Истребитель-бомбардировщик Су-20. 20 су


Истребитель-бомбардировщик Су-20. - Российская авиация

Истребитель-бомбардировщик Су-20 (С-32МК).

Разработчик: ОКБ Сухого Страна: СССР Первый полет: 1972 г.0.Су-200.Су-20

Первые поставки за границу истребителя-бомбардировщика Су-17М начались в 1972 году, когда несколько самолётов были направлены в Египет. В феврале 1972 года вышло правительственное постановление, которым задавалась модернизация бортового оборудования Су-17М и разработка его экспортной модификации С-32МК. На экспортном С-32МКИ с сокращенными вооружением и бортовым оборудованием в декабря 1972-го летчик-испытатель А.Н.Исаков совершил первый полет, а в январе 1973 года самолет предъявили на госиспытания.

Одновременно для поставки странам «третьего мира» разрабатывался еще один экспортный вариант с обозначением С-32МК — «гибрид» фюзеляжа Су-17М и крыла Су-7БМК. Машину испытывал в 1973 году летчик-испытатель В.А.Кречетов, но дальнейшего развития «гибрид» не получил. Су-7БМК не производился с 1971 года и изготовление еще одной модификации на перегруженном ДМЗ им. Ю.А.Гагарина признали нецелесообразным, тем более, что за год до этого египетские ВВС получили эскадрилью Су-17. Госиспытания С-32МКИ успешно завершились в декабре 1973 года. Под обозначением Су-20 он поставлялся на экспорт, а серийный заводской шифр изменили на С-32МК. Первые 15 самолётов поступили на вооружение ВВС Сирии. Свыше 140 Су-20 поставили в Польшу, Египет, Ирак, Сирию.

Экспортные Су-20 серий 62-66 и 74-76 от Су-17М и между собой отличались многими деталями. Конструкция Су-20 аналогична Су-17М. Отличие заключается в составе оборудования. УКВ радиостанция Р-832М заменена на более старую Р-802И. В состав вооружения включена ракета Р-3С с тепловой ГСН, для обеспечения применения которой пришлось дополнительно установить радиодальномер СРД-5МК «Квант», а аппаратуру линии наведения ракет Х-23 применить в контейнерном варианте. Подвесные пушечные установки СППУ-22 заменены неподвижными установками УПК-23. Кроме того арсенал вооружения, включал НАР С-24, С-8, С-5 и С-3К, многозамковые держатели МБДЗ-У6-68, для обычных бомб массой до 250 кг. На держателях БДЗ-57М самолет мог нести до шести бомб калибра 500 кг.

С-32МК серий 74-76 имели централизованную систему заправки и новые подвесные баки ПТБ-800 и ПТБ-1150 вместо 600-литровых. На приборной доске в кабине появились новые приборы, например, указатель углов атаки и перегрузки УУАП-72-1. Кроме того, мог подвешиваться контейнер комплексной разведки (ККР). Самолеты до 66-й серии несли только фотоаппарат АФА-39. На всех Су-17М и Су-20 кабина освещалась красным светом, направленным так, чтобы обеспечить нормальное наблюдение приборов и быструю адаптацию зрения.

Модификации:С-32МКИ — прототип Су-20. Первый полёт состоялся 15 декабря 1972 года.Су-20 (С-32МК) — экспортный вариант Су-17М. Отличался составом оборудования и возможность подвески 4 ракет ближнего боя Р-3С или Р-13М. Выпускался в 1973-1976 годах.Су-20Р — разведчик. Отличался подвесным контейнером комплексной разведки ККР.

ЛТХ:

Модификация: Су-20Размах крыла, м-при мин. стреловидности: 13,68-при макс. стреловидности: 10,025Длина самолета, м: 18,10Высота самолета, м: 4,96Площадь крыла, м2-при мин. стреловидности: 38,49-при макс. стреловидности: 34,45Масса, кг-пустого: 9950-максимальная взлётная: 16270-топлива: 2790Двигатели: 1 х ТРД АЛ-21Ф-3Тяга, кгс-максимальная: 1 х 7800-на форсаже: 1 х 11200Максимальная скорость, км/ч-у земли: 1350-на высоте: 1930Практическая дальность, км: 2200Потолок высоты, м: 17600Экипаж, чел: 1Вооружение: 2 х 30-мм пушки НР-30, боекомплект — 300 снарядов (на каждую пушку)Боевая нагрузка: 3000 кг на 8 узлах подвески — до 8 УР «воздух-воздух» Р-60, Р-3С УР «воздух-земля» Х-23, Х-25 НУР С-3К, С-5,С-8, С-24.Бомбы свободного падения калибром до 500 кг, кассетные бомбы, баки с зажигательной смесью, подвесные пушечные установки.

su-20-zakuplennyj-u-egipta-germaniejsu-20-zakuplennyj-u-egipta-germaniej

Су-20 закупленный у Египта Германией.

1.Су-20 закупленный у Египта Германией1.Су-20 закупленный у Египта Германией

Су-20 закупленный у Египта Германией.

2.Су-20 закупленные у Египта Германией2.Су-20 закупленные у Египта Германией

Су-20 закупленный у Египта Германией.

3.Су-20 закупленные у Египта Германией3.Су-20 закупленные у Египта Германией

Су-20 закупленный у Египта Германией.

4.Су-20 закупленные у Египта Германией4.Су-20 закупленные у Египта Германией

Су-20 закупленный у Египта Германией.

5.Су-20 ВВС Перу.5.Су-20 ВВС Перу.

Су-20 ВВС Перу.

Пара Су-20 ВВС Ливийской Джемахерии.

spisannyj-su-20-vvs-egipta-na-postamentespisannyj-su-20-vvs-egipta-na-postamente

Списанный Су-20 ВВС Египта на постаменте. Каир, панорама Октябрьской Войны 1973 года.

6.Кабина пилота Су-20.6.Кабина пилота Су-20.

Кабина пилота Су-20.

7.Су-20 ВВС ПНР. Рисунок.7.Су-20 ВВС ПНР. Рисунок.

Су-20 ВВС ПНР. Рисунок.

8.Су-20. Схема.8.Су-20. Схема.

Су-20. Схема.

.

.

Список источников:Авиация и Космонавтика. Н.Васильев. Истребители-бомбардировщики.Авиация и Космонавтика. Е.Лаврентьев. Истребители-бомбардировщики.В.Е.Ильин. Штурмовики и истребители-бомбардировщики.Крылья Родины. Николай Сойко. Полет сквозь годы.Крылья Родины. Фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-17.Армада. В.Марковский, И.Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-17.Роман Астахов. Русская Сила. Истребитель-бомбардировщик Су-17.Фотоархив сайта russianplanes.net

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Секретные Су-20 Люфтваффе » Военное обозрение

Иметь боевые самолеты потенциального противника это всегда уникальная возможность узнать их истинные возможности и определить степень потенциальной опасности, которую эти самолеты могут создать в открытом вооруженном конфликте. Неудивительно, что многие страны стремятся приобрести такую технику всевозможными способами. В результате чего самолет противника попадает в чужие исследовательские центры почти всегда в строгой тайне и часто полулегальными каналами. Одним из менее известных таких случаев является приобретение в середине 80-х годов Люфтваффе ФРГ двух истребителей-бомбардировщиков Су-20 (по обозначению НАТО «Fitter С»).

В мае 1984 года группа опытных летчиков ГДР была направлен в СССР для обучения в связи с планируемым включением в состав LSK/LV (Luftstreitkräften / Luftverteidigung - ВВС и ПВО ГДР) новых истребителей-бомбардировщиков Су-22. Первая поставка новых самолетов в Восточную Германию началась осенью 1984 г., и к концу марта 1985 в ВВС ГДР было поставлено общей сложностью 36 боевых машин. Хотя операция по вводу в строй ВВС ГДР нового вида истребителей проводились в глубокой тайне, она не осталась незамеченной западногерманскими спецслужбами. Они осуществляли сбор всевозможной информации о новых самолетах ГДР.

Между тем, совершенно неожиданно, у ФРГ появилась возможность получить очень похожие машины из ... Египта, который в конце 70-х годов, после периода интенсивного сотрудничества с Советским Союзом, повернулся лицом к Западу.

После ряда межправительственных переговоров египетские власти согласились в начале 1984 года продать немцам два самолета истребителя-бомбардировщика Су-20 (у Египта их было в общей сложности около пятидесяти).

После необходимой подготовки два отобранных образца были разобраны египетскими специалистами и, вместе с набором инструментов и аксессуаров, а также документацией, необходимой для дальнейшего использования самолетов, упакованы в контейнеры. Это произошло в ноябре 1984 года. Самолеты отправили морем в один из западногерманских портов, откуда они был доставлены в Manching в Баварии. Здесь самолеты должны были подвергнуть всеобъемлющему анализу со стороны экспертов из специального подразделения Erprobungsstelle 61 (в 1987 году переименовано Wehrtechnische Dienststelle Luftfahrzeuge für бундесвера, которая теперь известна всем WTD 61).

Хотя оба Су-20 после прибытия в Manching были собраны обратно немецкими специалистами, заранее было известно, что летать будет только один. Второй самолет с самого начала был определен в качестве наземной тестовой платформы и склада запасных частей. На обоих самолетах была закрашена оригинальная египетская маркировка - включая цифры и символы государственной принадлежности - и проставлены знаки ФРГ. Первый самолет (серийный номер 72412) получил тактический номер 98+61, а второму (серийный номер 72410) был дан бортовой номер 98+62.

Для тестов в воздухе был отобран Су-20, который находился в лучшем состоянии, б.н. 98+61.

После тщательной проверки планера, двигателей (АЛ-21Ф-3) и надежности бортовых систем каждого самолета, в конце 1984 года были проведены первые наземные испытания. Первый полет над немецкой землей Су-20, б.н. 98+61, совершил только через полгода - 26 июня 1985 года. Тесты в воздухе проходили в общей сложности более четырех месяцев и были завершены к 21 октября того же года. В течение этого периода бывший египетский Су-20 совершил 26 полетов, которые в основном были использованы для сбора соответствующих данных о структуре, аэродинамике и возможностях данного типа боевых самолетов.

Последний параметр особенно интересовал военных, от которых зависела быстрая разработка эффективных тактических атак против боевых самолетов Сухого. Немецкие инженеры не имели возможности полного понимания и оценки потенциала этих боевых самолетов, поскольку приобретенные ФРГ не имели полного вооружения. Хотя поставленные в Германию Су-20 были оснащены двумя интегрированными 30-мм НР-30 пушками, установленными в крыльях, почему-то испытания этого оружия никогда не проводились.

Полученные данные были сопоставлены с боевым потенциалом истребителей-бомбардировщиков Panavia Tornado, которые только начали поступать в авиационные части ряда стран НАТО (в том числе и в ФРГ). Су-20 испытывался в полете в основном ночью, что позволило на некоторое время сохранить в тайне информацию об этом типе летательных аппаратов, принадлежащих Люфтваффе. Но в конце 1985 года, благодаря западногерманскому журналисту, тайна была раскрыта. Журналисту удалось сфотографировать немецкий Су-20 б.н. 98+61.

Сделанные фотографии вскоре появились в прессе, после этого уже не было смысла скрыть факт тестирования советского самолета в Manching. В связи с этим министерство обороны ФРГ коротким заявлением подтвердило факт испытаний советского самолета, но при этом не раскрыло каких-либо других деталей, за исключением того, что самолеты пришли из Египта.

В течение некоторого времени после изучения бывшего египетского Су-20, они были сохранены в Manching среди других самолетов, которые были исследованы там.

В 2001 году Су-20, тактический номер 98+61, появился в экспозиции Luftwaffenmuseum в аэропорту Берлин-Гатов, где можно посмотреть его сегодня.

Второй купленный ФРГ Су-20 (б.н. 98+62) перекрашен в советскую тактическую маскировку и с номером 56 на передней части корпуса в настоящее время находится на голландской авиабазе в Леувардене, где он выступает в качестве ... памятника.

topwar.ru

Су-20 Википедия

Эта статья о серийном истребителе-бомбардировщике. Об экспериментальном истребителе см. Су-17 (1949) Тип Разработчик Производитель Главный конструктор Первый полёт Начало эксплуатации Статус Эксплуатанты Годы производства Единиц произведено Базовая модель
Су-17/Су-20/Су-22
истребитель-бомбардировщик
ОКБ Сухого
КнААПО
Н. Г. Зырин
2 августа 1966 года
1970 год
эксплуатируется
СССР СССР (бывший)Сирия СирияВьетнам ВьетнамПольша Польшасм. на вооружении
1969 — 1990[1]
2 867[1]
Су-7БМ
 Изображения на Викискладе
Су-22УМ3К из состава ВВС Польши.

Су-17 (изделие «С32», по кодификации НАТО: Fitter — монтажник) — советский истребитель-бомбардировщик, разработанный в первой половине 1960-х годов.

Первый

ru-wiki.ru

Су-20, Су-22

Польский Су-20 Словацкий Су-22М4

Первые поставки за границу истребителя-бомбардировщика Су-17 начались в 1972 году, когда несколько самолётов были направлены в Египет. В 1970-1971 годах в ОКБ П.О.Сухого был разработан самолёт Су-20, являющийся экспортной модификацией Су-17М. Прототип впервые поднялся в воздух 15 декабря 1972 года (лётчик-испытатель А.Исаков). Серийное производство началось на на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении им. Ю.А.Гагарина в 1973 году. Первые 15 самолётов поступили на вооружение ВВС Сирии.

Конструкция Су-20 аналогична Су-17М. Отличие заключается в составе оборудования. УКВ радиостанция Р-832М заменена на более старую Р-802И. В состав вооружения включена ракета Р-3С с тепловой ГСН, для обеспечения применения которой пришлось дополнительно установить радиодальномер СРД-5МК "Квант", а аппаратуру линии наведения ракет Х-23 применить в контейнерном варианте. Подвесные пушечные установки СППУ-22 заменены неподвижными установками УПК-23.

В 1973 году началось проектирование следующей модификации - Су-22. По требованию министерства авиационной промышленности на него установили двигатель Р-29БС-300 ("изделие 55БС") конструкции С.К.Туманского, что обеспечивало унификацию с самолётами МиГ-23БН и МиГ-27, в большом количестве поставляемыми союзникам СССР. Установка двигателя, имевшего большие габариты, обусловила уширение задней части фюзеляжа. В состав вооружения входили ракеты Р-3С и Х-23. Прототип С-32М2Д был изготовлен в 1974 году (переделан из серийного Су-17М2). Первый полёт состоялся в январе 1975 года. Серийное производство началось в 1976 году. По сравнению с Су-17М2 экспортный Су-22 имел несколько меньшую дальность полёта и худшие разгонные характеристики. Первые Су-22 получили ВВС Перу.

В 1973-1990 годах было изготовлено около 700 самолётов Су-20 и Су-22 различных модификаций. Они поставлялись на экспорт в 18 стран мира. Среди них были: Алжир, Ангола, Афганистан, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Египет, Ирак, ЙАР, Ливия, НДРЙ, Пару, Польша, Сирия, Чехословакия (в настоящее время есть и в Чехии, и Словакии). Часть своих самолётов в 70-х годах Египет продал США, ФРГ и Китаю. В боевых условиях Су-20 применялись в боях против Израиля в сентябре 1973 года, Су-22 - в Чаде в 1980 году и в долине р. Бекаа (Ливан) в 1982 году. На Су-20 и Су-22 воевали афганские лётчики. Применялись эти самолёты и во время ирано-иракской войны. Во время гражданской войны в Йемене самолёты Су-22М имели обе противобортвующие стороны. В январе-феврале 1995 года Су-22М ВВС Перу применялись в боевых действиях на границе с Эквадором. Некоторые самолёты, по разным причинам не попавшие к заказчику, служили в советских ВВС.

Фотографии Cу-20/22 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • С-32МКИ - прототип Су-20. Первый полёт состоялся 15 декабря 1972 года.
  • С-32М2Д - прототип Су-22.
  • Су-20 (С-32МК) - экспортный вариант Су-17М. Отличался составом оборудования и возможность подвески 4 ракет ближнего боя Р-3С или Р-13М. Выпускался в 1973-1976 годах.
  • Су-22 (С-32М2К) - экспортный вариант Су-17М2. Отличался двигателем Р-29Б-300. Первый полёт в январе 1975 года. Выпускался в 1976-1980 годах.
  • Су-20Р - разведчик. Отличался подвесным контейнером комплексной разведки ККР.
  • Су-22М (С-52К) - экспортный вариант Су-17М3. Отличался двигателем Р-29БС-300, составом вооружения и упрощенным БРЭО. Выпускался в 1977-1981 годах. Поставлялся в Афганистан, Ирак, Северный и Южный Йемен, Ливию, Перу и Сирию.
  • Су-22М3 (С-52М3К) - доработанный. Отличался полным комплектом БРЭО Су-17М3. В 1981-1982 годах изготовлено 12 самолётов для Венгрию.
  • Су-22М3Р - разведчик на базе Су-22М3.
  • Су-22М4 (С-54К) - экспортный вариант Су-17М4. Оснащался двигателем АЛ-21Ф-3. Выпускался в 1984-1990 годах.
  • Су-22М4Р - разведчик на базе Су-22М4.
  • Су-22Р - разведчик на базе Су-22.
  • Су-22УМ (С-52УК) - учебно-боевой. Первый полёт в декабре 1979 года. Выпускался в 1979-1982 годах.
  • Су-22УМ3 (С-52УМ3К) - экспортный вариант Су-17УМ3. В 1982-1983 годах изготовлено 4 самолёта для Венгрии.
  • Су-22УМ3К - учебно-боевой. Отличался двигателем АЛ-21Ф-3. Выпускался в 1983-1985 годах.

Лётно-технические характеристики

Су-20 Су-22 Су-22М4
Двигатель АЛ-21Ф-3 Р-29Б-300  АЛ-21Ф-3 
Взлётная тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная на форсаже

7800 11200 8000 11500 7800 11200
Габариты, м:

размах крыла при стреловидности 30° разиах крыла при стреловидности 63° длина с ПВД высота

13,68 10,025 18,097 4,962 13,68 10,025 18,868 4,857 13,68 10,025 19,026 5,129
Площадь крыла при 30°, м2 38,49 38,49 38,49
Масса, кг:

пустого взлётная максимальная

9950 16270 10445 18820 12161 19700
Запас топлива, кг 2790 3770 3770
Боевая нагрузка, кг 2500 4000 4070
Скорость, км/ч:

максимальная у земли взлётная посадочная

1350 350 275 1350 390 290 1350 360 285
Максимальное число М 2,1 2,1 1,75
Максимальная скороподъёмность, м/с 210 220 230
Дальность полёта перегоночная с ПТБ, км 1930 2500 2550
Практический потолок, м 16350 15400 15200
Длина разбега, м

пробега, м

1250 700 1500 850 1500 1100
Экипаж, чел. 1 1 1

Литература

  1. Ильин В.Е. Штурмовики и истребители-бомбардировщики. - М.: Виктория, АСТ, 1998. - С. 122-132.
  2. Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: "Архив-Пресс", 1997. - С. 29-30.
  3. Лаврентьев Е. Истребители-бомбардировщики. // Авиация и космонавтика. - 1992. - №№ 2, 3.
  4. Марковский В.Ю., Приходченко И. Истребитель-бомбардировщик Су-17. - М.: Экспринт, 2000.
  5. Новиков Н., Милованова Л., Шварев В. Российские предложения на рынке модернизации боевых самолётов. // Авиация и космонавтика. - 2001. - №8. - С. 10-11.

aviaros.narod.ru

20 су 4 буквы

Похожие ответы в сканвордах

Вопрос: Денежная единица Франции до введения в 1799 году франка

Ответ: Ливр

Вопрос: Денежная единица Франции до введения франка в 1799 г.; серебряная монета (разной ценности в разные века), замененная франком

Ответ: Ливр

Вопрос: Денежная единица и монета во Франции до 18 в

Ответ: Ливр

Вопрос: Как называлась денежная единица Франции, вместо которой в 1799 году был введен франк

Ответ: Ливр

Вопрос: Серебряная монета (в средневековой Франции)

Ответ: Ливр

Вопрос: Серебряная монета во Франции в средние века

Ответ: Ливр

Вопрос: Средневековая франц. монета

Ответ: Ливр

Вопрос: Старинная монета Франции

Ответ: Ливр

Вопрос: Старинная французская единица веса, равная 489, 5 г (применявшаяся до введения метрической системы мер)

Ответ: Ливр

Вопрос: Старинная французская серебряная монета

Ответ: Ливр

Вопрос: Денежная единица Франции, бывшая в обращении до 1799 года

Ответ: Ливр

Вопрос: Во Франции до 1795 г.: денежная единица, равная 20 су, 1/4 луидора

Ответ: Ливр

Вопрос: Средневековая французск. монета

Ответ: Ливр

Вопрос: Устаревшая французская мера веса

Ответ: Ливр

Вопрос: Монета, предшеств. французск. франку

Ответ: Ливр

Вопрос: Старинная французская монета

Ответ: Ливр

Вопрос: Деньги у Атоса

Ответ: Ливр

Вопрос: Стар. деньги во Франции

Ответ: Ливр

Вопрос: Деньги Франции (стар.)

Ответ: Ливр

Вопрос: Французская монета

Ответ: Ливр

Вопрос: Деньги во Франции (стар.)

Ответ: Ливр

Вопрос: Французская монета (старин.)

Ответ: Ливр

Вопрос: 20 су

Ответ: Ливр

Вопрос: Монета времён мушкетёров

Ответ: Ливр

Вопрос: Монета у мушкетёров

Ответ: Ливр

Вопрос: Монета мушкетёров

Ответ: Ливр

Вопрос: Монета при Людовике

Ответ: Ливр

Вопрос: Денежка мушкетёров

Ответ: Ливр

Вопрос: Монета Франции (стар.)

Ответ: Ливр

Вопрос: Французская монета (стар.)

Ответ: Ливр

Вопрос: Старинные деньги Франции

Ответ: Ливр

Вопрос: Монета в кармане Атоса

Ответ: Ливр

wordparts.ru

Су-20 и Су-22 - истребители-бомбардировщики Военные новости России и зарубежных стран

ОКБ им. Сухого Су-20Обозначение НАТО: FITTER-С

Первые поставки за границу истребителя-бомбардировщика Су-17 начались в 1972 году, когда несколько самолётов были направлены в Египет. В феврале 1972-го вышло правительственное постановление, которым задавалась модернизация бортового оборудования Су-17М и разработка его экспортной модификации С-32МК. На экспортном С-32МКИ с сокращенными вооружением и бортовым оборудованием в декабря 1972-го летчик-испытатель А.Н.Исаков совершил первый полет, а в январе 1973-го самолет предъявили на госиспытания.

Одновременно для поставки странам "третьего мира" разрабатывался еще один экспортный вариант с обозначением С-32МК - "гибрид" фюзеляжа Су-17М и крыла Су-7БМК. Машину испытывал в 1973-м летчик-испытатель В.А.Кречетов, но дальнейшего развития "гибрид" не получил. Су-7БМК не производился с 1971-го и изготовление еще одной модификации на перегруженном ДМЗ им.Ю.А.Гагарина признали нецелесообразным, тем более, что за год до этого египетские ВВС получили эскадрилью Су-17. Госиспытания С-32МКИ успешно завершились в декабре 1973-го. Под обозначением Су-20 он поставлялся на экспорт, а серийный заводской шифр изменили на С-32МК. Первые 15 самолётов поступили на вооружение ВВС Сирии. Свыше 140 Су-20 поставили в Польшу, Египет, Ирак, Сирию. Экспортные Су-20 серий 62-66 и 74-76 от Су-17М и между собой отличались многими деталями. Конструкция Су-20 аналогична Су-17М. Отличие заключается в составе оборудования. УКВ радиостанция Р-832М заменена на более старую Р-802И. В состав вооружения включена ракета Р-3С с тепловой ГСН, для обеспечения применения которой пришлось дополнительно установить радиодальномер СРД-5МК "Квант", а аппаратуру линии наведения ракет Х-23 применить в контейнерном варианте. Подвесные пушечные установки СППУ-22 заменены неподвижными установками УПК-23. Кроме того арсенал вооружения, включал НАР С-24, С-8, С-5 и С-3К, многозамковые держатели МБДЗ-У6-68, для обычных бомб массой до 250 кг. На держателях БДЗ-57М самолет мог нести до шести бомб калибра 500 кг.

С-32МК серий 74-76 имели централизованную систему заправки и новые подвесные баки ПТБ-800 и ПТБ-1150 вместо 600-литровых. На приборной доске в кабине появились новые приборы, например, указатель углов атаки и перегрузки УУАП-72-1. Кроме того, мог подвешиваться контейнер комплексной разведки (ККР). Самолеты до 66-й серии несли только фотоаппарат АФА-39. На всех Су-17М и Су-20 кабина освещалась красным светом, направленным так, чтобы обеспечить нормальное наблюдение приборов и быструю адаптацию зрения.

ОКБ им. Сухого Су-22Обозначение НАТО: FITTER-F

Нехватка АЛ-21Ф3 вынуждала искать альтернативный вариант. Уже в 1975-м на серийный самолет по указанию П.В.Дементьева установили ТРД Р-29БС-300 тягой 8300 кгс на "Максимале" и 11500 кгс - на форсаже. Заводские испытания С-32М2 с этим ТРД, получившем заводское обозначение С-32М2Д (Д - двигатель), начались в январе 1975-го. После завершения испытаний машина поставлялась на экспорт в 1976-1980 годах под названием Су-22 (серийное заводское обозначение С-32М2К). Эта модификация способствовала стандартизации парка фронтовых самолетов, поставляемых из СССР зарубежным потребителям (двигатели Р-29Б-300 устанавливались на модификациях МиГ-23). Самолеты с этим двигателем имели более короткую и "полную" хвостовую часть фюзеляжа, начиная с 28-го шпангоута (от начала форкиля) и другое расположение и размеры воздухозаборников для охлаждения агрегатов ТРД, чем на Су-17М2. Изменение диаметра хвостовой части фюзеляжа привело к увеличению размаха стабилизатора и высоты самолета из-за подъема киля.

По аналогии с предыдущими этапами модернизации у Су-17М3 и Су-17М имелись экспортные модификации. В апреле 1977-го завершились заводские испытания учебно-боевого С-52УК. После госиспытаний, проходивших с сентября 1977-го по март 1978-го, под обозначением Су-22У более 50 самолетов поставили в Ирак, Ливию, Сирию, Вьетнам, Афганистан, Анголу, Йемен, Перу и Румынию. Су-22У комплектовался двигателем Р29БС-300., радиостанцией Р-802Б, экспортным вариантом приемоответчика системы госопознавания. С 1984-го без малого сотню Су-17УМ3 с двигателем АЛ-21Ф-3 под обозначением Су-22УМ3К продали в одиннадцать стран мира.

Отработанная конструкция Су-17М4 и разнообразное вооружение, позволили заинтересовать экспортной модификацией, названной Су-22М4, традиционных потребителей советского оружия. За семь лет производства свыше 350 Су-22М4 поставили в одиннадцать стран. Служили Су-17 различных модификаций и в государствах, образовавшихся на постсоветском пространстве, до середины 1990-х.

Тактико-технические характеристики Су-20:Год принятия на вооружение - 1972Размах крыла, м- при мин. стреловидности - 13,68- при макс. стреловидности - 10,025Длина самолета - 19,02 мВысота самолета - 5,129 мПлощадь крыла, кв.м- при мин. стреловидности - 38,49- при макс. стреловидности - 34,85Масса, кг- пустого - 10500- максимальная взлётная - 19500Двигатели - 1 ТРД АЛ-21Ф-3Тяга - 11500 кгсМаксимальная скорость, км/ч- у земли - 1185- на высоте - 1850Дальность полета - 2200 кмБоевой радиус действия - 590 кмПотолок высоты - 16500 мЭкипаж - 1 чел

Вооружение:Встроенное: 2 30-мм пушки НР-30, боекомплект (на каждую пушку) 300 снар.

Подвесное: Боевая нагрузка - 3800 кг на 8 узлах подвески: 8 УР "воздух-воздух" Р-60,К-13; УР "воздух-земля" Х-25МР, Х-25МП,Х-29Л,Х-29Т; НУР С-5,С-8,

rosoboronpostavka.ru

17 - это... Что такое Су-17?

Эта статья о серийном истребителе-бомбардировщике. Об экспериментальном истребителе см. Су-17 (1949)

Су-17 (изделие "С32", по кодификации НАТО: Fitter) — советский истребитель-бомбардировщик, разработанный в первой половине 1960-х годов.

Первый советский самолёт с крылом изменяемой геометрии. Три десятилетия состоял на вооружении ВВС СССР и России, широко экспортировался, применялся в ряде вооружённых конфликтов.

История создания

В начале 1960-х годов перед ОКБ П. О. Сухого была поставлена задача глубокой модернизации недавно поступившего на вооружение истребителя-бомбардировщика Су-7. Модернизация была направлена на улучшение бортового радиоэлектронного оборудования, а также взлётно-посадочных характеристик самолёта. Было использовано набиравшее популярность в то время техническое решение — крыло изменяемой геометрии. Ведущим конструктором по новой машине был Н. Зырин.

Первый прототип будущего самолёта имел обозначение Су-7ИГ (внутреннее обозначение в ОКБ — С-22И) и представлял собой серийный Су-7БМ с новым крылом и несколько изменённой конструкцией фюзеляжа. Первый полёт он совершил 2 августа 1966 года (лётчик-испытатель В. Ильюшин). В июле 1967 года самолёт был впервые продемонстрирован общественности на воздушном параде в Домодедово. Испытания выявили улучшение взлётно-посадочных характеристик и увеличение дальности и продолжительности полёта. В ноябре 1967 года вышло совместное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о начале серийного производства самолёта в 1969 году. В конструкцию был внесён ряд изменений. Предсерийный самолёт получил обозначение С-32.

Серийный выпуск Су-17 начался на авиационном заводе имени Ю. А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре в 1969 году. Первой строевой частью, вооружённой новыми самолётами, стал 523-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков Дальневосточного военного округа в октябре 1970 года. Производство Су-17 продолжалось до 1990 года, всего произведено 2867 самолётов всех модификаций. Последней строевой частью в ВВС России, использовавшей Су-17М4 до января 1998 года, была 43-я омшаэ Черноморского Флота, дислоцированная на аэродроме Гвардейское в Крыму[источник не указан 859 дней].

Боевое применение

Хотя Су-17 имел возможность ведения воздушного боя против западных самолётов третьего поколения, он, как и его предшественник Су-7, никогда не использовался в качестве истребителя.

«Боевое крещение» Су-17 состоялось очень рано — в 1973 году. В составе ВВС Сирии к моменту начала Октябрьской арабо-израильской войны имелись 15 новейших Су-20, применявшихся наравне с Су-7. Сирийские самолёты понесли в этой войне тяжёлые потери — было сбито 8 Су-20, то есть половина имевшегося парка.

Второй раз сирийские Су-17 (теперь в модификации Су-22М) применялись в боевых действиях в июне 1982 года во время вторжения Израиля в Ливан. Обстоятельства их применения достаточно противоречивы; известно, что они выполнили всего один групповой боевой вылет (10 самолётов), причём потери оказались катастрофическими (7 самолётов). Согласно информации В. Марковского, этот вылет был совершён 11 июня с целью уничтожения израильского командного пункта; несмотря на потери, авиаудар был успешным, в результате него погиб израильский генерал Иегуда Адам[3]. Эта информация, однако, противоречит официальным данным о гибели командующего Западным направлением генерала Иекутиэля (не Иегуды) Адама, согласно которым он погиб 9 июня в столкновении с палестинскими боевиками возле Дамура.

Су-17 был единственным советским боевым самолётом, участвовавшим в Афганской войне 1979—1989 годов от начала и до конца. Основными модификациями были истребитель-бомбардировщик Су-17М3 и разведчик Су-17М3Р. В первый год войны применялись ранние Су-17 и Су-17М, а в 1988 году в Афганистане появились Су-17М4. Самолёты применялись очень широко, хотя во второй половине войны были несколько потеснены штурмовикам Су-25. Потери, поначалу очень небольшие, заметно выросли после появления у моджахедов переносных зенитно-ракетных комплексов, особенно «Стингер». Точное число потерянных в Афганистане Су-17 неизвестно, однако предполагается, что их было не менее 30 машин, то есть около четверти от общих потерь ВВС СССР. Кроме того, Су-17 в экспортных модификациях был одним из двух основных боевых самолётов ВВС Афганистана (наряду с МиГ-21). Сообщалось, что три афганских «Сухих» были сбиты пакистанскими истребителями F-16 в районе афгано-пакистанской границы.

После падения правительства Наджибуллы в 1992 году характер гражданской войны в Афганистане значительно изменился. В условиях фактического отсутствия центральной власти самолёты национальных ВВС приходили в негодность из-за нехватки запчастей и низкого уровня техобслуживания. Однако занявшее Кабул в 1996 году движение Талибан получило некоторое число боеспособных самолётов, включая Су-22. Они использовались для бомбардировок позиций Северного Альянса до 2001 года, когда были уничтожены на аэродромах американской авиацией в ходе операции «Enduring Freedom».

Иракские Су-20 и Су-22 применялись в войне против Ирана (1980—1988). По иронии судьбы, 44 иракских самолёта этого типа были перегнаны в Иран во время войны в Персидском заливе (1991) для сохранения от ударов американской авиации; после завершения войны Иран не вернул эти самолёты их законному обладателю. Американские истребители F-15 сбили четыре «Сухих» во время перелёта и ещё два — в марте 1991 года после завершения боевых действий, когда ВВС Ирака участвовали в подавлении шиитского восстания на юге страны.

ВВС Анголы использовали Су-22 против партизан УНИТА в ходе гражданской войны в стране. Два перуанских Су-22М были сбиты во время короткой пограничной войны с Эквадором в 1995 году. Ливийские «Сухие» бомбили позиции проправительственных сил во время гражданской войны в Чаде в 1980-е годы. 19 августа 1981 года два ливийских Су-22 были сбиты американскими перехватчиками F-14 во время облёта кораблей 6-го флота США. ВВС Ливии использовали свои Су-22 для нанесения ударов по позициям революционеров на начальном этапе гражданской войны в Ливии (февраль 2011). Экипаж одного из самолётов отказался бомбить демонстрантов в Бенгази и катапультировался, чтобы не выполнять поставленную боевую задачу, а неуправляемый самолёт разбился[4][5]. Известно, что самолёты из состава ВВС Йемена совершали боевые вылеты в ходе гражданской войны 1994 года; также отмечены вылеты и потери в 2009 году в ходе конфликта с шиитскими боевиками.

Места дислокации

Модификации

Базовые варианты

Су-17 — первый серийный вариант. Су-22М4 ВВС Польши, 2004 год. Су-22М4 ВВС Польши, 2011 год.
  • Су-17 (изделие "С32", Fitter-B по классификации НАТО) — первый серийный вариант.
  • Су-17М (изделие "С32М"Fitter-C) — первый вариант, выпускавшийся в большом количестве. Имел новый двигатель АЛ-21Ф-3, увеличенный запас топлива, улучшенное БРЭО. Первый полёт — 28 декабря 1971 года.
  • Су-17М2 (изделие "С32М2" (С42), Fitter-D) — имел несколько удлинённую носовую часть фюзеляжа, предоставлявшую пилоту улучшенные обзор, новое БРЭО и более широкий спектр управляемого вооружения. Первый полёт — 20 декабря 1973 года.
  • Су-17УМ (изделие "С52У", Fitter-E) — первый двухместный учебно-боевой вариант. Первый полёт — 15 августа 1975 года.
  • Су-17М3 (изделие "С52", Fitter-H) — создан на основе учебно-тренировочного варианта Су-17УМ. На месте кабины инструктора располагался отсек БРЭО и дополнительный топливный бак. Имел новое прицельно-пилотажное оборудование и две дополнительные точки подвески для ракет класса «воздух—воздух». Первый полёт — 30 июня 1976 года.
  • Су-17УМ3 (изделие "С52УМ3", Fitter-G) — двухместный учебно-боевой вариант, оборудование которого унифицировано с Су-17М3. Это была единственная модификация Су-17, способная развивать скорость в два раза выше скорости звука. Первый полёт — 21 сентября 1978 года.
  • Су-17М4 (изделие "С54", Fitter-K) — последний серийный вариант. Значительно изменен состав БРЭО, воздухозаборник сделан нерегулируемым, установлен характерный дополнительный воздухозаборник в основании киля. Первый полёт — 19 июня 1980 года.

Экспортные варианты

  • Су-17К — экспортный вариант первой серийной модификации. Поставлялся только в Египет.
  • Су-20 (изделие С32МК) — экспортный Су-17М. Имел упрощённое БРЭО и меньшую номенклатуру вооружения. Первый полёт — 15 декабря 1972 года.
  • Су-22 (изделие С32М2К, Fitter-F) — экспортный Су-17М2 с двигателем Р-29БС-300. Эта модификация (Су-17М2Д) имела унифицированный с МиГ-23 двигатель и не была принята на вооружение ВВС СССР.
  • Су-22У (изделие С52УК) — экспортный Су-17УМ с двигателем Р-29БС-300. Первый полёт — 22 декабря 1976 года.
  • Су-22М (изделие С52К, Fitter-J) — экспортный Су-17М3 с двигателем Р-29БС-300 и упрощённым БРЭО, соответствующем варианту Су-17М2. Первый полёт — 24 мая 1977 года.
  • Су-22УМ3 (изделие С52УМ3К) — экспортный Су-17УМ3 с двигателем Р-29БС-300. Позднее поставлялся за рубеж с двигателем АЛ-21Ф-3 под обозначением Су-22УМ3К.
  • Су-22М3 (изделие С52М3К) — экспортный Су-17М3 с оригинальным БРЭО.
  • Су-22М4 (изделие С54К) — экспортный Су-17М4.

Характеристики

Лётно-технические данные основных модификаций самолёта Су-17[6]

Су-17 Су-17М Су-17М2 Су-17М3 Су-17М4
ЛТХ различных модификаций самолётов Су-17
Размах крыла, м
При стреловидности 30° 13,68 13,68 13,68 13,68 13,68
При стреловидности 63° 10,025 10,025 10,025 10,025 10,025
Площадь крыла, м²
При стреловидности 30° 38,49 38,49 38,49 38,49 38,49
При стреловидности 63° 34,45 34,45 34,45 34,45 34,45
Длина самолёта с ПВД, м 18,097 18,726 18,868 19,026 19,026
Длина фюзеляжа, м 15,315 15,347 15,547 15,572 15,572
Высота самолёта, м 4,962 4,857 4,857 5,129 5,129
Вес пустого самолёта, т 9,950 9,880 10,445 11,550 12,161
Вес взлётный максимальный, т 16,27 18,12 18,82 19,63 19,70
Вес нагрузки максимальный, т 2,50 4,00 4,00 4,00 4,07
Вес топлива максимальный без ПТБ, т 2,79 3,63 3,77 4,00 3,77
Скорость максимальная у земли, км/ч 1350 1350 1350 1350 1350
Скорость максимальная на высоте, число Маха 2,1 2,1 2,1 2,1 1,7
Скорость взлётная при максимальном взлётном весе, км/ч 350 390 390 380 360
Скорость посадочная при максимальном посадочном весе, км/ч 275 290 290 280 285
Скороподъёмность у земли максимальная, м/с 210 220 220 220 230
Потолок практический, км 16,35 15,20 15,40 14,00 15,20
Перегоночная дальность полёта с ПТБ, км 1930 2500 2500 2500 2550
Разбег при максимальном взлётном весе, км 1,25 1,50 1,50 1,60 1,50
Пробег с использованием тормозного парашюта, км 0,70 0,85 0,85 0,90 1,10

Характеристики варианта Су-22М4.

  • Экипаж: 1 человек
  • Длина: 19,02 м
  • Размах крыла: 10,02/13,68 м
  • Высота: 5,12 м
  • Площадь крыла: 34,5/38,5 м²
  • Масса пустого: 12 160 кг
  • Нормальная взлётная масса: 16 400 кг
  • Максимальная взлётная масса: 19 430 кг
  • Масса топлива: 3770 кг
  • Двигатель: Люлька АЛ-21Ф-3 (1×7800/11200 кгс)
  • Максимальная скорость у земли: 1400 км/ч
  • Максимальное число Маха без подвесок: 1,7
  • Скороподъёмность: 230 м/с
  • Практический потолок: 14 200 м
  • Максимальная дальность полёта у земли: 1380 км
  • Максимальная дальность полёта на высоте: 2300 км
  • Ресурс самолёта: 2000 лётных часов или 20 лет
  • Вооружение:
    • 2 авиапушки НР-30 (по 80 снарядов на ствол)
    • 2 ракеты «воздух-воздух» К-13, Р-60, Р-73
    • подвесные пушечные контейнеры
    • свободнопадающие бомбы, кассетные бомбы
    • НАР от 57 до 330 мм
    • управляемые ракеты «воздух-земля» Х-23, Х-25, Х-29, Х-58

На вооружении

Страны, эксплуатирующие Су-17 (синим цветом) и уже снявшие Су-17 с вооружения (красным)

На экспорт до 1991 года было поставлено 1165 Су-17 и его модификаций в 15 стран мира.

Состоит на вооружении

Состоял на вооружении

  • СССР — использовались вплоть до распада страны, после чего оказались в составе вооружённых сил новообразовавашихся республик. Были сняты с вооружения в 1990-х годах.
  •  ГДР: Су-22М4
  • Чехословакия: Су-22М4. После распада Чехословакии разделены между ВВС Чехии и Словакии. В Чехии сняты с вооружения в 2002 году.
  • Алжир: Су-20, Су-22У
  • Афганистан: Су-20, Су-22М, Су-22У, Су-22М4
  • Болгария: Су-22М4, Су-22У
  • Венгрия: Су-22М. Сняты с вооружения в 1997 году.
  • Египет: Су-17К, Су-20. Два самолёта были переданы ФРГ в 1985 году.
  • Ирак: Су-20, Су-22, Су-22У, Су-22М, Су-22М4
  • Иран: Су-20, Су-22. В 1991 году 44 самолёта получено из Ирака.
  • Перу: Су-22, Су-22У, Су-22М

Сохранившиеся экземпляры

Примечания

Литература

  • Соико Н. Полёт сквозь годы. О семействе истребителей-бомбардировщиков Су-17 (рус.) // Крылья Родины. — М., 2000. — № 7. — С. 1-8. — ISSN 0130-2701.

Ссылки

biograf.academic.ru