ГЕРМАНИЯ ПРАЗДНУЕТ 500 ЛЕТ ПРОТЕСТАНТСКОЙ РЕФОРМАЦИИ, ЧЕСТВУЯ МАРТИНА ЛЮТЕРА. 500 летие реформации


Новости - Сайт 500reformation!

и для кого не секрет, что в христианском мире существует такая молитва, как молитва о Единстве христиан.

Для проведения такой молитвы даже отмерена целая неделя в календаре в период от празднований Дня исповедания Христа Апостолом Петром, как Мессии до Дня обращения Апостола Павла (18 – 25 января). Но! Верит ли каждый из нас в то, что Господь имеет ответы на такую молитву? Верим ли мы в то, что данная молитва в действительности может иметь Богоугодные последствия, которые вполне имеют право несколько отличаться от наших ожиданий посредством воли Всевышнего? 

Одним из таких ответов нашего Господа на сию молитву явилось событие, которое, возможно, впервые произошло за последние 500 лет! Вечером 29 октября в храме Святого Семейства со всей торжественностью прошло совместное богослужение католиков и лютеран в преддверье 500-летнего юбилея Реформации. Причём, данное Богослужение не просто было «молитвенным собранием верующих», а самой настоящей Торжественной Литургией, традиционной, как и для католиков, так и для лютеран. 

«То, что нас объединяет, гораздо больше того, что разделяет» – именно с такими словами Римского понтифика и президента Всемирной Лютеранской Федерации почти год назад в Швеции во время молебна была подписана Совместная декларация. В данном документе Католическая и Лютеранская церкви заявляют, что полвека постоянного и плодотворного экуменического диалога помогли преодолеть многие разногласия, а также способствовали углублению взаимного доверия и понимания. 

Во вторник 31 октября сего года в День Реформации папа Франциск отправится в город Лунд (Швеция) для совместной службы католиков и лютеран, во время которых будут читаться молитвы обеих конфессий. Ну а мы, живущие здесь в Красноярске, решили «слегка» опередить столь славное и значимое для многих христиан событие.

Ибо молитва о Единстве христиан не может быть не услышанной и уж тем более не отвеченной, т.к. Сам Господь наш – Иисус Христос – ходатайствовал о нас перед Отцом Небесным в Своей Гефсиманской молитве: 

«Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Иоан. 17:20-23).

 

По информации: www.elkusfo.ru

www.500reformation.ru

500 лет Реформации: что нужно знать - 10 коротких тезисов

Александр Кан обозреватель по вопросам культуры

Мартин ЛютерПравообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В честь 500-летия на главной площади города Виттенберг, у того самого собора, к двери которого Мартин Лютер прикрепил свои исторические тезисы, установлен памятник инициатору Реформации

100-летие Русской революции кажется безоговорочно важнейшим юбилеем 2017 года. Однако для Европы и Америки, для западной, да и для мировой истории в целом не менее, а, возможно, и более важным выступает другой юбилей: 500-летие раскола западного христианства и возникновения протестантизма.

Начавшаяся ровно полтысячелетия назад Реформация расколола до тех пор единую католическую церковь и положила начало длившимся века ожесточенным разрушительным войнам на европейском континенте.

  • Реформация началась в туалете

Реформация породила не только бесчисленный сонм новых протестантских конфессий, но и заложила основу для новой протестантской этики.

С этой этикой неразрывно связано становление новой экономической системы - рыночного капитализма, а также нового политического миропорядка - буржуазной демократии.

Реформация, хоть и породила протестантизм, но ему не тождественна, и потому в наш короткий обзор мы включили факты не столько из истории протестантизма, сколько о том, что непосредственно связано с породившим его конкретным историческим событием - Реформацией 1517 года.

1.Начало

Мартин ЛютерПравообладатель иллюстрации Hutton Archive Image caption Гравюра 1518 года, изображающая Мартина Лютера, бросающего в огонь писания своего оппонента Иоганна Тетцеля

Официальной датой начала Реформации считается 31 октября 1517 года, когда монах и богослов Мартин Лютер прикрепил к двери собора (главному в те времена средству массовой информации) в немецком городе Виттенберге листок со своими 95 тезисами.

Формальным поводом для обнародования тезисов был протест против торговли индульгенциями.

На самом деле этот документ был выражением растущего недовольства официальным католицизмом, погрязшим в роскоши и коррупции. Лютер предлагал вернуться к истокам раннего христианства.

До него реформаторские настроения высказывали Ян Гус, Пьер Вальдо и живший еще в XIV веке Джон Уиклиф. Все они подверглись гонениям и проклятию со стороны официального католицизма и стали мучениками - предтечами Реформации.

2.Происхождение названия

Ранние реформаторыПравообладатель иллюстрации Hutton Archive Image caption Ранние реформаторы. Второй слева - Мартин Лютер. Гравюра XVIII века

В момент обнародования своих тезисов ни Лютер, ни его сподвижники еще не назывались протестантами. Самого Лютера папа римский Лев X и император Карл V провозгласили еретиком и объявили вне закона. Тем не менее, число его сторонников в Германии росло.

В 1529 году Карл запретил распространение Реформации и заявил, что расправится с "ересью" Лютера. Однако ставшие к тому времени на сторону Лютера пятеро князей и 14 городов объявили официальный протест.

Именно с тех пор приверженцев возникшего двенадцатью годами ранее движения Реформации стали называть протестантами.

3.Причины

Библия ЛютераПравообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Переведенная Лютером на немецкий язык Библия, издание 1642 года

Причин появления и стремительного распространения Реформации множество. Главная из них - рост торговли и переход к денежной экономике, что привело к появлению крепнущего среднего класса, категорически недовольного тотальным господством традиционно укорененного в феодализме и не отвечавшего требованиям дня католицизма.

И хотя сами 95 тезисов Лютер написал на латыни, распространению нового религиозного течения в огромной степени способствовали сделанные им в 1522 году перевод Нового, а в 1534 году - Ветхого заветов на понятный простым прихожанам немецкий язык.

4.Печатный станок

ГутенбергПравообладатель иллюстрации Hutton Archive Image caption Изобретатель печатного станка Иоганн Гутенберг

Но даже новые, понятные переводы не смогли бы захватить умы огромных масс людей без сделанного Иоганном Гутенбергом несколькими десятилетиями раньше, но получившим широкое распространение только во времена Лютера печатного станка. Без этого революционного изобретения идеи Реформации и протестантизма остались бы уделом небольшой группы образованных монахов.

  • Протестанты в США перестали быть большинством населения
  • Государство и церковь в Европе и в России: вместе или врозь?

К тому же это совпало со стремительным ростом грамотности. Если раньше люди, чтобы ознакомиться с Писанием, должны были идти в церковь и слушать его в переложении с латыни в версии священника, то теперь они могли держать реформаторский перевод Лютера у себя дома.

5.Контрреформация

ВатиканПравообладатель иллюстрации AFP Image caption Противостоять сдержанности и лаконизму протестантских богослужений Ватикан решил еще большей пышностью своих ритуалов

Официальная католическая церковь сдаваться без боя, тем не менее, была не намерена. Тридентский собор - XIX Вселенский собор католической церкви, проходивший в течение 18 лет, с 1545 по 1563 год, в итальянском городе Тренте (Триденте) - был собран специально для противостояния Реформации. На нем была сформулирована политика контрреформации.

Еще пятью годами раньше, в 1540 году, Игнасио Лойола основал "Общество Иисуса" - будущий орден иезуитов, главной целью которого также была борьба с Реформацией.

Борьбу эту Ватикан собирался вести по принципу "клин клином вышибают": противостоять сдержанности, скромности и лаконизму протестантских богослужений он был намерен еще большей роскошью и музыкальной, живописной и архитектурной изощренностью католицизма.

6.Разветвленное дерево

Стена РеформацииПравообладатель иллюстрации AFP/Getty Images Image caption 100-метровая Стена Реформации в Женеве с изображениями отцов-реформаторов. Слева направо: Гильом Фарель, сподвижник Кальвина; Жан Кальвин, основатель кальвинизма; Теодор Беза, швейцарский реформатор, тоже сподвижник Кальвина; Джон Нокс, основатель пресвитерианской церкви

Ни одна другая крупная ветвь христианства не породила такого многообразия разветвлений, отдельных протестантских конфессий, церквей и общин, различия между которыми зачастую понятны лишь специалистам.

Наряду с лютеранами - главной и самой старой разновидностью протестантизма, получившей свое название от самого Мартина Лютера, - существуют еще кальвинисты, баптисты, анабаптисты, методисты, пятидесятники, адвентисты и многие другие.

Особый интерес среди них представляют англикане. Возникновение этой ветви протестантизма сыграло огромную роль в истории Великобритании и достойно отдельного упоминания.

7.Англиканство

Кентерберийский соборПравообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Церемония вступления в должность главы англиканской церкви, 105-го архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби. Кентерберийский собор, 21 марта 2013 года

Причиной возникновения англиканства - во всяком случае, на поверхности - стали не глубинные разногласия экономического, философского или религиозного свойства, как это было в Германии, а сумасбродство капризного короля.

К середине 1520-х годов Генрих VIII чувствовал неуклонно нарастающее раздражение неспособностью первой из шести его жен, Екатерины Арагонской, родить ему наследника-сына. В рамках католичества развод был невозможен - папа никогда бы его не утвердил.

Воспользовавшись растущей популярностью проникших с континента реформаторских идей, король расторг отношения с Ватиканом и провозгласил себя главой вновь образованной протестантской Церкви Англии.

На самом деле стремительный рост буржуазии в Англии делал появление реформаторских идей неизбежным. Британский монарх и по сей день остается официальной главой Церкви Англии.

В то же время появившиеся за столетия существования Британской империи многочисленные англиканские общины в бывших колониях существуют и управляются независимо от Церкви Англии. Главой 80 миллионов англикан в мире выступает архиепископ Кентерберийский.

8.Протестантские войны

ЭкуменизмПравообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Экуменическое единство христианских конфессий - знак того, что религиозные войны среди христиан остались в прошлом. Слева направо: католический архиепископ Райнхард Маркс, протестантский епископ Иоганн Фридрих и митрополит Греческой православной церкви Василис на Втором экуменическом соборе в Мюнхене, 13 мая 2010 года.

Характерные для того времени религиозная нетерпимость и жестокость нравов сделали войны между сторонниками традиционного католицизма и приверженцами Реформации неизбежными.

Самая известная из них - Тридцатилетняя война 1618-1648 гг., начавшаяся в Германии и охватившая со временем практически всю Европу.

Суть войны состояла в попытке стоящего во главе Священной Римской империи королевского дома Габсбургов противостоять реформаторским настроениям протестантских немецких князей. В ходе войны погибло 25-40% всего населения Германии.

Не менее известны и Гугенотские войны конца XVI века во Франции с их Варфоломеевской ночью и памятной поклонникам Дюма осадой Ла-Рошели.

9.Иконоборчество

Собор Святого Павла Image caption В 1549 году толпа, во главе которой была группа радикальных протестантских проповедников, уничтожила интерьер собора Святого Павла в Лондоне

Своеобразным проявлением религиозных войн стало движение иконоборчества.

Основываясь на одной из Десяти заповедей (не сотвори себе кумира), некоторые протестантские реформаторы, в том числе основатель кальвинизма Жан Кальвин, стали настаивать на устранении всех религиозных образов.

Самые рьяные из них ринулись уничтожать не только иконы, но и живопись, скульптуры, гобелены и другие произведения искусства с изображением Бога, Девы Марии или святых, вернув таким образом к жизни существовавшую еще в Византии VIII-IX веков традицию иконоборчества.

  • Почему ИГ уничтожает древние памятники?

Самым значительным его эпизодом стало так называемое Иконоборческое восстание во Фландрии в августе 1566 года. Был нанесен ущерб более чем пяти тысячам церквей и монастырей. Восстание утихло только после приостановления действия инквизиции и легализации кальвинизма.

10. Протестантизм в России

Музей Немецкой слободы в МосквеПравообладатель иллюстрации TASS Image caption Музей Немецкой слободы в Москве и его директор Григорий Стриженов

Оставшись после раскола христианской церкви 1054 года за пределами католицизма, Россия не могла быть затронута теми бурями, которые привнесла в христианский мир Западной Европы Реформация. Однако уже в ходе Ливонской войны (1558-1583) на территории России оказались многие населенные протестантами земли.

Впоследствии во многих городах России появились так называемые "немецкие слободы", где без какого бы то ни было притеснения и вмешательства властей жили поселившиеся здесь протестанты и действовали протестантские церкви.

С протестантским влиянием находившегося под очевидным очарованием по большей части реформистской Северной Европы многие связывают и деятельность Петра I по преобразованию Русской православной церкви (отмена патриаршества с подчинением церкви светской власти, ограничения на монашество).

По различным данным, сегодня число протестантов в России составляет 2,5-3 миллиона человек.

В стране действует около 10 тысяч протестантских приходов; при этом лишь 4,4 тысячи из них официально зарегистрированы минюстом. Свыше половины российских протестантов — пятидесятники и харизматы (более 1,5 млн верующих). Другими крупными протестантскими конфессиями являются лютеране, баптисты, адвентисты и евангельские христиане.

Также действуют общины методистов, пресвитериан, реформаторов, меннонитов, англикан, Армии Спасения, перфекционистов, реставрационистов, квакеров и другие.

.

www.bbc.com

Торжественная церемония празднования 500-летия Реформации состоялась в Москве

Далее он кратко рассказал о многовековом присутствии лютеран в России (до 1917 г. лютеранство было вторым исповеданием по числу последователей), об их вкладе в политическое, экономическое, культурное развитие  страны, а также о репрессиях, которым подверглись лютеране в советские годы.

По словам архиепископа Брауэра, задача нынешнего поколения последователей Лютера – «восстановление богатейшего лютеранского наследия нашей страны». В связи с этим он с особым удовлетворением сообщил о недавнем возвращении московского кафедрального собора свв. Петра и Павла в собственность Евангелическо-Лютеранской Церкви России. «Надеюсь, что это даст решающий импульс для … возвращения и надлежащего восстановления и других отобранных когда-то лютеранских храмовых комплексов», – отметил глава ЕЛЦР.

Далее архиепископ Брауэр уделил внимание современному положению и активному служению протестантских церквей в России, а также их плодотворному взаимодействию друг с другом и с другими христианскими конфессиями. Одним из плодов совместной работы  стали масштабные юбилейные мероприятия по всей стране «с целью раскрытия основной идеи Реформации – возвращение к единым ценностным истокам».

Приветствие Президента РФ Владимира Путина зачитал первый заместитель главы Администрации Президента Сергей Кириенко. В президентском поздравлении воздается должное Реформации, которая «оказала огромное влияние на развитие мировой культуры, науки, просвещения; коренным образом изменила экономическое и правовое устройство государств и обществ». Президент особенно подчеркнул, что представители протестантизма «внесли значимый многогранный вклад в развитие России, это важная и неотъемлемая часть нашего культурного и исторического наследия». Он также отметил сегодняшние усилия последователей Лютера по сохранению межрелигиозного мира и сохранению традиционных ценностей.

 От себя же С. Кириенко заверил, что «государственная власть России воспринимает протестантов как неотъемлемую часть традиционного религиозного сообщества», особенно ценя такие их качества, как «трудолюбие, патриотизм, нравственное поведение». Он подчеркнул также, что «сегодня государство делает все возможное, чтобы восстановить историческую справедливость, вернуть и восстановить разрушенные храмы, поддержать национальное духовное возрождение».

Рюдигер фон Фрич, чрезвычайный и полномочный посол Германии в РФ, также выразил надежду, что в России произойдет не только возвращение храмов лютеранам, но и «полноценная реабилитация лютеран, пострадавших в годы репрессий». В своей речи он говорил о значении Реформации для немецкой и мировой культуры, упомянув о том, что «более 800 млн. человек по всей планете объединены евангельской верой».

От имени Патриарха Кирилла и лично от себя протестантов поздравил митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. Сначала он говорил о разрушительности любых расколов, которые «наносят урон христианскому единству», оставляют «плачевные последствия для многих стран». Но, отринув «трагические страницы истории», глава ОВЦС обратился к тому вкладу, который внесла протестантская традиция в сокровищницу мировой культуры и мирового христианства. В качестве примера митрополит назвал имя Баха и посвятил значению его творчества значительный фрагмент своего выступления. Он упомянул также о влиянии протестантского наследия на развитие богословия в России (так, настольной книгой святителя Тихона Задонского было сочинение Иоганна Арндта «Об истинном христианстве», в подражание которому святитель написал свой собственный труд). А труды протестантского богослова ХХ века Дитриха Бонхёффера, лютеранского пастора, «сегодня вдохновляют многих христиан разных конфессий», отметил митрополит Иларион.

Далее речь зашла о традиции: «Многие современные православные и католики привыкли думать о себе как о носителях церковной традиции с большой буквы, а о протестантах – как о представителях либерального облегченного христианства». Однако именно в возвращении к исконной христианской традиции видели свое призвание сторонники Лютера, у них была «огромная тяга к истинному христианству». Лютеране создали свою традицию, которой строго придерживаются, продолжил выступавший. И значительная часть российских протестантов сегодня также продолжает «стоять на традиционных позициях в вопросах нравственности». «Несмотря на все разногласия, нас, православных и протестантов, объединяет вера во Христа как  Бога и Спасителя», – заключил митрополит Иларион и вручил архиепископу Брауэру 6 томов своей книги «Иисус Христос – жизнь и учение», заметив, что не раз в этих сочинениях ссылался на протестантских богословов.

Апостольский нунций в РФ архиепископ Челестино Мильоре в своей речи продолжил тему христианского единства. «Как католик я особенно горд, что Папа Франциск принял на себя обязанность участвовать в празднествах по случаю юбилея Реформации, не касаясь темы схизм и разделений, чтобы верить в перспективу совместного будущего», – сказал он. Ватиканский дипломат с удовлетворением отметил, что в последние годы «в экуменическом измерении видит преодоление предрассудков о Реформации», и акцентировал две главных темы в протестантском богословии, которые важно осмыслить христианам других конфессий: это религиозная свобода и «центральность» Слова Божия. «Все это рисует новые горизонты нашего свидетельства», возможность преодоления «болезни конфликтности», заключил нунций.

С приветствиями в адрес протестантского сообщества выступили: руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы Виталий Сучков; глава комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, координатор депутатской группы по защите христианских ценностей Сергей Гаврилов; глава комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин; муфтий Москвы и Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов. От имени главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископа Езраса Нерсисяна протестантов поздравил священник Георг Вартанян.

Реформация будет продолжаться в сердцах людей», – на устремленности протестантизма в будущее, на ответственности и способности достойно отвечать на вызовы современности сосредоточился в своем выступлении президент Генеральной конференции церкви Адвентистов Седьмого дня Тед Вильсон. С приветствиями выступили также: председатель Российского союза евангельских христиан-баптистов Алексей Смирнов; председатель Всесоюзного содружества евангельских христиан Павел Колесников, начальствующий епископ Российской церкви христиан веры евангельской Эдуард Грабовенко и начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Сергей Ряховский. Последний отметил, что христиан веры евангельской в мире уже так много (более 500 млн), что впору подумать об «отделении от всего протестантизма» и образовании «четвертой ветви христианства». «Уверен, войн и насилия не будет, а будет дальнейшее глубинное развитие христианства», – таков прогноз епископа Ряховского в случае реализации этой идеи. 

 

По традиции, торжественное собрание сопровождалось симфонической и хоровой музыкой. Государственный академический Московский областной хор, хор Церкви Адвентистов Седьмого дня и камерный оркестр «Инструментальная капелла» исполняли произведения Баха, Мендельсона, Бортнянского, а также фрагмент из оратории «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева). Прощаясь с гостями церемонии, организаторы позаботились об оригинальных подарках: каждый получил тульский пряник с надписью «500 лет Реформации».

 

По информации: http://www.blagovest-info.ru

www.500reformation.ru

500-летие Реформации - SWI swissinfo.ch

Как бы то ни было, труды немецкого социолога породили (и продолжают порождать) множество споров и часто подвергаются критике. Например, отмечалось, что экономические отношения по капиталистическому типу начали формироваться задолго до Реформации, в частности, в среде итальянских и фламандских коммерсантов. Две известные династии банкиров и торговцев 16 века — Фуггеры и Медичи — были католиками.

Демонстративное выставление напоказ богатства протестантской этикой не поощряется.

Если посмотреть на карту современной Европы, можно прийти к выводу, что некоторые из самых динамичных и передовых в экономическом плане регионов традиционно являются католическими. Такова, например, Бавария и некоторые области германской федеральной земли Баден-Вюртемберг, а также такие регионы, как Ломбардия, такие страны, как Ирландия, или же традиционно католические швейцарские кантоны Цуг и Швиц.

Другие исследователи, признавая определенное конкурентное преимущество за протестантскими регионами, связывают его скорее с более высоким уровнем образования населения, а не с протестантской этикой. Идея всеобщего служения и, следовательно, необходимости для всех верующих (включая женщин) знать и читать Библию, привела к резкому снижению уровня безграмотности в областях, поддержавших Реформацию. А это, в свою очередь, дало этим регионам возможность воспринимать и рационально реализовывать чужой экономический опыт.

В числе самых известных критиков Вебера был швейцарский историк Герберт Люти (Herbert Ernst Karl Lüthy, 1918 — 2002), автор классического труда «La Banque Protestante en France de la Révocation de l’Édit de Nantes à la Révolution, 1685–1794)» («История протестантского банка во Франции с момента отмены Нантского эдикта и до (начала Великой французской) революции, с 1685 по 1794 годы»). 

Признавая важность тезисов М. Вебера, он скептически оценивал общие выводы немецкого социолога, которые не всегда находили подтверждение в исторических источниках. Он также отмечал, что предпосылки капиталистической экономики уже сложились в период окончания Средневековья и начала эпохи Ренессанса.

www.swissinfo.ch

Реформация

В 2017 году в мире будет отмечаться 500-летие Реформации, создавшей третью, северную ветвь христианства. Рождение и становление протестантизма в нескольких европейских странах изменили жизнь христиан Европы и Нового Света, оказали заметное влияние и на православные восточные церкви.

Реформация была сложным, многосторонним явлением, включавшим в себя не только христианское духовное возрождение и возвращение к апостольским нормам церковной жизни, но и политическую, социально – экономическую и культурную трансформацию прежде всего европейских обществ. Предстоящий юбилей – прекрасный повод обратиться к истории этих событий с позиций сегодняшнего дня, к урокам и опыту религиозных реформ, их результатам и актуальности богатейшего опыта для современных христиан всех конфессий и деноминаций без исключения

Юбилей Реформации – общий для всех христианский праздник. Российские протестанты готовят обширную программу празднования этого юбилея в нашей стране. Она будет включать не только праздничные собрания и богослужения, но и серию круглых столов, дискуссий, семинаров, разностороннюю культурную программу. Планируется обсудить вопросы истории Реформации, попытаться лучше осмыслить и проанализировать ее результаты, влияние новых христианских церквей на социальную, экономическую, политическую жизнь, обменяться мнениями о сегодняшних успехах и проблемах протестантских церквей. Ожидается, что Программой юбилейных мероприятий будут предусмотрены международные контакты, не только приезд зарубежных гостей, но и поездки российских протестантов для участия в европейских мероприятиях, посвященных празднованию Реформации.

Для протестантских церквей России – это замечательная возможность объединить усилия и показать пример братского сотрудничества. Важно, чтобы в подготовке к юбилею участвовали все протестантские религиозные объединения России : баптистские, евангельские, лютеранские, пятидесятнические, адвентистские, харизматические и другие церкви. Предъюбилейная совместная деятельность и увеличение числа встреч и контактов предоставит российским протестантам возможность не только обмениваться мнениями и лучше узнавать друг друга, но и проводить научную работу по уточнению своего места в жизни России и в мировом протестантизме.

Координацию работ по подготовке празднования юбилея Реформации будет осуществлять Оргкомитет, куда войдут известные лидеры протестантских объединений и церквей, ученые, государственные, общественные и политические деятели. Планируется открыть специальный сайт, который будет информировать о календаре, содержании, месте проведения и участниках юбилейных мероприятий. Сайт предоставит всем желающим площадку для диалога и обмена мнениями о значении Реформации и ее влиянии на судьбы российских протестантских церквей.

www.protestant.ru

ГЕРМАНИЯ ПРАЗДНУЕТ 500 ЛЕТ ПРОТЕСТАНТСКОЙ РЕФОРМАЦИИ, ЧЕСТВУЯ МАРТИНА ЛЮТЕРА

В этом году исполняется 500 лет со дня события, изменившего мир, — протестантской реформации. А Мартина Лютера называют «спичкой, которая зажгла пороховую бочку». Как проходит празднование 500-летия протестантской реформации в Германии, её историческом центре?

Гости со всего мира съезжаются в Виттенберг, где, по легенде, 500 лет назад местный преподаватель богословия прибил к церковной двери свои «95 тезисов» и одним махом изменил весь мир. Сейчас в Германии по этому поводу в самом разгаре общенациональные торжества, рассчитанные на год. Но во времена Лютера едва ли всё было таким ярким и ухоженным. 500-е годы XVI века в Германии были холодными, грязными, скучными и грубыми. Вот это больше похоже на Виттенберг времён Лютера. И тот период имел интересное сходство с сегодняшним днем. К 1517 году в Священной Римской империи, как и в Евросоюзе сейчас, начался период распада. Новые технологии — такие, как печатный станок — были столь же революционными, как и социальные медиа. А к границам Европы так же приближались полчища мусульман.Несмотря на то, что Лютер использовал те новые технологии в 1517 году, он, скорее всего, попытался бы уничтожить новые технологии 2017 года — например, робота, установленного на прошлой неделе в Виттенберге, который произносит благословение на семи языках. Интересно наблюдать за тем, как страна, которая во многом отвернулась от Бога или, по крайней мере, от библейского христианства, с энтузиазмом чествует этого человека Библии. Так как бы Лютер отнёсся к сегодняшней Германии? Известный немецкий лютеранский пастор доктора Тео Леман об этом сказал так: «Он бы в гробу перевернулся!»

Один из ведущих мировых экспертов по Лютеру и Реформации, профессор Йельского университета доктор Карлос Эйр, говорит, что причина номер один, по которой Лютер был бы так удивлен, заключается в том, что он вообще не ожидал, что в 2017 году еще будет мир.

«Лютер считал, что конец света наступит при его жизни или вскоре после нее. Если бы Лютер перенёсся в будущее и попал к нам, он был бы шокирован тем, что стало с христианским миром, и с тем фактом, что в церквях так мало европейцев», — рассказывает Карлос Эйр.

Скульптурные изображения Лютера весьма благородны, но сам он не был таким. Он любил спорить и не терпел иного мнения. «Он был продуктом своего времени», — говорит доктор Беньямин Хассельхорн, куратор выставки о Лютере в доме-музее Лютера в Виттенберге, — «и времена Лютера были громкими и грубыми. В то время жители центральной Германии не были вежливыми людьми. Они не были спокойными. Они громко разговаривали, пили пиво, ели много мяса и вели себя грубо».

Один из самых спорных вопросов о Лютере: был ли он антисемитом? В молодости Лютер выражал терпимость по отношению к евреям, но затем стал писать ужасные вещи о еврейском народе. Такие его труды даже использовались нацистами.

«Лютер призывал к сожжению всех синагог и изгнанию евреев из Германии. Однако он не призывал к Холокосту. Он не призывал к массовому истреблению евреев. И все же он очень плохо отзывался о евреях, о характере каждого еврея», — говорит Карлос Эйр.

По мнению доктор Хассельхорна, вопрос об антисемитизме Лютера довольно сложный.Так да или нет? Был ли Лютер антисемитом?

«Думаю, однозначно нельзя ответить, — говорит Беньямин Хассельхорн. Если сказать «нет», то следует добавить, что он был «антииудаистом». Но можно сказать и «да» — и тогда нужно уточнить, что то был не современный антисемитизм. То был ранний антисемитизм, который несколько отличается от современного. Отношение Лютера к евреям было обусловлено религиозными мотивами, а не их этнической принадлежностью или чем-то еще».

Мартин Лютер был несовершенным сосудом, которого Бог использовал, чтобы вернуть христианство к авторитету Писания. Он также изменил наши богослужения. Эйр говорит, что Лютер сделал христианство верой живых, покончив с чистилищем.

«До Лютера христиане тратили много времени, сил, а иногда и денег, на мессы для мертвых — чтобы вывести своих умерших родственников из чистилища. Это полностью изменилось», — утверждает Карлос Эйр.

Лютер — главная причина того, что сегодня у нас так много протестантских конфессий.

«Когда Лютер родился, в Западной Европе все принадлежали к одной церкви. А к моменту его смерти была уже не одна церковь. Существовали разные церкви, и все они конкурировали друг с другом», — объясняет Карлос Эйр.

До и после Лютера было много реформаторов. Но Лютера Эйр называет «спичкой, которая зажгла пороховую бочку», после чего были запущены многие процессы.

«Дитрих Бонхёффер. Реформация, начатая Мартином Лютером, имела такие последствия, которых Лютер никогда бы не пожелал. Он бы никогда не хотел Просвещения. Он бы никогда не хотел секуляризации. У него нашлось бы сейчас множество поводов для критики церкви — того, чем она стала сегодня, а также Европы и всего западного мира», — говорит Беньямин Хассельхорн.

Возможно, этим немцам повезло, что Лютер не вернется на этот 500-летний юбилей, чтобы посмотреть, как современная Германия использует его наследие. Скорее всего, он испортил бы им праздник.

Всего 10 голосов

4

6

Tell us how can we improve this post?

mhn.emmanuil.tv

500-летие раскола католичества. Справка

РИГА, 9 фев — Sputnik. 500-летие Реформации отмечается в 2017 году. Центром торжества стала Германия.

В связи с этим событием Папа Римский Франциск завершил свой двухдневный визит в Швецию мессой в Мальме.

В понедельник Папа Римский принял участие в экуменической службе в кафедральном соборе в Лунде, которая прошла с участием лидеров Всемирной лютеранской федерации Мартина Юнге и Муниба Юнана. Последний раз Папа Римский Иоанн Павел II побывал в Швеции в 1989 году.

Юбилей Реформации, а также экуменическая служба описывается в Швеции как важные и исторические для диалога между католиками и лютеранами, одной из целей которого является признание того ущерба, тех пыток и убийств, которые верующие европейцы причиняли друг другу в течение двух столетий после раскола.

Реформация: 1517 — 2017

Реформация (лат. reformatio — исправление, превращение, преобразование, реформирование) — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

500 лет назад в христианстве появилось разделение на протестантские конфессии и католическую церковь.

Основной причиной Реформации стала борьба между представителями зарождавшегося капиталистического способа производства и защитниками господствовавшего в то время феодального строя, идеологическую поддержку которому обеспечивала католическая церковь. Протестантские церкви призывали к скромности, экономии, накоплению и опоре на себя.

Реформация началась в Германии как богословский спор, развязанный молодым монахом Мартином Лютером (1483–1546), который преподавал в провинциальном университете городка Виттенберг.

31 октября 1517 года он разослал 95 тезисов, посвященных богословским вопросам, для открытого диспута. Однако разгорелся спор, который привел к церковному расколу. Считается, что он отправил их письмом архиепископу Майнцскому. По легенде, Лютер прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви лист с тезисами, в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций и власти Папы над отпущением грехов.

Лютер разработал собственную теологию, которая отрицала роль Папы и выдвигала на передний план индивидуальную веру. Позже она была названа "евангелической", что положило основу евангелической церкви.

В учении он провозглашал, что церковь и духовенство не являются посредником между человеком и Богом.

Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает "спасения души" (или "оправдания") не через церковь и ее обряды, а при помощи веры, даруемой ему непосредственно Богом.

Лютер опроверг авторитет Священного Предания, то есть постановлений церкви и папские декреты, выдвинув на роль первоисточника Священное Писание.

Выразив поддержку Яну Гусу и недоверие церковному собору, осудившему его, Лютер обрек себя на проклятие и разрыв отношений с церковью. 10 декабря 1520 года при огромном скоплении народа Лютер сжег папскую буллу, в которой осуждались его взгляды.

Тогда в ситуацию вмешалась светская власть. Избранный император Священной Римской империи Карл V вызвал Лютера на имперский сейм в Вормсе с целью убедить его отказаться от своих взглядов. Лютеру дали два дня, чтобы дать ответ на вопрос о том, готов ли он отречься. В конце второго дня Лютер, стоя перед императором, окруженным верховными светскими и духовными правителями Германии, ответил: "На том стою. Не могу иначе. Да поможет мне Бог". В результате он был признан вне закона на территории Священной Римской империи.

После смерти Лютера начались так называемые конфессиональные войны между протестантскими и католическими монархами, завершившиеся перекраиванием политической карты Европы.

95 тезисов Лютера вошли в историю как "обнародование тезисов в Виттенберге". Реформация разделила западное христианство: протестанты откололись от католицизма и образовали свои собственные церкви.

Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера: (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), "цвиккауских пророков" (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путем англиканства.

Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.

Реформация в Балтии

Реформация в Балтии началась с земель Тевтонского ордена. В 1511 году его гроссмейстером был выбран Альбрехт Бранденбургский. Он пытался проводить независимую от Польши политику, вследствие чего в 1519 году поляки опустошили всю Пруссию. Тогда Альбрехт Бранденбургский решил воспользоваться распространением в Пруссии Реформации и в 1525 году секуляризировал орден. Германский император низложил Альбрехта, Папа отлучил его от церкви, но Альбрехт не отказался от своего дела.

Реформационные процессы достаточно рано затронули земли Ливонской конфедерации. Уже в 1520-е годы здесь выступали ученики Лютера Иоганн Бугенхаген, Андреас Кнопкен и Сильвестр Тегетмейер.

Реформатором Дерпта был Мельхиор Хоффман. Их проповеди нашли живой отклик как среди дворян, так и среди бюргеров и городской бедноты. В результате в 1523—1524 годах основные католические церкви в Таллине и Риге были разгромлены, а католическое духовенство изгнано.

В первой половине XVI века в ходе Реформации и в 1558—1582 годах в ходе Ливонской войны балтийские церковные княжества были ликвидированы: архиепископство Рижское было секуляризировано в 1561 году (Рига получила статус свободного имперского города), епископство Эзель-Вик секуляризировано и продано Дании в 1560 году, епископство Дорпат завоевано Иваном Грозным в 1558 году и упразднено, епископство Курляндия продано в 1560 году Дании и преобразовано в светское герцогство Курляндия.

По Виленской унии 1561 года территории бывших епископств вошли в состав Великого княжества Литовского и вассального по отношению к нему герцогства Курляндия.

Контрреформация

Комплекс мер, предпринятых Католической церковью и иезуитами для борьбы с Реформацией и восстановления позиций и престижа Римско-католической церкви, получил название Контрреформации (1545 — 1648).

Контрреформация включает в себя церковную реформу, целью которой было обновление католической церкви в соответствии с духом времени.

Благодаря проведенным реформам католическая церковь стала более сплоченной под верховенством Папы, однако она оформила окончательный разрыв католичества с протестантством. Противостояние между католиками и протестантами вылилось в Тридцатилетнюю войну — один из самых кровопролитных европейских конфликтов до мировых войн XX века.

В настоящий момент в 92 странах мира протестантизм является крупнейшим направлением христианства. Протестанты являются крупнейшей религиозной группой в скандинавских странах, США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии.

Реформация оказала влияние не только на немецкую, европейскую и всемирную историю, но и на искусство и язык.

Знаменательно, что представители католической и лютеранской церквей в Германии пришли к соглашению отмечать 500-летие Реформации вместе, хотя изначально немецкие католики выступали против. В заявлении подчеркивалось, что разделение протестантизма и католицизма, произошедшее в начале XVI века, явилось не отдельным противоречивым историческим событием, но стало началом совместного 500-летнего пути двух христианских конфессий.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.

ru.sputniknewslv.com