Модернизация эсминцев проекта 956. 2014 год. 956 проект


Эсминец проекта 956 "Сарыч": технические характеристики и фото

Корабли этого проекта могли стать самыми массовыми в своем классе. Их планировали спускать на воду в огромных для нашего ВМФ количествах. Полсотни эсминцев первого ранга - такой армады довольно для комплектации целого флота. К тому же многоцелевое назначение предполагало использование их для решения самых разнообразных задач. Головной эсминец «Современный» (проект 956) был заложен в 1975 году, последний корабль серии спущен на воду в конце 1993-го. Из планируемых пятидесяти единиц на вооружение Военно-морского флота СССР и России поступили 17. Еще четыре ходят под китайским флагом. Два корабля законсервированы, два находятся в стадии модернизации, еще два - в боевом составе Северного флота, остальные списаны. В чем причина столь массовой резки на металл нестарых, по военно-морским понятиям, единиц?

эсминец проекта 956

Зачем СССР были нужны новые эсминцы

Причины отказа от большого количества кораблей проекта 956 следует искать во временах уже далеких. Именно тогда, в середине пятидесятых годов, произошло прискорбное явление, названное военными моряками «хрущевским разгромом». Опьянение успехами отечественных ракетостроителей привело к крупному стратегическому просчету. Вероятность глобального конфликта снизилась по причине гарантированности взаимного уничтожения, но это вовсе не означало, что отпала необходимость в региональном присутствии Советского ВМФ, а обеспечить его без наличия в арсенале крупных кораблей оказалось крайне сложно. Действия эскадр, находящихся на боевом дежурстве в разных удаленных секторах Мирового океана, затруднялись (по причине малого количества единиц, образующих их «ядро» и обуславливающих устойчивость). Авианосцы в СССР не строились из-за их дороговизны, эсминцы ранних проектов (пр. 30-2 и 78) и крейсера (пр. 68), построенные при Сталине и «недорезанные» Хрущевым, не только морально устарели, но и износились физически. Флот требовал пополнения современными кораблями крупного водоизмещения, оснащенными - наравне с ракетными пусковыми установками - мощной артиллерией. Именно таким задумывался новейший эсминец проекта 956, насущная необходимость в котором была вполне осознана после масштабных учений «Океан», прошедших весной 1970 года.

Что такое эскадренный миноносец и зачем он нужен

Эскадренный миноносец - понятие скорее традиционное, чем наполненное реальным смыслом. Разумеется, минами вооружение не ограничивается, а по своему назначению корабль скорее соответствует принятому во многих флотах мира классу фрегатов, которые, в свою очередь, также имеют мало общего со старинными парусниками. Эсминец проекта 956 «Сарыч» (таков был шифр) предназначался для выполнения широкого круга боевых задач, которые могли оказаться не по силам БПК (большим противолодочным кораблям), составлявшим основу ВМФ СССР в конце шестидесятых. Официально его главное предназначение формулировалось как огневая поддержка десанта, выраженная в подавления малоразмерных наземных целей, обеспечении ПВО и ПРО высаживающихся подразделений и уничтожении плавсредств вероятного противника. Также планировалось совместное использование с БПК (пр. 1155), что приближало эффективность такой пары к боевым возможностям самых современных на тот момент американских фрегатов «Спрюэнс». Исходя из поставленных задач и создавался эсминец проекта 956. Корабль обходится бюджету дорого, его строят исходя из конкретной оборонной доктрины, тем более, когда речь идет о крупной серии.

эсминец современный проект 956

Внешний вид и пропагандистское значение эстетики

Считается, что для военной техники внешний вид не так важен, как ее функциональные возможности, но это не совсем так. От того, насколько внушительно выглядит образец, зачастую зависит производимое им на вероятного врага впечатление, что в условиях отсутствия войны может сыграть немаловажную роль в развитии конфликта, а возможно, и предотвратить его. Исходя из этой посылки, создавался и эсминец проекта 956. Модель, фото которой была представлена Главкому МВФ Адмиралу С. Г. Горшкову в конце 1971 года, была одобрена во многом благодаря грозному виду корабля, его зловещему экстерьеру и тому пропагандистскому эффекту, который мог произвести его силуэт после появления судна на океанских просторах. Макет, построенный в масштабе 1:50, флотскому начальству понравился: он вполне соответствовал внешнеполитической доктрине СССР и демонстрировал прогресс в науке и технике второй половины XX века. Но, конечно же, дело было не только во внешнем виде - не так прост был С. Г. Горшков, чтобы по общему впечатлению оценивать эсминец проекта 956. Характеристики корабля были важнее, и они говорили об очень хороших мореходных качествах.

модернизация эсминцев проекта 956

Новшества судостроения

Аванпроект специалисту в области судостроения нравился не только эстетически. Главными чертами внешнего облика корабля стала гладкопалубность корпуса, седловатость его носовой части, удачное размещение артиллерийских вооружений главного калибра, расположение зенитных комплексов по бортам (что обеспечивало отличные возможности постановки заградительного огня) и большое возвышение антенн РЛС (для улучшения локационного обзора). Длина корпуса лимитировалась возможностями верфей завода им. А. А. Жданова и не должна была превышать 146 метров при ширине 17 м. При разработке общей судостроительной идеологии корабля впервые применялись многие технологии. Форма носовой части задавала незаливаемость (до 7 баллов волнения) встречной волной, борт выполнялся с двойным изломом поверхности для понижения заметности. Были и другие особенности, которыми отличался эсминец проекта 956. Чертежи палуб выполнены с соблюдением их строгой горизонтальности независимо от обводов, что значительно улучшало технологичность установки оборудования. Корпус делится на пятнадцать водонепроницаемых отсеков, носовая «бульбовая» подводная часть не только снижает сопротивление, но и служит для размещения в ней поста гидроакустики (МГК-335МС, он же комплекс «Платина). Рационально применены элементы силового упрочнения в местах наибольших напряжений.

Энергоустановка

К недостаткам кораблей этой серии специалисты относят заведомо устаревшую силовую установку. Для этого были причины. При выборе типа турбины С. Г. Горшков предпочтение отдал котловой схеме, отвергнув газовую. Сделано это было под влиянием министра судостроения СССР Б. Е. Бутомы, аргументировавшего свое мнение большой загрузкой Южного турбинного завода и тем, что поставки мазута наладить в особый период будет легче, чем дизельного топлива. В результате эсминец проекта 956 оснастили спаренной котлотурбинной установкой общей мощностью 100 тыс. л. с. Сегодня трудно давать всеобъемлющую оценку и высказываться сугубо в пользу этого решения или против него. Дело в том, что в начале 70-х годов существовал амбициозный проект создания революционных в технологическом аспекте прямоточных КТУ, в случае успеха обещавших стать уникальными, но он не увенчался успехом. В конечном счете, пришлось остановиться на обычных устаревших высоконапорных котлах, проверенных и, в общем-то, тоже неплохих. И еще один аргумент в их пользу состоял в относительной дешевизне мазута. Мировой энергетический кризис коснулся и СССР.

новейший эсминец проекта 956

Пушечное вооружение

Недооценка в прошедшие десятилетия роли артиллерии на морском театре военных действий побудила КБ «Севмаша» вооружить эсминец «Современный» (проект 956) двумя спаренными установками АК-130, оснащенными многоканальными системами управления «Лев-218» (МР-184). Наведение стволов осуществляется на основании информации, поступившей от РЛС, дальномера (лазерного) и телевизионных устройств, и обработанной цифровым вычислителем параметров стрельбы. Подача боеприпасов механизирована, скорострельность достигает 90 выстр./мин, дальность превышает 24 км. По артиллерийской мощи эсминец проекта 956 превосходит линейные корабли времен Первой мировой войны, не имевшие других вооружений, кроме пушечного. Вес доставляемых к цели снарядов (за одну минуту) превышает шесть тонн.

Зенитные артиллерийские средства обеспечивают защиту от сложных целей (в том числе и крылатых ракет) и представлены двумя расположенными побортно 30-мм комплексами АК-630М. Эти установки включают шестиствольные системы с водяным охлаждением, управляемые АСУ «Вымпел». Они способны поражать скоростные объекты на расстоянии до 4 км со скорострельностью в 4 тыс. выстрелов в минуту.

эсминец проекта 956 модель фото

Ракеты

Ракетное вооружение эскадренного миноносца «Сарыч» предназначено для борьбы с воздушными и морскими целями. Комплекс «Ураган» (в более поздних модификациях «Ураган-Торнадо») оснащен однобалочными пусковыми установками, стреляющими ЗУРами. В боекомплекте каждой из двух ПУ – 48 реактивных управляемых снарядов. «Ураган» – оружие универсальное, оно вполне пригодно для поражения надводных кораблей небольшого тоннажа (например, ракетных или торпедных катеров). Количество сопровождаемых и уничтожаемых целей – до шести (при запуске каждые 12 секунд).

 эсминец проекта 956 чертежи

Специализированную противокорабельную оборону эсминец проекта 956 осуществляет комплексом «Москит» («Москит-М»), оснащенным ракетами ЗМ-82. Установок две, они защищены бронированием, каждая содержит по четыре снаряда. Боевой радиус комплекса составляет 120 км (170 у «Москита-М»). Ракеты сверхзвуковые (M=3), масса ВВ в боевом зарядном отделении – три центнера. Все восемь ЗМ-82 могут быть выпущены в течение полуминутного залпа по команде корабельной системы управления.

Условия службы

«Сарыч» выгодно отличался от многих кораблей ВМФ улучшенными условиями обитаемости. Эсминец оснащен единой установкой микроклимата, обеспечивающей комфортную атмосферу при наружной температуре, колеблющейся от −25 °С до +34 °С. Для отдыха рядового состава служат 16 кубриков вместимостью от 10 до 25 человек, при этом на каждого матроса приходится площадь свыше 3 м². Мичманские (четырехместные) и офицерские (одно- и двухместные) каюты имеют площадь 10 кв. м. Две просторные кают-компании и три столовые служат для приема пищи. На борту имеется все необходимое для жизни вдали от родного берега: кинозал, кабельное телевидение, библиотека, внутренняя радиосистема, комфортабельные душевые, сауна. В жаркую погоду по приказу командира корабля может быть собран бассейн.

 эсминец проекта 956 адмирал ушаков

Внутри медицинского блока есть амбулатория, двухместный изолятор, лазарет и операционная.

Условия обитаемости и комфорта на эсминцах проекта 956 не уступают иностранным стандартам, что повлияло на экспортный потенциал этих кораблей.

Тяжелые времена

Проект создавался исключительно для внутреннего использования, и до распада СССР о продаже кораблей этого типа даже речи не было. Четырнадцать эсминцев вошли в состав ВМФ СССР в период 1976-1881 годов, каждый из них строился в среднем четыре года. Корабли поступали на Северный (шесть) и Тихоокеанский (восемь) флоты, принимали участие в масштабных военно-морских учениях, совершали дальние походы и дружественные визиты в иностранные порты.

В последние советские годы и сразу после распада СССР ситуация изменилась. Резко снизилось государственное финансирование. Содержание военного корабля обходится недешево. За десятилетие дюжину их списали, в строю осталось пять эскадренных миноносцев этого типа, остальные разобрали или законсервировали. Еще через десять лет (в 2011 году) боевую службу нес на Северном флоте уже единственный эсминец проекта 956 «Адмирал Ушаков». «Настойчивый» был флагманом Балтфлота, а «Быстрый» находился в Тихом океане. Осталось всего три действующих корабля из семнадцати построенных.

эсминец проекта 956эм

К этому времени большинство систем вооружений класса «Сарыч» устарели. Планировавшаяся модернизация эсминцев проекта 956 предполагала переоснащение крылатыми ракетами и новыми системами ПВО и ПРО. Требовалась замена противолодочной и противоторпедной обороны. При этом ходовые характеристики эсминцев оставались очень неплохими. Дальность автономного плавания в 4,5 тыс. миль, высокая скорость и мощная бортовая артиллерия побуждали командование флота воздерживаться от полного вывода кораблей из боевого состава.

Модернизация и экспортные поставки

Два недостроенных корабля, получившие при закладке названия «Важный» и «Вдумчивый», а затем переименованные в «Екатеринбург» и «Александр Невский», на рубеже тысячелетний были завершены и проданы в КНР. Проект в экспортном исполнении подвергся изменениям и получил код 956 Э. Названия китайских кораблей - «Ханьчжоу» и «Фучжоу», они с 2000 года по настоящее время несут службу в составе Восточного флота ВМС Народно-освободительной армии Китая. Модернизация эсминцев проекта 956 серии «Э» (экспортных) касалась только энергоустановки и некоторых систем вооружений.

Более серьезным изменениям подверглись следующие две единицы, предназначенные для китайского флота. Эсминец проекта 956ЭМ отличается от модификации «Э» размерами, противокорабельными ракетами повышенной дальности «Москит-МЭ» (они достают цели в радиусе 200 км) и новыми зенитными ракетно-артиллерийскими модулями «Каштан». Кормовая артустановка заменена вертолетным ангаром. По этому проекту в 2005 и 2006 годах построены два эсминца («Тайчжоу» и «Нинбо»).

эсминец проекта 956 фото

Если продажа КНР первых двух кораблей объяснялась преимущественно сложной финансовой обстановкой начального постсоветского периода, то контракт на поставку следующей пары можно назвать успешной внешнеторговой операцией. В середине первого десятилетия нового века уже обозначилась линия на системную модернизацию российских вооруженных сил, в том числе и флота. На тот момент проектировались корабли более совершенные, чем эсминец проекта 956, фото которого уже вызывало ассоциации с минувшей эпохой. Массивные надстройки и многочисленные антенны соответствовали облику флотов прошлого века. Впрочем, и Китай не прогадал, купив мощные и надежные боевые единицы, усилившие его ВМС.

fb.ru

Модернизация эсминцев проекта 956. 2014 год

По-видимому политическое решение модернизировать эсминцы проекта 956 принято, и я не смог остаться в стороне

Текст и чертежи модернизации эсминцев проекта 956 - далее.

 

Министр обороны Российской Федерации пристально смотрел на Главкома ВМФ. За окном шел снег и .. двое солдат срочной службы. Рапорт «О результатах выполнения гособоронзаказа за 2013 год по направлению Военно-Морской флот» уныло лежал на приставном полированном столике между ними.Да.. – проговорил министр. – Вероятно бывает хуже, но я о таком не слышал. Подведу итог прочитанному: Французы затягивают сдачу «Мистралей», ОСК нарушила сроки по всем без исключения заказам. Оба корвета (и Совершенный, и Стойкий) перенесены с 2013 на 2014 год, при том, что заложены в 2006. Фрегаты 11356 тоже отстают - «Адмирал Григорович» перенесли на 2014, а остальные из первой тройки – с 2014 на 2015. Но вряд ли выдержат и это. По оценкам Главкомата скорее всего первая тройка войдет в строй в 2016 году.. Когда войдет в строй первый фрегат проекта 22350, не говоря о последующих - так и вовсе не ясно. Но понятно что даже не в 2014 и не в 2015. По новым вооружениям – того хлеще. Универсальные артиллерийские установки (как А-190 и А-192) очередями не стреляют. Противовоздушная оборона отсутствует - морского ЗРК дальнего действия нет и в проекте, от морского ЗРК среднего радиуса действия есть только наименование ЗРК «Редут», но комплекс пока так и ни разу не попал ни в одну цель, а комплекса ПВО ближнего действия (ни на основе Панциря, ни какого-либо другого) нет и в обозримом будущем не будет. Из работоспособного - только Гибка (турель с ПЗРК) и старый добрый АК-630.  Торпед, сравнимых по характеристикам с мировыми аналогами нет. РЭБ нет. Неатомных современных подлодок нет. Воздухонезависимой двигательной установки нет, срок, когда она будет представлена на госиспытания - не понятен. Атомные подлодки есть, но им нечем стрелять (кроме Калибра). Булава 50% пусков 2013 года провалила. И даже банальный ремонт редко обходится без пожара. Я прав?- в целом - да. подтвердил Главком.- Сколько будете ремонтировать Петра Великого?- Лет пять. Если сроки не сорвут- А если как всегда?- То десять. И по Кузнецову – также.

- ну а как ты будешь выполнять приказ Верховного Главнокомандующего о усилении присутствия в Средиземном Море. Арктике и Тихом Океане?

- прикажут - сделаем. Пошлю тральщики и МПК.

- ты еще буксиры пошли- возмутился министр

- а что делать? - спросил Главком

Наконец, решившись, министр достал из верхнего ящика стола письмо на причудливом бланке с иероглифами и протянул Главкому ВМФ.

Южнокорейский судостроительный концерн Hanjin Heavy Industries & Constructions Co. предлагал провести модернизацию эсминцев проекта 956 за.. 14 календарных дней до варианта эсминца- вертолетоносца, близкого к японскому DDH-143 Shirane 

- П**ж или провокация – сразу отреагировал Главком- не в казарме – насупился не одобряющий ненормативную лексику министр – ты дальше читай!Далее по тексту письма корейцы сообщали, что готовы за 3 месяца с момента получения аванса изготовить и собрать новые кормовые секции эсминца, включая двигательную установку и винты, предусмотрев также фундаменты и кабельные трассы для последующего монтажа средств ПВО на российских мощностях. Сетевой график предусматривал разгрузку боекомплекта в пункте базирования силами ТОФ, затем переход эсминца в Пусан, а после постановки в док - демонтаж существующей кормовой части и пристыковку готовой кормовой части. Срок этого этапа составлял 14 дней, включая швартовые испытания, но без учета ходовых испытаний. В результате Россия получала ударный эсминец-вертолетоносец на ходу, правда без ПВО самообороны. При необходимости корейцы были готовы оставить кормовую часть у себя для резки на металл. или герметизировать и отбуксировать во Владивосток.

- а что, мысль. ЗРК Ураган и ПКР Москит можно модернизировать, а в носовой артустановке и трогать ничего не надо, кроме РЛС СУО - все равно лучше не сделают, а то и сломают. Только противоторпедную защиту поставим, скажем тот же Пакет-НК - и в путь. Уж это-то за годик осилим - несмело улыбнулся Главком.- годик я тебе не дам. Если в конце 2014 года не введешь в строй хотя бы два корабля – сниму с должности – неожиданно жестко, с нажимом завершил разговор министр.

В Главкомате ВМФ предложение корейцев детально рассмотрели и, с сожалением, отвергли. Во-первых, тут требовалась еще новая гидроакустика, как буксируемая, так и активная, а с ее  производством пока не все было ясно. Кроме конечно того, что успеть за 2014 год  и спроектировать, и произвести, и отладить гидроакустику никак не выходило. Да и вообще, противолодочных возможностей у ВМФ РФ пока было достаточно, в отличие от авианесущих. Да и честно говоря, не хотелось признаваться, но офицерам было не понятно - куда делись дымоходы

Но идея о превращении эсминца в  эсминец-вертолетоносец  показалась Главкомату ВМФ не лишенной определенного смысла.Во-первых, его можно использовать в учебных целях: ВМФ уже получил часть авиагруппы на Мистраль, вертолеты стоят в ангарах, а у вертолетчиков опыта полетов над морем недостаточно.Во-вторых, эсминец-вертолетоносец  вполне годится на роль огневой поддержки десанта:  тройка вертолетов Ка-52К гораздо лучше усилит высадившуюся морскую пехоту, чем малый артиллерийский корабль с пушкой калибра 100 мм, или даже с реактивной системой залпового огня. Для собственно же транспортировки морпехов у флота уже имеется вполне достаточное число специализированных десантных кораблей, и при десантировании эсминец-вертолетоносец будет удачно действовать с ними совместно.В-третьих, эсминец-вертолетоносец с ударным ракетным комплексом будет вполне на своем месте при политической необходимости обеспечить присутствие российского флота у берегов Сирии или в районе Курильских островов.В ходе дискуссии сформировалось и название получающегося класса кораблей - ударный вертолетоносец.

Тендер на эскизное проектирование ударного вертолетоносца провели за три недели, и выиграло его почему-то КБ МГТУ им Баумана, которое через неделю после подписания договора представило Заказчику готовый эскиз. Столь рекордный срок был вызван тем, что фактически  бауманцы чертили проект с момента объявления конкурса, а после подписания договора только внесли в чертеж несколько штрихов. Корабль получил  две артустановки АК-630М-2 «Дуэт» и 8 барабанных пусковых установок ЗРК Кинжал, а также комплекс ПЛО/ПТЗ Пакет-НК

 

 

Преимуществом проекта автор считал его дешевизну  и скорость реализации (все вооружение находилось на хранении в арсеналах, куда его переправили в момент разоружения кораблей флота в 90х годах). При этом производители вооружения с удовольствием взялись модернизировать и ЗРК «Ураган», и ПКР «Москит» и ЗРК «Кинжал», обещая за относительно скромные деньги новую электронику с повышенной надежностью и более низким энергопотреблением и новые ракеты с помехоустойчивыми ГСН и увеличенной дальностью.

Как и японский эсминец-вертолетоносец DDH-143 Shirane, проект 956B предполагал постоянную авиагруппу из 3 вертолетов (например Ка-52К или Ка-29), или мог нести взамен них 3..4 контейнера с пусковыми установками универсальных ракет семейства Калибр(для их перемещения использовались рельсовые пути).

«Альтаир» умолял разрешить им замену «Урагана» на Штиль-1 с ВПУ, и «Москита» до уровня «Москит-МВЕ». Дальше всех пошел «Купол», и пообещал не только доработать ЗРК «Кинжал» под уровень Тор-М2, но и поменять устаревшие подпалубные барабаны на современную вертикальную пусковую установку, хотя, конечно, не в 2014 году.

 

К сожалению, жесткий срок возможности провести серьезную модернизацию не давал - ограничились новыми ракетами и новыми СУО для всех трех систем, но одновременно оплатили «Куполу» разработку вертикальной пусковой установки. В конце концов, именно семейство Тор-2 заслужило уважительные отзывы сухопутных ракетчиков, и к 2015 году флот вполне мог надеяться на новый ЗРК на его базе.

В марте 2014 года по утвержденному эскизному проекту (он получил название 956В) Главкомат ВМВ провел тендер на рабочее проектирование и модернизацию двух головных кораблей. Тендер в апреле выиграло известное судостроительное предприятие.  К концу апреля туда на буксирах пришли «Боевой» и «Бурный». Первого июня (через месяц после подписания договора) предприятие неожиданно посетил офицер генеральной инспекции при Главкоме ВМФ, и рапортовал, что аванс предприятие получило, к работам ни по рабочему проектированию, ни по  реконструкции фактически не приступило. Ограничились только пескоструйной обработкой небольшого фрагмента корпуса.

Разразился скандал,  в результате  Главком ВМФ провел повторный тендер, но уже не среди кораблестроителей, а среди обычных строительных компаний, который выиграло московское ООО, широко известное в узких строительных кругах.

В июле москвичи оперативно привезли на судостроительное предприятие (док которого им передали в оперативное управление приказом сверху) интернациональную команду строителей (македонский прораб управлял белорусскими стропальщиками, украинскими сварщиками,  таджикскими слесарями и молдавскими малярами). Главный (имеющий модную в московских кругах, но непонятную должность руководитель проекта) быстро договорился с крановщиками местного судоремонтного завода о подработке за нехилую прибавку к заплате, с проходной и Первым отделом - о пропуске людей в ночное время и расписал график поступления баллонов с кислородом и пропаном. Никаких супер-навороченных заплечных сварочных агрегатов у "москвичей" не было, а были обычные газорезки. Но их было много, и рабочие трудились по 12 часов в день без выходных. К истечению третьей недели демонтажные работы на корабле были завершены. С эсминца срезали все что надо, и кое-какие лишние переборки. Впрочем, выяснив от представителя заказчика в чем ошибка - оперативно приварили обратно.Наблюдающий от ВМФ, осмотрев качество сварки, задумался на тему «а не предложить ли москвичам, кроме демонтажа, еще и реконструкцию, но тут вступил в игру новый фактор.

В июле главный инженер судостроительного завода был твердо уверен, что москвичи облажаются, и флот приползет к нему на коленях. А вот в начале августа ему стало.. по мужски обидно. Как же так – неграмотные узбеки могут делать так быстро, а ему слабо? Главный инженер пошел на принцип, и добился своего – к сентябрю заменили движительные установки (их начали изготавливать еще в январе 2014 по отдельному договору), к октябрю закончили дымоходы и вертолетные ангары, смонтировали Пакет-НК и спустили корабли в воду.

 Наконец, в ноябре 2014 был завершен монтаж ЗРК «Кинжал» и 30-мм артавтоматов.В последний день, когда ледовая обстановка еще позволяла провести ходовые испытания, их успешно провели, и с неполностью отлаженными системами «условно» «Боевой» и «Бурный» приняли в строй.

В действительности, зимой 2014/2015 года на формально вошедших в строй кораблях продолжалась пусконаладка, но весной 2015 года оба ударных вертолетоносца вышли в море и приступили к задачам К-1 и К-2.

В течении 2015 года по опробованной технологии были модернизированы «Быстрый» и «Расторопный».

К началу 2016 года  настало счастье – ракетчики доработали вертикальную пусковую установку ЗРК «Кинжал» и убедили флот на замену ЗРК «Ураган» на Штиль-1. Чести стать первыми ударными вертолетоносцами с вертикальными пусковыми установками обоих ЗРК удостоились «Безбоязненный» и «Гремящий».

В 2017 году, кроме всего прочего, на оставшейся тройке эсминцев поменяли Москит на универсальные наклонные пусковые установки ракетного комплекса «Калибр». Так повторно были введены в строй «Беспокойный», «Настойчивый» и «Адмирал Ушаков», поменявший свое имя на «Бесстрашный».

Приложение:

DDH-143 Shirane

 

Эсминец проекта 956:

 

Фрегат проекта 11356:

alternathistory.com

Проект 956 «Сарыч» - история создания и характеристики кораблей

«Сарыч»

Основные параметры

Водоизмещение, т 6500 — 8000
Длина, м 145
Двигатели Два котлотурбинных мощностью 100 000 л. с. суммарно
Скорость, узлы Максимальная 33.4
Вооружение 130-мм пушки, ракеты, торпеды
Экипаж, чел 296 (из них 31 офицер)

Корабли проекта 956 навечно остались лучшими эсминцами, созданными в СССР. Они разрабатывались и строились на пике экономической мощи страны и воплотили в себе самые передовые технические решения того времени. Эсминцы заняли на флоте место многоцелевых кораблей, способных самостоятельно решать задачи в любой точке мира.

История развития проекта «Сарыч»

1969 год Начата разработка перспективного корабля поддержки морских десантов
Середина 1975 года Заложен первый корпус
1978 год Спускают на воду головной эсминец серии «Современный»
1982 год Модернизация проекта: устанавливаются новые котлотурбинные установки
2006 год Спуск на воду последнего «Сарыча»
Артиллерийский легкий крейсер «Куйбышев». Предшественник «Сарычей» не имел ракетного оружия и не мог быть модернизирован.

К концу 60-х основная боевая сила ВМФ Советского Союза — артиллерийские крейсера, полностью исчерпали свой ресурс. Их пушки были бессильны против ракетных комплексов американского флота, что нарушало баланс сил.

Для их замены было решено разрабатывать эсминцы для дальней морской зоны, установив на них новейшие советские противокорабельные ракеты. Проект получил код 956 «Сарыч». Новый корабль должен был решать сразу множество задач:

  • прикрытие ракетных подводных лодок;
  • противодействие подлодкам противника;
  • проекция силы на удалённые прибрежные территории;
  • противодействие УДК, фрегатам, корветам, сторожевикам противника;
  • борьба против коммуникаций противника.

Работники ленинградского конструкторского бюро смогли придать боевому кораблю внешний вид настоящего хищника. Стремительный силуэт заставляет вспомнить приземистые корпуса миноносного флота, воевавшего на русско-японской войне.

«Безбоязненный» производит пуск ПКР «Москит»

Агрессивная внешность подкреплялась впечатляющим вооружением. По бортам разместились 2 счетверенных ПУ ПКР «Москит» и два спаренных 130-мм орудия, готовых обрушить на противника до 180 снарядов за минуту.

Артиллерия корабля ос

soldats.club

Design 956 (Э, ЭМ) — FleetPhoto

Подразделы
Фотографии неопознанных судов проекта 956 (Э, ЭМ)
Таблица судов проекта 956 (Э, ЭМ)
DesignYard.NrBuiltWdwn.NameДатаPortOwner
-86430.09.198416.08.1996Осмотрительный

26.07.1992

ВМФ РоссииRussian NAVY Red Banner Pacific fleet
ВМФ СССРКраснознамённый Тихоокеанский флот ВМФ СССР / Тихоокеанский флот ВМФ СССР / Морские силы Дальнего Востока / Морские силы Дальневосточной республики / Красная Сибирская флотилия
-86330.09.198330.09.1998Отличный

26.07.1992

ВМФ РоссииRussian NAVY RF Red Banner Northern Fleet
ВМФ СССРКраснознамённый Северный флот ВМФ СССР / Северный флот ВМФ СССР / Морские силы Северного моря / Беломорская флотилия / Красная флотилия Северного Ледовитого океана
956, шифр «Сарыч»87528.12.1991Беспокойный

2018

КронштадтMonuments

1993

ВМФ РоссииRussian NAVY - Twice Red Banner Baltic fleet

26.07.1992

ВМФ СССРДважды Краснознамённый Балтийский флот ВМФ СССР / Краснознамённый Балтийский флот ВМФ СССР / Морские силы Балтийского моря / Красный Балтийский флот
956, шифр «Сарыч»87425.06.199112.2012Гремящий

09.12.2007

ВМФ РоссииRussian NAVY RF Red Banner Northern Fleet
Безудержный

26.07.1992

ВМФ СССРКраснознамённый Северный флот ВМФ СССР / Северный флот ВМФ СССР / Морские силы Северного моря / Беломорская флотилия / Красная флотилия Северного Ледовитого океана
956, шифр «Сарыч»87730.12.1993Адмирал Ушаков

29.06.2004

ВМФ РоссииRussian NAVY RF Red Banner Northern Fleet
Бесстрашный

1996

1995

26.07.1992

ВМФ СССРКраснознамённый Северный флот ВМФ СССР / Северный флот ВМФ СССР / Морские силы Северного моря / Беломорская флотилия / Красная флотилия Северного Ледовитого океана
ВМФ РоссииRussian NAVY RF Red Banner Northern Fleet
956, шифр «Сарыч»86125.12.198030.09.1998Современный

ок. 07.1998

ВМФ РоссииRussian NAVY RF Red Banner Northern Fleet

1998

26.07.1992

1990

ВМФ СССРКраснознамённый Северный флот ВМФ СССР / Северный флот ВМФ СССР / Морские силы Северного моря / Беломорская флотилия / Красная флотилия Северного Ледовитого океана

1988

1984

ок. 08.1982

ок. 04.1982

1982

1981

956, шифр «Сарыч»87630.12.1992Настойчивый

1996

ВМФ РоссииRussian NAVY - Twice Red Banner Baltic fleet

1994

1993

26.07.1992

15.02.1992

ВМФ СССРДважды Краснознамённый Балтийский флот ВМФ СССР / Краснознамённый Балтийский флот ВМФ СССР / Морские силы Балтийского моря / Красный Балтийский флот
Московский комсомолец
956, шифр «Сарыч»86930.09.1988Бурный

1994

ВМФ РоссииRussian NAVY Red Banner Pacific fleet

26.07.1992

1990

ВМФ СССРКраснознамённый Тихоокеанский флот ВМФ СССР / Тихоокеанский флот ВМФ СССР / Морские силы Дальнего Востока / Морские силы Дальневосточной республики / Красная Сибирская флотилия

1989

956, шифр «Сарыч»87328.12.1990Безбоязненный

1993

ВМФ РоссииRussian NAVY Red Banner Pacific fleet

26.07.1992

ВМФ СССРКраснознамённый Тихоокеанский флот ВМФ СССР / Тихоокеанский флот ВМФ СССР / Морские силы Дальнего Востока / Морские силы Дальневосточной республики / Красная Сибирская флотилия
956, шифр «Сарыч»86628.09.1986Боевой

1993

ВМФ РоссииRussian NAVY Red Banner Pacific fleet

26.07.1992

1990

ВМФ СССРКраснознамённый Тихоокеанский флот ВМФ СССР / Тихоокеанский флот ВМФ СССР / Морские силы Дальнего Востока / Морские силы Дальневосточной республики / Красная Сибирская флотилия

1989

20.12.1987

956, шифр «Сарыч»87230.12.198908.08.2012Расторопный

1993

ВМФ РоссииRussian NAVY RF Red Banner Northern Fleet

26.07.1992

05.1990

ВМФ СССРКраснознамённый Северный флот ВМФ СССР / Северный флот ВМФ СССР / Морские силы Северного моря / Беломорская флотилия / Красная флотилия Северного Ледовитого океана

02.1990

01.1990

956, шифр «Сарыч»87130.09.1989Быстрый

1993

ВМФ РоссииRussian NAVY Red Banner Pacific fleet

26.07.1992

1990

ВМФ СССРКраснознамённый Тихоокеанский флот ВМФ СССР / Тихоокеанский флот ВМФ СССР / Морские силы Дальнего Востока / Морские силы Дальневосточной республики / Красная Сибирская флотилия
956, шифр «Сарыч»86506.11.198520.07.2001Безупречный

26.07.1992

ВМФ РоссииRussian NAVY RF Red Banner Northern Fleet
ВМФ СССРКраснознамённый Северный флот ВМФ СССР / Северный флот ВМФ СССР / Морские силы Северного моря / Беломорская флотилия / Красная флотилия Северного Ледовитого океана
956, шифр «Сарыч»87030.12.198818.12.2006Гремящий

26.07.1992

ВМФ РоссииRussian NAVY RF Red Banner Northern Fleet

18.08.1988

ВМФ СССРКраснознамённый Северный флот ВМФ СССР / Северный флот ВМФ СССР / Морские силы Северного моря / Беломорская флотилия / Красная флотилия Северного Ледовитого океана
Ведущий
956, шифр «Сарыч»86230.10.198230.09.1998Отчаянный

26.07.1992

ВМФ РоссииRussian NAVY RF Red Banner Northern Fleet
ВМФ СССРКраснознамённый Северный флот ВМФ СССР / Северный флот ВМФ СССР / Морские силы Северного моря / Беломорская флотилия / Красная флотилия Северного Ледовитого океана
956, шифр «Сарыч»86830.12.198730.09.1998Окрыленный

26.07.1992

ВМФ РоссииRussian NAVY RF Red Banner Northern Fleet
ВМФ СССРКраснознамённый Северный флот ВМФ СССР / Северный флот ВМФ СССР / Морские силы Северного моря / Беломорская флотилия / Красная флотилия Северного Ледовитого океана
956, шифр «Сарыч»86731.12.19861998Стойкий

1990

ВМФ СССРКраснознамённый Тихоокеанский флот ВМФ СССР / Тихоокеанский флот ВМФ СССР / Морские силы Дальнего Востока / Морские силы Дальневосточной республики / Красная Сибирская флотилия

1989

1987

fleetphoto.ru

Проект 956 (Сарыч) - это... Что такое Проект 956 (Сарыч)?

 Проект 956 (Сарыч) ЭМ проекта 956 «Сарыч» Основная информация Параметры Технические данные Вооружение
Эсминец «Безупречный»
Тип эскадренный миноносец
Государство флага  СССР Россия
Верфь Завод № 190 им. А. А. Жданова
Строительство начато 1976—1992
Водоизмещение 6500 т (стандартное),7904 т (полное)
Длина 145,0 м (по КВЛ)156,5 м (наибольшая)
Ширина 16,8 м (по КВЛ)17,2 м (наибольшая)
Осадка 5,96 м,8,2 м (габаритная)
Силовая установка 2 котлотурбинных агрегата ГТЗА-674,
Мощность 100 000 л. с.
Винты 2 пятилопастных винта
Скорость 18,4 узла экономическая32,7 узла (полная)33,4 узла максимальная
Дальность плавания 1345 миль на 33 узлах3 920 миль (на 18 узлах)4500 миль (с топливом в перегруз)
Автономность плавания 30 суток
Экипаж 296 человек (в том числе 25 офицеров) в мирное время344—358 человек (в том числе 31 офицер) в военное время
Тактическое ударное вооружение нет
Артиллерийское вооружение 2х2 АУ АК-130/54 (боекомплект — 2000 вытсрелов)
Зенитная артиллерия 4х6 30-мм ЗАУ АК-630 (боекомплект — 12000 выстрелов)
Противокорабельное вооружение 2х4 ПУ ПКР П-270 «Москит»
Противолодочное вооружение 2х6 РБУ-1000
Зенитное ракетное вооружение 2х1 ЗРК «Штиль» (48 ракет)
Торпедно-минное вооружение 2х2 ТА калибра 533 мм (4 торпеды СЭТ-65
Авиационная группа 1 вертолёт Ка-27

Эскадренные миноносцы проекта 956 «Сарыч» — серия из семнадцати советских/российских эсминцев, построенных с 1976 по 1992 год. Корабли этого проекта являются одними из самых мощных в своем классе. Первый корабль этого проекта, спущенный на воду в 1978 году носил имя «Современный».

Основной целью этих кораблей является уничтожение надводных целей. Для этого предназначены 8 ПКР П-270 «Москит» (в двух счетверенных ПУ, установленных побортно). Для борьбы с подводными лодками два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата, а также две реактивные бомбометные установки РБУ-1000. Вертолетная площадка принимает один вертолет Ка-27.

Для противовоздушной обороны имеется ЗРК «Штиль», а также 4 артиллерийских автомата АК-630.

Основным боевым соперником в водах Мирового океана для эсминцев проекта 956 являются спроектированые в 1980—1985 годах эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк». Однако, по своим боевым качествам, эти два типа эсминцев несопоставимы: эсминцы 956-го проекта существенно уступают американским кораблям типа «Арли Бёрк» по целому ряду показателей. К моменту ввода в состав ВМС США первого эсминца типа «Арли Бёрк» эскадренные миноносцы проекта 956 являлись морально и технически устаревшими кораблями (разработка их началась в 1971 году, через 5 лет после начала разработки эсминцев типа «Спрюэнс», а первый корабль вступил в состав ВМФ СССР в 1981 году), [1] с отсутствующей конструктивной защитой,[1] отсутствующей многофункциональной БИУС, 1 РЛС обнаружения для воздушных целей[2], слабыми возможностями гидроакустической станции по поиску ПЛ, котлотурбинной ГЭУ[2] и относительно слабой ПВО. У эсминцев типа «Сарыч» имеются также 2 недостатка, свойственных и эсминцам «Арли Бёрк» первой серии: отсутствие вертолётного ангара и недостаточная дальность плавания на оперативной скорости, причём по последнему показателю американские эсминцы имеют неоспоримое преимущество: 4400 миль на 20 узлах против 3940 миль на 18 узлах для советских эсминцев 956-го проекта.[1] Единственным преимуществом корабля в сравнении с эсминцами типа «Арли Бёрк» является более мощное, чем у американских эсминцев, противокорабельное и артиллерийское вооружение.

Характеристики

Водоизмещение: 7904 т. (полное)

Размерения: Длина корабля — 156,5 м. (максимальная), ширина — 17,2 м.

Скорость хода: — 32 узла

Вооружение: 2х4 ПУ ПКР П-270 «Москит», 2 ПУ ЗРК «Ураган» (боезапас 48 ракет), 2 РБУ-1000, 2х2 130-мм артустановки АК-130, 4х6 артиллерийских автомата АК-630, 2х2 533-мм ТА, 1 вертолет Ка-27

Представители

Название Прежнее название Заводской номер Заложен Спущен на воду Введён в строй Статус
«Современный» 861 1976 1978 1980 Списан в 1998 году
«Отчаянный» 862 1977 1980 1982 Списан в 2003 году
«Отличный» 863 1978 1981 1983 Списан в 1998 году
«Осмотрительный» 864 1978 1982 1984 Списан в 1997 году
«Безупречный» 865 1980 1983 1985 Списан в 2002 году
«Боевой» 866 1982 1984 1986 В консервации
«Стойкий» 867 1982 1984 1986 Списан в 2001 году
«Окрылённый» 868 1983 1986 1987 Списан в 1998 году
«Бурный» 869 1984 1987 1988 В составе КТОФ. Ремонт с 2005 года
«Гремящий» «Ведущий» 870 1984 1987 1988 Списан в 2007 году
«Быстрый» 871 1985 1987 1989 В составе КТОФ
«Расторопный» 872 1986 1988 1989 В составе КСФ. С 2000 года в отстое
«Безбоязненный» 873 1987 1989 1990 В составе КТОФ. Ремонт с 1999 года
«Безудержный» 874 1987 1990 1991 В составе КСФ. В резерве
«Беспокойный» 875 1988 1990 1991 В составе ДКБФ. В резерве
«Настойчивый» «Московский комсомолец» 876 1989 1991 1992 В составе ДКБФ.
«Адмирал Ушаков» «Бесстрашный» 877 1988 1991 1993 В составе КСФ
«Внушительный» 2211 1983 1987 - служил плавучим складом, разделан на металл
«Ханчжоу» (杭州) «Важный», «Екатеринбург» 878 1988 1991 1999 в составе Восточного флота ВМС Китая
«Фучжоу» (福州) «Вдумчивый», «Александр Невский» 879 1988 1992 2000 в составе Восточного флота ВМС Китая
корпус № 20 880 1992 постройка остановлена при готовности 20 %
«Тайчжоу» (泰州) «Внушительный» 138 15.11.2003 23.07.2004 28.12.2005 в составе ВМС Китая
«Нинбо» (宁波) «Вечный» 139 07.2006 27.04.2005 на строящемся корабле на второй палубе возник пожар, выгорели помещения общей площадью 600 м². В настоящий момент — в составе ВМС Китая.

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 Павлов А. С. Эсминцы 1 ранга. — Якутск: Сахаполиграфиздат, 2000. — С. 3, 14. — 42 с.
  2. ↑ 1 2 Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник в 4 томах. — СПб.: Галея Принт, 2003. — Т. II, часть I. Авианесущие корабли. Ракетно-артиллерийские корабли.. — С. 83. — 124 с. — ISBN 5-8172-0080-5

Литература

  • Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник в 4 томах. — СПб.: Галея Принт, 2003. — Т. II, часть I. Авианесущие корабли. Ракетно-артиллерийские корабли.. — 124 с. — ISBN 5-8172-0080-5
  • Павлов А. С. Эсминцы 1 ранга. — Якутск: Сахаполиграфиздат, 2000. — 42 с. — ISBN не указан

См. также

Ссылки

Эскадренные миноносцы проекта 956 Проект 956 Проект 956Э и ЭМ

«Современный» • «Отчаянный» • «Отличный» • «Осмотрительный» • «Безупречный» • «Боевой» • «Стойкий» • «Грозный» • «Бурный» • «Гремящий» • «Быстрый» • «Расторопный» • «Безбоязненный» • «Безудержный» («Гремящий») • «Беспокойный» • «Настойчивый» • «Бесстрашный» («Адмирал Ушаков») • «Внушительный»

«Важный» • «Вдумчивый» • «Буйный» • «Вечный» • «Бесстрашный»

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Советская Белоруссия (газета)
  • Норденфельт, Торстен

Смотреть что такое "Проект 956 (Сарыч)" в других словарях:

dic.academic.ru

Эскадренные миноносцы проекта 956 — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

<tr><th colspan="2">ЭМ проекта 956 «Сарыч»</th></tr><tr><th colspan="2"></th></tr><tr><th colspan="2"></th></tr> <tr><th colspan="2">Проект</th></tr><tr><th>Страна</th><td> </td></tr><tr><th>Изготовители</th><td> </td></tr><tr><th>В строю</th><td> 6 в составе ВМФ России:

 • 3 — в строю  • 1 — на ремонте • 2 — в резерве4 в составе ВМС Китая </td></tr> <tr><th colspan="2">Основные характеристики</th></tr><tr><th>Водоизмещение</th><td> Корпуса № 1—11: 6500 т (стандартное), 7904 т (полное) Корпуса № 12—19: 6600 т (стандартное), около 8000 т (полное) </td></tr><tr><th>Длина</th><td> 145,0 м (по КВЛ) 156,5 м (наибольшая) </td></tr><tr><th>Ширина</th><td> 16,8 м (по КВЛ) 17,2 м (наибольшая) </td></tr><tr><th>Осадка</th><td> 5,96 м, 8,2 м (габаритная) </td></tr><tr><th>Двигатели</th><td> 2 котлотурбинных агрегата ГТЗА-674, </td></tr><tr><th>Мощность</th><td> 100 000 л. с. </td></tr><tr><th>Движитель</th><td> 2 пятилопастных винта </td></tr><tr><th>Скорость хода</th><td> 18,4 узла экономическая32 узла (полная) 33,4 узла максимальная </td></tr><tr><th>Дальность плавания</th><td> 1345 миль на 33 узлах3 920 миль (на 18 узлах) 4500 миль (с топливом в перегруз) </td></tr><tr><th>Автономность плавания</th><td> 30 суток </td></tr><tr><th>Экипаж</th><td> 296 человек (в том числе 25 офицеров) в мирное время344—358 человек (в том числе 31 офицер) в военное время </td></tr> <tr><th colspan="2">Вооружение</th></tr><tr><th>Радиоэлектронное вооружение</th><td> РЛС общего обнаружения «Фрегат» различных модификаций ГАС «Платина-С» 2x2 140-мм ПУ систем постановки пассивных помех (СППП) ПК-2М, 4 (8) десятиствольных 122-мм ПУ СППП ПК-10 (с 9-го корпуса) </td></tr><tr><th>Артиллерия</th><td> 2 × 2 АУ АК-130/54 (боекомплект — 2000 выстрелов) </td></tr><tr><th>Зенитная артиллерия</th><td> 4×6-30мм ЗАУ АК-630 (боекомплект — 12000 выстрелов) </td></tr><tr><th>Ракетное вооружение</th><td> 2 × 4 ПУ ПКР П-270 «Москит»2 × 1 ЗРК «Ураган» (48 ракет) </td></tr><tr><th>Противолодочное вооружение</th><td> 2 × 6 РБУ-1000 </td></tr><tr><th>Минно-торпедное вооружение</th><td> 2×2-533мм ТА (4 торпеды СЭТ-65) </td></tr><tr><th>Авиационная группа</th><td> 1 вертолёт Ка-27 </td></tr>

Эскадренные миноносцы проекта 956 — тип эскадренных миноносцев третьего поколения, последний из разработанных и реализованных в СССР проектов кораблей класса «эскадренный миноносец». Проектный шифр — «Сарыч», кодовое обозначение НАТО — Sovremenny class destroyer.

Эскадренные миноносцы проекта 956 строились на судостроительном заводе № 190 им. А. А. Жданова в период с 1976 по 1992 год включительно для Военно-Морского Флота СССР. Последние корабли серии достраивались уже для Военно-Морского Флота России. После распада СССР закладка новых и достройка нескольких уже заложенных кораблей проекта была прекращена из-за проблем с финансированием. Два корпуса в 1997—2000 годах были достроены по проекту 956-Э (в экспортном исполнении) по заказу Военно-морских сил Народной Освободительной Армии Китайской Народной Республики, ещё два корабля в 2000-х годах были построены на экспорт в КНР по модернизированному проекту 956-ЭМ.

С момента вступления в строй и до окончания холодной войны эскадренные миноносцы проекта 956 интенсивно эксплуатировались на различных морских театрах (от Баренцева моря до Персидского залива), активно участвовали в боевой службе советского Военно-Морского Флота, демонстрировали советское военно-морское присутствие в Мировом океане, в том числе и в зонах вооружённых конфликтов.

Предыстория

После ликвидации в 1950-е годы в Военно-Морском Флоте СССР значительной части крупных надводных кораблей в 1960-е годы в них вновь возникла объективная необходимость: советский ВМФ вышел в Мировой океан, пополнился новыми кораблями, приступил к активному несению боевой службы в океанской зоне. В процессе несения боевой службы перед флотом был поставлен ряд новых задач: боевое охранение советских ракетных подводных лодок стратегического назначения, поиск и слежение за подводными лодками противника в готовности к их уничтожению, разведка авианосных группировок, сил и средств противолодочной войны противника, выявление морских коммуникаций и степень готовности потенциальных театров военных действий, выполнение внешнеполитических акций СССР[1].

Решение большей части этих задач было возможно осуществить с помощью соединений, возглавляемых авианесущими крейсерами со штурмовой и противолодочной авиацией на борту, но масштабное строительство авианесущих кораблей оказалось невозможно осуществить из-за высокой цены их строительства. Проблему отчасти решили созданием больших противолодочных кораблей, однако последние было необходимо прикрывать ракетными или ракетно-артиллерийскими кораблями, которых не хватало. Особенно остро проблема нехватки эскортных кораблей океанской зоны проявила себя в апреле 1970 года в ходе крупномасштабных манёвров «Океан»[1][прим. 1].

Уже к 1970-м годам срок службы находящихся в составе Военно-Морского Флота эскадренных миноносцев со 130-мм артиллерией приблизился к предельному, а в перспективе количество таких кораблей в составе советского флота должно было уменьшиться[2]. Кроме того, старые эсминцы проектов 30-бис и 56 (как и артиллерийские крейсера проектов 68-К и 68-бис) не были вооружены противокорабельными ракетами и начинали устаревать физически[1].

Было всё более очевидным что есть задачи, которые, скажем, никаким количеством кораблей одного класса не решить. Приходилось признать, что переоценка тяжёлых дальнобойных ракет и забвение артиллерии было ошибкой. Стало ясно — нам не хватает многоцелевых надводных ракетно-артиллерийских кораблей класса эскадренный миноносец.Павлов А. С. Эсминцы 1 ранга[1].

История проектирования

Оперативно-тактическое задание

Разработка эскадренных миноносцев проекта 956 была начата на основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 715—250 от 1 сентября 1969 года[3], утвердившего «Программу строительства кораблей и судов в 1971—1980 годах»[2].

В оперативно-тактическом задании эсминец получил название «корабля огневой поддержки десанта», так как планировалось, что корабль будет действовать в основном совместно с десантными отрядами[2]. Согласно ОТЗ корабль предназначался для[4][5]:

  1. подавления наземных малоразмерных целей, а также объектов противодесантной обороны, скоплений живой силы и боевой техники противника;
  2. огневой поддержки противовоздушной и противокатерной обороны десанта в районе высадки и на переходе морем;
  3. уничтожения надводных кораблей и десантно-высадочных средств противника совместно с другими силами флота.

Кроме этого корабли проекта 956 предполагалось использовать совместно с большими противолодочными кораблями проекта 1155: кораблестроители, работавшие над проектом, считали, что при выполнении типовых задач пара «эскадренный миноносец» — «большой противолодочный корабль» будет превосходить по боевой эффективности пару американских эскадренных миноносцев типа «Спрюэнс»[6].

Аванпроект

Аванпроект корабля разрабатывался в Ленинграде в ЦКБ-53 («Северном проектно-конструкторском бюро»). В ходе предэскизного проектирования боевые задачи корабля постоянно расширялись, что потребовало от проектировщиков многовариантной предэскизной работы. Было принято решение рассмотреть различные комбинации средств вооружения в сочетании с различными типами энергетической установки (ЭУ): газотурбинной, дизель-газотурбинной и паротурбинной[4]. Прототипы для вариантов эскадренного миноносца с различными энергетическими установками были выбраны А. К. Шныровым. Вариант с паротурбинной установкой (прототипом был выбран

wiki-org.ru