40В6М (универсальная вышка). 40В6М вышка


40В6М (универсальная вышка)

с 1970 - История производства Варианты:

Универсальная передвижная вышка 40В6М — составная часть комплексов С-300П различных модификаций Разработана для расширения возможностей комплексов по обнаружению и сопровождению маловысотных целей при развёртывании зенитных дивизионов и подразделений радиотехнических войск РТВ в лесистой или сильно пересеченной местности Вышка принята на вооружение в конце 1970-х — начале 1980-х гг Несколько позже в войска поступила вышка 40В6МД высотой около 39 м, отличающаяся от вышки 40В6М дополнительной 13-метровой надставкой1

Содержание

  • 1 Состав вышки
  • 2 Установка вышки
  • 3 Транспортировка вышки
  • 4 Положения вышки при эксплуатации
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

Состав вышкиправить

  1. Рама с оборудованием;
  2. Стрела с оборудованием;
  3. Аутригеры левый и правый;
  4. Растяжки;
  5. Стояночные опоры;
  6. Опорный фланец;
  7. Шарнирный подкос верхний и нижний подкосы;
  8. Гидравлическое оборудование;
  9. Электрооборудование;
  10. Ходовая часть;
  11. Опорные плиты опорные плиты аутригеров, центральные плиты, плита опорная передняя;
  12. Тягач МАЗ-537;
  13. Запасные части, инструменты, принадлежности ЗИП

Установка вышкиправить

Установка вышки 40В6М осуществляется за один день штатными средствами вышки, для вышки 40В6МД — за один день при использовании штатных средств и дополнительно подъёмного крана типа КТ-80 «Январец» или аналогичного ему по грузоподъёмности и высоте подъёма груза

Транспортировка вышкиправить

Седельный тягач МАЗ-537

Вышка 40В6М высотой около 25 метров буксируется в транспортном положении тягачом МАЗ-537Г, входящим в её состав Для перевозки дополнительной секции вышки 40В6МД используется автопоезд на базе седельного тягача КрАЗ-260 и полуприцепа МАЗ-9381

Положения вышки при эксплуатацииправить

  1. Походное положение — положение вышки, когда она свёрнута, зачехлена, состыкована с тягачом и готова к транспортировке
  2. Положение № 1 Стрела поднята в вертикальное положение, пристыкован НВО низковысотный обнаружитель или РПН радиолокатор подсвета и наведения Тягач находится вне рабочей площадки, механизмы зачехлены
  3. Положение № 2 Стрела вышки опущена в горизонтальное положение, фланец находится в горизонтальном положении, или зафиксирован на стреле Тягач отведён с рабочей площадки, вышка подключена к РПУ Механизмы вышки зачехлены

Примечанияправить

  1. ↑ 1 2 Ганин С М, А В Карпенко Журнал «Невский Бастион: Зенитная ракетная система С-300», Санкт-Петербург, 2001

Ссылкиправить

  • Вышка 40В6М на сайте «Энциклопедия ракетного оружия»
  • Журнал «Невский Бастион» Персональная страница главного редактора Александра Карпенко

40В6М (универсальная вышка) Информацию О

40В6М (универсальная вышка) Комментарии

40В6М (универсальная вышка)40В6М (универсальная вышка) 40В6М (универсальная вышка) Вы просматриваете субъект

40В6М (универсальная вышка) что, 40В6М (универсальная вышка) кто, 40В6М (универсальная вышка) описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

40В6МД

www.turkaramamotoru.com

definition of 40В6М УНИВЕРСАЛЬНАЯ ВЫШКА and synonyms of 40В6М УНИВЕРСАЛЬНАЯ ВЫШКА (Russian)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

40В6МТип:Страна:История службы:Использовалось:История производства:Варианты:
передвижная вышка
 СССР/ Россия
с 1970
40В6МД

Универсальная передвижная вышка 40В6М — составная часть комплексов С-300П различных модификаций. Разработана для расширения возможностей комплексов по обнаружению и сопровождению маловысотных целей при развёртывании зенитных дивизионов и подразделений радиотехнических войск (РТВ) в лесистой или сильно пересеченной местности. Вышка принята на вооружение в конце 1970-х - начале 1980-х гг. Несколько позже в войска поступила вышка 40В6МД высотой около 39 м, отличающиеся от вышки 40В6М дополнительной 13-метровой надставкой.

Состав вышки

  1. Рама с оборудованием
  2. Стрела с оборудованием
  3. Аутригеры (левый и правый)
  4. Растяжки
  5. Стояночные опоры
  6. Опорный фланец
  7. Шарнирный подкос (верхний и нижний подкосы)
  8. Гидравлическое оборудование
  9. Электрооборудование
  10. Ходовая часть
  11. Опорные плиты (опорные плиты аутригеров, центральные плиты, плита опорная передняя)
  12. Тягач МАЗ-537
  13. Запасные части, инструменты, принадлежности (ЗИП)

Установка вышки

Установка вышки 40В6М осуществляется за 1 час штатными средствами вышки, для вышки 40В6МД - за два часа при использовании штатных средств и дополнительно подъёмного крана типа КТ-80 "Январец" или аналогичного ему по грузоподъёмности и высоте подъёма груза.

Транспортировка вышки

Седельный тягач МАЗ-537

Вышка 40В6М высотой около 25 метров буксируется в транспортном положении тягачом МАЗ-537Г, входящим в ёё состав. Для перевозки дополнительной секции вышки 40В6МД используется автопоезд на базе седельного тягача КрАЗ-260 и полуприцепа МАЗ-938.[1]

Положения вышки при эксплуатации

  1. Походное положение - положение вышки, когда она свёрнута, зачехлена, состыкована с тягачом и готова к транспортировке.
  2. Положение № 1. Стрела поднята в вертикальное положение, престыкован НВО (низковысотный обнаружитель) или РПН (радиоокатор подсвета и наведения). Тягач находится вне рабочей площадки, механизмы зачехлены.
  3. Положение № 2. Стрела вышки опущена в горизонтальное положение, фланец находится в горизонтальном положении, или зафиксирован на стреле. Тягач отведён с рабочей площадки, вышка подключена к РПУ. Механизмы вышки зачехлены.

Примечания

  1. ↑ Ганин С.М., А.В.Карпенко Журнал "Невский Бастион: Зенитная ракетная система С-300", Санкт-Петербург, 2001

Ссылки

dictionary.sensagent.com

Техника ПВО в Музее Автоваза

Как и обещал - пост про системы ПВО в Техмузее Автоваза написать.

Итак, как обычно, при полном отсутствием Жигулей и Лад, а также Логанов, в Музее очень много техники ПВО, включая малокалиберную артиллерию, радиолокационные станции и зенитные ракетные комплексы.

1. ЗСУ-23-4 "Шилка"

2.РЛС П-14 "Оборона" из состава ЗРК С-200

3.  и наземный радиозапросчик "свой-чужой" 73Е6

4. Антенная машина тропосферной станции Р-410М-7,5

5. Антенная машина тропосферной станции Р-410М-7,5

6. Радиовысотомер ПРВ-9

7.

8. РЛС П-35

9. РЛС П-14 "Оборона" и наземный радиозапросчик "свой-чужой" 73Е6

10. РЛС П-18

Еще фотографии РЛС есть в моем более раннем отчете на сайте "Вестник ПВО".

Зенитная ракетная система С-300ПВойска ПВО СтраныЗРК С-300ПТ, С-300ПС11. Универсальная передвижная вышка 40В6М (высотой 25 м) с низковысотным обнаружителем 5Н66М (76Н6Е - для экспорта)  и кабиной Ф1 радиолокатора подсвета и наведения из состава КП 5Н63.

12. Для расширения “зоны видимости” радиолокатора управления огнем была создана универсальная передвижная вышка 40В6М высотой 25 м, перевозимая на автомобиле МАЗ-537.

13. Вообще, если приглядеться, что возможно это кабина Ф1 от буксируемого (первого) варианта ЗРК С-300ПТ

14.

15.

16.

17.

18. Для расширения возможностей по обнаружению маловысотных целей дивизиону придается устанавливаемый на универсальной передвижной вышке низковысотный обнаружитель (НВО) 5Н66М, разработанный в НПО "Утес" (Москва) под руководством Л. Шульмана и принятый в конце 70-х годов после проведения серии испытаний на вооружение Войск ПВО страны. 

19. Модифицированный вариант НВО 5Н66М поставлялся в войска в составе антенного поста (Ф5М), аппаратного контейнера Ф52М, модуля электропитания, включавшего дизель-электрическую станцию (ДЭС) 5И57 и распределительно-преобразовательное устройство (РПУ) 5И58 (или 63Т6А). Для установки НВО 5Н66М используются универсальные вышки 40В6М (МД).

20. Для установки НВО 5Н66М используются универсальные вышки 40В6М (МД). Управление НВО осуществляется из контейнера Ф52М или дистанционно из контейнера Ф2К. НВО в транспортном состоянии перевозится двумя автопоездами 5Т58 (седельный тягач КрАЗ-250 и трейлер производства ЧМЗАП).

21. Новый модифицированный вариант станции - 76Н6 (в составе: антенный пост Ф5МУ, аппаратный контейнер Ф52МУ, унифицированная вышка 40В6М или 40В6МД) предназначен для обнаружения приближающихся и удаляющихся воздушных целей, в том числе и крылатых ракет с малой отражающей поверхностью (до 0,02 кв.м), на малых и предельно малых высотах (угол места цели 1-6 градусов) в условиях интенсивных отражений от предметов на местности и сильного радиопротиводействия. НВО производится Лиаиозовским электромеханическим заводом (ЛЭМЗ) - головным предприятием НПО "Утес". 

22. Специализированный радиолокатор обнаружения выпускается и в экспортном исполнении - 76Н6Е. 

23.

24. Пусковая установка 5П85С ЗРК С-300ПС

25. На заднем плане серые вагоны - это второй железнодорожный комплекс с баллистическими ракетами, разрешенный к показу в музеях 

26.

Зенитная ракетная система С-125Войска ПВО Страны27. ЗРК С-125М "Нева": пусковая установка 5П73 с четырьмя зенитными управляемыми ракетами 5В27

28. Постановлением СМ СССР N479-199 от 29 мая 1964 г. ракета 5В27 (В-601П) была принята на вооружение. При этом устанавливалось, что при применении новой ракеты поражались цели со скоростями полета до 1500-2000 км/ч на дальности до 17 км в диапазоне высот 200-14000 м. При постановке пассивных помех заданной плотности максимальная высота поражения снижалась до 8000 м, дальность -до 13,2-13,6 км. Маловысотные (100-200 м) цели уничтожались на дальности до 10 км. Дальность поражения околозвуковых самолетов достигала 22 км.

29. Ракеты В-601 всех модификаций выпускались кировским заводом N32 (ныне ВМП "Авитек"). Предполагалось организовать производство ракет и на ленинградском заводе N272 (ныне Ленинградский северный завод) но это предприятие было переключено на выпуск ракет для комплекса С-200.

30. Перевозимая четырехбалочная пусковая установка 5П73 (СМ-106 в системе обозначений ЦКБ-34) была спроектирована под руководством главного конструктора Б.С. Коробова. Без газоотражателей и ходовой части она транспортировалась на автомобиле ЯАЗ-214. С целью предотвращения касания ракетой земли или местных предметов при "проседании" на начальном неуправляемом этапе полета при стрельбе по маловысотным целям устанавливался минимальный угол встреливания ракеты - 9 град. Для предотвращения эрозии грунта при пусках ракет вокруг ПУ настилалось специальное резинометаллическое многосекционное круговое покрытие.

31. Тара для транспортировки ракет типа 5В27 без стартового ускорителя

32.

33.

Зенитный ракетный комплекс 2К11 "Круг"(ПВО сухопутных войск)34. Самоходная пусковая установка 2П24 с двумя зенитными управляемыми ракетами 3М8 и транспортная тара для маршевых ступеней ракеты.

35. Пуск ракет производился с созданной в ОКБ-8 самоходной пусковой установки (ПУ) КС-41 (2П24), размещенной на гусеничном шасси "объект 123" разработки Свердловского завода транспортного машиностроения. Прототипом для него послужило легкобронированное шасси "объект 105" самоходной артиллерийской установки СУ-100П, разработанной в первые послевоенные годы. 

36. Артиллерийская часть пусковой установки включала опорную балку с шарнирно закрепленной в ее хвостовой части стрелой, поднимаемой посредством двух гидроцилиндров. По бокам стрелы крепились кронштейны с опорами – направляющими "нулевой длины" - для размещения двух ракет.

37. Основному разработчику ЗУР (получившей обозначение ЗМ8) – ОКБ-8 было однозначно задано применение на зенитной управляемой ракете прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД). Выбор такого типа двигателя с использованием неагрессивного жидкого топлива представлялся вполне обоснованным. В качестве окислителя в ПВРД использовался кислород воздуха, так что в баках ракеты размещалось только горючее - керосин. ПВРД превосходил ракетные двигатели по удельной тяге в пять и более раз. 

38. Транспортная тара

39.

Зенитная ракетная система С-75(Войска ПВО Страны)40. ЗРК С-75М "Волхов-М": пусковая установка СМ-90 с зенитной управляемой ракетой типа 20Д и станция наведения ракет типа РСН-75М, плюс транспортная тара

41. Однобалочная пусковая установка СМ-90 с переменным углом старта ракеты была создана в ЦКБ-34 под руководством главного конструктора Б.С. Коробова. Пусковая установка оснащена синхронно-следящим приводом ЭСП-90. При старте ракеты используется газоотражатель, прижимающийся к грунту газовой струей стартового двигателя. Пусковые установки, поставленные на отделяемые колесные хода, при смене позиции буксировались автомобилями КрАЗ-214 по шоссе со скоростью до 40 км/ч, а по грунтовым дорогам - до 10 км/ч. 

42. Время перевода пусковой установки из походного положения в боевое - 2 часа 20 минут. При развертывании на стартовой позиции после разведения боковых балок-опор ПУ устанавливалась на грунте, отделялись передний и задний подкатные хода, производилось горизонтирование с помощью винтовых домкратов (допустимый уклон площадки - 1,5 град., меньше, чем для СМ-63) и взаимное ориентирование с антенным постом, устанавливались подъездные мостики для ТЗМ. Пусковая установка СМ-90 выпускалась заводом "Большевик" до 1965 г., после чего ее производство было передано на Пермский машиностроительный завод им. В.И.Ленина, в ОКБ которого разрабатывалась документация на последующие доработки ПУ.

43. Двухступенчатая ракета В-750 (изделие 1Д), как и ракеты последующих вариантов комплексов семейства С-75, - с твердотопливным стартовым ускорителем и маршевым ЖРД на второй ступени проектировалась в ОКБ-2 под руководством Главного конструктора П.Д. Грушина. Ракеты 1Д имели нормальную компоновочную схему с Х-образным расположением аэродинамических поверхностей.

44. Станция наведения ракет СНР-75М в составе: приемо-передающая кабина ПА (антенный пост, высоковольтная кабина), которая представляла собой контейнер с передающей и высокочастотной частью приемной аппаратуры, станцией передачи команд (РПК, радиопередатчик команд) с размещенной на крыше контейнера антенной системой.

45. Никогда не понимал - как это работает)))

46.

47.

48.

49. Кабина ПА монтировалась на поворотном основании на колесной артиллерийской повозке КЗУ-16.

Зенитная ракетная система С-200(Войска ПВО Страны)50. ЗРК С-200В "Вега": пусковая установка 5П72 с зенитной ракетой 5В21 (5В28), радиолокатор подсвета цели с антенным постом К-1 и тара №1 для второй ступени ЗУР 5В21 (5В28)

51. Пусковая установка 5П72 - наводимая по азимуту вкруговую (с сектором запрета в направлении на РПЦ), с горизонтальным положением стрелы с направляющими при заряжении и постоянным углом старта. 

52. Конструктивно пусковая установка состояла из качающейся части, вращающейся части, основания с горизонтирующим устройством, неподвижного основания. Масса установки 5П72 без основания с горизонтирующим устройством составляла 11500 кг, а суммарная масса - около 16000 кг. 

53. Зенитная управляемая ракета 5В21 (5В28) скомпонована по двухступенчатой схеме с пакетным расположением четырех стартовых ускорителей. Маршевая ступень выполнена по нормальной аэродинамической схеме. ЗУР спроектирована в МКБ "Факел" под руководством П.Д. Грушина

54. Радиолокатор подсвета цели (РПЦ) представлял собой доплеровскую РЛС непрерывного излучения, обеспечивающую как подсвет цели для наведения ЗУР с полуактивными головками самонаведения, так и индикацию информации о цели и обстреливающих ее ракетах в течение всего времени боевой работы.

55. Антенный пост К-1 массой 36 тонн устанавливался на крестообразном основании. Обеспечивалось круговое вращение контейнера и закрепленных на нем антенн совместно с механизмом их угломестного поворота. Управление положением лучей антенн в пространстве осуществлялось за счет поворота антенной системы по углу места и разворота всего антенного поста по азимуту.

56.

57.

58. При смене боевой позиции транспортировка демонтированных с РПЦ элементов производилась на придаваемых комплексу четырех двухосных низкорамных прицепах. Нижний контейнер антенного поста транспортировался непосредственно па своем основании после крепления съемных колесных ходов и уборки боковых станин. Буксировка осуществлялась автомобилем повышенной проходимости КрАЗ-214 (КрАЗ-255), у которого кузов загружался для повышения тягового усилия.

59. Серийное производство антенн велось на заводе №23 ("Завод им М.В.Хруничева") и Горьковском механическом заводе, аппаратные контейнеры антенного поста и их основания изготавливали на волгоградском заводе "Баррикады".

60.

61.

62. Тара №1 для транспортировки с завода-изготовителя на позицию технического дивизиона второй (маршевой) ступени ЗУР 5В21 (5В28). Крылья и рули поставлялись в отдельной таре. Разработкой тары занималось одно из подразделений КБ Ленинградского Северного завода. 

63.

64. Тара для транспортировки с завода-изготовителя на позицию технического дивизиона твердотопливного ускорителя 5С28

65. На технологической тележке тара перемещалась со склада на позицию техдивизиона для подготовки ракеты для последующей передачи на огневую позицию. Надо сказать, что процесс сборки ракеты типа 5В21 (5В28) был достаточно длителен и технологически сложен. Маршевая ступень подавалась на сборочную позицию, к ней последовательно попарно пристыковывались стартовые ускорители, потом устанавливались крылья и рули, после ракета перевозилась на снаряжение БЧ с ПИМ (предохранительно-исполнительный механизм), после на две точки заправки - горючим и окислителем. Они были токсичными и опасными (несимметричный диметилгидразин и азотная кислота) - заправка осуществлялась в полном химкомплекте. Также ракета снаряжалась сжатым воздухом. Если я правильно помню, то шар-баллон был в головной части ракеты и применялся для ускоренной раскрутки гироскопов головки самонаведения. К сожалению, но в армии так не пришлось потренироваться на обслуживании ракет 200-ки - из-за бардака, начавшегося вовремя развала Союза, мы на сборах работали над ракетами ЗРК С-75.)))

PS Вот так я работал в техдивизионе ЗРК С-75 в Туапсе (я с усами :) )Бронетехника в Музее АвтовазаСу-24 в Музее АвтовазаАртиллерия в Техническом музее АВТОВАЗаТехмузей Автоваза - вертолетыТехмузей Автоваза - автомобили

saidpvo.livejournal.com

Система С-300П. Техника и вооружение 2004 11

Продолжение. Начало. см «ТиВ» № 7-10/2004 г.

Система ПВО Москвы

На завершающей стадии разработки С-300ПТ были детально рассмотрены предложения по планам развертывания новой системы. Вполне обоснованным было решение о первоочередном размещении этой высокосовершенной системы для прикрытия центра политико-административного управления страны, крупнейшего из советских городов — Москвы. К этому времени определилась и практическая исчерпанность модернизационного потенциала развернутой в середине 1950-х гг. системы С-25, в особенности в части обеспечения поражения низколетящих целей с малой эффективной отражающей поверхностью — стратегических крылатых ракет нового поколения, как раз в эти годы принятых на вооружение американских авиации и флота. В результате появилось Постановление Правительства от 23 октября 1980 г., которым был определен порядок постепенного снятия с вооружения системы С-25 с заменой ее средствами системы С-300П.

Головным исполнителем работ был определен Московский НИИ приборной автоматики, а первоочередные работы осуществлялись на северо-западном направлении.

Реализация замысла шла не столь просто, как это представлялось в начале работ. В частности, при замене старой аппаратуры на средства системы С-300П не обошлось без проведения взрывных работ на построенных в 1950-е гг. укрытиях.

Полвека назад задача борьбы с низколетящими целями перед ракетчиками не ставилась. Позиции зенитных комплексов выбирали из принципа их равномерного размещения по двум кольцам вокруг Москвы, руководствуясь не столько топографией, сколько геометрией. В итоге для размещения радиолокаторов подсвета и наведения и низковысотных обнаружителей была разработана универсальная передвижная вышка 40В6М высотой около 25 м, а затем и вышка 40В6МД высотой около 39 м.

В ходе модернизации боевые возможности системы ПВО Москвы существенно возросли. Максимальная дальность пуска ракет многократно увеличилась, минимальная высота поражения снизилась более чем на порядок. Использование для ракет транспортнопусковых контейнеров и исключение трудоемких и опасных операций по их заправке жидким топливом, увеличение межрегламентного периода радикально упростили эксплуатацию ракет. В результате с учетом широкого применения автоматизации при ведении боевой работы удалось многократно сократить численность личного состава, обслуживающего систему ПВО столицы. При этом, как правило, на место зенитного ракетного полка С-25 ставился дивизион системы С-300П или С-300ПМ, а боевое управление на уровне корпуса осуществлялось с использованием системы «Байкал».

Давая в 1994 г. интервью газете «Аргументы и факты», командующий войсками Московского округа ПВО генерал-полковник А.Корнуков рассказал, что к концу 1980-х гг. было принято решение о создании новой комплексной системы ПВО Москвы на основе зенитных ракетных систем С-300П различных модификаций, которая могла бы одновременно вести огонь по 500 целям.

Новую систему ПВО Москвы приняли на вооружение в 1994 г. Ее создатели были отмечены Государственной премией России.

Дополнительные средства комплексов С-300П и С-300ПМ

С целью повышения боевой эффективности и автономности при ведении боевых действий зенитным ракетным дивизионам системы С-300П придаются дополнительные средства и средства технического обслуживания.

Применительно к комплексам С-300П различных модификаций для размещения низковысотного обнаружителя (НВО) и РПН была разработана универсальная передвижная вышка 40В6М высотой около 25 м, буксируемая в транспортном положении тягачом МАЗ-5Э7Г. Вышка принята на вооружение в конце 1970-х — начале 1980-х гг. Несколько позже в войска поступила вышка 40В6МД высотой около 39 м, отличающаяся от вышки 40В6М дополнительной 13-метровой надставкой. Для перевозки дополнительной секции вышки 40В6МД используется автопоезд, созданный на базе седельного тягача и полуприцепа MA3-938.

Установка вышки 40В6М и подъем РПН осуществляется за 1 час штатными средствами вышки, для вышки 40В6МД — за 2 часа при использовании штатных средств и дополнительно подъемного крана типа КТ-80 «Январец» или аналогичного ему по грузоподъемности и высоте подъема груза.

Кран КТ-80 (КС-7571) грузоподъемностью до 80 тонн был создан ГСКТБ с использованием шасси подвижных пусковых установок стратегического ракетного комплекса «Пионер» — шестиосного автомобиля повышенной проходимости МАЗ-547А. Изготовление кранов осуществлялось ПО «Заводим. Январского восстания» (г. Одесса).

Практически аналогичный по техническим характеристикам кран «Прогресс-2000» был разработан конструкторами ПО «Завод им. Январского восстания» и швейцарской фирмы Liebherr-Werk с использованием того же колесного шасси.

Низковысотный обнаружитель 5Н66, разработанный в НПО «Утес» (Москва) под руководством Л. Шульмана и после проведения серии испытаний принятый в конце 1970-х гг. на вооружение Войск ПВО страны, может придаваться дивизиону (ЗРК) и как правило, устанавливается на универсальной передвижной вышке. Ранние выпуски низковысотного обнаружителя 5Н66 поставлялись для комплексов С-300ПТ в составе контейнера Ф5, вышки 40В6 и системы автономного электроснабжения (дизель-электростанция 5И57 (5И57А) и распределительно-преобразовательное устройство (РПУ) 5И58 (5И58А)). Управление работой низковысотного обнаружителя осуществлялось из кабины Ф2. Точность определения координат составляла: по дальности — 250 м, по азимуту — 20 угловых минут, по скорости — 2,4 м/с. Потребляемая мощность — 55 кВт.

Модифицированный вариант 5Н66М поставлялся в войска в составе антенного поста Ф5М, аппаратного контейнера Ф52М, модуля электропитания, аналогичного используемому 5Н66, включавшего дизель-электрическую станцию 5И57 и РПУ 5И58 (или 63Т6А).

Модификация 5Н66М-1А также использовалась в системе С-300П.

Для установки низковысотных обнаружителей используются универсальные вышки 40В6М или 40В6МД. Антенный пост с марша стыкуется с вышкой, автоматически развертывается и поднимается на высоту фазового центра 23,8 м (вышка 40В6М) или 38,8 м (40В6МД).

Управление НВО осуществляется из контейнера Ф52М или дистанционно из контейнера Ф2К. НВО в транспортном состоянии перевозится двумя автопоездами 5Т58 (седельный тягач КрАЗ-250 и трейлер производства ЧМЗАП). НВО производится Лианозовским электромеханическим заводом (ЛЭМЗ) — головным предприятием НПО «Утес».

Подъемный кран типа КТ-80 «Январец», используемый при установке вышки 40В6МД.

Универсальная передвижная вышка 40В6М.

Универсальная передвижная вышка 40В6МД.

Антенный пост Ф1М на вышке 40В6МД.

Топопривязчик 1Т12М на базе автомобиля ГАЗ-66.

При ведении боевых действий в составе полка для точного определения координат огневого дивизиона С-300ПС относительно командного пункта системы (КПС) при смене позиции дивизиону придается топопривязчик 1Т12 на базе автомашины ГАЗ-66 (или топопривязчик УАЗ-3151Т), который при развертывании на новой позиции, как правило, устанавливается по ходу движения на одной линии с РПН на некотором удалении. Топопривязчик 1Т12 в ходе серийного производство неоднократно модифицировался и выпускался в вариантах 1Т12М1 и 1Т12М2. Для проведения топопривязки на местности выносились и расставлялись в рабочее положение бусоли-гирокомпасы. Поставляющийся в войска топопривязчик 1Т134 осуществляет привязку на местности с высокой точностью за несколько минут с использованием космической навигационной системы.

Для управления дивизионом на марше при смене позиции предназначены машина командира дивизиона и командно-штабная машина (YA3-3151 или ГАЗ-66), оснащенные комбинированной радиостанцией Р-123М (Р-125П2 в составе радиостанций Р-134, Р-173, Р-853В1). Для обеспечения машин электропитанием на позиции используется энергоагрегат АБ-1-П285-ВУ1.

Для прикрытия от атакующих вертолетов противника и эффективной борьбы с наземным противником (десантом) в дивизионе имеется зенитная пулеметная установка «Утес» — крупнокалиберный пулемет НСВ (12,7-мм) на станке 6У6.

При размещении на подготовленной позиции дивизиону придаются системы внешнего электропитания (СВЭП), агрегаты (модули) питания в составе:

94Э6 — ДЭС 5И57А и РПУ 63Т6А для обслуживания пусковых комплексов;

98Э6 — ДЭС 5И57А и РПУ 63Т6А для обслуживания НВО;

99Э6 — ДЭС 5И57А и две кабины РПУ 63Т6А для обслуживания РПН и контейнера Ф2К. Все ДЭС и РПУ системы С-300П монтируются в кузовах-фургонах типа КТ 10 на базе шасси прицепа МАЗ-5224В. Масса дизель-электрической станции 13600 кг, распределительно-преобразовательного устройства 63Т6А — 11930 кг.

При размещении дивизиона на позиции с возможностью подключения к промышленной электросети используются перевозимые трансформаторные подстанции (ТПС) 82X6,83X6.

На некотором удалении от центра позиции (местоположения РПН) размещаются буксируемые седельными тягачами ЗиЛ- 131 два полуприцепа ОдАЗ-828М с ЗИП-1В (ПЗ и П4) и кабина ЭД («Эксплуатационная Документация» — полуприцеп ОдАЗ-828М или автомобиль КрАЗ-255/ КрАЗ-260 с КУНГом).

Для повышения автономности дивизиону могут придаваться автоцистерна АЦ-5,5 на базе автомобиля KaMA3-4310, предназначенная для перевозки дизельного топлива, или топливозаправщик на базе автомобилей «Урал-375» или ЗиЛ-131, машина технического обслуживания МТО-4С, машина-водовоз, как правило, на базе автомобилей ЗиЛ-130, ЗиЛ-131 или ГАЗ-66.

При смене боевой позиции машины для буксировки прицепов и полуприцепов, перевозки личного состава и имущества прибывают из автослужбы полка.

Средства перезарядки ПУ в состав огневых дивизионов не входят. Для перезаряжания пусковых установок 5П851 и 5П85 всех модификаций служит заряжающая машина 5Т99 на базе шасси автомобиля КрАЗ-255, также возможна установка ракет на ПУ с помощью автокрана КС-4561 AM.

Со второй половины 1980-х гг. в войсках использовалась заряжающая машина 5Т99М, созданная на базе шасси автомобиля КрАЗ-260.

РЛС обнаружения целей на малых высотах 76Н6 (развитие низковысотного обнаружителя 5Н66М) предназначена для обнаружения приближающихся и удаляющихся воздушных целей, в том числе и крылатых ракет, с минимальными значениями ЭПР до 0,02 м2 на малых и предельно малых высотах в условиях отражения сигнала от местных предметов и интенсивного радиопротиводействия. РЛС обеспечивает выдачу целеуказаний для боевых средств системы С-300ПМ по обнаруженным целям (выдаются скорость, дальность и азимут цели) в зоне обзора по углу места 1 или 6°.

В состав станции входят антенный пост Ф5МУ, аппаратный контейнер Ф52МУ, вышка 40В6М (40В6МД, которая позволяет обеспечить высоту подъема фазового центра антенны до 38,8 м). Антенный пост и аппаратный контейнер транспортируются автопоездами 5Т58, а вышка — автомобилем MA3-537.

Транспортировка универсальной вышки 40В6М (вверху) и надставки для вышки 40В6МД (слева).

Транспортировка низковысотного обнаружителя на автопоездах 5T58.

Автоцистерна на базе автомобиля KaMA3-4310.

Антенный пост включает:

— антенную головку ФА51 МУ с приемной и передающей антеннами, разделенными экраном для необходимой развязки, а также антенны подавления боковых лепестков;

— контейнер с приемопередающей аппаратурой ФА52МУ;

— основание антенного поста ФА53М, обеспечивающее обзор пространства путем механического вращения поста Ф5МУ с передачей необходимых сигналов и команд между ним и аппаратным контейнером через токосъемник.

Передающее устройство генерирует высокомонохроматический непрерывный сигнал в режиме обнаружения и сигнал с линейной частотной модуляцией при измерении дальности. Это позволяет обнаруживать цели на фоне отражений от земли, местных предметов, метеообразований и преднамеренных пассивных помех большой плотности и активных помех при низком уровне ложных тревог. Приемная система обеспечивает прием эхо-сигналов, режекцию эхо-сигналов пассивных помех, а также выделение сигналов активных помех. Размеры зеркальных отражателей двойной кривизны — 2,8 х 2,8 м.

В состав аппаратного контейнера Ф52МУ входят устройства обработки сигналов, автоматического съема координат, управления и тренажа, а также контрольный индикатор кругового обзора.

Управление и контроль работы РЛС автоматизированы. Информация о целях отображается на рабочем индикаторе кругового обзора системы С-300ПМ и контрольном аналогичном индикаторе в контейнере Ф52МУ, а также вводится в вычислительные средства ЗРС.

РЛС всепогодная и может эксплуатироваться в различных климатических условиях при температуре окружающей среды ±50 °C.

НВО производится Лианозовским электромеханическим заводом (ЛЭМЗ).

Специализированный радиолокатор обнаружения может выпускаться и в экспортном исполнении — 76Н6Е.

Самоходная радиолокационная станция 76Н6С представляет собой вариант мобильной РЛС типа 76Н6 с размещением антенного поста и всего комплекса оборудования на автомобильном шасси.

Трехкоординатная РЛС кругового обзора 36Д6 придается дивизиону при ведении автономных боевых действий в отрыве от командного пункта. Антенный пост с поворотным устройством, кабина управления РЛС монтируются на едином полуприцепе. В комплект станции входит дизель-электрическая станция 5И57. На боевой позиции радиолокатор работает непосредственно с полуприцепа, или его антенное и опорно-поворотное устройства могут быть установлены на вышке 40В6М (40В6МД).

Трехкоординатная всевысотная радиолокационная станция кругового обзора 19Ж6 используется при ведении автономных боевых действий для решения тех же задач, что и 36Д6, и также монтируется на едином полуприцепе MA3-938B и обеспечивается электроснабжением от дизель-электрической станции 5И57. Буксировка полуприцепа осуществляется седельными тягачами КрАЗ-255.На боевой позиции антенное и опорно-поворотное устройства радиолокатора могут устанавливаться на вышке 40В6М (40В6МД). Судя по снимкам из рекламных проспектов Войск ПВО, существует стационарная вышка, предназначенная для подъема и размещения РЛС типа 19Ж6 непосредственно на полуприцепе.

Радиолокационная станция 5Н59 СТ-68, разработанная во ВНИИ РТ «Скала», была принята на вооружение в 1980 г.

Трехкоординатная радиолокационная станция боевого режима СТ-68УМ предназначена для обнаружения, опознавания и сопровождения воздушных целей, в том числе стратегических крылатых ракет типа ALCM или «Томагавк», при взаимодействии организованных активных и пассивных помех, а также отражений от земной поверхности и метеообразований. Станция применяется в войсках ПВО, подразделениях и частях связи и радиотехнического обеспечения ВВС.

РЛС имеет аппаратуру защиты от активных и пассивных помех. Обзор в угломестной плоскости производится с помощью парциальной диаграммы направленности, в азимутальной плоскости — при механическом вращении антенной системы. Обзор пространства осуществляется с частотой 5 или 10 секунд.

Антенно-мачтовое устройство АМУ-95М на базе шасси ЗиЛ-131Н в транспортном и боевом положениях. </emphasis>

В состав РЛС входят: радиотехническая аппаратура и антенная система, размещенные на шасси полуприцепа MA3-938B; система электроснабжения 99X6, размещенная в кузове-фургоне КП-10 на шасси прицепа МАЗ-5224В.

РЛС может комплектоваться вышкой 40В6М и кабиной связи, предназначенной для передачи радиолокационной информации и команд управления.

Серийное производство РЛС было развернуто на ПО «Искра» в Запорожье. Ремонт и модернизация РЛС 19Ж6 (СТ-68) с ДЭС 99X6 производится ремонтными предприятиями в Республике Беларусь.

Трехкоординатная всевысотная радиолокационная станция кругового обзора 96Л6 предназначена для обнаружения, определения государственной принадлежности, распознавания классов, завязки и сопровождения трасс воздушных объектов, выдачи целеуказаний и трехкоординатной информации о всех обнаруженных воздушных объектах потребителям по радиоканалу, кабельному каналу связи и (или) волоконно-оптической линии связи. Порядок передачи информации потребителю организационно определяется согласованным протоколом сопряжения, а аппаратно — путем замены перепрограммируемых интерфейсных карт.

РЛС может быть использована в составе систем С-300ПМУ, С-300ПМУ1, С-300ПМУ2 «Фаворит», в том числе при ведении боевых действий одним дивизионом, совмещая функции низковысотного обнаружителя, обзорного радиолокатора и командного пункта, а также применяться в радиотехнических и зенитных ракетных подразделениях в качестве РЛС боевого режима.

РЛС в составе ФАР, аппаратного контейнера, системы энергоснабжения смонтирована на шасси большегрузного автомобиля повышенной проходимости MA3-7930. Антенная система РЛС при необходимости может быть установлена на вышке 40В6М.

Кабина 53/16 на автопоезде 5T58-2.

Трехкоординатные всевысотные радиолокационные станции кругового обзора 19Ж6.

В РЛС применены адаптивные режимы излучения, обзора пространства и специальные методы обработки отраженных сигналов. К РЛС могут подключаться до пяти выносных рабочих мест оператора, при этом любое из них может быть головным, и с него осуществляется дистанционное включение и управление режимами работы станции.

Встроенная система автоматизированного контроля позволяет с любого рабочего места контролировать функционирование аппаратуры до типового элемента. Система документирования фиксирует поступающую информацию и действия оператора в течение пяти суток непрерывно.

РЛС 96Л6Е разработана конструкторским бюро «Лира» и выпускается Лианозовским электромеханическим заводом.

Окончание следует

Танк Т-80БВ с автоматизированной системой управления огнем.

Сергей Суворов

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru