82-мм миномет обр. 1937 г. – оружие Победы. 82 мм


82-мм миномет обр. 1937 г. - оружие Победы

82-мм миномет образ­ца 1937 г. – первый советский серийный ба­тальонный миномет.

Предназначался для подавления огневых точек, поражения жи­вой силы, разрушения проволочных заграж­дений и уничтожения материальной части противника, располо­женных за укрытиями и недоступных для настильного стрелко­вого и артиллерийско­го огня, а также распо­ложенных открыто.

Предшественником миномета обр. 1937 г. был миномет обр. 1936 г. Он создан в 1934 году конструк­торами так называемой группы Д, пред­ставлявшей собой структурное подраз­деление Газодинамической лаборатории Артиллерийского НИИ. Руководил группой инженер Н. А. Доровлев. В 1935 году миномет успешно прошел полигонные испытания и в 1936-м был принят на во­оружение Красной армии. Конструкция 82-мм миномета обр. 1936 г. стала базовой для создания всех последующих советских батальонных минометов.

В 1937 году в конструкцию миномета внесли изменения с целью повышения технологичности и боевой эффективности. В частности была изменена форма опорной плиты – она стала круглой. Данный образец получил индекс ГАУ 52-М-832Ш и в том же году был принят на вооружение. 82-мм батальонный миномет обр. 1941 г. (индекс ГАУ 52-М-832М) – отличался от обр. 1937 г. наличием отделяемого колесного хода, опорной плитой арочной конструкции (по типу 120-мм миномета), а также двуно­гой иной конструкции.

Колеса надевались на полуоси ног двуноги и при стрельбе снимались. 82-мм бата­льонный миномет обр. 1943 г. (индекс ГАУ 52-М-832С) – модификация обр.1941 г.

В ходе модернизации была изменена конструкция двуноги, колеса и крепления прицела.

Расчет 82-мм миномета обр. 1941 г. под командованием гвардии сержанта Т. Савченко на огневой позиции. 33-я гвардейская стрелковая дивизия, излучина Дона, август 1942 года.

Миномет состоит из ствола, двуноги-лафета, опорной плиты и прицельных приспособле­ний. Ствол миномета служит для сообщения мине требуемого направления полета. Для производства выстрела мина опускается стабилизатором (хвостом) в дульную часть ствола. Под влиянием собственного веса она скользит по каналу ствола вниз и на­калывается капсюлем хвостового патрона (основного заряда), находящегося в трубке стабилизатора мины, на боек, ввинченный в дно казенника. Огонь капсюля воспламе­няет пороховой заряд хвостового патрона. Пороховые газы прорывают картонную оболочку гильзы и через огнепередаточ­ные отверстия трубки стабилизатора вы­ходят в канал ствола, где создают давление, под действием которого мина выбрасыва­ется из ствола миномета. Хвостовой патрон является наименьшим зарядом, поэтому при стрельбе только с одним хвостовым патроном дальность стрельбы наименьшая (от 100 до 475 м). Для увеличения дальности стрельбы применяются дополнительные за­ряды, которые укрепляются между перьями стабилизатора или надеваются на трубку стабилизатора мины. При выстреле прорывающиеся из трубки стабилизато­ра пороховые газы хвостового патрона воспламеняют дополнительные заряды, от сгорания которых давление в канале ствола увели­чивается, и мина выбрасывается из ствола с большей скоростью и, следовательно, на большую дальность. Для обеспечения наи­лучшей гибкости огня тратится несколько дополнительных зарядов. Двунога-лафет служит для поддерживания ствола, при­дания ему требуемого угла возвышения и выполнения горизонтальной наводки. Поэтому на двуноге-лафете помещены все механизмы на­водки: подъемный, поворотный и ме­ханизм горизонтирования. Двунога-лафет соединяется со стволом при по­мощи обоймы.

В момент выстрела силу отдачи вос­принимает прямо­угольная опорная плита мембранного типа, которая при выстреле вдавлива­ется в грунт. За счет осадки грунта ствол при выстреле имеет возможность немного перемещать­ся назад,увлекая двуногу. Для умень­шения силы удара (толчка), который при этом испыты­вает двунога-лафет и который разру­шительно действует на прицельные приспособления и механизмы наводки, двунога соединена со стволом пружинным амортизатором, смягчающим удар на двуногу-лафет.

В качестве прицельных приспособлений на миномете используется механический минометный прицел МПБ-82.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  • Угол вертикального наведения, град.: от 45 до 85
  • Угол горизонтального наведения при работе поворотного механизма, град.: ±3
  • Угол горизонтального наведения при переноске двуноги, град.: ±30
  • Масса миномета в боевом положении, кг: 56
  • Масса вьюка с тремя лотками (9 мин), кг: 47
  • Масса вьюка со стволом, кг: 19
  • Масса вьюка с двуногой, кг: 20
  • Масса вьюка с опорной плитой, кг: 22
  • Масса прицела с футляром, кг: 1,5

Источник: ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ СТРАН МИРА, №20, 2014

Загрузка...

sayga12.ru

82-мм миномёт БМ-37 - это... Что такое 82-мм миномёт БМ-37?

МП-37. На дульной части был установлен предохранитель от двойного заряжания

82-мм миномёт БМ-37 (индекс ГАУ 52-М-832Ш) — советский батальонный 82-мм миномёт образца 1936 года.

Этот миномёт был разработан группой Н. А. Доровлёва после изучения советскими военными специалистами 81-мм миномётов Стокса-Брандта, захваченных в ходе приграничного инцидента на границе с Китаем в 1929 г.

Выбор калибра обуславливался тем, что мины 81-мм миномётов иностранных армий могли быть использованы при стрельбе из советских миномётов, в то время как 82-мм отечественные миномётные мины не были пригодны для стрельбы из миномётов иностранных армий.

Рабочие чертежи 82-мм миномёта были отправлены Н.А. Доровлёвым в Артиллерийское управление РККА 29 ноября 1931 года. 7 января 1932 года был дан заказ на изготовление пяти 82-мм миномётов, их полигонные испытания начались 17 июня 1933 года.

Оружие сочетало достаточную эффективность выстрела с возможностью переноски пехотинцами: миномёт весил 61 кг и разбирался для переноски на три части — ствол (вес во вьюке — 19 кг), двунога (20 кг) и опорная плита (22 кг). Помимо самого миномёта расчет нес боеприпасы к нему — лоток с тремя минами весил 12 кг, вьюк с двумя лотками — 26 кг. Дальность стрельбы составляла 3,1 км при начальной скорости мины 211 м/с. Скорострельность миномёта составляла до 25 выстрелов в минуту, причем опытный расчет мог поразить цель с 3-4 выстрелов. Сравнительные испытания с 81-мм миномётом чехословацкого производства показали превосходство советского оружия.

Малосерийное производство 82-мм миномётов началось в 1935—1936 годах (к 1 ноября 1936 года было изготовлено 73 шт.), объемы их выпуска увеличиваются с начала 1940 года — в соответствии с Постановлением ЦК ВКП(б) «Об увеличении производства миномётов и мин» от 30.01.1940. Тем не менее, в требуемых масштабах 82-мм миномёты армия начала получать только перед началом Великой Отечественной войны[1].

В процессе производства в 1935—1943 годы в конструкцию были внесены некоторые изменения, направленные на повышение технологичности и боевых характеристик.

К началу Великой Отечественной войны в Красной Армии насчитывалось 14 200 шт. 82-мм миномётов[2]

После окончания Второй Мировой войны 82-мм миномёты состояли на вооружении армий ряда социалистических государств, в частности:

В начале 1970-х годов миномёт был снят с вооружения Советской армии и заменен на новые облегчённые по весу миномёты обр. 1981 г. 2Б14 «Поднос». Однако во время чеченской войны миномёты этого типа вновь достали со складов.

Тактико-технические данные

  • Тип: 82-мм миномёт обр. 1936 г.
  • Угол ГН при работе поворотного механизма, град: ±3
  • Угол ГН при переноске двуноги, град: ±30
  • Вес вьюка с тремя лотками (9 мин), кг: 47
  • Вес ствола с вьюком, кг: 19,0
  • Вес двуноги с вьюком, кг: 24,5
  • Вес опорной плиты с вьюком, кг: 24,2

Боеприпасы

Для стрельбы из 82-мм миномёта применялись осколочно-фугасные, осколочные шестипёрые и десятипёрые мины и дымовые шестипёрые мины, а также агитационная мина.

  • 82-мм осколочная шестипёрая мина О-832 весила 3,31 кг (снаряженная дополнительными зарядами — 3,4 кг) и несла 400 грамм взрывчатки. Взрыв мины давал 400—600 осколков, обеспечивавших поражение живой силы в радиусе шести метров от места разрыва.
  • 82-мм осколочная десятипёрая мина О-832Д также весила 3,31 кг (снаряженная дополнительными зарядами — 3,4 кг) и несла 400 грамм взрывчатки.
  • 82-мм дымовая шестипёрая мина Д-832 весила 3,67 кг.
  • 82-мм агитационная мина А-832 весила 4,6 кг.

На практике, в ходе Великой Отечественной войны из миномёта вели огонь не только штатными 82-мм советскими, но и трофейными 81-мм немецкими, а также поставлявшимися по ленд-лизу 81-мм американскими минами (требовалось лишь составить таблицы с поправкой к данным прицела)[3].

Варианты

  •  СССР - выпускался в нескольких модификациях:
  • 82-мм миномёт обр. 1936 года;
  • 82-мм миномёт обр. 1937 года;
  • 82-мм миномёт обр. 1941 года;
  • 82-мм миномёт обр. 1943 года;
  •  КНР — 82-мм миномёт «тип 53» (Type 53)
  •  Египет — 82-мм миномёт «Хелван М-69» (Helwan M-69)

Интересные факты

  • в ходе боев на Крымском перешейке в октябре 1941 года, в качестве подвижного огневого резерва бойцы 106-й стрелковой дивизии РККА применили 82-мм миномёты, установленные на автомашинах. «Миномёты устанавливали в кузовах автомашин ЗИС, подкладывая под них для амортизации во время перевозок и стрельбы старые автомобильные покрышки. Покрышки намертво крепились как ко дну кузова, так и к самим миномётам… Это новшество было рождено практической необходимостью и оно оправдало себя в тяжелых оборонительных боях»[4]
  • летом 1942 года в Ленинграде был построен и направлен на испытания ещё один самоходный 82-мм миномёт, установленный в бронемашине на базе ГАЗ-ММ[5].
  • 82 мм миномёт МП-37

  • 82-мм миномёт "тип 53"

  • Корпуса шестипёрой и десятипёрой мины

Примечания

  1. ↑ Г. К. Жуков. Воспоминания и размышления. (7-е изд.) Том I. М., изд-во АПН, 1986. стр.256
  2. ↑ В. А. Анфилов. Крестный путь к «белоснежным полям под Москвой» // В. А. Анфилов, Ф. И. Голиков. Загадка 1941 года. О войне под разными ракурсами. Под редакцией д.и.н., проф. Ю. В. Рубцова. М., «Вече», 2005. стр.115
  3. ↑ Алексей Исаев. Советская пехота в бою. Мансур Абдулин и его подразделение. // Мансур Абдулин. От Сталинграда до Днепра. М., «Яуза» — ЭКСМО, 2005.
  4. ↑ А. Н. Первушин. Дороги, которые мы выбираем. М., изд-во ДОСААФ. 1974. стр.75
  5. ↑ ЦАМО РФ, фонд 81, опись 12038, дело № 58, стр.75

Ссылки

dic.academic.ru

Мобильный 82-мм миномёт на базе мотовездехода РМ-500 6х4 » Военное обозрение

На состоявшемся в июне 2015 года в подмосковной Кубинке Первом Международном военно-техническом форуме «Армия-2015» широкой общественности был продемонстрирован 82-мм миномет 2Б24, размещенный на шасси мотовездехода РМ-500 6х4. Новый метод транспортировки был предложен российским военным Центральным научно-исследовательским институтом «Буревестник», входящим в корпорацию «Уралвагонзавод». До этого момента переноска 82-мм миномета 2Б24 производилась исключительно в разобранном виде, с распределением отдельных частей миномета и боекомплекта между пятью номерами его расчета.

Генеральный директор предприятия Георгий Закаменных в интервью журналистам РИА «Новости» отметил, что установка миномета на новое шасси в состоянии резко повысить мобильность огневого средства за счет увеличения скорости передвижения по местности до 80 км/ч, а также сокращения времени развертывания миномета на огневой позиции за счет перевозки миномета уже в собранном состоянии. Помимо этого, такая модернизация позволяет сократить расчет, обслуживающий миномет, до двух человек. Еще одним преимуществом представленной разработки на базе шасси квадроцикла является то, что перевозимый боекомплект увеличивается более чем в 6 раз — с 6 мин до 40 мин.

В свое время 82-мм миномет 2Б24, входящий в российский самоходный комплекс 2К32 «Дева» на шасси МТ-ЛБ, был создан для вооружения горных и десантно-штурмовых бригад российской армии, а также частей морской пехоты ВМФ и ВДВ. По сравнению со своим предшественником (минометом «Поднос») новый миномет обладает опорной плитой кругового обстрела, в 1,5 раза большей дальностью ведения огня и возможностью использования более мощных боеприпасов.

82-мм миномет 2Б24 на базе шасси мотовездехода РМ-500 6х4 предназначен для поражения живой силы (в том числе в средствах индивидуальной бронезащиты), огневых средств, а также небронированной техники противника расположенных открыто или находящихся в неперекрытых укрытиях полевого типа, в том числе находящихся на обратных склонах высот и глубоких ущельях, в непосредственной близости к линии оброны. Также миномет может использоваться для задымления и ослепления огневых средств противника, постановки на поле боя дымовых завес и освещения местности в темное время суток. Транспортировка миномета с помощью мотовездехода обеспечивает быстрое реагирование при проведении локальных боевых операций с возможностью быстро сменить огневую позицию и перебросить минометный расчет или батарею на новое место.

Мотовездеход РМ-500 6х4

Мотовездеход РМ-500 6х4 — это модель предприятия «Русская механика». История предприятия неразрывно связана с развитием снегоходостроения в нашей стране. В 1971 году на базе «Рыбинского производственного объединения моторостроения» началось производство первого отечественного снегохода «Буран». Прошло уже более 40 лет, но выпуск этого легендарного снегохода продолжается. Сегодня «Русская механика» — это не только производство снегоходов, но и производство широкой номенклатуры мотовездеходной техники всесезонного цикла эксплуатации.

Презентация мотовездехода РМ-500 состоялась в рамках международного салона «Комплексная безопасность 2011». Стоит отметить, что это первый мотовездеход, который спроектирован и производится в Российской Федерации. На вездеход был получен необходимый сертификат соответствия. Поставками мотовездехода РМ-500 заинтересовались управление пограничной службы ФСБ России, МЧС России и другие покупатели.

Мотовездеход РМ-500 сочетает в себе лучшие качества туристических и утилитарных моделей. Его удлиненная колесная база обеспечивает машине устойчивость на высоких скоростях движения, а также безопасность при движении с пассажиром. Наличие 25-литрового бака для горючего и умеренный расход топлива обеспечивают квадроциклу запас хода до 200 км. Со временем на базе первого русского мотовездехода была создана грузовая версия, получившая обозначение РМ-500 4х6. Данная версия отличается наличием вместительной грузовой платформы объемом 500 литров. Грузовой мотовездеход позволяет перевозить до 400 кг различных грузов. Именно эта машина и была выбрана для транспортировки 82-мм миномета 2Б24. Гражданскую версию шестиколесного квадроцикла по достоинству могут оценить сельские жители, фермеры, владельцы загородных участков и дач, а также работники экстренных и коммунальных служб.

Технические характеристики РМ-500 4х6:

Габариты: длина — 3300 мм, ширина — 1245 мм, высота — 1290 мм.Колесная база — 2240 мм.Дорожный просвет — 290 мм.Сухой вес — 528 кг.Грузоподъемность — 590 кг.Силовая установка — четырехтактный одноцилиндровый двигатель объемом 503 см3.Максимальная мощность двигателя — 40,8 л.с.Трансмиссия — вариатор CVT. Передние и здание тормоза — гидравлические.Подвеска — независимая 2-рычажная с регулировкой жесткости. Емкость топливного бака — 25 литров.Запас хода — 200 км. Топливо — АИ-92.

82-мм миномет 2Б24

С основным предназначением миномета 2Б24 вы могли познакомиться в начале данной статьи. Также данный миномет может использоваться для решения следующих тактических задач:— разрушений траншей, окопов, ходов сообщения, а также легких деревоземляных сооружений противника;— проделывания проходов в проволочных заграждениях;— огневой поддержки и сопровождения частей пехоты;— целеуказания и пристрелки при помощи дымовых и осветительных мин;— задымления командных и наблюдательных пунктов, а также огневых точек противника, формирование дымовой завесы для пехоты, ведущей наступление на оборонительные рубежи противника;— освещение переднего края обороны и огневых точек противника, его командных и наблюдательных пунктов.

Для стрельбы из 82-мм миномета 2Б24 в российской армии используется следующая номенклатура боеприпасов: осколочные мины 3-O-26, O-832 Д, O-832 ДУ и З-О-12. Для решения отдельных огневых и тактических задач могут быть применены мины специального назначения: осветительные С-832 С, дымовые — Д-832ДУ и Д-832 А и агитационные — А-832 А. По желанию заказчика, с целью повышения мобильности и защищенности миномета и его расчета он может быть установлен на разнообразные гусеничные и колесные шасси.

Конструкционно 82-мм миномет 2Б24 представляет собой дульнозарядную гладкоствольную систему, которая состоит из ствола, лафета-двуноги, опорной плиты, прицельного приспособления и предохранителя от двойного заряжания. Ствол миномета 2Б24 предназначен для образования в заминном объеме баллистического давления и придания мине направления движения и начальной скорости. Для заряжания миномета мины с соответствующими задаче зарядами номера расчета опускают стабилизаторами в ствол с дульной его части. В казенной части ствола миномета имеется стреляюще-предохраняющий механизм, который обеспечивает накол капсюля мины при ее заряжании и безопасное разряжание миномета в случае осечки. Установленный на дульной части ствола миномета предохранитель от двойного заряжания исключает возможность помещения в ствол заряженного миномета еще одной мины, если предыдущая все еще находится в стволе.

Лафет-двунога выполняет роль опоры для минометного ствола в боевом положении и обеспечивает придание ему углов горизонтального и вертикального наведения на цель. Прицельное приспособление служит для точного наведения миномета при стрельбе как по видимым, так и по невидимым целям. Опорная плита передает на грунт силу отдачи миномета в момент выстрела и обеспечивает его устойчивое положение. Транспортировка миномета выполняется в штатной упаковке в любом виде транспорта, либо в разобранном виде в спецприспособлениях — вьюках — силами расчета, состоящего из 5 человек.

Благодаря скорострельности, увеличенной по сравнению с 2Б14-1 дальности стрельбы, использованию мины повышенного могущества (3-О-26), возможности быстрой разборки на составные части, новый 82-мм миномет 2Б24 позволяет подразделениям достигать высокого уровня маневренности в боевых условиях, успешно и своевременно решая поставленные боевые задачи в современных условиях ведении боя.

Как и другой отечественный миномет 2С12А, миномет 2Б24 оснащен новым шарниром сопряжения ствола с опорной плитой, что позволяет вести огонь по целям в любом направлении, только разворачивая ствол и переставляя опоры лафета. Допустимая скорострельность миномета составляет до 20 выстрелов в минуту. При этом для обеспечения приемлемого температурного режима минометного ствола и во избежание его деформации на казенной части было расположено оребрение-радиатор.

Являясь изначально носимым минометом, он может разбираться на три основных части, которые помещаются в специальные вьюки для переноски. При этом один из бойцов расчета несет на себе ствол, другой — опорную плиту, третий — двуногий лафет, а четвертый номер расчет несет на себе специальный рюкзак-вьюк для боезапаса. Без проведения каких-либо существенных изменений миномет 2Б24 может быть преобразован из носимого в самоходный. Для этого при помощи специального монтажного комплекта его можно установить в десантном отделении бронированного тягача МТ-ЛБ. Данный комплекс получил название 2К32 «Дева». Примечательно, что используемый для этого монтажный комплект 2Ф510-2 позволяет достаточно легко и быстро снять миномет с боевой машины и использовать в переносном варианте.

Основные технические характеристики 82-мм миномета 2Б24:

Максимальная дальность стрельбы (использование мины 3-О-26) — не менее 6000 м.Минимальная дальность стрельбы — 100 м. Максимальная начальная скорость мины — 320 м/с. Углы вертикального наведения миномета — 45-85 градусов.Углы горизонтального наведения с перестановкой двуноги — 360 градусов, без перестановки ±4 градуса. Максимальная скорострельность (без исправления наводки) — не менее 20 выстр./мин.Время перевода миномета из боевого положения в походное (и наоборот) — не более 30 с.Масса миномета в боевом положении с предохранителем от двойного заряжания и прицелом — 45 кг.Расчет миномета — 5 человек.

Источники информации:http://www.burevestnik.com/products/2b24.htmlhttp://www.russnegohod.ru/rm500_6x4.htmlhttp://ria.ru/defense_safety/20150715/1129913885.htmlhttp://vpk.name/news/75728_novyie_otechestvennyie_minometyi.html

topwar.ru

82-мм агитационная мина | Штыки в землю!

Перед началом Великой Отечественной войны в советских органах пропаганды наблюдался недостаток материально-технических средств: отсутствовали тактические средства пропаганды, боеприпасы для заброски агитматериала на ближние и средние дистанции.

Применявшиеся на тот момент 152-мм агитснаряды, наряду с авиационным способом заброски агитматериала, не решали весь спектр пропагандистских задач, были затратны в использовании, требовали привлечения тяжелой артиллерии и авиации. В конечном итоге это снижало быстроту реагирования пропагандистов на события на фронте, снижало скорость проведения агитационных мероприятий на различных участках фронта.

Требовались агитационные боеприпасы для легкой артиллерии или минометов. Выходом из положения явилось создание в 1941 году 82-мм агитационной минометной мины для батальонных минометов обр. 1936 г. и обр. 1937 г. 

82-мм миномет был спроектирован на базе 81,4-мм французского миномета фирмы «Стокс-Брандт», захваченного нашими частями во время боестолкновений на КВЖД в 1929 году (было захвачено несколько 81,4-ми минометов системы Стокса-Брандта и почти 10 000 мин к ним).  

Было принято решение скопировать миномет и с некоторыми изменениями запустить в производство в СССР. Наиболее важным конструктивным изменением явилось изменение калибра с 81,4 мм на 82 мм.

7 января 1932 г. на заводе «Красный Октябрь» был размещен опытный заказ на изготовление пяти 82-мм минометов. К полигонным испытаниям приступили в июне 1933 г. Стрельба велась трофейными минами с шестикрылыми стабилизаторами, захваченными у противника, так как отечественные боеприпасы оказались очень низкого качества. Впрочем, не лучшего качества были и сами минометы. В течение нескольких лет их конструкция постоянно совершенствовалась. Только в 1936 г. она приобрела более-менее законченный вид, что позволило начать мелкосерийное производство миномета. В результате к 1 ноября 1936 г. в стрелковых подразделениях Красной Армии находилось всего 73 82-мм батальонных миномета, хотя по штатам их полагалось иметь 2586. В этом же году миномет был принят на вооружение Красной Армии под наименованием «82-мм батальонный миномет обр. 1936 г.», что подстегнуло его производство. Начиная с 1937 г. выпуск миномета был налажен сразу на трех заводах —№7, 106 и 393, а с 1940 г. к этому процессу дополнительно были подключены предприятие «Красный Октябрь», Кировский и Горловский заводы. В 1937 г. уже было произведено 1587 82-мм минометов, в 1938 г. — 1188, в 1939 г. —1678. На первые три квартала 1940 г. было запланировано произвести рекордное количество 82-мм минометов — 6700. Такой объем производства советская промышленность освоить не смогла, но тем не менее к 1 августа 1940 г. все же было изготовлено 5543 миномета этого типа. Таким образом, подразделения Красной Армии получили в свое распоряжение более 10 000 минометов калибра 82 мм. 

   

В 1937 году миномет был модернизирован. В новом миномете высота ударника уменьшена с 26 до 8 мм, опорная плита сделана круглой, введены небольшие изменения в подъемный механизм, механизм оризонтирования и амортизатор (сделан больший ход пружины). Сделано более надежное крепление прицела. Модернизированный миномет получил наименование "82-мм батальонный миномет образца 1937 г.".82-мм миномет обр. 1937 г. выпускался и непрерывно модернизировался в течение всей Великой Отечественной войны.

Позже в результате модернизаций и упрощений появился миномет образца 1941 г. Он отличался от обр. 1937 г. наличием отделяемого колесного хода, опорной плитой арочной конструкции (как у 107-мм и 120-мм минометов), а также двуногой иной конструкции. Колеса надевались на полуоси ног двуноги и при стрельбе снимались.Конструктивные усовершенствования были подчинены технологическим возможностям производства и направлены на уменьшение веса миномета, трудозатрат при его изготовлении и улучшении маневренных характеристик. Миномет имел некоторые удобства при транспортировке по сравнению с минометом обр. 1937 г., но зато был менее устойчив при стрельбе и имел худшую кучность стрельбы.

С целью устранения недостатков 82-мм миномета обр. 1941 г. была проведена его модернизация. В ходе нее была изменена конструкция двуноги, колеса и крепления прицела. Модернизированный миномет получил название 82-мм миномет обр. 1943 г.

Минометы обр. 1937 г. в ходе Великой Отечественной войны производились параллельно с минометами обр. 1941 г. и обр. 1943 г. 

Именно для этих минометов в 1941 году была разработана шестиперая агитационная мина со стальным корпусом. Ей был присвоен индекс ГАУ 53-А-832. В 1942 году был создан вариант мины с корпусом из сталистого чугуна, которому был присвоен индекс 53-А-832А.

   

Устройство мины  53-А-832 было аналогично другим агитационным боеприпасам. В корпусе мины располагались листовки, зажатые между металлическими полуцилиндрами, вышибной заряд, обтюратор, верхний и нижний упоры. 

В отличие от обычных мин, в данном случае в качестве взрывателя применялась дистанционная трубка двойного действия.

Перед выстрелом трубка устанавливалась на определенное время срабатывания. После истечения установленного времени с момента выстрела пламя от дистанционной трубки воспламеняет вышибной заряд. Газы давят на обтюратор, полуцилиндры с листовками и, соответственно, на донный упор. В результате резьба хвостовой части сбивается, и хвостовая часть вылетает назад из корпуса мины. За ней - полуцилиндры с листовками. Полуцилиндры распадаются, и листовки оказываются в воздухе. 

Масса мины в снаряженном состоянии - 4,5 кг. С миной могут применяться все виды доп. зарядов, за исключением дальнобойного 4Д2. Мина за время серийного производства практически не видоизменялась и не модернизировалась, и до сих пор состоит на вооружении Российской армии.

Однако, принятая в 1941 году на вооружение РККА мина все же не покрыла все потребности в агитационных боеприпасах. Требовался более легкий и миниатюрный агитационный боеприпас, аналогичный немецким ружейным и пистолетным гранатам. И к 1942 г. на вооружение была принята агитационная граната ВАГ-42. 

    

   

   

 

Использованные материалы:

  1. http://www.russianarms.ru/forum/index.php?topic=6794.0 
  2. http://forum-antikvariat.ru/topic/24280--/
  3. http://forum.guns.ru/forummessage/42/49.html
  4. http://www.apeiron-games.ru/item/60
  5. Техническое описание и инструкция по эксплуатации 82-мм миномета 2Б14-1

agitka.su

82-мм миномет БМ-37 - это... Что такое 82-мм миномет БМ-37?

МП-37. На дульной части был установлен предохранитель от двойного заряжания

82-мм миномет БМ-37 — советский батальонный 82-мм миномёт образца 1937 года.

Этот миномет был разработан группой Н. А. Доровлёва после изучения советскими военными специалистами 81-мм миномётов Стокса-Брандта, захваченных в ходе приграничного инцидента на границе с Китаем в 1929 г.

Выбор калибра обуславливался тем, что мины 81-мм минометов иностранных армий могли быть использованы при стрельбе из советских миномётов, в то время как 82-мм отечественные минометные мины не были пригодны для стрельбы из миномётов иностранных армий.

Полигонные испытания минометов начались 17 июня 1933 года. Оружие сочетало достаточную эффективность выстрела с возможностью переноски пехотинцами: миномет весил 61 кг и разбирался для переноски на три части — ствол (вес во вьюке — 19 кг), двунога (20 кг) и опорная плита (22 кг). Помимо самого миномета расчет нес боеприпасы к нему — лоток с тремя минами весил 12 кг, вьюк с двумя лотками — 26 кг. Дальность стрельбы составляла 3,1 км при начальной скорости мины 211 м/с. Скорострельность миномета составляла до 25 выстрелов в минуту, причем опытный расчет мог поразить цель с 3-4 выстрелов. Сравнительные испытания с 81-мм минометом чехословацкого производства показали превосходство советского оружия.

Малосерийное производство 82-мм миномётов началось в 1935—1936 годах, однако с начала 1940 года — в соответствии с Постановлением ЦК ВКП(б) «Об увеличении производства минометов и мин» от 30.01.1940 — объемы их выпуска увеличиваются. Тем не менее, в требуемых масштабах 82-мм минометы армия начала получать только перед началом Отечественной войны[1].

В процессе производства в 1935—1943 годах подвергся некоторым изменениям, направленным на улучшении технологичности и боевых характеристик.

К началу Отечественной войны в Красной Армии насчитывалось 14 200 шт. 82-мм минометов[2]

После окончания Второй Мировой войны 82-мм минометы состояли на вооружении армий ряда социалистических стран.

В начале 1970-х годов миномет был снят с вооружения Советской армии и заменен на новые облегчённые по весу миномёты обр. 1981 г. 2Б14 «Поднос». Однако во время боевых действий в Чеченской войны минометы этого типа вновь достали со складов.

Боеприпасы

Для стрельбы из 82-мм миномета применялись осколочно-фугасные, осколочные шестипёрые и десятипёрые мины и дымовые шестипёрые мины, а также агитационная мина.

82-мм осколочная мина весила 3,31 кг (снаряженная дополнительными зарядами — 3,4 кг) и несла 400 грамм взрывчатки. Взрыв мины давал 400—600 осколков, обеспечивавших поражение живой силы в радиусе шести метров от места разрыва.

На практике, в ходе Великой Отечественной войны из миномета вели огонь не только штатными 82-мм советскими, но и трофейными 81-мм немецкими, а также поставлявшимися по ленд-лизу 81-мм американскими минами (требовалось лишь составить таблицы с поправкой к данным прицела)[3].

Тактико-технические данные

  • Тип: 82-мм миномет обр. 1936 г.
  • Калибр, мм: 82
  • Вес в боевом положении, кг: 67,7
  • Угол ГН при работе поворотного механизма, град: ±3
  • Угол ГН при переноске двуноги, град: ±30
  • Угол ВН, град: +45; +85
  • Скорострельность, выстр/мин: до 30
  • Макс. дальность стрельбы, м: 3000
  • Вес мины, кг: 3,31
  • Вес вьюка с тремя лотками (9 мин), кг: 47
  • Вес ствола с вьюком, кг: 19,0
  • Вес двуноги с вьюком, кг: 24,5
  • Вес опорной плиты с вьюком, кг: 24,2

Варианты

  • Египет — 82-мм миномет «Хелван М-69» (Helwan M-69)
  • Китайская Народная Республика — 82-мм миномет «тип 53» (Type 53)

Интересные факты

  • в ходе боев на Крымском перешейке в октябре 1941 года, в качестве подвижного огневого резерва бойцы 106-й стрелковой дивизии РККА применили 82-мм минометы, установленные на автомашинах. «Минометы устанавливали в кузовах автомашин ЗИС, подкладывая под них для амортизации во время перевозок и стрельбы старые автомобильные покрышки. Покрышки намертво крепились как ко дну кузова, так и к самим минометам… Это новшество было рождено практической необходимостью и оно оправдало себя в тяжелых оборонительных боях»[4]
  • 82 мм миномёт МП-37

  • 82-мм миномет "тип 53"

  • Корпуса шестипёрой и десятипёрой мины

Примечания

  1. ↑ Г. К. Жуков. Воспоминания и размышления. (7-е изд.) Том I. М., изд-во АПН, 1986. стр.256
  2. ↑ В. А. Анфилов. Крестный путь к «белоснежным полям под Москвой» // В. А. Анфилов, Ф. И. Голиков. Загадка 1941 года. О войне под разными ракурсами. Под редакцией д.и.н., проф. Ю. В. Рубцова. М., «Вече», 2005. стр.115
  3. ↑ Алексей Исаев. Советская пехота в бою. Мансур Абдулин и его подразделение. // Мансур Абдулин. От Сталинграда до Днепра. М., «Яуза» — ЭКСМО, 2005.
  4. ↑ А. Н. Первушин. Дороги, которые мы выбираем. М., изд-во ДОСААФ. 1974. стр.75

Ссылки

dik.academic.ru

82-мм миномет БМ-37 - это... Что такое 82-мм миномет БМ-37?

МП-37. На дульной части был установлен предохранитель от двойного заряжания

82-мм миномет БМ-37 — советский батальонный 82-мм миномёт образца 1937 года.

Этот миномет был разработан группой Н. А. Доровлёва после изучения советскими военными специалистами 81-мм миномётов Стокса-Брандта, захваченных в ходе приграничного инцидента на границе с Китаем в 1929 г.

Выбор калибра обуславливался тем, что мины 81-мм минометов иностранных армий могли быть использованы при стрельбе из советских миномётов, в то время как 82-мм отечественные минометные мины не были пригодны для стрельбы из миномётов иностранных армий.

Полигонные испытания минометов начались 17 июня 1933 года. Оружие сочетало достаточную эффективность выстрела с возможностью переноски пехотинцами: миномет весил 61 кг и разбирался для переноски на три части — ствол (вес во вьюке — 19 кг), двунога (20 кг) и опорная плита (22 кг). Помимо самого миномета расчет нес боеприпасы к нему — лоток с тремя минами весил 12 кг, вьюк с двумя лотками — 26 кг. Дальность стрельбы составляла 3,1 км при начальной скорости мины 211 м/с. Скорострельность миномета составляла до 25 выстрелов в минуту, причем опытный расчет мог поразить цель с 3-4 выстрелов. Сравнительные испытания с 81-мм минометом чехословацкого производства показали превосходство советского оружия.

Малосерийное производство 82-мм миномётов началось в 1935—1936 годах, однако с начала 1940 года — в соответствии с Постановлением ЦК ВКП(б) «Об увеличении производства минометов и мин» от 30.01.1940 — объемы их выпуска увеличиваются. Тем не менее, в требуемых масштабах 82-мм минометы армия начала получать только перед началом Отечественной войны[1].

В процессе производства в 1935—1943 годах подвергся некоторым изменениям, направленным на улучшении технологичности и боевых характеристик.

К началу Отечественной войны в Красной Армии насчитывалось 14 200 шт. 82-мм минометов[2]

После окончания Второй Мировой войны 82-мм минометы состояли на вооружении армий ряда социалистических стран.

В начале 1970-х годов миномет был снят с вооружения Советской армии и заменен на новые облегчённые по весу миномёты обр. 1981 г. 2Б14 «Поднос». Однако во время боевых действий в Чеченской войны минометы этого типа вновь достали со складов.

Боеприпасы

Для стрельбы из 82-мм миномета применялись осколочно-фугасные, осколочные шестипёрые и десятипёрые мины и дымовые шестипёрые мины, а также агитационная мина.

82-мм осколочная мина весила 3,31 кг (снаряженная дополнительными зарядами — 3,4 кг) и несла 400 грамм взрывчатки. Взрыв мины давал 400—600 осколков, обеспечивавших поражение живой силы в радиусе шести метров от места разрыва.

На практике, в ходе Великой Отечественной войны из миномета вели огонь не только штатными 82-мм советскими, но и трофейными 81-мм немецкими, а также поставлявшимися по ленд-лизу 81-мм американскими минами (требовалось лишь составить таблицы с поправкой к данным прицела)[3].

Тактико-технические данные

  • Тип: 82-мм миномет обр. 1936 г.
  • Калибр, мм: 82
  • Вес в боевом положении, кг: 67,7
  • Угол ГН при работе поворотного механизма, град: ±3
  • Угол ГН при переноске двуноги, град: ±30
  • Угол ВН, град: +45; +85
  • Скорострельность, выстр/мин: до 30
  • Макс. дальность стрельбы, м: 3000
  • Вес мины, кг: 3,31
  • Вес вьюка с тремя лотками (9 мин), кг: 47
  • Вес ствола с вьюком, кг: 19,0
  • Вес двуноги с вьюком, кг: 24,5
  • Вес опорной плиты с вьюком, кг: 24,2

Варианты

  • Египет — 82-мм миномет «Хелван М-69» (Helwan M-69)
  • Китайская Народная Республика — 82-мм миномет «тип 53» (Type 53)

Интересные факты

  • в ходе боев на Крымском перешейке в октябре 1941 года, в качестве подвижного огневого резерва бойцы 106-й стрелковой дивизии РККА применили 82-мм минометы, установленные на автомашинах. «Минометы устанавливали в кузовах автомашин ЗИС, подкладывая под них для амортизации во время перевозок и стрельбы старые автомобильные покрышки. Покрышки намертво крепились как ко дну кузова, так и к самим минометам… Это новшество было рождено практической необходимостью и оно оправдало себя в тяжелых оборонительных боях»[4]
  • 82 мм миномёт МП-37

  • 82-мм миномет "тип 53"

  • Корпуса шестипёрой и десятипёрой мины

Примечания

  1. ↑ Г. К. Жуков. Воспоминания и размышления. (7-е изд.) Том I. М., изд-во АПН, 1986. стр.256
  2. ↑ В. А. Анфилов. Крестный путь к «белоснежным полям под Москвой» // В. А. Анфилов, Ф. И. Голиков. Загадка 1941 года. О войне под разными ракурсами. Под редакцией д.и.н., проф. Ю. В. Рубцова. М., «Вече», 2005. стр.115
  3. ↑ Алексей Исаев. Советская пехота в бою. Мансур Абдулин и его подразделение. // Мансур Абдулин. От Сталинграда до Днепра. М., «Яуза» — ЭКСМО, 2005.
  4. ↑ А. Н. Первушин. Дороги, которые мы выбираем. М., изд-во ДОСААФ. 1974. стр.75

Ссылки

med.academic.ru

82-мм миномет БМ-37 - это... Что такое 82-мм миномет БМ-37?

МП-37. На дульной части был установлен предохранитель от двойного заряжания

82-мм миномет БМ-37 — советский батальонный 82-мм миномёт образца 1937 года.

Этот миномет был разработан группой Н. А. Доровлёва после изучения советскими военными специалистами 81-мм миномётов Стокса-Брандта, захваченных в ходе приграничного инцидента на границе с Китаем в 1929 г.

Выбор калибра обуславливался тем, что мины 81-мм минометов иностранных армий могли быть использованы при стрельбе из советских миномётов, в то время как 82-мм отечественные минометные мины не были пригодны для стрельбы из миномётов иностранных армий.

Полигонные испытания минометов начались 17 июня 1933 года. Оружие сочетало достаточную эффективность выстрела с возможностью переноски пехотинцами: миномет весил 61 кг и разбирался для переноски на три части — ствол (вес во вьюке — 19 кг), двунога (20 кг) и опорная плита (22 кг). Помимо самого миномета расчет нес боеприпасы к нему — лоток с тремя минами весил 12 кг, вьюк с двумя лотками — 26 кг. Дальность стрельбы составляла 3,1 км при начальной скорости мины 211 м/с. Скорострельность миномета составляла до 25 выстрелов в минуту, причем опытный расчет мог поразить цель с 3-4 выстрелов. Сравнительные испытания с 81-мм минометом чехословацкого производства показали превосходство советского оружия.

Малосерийное производство 82-мм миномётов началось в 1935—1936 годах, однако с начала 1940 года — в соответствии с Постановлением ЦК ВКП(б) «Об увеличении производства минометов и мин» от 30.01.1940 — объемы их выпуска увеличиваются. Тем не менее, в требуемых масштабах 82-мм минометы армия начала получать только перед началом Отечественной войны[1].

В процессе производства в 1935—1943 годах подвергся некоторым изменениям, направленным на улучшении технологичности и боевых характеристик.

К началу Отечественной войны в Красной Армии насчитывалось 14 200 шт. 82-мм минометов[2]

После окончания Второй Мировой войны 82-мм минометы состояли на вооружении армий ряда социалистических стран.

В начале 1970-х годов миномет был снят с вооружения Советской армии и заменен на новые облегчённые по весу миномёты обр. 1981 г. 2Б14 «Поднос». Однако во время боевых действий в Чеченской войны минометы этого типа вновь достали со складов.

Боеприпасы

Для стрельбы из 82-мм миномета применялись осколочно-фугасные, осколочные шестипёрые и десятипёрые мины и дымовые шестипёрые мины, а также агитационная мина.

82-мм осколочная мина весила 3,31 кг (снаряженная дополнительными зарядами — 3,4 кг) и несла 400 грамм взрывчатки. Взрыв мины давал 400—600 осколков, обеспечивавших поражение живой силы в радиусе шести метров от места разрыва.

На практике, в ходе Великой Отечественной войны из миномета вели огонь не только штатными 82-мм советскими, но и трофейными 81-мм немецкими, а также поставлявшимися по ленд-лизу 81-мм американскими минами (требовалось лишь составить таблицы с поправкой к данным прицела)[3].

Тактико-технические данные

  • Тип: 82-мм миномет обр. 1936 г.
  • Калибр, мм: 82
  • Вес в боевом положении, кг: 67,7
  • Угол ГН при работе поворотного механизма, град: ±3
  • Угол ГН при переноске двуноги, град: ±30
  • Угол ВН, град: +45; +85
  • Скорострельность, выстр/мин: до 30
  • Макс. дальность стрельбы, м: 3000
  • Вес мины, кг: 3,31
  • Вес вьюка с тремя лотками (9 мин), кг: 47
  • Вес ствола с вьюком, кг: 19,0
  • Вес двуноги с вьюком, кг: 24,5
  • Вес опорной плиты с вьюком, кг: 24,2

Варианты

  • Египет — 82-мм миномет «Хелван М-69» (Helwan M-69)
  • Китайская Народная Республика — 82-мм миномет «тип 53» (Type 53)

Интересные факты

  • в ходе боев на Крымском перешейке в октябре 1941 года, в качестве подвижного огневого резерва бойцы 106-й стрелковой дивизии РККА применили 82-мм минометы, установленные на автомашинах. «Минометы устанавливали в кузовах автомашин ЗИС, подкладывая под них для амортизации во время перевозок и стрельбы старые автомобильные покрышки. Покрышки намертво крепились как ко дну кузова, так и к самим минометам… Это новшество было рождено практической необходимостью и оно оправдало себя в тяжелых оборонительных боях»[4]
  • 82 мм миномёт МП-37

  • 82-мм миномет "тип 53"

  • Корпуса шестипёрой и десятипёрой мины

Примечания

  1. ↑ Г. К. Жуков. Воспоминания и размышления. (7-е изд.) Том I. М., изд-во АПН, 1986. стр.256
  2. ↑ В. А. Анфилов. Крестный путь к «белоснежным полям под Москвой» // В. А. Анфилов, Ф. И. Голиков. Загадка 1941 года. О войне под разными ракурсами. Под редакцией д.и.н., проф. Ю. В. Рубцова. М., «Вече», 2005. стр.115
  3. ↑ Алексей Исаев. Советская пехота в бою. Мансур Абдулин и его подразделение. // Мансур Абдулин. От Сталинграда до Днепра. М., «Яуза» — ЭКСМО, 2005.
  4. ↑ А. Н. Первушин. Дороги, которые мы выбираем. М., изд-во ДОСААФ. 1974. стр.75

Ссылки

dikc.academic.ru