Исторические армии. 4Бо цвет


Сборная модель танка т-26, цвет 4БО из красок Tamiya.

Сборная модель танка т-26. Нанесение грунта

Смотри также:Сборная модель танка Т-26, 1/35, Звезда. СтройкаСборная модель танка Т-26. Фильтры, масляные точки, смывка, пигментыСборная модель танка Т-26. Готовая работа

После длительного перерыва я наконец-то вернулся к постройке танка т-26. После того, как положил грунтовку, обнаружил единственный косяк, щели на маске пушки.

Сборная модель танка т-26. Щели на маске пушки после грунтовки

В качестве жидкой шпаклевки использовал тамиевский грунт. Т.к. он хорошо усаживается, необходимо промазать щель в несколько приемов с высыханием предыдущего слоя.

Сборная модель танка т-26. Tamiya surface primer используем как жидкую шпаклевку

На литник приклеил небольшой кусочек наждачки, получился миниатюрный напильник. Шкурка 400, быстро забивается и также быстро очищается зубной щеткой с укороченной щетиной. Получилось удобно, можно аккуратно зачищать небольшие поверхности, не боясь повредить мелкие детали, находящиеся рядом.

Сборная модель танка т-26. Самодельный инструмент для шкурения

Сборная модель танка т-26. Щели заделаны, можно повторно грунтовать

Повторный слой грунта на маску дал отличный результат.

Сборная модель танка т-26. Загрунтованная башня, окончательный вариант

Сборная модель танка т-26. Грунтование тележек катков

Подбор базового цвета 4БО из красок Tamiya для окраски танка т-26

В начале я использовал смесь XF-67 и XF-49 в пропорции 2:1. Цвет получается по тону достаточно похожим на многочисленные фотографии моделей в сети, но по яркости он темноват. Учитывая опыт работы над моделью ГАЗ-ММ, последующие обработки поверхности в конечном итоге могут привести к еще большему затемнению окраски. Это нужно учитывать при подборе цвета 4БО. Кроме того, замечено, что цвет краски в баночке выглядит существенно светлей, чем нанесенная краска. Тамиевский акрил темнеет при высыхании.

Краски для получения 4БО. Первый вариант

Поразмыслив немного, я все же решил получить более светлый и насыщенный базовый слой. В конечном итоге, сделать базовую окраску немного темнее можно при помощи наложения фильтров, а вот наоборот — задача сложнее.

В группе AllModels нашел интересный рецепт «4БО» из тамиевских красок. На основе него смешал новый оттенок, на мой взгляд получилось то что надо. XF-58, X-8 (или XF-3), XF-2 в пропорции 2:1:1. Желтую краску можно использовать как глянцевую, так и матовую — по тону они идентичны (на мой взгляд).

Краски для получения 4БО. Второй вариант

Сделал на «дошираке» пробники для сравнения цвета. В общем, результаты вполне приличные, но пока я не заполучу «аутотентичный 4БО» от Акана — не успокоюсь :)

4БО из Tamiya. Варианты

Фото модели, окрашенной первым вариантом 4БО. Снимал при искусственном и интенсивном освещении. При дневном цвете выглядит сильно темнее.

Сборная модель танка т-26. Окраска башни в базовый цвет (вариант 1)

Сборная модель танка т-26. Окраска корпуса в базовый цвет (вариант 1)

Покрасил кисточкой резиновые бандажи на катках. Использовал XF-69, Nato black. На мой взгляд получилось замечательно!

Сборная модель танка т-26. Окраска бандажей катков

Сборная модель танка т-26. Окраска бандажей катков

После окраски первым вариантом, я нанес второй вариант 4БО, причем сделал это не равномерно, попробовал поработать с свето-тенью. На выступающих элементах больше, в тенях меньше, либо вообще не наносил. Получилось как-то так, но для первого раза, решил больше не экспериментировать с модуляцией через аэрограф. Жалко запороть работу.

Для оценки результата выкладываю два фото-сета: при дневном и искусственном освещении. Истина где-то посередине :)

Базовый цвет 4БО, танк т-26, съемка

Снимки сделал в RAW формате на старенькую зеркалку CANON, при обработке в RAW-редакторе выставил одинаковую цветовую температуру и баланс белого для всех снимков серии. Для каждого снимка подогнал параметр композиции, чтобы выронить их по яркости. Больше никаких обработок не делал.

Модель танка т-26. Съемка модели танка при естественном освещении

Окно располагается справа от рабочего стола, поэтому имеем приличные тени слева

Модель танка т-26. Съемка при искусственном освещении, холодный свет

Источник — энергосберегающая лампа в светильнике типа NL-201-G23-11W-BK, приближенный к модели на минимальное расстояние.

В этом режиме съемки видны мои попытки сделать светотень, выступающие участки танка выглядят несколько светлее.

Кошка для экспериментов

Так как у меня фактически нулевой опыт в сборке и окраске моделей, многое приходится делать в первый раз, я завел себе «кошку». Отобрал у детей тяжелый танк КВ-1 в масштабе 1/100. Звезда выпускает наборы игр и к ним всякие танчики, самолетики и фигурки, которые собираются без клея из нескольких деталей.Ну и перед тем как что-то делать на модели, тренируюсь на ней :)

Весь процесс экспериментов над «кошкой» документирую, возможно сделаю по ней отдельный пост.

«Кошка» для Т-26

Продолжение стройки:Сборная модель танка Т-26. Фильтры, масляные точки, смывка, пигменты

izkorobka.ru

4 БО - наше всё

 В мире масштабного моделизма этот цвет стал известен под № 320 в палитре АКАН с 27 ноября 1998 года. После этой даты было много вопросов и споров. Например, говорили: «…нельзя сделать оригинальный 4 БО, потому что пигмент «Журавская охра» уже давно не добывают!»… (Кстати, добывают, и по сей день). Но после таких смелых утверждений можно было прекратить выпуск моей краски – ведь  серьёзные аргументы "против"! Кстати, это обычное дело на просторах нашей Родины. Либо никто «не против», но так же никто и не «за».

  А в чём дело то было? В оригинальном рецепте для реальной техники. Первоначально для изготовления краски цвета 4БО применялись только три пигмента: зелёная окись хрома, охра Журавская и крон оранжевый. Никаких изменений и замен не допускалось. Иначе нарушался главный принцип краски - не дешифрируемость. Но какое отношение оригинальный рецепт имеет к масштабному моделизму? Главный фактор – точный цвет.

 Если вернуться в ноябрь 1998 года, то мне посчастливилось быть знакомым с очень известным моделистом, танкистом и историком. Знаком я с ним до этого был давно, но именно в ноябре звёзды сложились благоприятно, и я имел возможность работать с оригинальными образцами цвета различных маскировочных оттенков, используемых для испытаний камуфляжных окрасок летом 1939 года. К началу этих испытаний цвет 4БО уже применялся и, в отличие от других предложенных, уже имел своё окончательное название. Цель испытаний - было рекомендовано изучить особенности различных камуфляжных схем «…деформирующего окрашивания гусеничных и колесных машин…» В это же время аналогичные испытания проводились на другом полигоне для изучения малой заметности при базировании на аэродроме авиационной техники. Важно ещё отметить, что и с Михаилом Орловым, кропотливо изучавшим цвета авиации РККА-СССР, я так же был знаком, и мы общались на тему соответствия данных цветов для использования в этих испытаниях и пришли к выводу, что эти наработки могли быть применены и к авиации. 

  Почему было нужно создавать именно 4БО? До него применялся «Защитный» (№83063) с середины 1920х годов до начала 1930х. Его сменил достаточно тёмный 3Б (№83070 и 83078), который применялся до 1938 года. Эти цвета были так же базовыми, то есть для окраски любой техники. В то время специалисты по камуфляжу задавались вопросом незаметности защищаемых объектов при визуальном наблюдении, а так же при проведении воздушной разведки. Но ещё одна поставленная задача должна была быть решена – недешифрируемость, при наблюдении с помощью оптических приборов и применения светофильтров. Давайте сравним их оцифрованное изображение цвета:

 Достаточно очевидно, что 4БО был скорее продолжением развития более раннего защитного цвета на новых пигментах. Так же надо отметить небольшую разницу между двумя образцами 3Б,  которые мне довелось изучать. Один был получен с фрагмента ТБ-3 (№370 - 8370), а другой - с каски (№ 378 - 83078).

 

 Частично поставленная задача была решена созданием краски цвета 4БО. По моим сведениям, полученным из архива, на тот момент краска цвета 4БО выглядела так, как я предложил моделистам в виде моей краски № 320 (позднее № 83020). На изображении предложены цвета моих красок с испытаний 1939 года. № 363, № 370 и № 378 не принимали участия в тех испытаниях (насколько мне на сегодня это известно), но для общего понимания я привожу и их.

 

  Из этого изображения на данном этапе представляют интерес два чипа и я приведу их цифровые характеристики, полученные спектрофотометром.

            № 73020 - 4БО - sRGB: 89, 83, 54   L* a*b*: 35,6  -4,2    18,3

           № 73084 - "24ng" (его оригинальное название при испытаниях) - sRGB: 109, 97, 62  L* a*b*: 42,2  -1,8 22,1

В таком виде мне посчастливилось их увидеть и создать цвета в своей палитре. Сравнивая два этих цвета можно сказать, что они достаточно похожи, но 73084 имеет почти одинаковый оттенок и отличается светлостью. По состоянию на 1948 год произошли некоторые изменения, и поиск в архивах принес обновлённую информацию, а именно

   в этом источнике 4БО отображается так: 

            и значения промеров этого чипа sRGB: 97, 85, 44   L* a*b*: 37,2  -2,3  26,7

 То есть, по состоянию на 1947 год, когда альбом верстался, уже произошли изменения и цвет 4БО немного посветлел и пожетел. И стал примерно посередине между  № 73020 и 83084. В какое точно время произошёл сдвиг цвета в жёлтую сторону на сегодня мне не известно. Возможно, это объясняется постепенным уменьшением зазора между двумя эталонами цвета, по которым и изготавливалась краска цвета 4БО. Уместно заметить, что в просторах интернета есть процентные соотношения, предписанные для создания краски 4 БО, но это не более чем приблизительные ориентиры для начала работы. Краска, выходящая с завода, должна была соответствовать вилочным эталонам для данного цвета.

 Не так давно была оживлённая дискуссия на одном из форумов, где неподготовленная аудитория совершенно не могла понять смысл слов, обращённых для них. Я обратил внимание форумчан, что не возможно создать краску с заданными параметрами, не имея образца цвета. Он может быть в виде эталонов цвета, принятых в СССР и России, либо другим, подтверждённым должным образом, образцом. 

 Давайте исследуем это должным образом. Итак, для проверки соответствия цвета действительности, нужно всего ничего - уточнить, насколько произошли изменения образцов цвета в альбоме, хранившимся в прекрасных условиях архива при постоянной влажности и температуре с эталонами цвета, по которым их в тот период производили на ЛКЗ.

 и два вилочных эталона из неё для 4БО

 

 

 

и мои промеры матовых накрасок эталонов

№ 734: sRGB: 96, 87, 55   L* a*b*: 37,7  -2,9  20,7                                                 № 735: sRGB: 103, 91, 61   L* a*b*: 39,8  -1,5  20,4

 Выдержка из документа (смотрите ниже) " Нормирование цвета эмалей и красок": "Нормирование цвета эмали или краски двумя эталонами (при этом в нормативном документе указываются два номера картотеки) означает пределы оттенка, в которых может находиться цвет выпускаемого лакокрасочного материала...Картотека дает возможность ОТК (Отделу Технического Контроля) предприятия контролировать поступающие на завод эмали и краски по цвету и при их несоответствии эталонам браковать лакокрасочную продукцию и возвращать её изготовителю. Цвет должны проверять при дневном отражённом свете, визуально сравнивая высушенную накраску лакокрасочного материала с соответствующим эталоном картотеки или двумя эталонами, определяющими допускаемое отклонение по цвету." Примечание добавлено 2 мая 2011 года.

Если кому нибудь из вас посчастливиться держать эту пару эталонов, то вы поймете, насколько мала разница между ними. Скорее всего ваша реакция будет выражать растерянность и для вас станет совершенно очевидно, что невозможно дать даже два цвета по этим эталонам, сколь нибудь серьёзно отличающиеся. Но все краски, не укладывающиеся по цвету в вилку этих эталонов, должны называться по другому. Либо это должно быть подтверждено серьёзным исследованием и документами.

 Для полноты картины можно ещё привести пару документов из нормативной части:

 и величина вилочных значений диапазона эталонов цвета для данной краски 

 

 Позволю себе повторить ранее написанное. В 1952 году был прекращён выпуск краски цвета 4БО. А в 1992 году эти эталоны были исключены из ассортимента картотеки. Справедливости ради надо заметить, что уже в 1974 году по этим эталонам в СССР не выпускалась краска этого цвета, Это подтверждается аналогичными нормативными документами.

 Возникает законный вопрос: "чем же тогда красилась техника для парадов, в том числе и в юбилейном параде 9 мая 2010 года?". Был на одной из вечерних тренировок этого парада достаточно случайно и не имел возможности сравнить инструментально или визуально - просто гулял, и с собой ничего не было. По ощущениям - похожа... Защитная... Но вряд ли 4 БО. Как-то отрицательно к этому цвету относится армейская верхушка - "некрасивый, мол,  и всё такое..." В современной картотеке есть достаточно близкие цвета, и они называются похоже - "Защитные", но нормируются другими парами эталонов и неподготовленный обыватель легко может принять их за 4БО...

 Хочется ещё поговорить о самом названии. Долгое время я выпускал краску и называл её 4БО - Базовый, Основной - Защитный; тёмно-зелёный. Не так давно, после небольших наблюдений, я пришёл к выводу, что буква "О" в этой аббревиатуре носит совершенно другой смысл. Давайте посмотрим вместе на фрагменты альбома:

Вот!!! "О" - олифа; "Г" - глифталевая; "Н" - нитроцеллюлозная. Как всё оказалось просто! И ещё надо уточнить, что названия "4БО", "4БН" и "4БГ" не означают, что эти краски делались по одним эталонам цвета, хотя и было бы это логичным. Соответственно, у каждой из этих красок была своя область применения и вряд ли они пересекались. Первая - для бронированной техники и артиллерии. Вторая и третья - для металлических и деревянных частей автомобилей. Танк, покрашенный нитроэмалью - это очень смело!!! Но я такое встречал у зарубежных коллег... Грустно. Нельзя подменять целевое назначение красок и цвет , даже если этого очень хочется.

Собственно, можно остановиться в повествовании на сегодня. Вам всё это надо усвоить, а мне - если посчастливиться, ещё надо уточнить некоторые моменты в архиве и при очередном удачном раскладе звёзд, я получу дополнительную информацию и постараюсь дополнить статью.

P.S.: на ваши возможные вопросы, заданные здесь, постараюсь ответить по мере возможностей, но с учётом времени для написания этой статьи, не обещаю это сделать быстро.

3ч.00 мин.  19 апреля 2011 года . 

С уважением и благодарностью к Михаилу Орлову за предоставленные материалы для статьи.

 Небольшое добавление к моей статье связано с выпуском краски № 73122 по эталонам цвета, приведённым в этой статье.

 Долгое время у меня в каталоге была краска 4БО под № 320, а позднее изменилась нумерация и в новом обозначении этот цвет я предлагал вам под № 73020 и № 83020. Этот вариант был изготовлен мной с образца архивной выкраски из отчёта по испытаниям камуфляжа - 1939 года.

 Прошло более 12 лет с момента выпуска моих первых флаконов № 320. Появилась дополнительная информация про цвет 4БО: один вариант - архивная выкраска в "Альбоме накрасок..." 1948 года и второй вариант - карточки эталонов цвета на 4БО.  Между этими образцами нет принципиальной разницы и образец из "Альбома..." прекрасно укладывается в цветовой диапазон карточек допуска на этот цвет. Но между более ранним есть небольшое расхождение. Это не означает, что прежний цвет неверен. Он применялся - в этом нет никаких сомнений.

 После окончания Великой Отечественной войны происходила систематизация всех рабочих и заводских образцов, по которым изготавливалась данная краска. По итогам этой работы были определены допустимые отклонения данного цвета.

 Я предлагаю вам вариант цвета 4 БО под № 73122, который укладывается в определённые двумя эталонами границы цвета. Все оттенки, выходящие за эти значения не могут называться 4БО!!! В наших армейских цветах было и есть достаточное количество оттенков, близких и похожих на 4БО, но они называются по другому и область их применения строго определена директивными документами.

 1ч.10 мин. 7 августа 2011 года.

 

akan.ru

Исторические армии: 4 БО - четвёртый базовый... (Александр Аканихин)

4 БО - четвёртый базовый... (Александр Аканихин)

Для тех, кого интересует история советской наземной техники периода Второй Мировой, цвет 4БО очень важен. Поэтому сегодня я представляю вам статью Александра Аканихина по 4БО, на перепечатку которой Александр любезно согласился.__________________________________________________________

Много ли мы знаем о этой краске?

Конечно!

А вы уверены?

Да его у нас где угодно можно найти...

Адресочек не дадите?

Ой, я так спешу! Давайте в другой раз…

4 БО - четвёртый базовый...

Вопреки устоявшемуся мнению обывателей, видели его совсем не многие. Хотя многие, очень многие про эту аббревиатуру слышали. А вот так, чтобы увидеть танк, времён Великой Отечественной войны с табличкой тактико-технических данных, в которых было бы указано «окрашен в цвет 4 БО» в музее или, на постаменте, мне лично не посчастливилось. И оставалось только радостно всматриваться в цвет и осознавать себя немного познавшим тайну. С другими наверняка было так же.

В мире масштабного моделизма этот цвет стал известен под № 320 в палитре АКАН с 27 ноября 1998 года. После этой даты было много вопросов и споров. Например, говорили: «…нельзя сделать оригинальный 4 БО, потому что пигмент «Журавская охра» уже давно не добывают!»… (Кстати, добывают, и по сей день). Но после таких смелых утверждений можно было прекратить выпуск моей краски – ведь серьёзные аргументы "против"! Кстати, это обычное дело на просторах нашей Родины. Либо никто «не против», но так же никто и не «за».

А в чём дело то было? В оригинальном рецепте для реальной техники. Первоначально для изготовления краски цвета 4БО применялись только три пигмента: зелёная окись хрома, охра Журавская и крон оранжевый. Никаких изменений и замен не допускалось. Иначе нарушался главный принцип краски - не дешифрируемость. Но какое отношение оригинальный рецепт имеет к масштабному моделизму? Главный фактор – точный цвет.

Если вернуться в ноябрь 1998 года, то мне посчастливилось быть знакомым с очень известным моделистом, танкистом и историком. Знаком я с ним до этого был давно, но именно в ноябре звёзды сложились благоприятно, и я имел возможность работать с оригинальными образцами цвета различных маскировочных оттенков, используемых для испытаний камуфляжных окрасок летом 1939 года. К началу этих испытаний цвет 4БО уже применялся и, в отличие от других предложенных, уже имел своё окончательное название. Цель испытаний - было рекомендовано изучить особенности различных камуфляжных схем «…деформирующего окрашивания гусеничных и колесных машин…» В это же время аналогичные испытания проводились на другом полигоне для изучения малой заметности при базировании на аэродроме авиационной техники. Важно ещё отметить, что и с Михаилом Орловым, кропотливо изучавшим цвета авиации РККА-СССР, я так же был знаком, и мы общались на тему соответствия данных цветов для использования в этих испытаниях и пришли к выводу, что эти наработки могли быть применены и к авиации. 

Почему было нужно создавать именно 4БО? До него применялся «Защитный» (№83063) с середины 1920х годов до начала 1930х. Его сменил достаточно тёмный 3Б (№83070 и 83078), который применялся до 1938 года. Эти цвета были так же базовыми, то есть для окраски любой техники. В то время специалисты по камуфляжу задавались вопросом незаметности защищаемых объектов при визуальном наблюдении, а так же при проведении воздушной разведки. Но ещё одна поставленная задача должна была быть решена – недешифрируемость, при наблюдении с помощью оптических приборов и применения светофильтров. Давайте сравним их оцифрованное изображение цвета:

Достаточно очевидно, что 4БО был скорее продолжением развития более раннего защитного цвета на новых пигментах. Так же надо отметить небольшую разницу между двумя образцами 3Б, которые мне довелось изучать. Один был получен с фрагмента ТБ-3 (№370 - 8370), а другой - с каски (№ 378 - 83078)

Частично поставленная задача была решена созданием краски цвета 4БО. По моим сведениям, полученным из архива, на тот момент краска цвета 4БО выглядела так, как я предложил моделистам в виде моей краски № 320 (позднее № 83020). На изображении предложены цвета моих красок с испытаний 1939 года. № 363, № 370 и № 378 не принимали участия в тех испытаниях (насколько мне на сегодня это известно), но для общего понимания я привожу и их.

Из этого изображения на данном этапе представляют интерес два чипа и я приведу их цифровые характеристики, полученные спектрофотометром.

№ 73020 - 4БО - sRGB: 89, 83, 54 L* a*b*: 35,6 -4,2 18,3

№ 73084 - "24ng" (его оригинальное название при испытаниях) - sRGB: 109, 97, 62 L* a*b*: 42,2 -1,8 22,1

В таком виде мне посчастливилось их увидеть и создать цвета в своей палитре. Сравнивая два этих цвета можно сказать, что они достаточно похожи, но 73084 имеет почти одинаковый оттенок и отличается светлостью. По состоянию на 1948 год произошли некоторые изменения, и поиск в архивах принес обновлённую информацию, а именно

В этом источнике 4БО отображается так:

Значения промеров этого чипа sRGB: 97, 85, 44 L* a*b*: 37,2 -2,3 26,7

То есть, по состоянию на 1947 год, когда альбом верстался, уже произошли изменения и цвет 4БО немного посветлел и пожетел. И стал примерно посередине между № 73020 и 83084. В какое точно время произошёл сдвиг цвета в жёлтую сторону на сегодня мне не известно. Возможно, это объясняется постепенным уменьшением зазора между двумя эталонами цвета, по которым и изготавливалась краска цвета 4БО. Уместно заметить, что в просторах интернета есть процентные соотношения, предписанные для создания краски 4 БО, но это не более чем приблизительные ориентиры для начала работы. Краска, выходящая с завода, должна была соответствовать вилочным эталонам для данного цвета.

Не так давно была оживлённая дискуссия на одном из форумов, где неподготовленная аудитория совершенно не могла понять смысл слов, обращённых для них. Я обратил внимание форумчан, что не возможно создать краску с заданными параметрами, не имея образца цвета. Он может быть в виде эталонов цвета, принятых в СССР и России, либо другим, подтверждённым должным образом, образцом. 

Давайте исследуем это должным образом. Итак, для проверки соответствия цвета действительности, нужно всего ничего - уточнить, насколько произошли изменения образцов цвета в альбоме, хранившимся в прекрасных условиях архива при постоянной влажности и температуре с эталонами цвета, по которым их в тот период производили на ЛКЗ.

и два вилочных эталона из неё для 4БО

и мои промеры матовых накрасок эталонов

№ 734: sRGB: 96, 87, 55 L* a*b*: 37,7 -2,9 20,7 

№ 735: sRGB: 103, 91, 61 L* a*b*: 39,8 -1,5 20,4

Выдержка из документа (смотрите ниже) " Нормирование цвета эмалей и красок": "Нормирование цвета эмали или краски двумя эталонами (при этом в нормативном документе указываются два номера картотеки) означает пределы оттенка, в которых может находиться цвет выпускаемого лакокрасочного материала...Картотека дает возможность ОТК (Отделу Технического Контроля) предприятия контролировать поступающие на завод эмали и краски по цвету и при их несоответствии эталонам браковать лакокрасочную продукцию и возвращать её изготовителю. Цвет должны проверять при дневном отражённом свете, визуально сравнивая высушенную накраску лакокрасочного материала с соответствующим эталоном картотеки или двумя эталонами, определяющими допускаемое отклонение по цвету." (Примечание: добавлено 2 мая 2011 года.)

Если кому нибудь из вас посчастливиться держать эту пару эталонов, то вы поймете, насколько мала разница между ними. Скорее всего ваша реакция будет выражать растерянность и для вас станет совершенно очевидно, что невозможно дать даже два цвета по этим эталонам, сколь нибудь серьёзно отличающиеся. Но все краски, не укладывающиеся по цвету в вилку этих эталонов, должны называться по другому. Либо это должно быть подтверждено серьёзным исследованием и документами.

Для полноты картины можно ещё привести пару документов из нормативной части:

и величина вилочных значений диапазона эталонов цвета для данной краски

Позволю себе повторить ранее написанное. В 1952 году был прекращён выпуск краски цвета 4БО. А в 1992 году эти эталоны были исключены из ассортимента картотеки. Справедливости ради надо заметить, что уже в 1974 году по этим эталонам в СССР не выпускалась краска этого цвета, Это подтверждается аналогичными нормативными документами.

Возникает законный вопрос: "чем же тогда красилась техника для парадов, в том числе и в юбилейном параде 9 мая 2010 года?". Был на одной из вечерних тренировок этого парада достаточно случайно и не имел возможности сравнить инструментально или визуально - просто гулял, и с собой ничего не было. По ощущениям - похожа... Защитная... Но вряд ли 4 БО. Как-то отрицательно к этому цвету относится армейская верхушка - "некрасивый, мол, и всё такое..." В современной картотеке есть достаточно близкие цвета, и они называются похоже - "Защитные", но нормируются другими парами эталонов и неподготовленный обыватель легко может принять их за 4БО...

Хочется ещё поговорить о самом названии. Долгое время я выпускал краску и называл её 4БО - Базовый, Основной - Защитный; тёмно-зелёный. Не так давно, после небольших наблюдений, я пришёл к выводу, что буква "О" в этой аббревиатуре носит совершенно другой смысл. Давайте посмотрим вместе на фрагменты альбома:

Вот!!! "О" - олифа; "Г" - глифталевая; "Н" - нитроцеллюлозная. Как всё оказалось просто! И ещё надо уточнить, что названия "4БО", "4БН" и "4БГ" не означают, что эти краски делались по одним эталонам цвета, хотя и было бы это логичным. Соответственно, у каждой из этих красок была своя область применения и вряд ли они пересекались. Первая - для бронированной техники и артиллерии. Вторая и третья - для металлических и деревянных частей автомобилей. Танк, покрашенный нитроэмалью - это очень смело!!! Но я такое встречал у зарубежных коллег... Грустно. Нельзя подменять целевое назначение красок и цвет , даже если этого очень хочется.

Собственно, можно остановиться в повествовании на сегодня. Вам всё это надо усвоить, а мне - если посчастливиться, ещё надо уточнить некоторые моменты в архиве и при очередном удачном раскладе звёзд, я получу дополнительную информацию и постараюсь дополнить статью.

С уважением и благодарностью к Михаилу Орлову за предоставленные материалы для статьи.

Александр Аканихин

19 апреля 2011 года 

Обновлено 02.05.2011

__________________________________________________

yarosarmies.blogspot.com

4БО заметно отличатеся от того чем сейчас красят бронетехнику в России...

? LiveJournal
  • Find more
    • Communities
    • RSS Reader
  • Shop
  • Help
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

raymond-babbitt.livejournal.com

Танки Т-34: камуфляж

Прототипы А-20, А-20Г и А-32, а также первые образцы танка Т-34, проходившие испытания, как правило, были окрашены в стандартный темно-зеленый цвет. Серийные танки красились в тот же цвет, который получил название "защитный, тёмно-зелёный" и официальное обозначение "4БО". Эта краска содержит базовый пигмент, который изготавливался в виде пасты и разбавлялся до необходимой концентрации растворителем, обычно бензином. Пигмент краски 4БО выпускали 3 химических (лакокрасочных) фабрики. Они же производили различные варианты уже готовой к употреблению краски различных тонов и оттенков, разбавленную растворителем. Такие краски предназначались для нанесения различной маркировки на корпус и башню танка.

Танк Т-34 со штампованной башней и в двухцветном камуфляже: желто-песочные пятна на стандартной темно-зеленой основе. На боку башни заметен белый номер "268". Ленинградский фронт, сентябрь 1943 года.

В 1939 году в НИИБТ (Научно-исследовательский институт бронетехники) были разработаны и испытаны образцы многоцветных камуфляжных схем. При этом использовались три основных краски: темно-зеленая 4БО, темно-коричневая 6К и черная 6РП (черная применялась как альтернативный оттенок темно-коричневой). Кроме этого, для вспомогательных оттенков применялись светло-коричневая 7К и желто-песочная. Для испытаний были выбраны следующие варианты камуфляжа:

  • окраска танков пятнами темно-зеленого, темно-коричневого, песочного и светло-коричневого цветов;
  • камуфляж танков из зеленого и светло-коричневого цветов;
  • камуфляж танков из 2 тонов (зеленый и светло-коричневый) с включением пятен коричнево и песочного цветов.

Прототип А-32 (первая версия с пушкой Л-10), лето 1939 года. Танк полностью окрашен в темно-зеленый цвет (4БО).

Прототип А-34 на испытаниях в Кубинке, весна 1940 года. Танк окрашен в стандартный темно-зеленый цвет (4БО).

Танк Т-34 ранней серии со сварной башней и с пушкой Л-11 в трехцветном камуфляже. Юго-западный фронт, лето 1941 года.

Принципиально необходимо было увязать варианты камуфляжа с конкретным районом боевых действий. Камуфляж должен был соответствовать растительности и климатическим условиям в различных районах СССР. Было рекомендовано также сохранять пропорции набора красок и придерживаться стандартным схемам камуфляжа. В реальности многоцветный камуфляж использовался на небольшом числе советских танков, включая и Т-34. Пример стандартного многоцветного камуфляжа - это трехцветная схема из пятен темно-зеленого (4БО), темно коричневого (6К) и светло-коричневого (7К) цветов. Часть танков 4-го и 15-го механизированных корпусов, которые действовали в районе Западного военного округа СССР были окрашены именно таким образом.

Фотография Т-34 раннего выпуска с литой башней с пушкой Ф-34. Танк брошен экипажем - типичный случай каких было много в начале немецкого вторжения. Танк окрашен в стандартный темно-зеленый цвет (4БО), на нем отсутствуют какие-либо тактические знаки.

Стоит отметить, что этот тип камуфляжа не был найден в официальном списке, рекомендованных НИИБТ по результатам испытаний 1939 года. Согласно некоторым источникам, этот камуфляж был внесен в список в начале 1941 года. Советская химическая промышленность того времени не отличалась большим разнообразием продукции и была способна выпускать лишь базовые цвета: темно-зеленый, светло- и темно-коричневый. Проблемы с регулярными поставками были дежурным явлением всей советской индустрии, и химическая промышленность не составляла исключения. Черная краска широко использовалась как в гражданской отрасли, так и в военной (например, для камуфляжа танков Т-28 и или окраски самолетов). Согласно другим данным, трехцветный камуфляж был признан стандартным для бронетанковых войск, дислоцированных на западной границе Советского Союза.

Истребитель танков Т-34 с 57-мм пушкой, 21-я бронетанковая бригада, октябрь 1941 года. На корпусе танка белый номер "20". Танк принадлежал командиру части, Герою Советского Союза майору Лукину. Танк окрашен в стандартный темно-зеленый цвет.

Т-34 раннего выпуска (сварная башня и пушка Ф-34) 1-й гвардейской бронетанковой бригады. Западный фронт, Московская область, конец 1941 - начало 1942 года. На танке зимний камуфляж типичный для этой части и для этого периода (известный как "зимний лес" или "сетка").

К концу 1941 года, когда проблема камуфляжной окраски стала вновь дискутироваться, образец 3-цветного камуфляжа появился в инструкции, подготовленной АБТУ (Автобронетанковое Управление РККА). Она содержала рекомендацию использовать для окраски темно-зеленый, светло- и темно-коричневый. Было предписано, что темно-зеленый цвет должен покрывать от 45 до 55% поверхности танка, светло- и темно-коричневые от 15 до 30%. Существовали и указания на расположение цветовых пятен, которые предназначались для искажения силуэта танка. Линия цветов не должна наноситься параллельно линиям очертаний машины и пятна камуфляжа не должны быть симметричными. Известно только несколько примеров трехцветного камуфляжа Т-34 за период 1942-1945 годов. Они были на небольшом количестве танков 164-й бронетанковой бригады (район Курска в 1943 году) и 4-й Гвардейской танковой армии (район Львов в 1944 году).

Танк Т-34 выпуска СТЗ со сварной башней 130-й бронетанковой бригады, Южный фронт, район Харькова, весна 1942 года. На лобовой броне видно дополнительное бронирование. Двухцветный камуфляж был характерен для этой бригады как и нестандартные тактические знаки: "Л2-KC". Часто в этой части использовались имена героев Гражданской войны.

Т-34 с шестигранной башней, вероятно из 2-й гвардейской механизированной бригады, Юго-Западный фронт, операция "Малый Сатурн", ноябрь-декабрь 1942 года. Танк в зимнем камуфляже, на нем видны не закрашенные части (зеленые квадраты сзади башен) - отличительный знак машин, участвовавших в операции "Малый Сатурн". Под тактическим номером "255" просматривается старый тактический номер "253".

Нет сомнения, что основной цвет советских танков оставался неизменным в течение всей войны это была темно-зеленая краска (4БО). Известны и двухцветные камуфляжи, но они встречались довольно редко. Двухцветный камуфляж состоял из светло- или темно-коричневой краски или более редко- песочной. Он наносился поверх стандартной темно-зеленой краски. Ссылки на существование весеннего и осеннего камуфляжей не состоятельны, речь идет не более чем, об обычном двухцветном камуфляже. Однако, при анализе фотографий этого периода необходимо проявлять исключительную осторожность. Некоторыми исследователями различные типы световых пятен, вызванных влагой или нанесением новой краски поверх старой на танках часто интерпретируются как новый камуфляж. Перекрашенные в полевых условиях танки - обычное явление, поэтому свежие пятна краски не являются новым видом камуфляжа. Краска 4БО была не лучшего качества, к тому же из-за сложных климатических условий она облезала с танков кусками, образуя псевдокамуфляжные пятна. Проблему могли бы решить цветные фотографии, сделанные немцами, но таких снимков с Восточного фронта почти не осталось. Во время тяжелых боев под Сталинградом летом 1942 года некоторые танки поступали на фронт прямо из цехов СТЗ неокрашенными.

Танк Т-34 с шестигранной башней. 152-я бронетанковая бригада, Ленинградский фронт, февраль 1944 года. Зимний камуфляж: белые камуфляжные пятна нанесены поверх основного темно-зеленого цвета.

Т-34 "Сергей Киров" с шестигранной башней из состава 30-й гвардейской бронетанковой бригады, Ленинградский фронт, осень 1943 года. Танк окрашен в стандартный темно-зеленый цвет.

Зимой танки Т-34 окрашивались белой стираемой краской или известковым раствором. Стираемая краска выпускалась в некоторых вариантах, например так называемый тип В или темпера. Иногда танки целиком окрашивались белой краской, иногда белые пятна или полосы произвольной формы наносились на танк. Интересный образец зимней окраски появился на переломе 1941-42 годов на Т-34 в 1-й Гвардейской бронетанковой бригаде, а также в 4-й и 11-й бронетанковых бригадах. Здесь танки красились белой краской, и поверху наносились полосы имитирующие след колеса. При этом в качестве шаблона использовались решетки ( по этому признаку он получил название сетчатого камуфляжа, а также - "зимний лес"). Этот тип считался лучшим типом зимнего камуфляжа, его пытались использовать еще в конце 1930-х, однако он отличался повышенной трудоемкостью. Позже от него отказались и к концу войны он почти не встречался.

Танки 1-й бронетанковой бригады в камуфляже "зимний лес".   Хорошо заметно, что перед люком механика-водителя побелка стерта.

Источник:

  • "История танка" №20, Т-34/76.

Читайте также на нашем сайте:

< Назад Вперед >
 

pro-tank.ru