М60 - американский пулемет калибр 7,62-мм. 60 калибр


# Таинственный патрон .60 и оружие под него

Давно уже хотелось написать материал по весьма малоизвестному американскому пулемётному патрону калибра .60 (15,2х114 мм) созданному в конце 30-х годов прошлого века и экспериментальному оружию, которое создавалось под него, но всё не доходили руки. Патрон изначально создавался как пулемётный, хотя первым образцом, созданным под него было экспериментальное противотанковое ружьё. Этот боеприпас и оружие под него разрабатывался в США, как ответ на немецкий MG-151. И если по ПТР материала немного было,то по экспериментальным авиационным пулемётам почти не было. Но всё тайное когда-нибудь всё-таки становится явным.

Для начала, так сказать для затравки темы приведу статью из своей книги "Противотанковые ружья и их наследники"

Экспериментальное противотанковое ружьё Т1

Патрон .60 (15,2х114)

Патроны 15,2х114 (.60) и 12,7х114

В США созданию противотанковых ружей никогда не уделялось большого внимания и там считали, что основная тяжесть борьбы с танками должна лечь на противотанковую артиллерию. Противотанковые ружья собственной конструкции никогда не состояли на вооружении американской армии (во время ВМВ США приняли на вооружение британское ПТР "Бойс"), хотя теоретические проработки концепции противотанкового ружья начались в Америке в начале тридцатых годов двадцатого века. В течении долгого времени без внимания оставался проект компании Springfield Armory. Военные почему-то решили совместить ПТР и гранатомёт и требовали создание ружья, которое могло бы выстреливать 60-мм противотанковые кумулятивные гранаты, которые к тому времени были созданы. В итоге для этих гранат был создан и принят на вооружение ручной противотанковый гранатомёт М1 Bazooka.К марту 1939 года патроны для ещё пока не существующего противотанкового ружья были готовы. Первые испытания спрингфилдского ПТР прошли 30 октября 1942 года. Автоматика этого оружия работала за счёт отвода пороховых газов из канала ствола. Питание боеприпасами происходило из примыкаемой справа обоймы на пять или восемь патронов. В июне 1944 года эта разработка была отклонена окончательно.

В качестве боеприпаса использовался специально созданный для этого оружия патрон калибра .60 или 15,2х114 в метрической системе. На основе этой же гильзы был создан патрон 12,7х114. Проектировалось ли это оружие двухкалиберным с возможностью смены стволов или же разрабатывался отдельный вариант под патрон 12,7х114 мне выяснить не удалось. Пуля патрона .60 (15,2х114) весила 76 грамм и имела начальную скорость 1100 м/с, а патрон 12,7х114 имел две пули : тяжёлую весом 43 грамма и начальной скоростью 1200 м/с и лёгкую весом 32 грамма и начальной скоростью 1340 м/с.

В 1939 году под патроны калибра .60, к которым тогда ещё не было создано ружьё, решили разработать авиационный крупнокалиберный пулемёт Т17, основанный на конструкции немецкого MG.151. Этот проект вступил в активную фазу в 1942 году и закончился в 1946 году. Было заказано 5000 экземпляров, но произведено только 300 и ни один из них также не поступил на вооружение. Патрон .60 использовался и в некоторых послевоенных разработках : в первых опытных вариантах авиационой пушки М39 и также в первых опытных вариантах авиационной пушки с вращающимся блоком из шести стволов, которая позже стала называться М61 "Вулкан".

****************************************************************

Теперь можно выложить немного материала, который был нарыт в основном из англоязычных источников. Он касается экспериментальных авиационных пулемётов,созданных под патрон .60. Итак :

Пулемёт фирмы Bendix. Это была первая попытка создания авиационного оружия под патрон нового калибра-.60 (15,2х114) и представляла собой модификацию 20-мм пушки «Испано-Сюиза». Приемник боеприпасов был идентичен, и части оружия были взаимозаменяемыми. Калибр мог изменяться путём замены ствола. Дульный тормоз и механизм отдачи 20-мм варианта были устранены.

Пулемёт TI7E1. Вариант изготовленный подразделением Frigidaire компании General Motors Corp., Дэйтон, Огайо. В январе 1943 года были представлены 10 экземпляров калибра .60. Модель идентична Т17 с той разницей, что скорострельность была увеличена до 800 выстр./мин и установлена система гашения отдачи. Оружие оказалось дорогим и было предложено перепроектировать его для более дешёвого массового производства.

Пулемёт T17E2. Развитие Т17Е1 с более толстым стволом и усиленной конструкцией из нового сорта стали. Перезарядка была электрической. Два образца проходили испытания на Абердинском полигоне начиная с 25 августа 1943 года. Скорострельность составила 600 выстр./мин. Из первого было выпущено 143 патрона, из второго-327. Начальная скорость пули составила 1126 м/с. Было принято решение о доработке из-за многочисленных задержек

Пулемёт T17E5. Вариант Т17Е2 с изменённой системой подачи патронов и отпирания затвора.

Пулемёт TI8E1. Экспериментальный вариант. Модификация 20-мм пушки «Испано». Исследовалось кроме ленточного, также и магазинное питание.

Пулемёт T31. 1 июля 1944 компания «Gazda Engineering» заключила контракт для модификации 20-миллиметрового автомата Oеrlikon¬ под патрон .60 с некоторыми дополнительными функциями. В частности с непрерывной подачей ленты. Скорострельность составляла свыше 1000 выстр./мин и стрельба велась с закрытого затвора. К 1 ноября 1944 года началось изготовление. Оружие имело быстросменный ствол подобно немецкому MG-151. Перезарядка производилась гидравлическим устройством. В июне 1945 года наконец-то был произведён опытный отстрел оружия, закончившийся поломкой. 25 сентября того же года оружие вновь было отстреляно и сломалось окончательно. Доработка не производилась.

Пулемёт T41. Модификация Т17Е2 с системой газового торможения.

Пулемёт T51. Укороченный авиационный пулемёт на основе Т17. Было снято электрическое устройство перезарядки и заменено на гидравлику. Максимально облегчённый вариант Т17 с общей длиной 1320 мм. Создавался подразделением «Frigidaire» компании «General Motors».

Пулемёт T58. Также укороченная версия Т17, но с внешним электрическим приводом. Минимальная скорострельность должна была составить 1000 выстр./мин.

Пулемёт T62. Экспериментальное оружие, предназначенное прежде всего для стрелковых башенок бомбардировщиков, с вращающимся блоком из шести стволов. Общая длина 1320 мм. Разработан компанией «General Electric».

Пулемёт T63. Модификация модельного ряда T17, с увеличенной до 900 выстр./мин скорострельностью и уменьшенной длиной и весом. Длина составляла 1980 мм, а вес около 49 килограмм.

Под этот патрон ещё было создано много опытных образцов. Здесь я чуть затронул лишь наиболее,так сказать, доведённые до ума. В серийном оружии этот боеприпас не применялся.

raigap.livejournal.com

Шестидесятый калибр американской авиации | Альтернативная История

Шестидесятый калибр американской авиации

30-е 40-е годы минувшего века стали для ВВС США, временем стремительного качественного рывка. Именно в этот период, в общем-то, далеко не передовая в этом плане страна превратилась в мирового военного лидера, одним из столпов которого составляла именно авиация. Армейская и морская авиация США за годы 2-й Мировой войны прошли долгий путь становления, полный как болезненных ошибок, так и славных побед. Более полумиллиона боевых самолетов покинули цеха американских заводов в годы войны. Этого количества с лихвой хватило на нужды своих вооруженных сил. Весьма существенная доля этой армады была поставлена по программе лендлиза в страны антигитлеровской коалиции – в Англию, СССР, Китай…

Того же, что осталось в США все равно превышало суммарный выпуск  авиатехники всех стран Оси вместе взятых. Американские самолеты зарекомендовали себя чрезвычайно прочными, живучими, мощными и скоростными, с исключительно мощным вооружением, основу которого составляли пулеметы Браунинг AN-M2 пятидесятого калибра, то есть 12.7 мм. Этот пулемет прошел долгий путь становления, в сотнях модификаций для всех случаев жизни, пережив своего создателя почти на столетие. Даже при относительно небольшой мощности применительно к авиации того периода, пулеметы .50 AN-M2, смонтированные в крыльевых установках американских истребителей по 6-8 стволов, являлись весьма грозным оружием. Именно большое количество одновременно стреляющих стволов обеспечивало исключительную плотность огня на больших дистанциях. А большой боекомплект, достигавший 250-400 патронов на ствол, что выгодно контрастировало с пушечным вооружением авиации оппонентов и союзников, давал возможность большей автономности американской авиации, позволяло вести бой дольше и эффективнее.

Однако, чисто пулеметное вооружение американских самолетов все же не являлось панацеей на все случаи жизни. В отдельных случаях американские стратеги видели и пушечное вооружение на американских самолетах. Правда, на практике очень незначительное количество авиатехники США получили пушки на вооружение. Главным образом это была лицензионная французская 20-мм авиапушка Испано Сюиза HS-404, выпускавшаяся в США с 1941 года в нескольких модификациях. Правда в американском исполнении это прекрасное оружие было далеко от совершенства, оно страдало частыми отказами, было ненадежно и весьма увесисто. Опытно-экспериментальные работы по ее совершенствованию не прекращались долгие годы. Но, по сути, до приемлемой надежности в США пушку Испано довели только после войны.

По всей видимости, американцы при всей самодостаточности своей авиационной доктрины, ощущали некоторый пробел в области вооружения. С одной стороны полудюймовый патрон Браунинга 12.7х99, не смотря на все свои неоспоримые достоинства, был все же недостаточно мощным в части разрушительной силы, не имел в ассортименте разрывных боеприпасов. Кроме того, неприятной особенностью Браунинга была изрядная потеря скорострельности при синхронной установке. С другой стороны  патрон пушки Испано 20х110 обладал явно избыточной энергией и, как следствие, требовал достаточно тяжелой и габаритной артсистемы. Отчасти в этой связи с момента вступления США в войну были предприняты изыскания оружия, способного оптимизировать характеристики высокой разрушительной силы при сохранении массогабаритных параметров пулемета.

Первой попыткой создания оружия промежуточной мощности была работа фирмы Бендикс, занимавшейся в 1941 году внедрением в серию вышеупомянутой пушки Испано. По сути, конструктив французского орудия был сохранен, был лишь переработан штатный патрон 20х110 с переобжатой до 15 мм гильзой и соответствующей переработкой ствола, патронника и приемника.

15-мм вариация Испано фирмы Бендикс 

Проведенная работа показалась перспективной. Картину только портил нестандартный патрон.

Именно тогда вспомнили о предвоенных экспериментальных разработках автоматического противотанкового ружья Т1 с газоотводной автоматикой 60-го калибра под исключительно мощный патрон 15.2х114 мм. Этот «полуфланцевый» патрон был разработан в 1939 году специально для использования в новых противотанковых ружьях. «Противотанковая» специализация патрона послужила причиной высоких баллистических характеристик вышеупомянутого ружья Т1. Бронебойный снаряд массой 76.5 грамм покидал ствол с начальной скоростью 1100 м/с, имея дульную энергию 46 кДж.

Впрочем, предвоенные эксперименты с 15.2-мм ПТР остались невостребованными армией. После выпуска нескольких опытных образцов Т1 и доработанной версии Т1Е1, работы над противотанковым ружьем были свернуты. А вот патрон было решено использовать в новых авиапушках.

15.2-мм опытное противотанковое ружье Т1Е1

Второй попыткой фирмы Бендикс была переработка пушки Испано именно под патрон 15,2х114. Этот проект получил обозначение Т18. Он представлял собой перестволенную копию пушки со смешанной схемой автоматики на основе газоотвода с полусвободным затвором и  магазинным питанием, конструктивно заимствованными из 20-мм версии М1. Но явно неудачное развитие американской версии Испаны М1, почти вся серия которых фактически оказалась браком, потребовали слишком радикальных изменений и для 15.2-мм Т18, что заставило свернуть работы над ней в пользу версии Т18Е1, в основе которой лежала уже доработанная 20-мм версия М2 с ленточным питанием. Впрочем, и эта модификация была представлена лишь в демонстрационном образце с 5-зарядным магазином вместо ленты. По прежнему низкая надежность 20 мм пушки М2 поставила крест на разработке и модели 60-го калибра.

Опытная авиапушка Т18Е1 калибра 15.2 мм

В начале 1941 года в руки американцев попал образец трофейной немецкой авиапушки Маузер MG.151, любезно предоставленный англичанами, отличного образца немецкой оружейной школы с автоматикой короткого отката ствола и поворотным затвором. Как известно, эта система, по немецкой классификации, числившаяся пулеметом, выпускалась в двух версиях под 15- и 20-мм калибр с широкой унификацией деталей и узлов. Точно не известно, какой вариант попал к американцам, но дальнейшие события позволяют сделать предположение, что это была именно 15-мм версия. В отличие от 20-мм MG.151/20, 15-мм вариант обладал существенно лучшими баллистическими характеристиками.

Не смотря на приличную массу немецкого оружия, достигавшую 42 кг с учетом периферийных устройств электозарядки и электроспуска, 15-мм пушка MG.151 при практически равном темпе стрельбы с полудюймовым авиационным Браунингом, почти вдвое превосходила его по дульной энергии. У немецкого оружия также несколько выше была начальная скорость, а в ассортимент боеприпасов входил 57-граммовый фугасно-осколочный снаряд, содержащий 4.5 грамма пентрита, что существенно повышало разрушительную мощь немецкой пушки.

Все эти моменты заставили американцев обратить на немецкую систему весьма пристальное внимание в части создания отечественного аналога, работа по которому была инициирована Артиллерийско технической службой - Ordnance Corps - в одном из подразделений корпорации Кольт в сентябре 1942 года.

В конце 1942 в контексте работы над копией немецкой пушки MG.151 было решено применить .60” патрон в американском аналоге немецкого оружия. В этом плане патрон 15.2х114 был существенно мощнее штатного немецкого 15х96, что потребовало практически полной переработки немецкой конструкции, реализованной в октябре 1942 года в конструкции Кольт, получившей обозначение Т17.

На первом этапе работа, проводившаяся в отделении «Кольт Патент Файр армс компани» в Хартфорде, штат Коннектикут, свелись к перестволке исходного образца с изменением каморы патронника, удлинением приемника, некоторым изменением в затворе и другим более мелким отличиям от MG.151. Также фирмой «Аутойр» были разработаны новые звенья рассыпной ленты под .60” патрон.

Первые испытания 15.2-мм пушки Т17 (справедливости ради, по американской классификации это оружие числилось тяжелым пулеметом) были проведены на стрельбище завода Кольт 23.11.1942 г., в ходе которых была отмечена слишком сильная отдача оружия и слишком ранняя разблокировка затвора. Недостатки посчитали несущественными и после доработки, связанной с введением дульного тормоза, опытный образец Т17 был отправлен на Абердинский полигон для дальнейших испытаний.  В ходе испытательных стрельб было выпущено 350 патронов при среднем темпе стрельбы 700 выстр/мин. Ствол длиной 1295 мм обеспечивал начальную скорость снаряда 915 м/с.

Испытания посчитали удовлетворительными, хотя от проблемы ранней разблокировки затвора на этом этапе избавиться не удалось.

Дальнейшие работы по совершенствованию оружия в связи с загруженностью военными заказами фирмы Кольт были переданы на фирму Спрингфилд Армори и Арсенал во Франкфорде при содействии фирмы Фригидейр, оружейного отделения концерна Дженерал Моторс. При этом, специалисты Спрингфилд Армори отрабатывали оптимальные прочностные характеристики используемых сталей для изготовления стволов пушек Т17, а Франкфордский арсенал экспериментировал с собственно конструкцией ствола, глубиной и шагом нарезов, разрабатывал новые версии патрона 15.2х114 с использованием различных марок порохов. Фирма Фригидейр же занималась собственно кинематикой и изготовлением прототипов в металле.

В январе 1943 года на Фригидейр были изготовлены 10 образцов доработанной конструкции авиационного пулемета Т17Е1 с увеличенным до 800 выстр/мин темпом стрельбы. В конструкцию оружия были внесены множество изменений, главным образом технологического характера для удешевления массового производства.

.60" авиапушка Т17Е1

2 мая 1943 года опытный образец пулемета Т17Е1 поступил на огневые испытания в Абердин Прувинг Граунд. Испытания сопровождались рядом поломок деталей затвора, а после 70 выстрелов взрыв патрона при незакрытом затворе привел к полному выходу образца из строя.

Следующая версия авиапулемета Т17Е2 была значительно усиленной конструкции. Используемая в версии Т17Е1 сталь SAE 1060, примерный российский аналог – Сталь 60Г, была заменена в новой модели более вязкой сталью SAE 4640 с меньшим содержанием углерода и легирующими добавками в виде хрома, никеля, марганца и молибдела (российский аналог 40ХГНМ). Кроме того корпорация Дженерал Электрик для пулемета Т17Е2 разработала электромеханический механизм заряжения с приводом от электродвигателя на ходовой винт, который, в свою очередь двигал затвор. Правда усиление конструкции привели к увеличению массы откатных частей пулемета и, как следствие, снижению технической скорострельности.

Два прототипа пулемета Т17Е2 поступили на испытания 25.08.1943 года.  Первый имел традиционное ручное заряжение, второй оснащался электромеханическим механизмом зарядки, интегрированным в конструкцию оружия, и электроспусковым устройством. В ходе первого этапа испытаний первый образец отстрелял 557 патронов со средней скорострельностью 600 выстр/мин. Второй 143 патрона. После этого оба пулемета были разобраны и собраны с взаимной заменой деталей друг друга. Повторно было произведено 327 выстрелов непрерывной очередью с темпом стрельбы 658 выстр/мин при начальной скорости снаряда 1130 м/с.

.60" авиапушка Т17Е2

В сентябре 1943 года Артиллерийско технической службой был сделан заказ на изготовление 7 доработанных образцов пулемета Т17Е3, разработанных на фирме Фригидейр.  Эта версия отличавшихся от предыдущих прототипов введением в конструкцию электрозапального устройства, скопированного с поздних немецких пушек MG.151/20, с одновременным введением в конструкцию патрона 15.2х114 электрозапальной втулки. Кроме того, в конструкцию Т17Е3 было введено переднее шептало. Эти нововведения позволяли несколько увеличить скорострельность системы при установке ее в качестве синхронного вооружения истребителей при стрельбе через винт.

15 декабря того же года заказ был увеличен до 10 пулеметов с одновременным заказом арсеналу Рок Айленд   2500 серийных пулеметов Т17Е3  плюс запчастей программы 1944 года для оснащения ими армейской и морской авиации. 23 декабря 1943 года серийный заказ только ВВС был увеличен до 5025 пулеметов, из которых 25 штук предполагалось использовать для различных экспериментов.

В процессе начавшегося серийного производств в Рок Айленде фирма Фригидейр постоянно проводила доработки пулемета. Так живучесть деталей затвора, изначально составлявшая 5000 выстрелов, была увеличена до 20000.  Летом 1944 года пулемет Т17Е3 испытывался в воздухе. 6 пулеметов были смонтированы в крыльевой батарее истребителя Р-47 «Тандерболт» и в механизированной спаренной турели бомбардировщика В-25 «Митчелл».  В августе к испытаниям подключилась морская авиация. Пулемет устанавливался на истребителе «Хеллкет». Оружие прекрасно работало на всем диапазоне высот, при этом живучесть ствола составила около 5000 выстрелов, а процент отказов составлял в среднем 1 на 1000 выстрелов.

К осени 1944 года завод в Рок Айленде произвел 80% комплектов деталей и собрал 309 готовых пулеметов, используемых в различных экспериментах, в процессе которых было истрачено 950 тыс патронов из примерно 6 млн. произведенных. Однако, в ноябре 1944 года заказ на производство пулеметов был аннулирован, а уже выпущенные пулеметы было решено использовать в качестве зенитных систем с монтажом на бронетехнике. Впрочем, по всей видимости, в действующую армию .60” пулеметы так и не поступили, отправившись в металлолом.

Причина этого решения до конца не ясна. Скорее всего, к началу 1945 года характеристики 60-кг авиационного пулемета с темпом стрельбы 600-700 выстр/мин уже никого не впечатляли, к тому же на тот момент появилась укороченная версия 20-мм пуши Испано модели М3, которая при соизмеримых с Т17Е3 массо-габаритных параметрах, превосходила последний по всем боевым характеристикам.

К моменту свертывания производства были разработаны несколько модификаций пулемета.

- Т17Е4, разработка фирмы «Санфорд» с измененным звеном ленты.

-Т17Е5 разработка фирмы Фригидейр, с измененной конфигурацией запирающих выступов головки поворотного затвора. Именно этот вариант планировался основным для серийного производства.

Опытная  .60" авиапушка Т17Е5

- Т39 – версия Т17Е3 с взаимозаменяемой конструкцией спускового механизма, в котором можно легко заменить электрозапальный механизм на механизм ударникового типа.

- Т41 – версия Т17Е3 в которой был добавлен дульный ускоритель.

.60" авиапушка Т41

- Т47 – синхронная версия пулемета

- Т50 – укороченная версия Т17Е5, разработки Артиллерийского арсенала флота, в котором электромагнитное спусковое устройство было перенесено с задней части оружия на боковую или нижнюю поверхность затворной рамы.

-Т51 – укороченная версия Т17, аналог Т50, разработки фирмы Фригидейр. Общая длина уменьшена с 2337 мм до 1321 мм.

.60" авиапушка Т51

- Т58 – аналог Т51 с использованием внешнего привода протяжки ленты. Проектный темп стрельбы должен был достигать 1000 выстр/мин, правда, при неизбежном уменьшении начальной скорости.

.60" авиапушка Т58

- Т59 – версия Т-39, но на базе Т17Е5

- Т63 – версия Т17Е5, уменьшенной до 1981 мм длинной, массой 50  кг, оснащенная дульным ускорителем, интегрированным в конструкцию внешним приводом протяжки ленты и темпом стрельбы до 900 выстр/мин.

.60" авиапушка Т63

- Т64 – окончательная версия серии пулеметов Т17, длиной 1981 мм, массой 63.5 кг, электорозапальным устройством, электрическим приводом протяжки ленты. Темп стрельбы до 1000 выстр/мин.

-Т173 – версия Т17, адаптированная для наземного использования в качестве легкого зенитного автомата.

Опытный 15.2-мм зенитный автомат Т173

Конструктивно пулемет Т17 представлял собой оружие с автоматикой на основе короткого отката ствола. Применительно к версии Т17Е5 легкосменный ствол длиной 1524 мм весил 13.73 кг. Он имел 8 правосторонних нарезов глубиной 0.4 мм и шириной 3.8 мм. Шаг нарезов 457 мм.  Запирание патронника осуществлялось поворотом затвора на угол 100 град. 50’. Стрельба велась с закрытого затвора. Прицельная дальность стрельбы составляла 2000 метров, максимальная – 5 000 метров.

Относительно боеприпасов 60-го калибра, базовым патроном 15.2х114 был бронебойный патрон образца 1939 года массой снаряда 77.75 г. Впоследствии были разработаны бронебойно-зажигательные TS4, BC2, BC3; бронебойно-зажигательно-трассирующие  BC3 снаряды, фугасно-осколочные T19 и Т77 и зажигательные T1E6. Масса фугасно-осколочного Т77 составляла 74.5 грамма в которые входило 5.6 граммов взрывчатого вещества.

Еще одним проектом под боеприпас 60-го калибра была разработка фирмы «Газда Инжиниринг» – Т31, имевшей в основе конструкцию 20-мм Эрликона, с автоматикой свободного затвора и широким применением технических решений, реализованных в пулеметах серии Т17. Заявленный темп стрельбы в 1000 выстр/мин, впрочем, оказался лишь декларацией. В июне 1945 года пушка Т31 развалилась уже после 40 выстрелов. При повторных испытаниях, проведенных 25.09.45, пушка выдержала всего 12 выстрелов.

Опытный .60" автомат Газда Т31 - вариация Эрликона

Использовался .60” патрон также в послевоенных разработках револьверных пушкек Т130 – перестволенной копии трофейной немецкой MG.213, а также экспериментальных 6-ствольных пулеметах с внешним приводом стволов Т45 и Т62, разработки Дженерал Электрик. Именно эти пулеметы стали прототипами знаменитой 6-ствольной 20-мм авиапушки М61 «Вулкан», по сей день состоящей на вооружении в США. Недостаточно мощный для послевоенного времени 15.2-мм патрон, примененный в вышеупомянутых образцах, также получил вторую жизнь в пушке «Вулкан», штатный боеприпас которой 20х102 являлся не чем иным, как переработанным .60” патроном 15.2х114 мм.

Опытный 6-ствольный автомат Т45

15.2-мм 6-ствольный автомат Т62

 ТТХ:

 

 

Модификация

Т17Е5

Калибр, мм

15.2

Тип автоматики

Короткий откат ствола

Масса тела орудия, с учетом механизма электромеханического заряжения, кг

57.66

Длина, мм

2329.2

Длина ствола, мм

1524

Темп стрельбы, выстр/мин

700-750

Начальная скорость пули, м/с

1000-10700

Емкость магазина

Лента

Масса снаряда, г.

74.5 – 77.8

Тип боеприпаса

15.2х114

alternathistory.com

М60, калибра 7,62 мм | Стрелковое оружие

М60 — довольно тяжелое и неудобное в переноске оружие. Первые образцы были выпущены в конце 1940-х годов, однако потребовались почти десять лет доводки, чтобы принять этот пулемет на вооружение. В некоторых странах М60 остается в строю до сих пор.

Благодаря использованию мощного патрона НАТО калибра 7,62 мм, пулемет М60 способен вести огонь на значительные дальности. Для большей стабилизации предпочтительно устанавливать его на треногу, как показано на снимке. Сошки при этом убраны под ствол.

Американский единый пулемет М60 впервые появился на заключительной стадии Второй мировой войны под обозначением Т44. На его конструкцию большое влияние оказали немецкие пулеметы того времени. Механизм подачи патронов — точная копия MG 42 газовый поршень и затвор не отличаются от этих деталей штурмовой винтовки FG 42. В пулемете Т44, который в серийное производство пошел под обозначением М60, широко использовались штампованные детали из стали и пластика. Первые образцы М60 были приняты на вооружение сухопутных сил США в конце 1950-х годов.

Первый блин вышел комом — пулеметы оказались неудобными, а их конструкция — непродуманной: например, для замены ствола оружие приходилось разбирать наполовину. Постепенно от «болезней роста» избавились, хотя многие солдаты продолжают скептически относиться к нему из-за неудобства при стрельбе. Тем не менее М60 стал первым единым пулеметом американской армии и до сих пор продолжает использоваться для выполнения различных огневых задач.

Неудобства

В своем основном виде — оружия огневой поддержки отделения — М 60 оснащен штампованной стальной сошкой, установленной в передней части ствола, рядом с дульным срезом. Для переноски используется небольшая рукоятка в виде кронштейна, что довольно неудобно из-за ее формы, а также вследствие того, что центр тяжести явно смещен.

Многие солдаты предпочитают для переноски использовать ремень, который применяется зачастую также для стрельбы в движении. Для ручного пулемет М60 несколько тяжеловат, поэтому и был разработай специальный 5,56-мм пулемет М249 «Миними». М60 может устанавливаться на станок или на бронетехнику.

Модификации

Пулемет М60 выпускается в нескольких модификациях. М60С с дистанционным управлением стрельбой устанавливается на вертолетах, M60D отличается отсутствием приклада и обычно крепится на вертлюге как бортовой пулемет на вертолетах и некоторых бронированных машинах М60Е2 предназначен для установки в качестве спаренного на бронетехнике.

Основным производителем М60 стала компания «Сако Дифенз Систем» — отделение корпорации «Маремаунт Корпорейшн», конструкторы которой внимательно относились к рекламациям на свою продукцию, в том числе тем, которые касались использования М60 в качестве ручного пулемета. В результате обобщения и анализа информации компания разработала облегченный пулемет «Маремаунт», который, хотя и являлся по сути тем же М60, отличался большим удобством и меньшей массой.

В частности, сошку передвинули назад под ствольную коробку, добавили цевье, упростили механизм отвода газов, сделали возможной установку зимнего спуска. Пулемет получил высокие оценки на войсковых испытаниях, однако теперь его можно применять только как ручной. Помимо американской армии, М60 состоит на вооружении и в некоторых других странах, включая Республику Корею и Австралию, а Тайвань даже организовал его лицензионное производство.

М60, калибра 7,62 мм характеристики:

  • М60
  • Калибр: 7,62 мм
  • Вес: пулемета 10,51 кг; ствола 3,74 кг
  • Длина общая: 1105 мм
  • Длина ствола: 559 мм
  • Начальная скорость полета пули: 855 м/с
  • Максимальный темп стрельбы:550 выстр. /мин
  • Питание: лента металлическая, звенчатая, на 50 латронов
Предыдущая статья:«Браунинг» М2НВ Следующая статья:Единый пулемет FN MAG

infoguns.com

М60 - американский пулемет калибр 7,62-мм

После неудачных попыток изготовить копию немецкого универсального пулемета модели 42 и переоснастить его для стрельбы патронами 7,62x63 образца 30-06 Спрингфилд, американские конструкторы после 1945 года начали разработку собственного универсального пулемета. При этом они использовали опыт и результаты испытаний оружия, которое было сконструировано на базе вышеназванного пулемета, а также немецкой автоматической винтовки для парашютно-десантных войск модели FG 42.

Пулемет М60 (Е3) - видео

Поскольку опытная модель Т 52, разработанная в начале пятидесятых годов, действовала неудовлетворительно, работы были продолжены. После интенсивных испытаний военные наконец признали опытную модель Т161. В конце пятидесятых годов эта модель была поставлена на вооружение американской армии как универсальный пулемет М60. Новое стрелковое оружие заменило используемые ранее ручные и станковые пулеметы системы Браунинг. Несколько лет назад в США было начато производство усовершенствованной модели пулеметов, М 60 все еще входят в оснащение американской армии.

Производителем этого оружия были американские фирмы Bridge Tool & Manufacturing Company, Филадельфия, и General Motors Co. Mfg. Division, Дэйтон, штат Огайо. По имени американского предприятия Saco Defense Systems Division of Maremont Corporation, г. Сако (штат Мэн), где пулемет выпускался ранее, часто в специальной литературе оружие называли Маремонт. Оружие образца М60 поставлялось в Австралию, Камбоджу, Лаос, Южную Корею, Южный Вьетнам и Тайвань. Там это оружие даже производилось по лицензии и получило название универсальный пулемет модели 57. Поскольку оружие производилось в очень большом количестве, то можно предположить, что американский пулемет имел удачную конструкцию. Однако на самом деле это не так. Ствол жестко связан с газовым каналом и опорной системой.

Вместо сменной рукоятки оружие поставляется с асбестовыми перчатками, которые необходимо обязательно надеть при смене ствола. Когда снят горячий от стрельбы ствол, оружие больше не имеет опорной системы и лежит на земле. Один солдат не может сменить ствол. Хотя оружие и было усовершенствовано, этот принципиальный недостаток не удалось устранить. В настоящее время существуют следующие модификации пулемета: модель 60С с дистанционным управлением для оснащения вертолетов; модель 60Д с прямым управлением — устанавливается в вертолетах; модель 60Е 2 — используется в бронированных транспортных средствах. Появилась также модель 60Е 3 массой 8,61 кг и длиной 1067 мм, со второй пистолетной рукояткой под газовым каналом.

Действие универсального пулемета системы М 60 основано на использовании энергии пороховых газов, затвор поворотный, ствол сменный. Внутренние стенки ствола не только хромированы, но и покрыты стелитом, что значительно повышает срок службы оружия. Подача боеприпасов осуществляется елевой стороны: из ящика, в котором находится металлическая лента на 300 патронов, или из магазина с лентой на 100 патронов НАТО 7,62x51. Стрельба осуществляется очередями или автоматическим огнем со скоростью до 250 выстр./мин. Пулемет может использоваться на сошке или на треноге. Фактическая дальность огня — 1000 или 1800 м. До 4000 м пуля сохраняет убойное действие. Для уменьшения отдачи приклад оснащен резиновой подушкой.

Тактико-технические характеристики пулемета М60

Калибр, мм 7,62
Начальная скорость пули (v0), м/с 855
Длина оружия, мм 1105
Темп стрельбы, выстр./мин 550
Подача боеприпасов лента (в ящике) на 300 патронов, лента (в магазине)
Масса в незаряженном состоянии с сошкой, кг 10,51
Патрон 7,62x51
Нарезы/направление 4/п
Прицельная дальность, м 1000
Дальность эффективного действия, м ручной 1000, станковый 1800

 

Фото пулемета М60

militaryarticle.ru

Калибр 60С цена, характеристики, отзывы

  • -Тип: культиватор 
  • -Класс: средний 
  • -Диаметр фрез: 350 см 
  • -Количество фрез в комплекте: 6 шт. 
  • -Направление вращения фрез: прямое 
  • -Глубина культивирования: 32 см 
  • -Скорость вращения фрез: 170 об/мин 
  • -Ширина обработки почвы: 85 см 
  • -Объем двигателя: 196 куб. см 
  • -Мощность двигателя: 4.50 кВт / 6.12 л.с. 
Где купить

Здесь вы можете посмотреть видео обзор Калибр 60С. Узнать характеристики, прочитать отзывы о Калибр 60С.

Видео обзоры

Видео для этого товара нет, но мы нашли видео для похожих моделей:

Добавить видео

Характеристики

* Точные характеристики уточняйте у продавца.

Основные характеристики

Тип культиватор 
Класс средний 

Культиватор

Диаметр фрез 350 см 
Количество фрез в комплекте 6 шт. 
Направление вращения фрез прямое 
Глубина культивирования 32 см 
Скорость вращения фрез 170 об/мин 
Ширина обработки почвы 85 см 

Двигатель

Объем двигателя 196 куб. см 
Мощность двигателя 4.50 кВт / 6.12 л.с. 
Производитель и модель двигателя Loncin WL168F 
Тип двигателя бензиновый, четырехтактный, цилиндров: 1 

Трансмиссия

Тип редуктора цепной 
Тип сцепления ременное 
Реверс есть 
Количество передач 1 вперед, 1 назад 
Тип коробки передач одноступенчатая 

Дополнительные характеристики

Объем топливного бака 3.6 л 

Габариты и масса

* Точные характеристики уточняйте у продавца.

Форум Калибр 60С

Задать вопрос

naobzorah.ru

Калибр СПП-1400/60 цена, характеристики, отзывы

  • -Сухая уборка: Есть
  • -Влажная уборка: Есть
  • -Функция выдува: Нет
  • -Потребляемая мощность: 1 400 Вт
  • -Макс. разрежение: 180 мбар
  • -Объем бака: 60 л
  • -Вес: 12.6 кг
  • -Ширина: 465 мм
  • -Длина: 475 мм
  • -Высота: 780 мм
Где купить

Здесь вы можете посмотреть видео обзор Калибр СПП-1400/60. Узнать характеристики, прочитать отзывы о Калибр СПП-1400/60.

Характеристики

* Точные характеристики уточняйте у продавца.

Основные характеристики

Сухая уборка Есть
Влажная уборка Есть
Функция выдува Нет
Потребляемая мощность 1 400 Вт
Макс. разрежение 180 мбар

Мусоросборник

Объем бака 60 л

Размеры и вес

Вес 12.6 кг
Ширина 465 мм
Длина 475 мм
Высота 780 мм

* Точные характеристики уточняйте у продавца.

Форум Калибр СПП-1400/60

Задать вопрос

naobzorah.ru

Калибр ВЭН-60 цена, характеристики, отзывы

  • -Тип: напольный 
  • -Угол наклона: 30 градусов 
  • -Рабочий механизм: осевой 
  • -Угол поворота: 90 градусов 
  • -Мощность: 60 Вт 
  • -Функция наклона: есть 
  • -Функция поворота: есть 
  • -Управление: механическое  
  • -Регулировка высоты: есть 
  • -Таймер: нет 
Где купить

Здесь вы можете посмотреть видео обзор Калибр ВЭН-60. Узнать характеристики, прочитать отзывы о Калибр ВЭН-60.

Характеристики

* Точные характеристики уточняйте у продавца.

Технические характеристики

Тип напольный 
Угол наклона 30 градусов 
Рабочий механизм осевой 
Угол поворота 90 градусов 
Мощность 60 Вт 
Функция наклона есть 
Функция поворота есть 

Возможности и управление

Управление механическое  
Регулировка высоты есть 
Таймер нет 
Количество скоростей 3, ступенчатая регулировка 
Wi-Fi нет 
Bluetooth нет 

Особенности

Материал корпуса пластик 

Габариты и вес

* Точные характеристики уточняйте у продавца.

Форум Калибр ВЭН-60

Задать вопрос

naobzorah.ru