500 лет Реформации: что нужно знать - 10 коротких тезисов. 500 лет реформации


Новости - Сайт 500reformation!

и для кого не секрет, что в христианском мире существует такая молитва, как молитва о Единстве христиан.

Для проведения такой молитвы даже отмерена целая неделя в календаре в период от празднований Дня исповедания Христа Апостолом Петром, как Мессии до Дня обращения Апостола Павла (18 – 25 января). Но! Верит ли каждый из нас в то, что Господь имеет ответы на такую молитву? Верим ли мы в то, что данная молитва в действительности может иметь Богоугодные последствия, которые вполне имеют право несколько отличаться от наших ожиданий посредством воли Всевышнего? 

Одним из таких ответов нашего Господа на сию молитву явилось событие, которое, возможно, впервые произошло за последние 500 лет! Вечером 29 октября в храме Святого Семейства со всей торжественностью прошло совместное богослужение католиков и лютеран в преддверье 500-летнего юбилея Реформации. Причём, данное Богослужение не просто было «молитвенным собранием верующих», а самой настоящей Торжественной Литургией, традиционной, как и для католиков, так и для лютеран. 

«То, что нас объединяет, гораздо больше того, что разделяет» – именно с такими словами Римского понтифика и президента Всемирной Лютеранской Федерации почти год назад в Швеции во время молебна была подписана Совместная декларация. В данном документе Католическая и Лютеранская церкви заявляют, что полвека постоянного и плодотворного экуменического диалога помогли преодолеть многие разногласия, а также способствовали углублению взаимного доверия и понимания. 

Во вторник 31 октября сего года в День Реформации папа Франциск отправится в город Лунд (Швеция) для совместной службы католиков и лютеран, во время которых будут читаться молитвы обеих конфессий. Ну а мы, живущие здесь в Красноярске, решили «слегка» опередить столь славное и значимое для многих христиан событие.

Ибо молитва о Единстве христиан не может быть не услышанной и уж тем более не отвеченной, т.к. Сам Господь наш – Иисус Христос – ходатайствовал о нас перед Отцом Небесным в Своей Гефсиманской молитве: 

«Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Иоан. 17:20-23).

 

По информации: www.elkusfo.ru

www.500reformation.ru

500 лет Реформации: что нужно знать - 10 коротких тезисов

Александр Кан обозреватель по вопросам культуры

Мартин ЛютерПравообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В честь 500-летия на главной площади города Виттенберг, у того самого собора, к двери которого Мартин Лютер прикрепил свои исторические тезисы, установлен памятник инициатору Реформации

100-летие Русской революции кажется безоговорочно важнейшим юбилеем 2017 года. Однако для Европы и Америки, для западной, да и для мировой истории в целом не менее, а, возможно, и более важным выступает другой юбилей: 500-летие раскола западного христианства и возникновения протестантизма.

Начавшаяся ровно полтысячелетия назад Реформация расколола до тех пор единую католическую церковь и положила начало длившимся века ожесточенным разрушительным войнам на европейском континенте.

  • Реформация началась в туалете

Реформация породила не только бесчисленный сонм новых протестантских конфессий, но и заложила основу для новой протестантской этики.

С этой этикой неразрывно связано становление новой экономической системы - рыночного капитализма, а также нового политического миропорядка - буржуазной демократии.

Реформация, хоть и породила протестантизм, но ему не тождественна, и потому в наш короткий обзор мы включили факты не столько из истории протестантизма, сколько о том, что непосредственно связано с породившим его конкретным историческим событием - Реформацией 1517 года.

1.Начало

Мартин ЛютерПравообладатель иллюстрации Hutton Archive Image caption Гравюра 1518 года, изображающая Мартина Лютера, бросающего в огонь писания своего оппонента Иоганна Тетцеля

Официальной датой начала Реформации считается 31 октября 1517 года, когда монах и богослов Мартин Лютер прикрепил к двери собора (главному в те времена средству массовой информации) в немецком городе Виттенберге листок со своими 95 тезисами.

Формальным поводом для обнародования тезисов был протест против торговли индульгенциями.

На самом деле этот документ был выражением растущего недовольства официальным католицизмом, погрязшим в роскоши и коррупции. Лютер предлагал вернуться к истокам раннего христианства.

До него реформаторские настроения высказывали Ян Гус, Пьер Вальдо и живший еще в XIV веке Джон Уиклиф. Все они подверглись гонениям и проклятию со стороны официального католицизма и стали мучениками - предтечами Реформации.

2.Происхождение названия

Ранние реформаторыПравообладатель иллюстрации Hutton Archive Image caption Ранние реформаторы. Второй слева - Мартин Лютер. Гравюра XVIII века

В момент обнародования своих тезисов ни Лютер, ни его сподвижники еще не назывались протестантами. Самого Лютера папа римский Лев X и император Карл V провозгласили еретиком и объявили вне закона. Тем не менее, число его сторонников в Германии росло.

В 1529 году Карл запретил распространение Реформации и заявил, что расправится с "ересью" Лютера. Однако ставшие к тому времени на сторону Лютера пятеро князей и 14 городов объявили официальный протест.

Именно с тех пор приверженцев возникшего двенадцатью годами ранее движения Реформации стали называть протестантами.

3.Причины

Библия ЛютераПравообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Переведенная Лютером на немецкий язык Библия, издание 1642 года

Причин появления и стремительного распространения Реформации множество. Главная из них - рост торговли и переход к денежной экономике, что привело к появлению крепнущего среднего класса, категорически недовольного тотальным господством традиционно укорененного в феодализме и не отвечавшего требованиям дня католицизма.

И хотя сами 95 тезисов Лютер написал на латыни, распространению нового религиозного течения в огромной степени способствовали сделанные им в 1522 году перевод Нового, а в 1534 году - Ветхого заветов на понятный простым прихожанам немецкий язык.

4.Печатный станок

ГутенбергПравообладатель иллюстрации Hutton Archive Image caption Изобретатель печатного станка Иоганн Гутенберг

Но даже новые, понятные переводы не смогли бы захватить умы огромных масс людей без сделанного Иоганном Гутенбергом несколькими десятилетиями раньше, но получившим широкое распространение только во времена Лютера печатного станка. Без этого революционного изобретения идеи Реформации и протестантизма остались бы уделом небольшой группы образованных монахов.

  • Протестанты в США перестали быть большинством населения
  • Государство и церковь в Европе и в России: вместе или врозь?

К тому же это совпало со стремительным ростом грамотности. Если раньше люди, чтобы ознакомиться с Писанием, должны были идти в церковь и слушать его в переложении с латыни в версии священника, то теперь они могли держать реформаторский перевод Лютера у себя дома.

5.Контрреформация

ВатиканПравообладатель иллюстрации AFP Image caption Противостоять сдержанности и лаконизму протестантских богослужений Ватикан решил еще большей пышностью своих ритуалов

Официальная католическая церковь сдаваться без боя, тем не менее, была не намерена. Тридентский собор - XIX Вселенский собор католической церкви, проходивший в течение 18 лет, с 1545 по 1563 год, в итальянском городе Тренте (Триденте) - был собран специально для противостояния Реформации. На нем была сформулирована политика контрреформации.

Еще пятью годами раньше, в 1540 году, Игнасио Лойола основал "Общество Иисуса" - будущий орден иезуитов, главной целью которого также была борьба с Реформацией.

Борьбу эту Ватикан собирался вести по принципу "клин клином вышибают": противостоять сдержанности, скромности и лаконизму протестантских богослужений он был намерен еще большей роскошью и музыкальной, живописной и архитектурной изощренностью католицизма.

6.Разветвленное дерево

Стена РеформацииПравообладатель иллюстрации AFP/Getty Images Image caption 100-метровая Стена Реформации в Женеве с изображениями отцов-реформаторов. Слева направо: Гильом Фарель, сподвижник Кальвина; Жан Кальвин, основатель кальвинизма; Теодор Беза, швейцарский реформатор, тоже сподвижник Кальвина; Джон Нокс, основатель пресвитерианской церкви

Ни одна другая крупная ветвь христианства не породила такого многообразия разветвлений, отдельных протестантских конфессий, церквей и общин, различия между которыми зачастую понятны лишь специалистам.

Наряду с лютеранами - главной и самой старой разновидностью протестантизма, получившей свое название от самого Мартина Лютера, - существуют еще кальвинисты, баптисты, анабаптисты, методисты, пятидесятники, адвентисты и многие другие.

Особый интерес среди них представляют англикане. Возникновение этой ветви протестантизма сыграло огромную роль в истории Великобритании и достойно отдельного упоминания.

7.Англиканство

Кентерберийский соборПравообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Церемония вступления в должность главы англиканской церкви, 105-го архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби. Кентерберийский собор, 21 марта 2013 года

Причиной возникновения англиканства - во всяком случае, на поверхности - стали не глубинные разногласия экономического, философского или религиозного свойства, как это было в Германии, а сумасбродство капризного короля.

К середине 1520-х годов Генрих VIII чувствовал неуклонно нарастающее раздражение неспособностью первой из шести его жен, Екатерины Арагонской, родить ему наследника-сына. В рамках католичества развод был невозможен - папа никогда бы его не утвердил.

Воспользовавшись растущей популярностью проникших с континента реформаторских идей, король расторг отношения с Ватиканом и провозгласил себя главой вновь образованной протестантской Церкви Англии.

На самом деле стремительный рост буржуазии в Англии делал появление реформаторских идей неизбежным. Британский монарх и по сей день остается официальной главой Церкви Англии.

В то же время появившиеся за столетия существования Британской империи многочисленные англиканские общины в бывших колониях существуют и управляются независимо от Церкви Англии. Главой 80 миллионов англикан в мире выступает архиепископ Кентерберийский.

8.Протестантские войны

ЭкуменизмПравообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Экуменическое единство христианских конфессий - знак того, что религиозные войны среди христиан остались в прошлом. Слева направо: католический архиепископ Райнхард Маркс, протестантский епископ Иоганн Фридрих и митрополит Греческой православной церкви Василис на Втором экуменическом соборе в Мюнхене, 13 мая 2010 года.

Характерные для того времени религиозная нетерпимость и жестокость нравов сделали войны между сторонниками традиционного католицизма и приверженцами Реформации неизбежными.

Самая известная из них - Тридцатилетняя война 1618-1648 гг., начавшаяся в Германии и охватившая со временем практически всю Европу.

Суть войны состояла в попытке стоящего во главе Священной Римской империи королевского дома Габсбургов противостоять реформаторским настроениям протестантских немецких князей. В ходе войны погибло 25-40% всего населения Германии.

Не менее известны и Гугенотские войны конца XVI века во Франции с их Варфоломеевской ночью и памятной поклонникам Дюма осадой Ла-Рошели.

9.Иконоборчество

Собор Святого Павла Image caption В 1549 году толпа, во главе которой была группа радикальных протестантских проповедников, уничтожила интерьер собора Святого Павла в Лондоне

Своеобразным проявлением религиозных войн стало движение иконоборчества.

Основываясь на одной из Десяти заповедей (не сотвори себе кумира), некоторые протестантские реформаторы, в том числе основатель кальвинизма Жан Кальвин, стали настаивать на устранении всех религиозных образов.

Самые рьяные из них ринулись уничтожать не только иконы, но и живопись, скульптуры, гобелены и другие произведения искусства с изображением Бога, Девы Марии или святых, вернув таким образом к жизни существовавшую еще в Византии VIII-IX веков традицию иконоборчества.

  • Почему ИГ уничтожает древние памятники?

Самым значительным его эпизодом стало так называемое Иконоборческое восстание во Фландрии в августе 1566 года. Был нанесен ущерб более чем пяти тысячам церквей и монастырей. Восстание утихло только после приостановления действия инквизиции и легализации кальвинизма.

10. Протестантизм в России

Музей Немецкой слободы в МосквеПравообладатель иллюстрации TASS Image caption Музей Немецкой слободы в Москве и его директор Григорий Стриженов

Оставшись после раскола христианской церкви 1054 года за пределами католицизма, Россия не могла быть затронута теми бурями, которые привнесла в христианский мир Западной Европы Реформация. Однако уже в ходе Ливонской войны (1558-1583) на территории России оказались многие населенные протестантами земли.

Впоследствии во многих городах России появились так называемые "немецкие слободы", где без какого бы то ни было притеснения и вмешательства властей жили поселившиеся здесь протестанты и действовали протестантские церкви.

С протестантским влиянием находившегося под очевидным очарованием по большей части реформистской Северной Европы многие связывают и деятельность Петра I по преобразованию Русской православной церкви (отмена патриаршества с подчинением церкви светской власти, ограничения на монашество).

По различным данным, сегодня число протестантов в России составляет 2,5-3 миллиона человек.

В стране действует около 10 тысяч протестантских приходов; при этом лишь 4,4 тысячи из них официально зарегистрированы минюстом. Свыше половины российских протестантов — пятидесятники и харизматы (более 1,5 млн верующих). Другими крупными протестантскими конфессиями являются лютеране, баптисты, адвентисты и евангельские христиане.

Также действуют общины методистов, пресвитериан, реформаторов, меннонитов, англикан, Армии Спасения, перфекционистов, реставрационистов, квакеров и другие.

.

www.bbc.com

Торжественная церемония празднования 500-летия Реформации состоялась в Москве

Далее он кратко рассказал о многовековом присутствии лютеран в России (до 1917 г. лютеранство было вторым исповеданием по числу последователей), об их вкладе в политическое, экономическое, культурное развитие  страны, а также о репрессиях, которым подверглись лютеране в советские годы.

По словам архиепископа Брауэра, задача нынешнего поколения последователей Лютера – «восстановление богатейшего лютеранского наследия нашей страны». В связи с этим он с особым удовлетворением сообщил о недавнем возвращении московского кафедрального собора свв. Петра и Павла в собственность Евангелическо-Лютеранской Церкви России. «Надеюсь, что это даст решающий импульс для … возвращения и надлежащего восстановления и других отобранных когда-то лютеранских храмовых комплексов», – отметил глава ЕЛЦР.

Далее архиепископ Брауэр уделил внимание современному положению и активному служению протестантских церквей в России, а также их плодотворному взаимодействию друг с другом и с другими христианскими конфессиями. Одним из плодов совместной работы  стали масштабные юбилейные мероприятия по всей стране «с целью раскрытия основной идеи Реформации – возвращение к единым ценностным истокам».

Приветствие Президента РФ Владимира Путина зачитал первый заместитель главы Администрации Президента Сергей Кириенко. В президентском поздравлении воздается должное Реформации, которая «оказала огромное влияние на развитие мировой культуры, науки, просвещения; коренным образом изменила экономическое и правовое устройство государств и обществ». Президент особенно подчеркнул, что представители протестантизма «внесли значимый многогранный вклад в развитие России, это важная и неотъемлемая часть нашего культурного и исторического наследия». Он также отметил сегодняшние усилия последователей Лютера по сохранению межрелигиозного мира и сохранению традиционных ценностей.

 От себя же С. Кириенко заверил, что «государственная власть России воспринимает протестантов как неотъемлемую часть традиционного религиозного сообщества», особенно ценя такие их качества, как «трудолюбие, патриотизм, нравственное поведение». Он подчеркнул также, что «сегодня государство делает все возможное, чтобы восстановить историческую справедливость, вернуть и восстановить разрушенные храмы, поддержать национальное духовное возрождение».

Рюдигер фон Фрич, чрезвычайный и полномочный посол Германии в РФ, также выразил надежду, что в России произойдет не только возвращение храмов лютеранам, но и «полноценная реабилитация лютеран, пострадавших в годы репрессий». В своей речи он говорил о значении Реформации для немецкой и мировой культуры, упомянув о том, что «более 800 млн. человек по всей планете объединены евангельской верой».

От имени Патриарха Кирилла и лично от себя протестантов поздравил митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. Сначала он говорил о разрушительности любых расколов, которые «наносят урон христианскому единству», оставляют «плачевные последствия для многих стран». Но, отринув «трагические страницы истории», глава ОВЦС обратился к тому вкладу, который внесла протестантская традиция в сокровищницу мировой культуры и мирового христианства. В качестве примера митрополит назвал имя Баха и посвятил значению его творчества значительный фрагмент своего выступления. Он упомянул также о влиянии протестантского наследия на развитие богословия в России (так, настольной книгой святителя Тихона Задонского было сочинение Иоганна Арндта «Об истинном христианстве», в подражание которому святитель написал свой собственный труд). А труды протестантского богослова ХХ века Дитриха Бонхёффера, лютеранского пастора, «сегодня вдохновляют многих христиан разных конфессий», отметил митрополит Иларион.

Далее речь зашла о традиции: «Многие современные православные и католики привыкли думать о себе как о носителях церковной традиции с большой буквы, а о протестантах – как о представителях либерального облегченного христианства». Однако именно в возвращении к исконной христианской традиции видели свое призвание сторонники Лютера, у них была «огромная тяга к истинному христианству». Лютеране создали свою традицию, которой строго придерживаются, продолжил выступавший. И значительная часть российских протестантов сегодня также продолжает «стоять на традиционных позициях в вопросах нравственности». «Несмотря на все разногласия, нас, православных и протестантов, объединяет вера во Христа как  Бога и Спасителя», – заключил митрополит Иларион и вручил архиепископу Брауэру 6 томов своей книги «Иисус Христос – жизнь и учение», заметив, что не раз в этих сочинениях ссылался на протестантских богословов.

Апостольский нунций в РФ архиепископ Челестино Мильоре в своей речи продолжил тему христианского единства. «Как католик я особенно горд, что Папа Франциск принял на себя обязанность участвовать в празднествах по случаю юбилея Реформации, не касаясь темы схизм и разделений, чтобы верить в перспективу совместного будущего», – сказал он. Ватиканский дипломат с удовлетворением отметил, что в последние годы «в экуменическом измерении видит преодоление предрассудков о Реформации», и акцентировал две главных темы в протестантском богословии, которые важно осмыслить христианам других конфессий: это религиозная свобода и «центральность» Слова Божия. «Все это рисует новые горизонты нашего свидетельства», возможность преодоления «болезни конфликтности», заключил нунций.

С приветствиями в адрес протестантского сообщества выступили: руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы Виталий Сучков; глава комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, координатор депутатской группы по защите христианских ценностей Сергей Гаврилов; глава комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин; муфтий Москвы и Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов. От имени главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископа Езраса Нерсисяна протестантов поздравил священник Георг Вартанян.

Реформация будет продолжаться в сердцах людей», – на устремленности протестантизма в будущее, на ответственности и способности достойно отвечать на вызовы современности сосредоточился в своем выступлении президент Генеральной конференции церкви Адвентистов Седьмого дня Тед Вильсон. С приветствиями выступили также: председатель Российского союза евангельских христиан-баптистов Алексей Смирнов; председатель Всесоюзного содружества евангельских христиан Павел Колесников, начальствующий епископ Российской церкви христиан веры евангельской Эдуард Грабовенко и начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Сергей Ряховский. Последний отметил, что христиан веры евангельской в мире уже так много (более 500 млн), что впору подумать об «отделении от всего протестантизма» и образовании «четвертой ветви христианства». «Уверен, войн и насилия не будет, а будет дальнейшее глубинное развитие христианства», – таков прогноз епископа Ряховского в случае реализации этой идеи. 

 

По традиции, торжественное собрание сопровождалось симфонической и хоровой музыкой. Государственный академический Московский областной хор, хор Церкви Адвентистов Седьмого дня и камерный оркестр «Инструментальная капелла» исполняли произведения Баха, Мендельсона, Бортнянского, а также фрагмент из оратории «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева). Прощаясь с гостями церемонии, организаторы позаботились об оригинальных подарках: каждый получил тульский пряник с надписью «500 лет Реформации».

 

По информации: http://www.blagovest-info.ru

www.500reformation.ru

500 лет Реформации в Самаре

Реформация и ее последствия

Взимание платы за отпущение грехов, возможность вызволения грешной души из чистилища, бездумно-фанатичное поклонение святым, иконам, реликвиям ­– по сути,людям и вещам– таким виделся молодому доктору богословия  средневековый институт католической церкви. Почему церковь не должна подчиняться светской власти? Почему она должна быть дорогой?  Почему можно купить прощение?

А чем обусловлены эти вопросы и что в итоге: Новое мышление? – Да.  Новая этика? – Безусловно.

Видимо, тогда начала появляться идея свободы совести и ответственности, человек начинает мыслиться как автономный индивид, самостоятельный в своих суждениях и поступках, что подготовило почву для идеи прав человека, представленийсначала о духовном, а затем и политическом равенстве.

Священное писание становится доступным – оно переведено на родной язык и каждый может его читать.  Растет грамотность, появляется необходимость в образовании.

Труд начинает мыслиться одним из видов служения Богу и в трудовой этике легко усматриваются библейские корни. Феодальные экономические отношения сменяются капиталистическими. Развиваются производство и торговля.

В ретроспективе выглядит глобально: протест высказанный Лютером не просто создал Протестантизм, как  одно из трёх главных направлений христианства, но и повлиял на ход мировой истории.

Протестанты на службе России

Чего и кого не было бы в нашей стране, если бы не Реформация?

Не было бы  «первой русской женщины-дипломата» –под таким именем вошла в историю Д. Х. Ливен, урождённая Доротея фон Бенкендорф, В.И. Даль не собрал бы «Толковый словарь живого великорусского языка», открытие Антарктиды могло произойти позже и представителями другой страны… Список российских протестантов весьма большой и в нем много знаковых имен, таких как Ф. Я. Лефорт, К. В.Нессельроде, Х. А. Миних и М. Б. Барклай-де-Толли, К. Г. Фаберже, В. И. Беринг и Ф. П. Врангель, П. Б. Струве, А. А.Дельвиги В.К.Кюхельбекер, К. П. Брюллов и другие.

Среди самарских протестантов О. К.Кеницер – основатель и владелец макаронной фабрики до 1914 г., Ю. Б.Укке– врач и первый метеоролог в Самаре, автор книги о климате в Самаре («DasKlimaunddieKrankheitenderStadtSamara» («Климат и болезни города Самара», Берлин, 1863 год). Л. А. Греве,избиравшийсяна два созыва гласным Самарской городской думы, директором  губернского попечительского комитета о тюрьмах, главным фармацевтом врачебного отделения при губернском правлении, и участвовавший в работе приемного покоя для неимущих больных. А. П.Курлина с мужем были известными в городе благотворителями: попечителями детских приютов, училища для слепых детей, коммерческого училища. Инженер-технолог П. И.Чекмарев восстанавливавший промышленность в годы Гражданской войны и после: именно его стараниями была открыта обувная фабрика, кожзавод, овчинно-шубное производство, он организовал сушку овощей, производство кальцинированной соды, маслобойню, хлебозавод, восстановил макаронную фабрику и лесопилку.

Первые лютеране появились в Самаре в середине XVIIIвека, а ее официальное существование началось с собрания 22 сентября 1854 г., когда был избран первый церковный совет. Начиная с1865 года службы проходили в здании Кирхи, которое мы знаем сейчас. Не обошло самарских протестантов и закрытие церкви на 60 лет, однако все вернулось на круги своя: и крест на колокольне, и служение Богу и людям. Представители общины продолжают подвижническую благотворительную деятельность, начатую в ХIX веке.

Празднование юбилея

500-летие Реформации отмечается с большим размахом по всему миру: концерты, поздравительные речи, просветительские поездки, круглые столы и конференции. Не в стороне и нашСамара. Весь 2017 год обещает быть наполнен отдельными событиями, приуроченными к юбилею, а начало положено 1 апреля в зале Самарской филармонии, который был предоставлен Администрацией Губернатора Самарской области на безвозмездной основе. Торжественное открытиемеждународной научно-практической конференции«Власть духовная и светская: Взаимодействие в социокультурном пространстве» оказалось очень востребованным среди самарцев – один из главных залов города не смог вместить всех желающих  приобщиться к огню Реформации. Зрителей ждала тематическая выставка и концертная программа.

Часть церковного быта переместилась в хрустальное фойе филармонии: серебряная посуда для причастия, пасторские мантии и параменты, уникальные старинные Библии. А со сцены филармонии звучали поздравительные речи представителей Администрации Губернатора Самарской области, города Самары, всех конфессий. Доехали до Самары и Франк Отфрид Юли – епископ Евангелической Церкви земли Вюртемберг и вице-президент Всемирной Лютеранской Федерации центральной и западной Европы, и руководитель Евангелическо-лютеранских общин Штутгарта СёренШвезиг, и архиепископ Евангелическо-Лютеранской Церкви России Дитрих Брауэр. Концертная программа органично вплеталась между поздравлениями. За органом – Людмила Камелина, а три хоровых коллектива сменяли друг друга: Хор Евангелическо-лютеранской общины Св. Георга г. Самары,Сводный хор Самарского государственного социально-педагогического университета и Самарской духовной православной семинарии, а также детский хор «Ventus». После приветственного адреса от главного раввина Самары и Самарской области – искрометное выступление ансамбля «Клезмер-Алия», после приветствия от муфтия Талиба-хазратаЯруллина – «Лирический танец» от ученика школы «Яктылык».

Пропст Ольга Темирбулатова была награждена почетным знаком Губернатора  «За вклад в укрепление дружбы народов».

Завершая торжественную часть мероприятия архиепископ Дитрих Брауэр рассказал о музыкальном наследии Баха, о выдающихся лютеранах России, об истории Лютеранской Церкви России, отметил 100-летие революции и мученичество пасторов и верующих и  сказал о поддержке юбилейных мероприятий администрацией Президента РФ.

В открытии празднования юбилея Реформации принимали участие наряду с представителями областной и городской администрации, представители Самарской и Сызранской митрополии Русской православной Церкви, Регионального духовного управления мусульман, иудеев, Союза народов Самарской области, национальных центров и протестантских церквей региона.

 

Научная часть конференции благодаря проведенной работе к.и.н. БэллойГартвиг и участию проректоров, преподавателей и студентов Самарского государственного социально-педагогического университета, института культуры и Самарского государственного технического университета показала высокий научный уровень.

Она проходила в кирхе под руководством ректора Теологической семинарии доктора богословия Антона Тихомирова и включала более 20 докладов от участников из Штутгарта и Эрлангена, Читы, Рязани, С.Петербурга, Нижнего Новгорода, Тольятти, Москвы и Самары. Доктор РайнерШталь начал свой доклад  с воспоминания о том, что когда он сообщил своему отцу о решении стать пастором,  тот ответил ему, что работая в церкви не возможно разбогатеть, но у церкви есть будущее. И доктор Штальсказал, что он «сегодня  в этом убедился».

 

Завершилась конференция праздничным богослужением с проповедью епископа Юли и концертом в уютном зале Самарской кирхи, где по-домашнему выступил хор общины, тепло прозвучали флейта (Анна Лазанчина), виолончель (Людмила Волкова) и орган (Анна Карпова).

В течение 2017 года в Кирхе будут ежемесячно проходить музыкально-просветительские вечера, посвященные теме Реформации.

Руководство Евангелическо-Лютеранской Церкви европейской России выражает благодарность и признательность администрации Губернатора Самарской области, Немецкому культурному центру им. Гёте, г. Москва, Международному Союзу немцев,  Союзу Мартина Лютера и Всемирной Лютеранской Федерации за финансовую поддержку конференции.

 

P.S.: А постскриптум хочется использовать для удивительного дизайнерского решения логотипа юбилея Реформации: он вобрал в себя и портрет Мартина Лютера, и так называемую розу Лютера, его печать-факсимиле, ставшую символом лютеранства.

 

 

Валерия Иванова

Аспирантка кафедры философии Самарского университета, филолог

(Выпускница филологического факультета СамГУ, выпускница Самарского музыкального училища им. Д.Г. Шаталова)

www.500reformation.ru

500 лет Реформации - 16 Ноября 2017

Начавшаяся ровно полтысячелетия назад Реформация расколола до тех пор единую католическую церковь и положила начало длившимся века ожесточенным разрушительным войнам на европейском континенте.

Реформация породила не только бесчисленный сонм новых протестантских конфессий, но и заложила основу для новой протестантской этики.

С этой этикой неразрывно связано становление новой экономической системы - рыночного капитализма, а также нового политического миропорядка - буржуазной демократии.

Реформация, хоть и породила протестантизм, но ему не тождественна, и потому в наш короткий обзор мы включили факты не столько из истории протестантизма, сколько о том, что непосредственно связано с породившим его конкретным историческим событием - Реформацией 1517 года.

Начало

Официальной датой начала Реформации считается 31 октября 1517 года, когда монах и богослов Мартин Лютер прикрепил к двери собора (главному в те времена средству массовой информации) в немецком городе Виттенберге листок со своими 95 тезисами.

Формальным поводом для обнародования тезисов был протест против торговли индульгенциями.

На самом деле этот документ был выражением растущего недовольства официальным католицизмом, погрязшим в роскоши и коррупции. Лютер предлагал вернуться к истокам раннего христианства.

До него реформаторские настроения высказывали Ян Гус, Пьер Вальдо и живший еще в XIV веке Джон Уиклиф. Все они подверглись гонениям и проклятию со стороны официального католицизма и стали мучениками - предтечами Реформации.

Происхождение названия

В момент обнародования своих тезисов ни Лютер, ни его сподвижники еще не назывались протестантами. Самого Лютера папа римский Лев X и император Карл V провозгласили еретиком и объявили вне закона. Тем не менее, число его сторонников в Германии росло.

В 1529 году Карл запретил распространение Реформации и заявил, что расправится с "ересью" Лютера. Однако ставшие к тому времени на сторону Лютера пятеро князей и 14 городов объявили официальный протест.

Именно с тех пор приверженцев возникшего двенадцатью годами ранее движения Реформации стали называть протестантами.

Причины

Причин появления и стремительного распространения Реформации множество. Главная из них - рост торговли и переход к денежной экономике, что привело к появлению крепнущего среднего класса, категорически недовольного тотальным господством традиционно укорененного в феодализме и не отвечавшего требованиям дня католицизма.

И хотя сами 95 тезисов Лютер написал на латыни, распространению нового религиозного течения в огромной степени способствовали сделанные им в 1522 году перевод Нового, а в 1534 году - Ветхого заветов на понятный простым прихожанам немецкий язык.

Печатный станок

Но даже новые, понятные переводы не смогли бы захватить умы огромных масс людей без сделанного Иоганном Гутенбергом несколькими десятилетиями раньше, но получившим широкое распространение только во времена Лютера печатного станка. Без этого революционного изобретения идеи Реформации и протестантизма остались бы уделом небольшой группы образованных монахов.

К тому же это совпало со стремительным ростом грамотности. Если раньше люди, чтобы ознакомиться с Писанием, должны были идти в церковь и слушать его в переложении с латыни в версии священника, то теперь они могли держать реформаторский перевод Лютера у себя дома.

Контрреформация

Официальная католическая церковь сдаваться без боя, тем не менее, была не намерена. Тридентский собор - XIX Вселенский собор католической церкви, проходивший в течение 18 лет, с 1545 по 1563 год, в итальянском городе Тренте (Триденте) - был собран специально для противостояния Реформации. На нем была сформулирована политика контрреформации.

Еще пятью годами раньше, в 1540 году, Игнасио Лойола основал "Общество Иисуса" - будущий орден иезуитов, главной целью которого также была борьба с Реформацией.

Борьбу эту Ватикан собирался вести по принципу "клин клином вышибают": противостоять сдержанности, скромности и лаконизму протестантских богослужений он был намерен еще большей роскошью и музыкальной, живописной и архитектурной изощренностью католицизма.

Разветвленное дерево

Ни одна другая крупная ветвь христианства не породила такого многообразия разветвлений, отдельных протестантских конфессий, церквей и общин, различия между которыми зачастую понятны лишь специалистам.

Наряду с лютеранами - главной и самой старой разновидностью протестантизма, получившей свое название от самого Мартина Лютера, - существуют еще кальвинисты, баптисты, анабаптисты, методисты, пятидесятники, адвентисты и многие другие.

Особый интерес среди них представляют англикане. Возникновение этой ветви протестантизма сыграло огромную роль в истории Великобритании и достойно отдельного упоминания.

Англиканство

Причиной возникновения англиканства - во всяком случае, на поверхности - стали не глубинные разногласия экономического, философского или религиозного свойства, как это было в Германии, а сумасбродство капризного короля.

К середине 1520-х годов Генрих VIII чувствовал неуклонно нарастающее раздражение неспособностью первой из шести его жен, Екатерины Арагонской, родить ему наследника-сына. В рамках католичества развод был невозможен - папа никогда бы его не утвердил.

Воспользовавшись растущей популярностью проникших с континента реформаторских идей, король расторг отношения с Ватиканом и провозгласил себя главой вновь образованной протестантской Церкви Англии.

На самом деле стремительный рост буржуазии в Англии делал появление реформаторских идей неизбежным. Британский монарх и по сей день остается официальной главой Церкви Англии.

В то же время появившиеся за столетия существования Британской империи многочисленные англиканские общины в бывших колониях существуют и управляются независимо от Церкви Англии. Главой 80 миллионов англикан в мире выступает архиепископ Кентерберийский.

Протестантские войны

Характерные для того времени религиозная нетерпимость и жестокость нравов сделали войны между сторонниками традиционного католицизма и приверженцами Реформации неизбежными.

Самая известная из них - Тридцатилетняя война 1618-1648 гг., начавшаяся в Германии и охватившая со временем практически всю Европу.

Суть войны состояла в попытке стоящего во главе Священной Римской империи королевского дома Габсбургов противостоять реформаторским настроениям протестантских немецких князей. В ходе войны погибло 25-40% всего населения Германии.

Не менее известны и Гугенотские войны конца XVI века во Франции с их Варфоломеевской ночью и памятной поклонникам Дюма осадой Ла-Рошели.

Иконоборчество

Своеобразным проявлением религиозных войн стало движение иконоборчества.

Основываясь на одной из Десяти заповедей (не сотвори себе кумира), некоторые протестантские реформаторы, в том числе основатель кальвинизма Жан Кальвин, стали настаивать на устранении всех религиозных образов.

Самые рьяные из них ринулись уничтожать не только иконы, но и живопись, скульптуры, гобелены и другие произведения искусства с изображением Бога, Девы Марии или святых, вернув таким образом к жизни существовавшую еще в Византии VIII-IX веков традицию иконоборчества.

Самым значительным его эпизодом стало так называемое Иконоборческое восстание во Фландрии в августе 1566 года. Был нанесен ущерб более чем пяти тысячам церквей и монастырей. Восстание утихло только после приостановления действия инквизиции и легализации кальвинизма.

Протестантизм в России

Оставшись после раскола христианской церкви 1054 года за пределами католицизма, Россия не могла быть затронута теми бурями, которые привнесла в христианский мир Западной Европы Реформация. Однако уже в ходе Ливонской войны (1558-1583) на территории России оказались многие населенные протестантами земли.

Впоследствии во многих городах России появились так называемые "немецкие слободы", где без какого бы то ни было притеснения и вмешательства властей жили поселившиеся здесь протестанты и действовали протестантские церкви.

С протестантским влиянием находившегося под очевидным очарованием по большей части реформистской Северной Европы многие связывают и деятельность Петра I по преобразованию Русской православной церкви (отмена патриаршества с подчинением церкви светской власти, ограничения на монашество).

По различным данным, сегодня число протестантов в России составляет 2,5-3 миллиона человек.

В стране действует около 10 тысяч протестантских приходов; при этом лишь 4,4 тысячи из них официально зарегистрированы минюстом. Свыше половины российских протестантов — пятидесятники и харизматы (более 1,5 млн верующих). Другими крупными протестантскими конфессиями являются лютеране, баптисты, адвентисты и евангельские христиане.

Также действуют общины методистов, пресвитериан, реформаторов, меннонитов, англикан, Армии Спасения, перфекционистов, реставрационистов, квакеров и другие.

Александр Кан

newrezume.org

500 лет Реформации | Объединенная Методистская Церковь Евразии

31 октября 1517 года Мартин Лютер обнародовал свои 95 тезисов. Он надеялся начать богословскую дискуссию о покаянии. Но вместо этого немецкий монах спровоцировал переворот: переворот идеями, изменившими всю Западную Европу и, в конечном итоге, мир. Тезисы, прибитые на двери замка Виттенберга, возможно, более чем что-либо другое, наполнили историю событиями.Пятьсот лет спустя не только протестанты, но и все христиане по-прежнему переживают изменения, вызванные начатой им Реформацией.

01-2.jpgДверь церкви замка Виттенберг, где Мартин Лютер вывесил свои 95 тезисов, что и положило начало протестантской Реформации. В то время дверь служила своего рода университетской доской объявлений. Сегодня его тезисы выгравированы на дверях.

Широкое понимание священстваЛютер был не первым, кто призывал к реформе в католической церкви, но можно сказать, что он первым заразил этой идеей других.Среди наиболее важных трудов Лютера есть три трактата 1520 года, где утверждалось, что и миряне, и духовенство разделяют священство Иисуса, это и стало началом учения, известного как «священство всех верующих», когда все крещеные имеют прямой доступ к Богу без посредников.

Библия на понятном языкеЕсли все крещеные - священники, то им нужен свободный доступ к слову Божьему. Такое предположение привело Лютера к наиболее важному из его трудов - переводу Библии на немецкий язык.Он - не первый, кто перевел Ветхий и Новый Заветы на язык, отличный от латинского. Но в своей работе Лютер первым обратился к оригинальным текстам на иврите и греческом, (а не на латинскую Вульгату Джерома).Влияние Лютера ощущается всякий раз, когда люди встречаются с Библией, написанной на понятном им языке.

Новые способы поклоненияЛютер не остановился на Писании. Он также перевел на обычный язык латинскую мессу.Это, в свою очередь, повлияло на создание в англиканской церкви молитвослова, который позднее Джон Уэсли использует в методистском движении.Объединенные методисты могут поблагодарить Лютера и за то, что регулярной частью поклонения стало пение всей общиной.Священство верующих означает, что общине надо не только присутствовать и наблюдать за службой, но и активно участвовать в литургии.Лютер также побуждал христиан молиться вместе на повседневных служениях. Он считал, что важно чаще собираться для молитвы, чтобы люди осознавали себя частью Божьего священства.Любовь Лютера к пению отражается в хоровых произведениях лютеранских композиторов Иоганна Себастьяна Баха, Джорджа Фридриха Генделя и Феликса Мендельсона.

Массовое образованиеРост грамотности, начавшийся в 1440-х годах с изобретением Иоганном Гутенбергом печатного станка, пошел на пользу Реформации. Но реформаторы еще больше расширили возможности для распространения грамотности и образования.Ведь если вы хотите понять Библию или присоединиться к пению гимна, надо уметь читать.Протестанты построили новые школы и написали новые катехизисы, начав тем самым эпоху образования для мирян.Некоторые христиане критиковали подобное отношение к богословскому образованию, когда главным образом изучались книги о ритуалах, чувствах и добрых делах. Методистское движение, уделяя особое внимание социальной святости, помогло исправить этот дисбаланс.

05.jpg Мартин Лютер и Фома Каэтан во время спора о тезисах. В октябре 1518 года Лютер был вызван в Аугсбург, чтобы защитить себя от обвинений в ереси перед папским кардиналом Фомой Каэтаном. Картина Фердинанда Паувелса (1830-1904), общественное достояние, Wikimedia Common

Напоминание о покаянииИ все же, Реформация – это не только большие полномочия мирян и пение радостных гимнов. У нее, как и у самого Лютера, есть и темная сторона.Во-первых, Реформация ознаменовала раскол деноминаций, с которым христиане живут и по сей день. Лютер не собирался организовывать новое движение раскола, но как только католическая иерархия объявила его еретиком, он с пылом выступил против своей родной церкви. Часто возникали разногласия и с другими реформаторами.Дебаты по поводу доктрины вскоре переросли в кровавые войны, ставшие причиной смерти и разрушений на протяжении большей части столетия.Лютер был едким и саркастичным по отношению к католикам, но еще более злобно он отзывался о соседях-евреях в своих поздних трудах. Его антисемитская риторика звучит в жестокости нацистской Германии.Стром, профессор богословской семинарии Кэндлер, сказал, что празднование юбилея Реформации должно также стать и временем покаяния и предложил сегодняшним христианам прислушаться к первому из 95 тезисов Лютера: «Господь и Учитель наш Иисус Христос, говоря: "Покайтесь..." (Мф. 4:17), -заповедовал, чтобы вся жизнь верующих была покаянием».

СвободаЛютер противостоял властям своего времени, когда отказался отречься даже под угрозой отлучения и возможной казни. Его вызов церковной власти зажег и другие восстания, которых он не ожидал.Он осудил вдохновленных реформаторским рвением крестьян, которые восстали против угнетения аристократией и землевладельцами.И все же Лютер не мог не призывать к свободе, его призыв простирается от Крестьянской войны до движения за права человека сегодня. Если люди верят, что у них есть право говорить в церкви, то недолго и поверить, что у них должно быть право голоса в управлении.«Папа установил законы? - написал Лютер в трактате 1520 года. -Пусть пишет их для себя, и руки прочь от моей свободы, или я сам возьму ее!»Воодушевленный этим духом неповиновения баптистский пастор по имени Майкл Кинг, решил изменить имена - свое и младшего сына - и взять имя реформатора. Преподобный Мартин Лютер Кинг-младший продолжал защищать свободу и справедливость по-своему.Для объединенных методистов непосредственное влияние Лютера - в его стойкой защите свободы, которую христиане имеют через оправдание Христом по вере.Присутствие на чтении предисловия Лютера к Посланию к Римлянам привело Уэсли к духовному обновлению в ночь на 24 мая 1738 года.«Примерно без четверти девять, когда проповедник говорил об изменениях, совершаемых Богом в сердце человеческом благодаря вере во Христа, я ощутил в своем сердце странное тепло, - писал Уэсли в своем дневнике. - Я вдруг почувствовал, что доверяю Христу - лишь Ему одному — в вопросе своего спасения»,С обновленным сердцем Уэсли продолжил служение и основал движение, которое сегодня знают все объединенные методисты. И вряд ли это произошло бы без Реформации.

Перевод и материалы с сайта www.umc.org

www.umc-eurasia.ru

500 лет Реформации - Сокрытое Сокровище

31 октября во всём мире отмечается 500-летний юбилей Реформации. Началом этого движения считается день, когда доктор богословия Мартин Лютер прибил к дверям церкви в г. Виттенберге манифест «95 тезисов», в которых утверждал, что человека от греха могут спасти не традиции и обряды, а только вера в искупительную жертву Иисуса Христа. Имеет ли какое-то отношение Западно-Европейская Реформация к России? Предлагаем вашему вниманию подборку статей о Реформации.

31 октября — День Реформации

Мартин Лютер — это человек, сделавший большой вклад в историю вместе со многими своими единомышленниками. Благодаря этим людям непререкаемый авторитет Римско-Католической церкви, скрывавшей простое и ясное учение Христа за сводами правил и обрядов, перестал быть непререкаемым, благодаря им многие и многие люди увидели истинный свет Слова Божьего, благодаря им Библия, раскрывающая правду о Боге, стала доступна простым людям. Читайте далее>>

Возвращение к Священному Писанию

Самый мрачный из всех периодов истории церкви — это период средневековья, когда централизованная государственная религия достигла высот своего развития и довольно успешно могла подавлять всякие очаги инакомыслия. Однако период церковного средневековья сменился периодом религиозной Реформации. Читайте далее>>

Что изменила эпоха Реформации в Европе

Эпоха Реформации оказала влияние не только на религиозную сферу, но, в первую очередь, изменила мышление жителей Европы: нравственность, отношение к труду и друг к другу. Читайте далее>>

Реформация в России и в Европе: в чём разница?

31 октября 1517 года доктор богословия Мартин Лютер прибил к дверям виттенбергской церкви манифест «95 тезисов», в которых утверждал, что человека от греха могут спасти не традиции и обряды, а только вера в искупительную жертву Иисуса Христа. Так началась Реформация в западных странах, в результате которой образовалась протестантская ветвь христианства. А как обстояло дело с Реформацией в России? Читайте далее>>

Реформация на Руси

Всему миру известны имена великих реформаторов в Западной Европе — Лютера, Кальвина, Уэсли — основателей протестантских церквей. Однако мало кто знает, что на Руси задолго до этого была осуществлена попытка церковной реформы, которая нисколько не уступала западноевропейской. Зародилась эта реформа в лоне Русской православной церкви и была возглавлена самим московским митрополитом. Читайте далее>>

Влияние Реформации на образование

Одной из сфер жизни общества, на которые оказала влияние Реформация, было образование. Жан Кальвин и другие деятели Реформации считали, что её идеи укоренятся в обществе, только если люди будут читать Библию. Читайте далее>>

Газета «Сокрытое Сокровище» октябрь 2017 г.

sokrsokr.net