Актеры «Современника» съездили к Олегу Ефремову на Новодевичье. 90 лет олегу ефремову


1 октября легенде отечественного театра и кино Олегу Ефремову исполнилось бы 90 лет

Ровно 90 лет назад, 1 октября 1927 года, на свет появился Олег Николаевич Ефремов — известный советский и российский актер и театральный деятель. Всю свою жизнь он посвятил любимой профессии и служению искусству. Олег Ефремов пришел в мир театра и кино, чтобы быть лучшим, этим внутренним стремлением к совершенству и была пропитана судьба этого человека. Есть все основания полагать, что для последующих поколений он встанет в один ряд со Станиславским. Советским и российским кинозрителям он известен прежде всего по своим ролям в фильмах «Батальоны просят огня» (полковник Гуляев), «Три тополя на Плющихе» (таксист Саша), «Берегись автомобиля» (Максим Подберёзовиков), «Айболит-66» (Айболит).

Олег Ефремов родился в простой московской семье Николая Ивановича и Анны Дмитриевны Ефремовых, родители его жили небогато, поэтому его детство прошло в большой коммунальной квартире, расположенной на Арбате и в арбатских дворах. При этом часть своего отрочества будущий актер и режиссер провел в Воркуте, так как его отец служил бухгалтером в системе ГУЛАГа, здесь он смог достаточно близко познакомиться с уголовным миром и лагерной жизнью.

Еще в школе Олег начал интересоваться театральным искусством, он посещал драматический кружок при Доме пионеров. Данное увлечение настолько понравилось юному Ефремову, что он даже не мечтал о любой другой профессии, кроме актерской. По воспоминаниям самого актера, он уже в детском возрасте дал обет себе и своим друзьям, что всю жизнь будет служить кино и театру, скрепив данную клятву кровью. Стоит отметить, что знаменитый актер и театральный режиссер Олег Ефремов сдержал детские обещания, пронеся их с собой через всю жизнь, десятки ролей в театре и кино и десятки же поставленных им спектаклей.

Можно сказать, что будущему актеру повезло и с друзьями детства. В театральные круги его ввел приятель по московскому двору Александр Калужский — внук знаменитого актера Василия Лужского. Еще одним другом детства Ефремова был Сергей Шиловский, сын Елены Сергеевны Булгаковой. Стоит отметить, что в доме известного российского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова, расположенном в Нашокинском переулке, Олег Ефремов часто бывал в предвоенные годы.

После окончания школы весной 1945 года Олег Ефремов вместе со своим друзьями отправился поступать во МХАТ, хотя вступительные экзамены были сложными, ему удалось сдать их с первого раза, при этом все друзья актера экзамены провалили. Повезло Ефремову и с курсом, на который он попал, его вели известные в то время актеры и режиссеры Михаил Кедров и Василий Топорков. Уже в те годы Ефремов мечтал о том, что когда-нибудь станет главным режиссером своего учебного заведения. Однако после завершения обучения в 1949 году актером во МХАТ его не взяли, что показалось ему настоящей катастрофой. В итоге он получил приглашение в Центральный детский театр (сегодня Российский академический молодёжный театр), на сцене которого и дебютировал в роли Володи Чернышева в пьесе Розова «Её друзья». Так началась театральная биография великого актера. В Центральном детском театре Ефремов проработал до 1957 года, сыграв за это время более различных 20 ролей.

«Катастрофа» с отсутствием предложений от МХАТа и поступление на работу в ЦДТ обернулась со временем удачей. В 1950 году Центральный детский театр возглавила М. О. Кнебель, а в 1954 году сюда пришел работать ее ученик, молодой А. Эфрос. Так практически забытый зрителями театр смог преобразиться, превратившись в один из самых популярных и интересных театров Москвы. По мнению критиков, именно здесь в 1950-е годы после длительного кризиса, началось возрождение российского театра, которому своей актерской игрой способствовал и Олег Ефремов.

Здесь же в ЦДТ состоялся и режиссерский дебют Олега Ефремова. В 1955 году он поставил в театре комедию «Димка-невидимка». Удача первой собственной постановки во многом предопределила судьбу Ефремова, как одного из новых и очень талантливых театральных режиссеров страны второй половины XX века. Начиная с 1960-х годов, его имя постоянно сияло на отечественной сцене, наряду с именами Анатолия Эфроса, Георгия Товстоганова и Юрия Любимова.

Работая в ЦДТ, Олег Ефремов параллельно преподавал в школе-студии МХАТ, уже в 1949 году он был ассистентом на курсе Карева. К 1956 году вокруг его яркой фигуры, убежденного приверженца немодного в те годы в советских театральных кругах Станиславского, сформировалась группа молодых актеров, которые мечтали возродить студийные традиции Художественного театра. Этот молодой коллектив, первоначально известный как «Студия молодых актеров», составляли главным образом студенты школы-студии МХАТ, а также ее выпускники — молодые актеры театров Москвы, среди которых были Игорь Кваша, Галина Волчек, Евгений Евстигнеев, Лилия Толмачева, Олег Табаков. За несколько десятилетий это был первый театр в стране, рожденный не «сверху», а «снизу», возникший как коллектив единомышленников.

Молодой и новый для столицы театральный коллектив быстро завоевал любовь и популярность, и не только в Москве: в 1960 году с большим успехом прошли гастроли нового театра в Ленинграде. На протяжении ряда лет труппа, которую возглавил Олег Ефремов, кочевала по московским сценическим площадкам, порою выступая даже в случайных клубах. Именно во время этих спектаклей и скитальческой жизни сложился аскетичный стиль раннего театра «Современник». В этом нет ничего удивительного, хранить реквизит и громоздкие декорации было банально негде, да и средств в первое время работы на декорации тоже не было. Очень часто оформление первых спектаклей сводилось лишь к «скудному прожиточному минимуму», порой весь интерьер на сцене был представлен лишь несколькими предметами мебели. Когда в 1961 году театр получил пусть и небольшое и обреченное на снос, но свое здание на площади Маяковского, студийцы не стали изменять своим привычкам. В частности, раз и навсегда они отказались от театрального занавеса. Первоначальный «Современник» с его безусловным лидером, которым был Олег Ефремов, исповедовал в работе «антитеатральность», следуя и здесь за Константином Станиславским, который говорил: «В театре я больше всего ненавижу театр».

В 1964 году «Современник» официально получил статус театра и перестал именоваться студией. В 1966 году на исходе «оттепели», чуткий к переменам атмосферы в стране театр представил московскому зрителю «Обыкновенную историю» И. Гончарова в постановке Галины Волчек. Данный спектакль наглядно свидетельствовал о творческой и не только зрелости театрального коллектива. Для Ефремова история с «Современником» завершилась летом 1970 года, закончилась эта эпоха символично — постановкой им чеховской «Чайки». Свою первую «Чайку» Олег Ефремов поставил как своеобразный памфлет — внес в нее идейный разброд, который наблюдался в стране в конце 1960-х годов, когда люди перестали слушать и слышать друг друга.

Некоторые коллеги Ефремова расценили его уход из «Современника», как предательство, но в действительности из-под этого театра уходила историческая почва. Детище «оттепели» было слишком тесно связано с судьбой поколения, которое вступало в пору разочарования. При этом главной наградой на протяжении всей жизни для Олега Николаевича была любовь обычных зрителей. Уход же его из «Современника» объяснялся еще и тем, что, видя успех данного театра, «старики» из МХАТа предложили Олегу Ефремову возглавить его. От такого предложения он просто не смог отказаться, к тому же ему пришлось браться за руль тонущего судна и спасать театр, который находился в очень тяжелом положении.

За 26 лет, который Олег Николаевич провел в качестве актера и режиссера МХАТа, он сумел вернуть театр на прежнюю высоту. Некогда самая легендарная сцена страны снова ожила, задышав полной грудью. Во время работы во МХАТе им было поставлено множество заметных и очень ярких спектаклей, каждый из которых становился настоящим шедевром отечественной театральной сцены. Московские зрители и гости столицы любили постановки Олега Ефремова, в эти 26 лет жизни много в театре было завязано именно на его фигуре.

В отличие от подавляющего большинства коллег-режиссеров Ефремов всегда оставался еще и актером, он регулярно выходил на сцену и снимался в кино. Он был актером и в «Современнике», и во МХАТе, при этом Ефремов-актер в не меньшей степени, чем Ефремов-режиссер определял стиль своих театров. Его «социальный герой» оказался востребован и в кинематографе. Дебют Ефремова в кино состоялся уже в 1955 году, когда он снялся в фильме Калатозова «Первый эшелон», картина была посвящена освоению целины. Сыграв в первом своем фильме комсорга Алексея Узорова, он и в будущем часто представал перед зрителями в образах «правильных» героев. Так получилось, что он как Вячеслав Тихонов и Алексей Баталов, никогда не играл отрицательных ролей.

В то же время зрителям, особенно массовым, он навсегда запомнился своими лирическими персонажами: водителем такси Сашей («Три тополя на Плющихе»), немым деревенским художником Фёдором из фильма «Гори, гори, моя звезда», сыгранным с тонким юмором Айболитом в картине «Айболит-66». Отдельно можно выделить роль в лирической комедии Рязанова «Берегись автомобиля». Первоначально Олег Ефремов пробовался на роль Деточкина, однако, по словам режиссера, ему не удалось скрыть свою человеческую индивидуальность, речь о сильном характере прирожденного лидера. Его Деточкин был похож на «волка в овечьей шкуре». В результате Рязанов нашел в Ефремове идеального Максима Подберёзовикова. «С одной стороны актерской индивидуальности Ефремова были присущи черты, которые необходимо было иметь следователю, то есть решительная походка, уверенные жесты, стальной взгляд, волевое лицо. С другой стороны, в актере всегда присутствовала самоирония, которая позволяла ему играть как бы не всерьез, подчеркивая легкую снисходительность по отношению к своему герою, это было важно», — отмечал затем Эдуард Рязанов.

Олег Ефремов отличался влюбчивостью, встречался со многими женщинами и несколько раз был женат. У него было двое детей — дочь Анастасия Олеговна Ефремова (по образованию театральный критик) от актрисы Ирины Мазурук и сын Михаил Олегович Ефремов (актер, театральный режиссер, телеведущий) от брака с актрисой Аллой Покровской. Младший сын Михаил Ефремова Никита Ефремов также стал актером, продолжая семейную актерскую династию.

За свои творческие успехи Олег Николаевич Ефремов был награжден многочисленными государственными наградами. В 1976 году он стал Народным артистом СССР, в 1987 году Героем Социалистического Труда, Олег Ефремов был лауреатом трех Государственных премий СССР (1969, 1974 и 1983 годов), а также двух Государственных премий Российской Федерации (1997 и 2003 годов). Но настоящим признанием для этого замечательного актера, режиссера, педагога и театрального деятеля была неподдельная любовь зрителей, которая и сделала его знаменитым и любимым для многих поколений людей.

Олег Ефремов ушел из жизни сравнительно рано. 24 мая 2000 года он умер в Москве в собственной квартире на Тверской улице, ему было 72 года. Причиной смерти режиссера стала затяжная болезнь легких, при этом Ефремов никогда не говорил о ней, продолжал работать, не жаловался на свою жизнь и свое состояние. В день прощания с артистом и режиссером, по свидетельствам очевидцев, к зданию в Камергерском переулке невозможно было подойти из-за количества принесенных цветов. Олега Ефремова похоронили 31 мая на Новодевичьем кладбище Москвы рядом с могилой знаменитого русского театрального режиссера Константина Сергеевича Станиславского.

По материалам из открытых источников

topwar.ru

Актеры «Современника» съездили к Олегу Ефремову на Новодевичье

В полдень на могилу Олега Ефремова на Новодевичьем кладбище приехали артисты театра «Современник». Были и те, кто в середине 50-х годов вместе с Ефремовым создавали уникальный, новаторский театр. И те, кто пришел в «Современник» после Ефремова, когда он в 1970 году возглавил МХАТ.

Принесли цветы Александр Гельман, Галина Волчек, Марина Неелова, Лия Ахеджакова, Сергей Гармаш, Авангард ЛеонтьевБорис Щербаков... Они вспоминали, каким Ефремов был обаятельным, какой обладал силой убеждения. Говорили о его магической способности воздействовать на людей. И с начальством он разговаривал феноменально. Как-то на приеме у министра культуры Фурцевой Ефремов бросил ей в глаза: «Вы шлагбаум на пути советского искусства!» А другого начальника назвал «фашистской мордой». И все ему сошло с рук, никто из чиновников не обиделся, только опешили.

Галина Волчек и Сергей Гармаш принесли цветы на могилу Евгения Евстигнеева. Фото: Анастасия ПЛЕШАКОВА

Галина Волчек и Сергей Гармаш принесли цветы на могилу Евгения Евстигнеева.Фото: Анастасия ПЛЕШАКОВА

Вспоминали, что внешне Ефремов был похож на типичного московского рабочего. Не богема. В молодости носил заштопанные брюки и нелепую шляпу. И однажды, как говорят, эта шляпу с его головы сорвал актер Игорь Кваша. Кроме искусства и театра, других интересов у Ефремова не было. Он фонтанировал идеями, заражал окружающих своим талантом, разрушал барьер между актером и главным режиссером. И на этом месте создавал союз единомышленников. Он искренне верил, что в театре способны любить друг друга как в семье. И сам отдавался профессии всем сердцем.

Поделиться видео </>

Выступление Михаила Ефремова на вечере памяти Олега Ефремова.Исполнилось 90 лет со дня рождения легендарного актера и режиссера Олега Ефремова. На вечере памяти его сын, Михаил, прочитал монолог, который когда-то произносил его отец.

К компании «Современника» присоединился Михаил Ефремов, сын Олега Николаевича. «Сынок наш пришел», - по-родственному встретили Ефремова-младшего. И обстановка сразу перестала быть пафосной.

Марина Неелова вместе с коллегами из «Современника» пришла поклониться знаменитому режиссеру. Фото: Михаил ФРОЛОВ

Марина Неелова вместе с коллегами из «Современника» пришла поклониться знаменитому режиссеру.Фото: Михаил ФРОЛОВ

Потом все решили пойти на могилу к Евгению Евстигнееву. Гидом-экскурсоводом вызвался Сергей Гармаш. Он рассказал, что недавно на Новодевичьем был установлен памятник актеру Льву Дурову. «Деньги такие содрали с родных, что страшно. А памятник жуткий. Ахеджакова аж расплакалась, - рассказывал Гармаш. - А это могила Бондарчука, а за ней - Николая Крючкова». «Дядя Коля...», - с нежностью вспомнила Галина Волчек. Постояли у памятника Людмиле Гурченко: «Люсе обязательно положите цветы. Она у нас в «Современнике» играла».

Сила обаяния Олега Ефремова разрушала любые границы. Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Сила обаяния Олега Ефремова разрушала любые границы.Фото: GLOBAL LOOK PRESS

У могилы Евстигнеева задержались дольше всего. Он был мужем Галины Борисовны и ближайшим соратником Ефремова. На надгробии Евстигнеева - сигаретка и стаканчик красного вина. Говорят, еще утром их оставил кто-то из поклонников. «Покурить» Евстигнееву постоянно приносят. «Какой прекрасный памятник. И поза, и улыбка, и рука - все его, - взгрустнула Галина Волчек. И подытожила: «Словно съездили в гости к друзьям».

Поделиться видео </>

1 октября исполнилось бы 90 лет Олегу Ефремову.

www.kp.ru

1 октября исполнилось бы 90 лет Олегу Ефремову. Новости. Первый канал

90 лет назад родился Олег Ефремов, по-настоящему народный артист, режиссер и педагог. Он обладал невероятным талантом, энергетикой и обаянием. Каждое его появление на экранах приковывало внимание, но сам он не мыслил жизни без театра. Олега Ефремова сегодня вспоминают не только многочисленные поклонники, но и коллеги в «Современнике, у истоков которого он стоял, а также в МХТ имени Чехова — он возглавлял его без малого 30 лет.

«Вот здесь, в этом доме, Олег Николаевич жил, в этом подъезде. По-моему, это был пятый или шестой этаж. Там была огромная комната, я помню», — рассказывает заслуженный артист РФ Михаил Ефремов.

А в этой комнате за большим столом в начале 50-х молодые и амбициозные Ефремов, Волчек, Табаков, Кваша ночи напролет изобретали театр новой эпохи — «Современник».

«А в это время в кухне коммунальной скандалы были. И Галина Борисовна Волчек очень смешно показывает мою бабушку, Анну Дмитриевну. Когда там скандалы какие-то на кухне, они тут "Современник" создают, и вдруг она вбегает, закрывает за собой дверь и снова убегает туда скандалить», — рассказывает заслуженный артист РФ Михаил Ефремов.

В своем первом здании — на площади Маяковского — труппа в прямом смысле жила, абсолютно все время отдавая репетициям. Ефремов страшно не любил отпускать своих актеров в кино. Да и сам снимался только в свободное от театра время, в отпусках. Но именно благодаря фильмам он стал своим для всей страны.

Ни одной отрицательной роли. Зато в жизни был человеком очень жестким. Фюрер, как в шутку прозвали его коллеги. На репетициях он ждал полного подчинения и часто сам срывался с места, чтобы показать, как надо играть.

Никаких наигранных театральных интонаций. Ефремов первым просил актеров разговаривать так, как они делают это в жизни. Такой подход между собой стали называть «шептальным реализмом».

В 70 году он принимает предложение возглавить МХАТ. Ефремов звал с собой всю труппу «Современника», но актеры восприняли это как уход отца из семьи. А он, еще студентом поклявшийся в верности принципам Станиславского, просто не мог смотреть, как разваливается главный театр страны.

«Говорили: "Это уже труп! Его восстановить нельзя!" Но для меня вывеска "Художественный театр" с не той начинкой и содержанием была самым главным», — говорил Олег Ефремов.

Проблем было много: труппа слишком разрослась, работы почти не было, актеры стали терять квалификацию. Он пытался найти роль каждому, но в итоге, пришлось принять жесткое решение: разделить МХАТ на две сцены. По сути, на два отдельных театра. Для актерского мира это было сродни Чернобыльской катастрофе.

«Это происходило очень болезненно для труппы, для людей. Там три дня собраний бесконечных. Но зато это какой-то был сигнал. После этого и страна стала делиться», — говорит заслуженный артист РФ, ученик Олега Ефремова Дмитрий Брусникин.

На него ругались, злились, обижались. А он знал, что прав, что для театра так будет лучше. Олег Николаевич работал до последнего, репетировал, даже когда дышать без трубки было трудно. Но без театра для него это было вообще невозможно.

«Когда на душе плохо, на сердце плохо, то тянет не кино посмотреть, а хочется в театр», — говорил Олег Ефремов.

Сегодня на Первом канале к юбилею Олега Ефремова документальный фильм «Ему можно было простить все». Своими воспоминаниями делятся коллеги и родные актера. Смотрите в 12:15. А сразу после, в 13:20, фильм «Три тополя на Плющихе», в котором Олег Ефремов исполнил одну из своих лучших ролей.

  • Лучшие отечественные и зарубежные фильмы и сериалы смотрите на сайте kino.1tv.ru>>

www.1tv.ru

Сегодня Олегу Ефремову могло бы исполниться 90 лет

Режиссер, актер и лауреат трех Государственных премий СССР ушел из жизни 17 лет назад, но память о нем продолжает жить в его работах и в сердцах его поклонников. Сегодня он мог бы отпраздновать свой юбилей.

1 октября 1927 года родился Олег Ефремов, который потом стал известным актером режиссером и основателем театра «Современник».  Артист ушел из жизни в 2000 году в возрасте 72 лет. Он стал одним из самых выдающихся театральных режиссеров своего времени. При этом Олег всегда оставался актером и  создавал неповторимые образы для разных пьес. Он был занят в театральной деятельности и пол века передавал свой опыт юным талантам в Школе-студии МХАТ, был профессором и заведовал кафедрой мастерства актера. Сегодня ему могло бы исполниться 90 лет.

В личной жизни Ефремова было три любимые женщины. Впервые он сочетался браком с актрисой Лилией Толмачевой, но их союз продлился недолго. Потом он жил в незарегистрированном браке с журналисткой Ириной Мазурук. У них родилась дочь Анастасия, которая выросла и отучилась на театрального критика.  Сейчас она работает редактором в журнале «Страстной бульвар». У нее уже есть дочь  Ольга, которая пошла по стопам дедушки и стала актрисой.  В третий раз свою жизнь Олег связал с актрисой «Современника» Аллой Покровской. У них тоже родился ребенок, которого назвали Михаилом. Он вырос и стал не только актером, но и режиссером, а также ведущим. У него есть старший сын Никита, который тоже стал актером.

Дочь Ефремова Анастасия рассказывала, что рада быть частью знаменитой актерской династии. В прошлом году в программе «Наедине со всеми» она призналась, что всегда пользовалась своей фамилией и никогда этого не скрывала. Дочь артиста гордиться своим отцом и любит напоминать себе, что она дочь Ефремова. На днях своих детей от разных браков вывел в свет Михаил Ефремов.  Он стал героем передачи «Вечерний Ургант» и рассказал о том, что 1 октября состоится день памяти его отца в Кремлевском дворце.  Внучки великого актера хоть и не знали своего дедушку, но рассказали, что любят смотреть его работы в кино и театре.  А старшая из них 16-летняя Анна-Мария признается, что  Ефремов приходит к ней во сне. Она кстати, тоже пошла по стопам деда и занимается  в музыкально-театральной школе.

Читайте также:

Михаил Ефремов вывел дочерей от разных браков в свет

Михаилу Ефремову пришлось краснеть на родительском собрании из-за поведения старшей дочери

teleprogramma.pro

Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения Олега Ефремова — Самарские судьбы

Олег Ефремов сыграл около 70 ролей в художественных и телефильмах, самые известные из которых: «Первый эшелон» М.Калатозова, «Шли солдаты» Л.Трауберга, «Живые и мертвые» А.Столпера, «Звонят, откройте дверь» А.Митты, «Берегись автомобиля» Э.Рязанова, «Три тополя на Плющихе» Т.Лиозновой, «Батальоны просят огня» В.Чеботарева и А.Боголюбова. Он на протяжении полувека преподавал мастерство актера в Школе-студии МХАТ, выпустил несколько актерских и режиссерских курсов, был профессором и заведующим кафедрой мастерства актера, одним из создателей и первым секретарем Правления Союза театральных деятелей СССР.

Олег Ефремов родился 1 октября 1927 года в Москве. Его детство и отрочество проходило в знаменитых арбатских дворах и переулках, в огромной коммуналке.

Весной 1945 года, выдержав огромный конкурс, восемнадцатилетний Ефремов стал студентом актерского факультета Школы-студии МХАТ. На первом курсе, испытывая почти религиозное чувство к учению Станиславского, он вместе с несколькими сокурсниками принес клятву верности своему кумиру, романтически скрепив ее собственной кровью.

В студенческом дневнике Олега Ефремова есть поразительно смелая и нахальная запись: "Я буду главным режиссером МХАТа!". И в этом был весь Ефремов: он пришел в искусство, чтобы быть главным, чтобы быть лидером. Инна Соловьева вспоминала: "Олег в юности был вылитый молодой борзой пес, такой он был худой, поначалу некрасивый, как некрасив поначалу щенок борзого, а потом весь устремленный вперед; поразительное существо, воплощенная чуткость, ожидание сигнала к бегу и бег - великолепный, и удар грудью, сбивающий волка. Борзой пес ведь несется, необыкновенно легко меняя направление, - хильнет тот, за которым он гонится, и он хильнет, хильнет не в дурном смысле слова, а в смысле гибкости. Он - как стрела, но стрела, которая сама собой движется, может остановиться, сменить цель. Живая стрела".

По окончании Школы-студии МХАТ в 1949 году Олег Ефремов пришел в Центральный детский театр. Начинал он там как актер и уже с первых шагов стал известным и популярным в столице мастером. Первой его большой работой на сцене стала роль Ивана-дурака в сказке "Конек-горбунок".

За семь лет работы на сцене ЦДТ Олег Ефремов сыграл более двадцати ролей. В спектаклях он создавал образ нового молодого героя, увлекая тем самым в первую очередь молодежь. Любимцем молодежи сделала его роль рабочего паренька Кости из пьесы Виктора Розова.

Драматург Л.Петрушевская (которая в те годы была еще школьницей) вспоминала: "Занавес открылся, и он появился в глубине сцены, внимание! Мы забыли обо всем. У него было какое-то необыкновенное лицо… Костя, наш Ефремов, был личный для каждого, школьный, московский, с Пушкинской улицы, с известнейшего проходного двора, кумир с гитарой. У Кости к тому же была странная манера говорить. Он произносил фразы ясно, но слегка с замедлением, с оттяжечкой в бас, его непередаваемое тайное веселье как будто что-то обещало - во всяком случаи, от голоса Кости у девочек и мальчиков замирали сердца, хотелось вокруг него стоять кружком, слушаться его, бегать для него за папиросами и пивом, или быстро вырасти и куда-нибудь с ним пойти… Куда угодно".

В 1955 году Олег Ефремов дебютировал в ЦДТ в качестве режиссера. Он поставил комедию "Димка-невидимка". Удача первой постановки во многом предопределила судьбу Ефремова как одного из новых лидеров российской театральной режиссуры второй половины 20 века. Начиная с 1960-х годов имя Ефремова-режиссера засияло на нашей сцене рядом с именами Георгия Товстоногова, Анатолия Эфроса и Юрия Любимова.

В 1956 году Олег Ефремов покинул детский театр и организовал театр "Современник". Среди единомышленников и сподвижников Олега Николаевича были Е.Евстигнеев, Г.Волчек, О.Табаков, И.Кваша, В.Сергачёв, Л.Иванова. Избрав знаменем театра формулу Станиславского о "жизни человеческого духа", Ефремов стремился к естественности, к живому человеку на сцене, к искренности, порой граничившей с исступлённостью.

Открывшись пьесой Виктора Розова "Вечно живые", "Современник" с первых дней существования стал точкой притяжения для мыслящего зрителя. Театр вбирал в себя первые лучи свободы. Чудо единения происходящего на сцене с залом удается лишь тем режиссерам, кому суждено найти выразительные средства (состоящие из тысячи нюансов), способные поразить воображение зрителя. "Современнику" это оказалось под силу, благодаря режиссерскому дару Ефремова, выбору интересной драматургии.

За годы работы Олега Ефремова в "Современнике" были поставлены спектакли "Голый король" Е.Шварца, "Назначение" А.Володина, "Всегда в продаже" В.Аксенова, "Традиционный сбор" В.Розова, историческая трилогия "Декабристы" Л.Зорина, "Народовольцы" А.Свободина и "Большевики" М.Шатрова.

Рождение новаторского театра невозможно без открытия и утверждения новых актерских индивидуальностей. "Современник" подарил нам созвездие дарований, отобранных и выпестованных Олегом Ефремовым. Подобралась не просто талантливая труппа. Возник и сформировался союз единомышленников, спаянных общностью идеалов: Евгений Евстигнеев и Олег Табаков, Игорь Кваша и Галина Волчек (будущий руководитель "Современника"). Гордость не только нового театра, но и отечественной сцены, составили Лиля Толмачева и Валентин Никулин, Нина Дорошина и Петр Щербаков, Алла Покровская и Михаил Козаков. Заслуга Ефремова состояла в том, что он не просто открыл и объединил индивидуальности в великолепный театральный ансамбль. Он сделал каждого из своих актеров не просто идеальным выразителем собственных режиссерских замыслов, но и достойным соавтором.

Первую роль в кино Олег Ефремов сыграл в 1955 году в мелодраме "Эшелон". С тех пор снимался он регулярно, и каждое его появление на экране становилось настоящим событием и праздником для миллионов зрителей. Актёр редкой органики, с озорным темпераментом и богатой фантазией, Ефремов умел разработать роль в мельчайших деталях, создав при этом целостный, выстроенный образ. С годами его актёрская палитра обогатилась самыми разными красками: от мягкой, а порой и горькой иронии, нежного лиризма до высокой трагедии.

Герои Ефремова не просто притягивали. За несколько минут экранного времени они становились задушевными друзьями самых разных людей. Дарили надежду, расцвечивали и продлевали жизнь. Таким был танкист Иванов, "на котором вся Россия держится" из военного киноромана "Живые и мертвые". Шофер Саша из мелодрамы "Три тополя на Плющихе", излучавший фантастическое обаяние. Бесконечно трогательный художник-самородок Федор, из фильма А.Митты "Гори, гори моя звезда"… Тонкий комедийный дар Ефремова очаровал его бесчисленных поклонников при появлении стоически-принципиального доктора Айболита, до абсурдности честного следователя Подберезовикова, из "Берегись автомобиля"…

"Поэта судят по вершинам…". Насколько велик актер Олег Ефремов говорит его полминутное появление в фильме "Звонят, откройте дверь". Герой Ефремова, бывший когда-то задорным пионером, сегодня безнадежно спившийся старик. Открыв дверь своей коммуналки, он не произносит ни слова. Но в его загнанном, отрешенном взгляде запечатлелся портрет целого поколения. В первые секунды зал не узнает Ефремова. А узнав, хохочет. Настолько жалок, нелеп и смешон его новый герой. Явление нежданного Ефремова длится всего полминуты… Но потрясение от произошедшего чуда остается надолго.

Виталий Третьяков вспоминал: "Ефремов часто молчал в кино. Ничего лучше этого молчания я не знаю. Ни у кого. Он гениально смотрел на женщин в кино. Говорят, его очень любили женщины. И еще он гениально улыбался. Молчание, улыбка, взгляд на женщину - если судить по Олегу Ефремову, то владение этими тремя искусствами отличает гениального актера от просто великого".

Осенью 1970 года Олег Ефремов по просьбе великих "стариков" МХАТа возглавил этот прославленный театр, к тому времени пребывавший в глубоком застое. Реанимацию закостеневшего МХАТа Ефремов начал с постановки пьесы А.Володина "Дульсинея Тобосская", сыграв в пьесе рыцаря Печального Образа, совпадавшего с человеческой сущностью самого Ефремова. Затем поставил лирическую драму М. Рощина "Валентин и Валентина". И сразу вслед выпустил насмешливый и озорной спектакль - "Старый Новый год", где блистали новобранцы МХАТа - Евгений Евстигнеев, Александр Калягин и, дождавшийся своего часа, Вячеслав Невинный.

Большими событиями стали постановка "Медной бабушки" по пьесе Л.Зорина, где Олег Ефремов блистательно сыграл Александра Сергеевича Пушкин, и "Чайка" с великолепным ансамблем актеров (Лаврова, Анастасия Вертинская, Андрей Мягков, Андрей Попов, Екатерина Васильева, Иннокентий Смоктуновский). Свои лучшие роли на сцене Ефремов сыграл именно со Смоктуновским, который являлся его ближайшим сподвижником - "Возможная встреча" Пауля Борца (Гендель), "Кабала святош" М.Булгакова (Мольер).

Уже на исходе жизни режиссер часто говорил о неоплатном долге перед драматургией Александра Вампилова, сокрушался, что удалось поставить лишь одну пьесу Людмилы Петрушевской - "Московский хор". Мечтал о новых воплощениях пьес Михаила Булгакова, Александра Володина, Михаила Рощина.

О личной жизни Олега Ефремова и его женщинах есть много легенд. Это не удивительно - Олег Николаевич любил женщин, и женщины любили его. Но при всей его любвеобильности бабником Ефремов никогда не был, с женщинами обходился невероятно деликатно.

Первой официальной женой Ефремова была народная артистка России актриса театра "Современник" Лилия Толмачева. Вместе с Олегом Ефремовым она снималась в фильме "Строится мост".

С Ириной Ильиничной Мазурук, дочерью известного полярного летчика, Героя Советского Союза Ильи Павловича Мазурука, Олег Ефремов прожил три года не расписываясь. Дочь Ирины Ильиничны и Олега Николаевича Анастасия Ефремова вспоминала: "Мама слыла блистательной богемной дамой… Идея знакомства этих двух абсолютно разных людей принадлежала Галине Волчек. Ей казалось, что такие "штучные" люди, сойдясь вместе, должны высечь искру. Она совершенно не учла сложных характеров моих будущих родителей, которые сделали невозможной их совместную жизнь. Мама жила с отцом очень тяжело. Будучи рядом, писала ему письма. Ей нужна была сильная страсть. В порыве чувств она даже резала себе вены. Спустя какое-то время, выйдя замуж за известного писателя Виля Липатова, мама, по ее рассказам, нашла наконец свое счастье".

Анастасия Ефремова официально была зарегистрирована дочерью Олега Ефремова, когда ей исполнилось семь лет. Она окончила ГИТИС. Восемь лет работала завлитом в театре "Эрмитаж". Сейчас - домохозяйка и одна из основателей фонда Олега Ефремова.

Анастасия Ефремова рассказывала о последней официальной жене Ефремова, Алле Покровской,: "Среди любимых женщин отца не было той самой-самой единственной, которая принесла бы ему покой и счастье. Все они были очень разными. Какого-то определенного типа не наблюдалось… Чего уж греха таить, с папой не могло быть идеального брака ни у кого. Потому что любая женщина достойна хоть какого-то, но внимания. Похоже только Алла наиболее приближалась к идеалу. Брак с Аллой Борисовной был для папы длительным и счастливым периодом жизни. Разойдясь с Аллой Борисовной, он продолжал ценить ее как артистку и педагога, естественно - и как личность".

Еще одной женщиной, которую Олег Ефремов безумно любил, была актриса Нина Дорошина. Об их романе мало что известно. Своих отношений они не выносили на всеобщее обозрение, но настоящие чувства скрыть все равно нельзя. Нина Дорошина во многих своих интервью говорит, что всю жизнь любила только одного человека, не называя его имени, но всем понятно, что им мог быть только Олег Николаевич.

Олег Ефремов сильно переживал смерть каждого своего коллеги. Его дочь рассказывала:

- Да, это были ужасные потери. Я первая сообщила ему о смерти Эфроса - помню страшное молчание в телефонной трубке. Смоктуновский, Евстигнеев, Петр Иванович Щербаков, Леночка Майорова. Он молчал и чернел лицом. "Снаряды ложатся рядом".

Ефремов также тяжело перенес ссору с сыном и дальнейший уход Михаила из театра. Об этом так же рассказывала в своем интервью Анастасия:

- Не стану комментировать внутритеатральную ситуацию. Думаю, что конфликты отца и сына происходили из-за молодой бескомпромиссности Михаила. Конечно, папа был расстроен из-за некрасивой истории произошедшей достаточно давно. Спустя время, он хотел, чтобы Миша вернулся, звал его в качестве актера и режиссера. Насколько помню, против выступил театральный худсовет, а папа не счел нужным навязывать свое мнение.

О последних днях Олега Николаевича вспоминала Людмила Петрушевская: "То, что он умирает, знали все вокруг. Он молчал, никогда, ни единым словом не выдал себя, не пожаловался. При нем даже стыдно было говорить о собственных болезнях. Театр его оберегал, регулярно собирались врачи, следующий по времени консилиум должен был состояться на другой день после его смерти. В остальном жизнь у него протекала, как обычно, - никаких особенных потрясений, как у каждого простого смертного…, с той только разницей, что Олег Николаевич Ефремов поддерживал свое существование, дыша кислородом через постоянно укрепленные трубочки - легкие работали неважно. Всюду с ним был этот аппарат, агрегат, соединенный с бедными, почти неживыми органами дыхания. Как этот человек существовал, непонятно. Постоянные боли в ноге, которую давно грозились ему ампутировать, затем язвы в кишечнике...

Олег Николаевич был болен, как простой смертный человек, а как вместилище духа он был здоров не хуже, чем боевой танк. Когда мы навещали его однажды в больнице, я вышла из палаты, где сидел этот немощный, полуслепой человек (в тот вечер у него началась пневмония, мы не знали), - я вышла, повторяю, от Ефремова, как выжатая тряпка. Он работал неустанно, готовился к спектаклю, требовал, ставил передо мной четкие задачи - совсем как управление театров в прежние времена: целая страница поправок и вернуться в нескольких сценах к первому варианту. У него температура ползла к сорока, он наверняка понимал, куда идет дело, а мы сидели в палате, не зная об этом, маленькой группой, и остальным были тоже даны указания по конкретным вопросам. Той ночью он едва не умер - спасли".

Это было в 1999 году. Летом того же года Авторское телевидение в рамках проекта "Чтения" сняло Олега Ефремова, читающего повесть Чехова "Моя жизнь". Роль чтеца стала последней ролью артиста. Вспоминал режиссер Григорий Катаев: "Ефремов болен, ему трудно в кадре вставать, ходить из комнаты в комнату, прогуливаться по аллее, сесть на скамейку - поэтому, читая Чехова, он большей частью сидит. Ефремов, являясь главным и единственным центром этой работы, невероятно интересен и загадочен сам по себе. Не деланным внешним выражением, не актерской позой, не "взятой" ролью или умно рассчитанным поведением. Он интересен своим открытым взглядом, мудрой интонацией, ефремовской манерой говорить и реагировать на собственные мысли и ощущения. От его лица трудно отвести взгляд".

Последний месяц своей жизни Олег Ефремов много работал. Врачи обещали ему еще пол года жизни. Обрадованный Ефремов планировал закончить "Сирано де Бержерак" и осенью ввести в "Бориса Годунова" нового исполнителя вместо себя. Он не успел…

24 мая 2000 года Олег Николаевич умер в собственной квартире.

http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=562

samsud.ru

1 октября исполнилось бы 90 лет Олегу Ефремову. Новости. Первый канал

90 лет назад родился Олег Ефремов, по-настоящему народный артист, режиссер и педагог. Он обладал невероятным талантом, энергетикой и обаянием. Каждое его появление на экранах приковывало внимание, но сам он не мыслил жизни без театра. Олега Ефремова сегодня вспоминают не только многочисленные поклонники, но и коллеги в «Современнике, у истоков которого он стоял, а также в МХТ имени Чехова — он возглавлял его без малого 30 лет.

«Вот здесь, в этом доме, Олег Николаевич жил, в этом подъезде. По-моему, это был пятый или шестой этаж. Там была огромная комната, я помню», — рассказывает заслуженный артист РФ Михаил Ефремов.

А в этой комнате за большим столом в начале 50-х молодые и амбициозные Ефремов, Волчек, Табаков, Кваша ночи напролет изобретали театр новой эпохи — «Современник».

«А в это время в кухне коммунальной скандалы были. И Галина Борисовна Волчек очень смешно показывает мою бабушку, Анну Дмитриевну. Когда там скандалы какие-то на кухне, они тут "Современник" создают, и вдруг она вбегает, закрывает за собой дверь и снова убегает туда скандалить», — рассказывает заслуженный артист РФ Михаил Ефремов.

В своем первом здании — на площади Маяковского — труппа в прямом смысле жила, абсолютно все время отдавая репетициям. Ефремов страшно не любил отпускать своих актеров в кино. Да и сам снимался только в свободное от театра время, в отпусках. Но именно благодаря фильмам он стал своим для всей страны.

Ни одной отрицательной роли. Зато в жизни был человеком очень жестким. Фюрер, как в шутку прозвали его коллеги. На репетициях он ждал полного подчинения и часто сам срывался с места, чтобы показать, как надо играть.

Никаких наигранных театральных интонаций. Ефремов первым просил актеров разговаривать так, как они делают это в жизни. Такой подход между собой стали называть «шептальным реализмом».

В 70 году он принимает предложение возглавить МХАТ. Ефремов звал с собой всю труппу «Современника», но актеры восприняли это как уход отца из семьи. А он, еще студентом поклявшийся в верности принципам Станиславского, просто не мог смотреть, как разваливается главный театр страны.

«Говорили: "Это уже труп! Его восстановить нельзя!" Но для меня вывеска "Художественный театр" с не той начинкой и содержанием была самым главным», — говорил Олег Ефремов.

Проблем было много: труппа слишком разрослась, работы почти не было, актеры стали терять квалификацию. Он пытался найти роль каждому, но в итоге, пришлось принять жесткое решение: разделить МХАТ на две сцены. По сути, на два отдельных театра. Для актерского мира это было сродни Чернобыльской катастрофе.

«Это происходило очень болезненно для труппы, для людей. Там три дня собраний бесконечных. Но зато это какой-то был сигнал. После этого и страна стала делиться», — говорит заслуженный артист РФ, ученик Олега Ефремова Дмитрий Брусникин.

На него ругались, злились, обижались. А он знал, что прав, что для театра так будет лучше. Олег Николаевич работал до последнего, репетировал, даже когда дышать без трубки было трудно. Но без театра для него это было вообще невозможно.

«Когда на душе плохо, на сердце плохо, то тянет не кино посмотреть, а хочется в театр», — говорил Олег Ефремов.

Сегодня на Первом канале к юбилею Олега Ефремова документальный фильм «Ему можно было простить все». Своими воспоминаниями делятся коллеги и родные актера. Смотрите в 12:15. А сразу после, в 13:20, фильм «Три тополя на Плющихе», в котором Олег Ефремов исполнил одну из своих лучших ролей.

  • Лучшие отечественные и зарубежные фильмы и сериалы смотрите на сайте kino.1tv.ru>>

www.1tv.ru

 90 лет вождю "Современника" Олегу Ефремову.

 1 октября выдающемуся режиссеру, актеру, театральному деятелю Олегу Ефремову исполнилось бы 90 лет. Театр "Современник", который Олег Николаевич создал в 1956 году, в день 90-летия отца-основателя,  открыл свой театральный сезон.

 Накануне на Другой сцене театра состоялся поэтический вечер, посвященный Олегу Ефремову. Актеры театра читали стихи, которые любил Ефремов. Все старались угодить своему учителю. Каждый артист "Современника" Олега Ефремова считает своим учителем. А художественный руководитель театра "Современник" Галина Волчек называет Олега Николаевича "Наш вождь, наш лидер, наш учитель". 

Галина Борисовна Волчек объяснила  - почему она все эти годы идет курсом Олега Ефремова и не свернет с него никогда: 

- 40 лет назад я поклялась всему коллективу "Современника"  - сохранить дело, которое начал наш вождь Олег Николаевич, и это дело - "Современник". Олег Николаевич создавал театр из своих учеников, и для нашего театра важно, чтобы в нем играла молодежь. Нам удалось создать замечательную молодую труппу, которая продолжит ефремовский "Современник". Я горжусь молодой труппой.  Олег Николаевич был приверженцем  русского психологического театра и системы Станиславского. Для него Станиславский, Школа-студия МХАТ была религией, и мы сохраняем его религию и его веру. Олег Ефремов ненавидел все, что было модным, нарочитым, показным, придуманным. Он содрогался от одного упоминания слово "мода". И я не хочу, чтобы театр "Современник" стал модным местом. Современным, - да, любимым, - да, желанным, - да, интересным - да...Но только не модным, не тусовочным. Не хочу, чтобы «Современник» даже приближался к этому понятию. Мой учитель Олег Ефремов не создавал «модный театр». Он создал «Современник».  "Современник" - это театр-студия, театр-дом, театр-семья, театр-команда, и это со времен Олега Ефремова. Эти  понятия, как театр-дом, театр – семья, театр – искусство, - не исчезнут из нашей жизни. Мы не враждуем с другими театрами, для которых театр – прибыль, театр – тусовка, но мы настаиваем на том, что "Современник" - театр для зрителей. 

1 октября вечером актеры театра "Современник" посвятили  постановку Галины Волчек "Три товарища" по роману Ремарка - Олегу Ефремову. Олег Николаевич любил этот роман, и его герои принадлежали к его поколению. В Европе это поколение называли "потерянным поколением", а в СССР - это поколение вершило эпоху. 

Художественный руководитель Московского Художественного театра Олег Табаков работал в "Современнике" директором. Самым молодым и самым успешным директором. О легендарном портфеле Табакова до сих пор ходят легенды. Олег Павлович пошел за Олег Ефремов в Московский Художественный театр, потому что верил ему беспрекословно и хотел быть рядом всегда. Олег Табаков играл на сцене вместе с Олегом Ефремовым и снимался в кино. О гениальной совместной работе в кино - рассказывает режиссер фильма "Гори, гори, моя звезда" Александра Митта:

 - Мне удалось снять вместе Олега Ефремова и Олега Табакова. Олег Николаевич очень помогал Олегу Табакову на съемках, много шутил, поддерживал его, и, как неоднократно говорит Табаков, роль Володи Искремаса  – его лучшая и любимая роль в кино.

Сегодня ученики Олега Ефремова - звезды театра и кино. Одна из них - Виктория Исакова. Сын Олега Ефремова - Михаил Ефремов - всенародный любимец, и этим все сказано. Внук Олега Ефремова - Никита Ефремов - ведущий актер театра "Современник" и востребованный актер кино. Сегодня все семейство Олега Табакова будет на праздничном вечернем театре в "Современнике". 

litogonek.com