Бойцы 12-й заставы Московского погранотряда незадолго до знаменитого боя. Таджикистан, лето 1993 года. 1993 таджикистан


Гражданская война в Таджикистане (1992–1997 годы): описание, история и последствия

Накануне распада СССР (причем еще в начале 80-х годов) ситуация на окраинах государства была такова, что Азербайджан, Узбекистан, Молдавия, Таджикистан и многие другие среднеазиатские республики уже не признавали Москву и были, по сути, на пути сепаратизма. После развала Союза последовала страшная резня: сперва под раздачу попали наши соотечественники, а уж потом местная власть принялась устранять всех возможных конкурентов. Приблизительно по такому же сценарию развивалась гражданская война в Таджикистане.

Следовало отметить, что Таджикистан, как и Казахстан, был одной из немногих Среднеазиатских республик, которые действительно не хотели развала СССР. А потому и накал страстей здесь был таков, что и привел к гражданской войне.

Предпосылки

Не следует, впрочем, считать, что началась она «внезапно и вдруг», так как каждое явление имеет какие-то свои истоки. Они были и в этом случае.

Демографические успехи – в том числе. Каким был Таджикистан 1990-х? Гражданская война началась именно в том регионе бывшего Союза, где до последних его дней наблюдался стремительный и постоянный прирост населения. Чтобы как-то использовать огромные трудовые резервы, людей перебрасывали в разные уголки республики. Но такими методами проблему до конца решить так и не удалось. Началась перестройка, промышленный бум прекратился, как прекратилась и дотация программ по переселению. Скрытая безработица достигала 25%.

Проблемы с соседями

В это же время в Афганистане установился режим талибов, а Узбекистан начал грубо вмешиваться в дела бывшей братской республики. В это же время на территории Таджикистана столкнулись интересы США и Ирана. Наконец, СССР не стало, а новообразованная Российская Федерация уже не могла исполнять обязанности арбитра в этом регионе. Напряжение постепенно нарастало, его логичным итогом стала гражданская война в Таджикистане.

Начало конфликта

В общем-то, началу конфликта активно способствовали те процессы, которые в то время протекали на территории Афганистана. Между пуштунскими, таджикскими и узбекскими группировками развернулась вооруженная борьба за власть в этом регионе. Вполне ожидаемо, что пуштуны в лице талибов оказались заведомо сильнее своих разобщенных и постоянно ссорящихся между собой оппонентов. Разумеется, таджики и узбеки поспешили сцепиться друг с другом. В частности, именно Узбекистан активно поддерживал своих ставленников на территории таджиков. Таким образом, узбеков можно считать «полноправными» участниками гражданского противостояния. Об этом нужно рассказать подробнее.

Так, официальные ВС Узбекистана, наравне с полубандитскими формированиями гиссарских узбеков активно вмешивались в военные действия даже в 1997 году, когда конфликт уже начал окончательно затухать. Перед ООН узбеки активно оправдывались тем, что они якобы способствуют недопущению распространения радикального ислама.

Действия третьих сторон

Конечно же, на фоне всего этого безобразия все стороны не прекращали попыток ухватить кусок пирога пожирнее, рассчитывая нарастить свое влияние в регионе. Так, в Душанбе (1992 год) практически одновременно открыли свои посольства Иран и США. Естественно, что они играли на разных сторонах, поддерживая различные оппозиционные силы, действующие на территории Таджикистана. Пассивная позиция России, которую та занимала от нехватки сил в этом регионе, играла на руку всем, особенно – Саудовской Аравии. Арабские шейхи не могли не заметить, насколько удобен Таджикистан в качестве плацдарма, идеально приспособленного для действий в Афганистане.

Начало гражданской войны

На фоне всего этого постоянно росли аппетиты криминальных структур, которые к тому времени играли немаловажную роль в управленческом аппарате Таджикистана. Все ухудшилось после 1989 года, когда была проведена массовая амнистия. Многие бывшие заключенные, подстегиваемые деньгами от третьих сторон, были готовы сражаться против кого и чего угодно. Вот в этом-то «супе» и зародилась гражданская война в Таджикистане. Власти хотели все, но для ее достижения оптимально подходили именно полукриминальные структуры.

Столкновения начались еще в 1989 году. Некоторые специалисты считают, что война разгорелась после антикоммунистических митингов в Душанбе. Якобы советская власть после этого потеряла лицо. Такие взгляды наивны, так как уже в конце 70-х годов власть Москвы в этих краях признавали исключительно формально. Нагорный Карабах показал полную неспособность Кремля к адекватным действиям в случае угрозы, так что радикальные силы в то время просто вышли из тени.

Выборы

24 ноября 1991 года состоялись первые президентские выборы, на которых победил Набиев. В общем-то, сделать это было несложно, так как соперников на этих «выборах» у него не было. Естественно, что после этого начались массовые брожения, новоиспеченный президент раздал оружие кулябским кланам, на представителей которых опирался.

Некоторые экзальтированные авторы утверждают, что это было катастрофической ошибкой демократического общества молодой Республики. Так вот. В то время на территории Таджикистана сконцентрировалось такое количество неучтенного оружия и боевиков из Афганистана и Узбекистана, что начало столкновения было только вопросом времени. К сожалению, гражданская война в Таджикистане была предопределена изначально.

Вооруженные действия

В начале мая 1992 года радикалы воспротивились идее создания из кулябцев «Национальной гвардии», сразу перейдя в наступление. Были захвачены основные узлы связи, больницы, активно брались заложники, пролилась первая кровь. Парламент под таким давлением быстро предоставил враждующим кланам часть ключевых постов. Таким образом, весенние события 1992 года закончились формированием некоего «коалиционного» правительства.

Его представители практически не занимались чем-то полезным для новоиспеченной страны, зато активно враждовали, строили друг другу козни и вступали в открытую конфронтацию. Конечно же, долго так продолжаться не могло, началась гражданская война в Таджикистане. Кратко говоря, ее истоки следует искать в нежелании договариваться с оппонентами.

Коалиция все же имела некое внутреннее единство, направленное на физическое уничтожение всех потенциальных противников. Боевые действия велись с крайней, звериной жестокостью. Ни пленных, ни свидетелей не оставляли. В начале осени 1992 года самого Набиева взяли в заложники и заставили подписать отречение. Власть взяла оппозиция. На этом краткая история гражданской войны в Таджикистане могла бы закончиться, так как новая верхушка предлагала вполне здравые идеи и не рвалась топить страну в крови… Но этому не суждено было сбыться.

Вступление в войну третьих сил

Во-первых, к силам радикалов присоединились гиссарские узбеки. Во-вторых, правительство Узбекистана открыто заявило, что ВС страны также вступят в бой, если гиссары будут одерживать убедительные победы. Впрочем, узбеки не стеснялись массово использовать свои войска на территории соседней страны, не запрашивая на то разрешений ООН. Именно благодаря таким «сборным солянкам» карателей так долго длилась гражданская война в Таджикистане (1992-1997 годы).

Уничтожение мирных граждан

В конце 1992 года гиссары и кулябцы захватывают Душанбе. Войска оппозиции стали отступать в горы, за ними же пошли многотысячные толы беженцев. Часть из них ушла сперва на Апмир, а оттуда люди двинулись в Афганистан. Основные массы бежавших от войны людей пошли по направлению к Гарму. К сожалению, туда же двинулись карательные отряды. Когда они достигли безоружных людей, разразилась страшная бойня. Сотни и тысячи трупов просто выбросили в реку Сурхаб. Тел было так много, что местные жители даже не подходили к речке на протяжении почти двух десятков лет.

С тех пор война длилась, то разгораясь, то снова затухая, на протяжении более чем пяти лет. Вообще, «гражданским» этот конфликт называть не слишком-то корректно, так как до 60 % войск противоборствующих сторон, не говоря уже о бандах, составляли выходцы из других регионов бывшего СССР, в том числе Грузии, Украины и Узбекистана. Так что и длительность боевых действий понятна: кому-то за пределами страны было крайне выгодно длительное и постоянное вооруженное сопротивление.

В общем, восстание оппозиции на этом не закончилось. Как долго длилась гражданская война в Таджикистане? 1992-1997 годы, как гласит официальная точка зрения. Но это далеко не так, ибо последние стычки датируются началом 2000-х годов. По неофициальным же данным, ситуация в этой среднеазиатской стране и по сей день весьма далека от идеальной. Особенно это справедливо сейчас, когда Афганистан вообще превратился в территорию, наводненную вакхабитами.

Последствия войны

Не случайно говорят, что наибольшим для страны бедствием является не вражеское вторжение, не стихийное бедствие, а гражданская война. В Таджикистане (1992-1997 гг.) население смогло в этом убедиться на собственном опыте.

События тех лет характеризовались громадными жертвами среди граждан, а также колоссальным экономическим ущербом: в ходе боевых действий была уничтожена практически вся промышленная инфраструктура бывшей республики СССР, едва-едва удалось отстоять уникальную ГЭС, которая на сегодняшний момент дает до 1/3 всего бюджета Таджикистана. Только по официальным данным, погибло не менее 100 тысяч человек, столько же – пропало без вести. Что характерно, среди последних – не менее 70 % русских, украинцев, белорусов, которые до развала Союза также проживали на территории республики Таджикистан (1992 г.). Гражданская война лишь усилила и ускорила проявления ксенофобии.

Проблема беженцев

Точное количество беженцев так до сих пор и не известно. Скорее всего, их было намного больше миллиона, о котором говорят официальные таджикские власти. Кстати говоря, именно проблема беженцев до сих пор является одной из наиболее острых тем, которой правительство страны пытается всячески избегать при общении со своими коллегами из России, Узбекистана, Ирана и даже Афганистана. В нашей стране предполагают, что страну покинули не менее четырех миллионов человек.

В первой волне бежали ученые, врачи, писатели. Таким образом, Таджикистан (1992-1997 годы) потерял не только промышленные объекты, но и свое интеллектуальное ядро. До сих пор в стране наблюдается острейшая нехватка многих квалифицированных специалистов. В частности, именно по этой причине до сих пор не начата разработка многочисленных месторождений полезных ископаемых, которые имеются на территории страны.

Президент Рахмонов в 1997 году издал указ по организации межнационального фонда «Примирение», который теоретически помогал беженцам вернуться в Таджикистан. Гражданская война 1992 года слишком дорого обошлась стране, а потому на прошлые разногласия уже никто не обращает внимания.

Вместо заключения

Но воспользовались этим предложением в основном низкоквалифицированные рабочие и бывшие боевики противоборствующих сторон. Грамотные специалисты в страну возвращаться уже не собираются, так как они давно ассимилировались за рубежом, а их дети уже не знают ни языка, ни обычаев своей бывшей родины. Кроме того, практически полностью разрушенная промышленность Таджикистана способствует постоянно растущему количеству гастарбайтеров. В самой стране работать негде, а потому они уезжают за рубеж: только в России, по данным 2013 года, постоянно работает не менее миллиона таджиков.

И это – только официально проходившие через ФМС. По неофициальным же данным, их количество на территории нашей страны может достигать 2-3,5 миллионов. Так что война в Таджикистане еще раз подтверждает тезис о том, что гражданские противостояния – самое страшное, что может случиться в стране. Выгоды от них нет никому (кроме внешних врагов).

fb.ru

причины, ход событий, урегулирование конфликта, последствия :: SYL.ru

Гражданская война, охватившая Таджикистан после распада СССР, продолжалась пять лет (1992-1997). В кровопролитии приняли участие самые разные силы. Это были коммунисты, демократы, радикальные исламисты, представители разных этнических групп. В конфликт активно вмешивались соседи, особенно Узбекистан. Свою роль сыграла и российская армия. После мирного урегулирования власть в стране была законсервирована, а Таджикистан окончательно принял свой современный облик.

Накануне

Пятилетняя гражданская война в Таджикистане стала прямым последствием распада Советского Союза. Ситуация в стране стала накаляться после объявления Перестройки и политики гласности. Республика страдала от нескольких факторов: безработицы, демографического взрыва, могущества сросшихся с властью преступных группировок и т. д. Ко всему этому присовокупилась активность действовавшей в Душанбе демократически настроенной интеллигенции.

В феврале 1991 года в столице произошли погромы русской и армянской части населения. Воспользовавшись сложившейся ситуацией, власти объявили чрезвычайное положение. Однако это не ослабило демократическое движение, которое, наоборот, вышло на поверхность и усилилось. Тогда же началась организация оппозиции. Были созданы Демократическая партия Таджикистана, Партия исламского возрождения и движение под названием «Растохез» (т. е. «Возрождение»).

Первая кровь

В марте 1992 года по всей стране прошли президентские и парламентские выборы. Коммунисты получили больше 50%, демократы – 35%, исламисты – 10%. При этом страна фактически раскололась. Памир, Курган-Тюбе и Душанбе проголосовали за демократов. Исламисты получили наибольшую поддержку в Гарме. Ключевыми регионами поддержки коммунистов оказались Куляб и Худжанд. При подобном раскладе гражданская война в Таджикистане становилась практически неизбежной.

Сразу после выборов в Кулябе произошли массовые убийства сторонников демократии. Оппозиция, в свою очередь, заявила, что результаты голосования не соответствовали действительности и оказались подтасованными.

Бои в Душанбе

Погромы в Кулябе привели к появлению значительного числа беженцев. Эти люди стекались в Душанбе. В апреле 1992 года они заняли площадь Шахидон напротив дворца только что избранного президента страны. Глава государства Рахмон Набиев был коммунистом, протестующие требовали от него остановить террор. С каждым днем к демократам присоединялись все новые жители столицы. Появились в Душанбе и исламисты – они прибыли туда из Гарма.

КГБ и милиция в тот момент не решились разогнать оппозиционеров. Власти решили пойти другим путем. На соседнюю площадь Озоди прибыли сторонники компартии и президента. Многих из них в столицу свозили из Куляба. Так Душанбе оказался разделенным на два противоборствующих лагеря.

1 мая люди с площади Озоди попытались разогнать своих оппонентов с площади Шохидон. 5 числа сторонники власти получили из президентского дворца оружие. На демократов и исламистов обрушилась стрельба. «Шохидонцы» принялись захватывать охотничьи лавки с оружием. Город погрузился в пучину кровопролития. К 10 числу перевес оказался в пользу оппозиции. Провластные «красные» на автобусах покинули Душанбе. Столица осталась в руках противников коммунистов.

Война в провинции

Бои в Душанбе стали той отправной точкой, с которой началась гражданская война в Таджикистане. Захватив столицу, демократы и исламисты не стали брать власть, а передали ее прежнему президенту на определенных условиях. Рахмон Набиев должен был сформировать (и сформировал) коалиционное правительство. В него вошли демократы, коммунисты и независимые представители ряда регионов.

Пока в Душанбе приходили в себя от майских боев, гражданская война в Таджикистане перекинулась на южные области страны. В Кулябе власть перешла к местным коммунистам, чьи отряды стали атаковать оппозиционно настроенный Курган-Тюбе. Противники старательно вооружались.

Появление полевых командиров

Важным фактором в завязавшемся конфликте была позиция российской армии и пограничников. С началом войны силы РФ объявили о формальном нейтралитете. Летом 1992 года ключевые бои велись в Курган-Тюбинской и Кулябской областях. Эти регионы были быстро опустошены. У противников появилось тяжелое вооружение и бронетехника.

События сразу показали, что коалиционное правительство оказалось попросту недееспособным. При этом президент всячески помогал коммунистам, которых также называли «юрчиками» (по имени Андропова). Среди них выделились собственные полевые командиры, например, Сангак Сафиров. В Куляб бежал и председатель Верховного Совета Таджикистана Сафарали Кенджаев. Его поведение было характерным – политик организовал собственный военизированный отряд.

Межклановое кровопролитие

В сложившейся обстановке страна погрузилась в хаос. Политики, военные и вообще все, кто имел оружие, разделили республику на собственные вотчины. У демократов не было достаточных сил, чтобы переломить ситуацию в свою пользу. Противостояние усугублялось и тем, что «красному» Кулябу деньгами и другими ресурсами содействовали худжанские кланы.

Итак, гражданская война в Таджикистане (1992-1997) оказалась не чередой столкновений, а крупномасштабным многолетним кровопролитием. Демократы стали чаще действовать заодно с гармскими ваххабитами. Почти вся молодежь страны очутилась на фронте. Мужчины записывались во всевозможные отряды милиции и ОМОНа, многие занимались грабежом, террором и мародерством.

Вмешательство соседей

В августе 1992 года произошла чудовищная резня в Курган-Тюбе, где боевики разгромили квартал, в котором проживало узбекское меньшинство. Это была настоящая этническая чистка – людей убивали поголовно. Гражданская война в Таджикистане (1992-1997) изменила и положение русскоязычного населения страны. Та его часть, которая проживала в Курган-Тюбе, спаслась только благодаря вмешательству 201-й дивизии армии РФ.

По итогам летних боев оппозиция одержала победу. Исламисты заняли Курган-Тюб. Однако этот успех оказался обманчивым и имел множество негативных последствий для противников власти. Как и должно было случиться в подобной ситуации, победителями стали не демократы, рабочие и учащаяся молодежь, а неуправляемые и жестокие радикалы. Этот поворот оттолкнул от коалиции многие умеренные силы, в том числе бадахшанцев и душанбинцев. Русскоязычное население и российская армия стали открыто поддерживать «красный» Куляб. Коммунисты также получили помощь от Узбекистана. Лидер этой страны Ислам Каримов начал поставлять в Куляб оружие и все остальное, необходимое для победы над исламистами.

В Таджикистане появились хорошо обученные отряды узбеков, сражавшиеся на стороне «юрчиков». В сентябре такое формирование, которым командовал участник афганской кампании Махмуд Худойбердыев, установило контроль над стратегически важной Гиссарской долиной.

Рахмонов против Нури

В начале декабря 1992 года в Худжанде прошло заседание Верховного совета, на котором произошла важная рокировка. Место Рахмона Набиева занял Эмомали Рахмонов – будущий победитель в гражданской войне. К концу года верная лояльная ему армия выбила оппозицию из Душанбе. Зимой 1993 года столицу охватила волна репрессий. Террору подверглись даже «умеренные» политики, а также памирцы и каратегинцы.

В июне Верховный суд страны запретил деятельность оппозиционных организаций. После этого противники правительства Рахмонова объединились в новый блок. Он получил название «Объединенная таджикская оппозиция». Среди мятежников, вступивших в организацию, были и демократы, и исламисты. Во главе этих сил встал Саид Абдулло Нури. В дальнейшем именно он подпишет с Рахмоновым мирное соглашение.

Партизанщина

Со временем в рядах оппозиции голос ее демократической составляющей становился все менее заметным. Учащаяся молодежь и столичная интеллигенция за годы гражданской войны или были перебиты, или покинули страну. Партизанские базы принимали все больше обычных крестьян и рабочих из Курган-Тюрье и Гарма. Эти люди бежали от террора, который учиняли «красные» кулябцы. Таким образом, население бросалось из одной крайности в другую.

Отдельные лагеря были у оппозиции в соседнем Афганистане. По разным подсчетам, там в разгар войны обучались и вооружались порядка 15 тысяч боевиков. С ними работали пакистанские и саудовские инструкторы. Такая «помощь» определенно усиливала только одну сторону – радикальную исламистскую. Все это приводило к тому, что лишь усугублялась и затягивалась гражданская война в Таджикистане. Причины тупика заключались еще и в том, что Рахмонов поначалу не соглашался на компромиссы со своими противниками.

Наркотрафик

Серьезной проблемой, которую вскрыла гражданская война, стала контрабанда афганских наркотиков. Российские войска контролировали часть таджикской границы именно по причине опасения, что нежелательный товар попадет в Россию. Однако на протяжении всей войны наркотрафик только усиливался. Курьеры распространяли свой товар через мелководный Пяндж, где так и не установилось серьезного контроля.

Из Таджикистана наркотики попадали в Киргизию и Узбекистан, а уже оттуда – в Россию. Правительство Рахмонова не раз обвиняло оппозицию в том, что она существовала только за счет нелегальной торговли ядовитым снадобьем. За период гражданской войны, однако, СМИ фиксировали подобные факты со всех сторон конфликта. Кроме того, в преступную деятельность были вовлечены отдельные пограничники РФ, что вызывало бурю обсуждений в российской прессе.

Продолжение боев

Переговоры о мире начались в 1995 году, однако долгое время шли в вялотекущем режиме. Власти растягивали их, надеясь на собственную победу силой оружия. Оппозиция старательно апеллировала к России, убеждая, что Москве будет выгоднее иметь дело с «исламо-демократической» властью.

Около четырех лет продолжался штурм партизанских кишлаков и баз в Припамирье, который вели силы из Душанбе. Таджикистан оставался в подвешенном состоянии. Ни одна из сил не могла добиться решающего успеха. Российская армия отстранилась от конфликта еще в конце 1992 года и ограничивалась лишь охраной границ и стратегически важных объектов. Тем не менее весной 1997-го, когда мирные переговоры вошли в финальную стадию, преимущество было на стороне партизан – они действовали уже неподалеку от Душанбе. Таджикистан был поделен между противниками примерно на равные части. В этих условиях Рахмонов пошел на определенные уступки.

Талибский фактор

Сговорчивость Рахмонова определялась несколькими обстоятельствами. Во-первых, как уже говорилось, он не смог втянуть в конфликт армию России. Во-вторых, альянс, который захватил власть в Душанбе в конце 1992-го, очень быстро развалился. Отличавшийся богатством Худжанд даже стал требовать автономии. Кроме того, стабилизации мешали неконтролируемые гиссарцы и кулябцы.

В конце 1996 года в войне произошел еще один важный поворот. С афганской стороны в конфликт вступили талибы. Их вмешательство оказалось грозным фактором. Талибов поддерживали в Пакистане, Туркменистане и Саудовской Аравии. Новое обстоятельство заставило противников искать общий язык.

Завершение войны

27 июня 1997 года история гражданской войны в Таджикистане вошла в завершающую стадию – правительство и оппозиция подписали финальное мирное соглашение. Президентом остался Эмомали Рахмонов. Он выигрывал все последующие выборы и остается главой Таджикистана и по сей день.

В 1997 году оппозиция получила представительство в парламенте. Когда внутриэтнический конфликт в Таджикистане закончился, в страну стали возвращаться беженцы, которые уже несколько лет старались укрыться в соседних государствах. В 1998 году 27 июня был объявлен Днем национального единства. Сегодня это главный праздник Таджикистана и всеобщий выходной день.

Единственной серьезной силой, не согласившейся с наступлением мира, оказались сторонники полевого командира Махмуда Худойбердыева. Его повстанцы еще несколько месяцев удерживали Курган-Тюбе, пока, наконец, не были побеждены правительственной армией. Некоторые противники Рахмонова укрылись в труднодоступных горах. Тем не менее именно 1997 год считается датой окончания гражданской войны.

www.syl.ru

Бойцы 12-й заставы Московского погранотряда незадолго до знаменитого боя. Таджикистан, лето 1993 года.

развернуть

Опубликовано 07.10.2016 в 10:44

Реакции на статью

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)

Иван Русский → Юрий Бербек 7 октября 16, в 16:16 Не надо быть таким пессимистом. Россия начала свое возрождение. Процесс это не быстрый и болезненный. Мы все должны в этом процессе участвовать и не надеяться, что всё само собой произойдет или добрый дядя Вова всё порешает. Текст скрыт развернуть

Реакции на комментарий

Показать новые комментарии

Комментарии с 1 по 20 | всего: 24
Комментарии Facebook

dletopic.ru

ТАДЖИКИСТАН ТРАГЕДИЯ XX ВЕКА

ТАДЖИКИСТАН: ТРАГЕДИЯ XX ВЕКА

В.ЧЕБОТАРЕВА, доктор исторических наук, профессор

СВОБОДА И СМЕРТЬ

Независимая Республика Таджикистан, получившая широкое международное признание, была провозглашена 9 сентября 1991 г. Республика вошла в состав Содружества Независимых Государств, стала членом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, членом Организации Объединенных Наций, ее признали более 100 стран мира. Но статус независимого, суверенного государства не стал тем основанием, на котором могли бы развернуться демократические преобразования. Избавившись от диктатуры пресловутого Центра, республика оказалась во власти стихийного сепаратизма, региональных амбиций. На общественно-политической арене развернулась трагедия шекспировского масштаба - произошел раскол нации.

Лидеры Исламской партии возрождения, Демократической партии Таджикистана, общественно-политических организаций "Растохез" и "Лали Бадохшон", забыв о лозунгах демократии, которыми они поднимали население на борьбу с коммунистическим режимом, придя к власти, развернули жестокую, бескомпромиссную кампанию по уничтожению своих идейных противников. И на этом этапе борьбы лозунги демократии были заменены лозунгами джихада. Политическое противостояние перешло в гражданскую войну, которая в условиях восточной республики обрела форму масштабных чисток по политическим мотивам и этническим признакам. Каждая региональная общность в Таджикистане отличается этническим своеобразием и специфическими особенностями; осознавая себя таджиками, памирцы, гармцы, каратегинцы, кулябцы, кургантюбинцы и др. в условиях острой политической конфронтации оказались по разные стороны баррикад. На древней таджикской земле вновь подтвердилась истинность афоризма: "Революция пожирает своих детей".

В дни исламской революции в Душанбе и южных районах республики десятки военных формирований, полувоенных штабов чинили расправу без суда и следствия; за лояльность к той или иной политической группировке, принадлежность к определенной этнической общности расстреливались и сжигались целые кишлаки, ни в чем не повинные деятели науки, культуры, журналисты. За шесть месяцев гражданской войны погибли 50 тыс. чел. (На фронтах Великой Отечественной войны отдали жизнь за Родину 60 тыс. граждан Таджикистана. Но там гибли мужчины - защитники Отечества, а здесь подвергнуты мученичеству - пыткам и издевательствам - тысячи женщин, детей и стариков). Спасая свою жизнь, 600 тыс. таджиков были вынуждены бежать в Ленинабадскую область, Узбекистан, в Россию. Около 100 тыс. чел. нашли убежище в Афганистане. Теперь над каждой таджикской семьей навис Домоклов меч неминуемой расправы - кровной мести. Лидер республики А.Абдулладжанов, говоря об этой национальной трагедии, сказал: "С той и другой стороны грабили и убивали. Практически все семьи в Таджикистане затронуты конфликтом, у всех есть убитые и раненые родственники".

Гражданская война принесла не только человеческие жертвы, но и разруху в экономике: вышло из строя 80% промышленного потенциала, ликвидированы горизонтальные и вертикальные связи внутри республики и с другими государствами, дезорганизована финансово-хозяйственная система. Стихия безвластия, террор боевиков, открытые угрозы радикально настроенных националистов вызвали массовую эмиграцию этнических россиян, составлявших наиболее квалифицированную часть промышленного и инженерно-технического персонала. Несмотря на неоднократные обращения правительства Таджикистана к специалистам и квалифицированным рабочим - русским, украинцам, белорусам и др. - не уезжать, республику в 1989-1992 гг. покинуло около 300 тыс. чел., эмигрировавших в Россию и на Украину.

Тотальный политический кризис в Таджикистане, сокрушительная национальная катастрофа - результат действия не только социально-экономических факторов, слабой политической воли правительства, не сумевшего власть употребить, но и результат внедрения в сознание отсталых слоев населения идей ваххабизма - одного из радикальных толков ислама.

ВАХХАБИЗМ - РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА

Фундаментализм - как фанатичная вера в святость и незыблемость традиционных канонов, твердая убежденность в необходимости сохранения догматов в их первоначальном виде - характерная черта всех религий. Активизация фундаменталистских идей наблюдается в определенные кризисные периоды общественного развития. Арабский историк Ибн-Халдун пришел к выводу, что стремление мусульман возродить ценности ислама, утвержденные при жизни Пророка Мухаммада и первых правоверных халифов, носит циклический характер: один цикл равен жизни четырех поколений. Всплеск фундаменталистских идей происходит в странах, где нововведения в области политики, экономики, культуры подрывают традиционные устои исламского образа жизни. В этом случае адепты религии вступают в бескомпромиссную борьбу с модернизацией, объявляется джихад, и святые для мусульман фундаменталистские ценности утверждаются огнем и мечом.

На бытовом уровне приверженность к фундаментализму проявляется в строгом исполнении предписаний ислама, склонности к аскетизму, отрицании богатства и роскоши, стяжательства.

В целях возрождения фундаментализма используется мощный идеологический фактор - культ Пророка Мухаммада, который с момента возникновения исламской религии остается непревзойденным нравственным идеалом для мусульман всего мира.

Хадисы (предания о высказываниях и действиях Пророка) свидетельствуют, что гениально одаренный Мухаммад вел достойный образ жизни: презирал наружное великолепие, считая это утехой ограниченных людей, жил в скромном жилище, носил простую одежду, которую сам и чинил, когда она приходила в ветхость, тщательно соблюдал посты; щепетильный относительно гигиены, часто совершал омовения. Безупречный по отношению к окружающим, добрый и отзывчивый к бедным и слабым, Пророк остался в памяти поколений как человек долга и чести: Мухаммад никогда не изменял своим убеждениям.

Верность канонам религии, чистота помыслов, скромность в образе жизни Пророка на протяжении всей истории исламского мира вдохновляли мусульман на возрождение основ раннего ислама. В начале XI в. халиф ал-Хаким решил возродить эпоху раннего ислама и вознамерился изгнать из религии все мирское. Он отменил "все царские регалии, титулы и все неканонические поборы, возвратил конфискованные им или его дедом имущества... дал волю всем своим рабам мужского и женского пола, снабдив их всем необходимым, бросил своих фавориток в Нил в забитых гвоздями и нагруженных камнями ящиках - это чтобы отречься от сладострастия! Его наследник выезжал на коне в полном царском блеске, а халиф рядом с ним - верхом на осле... одетый в одежды... из черной шерсти, на голове голубой платок (фута) с черной повязкой"1.

Этот краткий исторический экскурс показывает, что Фундаментализм - традиция ислама, которую нельзя отождествлять с экстремизмом, в чем так поднаторели некоторые российские публицисты. На уровне массового сознания Фундаментализм - это стремление к строгой, нравственной жизни на основе Корана и Сунны, законодательных норм шариата, с учетом региональных исторических особенностей.

Джихад - основная доктрина ваххабизма2. Под знаменем джихада ваххабиты разгромили священные для всех мусульман города: Неджеф, Мекку и Медину. В Мекке они разбили священную реликвию - Черный камень - Каабу, разрушили и разграбили богатые часовни над местом рождения Пророка, его жены Хадиджи, внуков Хасана и Хусейна, дяди Абу-Талиба. В Медине стерли с лица земли могилу Пророка. Их святотатственный вандализм вызвал негодование всех правоверных.

Стремясь возродить первоначальный ислам, Абдал-Ваххаб насаждал пуританский образ жизни, чем и привлек к себе сторонников среди беднейших слоев населения. Он осуждал роскошь, стяжательство, запретил ростовщичество. Проповедуя единство и братство мусульман, обосновал теорию социальной гармонии.

"Каждый из вас, - обращался он к адептам своего учения, - пастух, и каждый отвечает за свое стадо... Имам заботится о подданных, мужчина заботится о своем семействе и стаде, женщина... о доме своего мужа и его сыне... слуга... об имуществе своего господина". Эта проповедь возвышала человека в собственных глазах, зарождала чувство ответственности за окружающих, укрепляла чувство долга перед семьей. Верующим особенно импонировали нравственные постулаты ваххабизма: будь добрым и осмотрительным, не лги, не клевещи, не сплетничай, не допускай в свое сердце зависти и скупости, остерегайся быть болтливым, помогай слепым и другим увечным.

Основатель учения призывал мусульман вести скромный образ жизни: запретил ношение шелковой одежды, использование одурманивающих средств, например гашиша, а также табака, считая, что они имеют сатанинское происхождение, резко возражал против изучения изящных искусств, кроме архитектуры, предлагал строить мечети без куполов и украшений.

Как уже отмечалось выше, в ваххабизме важное место занимает идея джихада против многобожников и мусульман, отступивших от принципов раннего ислама: такие мусульмане - многобожники в большей степени, чем язычники. Для раннего ваххабизма характерны крайний фанатизм в вопросах веры и экстремизм в практике борьбы со своими политическими противниками. Представляется, - что современный ваххабизм отличается этими же особенностями, о чем свидетельствуют события в Таджикистане.

Возрождение фундаментализма в XX в. обусловлено секуляристскими тенденциями в реформаторской деятельности лидеров восточных стран, получивших европейское образование. Кемаль Ататюрк, Гамаль Абдель Насер, Анвар Садат, Шах Мухаммад Реза Пехлеви, король Хасан II и др., стремившиеся модернизировать общество по лучшим западным образцам, встретили мощное сопротивление клерикальных кругов. Везде, где правительство становилось на путь реформ (Турция, Иран, Египет, Ливан, Бахрейн, Судан и т.д.), оно сталкивалось с яростным, гневным протестом.

Многотысячные толпы верующих, возбужденные призывами мулл к джихаду, выражали страстное стремление стать мучениками веры, погибнуть во имя торжества ислама. В последние десятилетия опубликовано множество трудов теоретиков фундаментализма, в том числе теологические сочинения Мухаммада Ибн ал-Ваххаба, оказывающие сильное идеологическое воздействие на верующих во всем мире.

В концептуальном смысле суть современного фундаментализма как религиозно-политического учения сводится к следующему:

- Неразделенность религии и общества. Крупный теоретик фундаментализма, основатель влиятельной организации "Братья-мусульмане" Хасан ал-Банна (1906-1949 гг.) писал: "Те, кто полагает, что приобщение к исламу есть лишь приобщение к его духовным и культовым ценностям, ошибаются. Ибо ислам - это служение и руководство, религия и государство, духовность и практичность, молитва и джихад, повиновение и власть. Коран и меч, и ничто в нем не отделимо одно от другого"3.

- Возрождение ислама в первозданной чистоте, очищение его от многочисленных наслоений и нововведений последующих веков.

- Приоритет идеологии и духа панисламизма: "Каждый клочок земли, на котором взошли всходы ислама, всяким мусульманином должен почитаться родиной; его следует беречь, холить и отстаивать. В той же мере, как имам является верой и служением, он несет в себе родину и национальность. Все мусульмане являют собой единую нацию, а исламское общество - это единое отечество".

- Возрождение халифата.

- Утверждение во всех мусульманских странах истинно исламского правления, ибо ислам, говорится в послании V съезда организации "Братья-мусульмане", "есть власть и ее осуществление, законодательство и образование, закон и суд, и ничто не отделено одно от другого".

ЦЕЛЬ - ВСЕМИРНОЕ МУСУЛЬМАНСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Если стратегической целью фундаментализма является построение истинно исламского государства - установление мирными или насильственными методами общественного устройства на принципах шариата (в странах, где преобладает мусульманское население), то конечная его цель - создание всемирного исламского государства.

В соответствии с программными установками "Братьев-мусульман" организация, поставившая целью создать исламское государство со всеми его атрибутами, должна пройти три стадии:

- стадия ознакомления - мархалят ат таариф - время полулегальной деятельности, когда организация, не привлекая к себе внимания, ведет в народе просветительскую работу, занимается благотворительностью вдали от городских центров, в глубокой провинции;

- стадия структурализации - мархалят ат таквин - период отбора наиболее преданных братьев, способных без сомнения и страха, во имя религиозных убеждений участвовать в священной войне против неверных - в джихаде;

- стадия реализации - мархалят ат тан-физ - когда пропаганда священной войны за веру переходит в фазу "джихада без уступок и снисхождения".

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

В Таджикистане возрождение идей фундаментализма проходило в соответствии с теоретическими установками "Братьев-мусульман".

Первая стадия движения приходится на конец 50-х-60-е гг., когда так называемые незарегистрированные муллы (под этим бюрократическим определением скрывались ваххабиты), ведя полуподпольное существование, проводили в районах, отдаленных от столицы, просветительскую работу, распространяя религиозные знания, по которым истосковался народ, насаждая строгие нормы шариата в семейно-бытовой сфере. По жестким законам шариата испытывали острую ностальгию мужчины, не всегда справлявшиеся со своими семейными проблемами.

При почти полном отсутствии мечетей пропаганда догматов ислама успешно велась не в одиозных клубах, а в махалле - во время проведения ритуалов, связанных с религиозными праздниками, а также с поминальным циклом. Собрания эти носили семейный характер, не афишировались, представители европейских национальностей на них не приглашались. Одновременно исподволь готовили кадры: в семьях с прочными традиционными устоями отбирались мальчики, которых в глубокой тайне обучали арабскому языку, основам религиозных знаний, чтению Корана.

Вторая стадия возрождения фундаментализма в Таджикистане приходится на 70-80-е гг. Под воздействием общих процессов демократизации, развернувшейся в СССР, в ходе декларированной КПСС перестройки исламское духовенство выходит на широкую общественно-политическую арену. И если официальные муллы занимали традиционную, лояльную по отношению к властям позицию, в строгом соответствии с Законом о свободе совести, то незарегистрированное духовенство открыто приступило к разрушению основ ненавистного атеизма. Находившиеся в глухой оппозиции к правящим кругам муллы действовали смело и решительно: инициировали массовое строительство новых и восстановление старых мечетей, при которых формировались ячейки убежденных борцов за веру - в основном из молодежи; организовали сбор средств - верующие финансировали охотно и щедро; позаботились и о военном снаряжении.

Третья стадия - стадия реализации - наступила в начале 1990 г. На конспиративной квартире собрались лидеры фундаменталистов, главари мафии, представители высших эшелонов власти. Был сформирован штаб восстания: приняли решение - поднять народ на свержение конституционного строя, создать исламское государство.

Наступил час "джихада без уступок и снисхождения"! Но почему без уступок и снисхождения? В этой формуле скрыта причина тех жестокостей, которые поразили мировую общественность, вызвали шок у самих таджиков.

В соответствии с догматикой ислама человечество состоит из "своих" и "чужих". Чужие делятся на три категории:

- ал-ахьяр - мусульмане, искренне заблуждающиеся; они достойны того, чтобы правоверные оказали им помощь в преодолении заблуждений;

- ал-мунафикунд- лицемеры. Это мусульмане, заблуждающиеся злонамеренно, а потому заслуживающие суровой кары, включая смертную казнь. Тегеранский аятолла Мухаммеди Гайлани разъяснил: "Убийство лицемера, который отказывается измениться, ценнее, чем тысяча молитв";

- ахл-аз-зимма - люди под защитой: христиане, иудеи, зороастрийцы, находящиеся под покровительством ислама. Если зимма лоялен к исламу, он имеет право на покровительство и защиту при условии исправной уплаты джизьи - подушной подати. Зимма, лелеющий злостные намерения в отношении ислама, заслуживает наказания - смерти.

Безжалостная, бескомпромиссная установка по отношению к "лицемерам" опирается на ортодоксальную традицию.

Однажды Пророка спросили: "Как поступать с правителем, попирающим исламский закон, к чему прибегнуть?". Мухаммад ответил: "К мечу". Даже высокие лица в исламской иерархии не имели права на ошибку, неправое деяние - тем более. Халиф Омар бен аль-Хаттаб сказал своим ближайшим сподвижникам: "Если кто-нибудь из вас заметит в моих действиях ошибку, исправьте ее". И получил ответ: "Клянусь Аллахом, Омар, если мы заметим ошибку, мы исправим ее нашими острыми мечами!"4

И ответ Мухаммада, и ответ помощников халифа были продиктованы отнюдь не жестокостью, а верностью основополагающему постулату; глава государства правит от имени Аллаха; обязанность мусульманина повиноваться Богу, - неповиновение, отрицание божеских законов - тягчайшее преступление против Аллаха; нарушающий божеский закон должен быть уничтожен, истреблен.

Этот постулат - наказывать, казнить отступников веры - и был реализован в Таджикистане. События, развернувшиеся в ходе исламской революции, показали, что двуединая формула Хасана аль-Банны "Ислам - это Коран и мечь" имеет глубокое философское содержание: войдя в сознание верующих, она обрела мощную разрушительную силу.

Анализ событий в Таджикистане позволяет сделать вывод о том, что дестабилизация общественно-политической обстановки стала возможна в результате действия следующих факторов:

- кризис в экономике и социальных отношениях, в культуре и идеологии;

- распад СССР и изменение международно-правового статуса Таджикистана;

- нереалистичный курс внешней политики России, ее ярко выраженная прозападная ориентация;

- реализация иранской доктрины экспорта революции в таджикском ареале.

В Преамбуле к Конституции Исламской Республики Иран утверждается, что Основной Закон "создает почву для продолжения исламской революции как внутри страны, так и за ее пределами, стремится расширить международные связи с другими исламскими народными движениями, чтобы расчистить пути к созданию единой всемирной исламской общности".

Экспорт исламской революции во все страны, создание всемирного исламского государства - такова основополагающая доктрина Ирана. Но, как известно, на пути к этой великой цели стоят противоречия, связанные с разделением мусульман на суннитов и шиитов. Иранские лидеры решили покончить с этим противоречием и выдвинули идею: объединить всех мусульман без различия течений и мазхабов. Аятолла Хомейни указал: "Каждый, кто попытается разделить мусульман на шиитов и суннитов, не принадлежит ни к одной из этих общин и должен считаться неверным".

Концепция единства уммы - мусульманской общины в мировом масштабе - явилась той теоретической основой, на которой оказывалась помощь шиитского Ирана суннитскому Таджикистану. Для утверждения своего религиозного влияния, распространения фундаменталистских идей Иран направлял в республику представителей духовенства, оказывал помощь религиозной литературой, финансировал строительство мечетей.

Верующие Таджикистана находились под мощным воздействием радиопропаганды из Тегерана, Кума и Мешхеда. Передачи на таджикском языке, с учетом местных диалектов, национальной психологии, исторических, культурных традиций, оказывали сильное влияние на верующих: создавали уверенность в возможности возрождения исламских духовных ценностей на таджикской земле. Многих воодушевляли заявления иранских лидеров о том, что началось "победоносное шествие ислама по планете", что мусульмане должны "играть доминирующую роль в мировом развитии".

Эти идеологические установки достигли цели. К концу 80-х гг. семена исламизации дали пышные всходы: многие рабочие, крестьяне, либеральная интеллигенция были убеждены - социалистическая идеология потерпела крах, единственной духовной опорой таджиков является ислам, который связан тысячами нитей с культурным историческим наследием народа. С созданием Партии исламского возрождения многие поверили в перспективность исламской республики по типу Республики Иран. Но, придя к власти, "исламские демократы" развязали братоубийственную войну: в огне джихада сгорели десятки тысяч ни в чем не повинных людей. Фундаменталистское государство - Исламскую Республику -пытались строить на крови женщин, стариков, детей.

В российской печати были разные трактовки событий в Таджикистане: одни "прохаживались" по поводу "азиатской усидчивости" как фактора борьбы с партократией, другие изощрялись в фантазиях на тему борьбы " кланов ", третьи пытались уверить читателей, что в республике развиваются демократические процессы (один из "отцов" нашей демократии получил в Ленинабаде хорошую встряску относительно сущности этих "демократических процессов").

Но главное заключается в том, что Таджикистан занимает одну из ключевых позиций в мировой стратегии исламской революции. События в Таджикистане - это не борьба за демократизацию общественно-политической жизни: демократические силы, общественные движения и партии были отброшены в сторону с созданием Исламской партии возрождения и формированием коалиционного правительства; события в Таджикистане - это результат целенаправленной деятельности международных исламских центров по экспорту исламской революции. Стратегической целью являлось создание клерикального государства с фундаменталистскими ценностями.

Социальной базой этих событий стала сельская, преимущественно безработная, молодежь из южных районов республики, большая часть которой люмпенизирована; не случайно северная часть Таджикистана -индустриально развитая Ленинабадская область - не приняла идей ваххабизма и стойко противостояла фундаменталистам: попытки пропаганды фундаменталистских идей среди населения области успеха не имели - прибывшие из Душанбе ваххабитские проповедники были выдворены за пределы области.

Но ваххабизм - не кратковременное явление на Востоке. Ваххабизм - основа официальной идеологии Саудовской Аравии; сильны позиции этого течения в арабских эмиратах Персидского залива, в некоторых азиатских и африканских странах, в частности в Алжире. Есть серьезные основания утверждать, что ваххабиты могут стать угрозой стабилизации в соседнем с Таджикистаном Узбекистане, где религиозным фанатизмом отличается Ферганская долина.

Учитывая втягивание республик Центральной Азии в сферу влияния Ирана, Пакистана, Саудовской Аравии, нестабильную обстановку в Афганистане, можно с уверенностью утверждать: ваххабизм, радикальные идеи фундаментализма могут оказать решающее воздействие на формирование геополитической ситуации в перспективе. С ваххабизмом на территории Центральной Азии не покончено. Призрак Абдал-Ваххаба продолжает бродить по горным долинам и оазисам древнего Туркестана.

Недавние события на таджикско-афганской границе - расстрел 12-й погранзаставы - вновь поставили перед Правительством и общественностью России вопрос: уйти или остаться? Некоторые политики, и особенно мало сведущие в проблеме политологи, требуют вывода российских подразделений и пограничников из Таджикистана. О таких теоретиках можно сказать, что они страдают хлестаковским синдромом - "легкость в мыслях необыкновенная". Они игнорируют геополитические интересы нашей великой страны в Центральной Азии: уход России из региона повлечет за собой не только неисчислимые бедствия для местного населения, но и непредсказуемые последствия для национальной безопасности РФ.

Как правопреемница СССР, а в исторической ретроспективе и царской России, Российская Федерация приняла на себя архиважную миссию - гаранта стабильности в Центрально-Азиатском регионе. Вследствие этого Россия - единственный гарант целостности таджикской государственности и сохранения таджикской нации. Уход из Таджикистана приведет к разрушительным последствиям: Таджикистан как независимое государство, вследствие возможной экспансии со стороны южного соседа, исчезнет с географической карты мира; в крови будут утоплены не только противники так называемой "исламской демократии", но и этнические россияне (угрозы экстремистов расправиться с русскими раздавались на площади Шохидон, звучали с дисков магнитофонных кассет).

Стратегическое отступление из Таджикистана чревато гибельными последствиями для всей Центральной Азии, где тлеют угли этнических, социально-экономических и культурно-идеологических конфликтов. Сохраняемая в Узбекистане, Кыргызстане и Казахстане политическая стабильность может быть взорвана любой провокацией, и тогда жизнь 11 млн. этнических россиян окажется в руках не знающих сомнения экстремистов.

Президенты Н.Назарбаев, И.Каримов, А.Акаев неоднократно заявляли о своем стремлении содействовать стабилизации в регионе. Несомненно, Россия, Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан могут внести решающий вклад в установление мира - принять эффективные меры по урегулированию конфликта дипломатическим путем. Справедливо мнение одного из членов Демократической партии Таджикистана: "Ключ к урегулированию конфликта в Таджикистане находится в Москве, которая могла бы стать посредником и гарантом возможного соглашения между властями Душанбе и таджикской оппозицией".

В начале сентября 1993 г. четко обозначилась тенденция к мирному диалогу. Есть надежда, что Россия, как великая держава, достойно выполнит свою историческую миссию по стабилизации обстановки в Центральной Азии, по обеспечению прав человека применительно ко всем национальностям: таджикам и русским, узбекам и украинцам, киргизам и белорусам. Этого требуют не только геополитические интересы России, это необходимо и для решения задач демократизации жизни в Российской Федерации.  

1  Мец Адам. Мусульманский ренессанс. - М., 1966, с.252. 2  В XVIII в. знамя фундаментализма поднял Ибн Абдал-Ваххаб, убежденный сторонник таухида - единобожия. Он учил, что источником ислама может быть только Коран и Сунна и только Аллаху следует молиться и у него искать защиты. Утверждая культ творца мироздания - Аллаха, ввел запретна культ Пророка Мухаммада и святых, широко распространенный на Востоке. Основатель ваххабизма говорил: "Мусульманские паломники поклоняются могиле Пророка и Ади и других святых". Они бегут туда, чтобы отдать дань своих горячих молитв. И этим они думают удовлетворить свои духовные и временные нужды. И от чего они ждут этой благодати? От стен, сделанных из глины и камней, от лежащих в гробницах тел. Но истинный путь спасения заключается в поклонении Тому, кто всегда существует, в обожании Его, Единого, не имеющего сообщника или равного". 3  Трофимов Д.А. Исламский фундаментализм в арабских странах. Истоки и реалии. - Восток, 1992, № 1, с.117. 4  Трофимов Д.А. Исламский фуидаментализм в арабских странах. Истоки и реалии. - Восток, 1992, № 1, с. 114. 5  Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока. - М., 1986, с.. 9.

militaryarticle.ru

Таджикистан после 1991 года / Таджикистан / Политический Атлас Современности

Таджикистан / Таджикистан после 1991 года

Формирование к началу 1990-х годов антиправительственной оппозиции стало, во многом результатом поисков национальной идентичности; укрепления региональных элит с нереализованными политическими амбициями; общего ослабления центральной власти, опыта войны в Афганистане, столкнувшей участвовавших в ней таджиков с политическим исламом. Поиски идентичности шли рука об руку с возрождением традиций и прежде всего ислама. Не случайно ядром таджикской оппозиции стало исламское оппозиционное движение, которое позиционировало себя не только как религиозное, но и как социально-политическое. Появлению исламистского движения предшествовали сложные взаимоотношения ислама и государства в советский период. Для Советской власти было характерно двойственное отношение к исламу: с одной стороны, борьба с ним в рамках общей атеистической политики, а с другой, — признание за исламом роли важнейшего регулятора общественных отношений на Востоке. Советское руководство, которое вело борьбу с высоким исламом и исламской учёностью, покровительствовало официальному исламу — подконтрольному государству исламскому конформистскому духовенству. Особое ожесточение приобрела борьба с исмаилитскими религиозными авторитетами, не подчинявшимися тотальному контролю, что со временем (наряду с распространением образования, высоким уровнем зависимости населения Памира от государства) привело к широкому распространению атеизма среди жителей Горного Бадахшана.

Такого рода политика в религиозной сфере способствовала появлению так называемого народного ислама. Он представляет собой противоречивый, но внутренне устойчивый набор исламских и доисламских норм и обычаев, определявших частную жизнь жителей Таджикистана. «Народный» ислам с его полуграмотными муллами давал возможность быть коммунистами в общественно-политической жизни, но оставаться мусульманами в частной жизни. Именно он оказался наименее устойчивым к проповеди исламских радикалов, к потоку исламской литературы, хлынувшей из-за рубежа. Уже в 1970–1980-х годах начали свою деятельность подпольные группы на юге Таджикистана, которые занимались изучением и распространением ислама. Наиболее известна Молодёжная организация (создана в 1978 году). Её председателем был Саид Абдулло Нури.

III Съезд народных депутатов СССР в марте 1990 года отменил ст. 6 Конституции Советского Союза. В августе 1990 года была образована Демократическая партия Таджикистана. В июне 1990 года в Астрахани состоялся съезд мусульман Советского Союза, в котором участвовали и делегаты из Таджикистана. На съезде была учреждена всесоюзная Исламская партия возрождения (ИПВ). Делегаты съезда Давлат Усмон и Саидиброхим Гадоев, вернувшись в Таджикистан, обратились в Верховный Совет Таджикской ССР с просьбой разрешить проведение региональной учредительной конференции Исламской партии возрождения. Однако Сессия Верховного Совета запретила деятельность ИПВ на территории республики как противоречащую конституции и закону «О свободе совести в Таджикской ССР», согласно которому религиозным организациям запрещалось участвовать в политической деятельности.

Несмотря на запрет, инициативная группа провела учредительную конференцию 6 октября 1990 года в мечети Чортут Ленинского района. В соответствии с постановлением Верховного Совета «О пресечении деятельности партий и общественно-политических объединений, запрещённых законодательством Таджикской ССР» от 14 декабря 1990 года организаторы съезда были оштрафованы. В ноябре 1990 года ЦК КП Таджикистана выступил с заявлением «Об отношении к попытке создания таджикского отделения всесоюзной Исламской партии возрождения вопреки решению третьей сессии Верховного Совета республики и о её запрете». Тем самым режим продемонстрировал потерю рычагов управления политико-религиозными процессами.

9 сентября 1991 года Таджикистан провозгласил государственную независимость. В условиях политического хаоса региональные элиты начали борьбу за власть и обратились к партиям как средству политической мобилизации и борьбы. В этот период Исламская партия возрождения Таджикистана (ИПВТ) получила поддержку части региональной элиты, а также духовенства, слоев, связанных с торговлей и посреднической деятельностью. Знаком начавшегося конфликта стали многодневные митинги. Под давлением митингующих 22 октября 1991 года Верховный Совет принял закон «Об отмене некоторых актов Верховного совета республики Таджикистан по вопросам партий религиозного характера» и дал разрешение на регистрацию ИПВТ, легализовав тем самым исламское движение в Таджикистане.

Первый съезд независимой ИПВТ состоялся 26 октября 1991 года Председателем партии был избран М. Химматзода, заместителями — Д. Усмон и С Гадоев.

Вооружённые столкновения, которые начались на юге Таджикистана в мае 1992 года, переросли в гражданскую войну, разделившую республику на два лагеря: сторонников правительства и демоисламской оппозиции. Политический союз демократов и исламистов является уникальным в постсоветской истории Центральной Азии.

25 августа 1991 года Верховный Совет Таджикистана, вслед за неудавшейся попыткой путча в Москве проголосовал за национализацию активов КПСС. 29 августа Коммунистическая партия Таджикистана заявила о своём выходе из КПСС. 1 сентября коммунистический лидер Кахар Махкамов оставил пост Первого секретаря в пользу председателя Верховного Совета Кадриддина Аслонова. 9 сентября 1991 года Республика Таджикистан провозгласила независимость. Уже 22 сентября Аслонов своим указом запретил деятельность Коммунистической партии на территории страны, несмотря на то, что она была переименована в Таджикскую социалистическую партию днем раньше. Но 23 сентября указ был отменен, а Аслонов ушёл в отставку. Его преемником стал бывший Первый секретарь КПТ Рахмон Набиев. Поскольку оппозиция — ИПВТ, Демократическая партия Таджикистана, националистическое движение «Растохез» («Возрождение») и региональное движение «Лаъли Бадах-шон» («Независимый Бадахшан») — продолжала демонстрации, 6 октября Набиев подал в отставку и назначил дату проведения президентских выборов. Выборы прошли 24 ноября 1991 года Набиев набрал 58 % голосов. Его основной соперник, представитель ДПТ, Давлат Худоназаров получил, по официальным данным, 31 % голосов. Проиграв выборы, лидеры демоисламского блока объявили себя оппозицией.

21 декабря 1991 года Таджикистан вступил в Содружество Независимых Государств.

В январе 1992 года Набиев назначил Акбара Мирзоева премьер-министром.

В марте 1992 года Максуд Икрамов, один из лидеров ДПТ и мэр Душанбе был арестован по обвинению во взяточничестве. Этот акт властей вызвал массовые протесты оппозиции, организовавшей митинги на площади Шахидон в Душанбе с 26 марта по 23 апреля и с 25–26 апреля по 5 мая 1992 года. Параллельно на площади Озоди проводили многодневный митинг проправительственные силы. Набиев, озабоченный обострением противостояния, получил согласие Верховного Совета на введение шестимесячного прямого президентского правления и поддержал создание таджикской «национальной гвардии». В ответ лидер ДПТ Шодмон Юсуф обвинил Набиева в стремлении к продлению тоталитарной формы правления и потребовал создания Временного госсовета.

22 апреля 1992 года ушёл с поста председателя Верховного Совета Сафарали Кенджаев, известный как сторонник жёстких политических методов борьбы. Его восстановление в должности 3 мая 1992 года вызвало новую волну протестов, включая демонстрацию 5 мая, в которой приняло участие до 100 тысяч человек.

Ситуация складывалась явно не в пользу властей, которые были вынуждены согласиться на формирование правительства национального согласия с участием представителей оппозиции. ИПВТ и ДПТ получили 8 из 24 министерских портфелей. Так, впервые на постсоветском пространстве исламская партия вошла в официальные структуры. Представитель ИПВТ Д. Усмон был назначен заместителем премьер-министра. Было также решено сформировать временный законодательный орган (Манджлис), вслед за чем будут проведены выборы в постоянный парламент на основе принципа многопартийности.

Местная элита в Ленинабаде и Кулябе отказалась признать соглашение. Вооружённые столкновения, начавшиеся в Кулябе и Курган-Тюбе, вскоре распространились по всей стране. 30 августа премьер-министр Мирзоев был вынужден подать в отставку. 7 сентября президент Набиев также был вынужден подать в отставку, после того как силы оппозиции захватили его в ходе вооружённого столкновения в Душанбинском аэропорту. После этого Набиев фактически находился под домашним арестом. 24 сентября и.о. главы государства председатель Верховного Совета Акбаршо Искандеров предложил пост премьер-министра выходцу из Худжанда Абдумалику Абдулладжанову, но конфликт уже приобрёл неконтролируемый характер.

В Кулябе, испытывавшем наибольшее давление со стороны оппозиции, было создано народное ополчение во главе с Сайгаком Сафаровым — Народный фронт. В начале октября силы Народного фронта, выступавшие под коммунистическими лозунгами, пытались захватить столицу, контролировавшуюся в тот момент силами демоисламской оппозиции. Надо отметить, что с победой Народного фронта многие связывали надежды на возвращение к спокойному и стабильному существованию. Далеко не все население Таджикистана сочувствовало оппозиционерам. Исламисты воспринимались большей частью городского светского населения как фактор архаизации общества, как стремление вытолкнуть Таджикистан в ареал менее развитых мусульманских государств. Идеология таджикских демократов, которые на деле представляли собой националистов, отталкивала не только нетаджикские этносы, но и многих таджиков, воспитанных на лозунгах интернационализма. И наконец, именно силы оппозиции население винило в развязывании кровавой бойни. Действия оппозиции фактически резко снизили планку общественного сопротивления насилию против политических оппонентов и представителей «чужих» регионов.

При поддержке российской 201-й мотострелковой дивизии, дислоцировавшейся в Таджикистане, а также узбекской общины и при помощи Узбекистана Народный фронт наносил удары по вооружённым отрядам оппозиции. Оппозиционные силы, в основном, были вынуждены переместиться к афганской границе, и их деятельность была ограничена территориями, которые Народный фронт так и не смог завоевать: Каратегин, Гарм, Припамирье и Горно-Бадахшанскую автономную область. В этих условиях часть местных жителей бежала в соседний Афганистан.

В ноябре 1992 года в Худжанде собрался на сессию единственный остававшийся легитимным орган республики — Верховный Совет. 19 ноября Председатель Верховного Совета А. Искандаров ушёл со своего поста, уступив его лидеру пронабиевских сил в Кулябе Эмомали Рахмонову (с 22 марта 2007 года — Эмомали Рахмон). Президентская форма правления была заменена на парламентскую, в рамках которой глава законодательного органа считался также главой государства. Премьер-министр Абдулладжанов сохранил свой пост, но из кабинета были удалены все представители оппозиции. 3 апреля 1993 года лидер ДПТ Максуд Икрамов вновь был смещён с поста мэра Душанбе, на который он во второй раз был назначен в конце 1992 года. 11 апреля 1993 года от инфаркта умер бывший президент Набиев. 27 апреля Верховный Совет РФ проголосовал за отправку в Таджикистан российских миротворческих сил в рамках санкционированной СНГ миротворческой операции. Основу коллективных миротворческих сил (КМС) составили военнослужащие 201-й МСД. К ним присоединились символические контингенты Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана.

21 июня 1993 года Верховный Совет запретил деятельность четырёх оппозиционных политических объединений: ИПВТ, ДПТ, движений «Растохез» и «Лаъли Бадахшон», обвинив их в участии в политических убийствах, похищении людей и восстании. К этому моменту проправительственные силы восстановили контроль над большей частью страны и многие оппозиционные лидеры, прежде всего исламисты, вынуждены были отправиться в эмиграцию в Афганистан и другие мусульманские государства. Конфликт продолжался в приграничных районах, поскольку происламские силы получали поддержку от афганских боевиков.

В июне 1993 года в Афганистане была создана Объединённая оппозиция, куда вошли ДПТ и Движение исламского возрождения Таджикистана, сменившее в эмиграции ИПВТ. На территории Афганистана были созданы учебные лагеря таджикской оппозиции. В организационном отношении силы оппозиции были сформированы в четыре фронта общей численностью до 9 тысяч человек. На территории Таджикистана главные силы оппозиции численностью до 3 тысяч человек находились в Каратегинской долине.

Премьер-министр Абдулладжанов ушёл в отставку 19 декабря 1993 года. Его преемником стал его заместитель — Абдуджалил Самадов. Вслед за этим в Москве (5–19 апреля 1994 года) под эгидой ООН начались мирные переговоры между правительством и Объединённой таджикской оппозицией (ОТО), несмотря на убийство в марте 1994 года заместителя премьер-министра Моеншо Назаршоева, который должен был возглавить правительственную делегацию. В ходе переговоров было принято решение сотрудничать в области помощи беженцам и вести борьбу только «политическими мерами». Несмотря на это, военные столкновения в приграничных с Афганистаном районах продолжались. Проводившиеся в дальнейшем под эгидой ООН переговоры в Тегеране (Иран) привели к подписанию 18 сентября 1994 года соглашения о прекращении огня, но без каких-либо уступок правительства оппозиции. Соглашение мало способствовало прекращению столкновений. Между тем 20 июля 1994 года проект новой «президентской» конституции был одобрен Верховным Советом, потребовавшим одобрения Основного Закона на всенародном референдуме и проведения осенью президентских выборов.

6 ноября 1994 года в Таджикистане состоялось голосование по проекту конституции и президентские выборы. Оба голосования были бойкотированы ИПВТ и ДПТ, хотя некоторые оппозиционные светские партии поддержали кандидатуру бывшего премьер-министра Абдулладжанова. В соответствии с официальными данными за конституцию проголосовало более 90 % избирателей, пришедших на избирательные участки, а президент Рахмонов получил 58 % голосов избирателей, в то время как Абдулладжанов получил 35 % голосов. Оппозиция открыто утверждала, что результаты голосования были фальсифицированы. 3 декабря 1994 года Джамшед Каримов снова (после 1992 года) был назначен премьер-министром.

26 февраля и 12 марта 1995 года состоялись выборы 181 депутата в новую Верховную Ассамблею, но они были бойкотированы большинством оппозиционных партий.

Несмотря на присутствие в Таджикистане с декабря 1994 года миссии наблюдателей ООН, в чью задачу входило фиксировать соблюдение соглашения о прекращении огня, столкновения между правительственными и оппозиционными силами продолжались. В апреле 1995 года произошло крупное столкновение в Горно-Бадахшанской области между правительственными войсками и российскими миротворцами, с одной стороны, и отрядами ИПВТ, действующими совместно с бадахшанскими сепаратистами — с другой. Эскалация конфликта в начале 1996 года вынудила президента Рахмонова провести реорганизацию кабинета: в начале февраля на посту премьер-министра Каримова сменил Яхья Азимов, а Махмадсаид Убайдуллаев был уволен с должности первого заместителя премьер-министра.

Захват Кабула талибами в сентябре 1996 года стал поводом к активизации миротворческих усилий. Новые переговоры между правительством и оппозицией начались в октябре 1996 года. Встреча 10–11 декабря между Рахмоновым и Нури привела к заключению соглашения о прекращении огня и решению продолжить переговоры позже в Москве. 23 декабря 1996 года Рахмонов и Нури в Москве подписали соглашение о создании временной Комиссии по национальному примирению (КНП), которую должен был возглавить представитель Объединённой Таджикской Оппозиции (ОТО). Задачей КНП стала интеграция оппозиции в мирную жизнь и реформа избирательного законодательства. В соответствии с подписанными соглашениями представители оппозиции должны были быть включены в исполнительные органы власти, как на общегосударственном, так и на местном уровне, а также в структуры правопорядка. Комиссия должна была прекратить работу после формирования нового состава парламента.

←   Назад  |   Таджикистан после 1991 года   |   Вперёд   →

www.hyno.ru

Таджикистан-как это было... - igor_iljin

ДОРОГА К СОГЛАСИЮ

27 июня в Таджикистане отмечают десятилетие национального единства. Огромная роль в становлении межтаджикского национального примирения принадлежит воинам 201-й мотострелковой дивизии и российским пограничникам.

В начале 1990-х годов кризис, поразивший Таджикистан, привел к огромным людским жертвам, страшным социальным потрясениям и экономическим потерям. В то время народ Таджикистана фактически оказался на грани общенациональной катастрофы.

Активные вооруженные столкновения в Душанбе начались 10 мая 1992 года, когда лидеры митингующих с площади Шахидон призвали идти к зданию Комитета национальной безопасности, где якобы скрывался президент Таджикистана Рахмон Набиев, и требовать его встречи с народом. Перестрелка завязалась на подступах к кварталу, где располагались силовые структуры Таджикистана. Ситуацию тогда разрядило то, что в этот момент из ворот военного городка 201-й дивизии, располагавшейся по соседству, вышла российская бронетехника. Так было решено на Офицерском собрании, и вопреки указанию Москвы "не вмешиваться" комдив полковник Заболотный отдал приказ бронегруппе из 5 танков, 3 БМП и бронетранспортера перекрыть подступы к зданию КНБ, к дому, в котором жили семьи чекистов, и перекрыть улицу, ведущую к военному городку. Со стороны бронегруппы тогда не было сделано ни единого выстрела.

Появление российской бронетехники сразу же остановило наступление шахидонцев, они отказались от встречи с президентом, и бой прекратился. В связи с обострением положения в стране подразделения 201-й дивизии взяли под охрану стратегические объекты - душанбинский аэропорт и железнодорожный вокзал, Нурекскую ГЭС, Яванский химический и Турсунзадевский алюминиевый заводы, несколько высокогорных перевалов.

24 августа 1992 года указом Президента РФ под юрисдикцию России были переведены пограничные войска, находившиеся на территории Таджикистана. 25 мая 1993 года в Москве было подписано соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, закреплявшее статус российских пограничных войск в Таджикистане. 24 сентября 1993 года руководители стран СНГ одобрили решение о создании в Республике Таджикистан Коллективных миротворческих сил (КМС). В их состав вошла и 201-я мотострелковая дивизия, которая стала именоваться "миротворческой".

Российские пограничники в Таджикистане одними из первых на внешних рубежах СНГ столкнулись с противоправной деятельностью международных экстремистов и наркомафии. Оказавшись в особых условиях, используя все имеющиеся силы и возможности, они вынуждены были бороться за установление мира в регионе с оружием в руках, первыми встречая из-за рубежа непрошеных гостей, желавших погреть руки на этой войне.

В 1993-1995 гг. обстановка на таджикско-афганской границе оставалась крайне сложной. Оппозиция, стремясь завладеть военно-политической инициативой, пыталась тогда приступить к широкомасштабным вооруженным действиям на границе, направленным на создание условий для последующего реванша и захвата власти в Таджикистане.

Решительными действиями пограничников во взаимодействии с контингентами КМС планы оппозиции в Кулябской области и Горном Бадахшане были сорваны. Так, только в ходе памятного боя на 12-й пограничной заставе 13 июля 1993 года нападавшие потеряли убитыми более 70 человек. В Дарвазе 4 января 1995 года - около 30 бойцов, с 7 по 13 апреля 1995 года на Памире на участках Дашти-Язгулема, Хихике, при обороне пограничной заставы Ванч - более 100 человек, на Калоте - свыше 20, на Барчиде - около 20 бойцов. В результате, начиная с середины 1995 года, общее количество задержанных нарушителей границы, предотвращенных переправ, обстрелов и боестолкновений начало уменьшаться. Это было связано с окончательным взятием российскими пограничниками стратегической инициативы.

Важную роль в стабилизации военно-политического положения в Таджикистане сыграла 201-я дивизия. С началом гражданской войны на военнослужащих 201-й, помимо охраны стратегически важных объектов, были возложены задачи по созданию второго эшелона на таджикско-афганской границе, по проводке колонн с гуманитарными грузами в отдаленные районы, по деблокированию и вывозу населения из охваченных боевыми действиями районов страны. Заставы таджикско-афганской границы с наиболее уязвимыми направлениями были надежно усилены ротными тактическими группами, которые в трудную минуту всегда оказывали "зеленым фуражкам" эффективную поддержку артиллерийским и авиационным огнем.

За период гражданской войны в Таджикистане воинами 201-й дивизии было проведено множество колонн с гуманитарными грузами и семьями беженцев, разминированы и восстановлены десятки километров дорог, вывезено более 10 тысяч беженцев, обезврежено 48 тысяч взрывоопасных предметов. Во многом благодаря надежной защите таджикско-афганской границы российскими пограничниками и воинами 201-й мсд руководству Объединенной таджикской оппозиции (ОТО) не удалось наладить бесперебойное снабжение с афганской территории оппозиционных районов Гармско-Тавильдаринской зоны боеприпасами, оружием, живой силой и продовольствием...

В настоящее время военная составляющая региональной стабильности отошла на второй план. Российские пограничники, выполнив свою миссию, передали границу своим таджикским коллегам и теперь оказывают им советническую помощь в процессе организации, планирования и комплексного строительства таджикских погранвойск.

201-я дивизия, выполнив свои боевые задачи, ныне преобразована в военную базу. Силами в 5 тысяч солдат и офицеров, на вооружении которых не одна сотня единиц танков и бронетранспортеров, орудия, минометы, а также авиация и средства ПВО, является надежным гарантом безопасности молодого таджикского государства.

*****

После событий 11 сентября 2001 года (теракты в США) и начала военной операции войск западных стран в Афганистане геополитическая ситуация вокруг Таджикистана стала меняться. Территория республики стала использоваться силами натовского альянса как тыловой район. США стали оказывать помощь в укреплении таджикско-афганской границы.

13 июня при участии посла США в Таджикистане Трейси Энн Джейкобсон и первого заместителя начальника главного управления пограничных войск Госкомитета по национальной безопасности РТ генерал-майора Шарафа Файзуллаева состоялось открытие двух недавно восстановленных погранзастав в Шурабадском районе. Данный проект был профинансирован Бюро по международному контролю за наркотиками и охране правопорядка госдепартамента США через представительство Управления ООН по наркотикам и преступности в Таджикистане. Общая сумма финансирования составила около 640.000 долларов.

На церемонии открытия госпожа Джейкобсон сказала: "Посольство США ожидает продолжения тесного сотрудничества с правительством Республики Таджикистан с целью оказания содействия в охране границ Таджикистана, укрепления его суверенитета и в борьбе против таких угроз, как терроризм и наркотики. Пограничники в этих местах укрепляют безопасность и охраняют благополучие народа Таджикистана, их работа признана и за пределами страны. Мы очень гордимся тем, что являемся вашими партнерами".

К концу текущего года помощь США программам безопасности границ в Таджикистане, включая проекты по восстановлению инфраструктуры, передачу оборудования и проведение тренингов, составит около 20 млн. долларов. Независимые военные аналитики высказывают предположение, что США могут предложить Душанбе разместить на территории Таджикистана американских специалистов, призванных содействовать подготовке кадров для национальных погранвойск. Очевидно, что это внесет новые акценты в расстановку геополитических сил на южных рубежах СНГ.

igor-iljin.livejournal.com

1992: как начиналась гражданская война

ДУШАНБЕ, 5 мая — Sputnik, Андрей Захватов. 26 лет назад, 5 мая 1992 года, в центральных газетах Таджикистан было опубликовано информационное сообщение о XIV сессии Верховного Совета Республики Таджикистан, уже ставшей к тому времени независимым государством.

Доклад президента Таджикистана Рахмона Набиева о политической ситуации в стране и заседания депутатов прошли 2 и 3 мая на фоне набирающего остроту противостояния площадей Озоди и Шахидон.

А день 5 мая 1992 года, когда в руках противоборствующих сторон оказалось оружие, и пролилась первая кровь, эксперты называют первым днем начала братоубийственной гражданской войны.

Не стреляйте в журналистов!

Пятого мая, в бывший советский праздник "День печати", когда в весеннем Душанбе ежегодно проводилась легкоатлетическая эстафета, произошли печальные события. В здании Верховного Совета республики был убит главный редактор газеты "Садои Мардум" Муродулло Шералиев, а у здания таджикского радио — был убит журналист Олим Заробеков.

Однако призыв редактора газеты "Вечерний Душанбе" Людмилы Никулиной не стрелять в журналистов, который она успела опубликовать 9 мая на первой полосе газеты "Вечерний Душанбе", так и остался призывом.

© Фото : Из личного архива Андрея Захватова

Газеты Душанбе 1992 года

Седьмого мая между руководством Таджикистана и лидерами митингующих и оппозицией был подписан "Протокол соглашения между президентом республики, Кабинетом Министров, политическими партиями и народными движениями". В нем объявлялось о прекращении огня между противоборствующими силами, было заявлено об отказе сторон от применения силы, о немедленном разоружении гражданских лиц и о "создании основы национального, правового, и демократического государства таджиков".

Этим же соглашением было решено упразднить Президентский Совет и вместо него создать Высший Совет, в состав которого авторитетные и компетентные деятели страны, религии, науки и культуры.

Кроме президента Рахмона Набиева, протокол подписали председатель Верховного Совета Сафарали Кенджаев, премьер-министр Акбар Мирзоев и ряд членов Кабинета Министров. Со стороны митингующих и лидеров политической оппозиции документ подписали председатель Партии Исламского Возрождения Мухаммадшариф Химматзода, председатель Демократической партии Шодмон Юсупов, председатель народного движения "Растохез" Тохир Абдуджабборов, председатель Союза кинематографистов Таджикистана Давлат Худоназаров и председатель общества "Лаъли Бадахшон" Атобек Амирбек.

Протокол подписали также инициаторы встречи, искренне желавшие прекращения вооруженного конфликта — журналист Отахон Латифи, поэт Лоик Шерали, академик Рашид Рахимов и член-корреспондент Академии Наук Таджикистана Акбар Турсунзод.

Вернуть бы время — все было бы не так

Чувствуя, что оппозиция набирает силу и уже показала, что способна на радикальные шаги, президент Таджикистана Рахмон Набиев предпринял попытки смягчить накал страстей и 7 мая издал ряд указов. Первый — об отмене чрезвычайного положения и комендантского часа, которые были введены 5 мая, и второй — о добровольной сдаче и изъятия оружия, имеющегося у населения.

В тот же день Рахмон Набиев другим указом переподчинил Комитет национальной безопасности и Комитет обороны республики — вывел их из подчинения президенту и передал в ведение Кабинета министров Таджикистана.

© Sputnik / Ратушенко

Протестующие на площади Шахидон. 1992 год

 

В связи "со значительной стабилизацией общественно-политической обстановки", которая реально так и не наступила, в соответствии с еще одним указом Рахмона Набиева в этот же день были расформированы бригада особого назначения и отдельный батальон в его составе, а их оружие и боеприпасы было предписано передать Министерству внутренних дел Таджикистана.

По оценкам ряда политических наблюдателей, эти шаги были восприняты оппозицией, как признание слабости законной власти. Через несколько дней враждующие площади опустели, однако последующие события показали, что это было затишьем перед бурей. В Таджикистан пришла гражданская война.

Последствия войны

Сегодня причины и следствия гражданской войны в Таджикистане 1992 — 1997 годов изучены и исследованы учеными. Несмотря на продолжающиеся споры по ряду фактов и событий, всеми исследователями признается неоспоримый факт — враждующие стороны нашли в себе силы прекратить войну.

Летом 27 июня 1997 года в Москве по инициативе международного сообщества и при непосредственном участии представителей России стороны подписали "Общее соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане" и Протокол о взаимопонимании между президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоном и руководителем объединенной таджикской оппозиции Саидом Абдулло Нури. В Таджикистан пришел мир.

Последствия во многом неизвестной для россиян войны, стали для пятимиллионного населения Таджикистана тяжелейшим испытанием. По разным оценкам, число погибших оценивается от 80 до 120 тысяч человек и их точное число, по всей вероятности, никогда не будет установлено.

Порядка 60 тысяч — бежали в Афганистан, несколько сотен тысяч граждан республики, в основном русскоязычное население навсегда покинули страну, более 50 тысяч детей стали сиротами. Восстановление разрушенной войной экономики Таджикистана продолжается до сих пор.

А в сознании миллионов людей в самом Таджикистане и бывших граждан республики, живущих сегодня во многих странах мира, остались боль и горечь, которую выразил в своем творчестве ушедший несколько лет назад в иной мир ветеран афганской войны, бывший душанбинец, поэт и музыкант Виктор Тупиков. В одной из своих песен он сказал очень правильные слова об одной из достопримечательности города Душанбе — чайхане "Рохат":

Чай зеленый на воде с ледниковых горных рекПили в этой чайхане русский, немец и узбек.Вспоминает аксакал, пряча слезы в седину,Как кроваво и жестоко превратили мир в войну.

ru.sputnik-tj.com