Легендарный ЗРК С-75: первый бой. 75 зрк


Персональный сайт по истории пво

Статистика
Мой сайт

ЗРК С-75 ("ДВИНА","ДЕСНА","ВОЛХОВ","ВОЛГА").

(продолжение)

 

 Система электроснабжения.

  • Система электроснабжения огневого комплекса С-75.Кабина РМ и кабельная сеть.  http://yadi.sk/d/axMwLCiQ8V346

  Инструкции по эксплуатации.

Боевые документы

  •  Дополнения к правилам стрельбы зенитными управляемыми ракетами системы-75М (С-75М2 и С-75М3).Особенности стрельбы. 1986 г. http://yadi.sk/d/2aVJ4KMj8V3_I
  • Пояснительная записка к правилам стрельбы ПС-75.Постатейное обоснование правил.  http://yadi.sk/d/thIYp6Qf8V3fI
  • Дополнения  к Руководству по боевой работе (РБР) зенитного ракетного дивизиона С-75М "Волхов"  http://yadi.sk/d/xTxBBtdE8YWWR
  • Руководство ЗРВ ПВО.Боевая работа зенитного ракетного дивизиона С-75М2 (М3) "Волхов". http://yadi.sk/d/r2Fq5sBY8V3u6
  •  Руководство по боевой работе технического дивизиона С-75М "Волхов",С-75М3 "Волхов-3". http://yadi.sk/d/3mTelKT88V3zq

 Транспортно-заряжающая машина ПР-11 ДА (ПР-11Д  )

 Технический дивизион С-75.

  • Технологическое оборудование для ракеты В-760.(ракета со спец.зарядом) http://yadi.sk/d/tZDesln78V4Iu
  • Контрольно-испытательная передвижная станция КИПС-В-75М.Техническое описание книга 5.Контрольная аппаратура КФР-15В.Альбом схем.  http://yadi.sk/d/IljEXzjB8V4Ry
  • Автозаправщик 5Л62А.Техническое описание и инструкция по эксплуатации.Книга 1.Устройство автозаправщика,уход за автозаправщиком и его сбережение.  http://yadi.sk/d/_x3OgPXq8YWM5
  • Автозаправщик 5Л62А.Техническое описание и инструкция по эксплуатации.Книга 2.Выполнение работ автозаправщиком.(Исполнение 2).  http://yadi.sk/d/cLoxP-y48V8H0
 

       Пояснительные записки .

  В процессе эксплуатации комплексов происходит непрерывная работа по улучшению их характеристик - модернизация.Необходимые для этого доработки сводятся в так называемые бюллетени (сборники) доработок.Доработки аппаратуры расписаны в бюллетене БУ,доработки эксплуатационной документации (ТО,ИЭ, и т.д.) в бюллетене БЭ.На заводах - изготовителях бюллетени внедряются в производство с "комплекта номер...",и с этого комплекта выпускается уже модернизированная аппаратура .Ранее выпущенные комплексы дорабатываются по бюллетеням прямо в войсках.Для объяснения производимых доработок к бюллетеням придаются пояснительные записки - в них описываются зачем и какие производятся изменения в аппаратуре.

Эксплуатация комплексов С-75: 
  •  Габариты транспортировки технических средств комплексов С-75М,С-125,С-200. http://yadi.sk/d/h7ohF8HW8YWhl
  •  Отчет по оценке технического состояния РСН-75В и СНР-125 в различных климатических зонах  http://yadi.sk/d/PzUC6XTX8YmG5
  • Исследование результатов войсковой эксплуатации ракет 20ДСУ в условиях Йемена. http://yadi.sk/d/wKFeP_-28V5Mg
  • Альбом "Основные характеристики ракет В-750ВМ,В-755,В-759,В-760,В-760В,5В55К,5В61Р. http://yadi.sk/d/3LB8c3oI8V5Yo
  • Отчёт по результатам лётных испытаний 3-х ракет В-755 и 6-ти ракет В-750ВН,выделенных для обоснования сроков хранения и периодичности обслуживания ЗУР системы-75. 1979 г. http://yadi.sk/d/P-w9nbce8YmUf
  • Отчёт по результатам лётных испытаний 15-ти  ракет 5Я23 прошедших 5-летнею эксплуатацию в войсках ПВО страны. 1979 г. http://yadi.sk/d/H_ZuEfNf8V5kG
  •  Отчёт по испытаниям ракет В-755 с целью продления сроков эксплуатации. 1984 г.  http://yadi.sk/d/P-w9nbce8YmUf
  • Программа технического освидетельствования советскими специалистами изделий 11Д,20Д,5Я23 и их модификаций у инозаказчиков при продлении сроков эксплуатации. http://yadi.sk/d/6rQ3O6fmDuhNt
  • Итоговый отчёт по результатам разборок,осмотров,проверок и испытаний ракет В-755 и их комплектующих изделий в соответствии с решением 277-85. http://yadi.sk/d/gXlMqocpFJ7Do
  • Отчёт о НИР 086-241 "Адъютант".(Промежуточный отчёт по 3-му этапу).Часть 2. http://yadi.sk/d/6VHvsZUCNPQ63
  •  НИР 080-157 "Готовность".Отчёт по 2 этапу.Оценка боевой готовности и безотказности боевой работы ЗРК и разработка предложений по их повышению.Часть 4.Контроль и исследование эксплуатационной надёжности зенитных ракетных комплексов системы-75. 1982 г https://yadi.sk/d/u9EowLGkbZvKs
  • НИР 080-157 "Готовность".Отчёт по 2-му этапу.Оценка боевой готовности и безотказности боевой работы ЗРК и разработка предложений по их повышению.Часть 4.Контроль и исследование эксплуатационной надёжности зенитных ракетных комплексов системы-75. 1983 г . http://yadi.sk/d/5zJzcHZzNPRKs
  •  НИР 080-157 "Готовность".Отчёт по 2 этапу.Оценка боевой готовности и безотказности боевой работы ЗРК и разработка предложений по их повышению.Часть 5.Контроль и исследование эксплуатационной надёжности зенитных управляемых ракет В-760,В-760В,В-759,24Я6,В-755,В-750ВН. 1983 г https://yadi.sk/d/yFikUwF9bZx7y
  •  НИР 080-157 "Готовность".Отчёт по 2 этапу.Оценка боевой готовности и безотказности боевой работы ЗРК и разработка предложений по их повышению.Часть 6.Контроль   эксплуатационной надёжности стартового оборудования зенитных ракетных  комплексов системы-75. 1983 г https://yadi.sk/d/yFLoRS9obZxA2
  •  НИР 080-157 "Готовность".Отчёт по 2 этапу.Оценка боевой готовности и безотказности боевой работы ЗРК и разработка предложений по их повышению.Часть 6.Контроль  эксплуатационной надёжности стартового оборудования  зенитных ракетных комплексов системы-75. 1982 г. http://yadi.sk/d/u4GujkcANPSab
  • НИР 083-205 "Ординарец".Отчёт по 2-му этапу.Часть 2. http://yadi.sk/d/zhqxX8xTNPTgg
  • НИР 083-205 "Ординарец".Отчёт по 3-му этапу.Часть 2. http://yadi.sk/d/jjKv85AWNPUyJ
  •  "Волхов".Программа и методика оценки технического состояния изделия.В 20-ти частях.Часть 1.Программа проведения работ.Методические указания. 1982 г. https://yadi.sk/d/ILxecrYTTFeP7

   Боевая работа комплексов С-75 .

  • Войска ПВО-единственные войска  СССР,которые воевали с наиболее сильными ВВС в мире-американскими и израильскими.Как проходили эти бои-ранее было секретно.Теперь можно об этом прочитать: http://yadi.sk/d/3krpQa8S8V62Q
  •  Особенности боевой работы и стрельбы комплексами С-75и С-125 в условиях радиопротиводействия противника. http://yadi.sk/d/iz084SvN8V5t8
  • Особенности эксплуатации ЗРК С-75 И С-125 во время боевых действий в Египте. http://yadi.sk/d/JhkBmpp78V6BS
  • Боевые стрельбы зенитных ракетных дивизионов СА-75М"Двина" во Вьетнаме 1965-1967гг.Работа в помехах,по маневрирующей цели и при применении "Шрайков"  http://yadi.sk/d/MQTJHJIu8V6Ou
  • В ходе боевых действий во Вьетнаме приходилось все время искать ответы на новые действия американской авиации.Результаты доработок СА-75"Двина" приведены в этом отчете: http://yadi.sk/d/KCTMgLoq8YWch
  • Оценка модернизации ЗРК СА-75М по результатам боевого применения в ДРВ. (исходняк) http://yadi.sk/d/3QFFCsPJELu7
  •  Оценка воздействия активных шумовых помех (АШП) на боевую работу комплекса СА-75.Ханой 1967 г. https://yadi.sk/d/ArapTBkuWtKQ5
  • Учебное пособие "Зенитные ракетные войска в войнах во Вьетнаме и на Ближнем Востоке"  http://yadi.sk/d/Mhmaytft8V6nG
  • Боевое применение ЗРВ.(по опыту боевых действий ЗРВ вьетнамской народной армии). http://yadi.sk/d/A5y81Hfg8V6sY
  • Отчет комиссии Главкома ПВО "Анализ боевых действий ЗРВ Вьетнамской народной армии" http://yadi.sk/d/A-gBY4Jm8V74U
  • Боевые действия войск ПВО и ВВС Вьетнамской народной армии в декабре 1972 г.  http://yadi.sk/d/kXeVRu1n8V7BW
  • Методические указания по подготовке зенитных ракетных войск к отражению ударов тактической и палубной авиации и крылатых ракет типа АЛКМ на предельно малых высотах.1979 г. http://yadi.sk/d/v_oGkrdB8V7XI
  • Отчет по результатам облета зенитно-ракетного комплекса СА-75М.(шифр работы "Весна").1970 г.  http://yadi.sk/d/Sn_bmu598V7fi

 

Поставки комплексов за границу:

  • Поставки СССР имущества ПВО страны за рубеж  (по видам вооружения): http://yadi.sk/d/UYkZX79T8V7M6

 

 ЗРК С-75М4 -последняя модернизация С-75.

 

Последняя модернизация С-75 - С-75М4.Она поддерживалась военными,как подстраховка на случай неудачи с разработкой С-300П,ведь сроки разработки неоднократно срывались.Новые антенны "узкого" луча значительно улучшили характеристики системы.Да и поначалу характеристики С-300П с "командной" ракетой "К" уступали С-75М4.Например дальняя граница поражения у С-300 - 45км,а у С-75М4 -56км,верхняя граница у С-300 - 25км,у С-75М4 - 35км.Но в конце концов С-300П приняли на вооружение и С-75М4 не состоялась,хотя и прошла Государственные испытания в полном объеме.

 

 

  •  ЗРК С-75М4 (раскладушка) https://yadi.sk/d/XFpWK5GVWREij
  • РСН-75В4.Общий вид введенных и доработанных блоков. http://yadi.sk/d/siVWmX7w8V7n8
  • Зенитная ракетная система С-75М4.Акт предварительных испытаний.Часть 1.Основные результаты испытаний.1977 г. http://yadi.sk/d/GC1u4XrDNPYKk
  • Зенитная ракетная система С-75М4.Акт предварительных испытаний.Часть 2.Протоколы испытаний.1977 г. http://yadi.sk/d/6gPoyWB_NPZKh
  • Акт ГИ ЗРС С-75М,модернизированной по 4-му этапу.(С-75М4) Часть 1. Основные результаты испытаний.1978 г. http://yadi.sk/d/akKLTi-X8YW_b
  • Акт ГИ ЗРС С-75М,модернизированной по 4-му этапу.(С-75М4) .Часть 2  .Приложение 1.Ведомость соответствия опытного образца изделия "Волхов-4" ТТЗ.1978 г. http://yadi.sk/d/c4v1K2bQ8Ylr5
  • Акт ГИ ЗРС С-75М,модернизированной по 4-му этапу.(С-75М4).Часть 3  .Приложение 1.Протоколы по отдельным пунктам "Программы испытаний...".1978 г. http://yadi.sk/d/QpcF1f108Ym0h
  • Отчёт по уточнению ТТХ  ЗРК  С-75М4  в различных условиях боевого применения. 1980 г.  http://yadi.sk/d/JUghPOzA8Ym79
  •   Отчёт."Точность наведения и вероятность поражения целей F-4,SR-71,B-52,КРМ и целей типа МИГ-17 зенитными ракетами В-755СУ и В-759". (Реализация замечаний комиссии по ГИ ЗРК С-75М4). http://yadi.sk/d/J-z5GRkl8V8sw

ЗРК  С-75М5  "Волхов-5"

 Техническое задание на модернизацию ЗРК С-75М4.  http://yadi.sk/d/2UPYdske8V7wu

Модернизация ЗРК С-75.Проект "Волга-2А"

 Наряду с проектом "Печора-2А" разрабатывался и проект "Волга-2А".Характерным являлась унификация на 95% схемных решений и разработанной аппаратуры.Материалы эскизного проекта "Волга-2А"(не осуществленного):

Информационно-технические бюллетени по эксплуатации и боевому применению комплексов С-75 (СА-75)

historykpvo-2.ucoz.ru

С-75 (ЗРК) - это... Что такое С-75 (ЗРК)?

С-75 «Двина»

С-75 — подвижный зенитно-ракетный комплекс (англ. SA-2 «Guideline» по классификации НАТО). Принят на вооружение в СССР в 1957 г.

ЗРК С-75 мог поражать цели на дальности до 43 км, в диапазоне высот от 0,5 до 30 км и обладавших скоростью до 2300 км/ч.

Наиболее широко применялся за всю историю войск ПВО во всём мире. В настоящее время является самым старым из находящихся на вооружении зенитно-ракетных комплексов [1]

По лицензии производился в Китае под названиями HQ-1 и HQ-2.

Боевое применение

Первый самолёт (тайваньский высотный разведчик RB-57D) был сбит комплексом С-75 вблизи Пекина 7 октября 1959 года[2]. Самолёт был уничтожен китайским расчётом на высоте 20600 м.

16 ноября под Волгоградом ЗРК С-75 был уничтожен летевший на высоте 28000 м американский разведывательный аэростат.

1 мая 1960 года над Свердловском был сбит самолёт-разведчик U-2 ВВС США, пилот Гэри Пауэрс был пленён. 27 октября 1962 года во время Карибского кризиса был уничтожен очередной U-2.

С-75 активно применялись во время войны во Вьетнаме с июля 1965 года. По советским данным, с помощью С-75 над Северным Вьетнамом было сбито около 1300 американских самолётов и БПЛА; американские источники подтверждают потерю лишь примерно 200 машин.[3] Одним из пилотов, сбитых зенитной ракетой, был будущий кандидат в президенты США Джон Маккейн. В дальнейшем С-75 применялись в большом количестве вооруженных конфликтов и до сих пор используются некоторыми странами.

Стоит также отметить, что данный комплекс может вести стрельбу и по наземным/надводным целям с известными координатами (точнее -- в прямой видимости, что необходимо для наведения ракеты). Примером такого использования ЗРК может быть обстрел американского военного корабля, опять же, во время войны во Вьетнаме (по рассказу очевидцев). Безусловно, ракеты ПВО не смогли нанести ощутимого урона кораблю, но заставили его удалиться от берега и оказали сильное психологическое воздействие.

Примечания

  1. ↑ lenta.ru - Северная Корея стреляет антикварными ракетами
  2. ↑ http://pvo.guns.ru/combat/first_s-75.htm
  3. ↑ Steven Zaloga. Red SAM: The SA-2 Guideline Anti-Aircraft Missile. — Osprey Publishing/New Vanguard, выпуск № 134, 2007. — С. 24.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Легендарный ЗРК С-75: первый бой

7 октября 1959 года впервые в мире была успешно выполнена боевая стрельба по самолету-противнику зенитным ракетным комплексом. Советский ЗРК С-75 разработки НПО «Алмаз» в окрестностях Пекина уничтожил двухмоторный разведчик RB-57В американского производства на высоте 20,6 тыс. м. Самолет принадлежал ВВС Тайваня. «Газета.Ru» проанализировала первые результативные боевые стрельбы ЗРК С-75.

Ровно 58 лет назад, 7 октября 1959 года ЗРК С-75 ПВО и ВВС народно-освободительной армии Китая уничтожил американский самолет-разведчик RB-57В. Это был первый в мире самолет, уничтоженный зенитной управляемой ракетой.

Двухмоторный дальний разведчик RB-57D был американского производства и представлял собой копию разведывательного варианта британской «Канберры». Самолет принадлежал ВВС Тайваня. Летчик Ван Инцинь выпрыгнул с парашютом, однако пилот погиб.

Чтобы скрыть наличие в Китае новейшей по тем временам зенитной ракетной системы, китайское и советское руководство договорились не давать о сбитом самолете открытого сообщения в печати. Однако когда тайваньские СМИ сообщили, что RB-57D потерпел аварию, упал и затонул в Восточно-Китайском море во время учебно-тренировочного полета, агентство «Синьхуа» 9 октября распространило в ответ следующее сообщение:

«7 октября в первой половине дня один чанкайшистский самолет-разведчик американского производства с провокационными целями вторгся в воздушное пространство над районами Северного Китая и был сбит военно-воздушными силами Народно-освободительной армии Китая».

Впоследствии над Китаем огнем ЗРК С-75 было сбито еще несколько самолетов, в том числе три высотных разведчика U-2 фирмы «Локхид». Несколько пилотов попали в плен. Лишь только после этого разведывательные полеты над территорией континентального Китая окончательно прекратились.

Развалился прямо в воздухе

Первый в СССР перевозимый ЗРК С-75 с ракетами В-750 (1Д) был принят на вооружение в СССР в ноябре 1957 года. В следующем году в обстановке строжайшей секретности в Китай по просьбе руководства этой страны было отправлено пять зенитных ракетных комплексов, технический дивизион и более 60 зенитных управляемых ракет В-750 (1Д).

Первые учебные стрельбы после переучивания китайские ракетчики провели в апреле 1959 года в пустынной местности в 40 км к северо-востоку от уезда Чжунвэйсянь при помощи советских специалистов. 19 апреля самолет Ту-4НМ на высоте 8 тыс. м в этом учебном центре сбросил парашютную мишень с уголковым отражателем. После выхода самолета из зоны поражения ЗРК мишень была обстреляна и поражена зенитным ракетным дивизионом ВВС КНР. Обломки парашютной мишени упали на землю. Затем китайскими ракетчиками на полигоне в пустыне Гоби были выполнены учебные стрельбы по ракетам-мишеням типа Ла-17. Они прошли успешно, и все пять расчетов поразили цели.

К 5 сентября 1959 года все пять зенитных ракетных дивизионов заступили на боевое дежурство по охране воздушного пространства Китая. Командующий ВВС и ПВО НОАК генерал Чен Цзюн доложил министру обороны и правительству КНР о готовности зенитных ракетных войск к выполнению боевых задач по противовоздушной обороне Пекина.

7 октября 1959 года самолет-разведчик RB-57D ВВС Тайваня взлетел с аэродрома на территории Формозы. Средства радиолокационной разведки Китая в 9.41 обнаружили этот самолет еще над морем в 50 км от Тайбэя. В 10.03 расчеты ПВО доложили вышестоящему командованию, что вражеский самолет пересек береговую черту материкового Китая на высоте 18 тыс. м. Над городом Нанкином он поднялся на высоту 19,5 тыс. м, затем пролетел Цзинань и приблизился к Пекину. В 11.15 он был на удалении 700 км от столицы. Истребители-перехватчики ВВС НОАК КНР поднялись в воздух, но достать вражеский самолет на такой высоте они не смогли.

Зенитные ракетные дивизионы, дислоцированные на прикрытии столицы КНР, были приведены в готовность к выполнению боевой задачи. Станция наведения ракет СНР-75 5-го дивизиона обнаружила цель на дальности 115 км и высоте 20,3 тыс. м. Самолет-нарушитель шел с набором высоты.

При входе RB-57D в зону поражения по самолету был открыт огонь очередью из трех ракет с темпом 6 секунд. На дальности 41 км стартовала первая ракета, на дальности 40 км — вторая, 39 км — третья. Все три ракеты поразили цель. Боевой расчет 5-го дивизиона зафиксировал подрывы всех изделий в окрестностях RB-57D.

От полученных повреждений самолет-разведчик ВВС Тайваня начал разваливаться прямо в воздухе. Его обломки упали на юго-востоке уезда Тунсянь. Летчик ВВС Тайваня Ван Инцинь выпрыгнул с парашютом, но часть строп была перерезана, возможно, осколками ракеты. Пилот упал в 100 м к северо-западу от обломков самолета. Умирающего летчика спасти не удалось. В карманах обнаружили удостоверение пилота ВВС Гоминьдана.

«Салют» над Свердловском

По бортовому номеру самолета № 5643 китайцы позднее установили, что RB-57D был построен в США в июле 1955 года, а в 1958 году его передали ВВС Тайваня. Самолет находился в 4-й эскадрилье 6-й авиагруппы 5-го объединенного отряда, размещенного на авиабазе Таоюань.

До этого он совершил 15 полетов над континентальной частью Китая. Общий налет самолета-разведчика составил 836 часов. За 8-9,5 часов полета RB-57D мог пролететь до 6,8 тыс. км, с высоты 18-20 км четырьмя фотоаппаратами производил аэрофотосъемку полосы шириной до 70 км и протяженностью до 4 тыс. км. В июне 1959 года этот самолет дважды пролетал над Пекином и не был перехвачен.

Первая в мире успешная боевая стрельба по самолету-противнику в Китае явилась лишь началом очень богатой боевой биографии зенитного ракетного комплекса С-75.

16 ноября 1959 года под Сталинградом ЗРК С-75 уничтожил летевший на высоте 28 тыс. м американский автоматический дрейфующий аэростат разведывательного назначения.

1 мая 1960 года над Свердловском был сбит самолет-разведчик U-2 ВВС США. 27 октября 1962 года во время Карибского кризиса над Кубой был уничтожен U-2 майора Рудольфа Андерсена, пилот погиб.

На уничтожении U-2 под Свердловском следует остановиться особо. 1 мая 1960 года прямо на глазах у жителей Свердловска и его городов-спутников, шествующих в стройных колоннах на традиционной первомайской демонстрации, зенитной управляемой ракетой был сбит высотный самолет-разведчик U-2 ВВС США, пилотируемый летчиком Фрэнсисом Гарри Пауэрсом.

Свердловчане все это поначалу приняли за праздничный салют. Только на следующий день из сообщений газет и радио стало известно, что на самом деле случилось в районе населенного пункта Косулино, недалеко от столицы Урала.

По официальной версии, пресечь полет самолета-разведчика удалось первой же ЗУР, выпущенной зенитным ракетным дивизионом, которым командовал майор М.Р. Воронов. Лишь в конце 1980-х годов всплыли факты, говорящие о том, что в этой истории не все так гладко.

Начнем с момента, когда самолет Пауэрса пересек границы ответственности 4-й отдельной армии ПВО (командный пункт — город Свердловск). U-2 Пауэрса, пройдя через город Троицк, развернулся на северо-запад. В зону огня зенитных ракетных дивизионов, стоящих на прикрытии города Челябинска, самолет-разведчик не входил, а направился на север, на город Кыштым.

Следующей точкой на маршруте нарушителя был Челябинск-40 (ныне город Озерск). Этот объект Минсредмаша прикрывали четыре зенитных ракетных дивизиона С-75 37-й зенитной ракетной бригады (город Кыштым). Но 1 мая 1960 года два из них находились на полигоне, где получали более совершенную модификацию ЗРК С-75 «Десна» и выполняли практическую стрельбу по парашютной мишени.

Один дивизион этой бригады (совхоз Худайбердинский) всего лишь сопровождал цель: U-2 был вне зоны поражения, пролетая на удалении 34 км от его стартовой позиции. А в дивизионе, располагавшемся в непосредственной близости от Кыштыма, оказалась неисправна станция наведения ракет (СНР).

В дальнейшем цель вошла в зоны поражения 5-го (станция Полдневая) и 6-го (станция Щелкун) зенитного ракетного дивизиона 57-й зенитной ракетной бригады. Нарушитель пролетал между двумя этими дивизионами. В тот момент от 5-го дивизиона до U-2 было всего 16,5 тыс. м.

6-й дивизион оказался не готов к открытию огня из-за неисправности на СНР-75. Всего лишь сгорел предохранитель в блоке питания передатчика по одной из плоскостей обзора воздушного пространства. Но пока произвели замену, стрелять было уже поздно — цель вышла из зоны поражения.

5-й дивизион из-за задержек по чисто субъективным причинам только в 8.46 обстрелял самолет-нарушитель на высоте 19,6 тыс. м вдогон одной ракетой (вторая ЗУР по вине технического дивизиона оказалась неисправна). Третью ракету пускать уже не требовалось — цель окончательно покинула зону поражения. В то время правила стрельбы ЗРК С-75 даже не предусматривали обстрела целей вдогон.

Пуск ракеты 5-го дивизиона был произведен, когда U-2 уже начал удаляться. На 53-й секунде наведения выдалась команда на ближнее взведение радиовзрывателя ракеты (команда К3), и спустя несколько секунд операторы и офицер наведения доложили о срыве сопровождения цели по трем координатам.

Стрельба по самолету Пауэрса выполнялась в режиме АC (автоматическое сопровождение цели по трем координатам — угол, азимут, дальность). После подрыва боевой части ракеты подполковник Новиков автоматически доложил на командный пункт бригады о срыве сопровождения.

Потом, оценив обстановку вместе с офицером наведения и операторами ручного сопровождения, которые после доклада о срыве стали сообщать об изменении параметров и характеристик цели, повторно доложил на командный пункт бригады с некоторой неуверенностью в голосе: «По всем признакам цель поражена».

На экранах индикаторов операторы РС (масштаб 5 км) увидели, как вместо контрастной и четкой отметки от самолета образовывается облако от обломков (вряд ли их было много, если U-2 еще планировал до полного разрушения порядка 15 км) машины и остатков подорвавшейся ЗУР. На пункте бригады докладу подполковника Новикова не поверили. Ведь цель не стала падать камнем вниз, а меняя маршрут, пошла со снижением на северо-восток от Свердловска и потом вообще пропала.

Никаких поворотов (об этом много говорилось впоследствии), которыми U-2 якобы ушел от ракеты, не было. Да и совершить энергичный маневр со значительными перегрузками, чтобы увернуться от ЗУР, самолет Пауэрса просто не мог по своим тактико-техническим характеристикам.

Вполне вероятно, что если бы не открыл огонь дивизион подполковника Новикова, U-2 даже не вошел бы в зону поражения 2-го дивизиона 57-й зенитной ракетной бригады (и.о. командира — майор Воронов), который дислоцировался рядом со станцией Косулино.

Пройдя зону поражения этого дивизиона, Пауэрс вошел бы в зону поражения следующего — 4-го дивизиона этой же бригады (командир — майор Шугаев), стартовая позиция — село Старые Решеты.

Слово «посмертно» опустили

Но майору Шугаеву судьба уготовила в этой истории совсем иную роль. Как вспоминал сам Воронов, нарушитель, как будто предчувствуя опасность, летел, минуя зону поражения 2-го дивизиона, и вдруг, свернув, пошел прямо на зенитный ракетный дивизион с нулевым курсовым параметром. Тогда и был произведен пуск ракеты дивизионом майора Воронова.

В 8.43 с Кольцова была поднята пара дозаправленных МиГ-19, которые по тревоге прилетели с аэродрома Большое Савино (город Пермь). Пилотировали истребители капитан Айвазян (ведущий) и старший лейтенант Сафронов (ведомый).

В 8.55 с командного пункта поступил приказ открыть огонь по самолету-нарушителю тремя ракетами. Однако машина Пауэрса (точнее — то, что от нее осталось) в тот момент находилась на дальней границе зоны поражения ЗРК С-75 «Двина» (а именно эта модификация комплекса состояла на вооружении дивизиона Шелудько). Поставленная боевая задача была выполнена. Облако обломков обстреляли еще тремя ракетами. Но цели на экранах индикаторов по-прежнему никто не наблюдал.

А в это время пара МиГ-19, обойдя Свердловск с востока по предполагаемому маршруту цели, возвращалась на аэродром Кольцово со стороны Первоуральска. Самолеты проходили через зону поражения, где их, разумеется, обнаружили и взяли на сопровождение.

Трудно сказать, что было в тот день неисправно. Или где что-то получилось не так. Пишут разное: или у ракетчиков не работала аппаратура опознавания, или коды опознавания не сменили на истребителях. Скорее всего, на командном пункте у руководителей просто не было уверенности, что самолет-нарушитель сбит. Новикову не поверили. Воронов не доложил об уничтожении цели, как и Шелудько. Хотя последний стрелял просто так — для успокоения души.

Но доклад о том, что цель поражена, так и не поступил. Впоследствии ракетчики оправдывались тем, что пилоты МиГ-19 не поставили их в известность, когда взлетели. После сообщения майора Шугаева о группе целей в составе двух самолетов было решено, что один из наших истребителей гонится за нарушителем.

На всякий случай решили обстрелять и эту пару. С КП дали команду: «Цель уничтожить!» Ничего не подозревающий Айвазян в тот момент приступил к резкому снижению, чтобы совершить посадку на аэродроме Кольцово, а Сафронов не успел повторить маневр сослуживца.

Классически, тремя ракетами его машину сбивает 4-й дивизион майора Шугаева. МиГ-19 старшего лейтенанта Сафронова упал в Дегтярске, небольшом городке на юго-западе от Свердловска, на глазах у демонстрации трудящихся. Местные жители утверждают, что летчик до последнего уводил от населенного пункта самолет: он врезался в лесополосу на городской окраине.

В итоге в ходе стрельбы по Пауэрсу дивизионами 57-й зенитной ракетной бригады было израсходовано восемь ракет. Сбиты самолеты U-2 и МиГ-19. Старший лейтенант Сафронов погиб. Пауэрсу повезло больше. Американец остался жив, так как боевая часть ЗУР взорвалась позади пилотируемого им самолета и двигатель, словно щит, закрыл летчика.

Сейчас трудно сказать — поразил машину Пауэрса Новиков, выпустив вдогон одну ракету, или Воронов — тоже одной, но ведя огонь в куда более выгодных условиях. Хотя в принципе попасть могли оба. Поэтому нельзя не предположить, что так и произошло.

Руководству Вооруженных сил из этой ситуации нужно было как-то выкручиваться. Поэтому и появилась версия — «первой ракетой, могучим ударом». Все остальное начали подтягивать именно к такой последовательности событий. Виновных не нашлось. Многие получили награды — майор Воронов, капитан Шелудько, военнослужащие их дивизионов, офицеры командного пункта. Первым в списке значился старший лейтенант Сафронов. Приписку «посмертно» опустили.

В войсках на эту тему впоследствии не рассуждали. Даже в вузах, где готовили офицеров Войск ПВО, первомайский бой никогда подробно не разбирался и не анализировался, хотя и был более чем поучителен.

А зенитный ракетный комплекс С-75 и на этот раз продемонстрировал высокие боевые характеристики. В целом на счету этого поистине легендарного ЗРК числится более 1300 самолетов противника, сбитых в разного рода войнах и вооруженных конфликтах в 1960-1980 годах. Автор этого текста и сам в течение трех лет командовал зенитным ракетным дивизионом С-75М3 «Волхов».

www.globalwarnews.ru

Легендарный ЗРК С-75: первый бой. На боевом счету ЗРК С-75 – более 1300 самолетов противника

Ровно 58 лет назад, 7 октября 1959 года ЗРК С-75 ПВО и ВВС народно-освободительной армии Китая уничтожил американский самолет-разведчик RB-57В. Это был первый в

мире самолет, уничтоженный зенитной управляемой ракетой.

Чтобы скрыть наличие в Китае новейшей по тем временам зенитной ракетной системы, китайское и советское руководство договорились не давать о сбитом самолете открытого сообщения в печати. Однако когда тайваньские СМИ сообщили, что RB-57D потерпел аварию, упал и затонул в Восточно-Китайском море во время учебно-тренировочного полета, агентство «Синьхуа» 9 октября распространило в ответ следующее сообщение:

«7 октября в первой половине дня один чанкайшистский самолет-разведчик американского производства с провокационными целями вторгся в воздушное пространство над районами Северного Китая и был сбит военно-воздушными силами Народно-освободительной армии Китая».

Впоследствии над Китаем огнем ЗРК С-75 было сбито еще несколько самолетов, в том числе три высотных разведчика U-2 фирмы «Локхид». Несколько пилотов попали в плен. Лишь только после этого разведывательные полеты над территорией континентального Китая окончательно прекратились.

Развалился прямо в воздухе

Первый в СССР перевозимый ЗРК С-75 с ракетами В-750 (1Д) был принят на вооружение в СССР в ноябре 1957 года. В следующем году в обстановке строжайшей секретности в Китай по просьбе руководства этой страны было отправлено пять зенитных ракетных комплексов, технический дивизион и более 60 зенитных управляемых ракет В-750 (1Д).

Первые учебные стрельбы после переучивания китайские ракетчики провели в апреле 1959 года в пустынной местности в 40 км к северо-востоку от уезда Чжунвэйсянь при помощи советских специалистов. 19 апреля самолет Ту-4НМ на высоте 8 тыс. м в этом учебном центре сбросил парашютную мишень с уголковым отражателем. После выхода самолета из зоны поражения ЗРК мишень была обстреляна и поражена зенитным ракетным дивизионом ВВС КНР. Обломки парашютной мишени упали на землю. Затем китайскими ракетчиками на полигоне в пустыне Гоби были выполнены учебные стрельбы по ракетам-мишеням типа Ла-17. Они прошли успешно, и все пять расчетов поразили цели.

К 5 сентября 1959 года все пять зенитных ракетных дивизионов заступили на боевое дежурство по охране воздушного пространства Китая. Командующий ВВС и ПВО НОАК генерал Чен Цзюн доложил министру обороны и правительству КНР о готовности зенитных ракетных войск к выполнению боевых задач по противовоздушной обороне Пекина.

7 октября 1959 года самолет-разведчик RB-57D ВВС Тайваня взлетел с аэродрома на территории Формозы. Средства радиолокационной разведки Китая в 9.41 обнаружили этот самолет еще над морем в 50 км от Тайбэя. В 10.03 расчеты ПВО доложили вышестоящему командованию, что вражеский самолет пересек береговую черту материкового Китая на высоте 18 тыс. м. Над городом Нанкином он поднялся на высоту 19,5 тыс. м, затем пролетел Цзинань и приблизился к Пекину. В 11.15 он был на удалении 700 км от столицы. Истребители-перехватчики ВВС НОАК КНР поднялись в воздух, но достать вражеский самолет на такой высоте они не смогли.

Зенитные ракетные дивизионы, дислоцированные на прикрытии столицы КНР, были приведены в готовность к выполнению боевой задачи. Станция наведения ракет СНР-75 5-го дивизиона обнаружила цель на дальности 115 км и высоте 20,3 тыс. м. Самолет-нарушитель шел с набором высоты.

При входе RB-57D в зону поражения по самолету был открыт огонь очередью из трех ракет с темпом 6 секунд. На дальности 41 км стартовала первая ракета, на дальности 40 км — вторая, 39 км — третья. Все три ракеты поразили цель. Боевой расчет 5-го дивизиона зафиксировал подрывы всех изделий в окрестностях RB-57D.

От полученных повреждений самолет-разведчик ВВС Тайваня начал разваливаться прямо в воздухе. Его обломки упали на юго-востоке уезда Тунсянь. Летчик ВВС Тайваня Ван Инцинь выпрыгнул с парашютом, но часть строп была перерезана, возможно, осколками ракеты. Пилот упал в 100 м к северо-западу от обломков самолета. Умирающего летчика спасти не удалось. В карманах обнаружили удостоверение пилота ВВС Гоминьдана.

«Салют» над Свердловском

По бортовому номеру самолета № 5643 китайцы позднее установили, что RB-57D был построен в США в июле 1955 года, а в 1958 году его передали ВВС Тайваня. Самолет находился в 4-й эскадрилье 6-й авиагруппы 5-го объединенного отряда, размещенного на авиабазе Таоюань.

До этого он совершил 15 полетов над континентальной частью Китая. Общий налет самолета-разведчика составил 836 часов. За 8-9,5 часов полета RB-57D мог пролететь до 6,8 тыс. км, с высоты 18-20 км четырьмя фотоаппаратами производил аэрофотосъемку полосы шириной до 70 км и протяженностью до 4 тыс. км. В июне 1959 года этот самолет дважды пролетал над Пекином и не был перехвачен.

Первая в мире успешная боевая стрельба по самолету-противнику в Китае явилась лишь началом очень богатой боевой биографии зенитного ракетного комплекса С-75.

16 ноября 1959 года под Сталинградом ЗРК С-75 уничтожил летевший на высоте 28 тыс. м американский автоматический дрейфующий аэростат разведывательного назначения.

1 мая 1960 года над Свердловском был сбит самолет-разведчик U-2 ВВС США. 27 октября 1962 года во время Карибского кризиса над Кубой был уничтожен U-2 майора Рудольфа Андерсена, пилот погиб.

На уничтожении U-2 под Свердловском следует остановиться особо. 1 мая 1960 года прямо на глазах у жителей Свердловска и его городов-спутников, шествующих в стройных колоннах на традиционной первомайской демонстрации, зенитной управляемой ракетой был сбит высотный самолет-разведчик U-2 ВВС США, пилотируемый летчиком Фрэнсисом Гарри Пауэрсом.

Свердловчане все это поначалу приняли за праздничный салют. Только на следующий день из сообщений газет и радио стало известно, что на самом деле случилось в районе населенного пункта Косулино, недалеко от столицы Урала.

По официальной версии, пресечь полет самолета-разведчика удалось первой же ЗУР, выпущенной зенитным ракетным дивизионом, которым командовал майор М.Р. Воронов. Лишь в конце 1980-х годов всплыли факты, говорящие о том, что в этой истории не все так гладко.

Начнем с момента, когда самолет Пауэрса пересек границы ответственности 4-й отдельной армии ПВО (командный пункт — город Свердловск). U-2 Пауэрса, пройдя через город Троицк, развернулся на северо-запад. В зону огня зенитных ракетных дивизионов, стоящих на прикрытии города Челябинска, самолет-разведчик не входил, а направился на север, на город Кыштым.

Следующей точкой на маршруте нарушителя был Челябинск-40 (ныне город Озерск). Этот объект Минсредмаша прикрывали четыре зенитных ракетных дивизиона С-75 37-й зенитной ракетной бригады (город Кыштым). Но 1 мая 1960 года два из них находились на полигоне, где получали более совершенную модификацию ЗРК С-75 «Десна» и выполняли практическую стрельбу по парашютной мишени.

Один дивизион этой бригады (совхоз Худайбердинский) всего лишь сопровождал цель: U-2 был вне зоны поражения, пролетая на удалении 34 км от его стартовой позиции. А в дивизионе, располагавшемся в непосредственной близости от Кыштыма, оказалась неисправна станция наведения ракет (СНР).

В дальнейшем цель вошла в зоны поражения 5-го (станция Полдневая) и 6-го (станция Щелкун) зенитного ракетного дивизиона 57-й зенитной ракетной бригады. Нарушитель пролетал между двумя этими дивизионами. В тот момент от 5-го дивизиона до U-2 было всего 16,5 тыс. м.

6-й дивизион оказался не готов к открытию огня из-за неисправности на СНР-75. Всего лишь сгорел предохранитель в блоке питания передатчика по одной из плоскостей обзора воздушного пространства. Но пока произвели замену, стрелять было уже поздно — цель вышла из зоны поражения.

5-й дивизион из-за задержек по чисто субъективным причинам только в 8.46 обстрелял самолет-нарушитель на высоте 19,6 тыс. м вдогон одной ракетой (вторая ЗУР по вине технического дивизиона оказалась неисправна). Третью ракету пускать уже не требовалось — цель окончательно покинула зону поражения. В то время правила стрельбы ЗРК С-75 даже не предусматривали обстрела целей вдогон.

Пуск ракеты 5-го дивизиона был произведен, когда U-2 уже начал удаляться. На 53-й секунде наведения выдалась команда на ближнее взведение радиовзрывателя ракеты (команда К3), и спустя несколько секунд операторы и офицер наведения доложили о срыве сопровождения цели по трем координатам.

Стрельба по самолету Пауэрса выполнялась в режиме АC (автоматическое сопровождение цели по трем координатам — угол, азимут, дальность). После подрыва боевой части ракеты подполковник Новиков автоматически доложил на командный пункт бригады о срыве сопровождения.

Потом, оценив обстановку вместе с офицером наведения и операторами ручного сопровождения, которые после доклада о срыве стали сообщать об изменении параметров и характеристик цели, повторно доложил на командный пункт бригады с некоторой неуверенностью в голосе: «По всем признакам цель поражена».

На экранах индикаторов операторы РС (масштаб 5 км) увидели, как вместо контрастной и четкой отметки от самолета образовывается облако от обломков (вряд ли их было много, если U-2 еще планировал до полного разрушения порядка 15 км) машины и остатков подорвавшейся ЗУР. На пункте бригады докладу подполковника Новикова не поверили. Ведь цель не стала падать камнем вниз, а меняя маршрут, пошла со снижением на северо-восток от Свердловска и потом вообще пропала.

Никаких поворотов (об этом много говорилось впоследствии), которыми U-2 якобы ушел от ракеты, не было. Да и совершить энергичный маневр со значительными перегрузками, чтобы увернуться от ЗУР, самолет Пауэрса просто не мог по своим тактико-техническим характеристикам.

Вполне вероятно, что если бы не открыл огонь дивизион подполковника Новикова, U-2 даже не вошел бы в зону поражения 2-го дивизиона 57-й зенитной ракетной бригады (и.о. командира — майор Воронов), который дислоцировался рядом со станцией Косулино.

Пройдя зону поражения этого дивизиона, Пауэрс вошел бы в зону поражения следующего — 4-го дивизиона этой же бригады (командир — майор Шугаев), стартовая позиция — село Старые Решеты.

Слово «посмертно» опустили

Но майору Шугаеву судьба уготовила в этой истории совсем иную роль. Как вспоминал сам Воронов, нарушитель, как будто предчувствуя опасность, летел, минуя зону поражения 2-го дивизиона, и вдруг, свернув, пошел прямо на зенитный ракетный дивизион с нулевым курсовым параметром. Тогда и был произведен пуск ракеты дивизионом майора Воронова.

В 8.43 с Кольцова была поднята пара дозаправленных МиГ-19, которые по тревоге прилетели с аэродрома Большое Савино (город Пермь). Пилотировали истребители капитан Айвазян (ведущий) и старший лейтенант Сафронов (ведомый).

В 8.55 с командного пункта поступил приказ открыть огонь по самолету-нарушителю тремя ракетами. Однако машина Пауэрса (точнее — то, что от нее осталось) в тот момент находилась на дальней границе зоны поражения ЗРК С-75 «Двина» (а именно эта модификация комплекса состояла на вооружении дивизиона Шелудько). Поставленная боевая задача была выполнена. Облако обломков обстреляли еще тремя ракетами. Но цели на экранах индикаторов по-прежнему никто не наблюдал.

А в это время пара МиГ-19, обойдя Свердловск с востока по предполагаемому маршруту цели, возвращалась на аэродром Кольцово со стороны Первоуральска. Самолеты проходили через зону поражения, где их, разумеется, обнаружили и взяли на сопровождение.

Трудно сказать, что было в тот день неисправно. Или где что-то получилось не так. Пишут разное: или у ракетчиков не работала аппаратура опознавания, или коды опознавания не сменили на истребителях. Скорее всего, на командном пункте у руководителей просто не было уверенности, что самолет-нарушитель сбит. Новикову не поверили. Воронов не доложил об уничтожении цели, как и Шелудько. Хотя последний стрелял просто так — для успокоения души.

Но доклад о том, что цель поражена, так и не поступил. Впоследствии ракетчики оправдывались тем, что пилоты МиГ-19 не поставили их в известность, когда взлетели. После сообщения майора Шугаева о группе целей в составе двух самолетов было решено, что один из наших истребителей гонится за нарушителем.

На всякий случай решили обстрелять и эту пару. С КП дали команду: «Цель уничтожить!» Ничего не подозревающий Айвазян в тот момент приступил к резкому снижению, чтобы совершить посадку на аэродроме Кольцово, а Сафронов не успел повторить маневр сослуживца.

Классически, тремя ракетами его машину сбивает 4-й дивизион майора Шугаева. МиГ-19 старшего лейтенанта Сафронова упал в Дегтярске, небольшом городке на юго-западе от Свердловска, на глазах у демонстрации трудящихся. Местные жители утверждают, что летчик до последнего уводил от населенного пункта самолет: он врезался в лесополосу на городской окраине.

В итоге в ходе стрельбы по Пауэрсу дивизионами 57-й зенитной ракетной бригады было израсходовано восемь ракет. Сбиты самолеты U-2 и МиГ-19. Старший лейтенант Сафронов погиб. Пауэрсу повезло больше. Американец остался жив, так как боевая часть ЗУР взорвалась позади пилотируемого им самолета и двигатель, словно щит, закрыл летчика.

Сейчас трудно сказать — поразил машину Пауэрса Новиков, выпустив вдогон одну ракету, или Воронов — тоже одной, но ведя огонь в куда более выгодных условиях. Хотя в принципе попасть могли оба. Поэтому нельзя не предположить, что так и произошло.

Руководству Вооруженных сил из этой ситуации нужно было как-то выкручиваться. Поэтому и появилась версия — «первой ракетой, могучим ударом». Все остальное начали подтягивать именно к такой последовательности событий. Виновных не нашлось. Многие получили награды — майор Воронов, капитан Шелудько, военнослужащие их дивизионов, офицеры командного пункта. Первым в списке значился старший лейтенант Сафронов. Приписку «посмертно» опустили.

В войсках на эту тему впоследствии не рассуждали. Даже в вузах, где готовили офицеров Войск ПВО, первомайский бой никогда подробно не разбирался и не анализировался, хотя и был более чем поучителен.

А зенитный ракетный комплекс С-75 и на этот раз продемонстрировал высокие боевые характеристики. В целом на счету этого поистине легендарного ЗРК числится более 1300 самолетов противника, сбитых в разного рода войнах и вооруженных конфликтах в 1960-1980 годах. Автор этого текста и сам в течение трех лет командовал зенитным ракетным дивизионом С-75М3 «Волхов».

27272.ru

ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС С-75. Техника и оружие 1995 03-04

ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС С-75

Первый мобильный зенитный ракетный комплекс в СССР был создан к концу 1957 года – ЗРК С-75 «Двина». В тот же год он стал поступать в войска.

ЗРК С-75 «Двина» состоял из радиолокационной станции наведения, двухступенчатых зенитных управляемых ракет (стартовый двигатель на твердом топливе, маршевый – на жидком), шести пусковых установок, бортового оборудования и средств электропитания. Технические характеристики и особенности конструкции позволяли осуществлять свертывание комплекса за 4 часа, а развертывание и настройку за 45 часов. Скорость передвижения на марше по дорогам – до 20 км/час.

ЗРК С-75 «Двина» мог уничтожать цели, идущие со скоростью 1500 километров в час на высоте до 22000 метров. В течение 10 минут один дивизион мог уничтожить до 5 целей, идущих с интервалом в 1,5-2 минуты. На сбитый самолет уходило 2-3 ракеты. Такими характеристиками не обладала ни одна зенитная артиллерийская система.

При всех плюсах ЗРК С-75 «Двина» имел сравнительно малую досягаемость по верхнему пределу (22000 метров), ограниченную возможность стрельбы по низковысотным целям (от 3000 метров и выше) и скоростными (до 300 м/сек.). А потому в 1957-1961 годах были созданы еще две модификации ЗРК С-75 – «Десна» и «Волхов». Они могли сбивать цели в диапазонах высот соответственно 0,5-30 км и 0,4- 30 км. Увеличилась дальность поражения – до 34 и 43 километров. «Волхов» мог обстреливать цели, идущие на скорости до 2300 км/час.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

ЗРК С-75 в ХХi веке

11 декабря 1957 года Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР на вооружение ПВО страны и ПВО Сухопутных войск был принят зенитно-ракетный комплекс СА-75 «Двина» с ракетой 1Д (В-750).ЗРК семейства С-75 в течение долгого времени составляли основу советских зенитно-ракетных войск и после появления маловысотного С-125 и дальнобойного С-200 служили в бригадах смешанного состава.

Первые комплексы «Двина» в конце 50-х годов разворачивались на западных границах СССР. По личной просьбе Мао Цзэдуна несколько ракетных дивизионов вместе с советскими специалистами было отправлено в КНР. Позднее они были развёрнуты в тыловых районах СССР вокруг административных и промышленных центров, СА-75 «Двина» прикрывали советские войска на Кубе и в странах Варшавского договора.

Свой боевой счёт «семьдесят пятки» открыли 7 октября 1959 года, сбив в окрестностях Пекина высотный разведчик американского производства RB-57D. Затем, 1мая 1960 года под Свердловском они «приземлили» U-2 Гэри Пауэрса, а в 1962 году над Кубой их жертвой стал U-2 майора Рудольфа Андерсона. Впоследствии С-75 различных модификаций принимали участие в многочисленных вооруженных конфликтах, оказав большое влияние на ход и характер боевых действий, став самым воюющим ЗРК в мире.

По результатам боевых действий во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, с целью повышения эксплуатационно-служебных и боевых характеристик ЗРК С-75 неоднократно модернизировались. Подвергалась усовершенствованию аппаратная часть комплекса, на вооружение принимались новые модификации ЗУР, что позволило увеличить помехозащищённость и расширить зону поражения. С целью увеличения эффективности стрельбы по низколетящим маневрирующим и скоростным малоразмерным целям в состав комплексов С–75М2(МЗ) введена ракета 5Я23, ставшая самой эффективной ЗУР для ЗРК данного семейства.

По зарубежным оценкам, в Советском Союзе в первой половине 80-х было развернуто около 4500 пусковых установок комплексов типа С-75. По состоянию на 1991 год в СССР в боевых частях и на «хранении» имелось около 400 ЗРК С-75 различных модификаций. Производство ЗУР для этих комплексов продолжалось до середины 80-х годов.

Неоднократно рассматривался вопрос о внедрении в состав С-75 твердотопливных или ракет с прямоточным двигателем. Опираясь на опыт боевого применения, военные хотели получить мобильный многоканальный зенитный комплекс с высокой огневой производительностью и возможностью обстрела цели с любого направления вне зависимости от положения пусковой установки. В итоге работы по кардинальному улучшению С-75 привели к созданию в 1978 году мобильной зенитно-ракетной системы С-300ПТ. ЗУР 5В55К (В-500К) этого комплекса с радиокомандной системой наведения обеспечивала поражение целей на дальности до 47 км. Хотя дальность пуска ракет первых С-300ПТ была сравнима с последними вариантами С-75, твердотопливные ракеты «трёхсотки» не требовали опасной и сложной заправки жидким топливом и окислителем. Все элементы С-300ПТ размещались на мобильном шасси, многократно сократилось время боевого развёртывания и свёртывания комплекса, что в конечном итоге должно было сказаться на выживаемости. Новый комплекс, пришедший на замену С-75, стал многоканальным по цели, существенно возросла его огневая производительность и помехозащищённость.

Эксплуатация ЗРК С-75 всех модификаций в России завершилась в 1996 году. Конечно, к тому моменту эти комплексы во многом не соответствовали современным требованиям, и значительная их часть выработала ресурс. Но прошедшие восстановительный ремонт и модернизацию С–75М2, С–75М3 и относительно свежие С–75М4, оснащённые телевизионно-оптическим визиром с каналом оптического сопровождения цели и аппаратурой "Дублер" с выносными имитаторами СНР, могли еще, как минимум, 10 лет охранять небо на второстепенных направлениях или дополнять более современные системы. Вероятно, дольше всего несли боевое дежурство комплексы на юго-западной оконечности архипелага Новая земля, по крайней мере, на спутниковых снимках десятилетней давности можно наблюдать пусковые установки ракет на позиции в данном районе. Возможно, что руководство минобороны РФ посчитало, что оставить комплексы на позициях является менее затратным по сравнению с их вывозом на «большую землю».

Со второй половины 80-х годов ЗРК С-75 в массовом порядке начали передаваться на «хранение» и «утилизироваться». После 1991 года этот процесс в России принял обвальный характер. Большая часть переданных «на хранение» комплексов была разукомплектована, варварским образом расхищались электронные блоки, содержащие цветные и драгоценные металлы, впрочем, это относилось не только к С-75, но и к другой военной технике, оставленной без должного ухода и охраны. К началу 2000-х большая часть комплексов С-75, находящаяся на базах хранения, была приведена в непригодное для дальнейшего использования состояние и разделана на металлолом. У части зенитных ракет, нёсших службу в войсках ПВО СССР, судьба оказалось более счастливой, их переделали в ракеты-мишени: РМ-75, «Коршун» и «Синица-23». Переоборудование боевых ракет в мишени, имитирующие крылатые и баллистические ракеты противника, позволило сократить затраты в ходе учебно-контрольных стрельб расчётов ПВО и повысить уровень реализма в ходе учений.

В интересах потенциальных иностранных заказчиков в конце 1990-х - начале 2000-х российскими разработчиками предлагался ряд модернизационных вариантов, которые должны были повысить боевой потенциал и увеличить срок службы зенитных комплексов С-75, оставшихся в строю. Самый продвинутый вариант модернизации С-75-2 «Волга-2А» базировался на использование унифицированной цифровой аппаратной части, выполненной с применением технических решений, реализованных в экспортной ЗРС С-300ПМУ1. По оценке разработчика ЗРК С-75 "Волга" - НПО «Алмаз», данная модернизация наиболее целесообразна по критерию «стоимость-эффективность».

Во времена СССР за рубеж было поставлено около 800 С-75 различных модификаций. Кроме непосредственно поставок зенитных комплексов и ракет, на советских предприятиях и выездными бригадами специалистов осуществлялся средний и капитальный ремонт аппаратуры и модернизация с целью продления ресурса и повышения боевых характеристик.

Последние поставки С-75М3 «Волга» в 1987 году велись в Анголу, Вьетнам, Южный Йемен, на Кубу и в Сирию. После 1987 года всего один комплекс С-75М3 «Волхов» в 1988 году был поставлен Румынию. По всей видимости, комплексы, поставленные на экспорт в 1987-1988 годах – это капитально отремонтированные ЗРК, состоявшие ранее на вооружении в Советском Союзе. Производство С-75 в нашей стране завершилось в 1985 году после выполнения сирийского и ливийского экспортных заказов. Часть этих комплексов, произведённых в 80-е годы, эксплуатируется до сих пор. Так румынские С-75М3 «Волхов» остались единственными действующими в Европе ЗРК этого типа. Три зенитно-ракетных дивизиона (зрдн) до сих пор развернуты вокруг Бухареста.

Комплексы С-75, имевшиеся в странах Восточной Европы после вступления их в НАТО и в целях «интеграции» в единое оборонное пространство, были сданы на слом. Некоторым их тех, кому повезло больше, заняли почётное место в выставочных экспозициях музеев.

Дожившие до XXI века «семьдесятпятки» эксплуатировались на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Из азиатских стран они остались в КНДР и во Вьетнаме (в настоящее время заменяются на С-300П и израильские ЗРК «Спайдер»). На Кубе часть боевых элементов комплекса, такие как СНР-75 и ПУ, перевели на шасси танков Т-55. Впрочем, вызывает сомнения возможность длительной транспортировки по пересечённой местности ракет в заправленном виде со значительными вибрационными нагрузками. Особенно комично смотрится станция наведения на гусеничном шасси.

Американская агрессия в Ираке и череда внутренних вооруженных конфликтов в арабских странах существенно сократили парк дееспособных ЗРК С-75. В 2003 году в ходе операции «Иракская свобода» в виду плохого технического состояния основной части иракских ЗРК, уничтожения обзорных РЛС и разрушения системы управления войсками, имеющиеся в распоряжении армии Саддама Хусейна зенитные комплексы С-75 пусков по самолётам коалиции не осуществляли. Отмечалось, что несколько неуправляемых ракет было запущено в сторону наступающих американских войск. Большая часть иракских средств ПВО уничтожена в первые дни после начала боевых действий в ходе превентивных ракетно-бомбовых ударов американской и британской авиаций.

В период с 1974 по 1986 год Ирак получил 46 ЗРК С-75М и С-75М3, а так же 1336 ракет В-755 и 680 ракет В-759 к ним. Согласно американским разведданным в 2003 году боеспособно было 12 дивизионов, в итоге из-за пассивности иракского командования все они превратились в металлолом.

В Ливию в течение 10 лет с 1975 по 1985 годы из советского Союза было поставлено 39 ЗРК С-75М и С-75М3 и 1374 ЗУР В-755 и В-759 к ним. Со второй половины 90-х ливийское руководство не уделяло достаточно внимания состоянию собственных вооруженных сил и вся система ПВО, построенная по советским лекалам, стала приходить в упадок. В 2010 году в виду плохого технического состояния боевое дежурство несли не больше 10 комплексов. После начала гражданской войны в 2011 году и последовавшего вмешательства в неё западных стран вся система ПВО Ливии была сначала дезорганизована, а затем полностью уничтожена, не сумев оказать какого либо заметного сопротивления средствам воздушного нападения стран НАТО.

Ливийские зенитно-ракетные комплексы были либо уничтожены в ходе авиационных ударов и артиллерийско-миномётных обстрелов, либо захвачены мятежниками. Часть твердотопливных ракет ЗРК С-125 и «Квадрат» была переделана для стрельбы по наземным целям, но достаточно громоздкие, требующие заправки жидким топливом и окислителем, ЗУР для С-75 по большей части приведены в непригодное для использования состояние. Сообщалось, что мощные 190 кг боевые части зенитных ракет комплекса С-75М «Волга», дающие более 3500 осколков, использовались исламистами в качестве фугасов.

Другим крупным ближневосточным эксплуатантом С-75 была Сирия. Количество поставленных в эту страну из СССР средств ПВО беспрецедентно. Одних только ЗРК С-75М и С-75М3 с 1974 по 1987 год передано 52 единицы. Также к этим комплексам поставлено 1918 ракет В-755/В-759.

Сирийские ЗРК, благодаря наличию в стране хорошо подготовленных кадров и созданной с помощью СССР базы технического обслуживания и ремонта, поддерживались в достаточно высокой степени боеготовности. Аппаратная часть комплексов регулярно проходила восстановительный ремонт и «малую модернизацию», а ракеты направлялись на ТО в специально созданные арсеналы. До начала гражданской войны в САР там несли боевое дежурство около 30 зрдн С-75М/М3.

Часть из них до сих пор продолжает нести службу в районах, контролируемых правительственными силами. Большая же часть сирийских противовоздушных систем либо эвакуирована на контролируемые правительственной армией базы и аэродромы, либо уничтожена в ходе обстрелов. Свой вклад в уничтожение сирийской системы ПВО продолжают вносить ВВС Израиля, регулярно наносящие удары по позициям ЗРК и РЛС в приграничных районах.

До прекращения военно-технического сотрудничества с Советским Союзом в Египет было поставлено: 2 ЗРК СА-75М "Двина", 32 ЗРК С-75 "Десна", 47 ЗРК С-75М "Двина" и 8 ЗРК С-75М "Волга", а так же около 3000 ракет к ним. Данные комплексы в течение долгого времени использовались силами ПВО Египта, большая их часть развёртывалась вдоль Суэцкого канала. Для размещения элементов комплексов и боевых расчётов в Египте возводились укреплённые бетонные защитные сооружения, способные выдержать близкие разрывы крупнокалиберных авиабомб.

Однако в виду испорченных с Советским Союзом отношений, в Египте по мере выработки ресурса противовоздушных комплексов в начале 80-х остро назрела проблема их обслуживания, ремонта и модернизации, что подвигло египтян при северокорейской и китайской технической поддержке начать самостоятельные работы в этом направлении. Основной целью работ было продление сроков эксплуатации и модернизация около 600 устаревших на тот момент и выслуживших гарантийные сроки ракет 13Д. К данной теме подключились так же специалисты французской фирмы "Tomson-CSF". Модернизированная версия египетского С-75 была названа по-восточному поэтично — "Тэйр Аль - Сабах" ("Утренняя птица"). В настоящее время в Египте на позициях развёрнуто примерно 25 модернизированных «семьдесятпяток». В обмен на поставленные в КНР образцы советской ракетной и авиационной техники, китайцы помогли наладить в Египте производство ЗУР для имеющихся ЗРК С-75, что наряду с ремонтом и модернизацией комплексов является причиной их завидного долголетия.

Во второй половине января 2016 года в сети появилось видео, на котором якобы запечатлён процесс уничтожения американского беспилотника йеменским ЗРК С-75. На непонятно где и когда снятых кадрах низкого качества запечатлена боевая работа расчётов ЗРК и РЛС П-18, а также ночной пуск ракеты и обломки непонятного происхождения, выдаваемые за сбитый БПЛА.

С 1980 по 1987 год Южный и Северный Йемен (сейчас это единое государство) получили 18 ЗРК С-75М3 "Волга", а также более 600 ЗУР к ним. До этого в Южный Йемен поставлялись 4 ЗРК СА-75М "Двина" и 136 ракет В-750, но в данный момент эти комплексы и ЗУР, безусловно, неработоспособны. По состоянию на 2010 год в Йемене в рабочем состоянии было не больше 10 ЗРК С-75.

С 2006 года в Йемене развернулись боевые действия между вооруженными боевиками из шиитского повстанческого движения «Ансар Алла» (иначе — «хуситы») с одной стороны и проправительственными вооруженными силами и Саудовской Аравией — с другой. В ходе вооруженных столкновений «хуситам» удалось захватить ряд ключевых районов страны и крупных военных баз и серьёзно потеснить вооруженные силы проамерикански настроенного правительства. После того как возникла реальная перспектива, что шииты установят контроль над всей территорией страны под предводительством Саудовской Аравии, была создана арабская коалиция, приступившая 25 марта 2015 года к нанесению воздушных ударов по целям в Йемене. В первую очередь бомбардировкам подверглись контролируемые «хуситами» авиабаза в Сане и объекты ПВО.

Судя по сообщениям информационных агентств и спутниковым снимкам 2015 года, в результате авиаударов в зоне боевых действий были уничтожены не только стационарные позиции ЗРК С-75 и С-125, но и мобильные войсковые комплексы «Квадрат». В условиях пустынной местности и полного контроля воздушного пространства саудовской авиацией шансов на выживание у устаревшего зенитного комплекса практически нет. Боевые средства ЗРК С-75 требуют длительного развертывания с монтажом антенных постов и пристыковкой кабелей. Заправка и заряжание ракет на пусковые установки – это достаточно сложные и небезопасные операции, требующие устойчивых навыков, достигаемых во время тренировок. Характеристики мобильности, помехозащищённости и скрытности ЗРК С-75 уже не соответствуют современным реалиям. На сегодняшний день саудовские истребители-бомбардировщики F-15SA являются самыми совершенными в семействе F-15, они оснащены дополнительными системами вооружения и РЭБ. Кроме того ЗРК С-75 не могут действовать сами по себе. Для их успешной боевой работы необходимы средства разведки воздушной обстановки. Естественно, какой либо длительно действующей радиолокационной сети на территории, воюющего в течение 10 лет Йемена, быть не может. Обзорные РЛС П-18, поставленные в 80-е годы вместе с советскими зенитными комплексами, так же устарели и выработали свой ресурс. Средства радиотехнической разведки, имеющиеся в распоряжении США и авиации арабской коалиции, способны легко определять местоположение подобных станций с их последующим уничтожением.

Как это не печально, но век построенных в СССР ЗРК С-75 всех модификаций заканчивается. Произведённые более 30 лет назад комплексы находятся на пределе своего технического ресурса. Даже самые новые ракеты В–755 и 5Я23 имеют многократно просроченные сроки хранения. Как известно, после более чем 10 лет службы ракеты, заправляемые жидким топливом и окислителем, начинали течь и представлять серьёзную опасность для стартовых расчётов, для устранения данной проблемы требуется ремонт и обслуживание в заводских условиях или арсеналах. Крайне сомнительно, что страны третьего мира, где до сих пор имеются ЗРК С-75, найдут средства для бессмысленной модернизации безнадёжно устаревшего комплексов, ресурс которых исчерпан. Гораздо более целесообразным представляется потратить деньги на современные мобильные многоканальные комплексы, содержание которых обойдётся гораздо дешевле. Не секрет, что причиной списания ЗРК С-75 и С-200 с жидкостными ракетами во многих странах стали высокая стоимость эксплуатации, сложность и повышенная опасность при обращении с токсичным топливом и агрессивным окислителем.

Отдельного упоминания заслуживают китайские версии С-75 - НQ-2. Китайский клон С-75 в течение долгого времени был основой войск ПВО НОАК, и его серийное производство продолжалось до конца 80-х. По своим характеристикам китайский комплекс в целом соответствовал советским образцам с 10-15 летней задержкой.

В КНР было построено около 100 ЗРК НQ-2 разных модификаций и 5000 ЗУР. Более 30 дивизионов было экспортировано в Албанию, Иран и КНДР, Пакистан и Судан. ЗРК китайского производства НQ-2 принимали участие в боевых действиях в ходе китайско-вьетнамского конфликтов в 1979 и 1984 годах, а также активно применялись Ираном во время ирано-иракской войны. Албания являлась единственной страной НАТО, где до 2014 года несли службу китайские зенитные комплексы с советскими корнями.

В самом Китае ЗРК НQ-2 постепенно заменяется более современными моделями. Комплексы этого типа в основном прикрывают объекты в глубинных районах КНР и на второстепенных направлениях. Долгий срок службы китайских НQ-2 объясняется проведенными во второй половине 90-х модернизационными мероприятиями, но в любом случае данный комплекс, так же, как и все модификации советского С-75 на данный момент является устаревшим. ЗРК НQ-2 может быть относительно эффективен в локальном конфликте против авиации стран не располагающих современными средствами РТР и РЭБ. Китайский ЗРК НQ-2 способен дополнить более современные противовоздушные системы в условиях развитой, централизованной ПВО, что мы собственно и наблюдаем в КНР.

Снимок Google Earth: пассажирский авиалайнер пролетает над позицией китайского ЗРК НQ-2 в окрестностях Урумчи

На базе НQ-2 в Иране в конце 90-х создан собственный комплекс, получивший обозначение "Сайяд-1". Весной 2001 года он был представлен на выставке в Абу-Даби. Следующая версия ЗУР "Сайяд-2", созданная в 2000-е, уже имела комбинированную радиокомандную и инфракрасную систему самонаведения. По мнению иранских инженеров и военных, это должно повысить помехозащищённость и гибкость применения зенитного комплекса.

На базе ЗУР С-75 в разных странах велись работы по созданию оперативно-тактических ракетных комплексов. Скорей всего, первыми в реализации такого проекта были китайцы. В конце 70-х на вооружение НОАК поступил ОТРК DF-7 (М-7). Во второй половине 80-х его начали заменять на более эффективные комплексы, а китайские ракеты были проданы в Иран. Ракета DF-7 имела инерциальную систему управления, устойчивую к внешним воздействиям, и БЧ весом 190 кг. В данный момент в Иране имеется до 30 мобильных пусковых установок для запуска ракет этого типа. Иранская версия ракеты получила название «Тондар», она имеет дальность стрельбы до 150 км и увеличенную по сравнению с китайским прототипом боевую часть.

Создание аналогичных систем велось так же в КНДР, но северным корейцам требовался комплекс, способный в перспективе доставлять ядерную боевую часть на дальность более 300 км и от создания баллистической ракеты на базе ЗУР С-75 они отказались, сосредоточив усилия на модернизации ракет советского ОТРК 9К72 «Эльбрус» с жидкостной ракетой Р-17 .

Более оригинальными оказались индусы, они использовали двигательную установку ЗУР В-750 для создания ракеты мобильного оперативно-тактического комплекса «Притхви-1» с дальностью пуска до 150 км и боевой частью массой 1000 кг, кардинально переработав корпус ракеты, увеличив тягу двигателя и повысив емкость топливных баков. Следующая версия «Притхви-2» с ещё более форсированным двигателем и вдвое облегчённой боевой частью имеет дальность пуска до 250 км. Данные баллистические ракеты, созданные с использованием технических решений советских зенитных ракет 50-х годов, стали первыми индийскими средствами доставки ядерного оружия, не уязвимые к системам ПВО, имеющимся в распоряжении Пакистана.

В заключении хочется отметить, что советские ЗРК семейства С-75, первые образцы которого появились почти 60 лет назад, оказали огромное влияние на развитие авиации и ход боевых действий в XX веке. Заложенные в 50-е годы советскими конструкторами характеристики и модернизационный потенциал позволял ЗРК С-75 оставаться на вооружении войск ПВО в течение многих десятилетий, а также быть востребованным на мировом рынке вооружений. Однако время его уходит, ракеты на жидком топливе повсеместно заменяются твердотопливными, новые зенитные комплексы имеют высокую мобильность, помехозащищённость и многоканальность по цели. В связи с этим, уже через 10 лет мы сможем увидеть заслуженного ветерана С-75 только в музее.

По материалам:http://www.ausairpower.net/APA-S-75-Volkhov.htmlhttp://pro75555.myqip.ru/?1-17-0-00000011-000-0-0http://bmpd.livejournal.com/257111.html

Автор Сергей Линник

 

На фотографиях:

svgbdvr.ru