Подлодки проекта 877 «Палтус»: история, описание и характеристики. 877 проект


Проект 877 - подводные лодки Палтус, характеристики и вооружение, дпл: Калуга, Владикавказ, Ярославль, Магнитогорск, Чита и Липецк

Субмарина проекта 877 "Палтус"

Корабли проекта 877 «Палтус» — это серия советских и российских дизель-электрических подводных лодок, разработка которых началась еще в 70-е годы прошлого века. Первый корабль был заложен в Комсомольске-на-Амуре в 1979 году и спущен на воду – в 1982. Субмарины проекта 887 относятся к третьему поколению дизель-электрических подводных лодок.

Эти подлодки нередко называют «Варшавянками», хотя это не совсем точно. Официально «Варшавянка» — это подводная лодка проекта 636, которая является дальнейшим развитием «Палтуса», его экспортной модификацией. Второй причиной подобной путаницы в названиях является тот факт, что первоначально этими субмаринами Советский Союз планировал вооружить своих союзников по Варшавскому договору.

В настоящее время в состав российского ВМФ входит 15 подводных лодок проектов 877, 877ЛПМБ, 877В и 877ЭКМ. Они также находятся на вооружении ВМС Алжира, Польши, Румынии, Индии, Китая и Ирана.

Подводные лодки проектов 877 и 636 получились настолько удачными, что они до сих пор являются основными неатомными субмаринами российского флота. Более того, их производство продолжается и в наши дни. За свою малошумность и незаметность на Западе «Варшавянка» получила название «Черная дыра».

История создания

Ещё в начале 70-е годов в Советском Союзе было принято решение о создании новой дизель-электрической подводной лодки. К этому времени развитие гидроакустических комплексов перевело подлодки проекта 641Б в разряд устаревших. Нужны были корабли нового поколения, сравнительно небольшие, малошумные, оснащенные новейшими комплексами обнаружения и нападения. Создание подлодки было поручено ленинградскому КБ «Рубин» — одному из ведущих предприятий СССР в области проектирования как атомных, так и дизель-электрических субмарин.

"Палтусы" у причала

Военные требовали, чтобы новый корабль мог гарантировано выйти победителем из боевого столкновения с любой подлодкой подобного класса за счет оптимального сочетания малой шумности, эффективности средств обнаружения противника и мощности оружия. Кроме того, в этот проект изначально закладывались заделы для дальнейших модернизаций. Предполагалось, что новая подводная лодка будет находиться на вооружении в течение нескольких десятилетий.

Во время разработки этого проекта было решение о поставках новой субмарины союзникам по Варшавскому договору. Поэтому подлодки проекта 887 получили неофициальное название «Варшавянка».

В 1974 году военные моряки подготовили техническое задание для нового корабля. По сравнению с проектом 641 конструкторам было необходимо значительно увеличить скорость подводного хода корабля, улучшить его мореходность, уменьшить численность экипажа, путем автоматизации основных процессов управления. Особенное внимание разработчикам следовало уделить обитаемости новой подводной лодки и комфорту моряков.

Дизель-электрическая подводная лодка

Чтобы повысить скорость и уменьшить шумность подлодки, разработчики предложили совершенно новую конструкцию корпуса. И если подводные лодки проекта 641Б «Сом» были узкими и вытянутыми, то легкий корпус новой субмарины получил веретенообразную форму, во многом аналогичную той, что применялась для атомных подлодок. Соотношение длины лодки к ее ширине составляло 7,3.

Такая форма делала гидродинамическое сопротивление минимальным, что положительно сказывается на подводной скорости корабля. Конструкторы «Рубина» довели корпус будущего подводного корабля до совершенства в испытательном бассейне и на стендах.

Проект был утвержден Главкомом военно-морского флота в 1976 году, производство было решено развернуть в Комсомольске-на-Амуре на заводе им. Ленинского Комсомола. Позже выпуск подлодок проекта 887 был налажен в Горьком и Ленинграде.

"Палтус" в море

Закладка головного корабля серии состоялась в 1979 году, а через год подлодка уже была принята в состав флота. В 1981 году в Комсомольске-на-Амуре был заложен второй корабль проекта – Б-260 «Чита», а в 1983 – Б-227 «Выборг». В настоящее время эксплуатируются в основном корабли, которые были спущены на воду в конце 80-х – начале 90-х годов, например:

  • Б-445 «Святитель Николай Чудотворец»;
  • подводная лодка «Владикавказ»;
  • подводная лодка «Ярославль»;
  • подводная лодка «Магнитогорск»;
  • подводная лодка «Липецк»;
  • подводная лодка Б-394 «Нурлат»;
  • Б-187 «Комсомольск-на-Амуре».

На основе базовой модели позже было разработано несколько модификаций субмарины:

  • 877Э и 887ЭКМ. Экспортные варианты подводной лодки, которые незначительно отличались от базовой модификации частью оборудования и вооружения. Лодки проекта 887Э предназначались для поставки союзникам из стран Варшавского договора. Две субмарины этого проекта до сих пор находятся на вооружении ВМС Польши и Румынии. Корабли проекта 887ЭКМ планировали продавать в капиталистические страны. При разработке этой модификации особое внимание уделялось обеспечению работы узлов и механизмов ПЛ в условиях тропиков. В настоящее время субмарины этого проекта активно эксплуатируются военно-морскими силами нескольких стран: Индии, Ирана, Китая и Алжира. Одна ПЛ («Димитров») входит в состав российского флота;
  • 08773. Эта модификация была специально разработана для ВМС Индии. От базовой она отличается наличием ракетного комплекса Club-S, новым гидроакустическим комплексом МGK-EM и модернизированными системами обслуживания и управления;
  • 877ЛПМБ. Модификация, которая была заложена в 1987 году на горьковском заводе «Красное Сормово». Основным отличием единственной лодки этого проекта является новый гребной винт, выполненный из сплава «Аврора». Он имел семь лопастей особой Г-образной формы. Кроме того, эта ПЛ была оснащена низкооборотным главным и вспомогательным электродвигателем, что снижало шумность субмарины. Также на подлодке был установлен спасательный люк, позволяющий экипажу покидать корабль даже с глубины в 250 метров. По этому проекту была построена единственная ПЛ – подводная лодка «Калуга», которая и сегодня входит в состав российского флота;
  • 877В. Еще один экспериментальный проект, который от базового отличается наличием водометного движителя, вместо привычного гребного винта. Благодаря этому единственный корабль этого проекта – подводная лодка «Алроса» – является самой тихой из «Варшавянок»;
  • 636 «Варшавянка». Самая известная модификация «Палтуса», которая была разработана на основе модификации 877ЭКМ в начале 90-х годов. Первая лодка проекта была построена в 2005 году для военно-морского флота Китая. В настоящее время ВМС КНР эксплуатируют уже десять кораблей этого проекта, шесть «Варшавянок» изготовлено для Черноморского флота, еще столько же до 2022 года должны войти в состав Тихоокеанского. Также субмарины этого проекта эксплуатируются военно-морскими силами Вьетнама и Алжира.Несколько серий этой модификации оснащены ракетными комплексами «Калибр», кроме того, на них установлена новейшая навигационная система и автоматизированная информационно-управляющая система. По сравнению с лодками проекта 877 «Варшавянки» имеют еще меньший уровень шумности, что позволяет им первыми обнаруживать противника и уничтожать его.

Модификация "Палтуса"

Описание конструкции

Подводные лодки проекта 887 выполнены по двухкорпусной одновальной схеме. Причем форма корпуса спроектирована таким образом, чтобы максимально снизить сопротивление воды и уровень шумности. Главная энергетическая установка (ГЭУ) субмарин этого проекта – дизель-электрическая.

Прочный корпус подлодки имеет цилиндрическое сечение со сферическими концевыми конструкциями. Водонепроницаемыми переборками он поделен на шесть отсеков. Легкий корпус корабля веретенообразной формы, сверху он имеет специальное покрытие, поглощающее гидроакустическое излучение. В пространстве между прочным и легким корпусом находятся цистерны главного балласта и другое оборудование. Лодка может оставаться на плаву даже при затоплении одного из отсеков и двух цистерн главного балласта.

Корабль и подводная лодка

Посередине корпуса корабля находится ограждение шахт выдвижных устройств (то, что обычно называют рубкой). В нем располагается ходовой мостик. При этом все выдвижные устройства, не считая командирского перископа, не заходят в прочный корпус лодки. Такая конструкция позволила сделать более просторным центральный пост, значительно увеличив удобство работы моряков.

Носовые горизонтальные рули сделаны убирающимися. Кроме того, чтобы уменьшить помехи для работы гидроакустического комплекса, рули были перенесены из носовой части ближе к середине корпуса. С этой же целью все механизмы, способные создавать шум, были убраны с первого отсека.

В носовом отсеке лодки размещаются шесть торпедных аппаратов. Во втором отсеке находится центральный пост и аккумуляторные батареи, третий – жилой, в четвертом находятся дизель-генераторы, а в пятом – электродвигатели. В шестом, последнем отсеке, размещается резервная силовая установка.

Главная энергетическая установка обеспечивает кораблю движение с помощью электрического привода как в надводном, так и в подводном положении. Она состоит из главного электродвигателя с мощностью 5500 л. с. и двух дизель-генераторов по 1500 кВт каждый. Также у лодки имеется система работы под водой (шнорхель) и две батареи свинцово-кислотных аккумуляторов, каждая из которых состоит из 120 элементов. Кроме того, есть электродвигатель экономичного хода и два резервных электродвигателя. Они предназначены для движения корабля в узких местах, швартовки, их можно использовать, если главный двигатель поврежден или вышел из строя.

"Палтус" с экипажем

Большинство механизмов кораблей проекта 887 установлены на специальные амортизаторы или имеют покрытия, снижающие уровень вибрации.

Максимальная подводная скорость для подлодок проекта 17 узлов, надводная – 10 узлов.

Подлодки проекта вооружены шестью 533-мм торпедными аппаратами, два из которых могут вести огонь телеуправляемыми торпедами. Боекомплект составляет 18 торпед.

Лодки проекта 877 оснащаются устройством быстрого заряжания торпед, которое в несколько раз повышает скорость стрельбы. Это дает субмаринам значительное преимущество в дуэльной ситуации.

Для борьбы с летательными аппаратами противника лодки оснащены выдвижным зенитным комплексом, разработанным на базе ПЗРК «Стрела-3».

Подлодки этого проекта имеют БИУС «Мурена». Она позволяет следить одновременно пятью целями, причем две из них ведутся в автоматическом режиме, а три – в ручном. Эта система обеспечивает внесение поправок в связи с движением цели и точное наведение на нее торпед.

Лодки этого проекта оборудованы активной и пассивной РЛС, которые могут работать и в надводном, и в перископном режиме.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

warways.ru

Подводные лодки проекта 877 «Палтус» — WiKi

Подводные лодки проекта 877 «Па́лтус» — серия советских и российских подводных лодок, построенных в 1982—2000 годах. Эти лодки также часто называют «Варшавянка», так как первоначально предполагалось оснащение ими ВМС стран Варшавского договора.

Основные характеристики Кодификация НАТО Скорость (надводная) Скорость (подводная) Рабочая глубина погружения Предельная глубина погружения Автономность плавания Экипаж Размеры Водоизмещение надводное Водоизмещение подводное Длина наибольшая(по КВЛ) Ширина корпуса наиб. Средняя осадка(по КВЛ) Силовая установка Вооружение Торпедно-минное вооружение Ракетное вооружение ПВО
ДПЛ проекта 877 «Палтус»
INS Sindhughosh (S55) модификации 877ЭКМ
«Kilo»
10 узлов
17-19 узлов
240 м
350 м
45 суток
57 человек
2300 т
3040 т
72,6 (впоследствии 73,8) м
9,9 м
6,2 м

Дизель-электрическая с полным электродвижением:

  • 2 дизель-генератора по 1000…1500 кВт,
  • главный электродвигатель 4 050…5 500 л.с.,
  • электродвигатель экономичного хода мощностью 190 л.с.,
  • два резервных электродвигателя по 102 л.с.,
  • один малошумный шестилопастный низкооборотный винт фиксированного шага,
  • 2 аккумуляторные батареи по 120 элементов
6 носовых ТА калибра 533 мм, нормально — заряженных, с автоматическим заряжанием, 18 торпед или 24 мины
Калибр напр. B-187, Club-S модификация 08773
На лодках ВМФ России: «Стрела-3М», «Игла-1», «Верба»
 Категория на Викискладе

История

Возросшие к 1970-м годам возможности гидроакустических средств привели к лёгкому обнаружению подводных лодок по акустическому полю,[1] и советские конструкторы стали уделять вопросам снижения шумности первостепенное внимание. Так как шумность подводных лодок проекта 641Б, относящихся ко второму поколению, снизить не удалось, то было принято решение создать принципиально новый корабль, в связи с чем в конструкторском бюро «Рубин» под руководством Ю. Н. Кормилицина была начата разработка проекта дизельных подводных лодок третьего поколения. В соответствии с заданием, проектирующаяся лодка должна была гарантированно выигрывать дуэльную ситуацию у любой подводной лодки данного класса, что достигалось оптимальным сочетанием малошумности, дальности средств обнаружения, быстродействия и мощности оружия.[2] Изначально в проект были заложены большие возможности для последующих модернизаций.

Строительство велось двумя сериями, значительно отличающимися по характеристикам. В составе ВМФ СССР все лодки были отнесены к проекту 877, а экспортные — одна серия обозначалась как проект 877Э и 877ЭКМ, вторая — проект 636.

В 1979 году на заводе им. Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре был заложен головной корабль проекта, который вступил в строй в 1982 году. Впоследствии корабли проекта 877 выпускались на судостроительных заводах в Ленинграде (Адмиралтейские верфи) и Горьком (Красное Сормово).

Конструкция

Корпус

Корпус лодки впервые в СССР был выполнен в «дирижабельной» форме с оптимальным с точки зрения обтекаемости удлинением и с минимумом забортных отверстий. Соотношение длины к ширине составило чуть больше 7. Выбранная форма позволила повысить скорость подводного хода и снизить шумность, за счёт ухудшения мореходности в надводном положении.

Лодка имеет традиционную для советской школы подводного кораблестроения двухкорпусную конструкцию. Лёгкий корпус ограничивает развитую носовую оконечность, в верхней части которой находятся торпедные аппараты, а нижнюю занимает развитая основная антенна гидроакустического комплекса «Рубикон-М».

Ограждение выдвижных устройств находится над вторым отсеком и выполняет обычные свои функции — ходовой мостик, воздухозабор, обтекание и защита перископов, антенн и прочих подъёмно-мачтовых устройств, там же находится герметичный кранец для ПЗРК «Стрела-3М».

Прочный корпус разделён на шесть отсеков:

  • Первый отсек делится на три палубы. Верхняя занята торпедным оружием, средняя — жилая, в нижней — первая группа аккумуляторов.
  • Второй отсек также трёхпалубный. На верхней палубе — центральный пост, под ним — вторая палуба , на которой располагается рубка радиста и штурманская рубка. Через этот же отсек проходят все выдвижные устройства.
  • Третий отсек — трёхпалубный, жилой. Две палубы заняты помещениями экипажа, а нижняя — второй группой аккумуляторной батареи.
  • Четвёртый отсек — дизель-генераторный.
  • Пятый отсек — электромоторный. Из этого отсека выпускается кормовой аварийный буй.
  • Шестой отсек — кормовой, в нём находятся электродвигатель экономичного хода и приводы рулей, кормовой люк.

Силовая установка

Подводные лодки проекта 877 имеют одновальную энергетическую установку, реализованную по принципу полного электродвижения. Два дизеля типа 4-2ДЛ42М имеют мощность по 1000 кВт при частоте вращения 700 об./мин, и работают совместно с генераторами типа ПГ-142. Гребной электродвигатель модели ПГ-101 имеет мощность 4040 кВт на 500 об./мин и дублируется электродвигателем экономического хода типа ПГ-140 (139 кВт на 150 об./мин).[3] Два резервных движителя типа «винт в трубе» находятся в полукольцевых тоннелях в кормовой части внутри лёгкого корпуса лодки[4] и приводятся во вращение резервными электродвигателями ПГ-168 (2x 75 кВт при 650 об./мин).[3]

Аккумуляторная батарея типа 446 состоит из двух групп по 120 элементов в каждой, и размещена на нижних палубах 1-го и 3-го отсеков. Её энергоёмкости хватает на 400 миль подводного хода при скорости 3 узла. Запас хода под РДП составляет 6000 миль на 7 узлах.

Обитаемость

На 57 членов экипажа имеется 45 спальных мест, расположенных в каютах первого и третьего отсеков. Ввиду отсутствия необходимого числа спальных мест, в пунктах базирования экипаж располагается в казармах.

Вооружение

Лодки проекта получили автоматизированный комплекс вооружения. В состав вооружения вошли 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, до 18 торпед или 24 мины. В советское время на кораблях устанавливался оборонительный ЗРК «Стрела-3», который мог использоваться в надводном положении.

Модификации

877ЛПМБ

Основная статья: Б-800 «Калуга»

Подводная лодка Б-800 «Калуга», построенная в 1989 году[5], получила экспериментальный гребной винт из особого сплава «Аврора», имеющий 7 лопастей Г-образной формы. Также на лодке был оборудован спасательный люк, позволяющий эвакуироваться из субмарины с глубины до 250 метров. Оборудование электромеханической боевой части (БЧ-5) было переработано, главный гребной электродвигатель и двигатель экономичного хода были более низкооборотными, а значит и более тихими, чем на двух головных лодках проекта Б-401 и Б-402. На лодке было установлено дополнительное штурманское оборудование. В результате модернизаций были несколько стеснены жилищные условия на лодке.

Входила в боевой состав Черноморского флота, затем была переведена на Северный флот[5]. В ожидании ремонта подводная лодка простояла у причала судостроительного завода «Звёздочка» 9 лет[5]. Ремонтные работы начались в 2011 году и закончены в 2012 году. Входит в состав Кольской флотилии разнородных сил Северного флота (пункт базирования Полярный)[5][6].

877В

  Схема проекта 877В

Субмарина Б-871 «Алроса» базового проекта 877 была оснащена экспериментальным водомётным движителем вместо винта. Проект получил шифр 877В, а лодка после модернизации стала самой тихой лодкой проекта.

877Э

Для поставки на экспорт был разработан изменённый вариант проекта, получивший шифр 877Э (Экспортный). Он отличается главным образом в части оснащения оборудованием и не комплектуется ПЗРК.

877ЭКМ

На базе экспортной модификации 877Э был разработан вариант проекта 877ЭК (Экспортный Капиталистический[7]), который не пошёл в производство и был доработан, получив шифр 877ЭКМ (Экспортный Капиталистический Модернизированный). Основной акцент при модернизации был сделан на обеспечение работы механизмов лодки в тропических условиях. По проекту 877ЭКМ в 1983—2000 годах было построено 18 субмарин.

С 2004 года подводная лодка ВМС Индии «Синдукирти» проходит ремонт и модернизацию в Визакхапатнаме, возвращение в состав флота планируется в 2014—2015 годах[8]. Основной целью проекта является увеличение возможностей национальных компаний в проведении модернизации подводных лодок[8].

08773

Доработанный для ВМС Индии проект 877ЭКМ получил шифр 08773. Отличия заключались в установке ракетной системы Club-S, системой управления ракетами Lama-ER, нового гидроакустического комплекса МГK-400ЭM (MGK-EM), усовершенствованных систем управления и обслуживания. Лодки этой и последующих модификаций получили натовское обозначение «Improved Kilo».

636

На базе проекта 877ЭКМ для китайских ВМС был разработан проект 636 «Варшавянка», отличающийся оборудованием и доработками корпуса. Для проекта 636 специально разработано около трёх десятков наименований компонентов оснащения. В результате усовершенствования проекта 636 возник проект 636М.

Сравнительная характеристика

Лодки проекта 877 являются самыми малошумными российскими субмаринами, что объясняется отсутствием как шумных турбозубчатых агрегатов и мощных насосов, характерных для АПЛ, так и весьма шумных дизельных двигателей надводного хода. Уменьшение шумности агрегатов дополнено выверенной обтекаемой формой и гидроакустическим покрытием корпуса. На западе «Варшавянка» получила уважительное прозвище «Чёрная дыра» за высокую скрытность. Шумность лодки на 2-5 узлах 80-90 Дб на 1 Па на расстоянии 1 м[9][10]

Иностранные визиты

В мае 1994 года подводная лодка «Б-459» (Северный флот) совершила деловой заход в базу подводных сил Великобритании Госпорт. Это был первый после Второй мировой войны заход подводной лодки СССР и РФ в Великобританию.

В мае-июне 2001 года подводная лодка «Вологда» (Северный флот) находилась с официальным визитом в Великобритании на 100-летии военно-морской базы Фаслейн.

В октябре 2002 года подводная лодка «Могоча» (Тихоокеанский флот) в составе отряда боевых кораблей находилась с официальным визитом в Японии. Участвовала в международном параде на 50-летии сил самообороны Японии.

21-25 мая 2009 года подводная лодка Б-471 «Магнитогорск» (Северный флот) участвовала в торжественных мероприятиях, посвящённых 100-летию подводных сил Норвегии.[11]

Представители

До 2006 года было построено 24 подводных лодки для ВМФ СССР и России, а также 29 лодок на экспорт.[12] По состоянию на 2016 год, строительство кораблей продолжается в модификации 636.3, заказано шесть лодок для Черноморского флота, столько же для Тихоокеанского флота, и ряд экспортных — для Вьетнама и Алжира. В марте 2014 года от покупки данных подлодок отказалась Индонезия.

Примечания

  1. ↑ Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», 2008. — Т. 1. — С. 69. — 336 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0146-4.
  2. ↑ Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», 2008. — Т. 1. — С. 71. — 336 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0146-4.
  3. ↑ 1 2 Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», 2009. — Т. 2. — С. 232-233. — 280 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0153-7.
  4. ↑ Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», 2009. — Т. 2. — С. 241. — 280 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0153-7.
  5. ↑ 1 2 3 4 Дизельная подлодка «Калуга» в 2012 году вернется в боевой состав Северного флота после модернизации. ИТАР-ТАСС (22/11/2011). Проверено 16 декабря 2011. Архивировано 3 марта 2012 года.
  6. ↑ Подводная лодка «Калуга» прибыла в базу после дальнего похода : Министерство обороны Российской Федерации
  7. ↑ А. С. Николаев. Проект 877 «Палтус» (NATO – “Kilo”).. «Штурм Глубины». deepstorm.ru (2002-2011). Проверено 9 августа 2011. Архивировано 3 марта 2012 года.
  8. ↑ 1 2 armstass.su
  9. ↑ пр.877 / пр.636 — KILO / Improved KILO | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945 г.)
  10. ↑ What is known about the character of noise created by submarines? Appendix 1 — The Future of Russia’s Strategic Nuclear Forces — by Eugene Miasnikov, Center for Arms Control, …
  11. ↑ Подводная лодка «Магнитогорск» Северного флота принимает участие в праздновании 100-летия подводных сил Норвегии, severnyflot.ru, 21.05.09
  12. ↑ Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», 2008. — Т. 1. — С. 72. — 336 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0146-4.

Ссылки

ru-wiki.org

Подводные лодки проекта 877 ЭКМ. Тактико‑технические характеристики

12:1714.08.2013

(обновлено: 12:23 14.08.2013)

582630

"Синдуракшак", подлодка проекта 877 ЭКМ (по классификации НАТО - Kilo), отремонтированная и модернизирована в российском северодвинском центре судоремонта "Звездочка", 29 апреля 2013 года пришла в Мумбаи. В ночь на среду на борту подлодки произошел взрыв, после чего начался пожар.

Подводная лодка (ПЛ) проекта 877ЭКМ — экспортная модификация российской подводной лодки проекта 877 "Палтус".

По классификации НАТО кораблям проекта присвоено условное обозначение "Кило".

ПЛ предназначена для ведения противолодочных и антикорабельных операций по защите баз ВМФ, решения общих разведывательных и патрульных задач.

Юрий Долгорукий - АПЛ проекта БорейКатастрофы и ЧП на подводных лодках в мире в 2008‑2013 годахРазработкой подводной лодки проекта 877 занимались конструкторы ЦКБ "Рубин" во главе с Юрием Кормилицыным, совместно с НИИ им. Крылова с 1974 года.

Основной особенностью проекта 877ЭКМ ("экспортный коммерческий модернизированный") стала возможность эксплуатации и функционирования механизмов и оборудования в тропических условиях.

На ПЛ принята одновальная схема движительной установки, осесимметричная форма корпуса, оптимизировано соотношение его длины и диаметра.

Внутренний прочный корпус подводной лодки разделен водонепроницаемыми переборками на шесть отсеков. В первом ‑ носовом ‑ отсеке находятся торпедные аппараты, во втором ‑ аккумуляторные батареи и главный командный пост. Третий отсек ‑ жилой, двухпалубный, включает камбуз и каюты. В четвертом отсеке стоят дизель‑генераторы, в пятом ‑ гребные электродвигатели. В хвостовом отсеке расположены электромоторы экономического хода и резервная силовая установка.

Силовая установка состоит из нескольких мощных электромоторов, позволяя ПЛ этого типа передвигаться только под электромоторами, без использования дизеля.

Большинство механизмов ПЛ снабжено вибропоглощающими покрытиями и установлено на амортизаторах или специальных платформах.

Шестилопастной гребной винт со сниженными до 250 оборотами в минуту значительно снижает уровень шума, оставляя противолодочным силам противника меньше шансов обнаружить субмарину с помощью шумопеленгаторов.

Лодки получили усовершенствованную навигационную систему. Для контроля за воздушной обстановкой и поиска надводных целей служит радиолокационная станция, помимо нее есть средства, обнаруживающие излучение чужих радаров. Гидроакустическая аппаратура ‑ двух видов. Активная ‑ посылает импульсы и по эхо‑сигналам определяет, где находятся цели и каковы их характеристики. Пассивный гидролокатор фиксирует посылки чужих сонаров (средство звукового обнаружения подводных объектов с помощью акустического излучения), ничем себя не обнаруживая. Сведения со всех постов и средств наблюдения поступают в многоцелевую боевую информационно‑управляющую систему, перерабатываются компьютером и передаются в распоряжение командира, в главный командный пост.

ПЛ проекта 877ЭКМ получила автоматизированный комплекс вооружения. Шесть торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра, расположенные в носовом отсеке, могут снаряжаться и минами. В боекомплект входит до 18 торпед или 24 мины, при необходимости их число варьируется. Аппаратами управляют дистанционно, из главного командного пункта.

ПЛ обладают отличными модернизационными возможностями, что позволяет переоснащать их новым оборудованием, радиоэлектронным вооружением и оружием, включая ракетное, при очередном ремонте.

Всего с 1983 года по 2000 год было построено 18 ПЛ проекта 877ЭКМ. Головные подводные лодки проекта были переданы ВМС Польши и Индии в апреле 1986 года. Головная подводная лодка модернизированного проекта с ракетным комплексом Club‑S была построена на ОАО "Адмиралтейские верфи" (Санкт‑Петербург) в 2000 году и после успешного завершения испытаний также передана ВМС Индии.

Тактико‑технические характеристики:

Предельная глубина погружения ПЛ ‑ 300 метров.

Скорость полного подводного хода — 17 узлов.

Дальность плавания в подводном положении экономической скоростью — 400 миль.

Автономность — 45 суток.

Численность экипажа — 52 человека.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ria.ru

Подводные лодки проекта 877 «Палтус» — Википедия

Основные характеристики Кодификация НАТО Скорость (надводная) Скорость (подводная) Рабочая глубина погружения Предельная глубина погружения Автономность плавания Экипаж Размеры Водоизмещение надводное Водоизмещение подводное Длина наибольшая(по КВЛ) Ширина корпуса наиб. Средняя осадка(по КВЛ) Силовая установка Вооружение Торпедно-минное вооружение Ракетное вооружение ПВО
ДПЛ проекта 877 «Палтус»
ДЭПЛ "Владикавказ" проекта 877
«Kilo»
10 узлов
17-19 узлов
240 м
350 м
45 суток
57 человек
2300 т
3040 т
72,6 (впоследствии 73,8) м
9,9 м
6,2 м

Дизель-электрическая с полным электродвижением:

  • 2 дизель-генератора по 1000…1500 кВт,
  • главный электродвигатель 4 050…5 500 л.с.,
  • электродвигатель экономичного хода мощностью 190 л.с.,
  • два резервных электродвигателя по 102 л.с.,
  • один малошумный шестилопастный низкооборотный винт фиксированного шага,
  • 2 аккумуляторные батареи по 120 элементов
6 носовых ТА калибра 533 мм, нормально — заряженных, с автоматическим заряжанием, 18 торпед или 24 мины
Калибр напр. B-187, Club-S модификация 08773
На лодках ВМФ России: «Стрела-3М», «Игла-1», «Верба»
 Категория на Викискладе

Подводные лодки проекта 877 «Па́лтус» — серия советских и российских подводных лодок, построенных в 1982—2000 годах. Эти лодки также часто называют «Варшавянка», так как первоначально предполагалось оснащение ими ВМС стран Варшавского договора.

История

Возросшие к 1970-м годам возможности гидроакустических средств привели к лёгкому обнаружению подводных лодок по акустическому полю,[1] и советские конструкторы стали уделять вопросам снижения шумности первостепенное внимание. Так как шумность подводных лодок проекта 641Б, относящихся ко второму поколению, снизить не удалось, то было принято решение создать принципиально новый корабль, в связи с чем в конструкторском бюро «Рубин» под руководством Ю. Н. Кормилицина была начата разработка проекта дизельных подводных лодок третьего поколения. В соответствии с заданием, проектирующаяся лодка должна была гарантированно выигрывать дуэльную ситуацию у любой подводной лодки данного класса, что достигалось оптимальным сочетанием малошумности, дальности средств обнаружения, быстродействия и мощности оружия.[2] Изначально в проект были заложены большие возможности для последующих модернизаций.

Строительство велось двумя сериями, значительно отличающимися по характеристикам. В составе ВМФ СССР все лодки были отнесены к проекту 877, а экспортные — одна серия обозначалась как проект 877Э и 877ЭКМ, вторая — проект 636.

В 1979 году на заводе им. Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре был заложен головной корабль проекта, который вступил в строй в 1982 году. Впоследствии корабли проекта 877 выпускались на судостроительных заводах в Ленинграде (Адмиралтейские верфи) и Горьком (Красное Сормово).

Видео по теме

Конструкция

Корпус

Корпус лодки впервые в СССР был выполнен в «дирижабельной» форме с оптимальным с точки зрения обтекаемости удлинением и с минимумом забортных отверстий. Соотношение длины к ширине составило чуть больше 7. Выбранная форма позволила повысить скорость подводного хода и снизить шумность, за счёт ухудшения мореходности в надводном положении.

Лодка имеет традиционную для советской школы подводного кораблестроения двухкорпусную конструкцию. Лёгкий корпус ограничивает развитую носовую оконечность, в верхней части которой находятся торпедные аппараты, а нижнюю занимает развитая основная антенна гидроакустического комплекса «Рубикон-М».

Ограждение выдвижных устройств находится над вторым отсеком и выполняет обычные свои функции — ходовой мостик, воздухозабор, обтекание и защита перископов, антенн и прочих подъёмно-мачтовых устройств, там же находится герметичный кранец для ПЗРК «Стрела-3М».

Прочный корпус разделён на шесть отсеков:

  • Первый отсек делится на три палубы. Верхняя занята торпедным оружием, средняя — жилая, в нижней — первая группа аккумуляторов.
  • Второй отсек также трёхпалубный. На верхней палубе — центральный пост, под ним — вторая палуба , на которой располагается рубка радиста и штурманская рубка. Через этот же отсек проходят все выдвижные устройства.
  • Третий отсек — трёхпалубный, жилой. Две палубы заняты помещениями экипажа, а нижняя — второй группой аккумуляторной батареи.
  • Четвёртый отсек — дизель-генераторный.
  • Пятый отсек — электромоторный. Из этого отсека выпускается кормовой аварийный буй.
  • Шестой отсек — кормовой, в нём находятся электродвигатель экономичного хода и приводы рулей, кормовой люк.

Силовая установка

Подводные лодки проекта 877 имеют одновальную энергетическую установку, реализованную по принципу полного электродвижения. Два дизеля типа 4-2ДЛ42М имеют мощность по 1000 кВт при частоте вращения 700 об./мин, и работают совместно с генераторами типа ПГ-142. Гребной электродвигатель модели ПГ-101 имеет мощность 4040 кВт на 500 об./мин и дублируется электродвигателем экономического хода типа ПГ-140 (139 кВт на 150 об./мин).[3] Два резервных движителя типа «винт в трубе» находятся в полукольцевых тоннелях в кормовой части внутри лёгкого корпуса лодки[4] и приводятся во вращение резервными электродвигателями ПГ-168 (2x 75 кВт при 650 об./мин).[3]

Аккумуляторная батарея типа 446 состоит из двух групп по 120 элементов в каждой, и размещена на нижних палубах 1-го и 3-го отсеков. Её энергоёмкости хватает на 400 миль подводного хода при скорости 3 узла. Запас хода под РДП составляет 6000 миль на 7 узлах.

Обитаемость

На 57 членов экипажа имеется 45 спальных мест, расположенных в каютах первого и третьего отсеков. Ввиду отсутствия необходимого числа спальных мест, в пунктах базирования экипаж располагается в казармах.

Вооружение

Лодки проекта получили автоматизированный комплекс вооружения. В состав вооружения вошли 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, до 18 торпед или 24 мины. В советское время на кораблях устанавливался оборонительный ЗРК «Стрела-3», который мог использоваться в надводном положении.

Модификации

877ЛПМБ

Подводная лодка Б-800 «Калуга», построенная в 1989 году[5], получила экспериментальный гребной винт из особого сплава «Аврора», имеющий 7 лопастей Г-образной формы. Также на лодке был оборудован спасательный люк, позволяющий эвакуироваться из субмарины с глубины до 250 метров. Оборудование электромеханической боевой части (БЧ-5) было переработано, главный гребной электродвигатель и двигатель экономичного хода были более низкооборотными, а значит и более тихими, чем на двух головных лодках проекта Б-401 и Б-402. На лодке было установлено дополнительное штурманское оборудование. В результате модернизаций были несколько стеснены жилищные условия на лодке.

Входила в боевой состав Черноморского флота, затем была переведена на Северный флот[5]. В ожидании ремонта подводная лодка простояла у причала судостроительного завода «Звёздочка» 9 лет[5]. Ремонтные работы начались в 2011 году и закончены в 2012 году. Входит в состав Кольской флотилии разнородных сил Северного флота (пункт базирования Полярный)[5][6].

877В

Схема проекта 877В

Субмарина Б-871 «Алроса» базового проекта 877 была оснащена экспериментальным водомётным движителем вместо винта. Проект получил шифр 877В, а лодка после модернизации стала самой тихой лодкой проекта.

877Э

Для поставки на экспорт был разработан изменённый вариант проекта, получивший шифр 877Э (Экспортный). Он отличается главным образом в части оснащения оборудованием и не комплектуется ПЗРК.

877ЭКМ

На базе экспортной модификации 877Э был разработан вариант проекта 877ЭК (Экспортный Капиталистический[7]), который не пошёл в производство и был доработан, получив шифр 877ЭКМ (Экспортный Капиталистический Модернизированный). Основной акцент при модернизации был сделан на обеспечение работы механизмов лодки в тропических условиях. По проекту 877ЭКМ в 1983—2000 годах было построено 18 субмарин.

С 2004 года подводная лодка ВМС Индии «Синдукирти» проходит ремонт и модернизацию в Визакхапатнаме, возвращение в состав флота планируется в 2014—2015 годах[8]. Основной целью проекта является увеличение возможностей национальных компаний в проведении модернизации подводных лодок[8].

08773

Доработанный для ВМС Индии проект 877ЭКМ получил шифр 08773. Отличия заключались в установке ракетной системы Club-S, системой управления ракетами Lama-ER, нового гидроакустического комплекса МГK-400ЭM (MGK-EM), усовершенствованных систем управления и обслуживания. Лодки этой и последующих модификаций получили натовское обозначение «Improved Kilo».

636

На базе проекта 877ЭКМ для китайских ВМС был разработан проект 636 «Варшавянка», отличающийся оборудованием и доработками корпуса. Для проекта 636 специально разработано около трёх десятков наименований компонентов оснащения. В результате усовершенствования проекта 636 возник проект 636М.

Сравнительная характеристика

Лодки проекта 877 являются самыми малошумными российскими субмаринами, что объясняется отсутствием как шумных турбозубчатых агрегатов и мощных насосов, характерных для АПЛ, так и весьма шумных дизельных двигателей надводного хода. Уменьшение шумности агрегатов дополнено выверенной обтекаемой формой и гидроакустическим покрытием корпуса. На западе «Варшавянка» получила уважительное прозвище «Чёрная дыра» за высокую скрытность. Шумность лодки на 2-5 узлах 80-90 Дб на 1 Па на расстоянии 1 м[9][10]

Иностранные визиты

В мае 1994 года подводная лодка «Б-459» (Северный флот) совершила деловой заход в базу подводных сил Великобритании Госпорт. Это был первый после Второй мировой войны заход подводной лодки СССР и РФ в Великобританию.

В мае-июне 2001 года подводная лодка «Вологда» (Северный флот) находилась с официальным визитом в Великобритании на 100-летии военно-морской базы Фаслейн.

В октябре 2002 года подводная лодка «Могоча» (Тихоокеанский флот) в составе отряда боевых кораблей находилась с официальным визитом в Японии. Участвовала в международном параде на 50-летии сил самообороны Японии.

21-25 мая 2009 года подводная лодка Б-471 «Магнитогорск» (Северный флот) участвовала в торжественных мероприятиях, посвящённых 100-летию подводных сил Норвегии.[11]

Представители

До 2006 года было построено 24 подводных лодки для ВМФ СССР и России, а также 29 лодок на экспорт.[12] По состоянию на 2016 год, строительство кораблей продолжается в модификации 636.3, заказано шесть лодок для Черноморского флота, столько же для Тихоокеанского флота, и ряд экспортных — для Вьетнама и Алжира. В марте 2014 года от покупки данных подлодок отказалась Индонезия.

Примечания

  1. ↑ Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», 2008. — Т. 1. — С. 69. — 336 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0146-4.
  2. ↑ Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», 2008. — Т. 1. — С. 71. — 336 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0146-4.
  3. ↑ 1 2 Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», 2009. — Т. 2. — С. 232-233. — 280 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0153-7.
  4. ↑ Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», 2009. — Т. 2. — С. 241. — 280 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0153-7.
  5. ↑ 1 2 3 4 Дизельная подлодка «Калуга» в 2012 году вернется в боевой состав Северного флота после модернизации. ИТАР-ТАСС (22/11/2011). Проверено 16 декабря 2011. Архивировано 3 марта 2012 года.
  6. ↑ Подводная лодка «Калуга» прибыла в базу после дальнего похода : Министерство обороны Российской Федерации
  7. ↑ А. С. Николаев. Проект 877 «Палтус» (NATO – “Kilo”).. «Штурм Глубины». deepstorm.ru (2002-2011). Проверено 9 августа 2011. Архивировано 3 марта 2012 года.
  8. ↑ 1 2 armstass.su
  9. ↑ пр.877 / пр.636 — KILO / Improved KILO | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945 г.)
  10. ↑ What is known about the character of noise created by submarines? Appendix 1 — The Future of Russia’s Strategic Nuclear Forces — by Eugene Miasnikov, Center for Arms Control, …
  11. ↑ Подводная лодка «Магнитогорск» Северного флота принимает участие в праздновании 100-летия подводных сил Норвегии, severnyflot.ru, 21.05.09
  12. ↑ Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», 2008. — Т. 1. — С. 72. — 336 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0146-4.

Ссылки

wikipedia.green

Подводные лодки проекта 877 «Палтус» Википедия

Основные характеристики Кодификация НАТО Скорость (надводная) Скорость (подводная) Рабочая глубина погружения Предельная глубина погружения Автономность плавания Экипаж Размеры Водоизмещение надводное Водоизмещение подводное Длина наибольшая(по КВЛ) Ширина корпуса наиб. Средняя осадка(по КВЛ) Силовая установка Вооружение Торпедно-минное вооружение Ракетное вооружение ПВО
ДПЛ проекта 877 «Палтус»
ДЭПЛ "Владикавказ" проекта 877
«Kilo»
10 узлов
17-19 узлов
240 м
350 м
45 суток
57 человек
2300 т
3040 т
72,6 (впоследствии 73,8) м
9,9 м
6,2 м

Дизель-электрическая с полным электродвижением:

  • 2 дизель-генератора по 1000…1500 кВт,
  • главный электродвигатель 4 050…5 500 л.с.,
  • электродвигатель экономичного хода мощностью 190 л.с.,
  • два резервных электродвигателя по 102 л.с.,
  • один малошумный шестилопастный низкооборотный винт фиксированного шага,
  • 2 аккумуляторные батареи по 120 элементов
6 носовых ТА калибра 533 мм, нормально — заряженных, с автоматическим заряжанием, 18 торпед или 24 мины
Калибр напр. B-187, Club-S модификация 08773
На лодках ВМФ России: «Стрела-3М», «Игла-1», «Верба»
 Категория на Викискладе

Подводные лодки проекта 877 «Па́лтус» — серия советских и российских подводных лодок, построенных в 1982—2000 годах. Эти лодки также часто называют «Варшавянка», так как первоначально предполагалось оснащение ими ВМС стран Варшавского договора.

История

Возросшие к 1970-м годам возможности гидроакустических средств привели к лёгкому обнаружению подводных лодок по акустическому полю,[1] и советские конструкторы стали уделять вопросам снижения шумности первостепенное внимание. Так как шумность подводных лодок проекта 641Б, относящихся ко второму поколению, снизить не удалось, то было принято решение создать принципиально новый корабль, в связи с чем в конструкторском бюро «Рубин» под руководством Ю. Н. Кормилицина была начата разработка проекта дизельных подводных лодок третьего поколения. В соответствии с заданием, проектирующаяся лодка должна была гарантированно выигрывать дуэльную ситуацию у любой подводной лодки данного класса, что достигалось оптимальным сочетанием малошумности, дальности средств обнаружения, быстродействия и мощности оружия.[2] Изначально в проект были заложены большие возможности для последующих модернизаций.

Строительство велось двумя сериями, значительно отличающимися по характеристикам. В составе ВМФ СССР все лодки были отнесены к проекту 877, а экспортные — одна серия обозначалась как проект 877Э и 877ЭКМ, вторая — проект 636.

В 1979 году на заводе им. Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре был заложен головной корабль проекта, который вступил в строй в 1982 году. Впоследствии корабли проекта 877 выпускались на судостроительных заводах в Ленинграде (Адмиралтейские верфи) и Горьком (Красное Сормово).

Конструкция

Корпус

Корпус лодки впервые в СССР был выполнен в «дирижабельной» форме с оптимальным с точки зрения обтекаемости удлинением и с минимумом забортных отверстий. Соотношение длины к ширине составило чуть больше 7. Выбранная форма позволила повысить скорость подводного хода и снизить шумность, за счёт ухудшения мореходности в надводном положении.

Лодка имеет традиционную для советской школы подводного кораблестроения двухкорпусную конструкцию. Лёгкий корпус ограничивает развитую носовую оконечность, в верхней части которой находятся торпедные аппараты, а нижнюю занимает развитая основная антенна гидроакустического комплекса «Рубикон-М».

Ограждение выдвижных устройств находится над вторым отсеком и выполняет обычные свои функции — ходовой мостик, воздухозабор, обтекание и защита перископов, антенн и прочих подъёмно-мачтовых устройств, там же находится герметичный кранец для ПЗРК «Стрела-3М».

Прочный корпус разделён на шесть отсеков:

  • Первый отсек делится на три палубы. Верхняя занята торпедным оружием, средняя — жилая, в нижней — первая группа аккумуляторов.
  • Второй отсек также трёхпалубный. На верхней палубе — центральный пост, под ним — вторая палуба , на которой располагается рубка радиста и штурманская рубка. Через этот же отсек проходят все выдвижные устройства.
  • Третий отсек — трёхпалубный, жилой. Две палубы заняты помещениями экипажа, а нижняя — второй группой аккумуляторной батареи.
  • Четвёртый отсек — дизель-генераторный.
  • Пятый отсек — электромоторный. Из этого отсека выпускается кормовой аварийный буй.
  • Шестой отсек — кормовой, в нём находятся электродвигатель экономичного хода и приводы рулей, кормовой люк.

Силовая установка

Подводные лодки проекта 877 имеют одновальную энергетическую установку, реализованную по принципу полного электродвижения. Два дизеля типа 4-2ДЛ42М имеют мощность по 1000 кВт при частоте вращения 700 об./мин, и работают совместно с генераторами типа ПГ-142. Гребной электродвигатель модели ПГ-101 имеет мощность 4040 кВт на 500 об./мин и дублируется электродвигателем экономического хода типа ПГ-140 (139 кВт на 150 об./мин).[3] Два резервных движителя типа «винт в трубе» находятся в полукольцевых тоннелях в кормовой части внутри лёгкого корпуса лодки[4] и приводятся во вращение резервными электродвигателями ПГ-168 (2x 75 кВт при 650 об./мин).[3]

Аккумуляторная батарея типа 446 состоит из двух групп по 120 элементов в каждой, и размещена на нижних палубах 1-го и 3-го отсеков. Её энергоёмкости хватает на 400 миль подводного хода при скорости 3 узла. Запас хода под РДП составляет 6000 миль на 7 узлах.

Обитаемость

На 57 членов экипажа имеется 45 спальных мест, расположенных в каютах первого и третьего отсеков. Ввиду отсутствия необходимого числа спальных мест, в пунктах базирования экипаж располагается в казармах.

Вооружение

Лодки проекта получили автоматизированный комплекс вооружения. В состав вооружения вошли 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, до 18 торпед или 24 мины. В советское время на кораблях устанавливался оборонительный ЗРК «Стрела-3», который мог использоваться в надводном положении.

Модификации

877ЛПМБ

Подводная лодка Б-800 «Калуга», построенная в 1989 году[5], получила экспериментальный гребной винт из особого сплава «Аврора», имеющий 7 лопастей Г-образной формы. Также на лодке был оборудован спасательный люк, позволяющий эвакуироваться из субмарины с глубины до 250 метров. Оборудование электромеханической боевой части (БЧ-5) было переработано, главный гребной электродвигатель и двигатель экономичного хода были более низкооборотными, а значит и более тихими, чем на двух головных лодках проекта Б-401 и Б-402. На лодке было установлено дополнительное штурманское оборудование. В результате модернизаций были несколько стеснены жилищные условия на лодке.

Входила в боевой состав Черноморского флота, затем была переведена на Северный флот[5]. В ожидании ремонта подводная лодка простояла у причала судостроительного завода «Звёздочка» 9 лет[5]. Ремонтные работы начались в 2011 году и закончены в 2012 году. Входит в состав Кольской флотилии разнородных сил Северного флота (пункт базирования Полярный)[5][6].

877В

Схема проекта 877В

Субмарина Б-871 «Алроса» базового проекта 877 была оснащена экспериментальным водомётным движителем вместо винта. Проект получил шифр 877В, а лодка после модернизации стала самой тихой лодкой проекта.

877Э

Для поставки на экспорт был разработан изменённый вариант проекта, получивший шифр 877Э (Экспортный). Он отличается главным образом в части оснащения оборудованием и не комплектуется ПЗРК.

877ЭКМ

На базе экспортной модификации 877Э был разработан вариант проекта 877ЭК (Экспортный Капиталистический[7]), который не пошёл в производство и был доработан, получив шифр 877ЭКМ (Экспортный Капиталистический Модернизированный). Основной акцент при модернизации был сделан на обеспечение работы механизмов лодки в тропических условиях. По проекту 877ЭКМ в 1983—2000 годах было построено 18 субмарин.

С 2004 года подводная лодка ВМС Индии «Синдукирти» проходит ремонт и модернизацию в Визакхапатнаме, возвращение в состав флота планируется в 2014—2015 годах[8]. Основной целью проекта является увеличение возможностей национальных компаний в проведении модернизации подводных лодок[8].

08773

Доработанный для ВМС Индии проект 877ЭКМ получил шифр 08773. Отличия заключались в установке ракетной системы Club-S, системой управления ракетами Lama-ER, нового гидроакустического комплекса МГK-400ЭM (MGK-EM), усовершенствованных систем управления и обслуживания. Лодки этой и последующих модификаций получили натовское обозначение «Improved Kilo».

636

На базе проекта 877ЭКМ для китайских ВМС был разработан проект 636 «Варшавянка», отличающийся оборудованием и доработками корпуса. Для проекта 636 специально разработано около трёх десятков наименований компонентов оснащения. В результате усовершенствования проекта 636 возник проект 636М.

Сравнительная характеристика

Лодки проекта 877 являются самыми малошумными российскими субмаринами, что объясняется отсутствием как шумных турбозубчатых агрегатов и мощных насосов, характерных для АПЛ, так и весьма шумных дизельных двигателей надводного хода. Уменьшение шумности агрегатов дополнено выверенной обтекаемой формой и гидроакустическим покрытием корпуса. На западе «Варшавянка» получила уважительное прозвище «Чёрная дыра» за высокую скрытность. Шумность лодки на 2-5 узлах 80-90 Дб на 1 Па на расстоянии 1 м[9][10]

Иностранные визиты

В мае 1994 года подводная лодка «Б-459» (Северный флот) совершила деловой заход в базу подводных сил Великобритании Госпорт. Это был первый после Второй мировой войны заход подводной лодки СССР и РФ в Великобританию.

В мае-июне 2001 года подводная лодка «Вологда» (Северный флот) находилась с официальным визитом в Великобритании на 100-летии военно-морской базы Фаслейн.

В октябре 2002 года подводная лодка «Могоча» (Тихоокеанский флот) в составе отряда боевых кораблей находилась с официальным визитом в Японии. Участвовала в международном параде на 50-летии сил самообороны Японии.

21-25 мая 2009 года подводная лодка Б-471 «Магнитогорск» (Северный флот) участвовала в торжественных мероприятиях, посвящённых 100-летию подводных сил Норвегии.[11]

Представители

До 2006 года было построено 24 подводных лодки для ВМФ СССР и России, а также 29 лодок на экспорт.[12] По состоянию на 2016 год, строительство кораблей продолжается в модификации 636.3, заказано шесть лодок для Черноморского флота, столько же для Тихоокеанского флота, и ряд экспортных — для Вьетнама и Алжира. В марте 2014 года от покупки данных подлодок отказалась Индонезия.

Примечания

  1. ↑ Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», 2008. — Т. 1. — С. 69. — 336 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0146-4.
  2. ↑ Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», 2008. — Т. 1. — С. 71. — 336 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0146-4.
  3. ↑ 1 2 Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», 2009. — Т. 2. — С. 232-233. — 280 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0153-7.
  4. ↑ Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», 2009. — Т. 2. — С. 241. — 280 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0153-7.
  5. ↑ 1 2 3 4 Дизельная подлодка «Калуга» в 2012 году вернется в боевой состав Северного флота после модернизации. ИТАР-ТАСС (22/11/2011). Проверено 16 декабря 2011. Архивировано 3 марта 2012 года.
  6. ↑ Подводная лодка «Калуга» прибыла в базу после дальнего похода : Министерство обороны Российской Федерации
  7. ↑ А. С. Николаев. Проект 877 «Палтус» (NATO – “Kilo”).. «Штурм Глубины». deepstorm.ru (2002-2011). Проверено 9 августа 2011. Архивировано 3 марта 2012 года.
  8. ↑ 1 2 armstass.su
  9. ↑ пр.877 / пр.636 — KILO / Improved KILO | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945 г.)
  10. ↑ What is known about the character of noise created by submarines? Appendix 1 — The Future of Russia’s Strategic Nuclear Forces — by Eugene Miasnikov, Center for Arms Control, …
  11. ↑ Подводная лодка «Магнитогорск» Северного флота принимает участие в праздновании 100-летия подводных сил Норвегии, severnyflot.ru, 21.05.09
  12. ↑ Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», 2008. — Т. 1. — С. 72. — 336 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0146-4.

Ссылки

wikiredia.ru

О российской подлодке проекта 877 "Палтус"

Дизель-электрическая подводная лодка «Владикавказ» проекта 877, шифр«Палтус» - является пятой в серии из семи подводных лодок, построенных на заводе «Красное Сормово» в городе Горьком (ныне - Нижний Новгород) для ВМС СССР.

Фото: www.korabli.eu

Подводная лодка была заложена под именем «Б-459», строительный номер 608, 25 февраля 1988 года. Спущена на воду 29 апреля 1990 года. 28 сентября 1990 года принята в состав ВМФ.

Первоначально подлодка входила в боевой состав Черноморского флота, в 1991 году была перебазирована на Северный флот.

ДЭПЛ проекта 877 были спроектированы Центральным конструкторским бюро морской техники «Рубин».

Подводные лодки этого проекта предназначены для борьбы с надводными и подводными кораблями, постановки минных заграждений, ведения разведки. Они являются одними из наиболее малошумных серийных подводных лодок.

02 августа 1997 года экипаж субмарины подписал шефское соглашение с администрацией Северной Осетии и корабль получил свое нынешнее наименование «Владикавказ» в честь столицы республики.

До 2008 года подлодка несла службу в составе Краснознаменного Северного флота.

ДЭПЛ «Владикавказ» прибыла на ЦС «Звездочка» для проведения среднего ремонта и модернизации в 2008 году. Государственный контракт на ремонт субмарины был заключен в 2011 году и корабелами «Звездочки» были развернуты полномасштабные работы по возвращению субмарины в строй.

19 сентября 2014 года состоялся вывод из эллинга и спуск на воду. В 2015 году на «Владикавказе» начнутся швартовные испытания, и в начале лета 2015 года с открытием навигации в Белом море корабль выйдет в море для выполнения программы заводских ходовых испытаний.

Передача военно-морскому флоту ДЭПЛ «Владикавказ» состоится в 2015 года, после чего корабль будет нести службу в течение следующих десяти лет.

Фото: www.korabli.eu

Основные характеристики ДЭПЛ проекта 877

Водоизмещение, тонн:       надводное – 2300;  подводное – 3040     
Длина наибольшая, м 72,6
Ширина наибольшая, м 9,9
Средняя осадка, м 6,2
Скорость, узлов: надводная – 10;  подводная - от 17 до 19
Глубина погружения, м: рабочая – 240;  предельная – 350
Автономность плавания, суток 45
Экипаж, человек 57
Силовая установка:
Дизель-электрическая с полным электродвижением:2 дизель-генератора по 1000…1500 кВт;  главный электродвигатель 4 050…5 500 л.с.;  электродвигатель экономичного хода мощностью 190 л.с.;  два резервных электродвигателя по 102 л.с.;  один малошумный шестилопастный низкооборотный винт фиксированного шага;  2 аккумуляторные батареи по 120 элементов.
Вооружение:
Торпедно-минное вооружение:6 носовых ТА калибра 533 мм, нормально — заряженных, с автоматическим заряжанием,  18 торпед или  24 мины.
Ракетное вооружение:Бирюза ЗМ-54Э1 (Club-S, модификация 08773)
ПВО:«Стрела-ЗМ» или  «Игла-1»

www.arms-expo.ru

Подводные лодки проекта 877 «Палтус»

ДПЛ проекта 877 «Палтус» Основные характеристики Размеры Силовая установка Вооружение Изображения на Викискладе
INS Sindhughosh (S55) модификации 877ЭКМ
Классификация НАТО «Kilo»
Скорость (надводная) 10 узлов
Скорость (подводная) 17-19 узлов
Рабочая глубина погружения 240 м
Предельная глубина погружения 350 м
Автономность плавания 45 суток
Экипаж 57 человек
Водоизмещение надводное 2300 т
Водоизмещение подводное 3040 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 72,6 (впоследствии 73,8) м
Ширина корпуса наиб. 9,9 м
Средняя осадка (по КВЛ) 6,2 м

Дизель-электрическая с полным электродвижением:

  • 2 дизель-генератора по 1000…1500 кВт,
  • главный электродвигатель 4 050…5 500 л.с.,
  • электродвигатель экономичного хода мощностью 190 л.с.,
  • два резервных электродвигателя по 102 л.с.,
  • один малошумный шестилопастный низкооборотный винт фиксированного шага,
  • 2 аккумуляторные батареи по 120 элементов
Торпедно-минное вооружение 6 носовых ТА калибра 533 мм, нормально — заряженных, с автоматическим заряжанием, 18 торпед или 24 мины
Ракетное вооружение Бирюза ЗМ-54Э1 (Club-S, модификация 08773)
ПВО На лодках ВМФ России: «Стрела-ЗМ» или «Игла-1»

Подводные лодки проекта 877 «Па́лтус» — серия советских и российских подводных лодок, построенных в 1982—2000 годах. Эти лодки также часто называют «Варшавянка», так как первоначально предполагалось оснащение ими ВМС стран Варшавского договора.

История

Возросшие к 1970-м годам возможности гидроакустических средств привели к лёгкому обнаружению подводных лодок по акустическому полю,[1] и советские конструкторы стали уделять вопросам снижения шумности первостепенное внимание. Так как шумность подводных лодок проекта 641Б, относящихся ко второму поколению, снизить не удалось, то было принято решение содать принципиально новый корабль, в связи с чем в конструкторском бюро «Рубин» под руководством Ю. Н. Кормилицина была начата разработка проекта дизельных подводных лодок третьего поколения. В соответствии с заданием, проектирующаяся лодка должна была гарантированно выигрывать дуэльную ситуацию у любой подводной лодки данного класса, что достигалось оптимальным сочетанием малошумности, дальности средств обнаружения, быстродействия и мощности оружия.[2] Изначально в проект были заложены большие возможности для последующих модернизаций.

Строительство велось двумя сериями, значительно отличающимися по характеристикам. В составе ВМФ СССР все лодки были отнесены к проекту 877, а экспортные — одна серия обозначалась как проект 877Э и 877ЭКМ, вторая — проект 636.

В 1979 году на заводе им. Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре был заложен головной корабль проекта, который вступил в строй в 1982 году. Впоследствии корабли проекта 877 выпускались на судостроительных заводах в Ленинграде и Горьком.

Конструкция

Корпус

Корпус лодки впервые в СССР был выполнен в «дирижабельной» форме с оптимальным с точки зрения обтекаемости удлинением и с минимумом забортных отверстий. Соотношение длины к ширине составило чуть больше 7. Выбранная форма позволила повысить скорость подводного хода и снизить шумность, за счёт ухудшения мореходности в надводном положении.

Лодка имеет традиционную для советской школы подводного кораблестроения двухкорпусную конструкцию. Лёгкий корпус ограничивает развитую носовую оконечность, в верхней части которой находятся торпедные аппараты, а нижнюю занимает развитая основная антенна гидроакустического комплекса «Рубикон-М».

Ограждение выдвижных устройств находится над вторым отсеком и выполняет обычные свои функции — ходовой мостик, воздухозабор, обтекание и защита перископов, антенн и прочих подъёмно-мачтовых устройств, там же находится герметичный кранец для ПЗРК «Стрела-3М».

Прочный корпус разделён на шесть отсеков:

  • Первый отсек делится на три палубы. Верхняя занята торпедным оружием, средняя — жилая, в нижней — первая группа аккумуляторов.
  • Второй отсек также трёхпалубный. На верхней палубе — центральный пост, под ним — вторая палуба , на которой распологается рубка радиста и рубка одного из помощника штурмана. Через этот же отсек проходят все выдвижные устройства.
  • Третий отсек — трёхпалубный, жилой. Две палубы заняты помещениями экипажа, а нижняя — второй группой аккумуляторной батареи.
  • Четвёртый отсек — дизель-генераторный.
  • Пятый отсек — электромоторный. Из этого отсека выпускается кормовой аварийный буй.
  • Шестой отсек — кормовой, в нём находятся электродвигатель экономического хода и приводы рулей, кормовой люк.

Силовая установка

Подводные лодки проекта 877 имеют одновальную энергетическую установку, реализованную по принципу полного электродвижения. Два дизеля типа 4-2ДЛ42М имеют мощность по 1000 кВт при частоте вращения 700 об./мин, и работают совместно с генераторами типа ПГ-142. Гребной электродвигатель модели ПГ-101 имеет мощность 4040 кВт на 500 об./мин и дублируется электродвигателем экономического хода типа ПГ-140 (139 кВт на 150 об./мин).[3] Два резервных движителя типа «винт в трубе» находятся в полукольцевых тоннелях в кормовой части внутри лёгкого корпуса лодки[4] и приводятся во вращение резервными электродвигателями ПГ-168 (2x 75 кВт при 650 об./мин).[3]

Аккумуляторная батарея типа 446 состоит из двух групп по 120 элементов в каждой, и размещена на нижних палубах 1-го и 3-го отсеков. Её энергоёмкости хватает на 400 миль подводного хода при скорости 3 узла. Запас хода под РДП составляет 6000 миль на 7 узлах.

Обитаемость

Вооружение

Лодки проекта получили автоматизированный комплекс вооружения. В состав вооружения вошли 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, до 18 торпед или 24 мины. В советское время на кораблях устанавливался оборонительный ЗРК «Стрела-3», который мог использоваться в надводном положении.

Модификации

877ЛПМБ

Основная статья: Б-800 «Калуга»

Подводная лодка Б-800 «Калуга», построенная в 1989 году[5], получила экспериментальный гребной винт из особого сплава «Аврора», имеющий 7 лопастей Г-образной формы. Также на лодке был оборудован спасательный люк, позволяющий эвакуироваться из субмарины с глубины до 250 метров. Оборудование БЧ-5 было переработано, главный гребной электродвигатель и двигатель экономичного хода были более низкооборотными, а значит и более тихими, чем на двух головных лодках проекта Б-401 и Б-402. На лодке было установлено дополнительное штурманское оборудование. В результате модернизаций были несколько стеснены жилищные условия на лодке.

Входила в боевой состав Черноморского флота, затем была переведена на Северный флот.[5] В ожидании ремонта подводная лодка простояла у причала предприятия «Звёздочки» 9 лет.[5] Ремонтные работы начались только в 2011 году.[5]

877В

Схема проекта 877В

Субмарина Б-871 «Алроса» базового проекта 877 была оснащена экспериментальным водомётным движителем вместо винта. Проект получил шифр 877В, а лодка после модернизации стала самой тихой лодкой проекта.

877Э

Для поставки на экспорт был разработан изменённый вариант проекта, получивший шифр 877Э (Экспортный). Он отличается главным образом в части оснащения оборудованием и не комплектуется ракетами ЗРК.

877ЭКМ

На базе экспортной модификации 877Э был разработан вариант проекта 877ЭК (Экспортный Капиталистический[6]), который не пошёл в производство и был доработан, получив шифр 877ЭКМ (Экспортный Капиталистический Модернизированный). Основной акцент при модернизации был сделан на обеспечение работы механизмов лодки в тропических условиях. По проекту 877ЭКМ в 1983—2000 годах было построено 18 субмарин.

С 2004 года подводная лодка ВМС Индии «Синдукирти» проходит ремонт и модернизацию в Вишкапатнаме, возвращение в состав флота планируется в 2014—2015 годах.[7] Основной целью проекта является увеличение возможностей национальных компаний в проведении модернизации подводных лодок.[7]

08773

Доработанный для ВМС Индии проект 877ЭКМ получил шифр 08773. Отличия заключались в установке ракетной системы Club-S ASCM, системой управления ракетами Lama-ER, нового гидроакустического комплекса МГK-400ЭM (MGK-EM), усовершенствованных систем управления и обслуживания. Лодки этой и последующих модификаций получили натовское обозначение «Improved Kilo».

636

На базе проекта 877ЭКМ для китайских ВМС был разработан проект 636 «Варшавянка», отличающийся устанавливаемым оборудованием и доработками корпуса. Для проекта 636 было специально разработано около трёх десятков наименований компонентов оснащения. В результате усовершенствования проекта 636 возник проект 636М.

Сравнительная характеристика

Лодки проекта 877 являются самыми малошумными российскими субмаринами, что объясняется отсутствием как шумных турбозубчатых агрегатов и мощных насосов, характерных для атомарин, так и весьма шумных дизельных двигателей надводного хода. Уменьшение шумности агрегатов дополнено выверенной обтекаемой формой и гидроакустическим покрытием корпуса. На западе «Варшавянка» получила уважительное прозвище «Чёрная дыра» за высокую скрытность. Шумность лодки на 2-5 узлах 80-90 Дб на 1 Па на расстоянии 1 м[8][9]

Иностранные визиты

В мае-июне 2001 года лодка КСФ «Вологда» пребывала с официальным визитом в Великобританию, на 100-летие базы Фаслейн. В октябре 2002 года подлодка «Могоча» из состава КТОФ в составе ОБК пребывала с официальным визитом в Японии. Участвовала в международном параде на 50-летии сил самообороны Японии.

21-25 мая 2009 года подводная лодка Б-471 «Магнитогорск» участвовала в торжественных мероприятиях, посвященных 100-летию подводных сил Норвегии.[10]

Представители

До 2006 года было построено 24 подводных лодки для ВМФ СССР и России, а также 29 лодок на экспорт.[11] По состоянию на 2011 год строительство кораблей продолжается в модификации 636.3, заказано шесть лодок для Черноморского флота и ряд экспортных — для Вьетнама.

Примечания

  1. ↑ Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», 2008. — Т. 1. — С. 69. — 336 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0146-4
  2. ↑ Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», 2008. — Т. 1. — С. 71. — 336 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0146-4
  3. ↑ 1 2 Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», 2009. — Т. 2. — С. 232-233. — 280 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0153-7
  4. ↑ Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», 2009. — Т. 2. — С. 241. — 280 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0153-7
  5. ↑ 1 2 3 4 Дизельная подлодка «Калуга» в 2012 году вернется в боевой состав Северного флота после модернизации. ИТАР-ТАСС (22/11/2011). Архивировано из первоисточника 3 марта 2012. Проверено 16 декабря 2011.
  6. ↑ А. С. Николаев Проект 877 «Палтус» (NATO – “Kilo”).. «Штурм Глубины». deepstorm.ru (2002-2011). Архивировано из первоисточника 3 марта 2012. Проверено 9 августа 2011.
  7. ↑ 1 2 armstass.su
  8. ↑ пр.877 / пр.636 — KILO / Improved KILO | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945 г.)
  9. ↑ http://www.armscontrol.ru/subs/snf/snf03221.htm
  10. ↑ Подводная лодка «Магнитогорск» Северного флота принимает участие в праздновании 100-летия подводных сил Норвегии, severnyflot.ru, 21.05.09
  11. ↑ Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», 2008. — Т. 1. — С. 72. — 336 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0146-4

Ссылки

dic.academic.ru