядерном снаряжении требовали подержания постоянного температурного режима для обеспечения заданной мощности взрыва, а в головных частях Луны-М системы внутреннего подогрева не было, то пусковая установка 9П113 и транспортная машина 9Т29 имели в своём комплекте термочехлы с электрообогревом, предназначенные для поддержания температуры ядерных боевых частей в заданном температурном режиме. На самом чехле располагался термодатчик, который обеспечивал включение и выключение спиралей обогрева в зависимости от температуры. Количество термочехлов совпадало с количеством перевозимых ракет (для 9П113 — 1, для 9Т29 — 3). Для обеспечения подогрева ГЧ во время длительных стоянок без запуска маршевых двигателей в составе вышеуказанных агрегатов был бензоагрегат, расположенный слева по ходу движения между третьим и четвертым мостом.

 

 

Ракетная часть 9М21 состоит из трех двигателей, стартового, основного маршевого и двигателя проворота. Все двигатели твердотопливные Различные дальности полета ракеты (см. схему) достигаются применением тормозных щитков, а также изменением угла возвышения при старте (см. схему траектории). Стартовый двигатель размещен вокруг сопла основного двигателя. Он работает во время движения ракеты по направляющим ПУ. Воспламенение заряда стартового двигателя производится газами основного двигателя, проникающими через специальные отверстия. Заряд стартового двигателя выполнен из одноканальных цилиндрических шашек пороха РСИ-60, расположенных по окружности в три ряда. Основной (маршевый) двигатель обеспечивает заданную дальность полета ракеты. Он работает только на активном участке траектории, а дальше полет происходит по инерции. Заряд основного двигателя состоит из одноканальных цилиндрических шашек, выполненных из нитроглицеринового (баллиститного) пороха НМФ-2. Бронированные торцы шашек удерживают заряд в процессе горения, обеспечивает центровку ракеты. Пороховой заряд по длине разделен на две части. Каждая часть удерживается в камере ракетного двигателя своими диафрагмами, что примерно вдвое уменьшает нагрузки в местах крепления. На работу РДТТ заметно влияет начальная температура заряда, что в конечном итоге отражается на величине тяги двигателя. Этот фактор может быть устранен поправками в угол возвышения направляющей перед стартом. Кроме того в ракете 9М21 предусмотрено применение сменных сопловых втулок, вкладыши в которых имеют различный диаметр критического сечения. При повышенных температурах применяются втулки с большим критическим сечением, при пониженных — наоборот.

Запуск ракетного двигателя производится путем подачи электрического импульса через бортовой разъем на пиропатроны, инициирование которых приводит к зажиганию воспламенителя из зернистого дымного пороха, который, в свою очередь, воспламеняют пороховой заряд основного двигателя. Двигатель проворота служит для компенсации момента, возникающего из-за эксцентриситета вектора тяги, и расположен в районе центра массы ракеты. Сопла двигателя посредством изогнутых газоводов выведены на боковую поверхность ракеты, векторы тяги двигателя проворота направлены тангенциально к поверхности корпуса и создают вращающий момент. Двигатель проворота работает на порохе марки РСИ-60, время работы ~ 0.4с, включается после схода ракеты с направляющих. В хвостовой части 9М21 установлены стабилизаторы, обеспечивающие устойчивый полет ракеты по траектории.

 

 

Ракеты всех модификаций имеют наибольший диаметр корпуса 544мм, длина ракет модификаций 9М21Б, Ф, Е равна 8960 мм, ракет модификаций 9М21Б1 и Е1 — 9400 мм. Скорость полета ракеты около 1200 м/с.

При расчёте данных на пуск ракеты 9М21 учитываются метеоусловия, а именно направление и средняя скорость ветра на высоте. Для этого в составе стартовой батареи имеется метеоотделение, которое производит несколько выстрелов вертикально вверх из баллистического ружья. По направлению и расстоянию падения пуль (дневная с красной ленточкой, ночная — светящаяся) от точки выстрела, вычисляется направление и средняя скорость ветра. Для предотвращения несанкционированного применения ядерного оружия все пусковые установки, способные запускать ракеты в ядерном снаряжении, комплектуются кодо-блокировочными устройствами. В пусковых установках 9К52ТС, не предполагавшим использование головных частей в ядерном снаряжении, кодо-блокировочные устройства отсутствуют. ПУ 9К52ТС термочехлами не комплектовалась, так как отпадает необходимость подогрева головных частей.

 

 

[источники]

источники

  1. Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
  2. Щербаков Б.Ф. » Наземные оперативно-тактические ракетные комплексы: учеб.пос. БГТУ,СПб,2008г., 161с
  3. http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/luna_m/luna_m.shtml
  4. http://topwar.ru/91167-vs-sirii-nachali-primenyat-po-terroristam-rakety-kompleksa-luna-m.html
  5. http://www.kap-yar.ru/index.php?pg=223

 

Можно вспомнить еще интересное ракетное оружие:  вот например знаменитый Першинг, а вот Последнее «чудо-оружие» Третьего рейха и как хранят Код запуска ядерной ракеты. Вот известный Американский зенитный ракетный комплекс сверхбольшой дальности CIM-10 «Бомарк» и эффектные Стрелы апокалипсиса. Вспомним что такое Концепция орбитального удара и кто такой Великий воин «Искандер» Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=89025

masterok.livejournal.com

Комплекс Луна-М | Военное оружие и армии Мира

Дальность и точность стрельбы комплекса 2Кб «Луна» уже не удовлетворяла заказчика. Научно-исследовательские работы, проведенные в ходе разработки комплекса «Луна», показали возможность увеличения дальности стрельбы неуправляемой твердотопливной ракетой почти вдвое.

 

СКОРАЯ СМЕНА

О насущной необходимости качественно улучшить характеристики тактического ракетного комплекса и готовности разработчиков к решению задачи свидетельствует хотя бы то, что постановление Совета министров СССР о создании нового комплекса вышло 16 марта 1961 года, то есть еще до официального принятия на вооружение комплекса 2К6 «Луна». Как и «Луна», новый комплекс должен был вести стрельбу неуправляемыми ракетами со специальной (ядерной, химической) или с обычной боевой частью.

Головным исполнителем оставался НИИ-1 ГКОТ (впоследствии — Московский Институт теплотехники) — ведущий разработчик твердотопливных ракет. Заряды для ракетных двигателей создавало головное предприятие по ракетным и специальным порохам — НИИ-125 (г. Люберцы). Самоходную пусковую установку разрабатывало ОКБ сталинградского (волгоградского) завода «Баррикады» на полноприводном четырехосном шасси ЗИЛ-157.

Комплекс получил название «Луна-М», но на деле был совершенно новым — это касалось и ракеты, и пусковой установки, и средств обеспечения. Накопленный задел позволил сократить время проведения опытно-конструкторских работ, и первый полигонный пуск ракеты состоялся уже в декабре 1961 года.

На вооружение Советской Армии комплекс 9К52 «Луна-М» с ракетой 9М21 и самоходной пусковой установкой 9П113 принят постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 6 августа 1964 года. В НАТО ему присвоили обозначение FROG-7 (FROG расшифровывают как Free Rocket Over Ground — «неуправляемая ракета класса «земля — земля»»). В том же 1964-м началось серийное производство.

О РАКЕТЕ И ПУСКОВОЙ УСТАНОВКЕ

От ракет комплекса «Луна» ракета 9М21 комплекса «Луна-М» существенно отличается двигательной установкой и компоновкой, все ее модификации выполненные одним диаметром корпуса. Площадь хвостовых стабилизаторов оптимизирована по запасу статической устойчивости. Для увеличения точности стрельбы ракете придается вращение в поперечной плоскости с помощью специального двигателя проворота. Этот способ осреднения эксцентриситета тяги использовался еще в ракетах комплекса «Луна», но в 9М21 двигатель проворота имел иную конструкцию и иной режим работы. С той же целью увеличения точности сведены к минимуму возмущения, вызванные воздействием на ракету направляющей и аэродинамической асимметрией самой ракеты.

Колесное шасси, по сравнению с гусеничным у комплекса «Луна», обеспечивало более быстрый маневр по дорожной сети, более плавный ход, большую экономичность. Шасси типа 8×8 показывало хорошую проходимость по грунтовым дорогам. Пусковая установка получила собственный подъемный кран, позволивший расчету самостоятельно (без ожидания автокрана) перезаряжать установку с транспортной машины 9Т29, а также монтировать боевую часть на ракете, уже установленной на направляющую. Немаловажно и выполнение транспортной машины, перевозившей запасные ракеты, на том же шасси повышенной проходимости.

О СЛУЖБЕ

Комплекс 9К52 «Луна-М» состоял на вооружении отдельных ракетных дивизионов, придававшихся мотострелковым и танковым дивизиям, дивизион включал четыре пусковых установки. «Луна-М» оставались на службе и в 1980-е годы.

Комплекс широко поставлялся за рубеж — только с ракетами в обычном снаряжении. Он состоял на вооружении в Алжире, Болгарии, Венгрии, ГДР, Египте, Ираке, КНДР, на Кубе, 8 Кувейте, Ливии, Польше, Румынии, Сирии, Чехословакии, Югославии, Южном Йемене. Характерно появление в 1968 году модификации 9К52ТС, рассчитанной на применение в тропическом сухом климате и только с обычной (фугасной) боевой частью ракеты. Комплексы «Луна-М» нашли широкое боевое применение в ходе арабо-израильской войны 1973 года, Афганской войны, ирано-иракской войны 1980-1988 годов, войны В Персидском заливе 1991 года.

ОБ ОПЫТНЫХ МОДИФИКАЦИЯХ

В 1962 году НИИ-1 совместно с ОКБ завода «Баррикады» и ОКБ-329 начал разработку «вертолетного» комплекса 9К53 «Луна-МВ». Речь шла о доставке самоходных пусковых установок тактических, оперативно-тактических и крылатых ракет Сухопутных войск в район боевого применения специально приспособленными вертолетами Ми-6 или Ми-10. Попытка дальнейшего повышения мобильности тактического комплекса была в 1965 году доведена до опытной эксплуатации в войсках (пусковая установка 9П114 на двухосном шасси, вертолет Ми-6РВК), но дальнейшие работы по «Луне-МВ» прекращены.

Главным недостатком комплекса «Луна-М» оставалось большое круговое вероятное отклонение — 1200-2000 м. Начатые в 1966 году работы по комплексу 9К52М «Луна-3» с корректируемой ракетой остановлены в 1971-м-на смену уже шел комплекс «Точка» с управляемой ракетой.

    1859      

warfor.me

Тактический ракетный комплекс 9K52 «Луна-М» 1964

В 1961 году на вооружение был принят комплекс «Луна», в состав которого входили гусеничная пусковая установка 2П16, созданная на базе плавающего танка ПТ-76, а также ракеты 3Р10 и 3Р9. Обе ракеты имели одинаковую твердотопливную двигательную установку, но отличались боевыми частями. 3Р10 имела ядерную боевую часть 3Н14, а 3Р9 осколочно-фугасную боевую часть 3Н15. В состав комплекса входили транспортная машина-полуприцеп с тягачом «ЗИЛ-157», которая перевозила две запасные ракеты и самоходный кран для перегрузки ракет.

Еще до поступления на вооружение комплекса «Луна» по Постановлению Совета министров от 17,02,1961 г. начинается создание модернизированной, а фактически новой ракеты — «Луна-М» (9М21). Основной целью модернизации являлось увеличение дальности стрельбы.

Первый пуск «Луны-М» состоялся 27 декабря 1961 года, а в серийное производство и на вооружение она поступила в 1964 году. Для нее были созданы новая пусковая установка на колесном шасси ЗИЛ-135ЛМ и транспортная машина, перевозившая три запасные ракеты. Все эти средства образовывали ракетный комплекс «Луна-М» 9К52, принятый на вооружение в 1964 году.

В 60-х годах в СССР было разработано несколько модификаций ракетного комплекса 9К52 «Луна-М», однако к серийному производству в 1968-м была принята только модификация 9К52ТС, боевые средства которой были приспособлены для эксплуатации в тропическом климате. Комплекс 9К52ТС был предназначен для стрельбы ракетами с фугасной боевой частью.

В состав комплекса 9K52 «Луна-М» входят:

ПУ 9П113 — пусковая установкана на колесном шасси ЗИЛ-135ЛМ

ТМ — транспортная машина 9Т29 на шасси ЗИЛ-135ЛТМ (на рис.слева)

ракета 9М21 с боевыми частями различного назначения.

Для ракеты «Луна-М» были созданы новая ПУ 9П113 на колесном шасси ЗИЛ-135ЛМ и транспортная машина на шасси ЗИЛ-135ЛТМ, перевозившая три запасные ракеты. Все эти средства образовывали ракетный комплекс «Луна-М» 9К52. Преимущество этого комплекса перед его предшественником в том, что ПУ имела собственный гидромеханический кран грузоподъемностью 3 тонны. Что позволило отказаться от транспортной машины-полуприцепа, которая перевозила две запасные ракеты и самоходного крана для перегрузки ракет. Новая ПУ 9П113 обеспечивала скорость движения по шоссе до 60 км/час, толчки и перегрузки боевой части были существенно уменьшены. Для комплекса «Луна» максимальная скорость хода теоретически была до 40 км/час, но уже при скорости 16–18 км/час по грунтовым дорогам возникали перегрузки, недопустимые для ядерной боевой части.

Установка 9П113 способна выполнять не менее 200 пусков ракет 9М21. Для повышения устойчивости пусковой установки во время пуска ракеты используются две откидывающиеся опоры с винтовыми домкратами. Как пусковая установка 9П113, так и транспортная машина 9Т29 обладает весьма высокой проходимостью на пересеченной местности. Они способны преодолевать подъемы крутизной до 30° и броды глубиной до 1,2 м.

ПУ 9П113 имеет снабженное гидроприводом устройство для установки направляющей в положение для пуска ракеты, а также необходимую аппаратуру для предстартовой подготовки и пуска. Имеются также средства связи, аппаратура навигации и ориентирования, системы электроснабжения и жизнеобеспечения.

Неуправляемая одноступенчатая твердотопливная ракета 9М21 предназначена для поражения живой силы, боевой техники, огневых средств и оборонительных сооружений, расположенных в тактической глубине обороны противника. Ракета проектировалась в нескольких вариантах, различающихся боевыми частями: 9М21Б с ядерной боевой частью 9Н32, 9М21Ф с осколочно-фугасной боевой частью 9Н18Ф, 9М21Г с химической боевой частью 9Н18Г и даже 9М21Д с агитационной боевой частью 9Н-18А.

Осколочно-фугасная боевая часть 9Н18Ф содержала 200 кг сильно действующего взрывчатого вещества ТГА-40/60 и давала не менее 15 000 осколков. В 1969 году была принята на вооружение 9Н18К осколочная головная часть кассетного типа весом 420 кг, содержавшая 42 боевых элемента массой по 7,5 кг и обеспечивавшая поражение живой силы на площади в несколько гектаров.

Ракеты всех модификаций имеют наибольший диаметр корпуса 544мм, длина ракет модификаций 9М21Б, Ф, Е равна 8960 мм, ракет модификаций 9М21Б1 и Е1–9400 мм. Твердотопливный двигатель обеспечивает скорость полета ракеты около 1200 м/с.

Первый пуск «Луны-М» состоялся 27 декабря 1961 года, а на вооружение и в серийное производство она поступила в 1964 году.

Любопытно, что ракетами 9М21 предполагалось оснастить еще и комплекс «Луна-МB» 9К53. Разработка комплекса «Луна-МB» в величайшем секрете была начата по Постановлению Совета министров от 5.02.1962 г. Дело в том, что в этом комплексе использовалась пусковая установка ПУ 9П114, созданная на базе колесного автомобиля, допускающая десантирование вертолетами МИ-6 или В-10. Предполагалось, что вертолет может доставить ПУ в удаленный или недоступный для наземного транспорта район, а то и в тыл противника. Далее при необходимости ПУ проделает еще какой-то путь на колесах, а затем внезапно нанесет ракетный удар из точки, где враг и не мог предположить наличие ракетной установки.

Работы по комплексу «Луна-МB» достигли стадии испытаний опытных образцов. Однако встретилось довольно много трудностей, в том числе большая «парусность» вертолета c повешенной пусковой установкой и соответственно большой его снос ветром. В результате в 1965 году работы по этому комплексу были прекращены.

А комплекс «Луна-М» 9К52 успешно пошел в производство. Серийное производство велось на заводе «Баррикады».

Однако комплекс «Луна-М» имел весьма существенный недостаток — большое рассеивание (малую точность стрельбы). При этом даже при применении ядерной БЧ не обеспечивалось поражение точечных хорошо защищенных целей типа командный пункт и т.д. В связи с этим по Постановлению Совета министров от 20.07.1966 г. была начата разработка ракеты «Луна-3», обладавшей системой коррекции и довольно примитивной системой управления, управлявшей аэродинамическим щитком. Предполагалось, что круговое вероятное отклонение (КВО) ракет «Луна-3» не превысит 500 м (для 80 % ракет) на дальности 70 км. Однако проведенные в 1968–1969 годах летные испытания ракет «Луна-3», запускавшихся с ПУ 9П113М дали КВО еще большее, чем табличное для «Луна-М». Корректор дальности работал неудовлетворительно и было признано нецелесообразным проведение дальнейших ОКР по «Луна-3».

Тем не менее комплексы «Луна» и «Луна-М» и поныне являются грозным оружием. «Луны» с ядерной БЧ в состоянии уничтожить силы вторжения в ходе любой операции типа «Буря в пустыне».

za-cccp.narod.ru