Практическая стрельба. Методика обучения. Стрельба из пистолета обучение


Тактическая стрельба. Обучение стрельбе из пистолета в Москве.

Тактическая стрельба – боевое искусство применения огнестрельного оружия в экстремальных условиях. Основана на законах психофизиологии, биомеханики, а также на моделировании защитных ситуаций.

Методика обучения тактической стрельбе создана и преподается экспертами международного уровня с многолетним стажем практической деятельности в органах Федеральной Службы Охраны Российской Федерации, Министерства Внутренних Дел и Специальных подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации.

Программы разработаны в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, наставлений, руководств, с учетом технических возможностей оружия и подготовленности обучаемых.

В ходе обучения стрельбе рассматриваются темы:• Меры безопасности при обращении с оружием. Основы законодательства РФ.• Задержки при стрельбе и способы их устранения.• Определение расстояния до цели, выбор точки прицеливания, определение момента открытия и способы ведения огня.• Стрельба на близких и дальних дистанциях.• Стрельба в точку, с переносом огня в глубину и по фронту.• Стрельба в движении, по внезапно появляющимся и движущимся в различных направлениях целям.• Стрельба при искусственном освещении цели• Стрельба из различных положений – стоя, с колена, лежа.• Стрельба после перенесения длительных физических нагрузок, в условиях ограниченного времени.• Умение сочетать ведение огня с применением приёмов рукопашного боя.

Курсы стрельбы из пистолета подразделяются на модули: базовый, продвинутый и специализация. «Базовый» является основой тактической стрельбы, здесь вы получаете первоначальные знания, обучение стрельбе в данном курсе включает в себя стрельбу из различных положений по неподвижной и появляющейся цели. В «продвинутом» добавляется одна из самых важных составляющих – тактика. Вы начинаете понимать, как можно применить полученные знания, моделируя ситуации, в которых вы должны сами принимать решения. Также в «продвинутом курсе» подключается обучение оборонительной стрельбе. Модуль «специализация» составляется в зависимости от целей обучения (повышение уровня спортивного мастерства, устранение индивидуальных ошибок и т.п.)

Контактный телефон 8 (495) 642-39-19, 8 (926) 271-92-85 (WhatsApp) Наши партнеры:

wayofwarrior.com

Практическая стрельба. Методика обучения. - Портал VIPv.RU

Цель методикиПодготовить специалистов к разумным эффективным боевым действиям с применением личного оружия в стремительно текущем ближнем бою и дать направление творчеству прогрессивно мыслящих преподавателей военных академий, командиров боевых подразделений, тренеров и стрелков. Методика ориентирована на обучение и повышение квалификации сотрудников оперативных подразделений государственных силовых служб, телохранителей и инкассаторов коммерческих структур охраны и безопасности, а также, исключая боевой раздел методики, стрелков-спортсменов IPSC (Международной Конфедерации Практической Стрельбы) и пейнтбола.

Краткий анализ причин создания методики, издающейся по данной тематике литературы и задач, которые должны быть решены в данной главе энциклопедииПубликация данной методики не столько исповедь графомана о результатах упорного и многолетнего труда, сколько искреннее желание напомнить коллегам о том, что, вложив в руки оружие, и пробудив интерес и надежду, мы меняем течение жизни доверившегося нам человека. Стоит прикинуть на весах своей совести, что перетянет: желание погреметь намозолившими аббревиатурами, сорвать легкие деньги и засветиться в «известных кругах» или взвалить на себя груз ответственности за жизнь человека. Всегда полезно посмотреть со стороны на результаты своего труда и здраво оценить их эффективность. Как кастрированный бычок годен только на мясо, так и спортивные методики неприменимы в боевой подготовке. За примерами далеко ходить не надо.Сначала из служебного интереса я попытался сравнить спортивную стрельбу по неподвижным и появляющимся мишеням, упражнения армейского и ведомственных курсов стрельб с боевыми действиями в ближнем бою. Внес в таблицу сорок - пятьдесят факторов, условий, требований и т.д. спортивной и боевой стрельбы. О результатах вы уже догадываетесь или можете попробовать повторить. Совпадений не было. Некоторые исключения составляли позиции в пейнтболе и спортивной практической стрельбе (IPSC).Полезно также заглянуть в историю. Бесспорно, что были люди и методические находки, опережающие свое время и оставившие след в истории. Чего стоят только заслуги Нила Николаевича Ознобишина, с его предложениями о дистанциях в тактике ближнего боя и элементами стрелковой тренировки вслепую? А Шанхайская и Никарагуанская методики боевой стрелковой подготовки? Они интуитивно нащупали зерно истины.Стрелки, освоившие короткоствольное оружие, их тренеры и преподаватели, работавшие, как и все, по общепринятой методике, хорошо знают тот момент, когда прочно закрепленный навык точной статичной стрельбы бесследно, а порой безвозвратно, исчезает, если стрелка при выполнении простейшего упражнения «загрузить» легким стрессом, необходимостью двигаться, не говоря уже о решении простейших ситуационных задач. Потом стрелка приходится учить заново.Но если прилежно покопаться в науке, особенно в смежных областях, то многое можно объяснить. Труды члена-корреспондента АН СССР профессора Б. Ф. Ломова в области инженерной психологии и огромный объем его экспериментальных данных детально раскрывают психофизиологические аспекты трудовой деятельности человека - оператора и могут быть соотнесены с действиями стрелка, управляющего оружием. А всемирно известный нейрофизиолог Н. А. Бернштейн, получивший Сталинскую премию в 1947 году (предшественницу Государственной премии) за теорию построения движений, раскрыл тайны формирования двигательных навыков человека, роль нервной системы и структур головного мозга в этапах решения двигательных задач и развития моторной памяти. Именно эта теория психофизиологии движений, давшая объяснение эффективности приемов обучения, полученных путем практического поиска, и лежит в основе принципиально новой методики подготовки стрелка к действиям в ближнем бою.Дорожа авторским правом и ценя свой труд, не вижу смысла в деталях «смаковать» необъятную тактику со всех сторон или «ломать копья» над многообразием технических приемов стрельбы.Чем меньше порция, тем ценнее угощение для голодного. Это приближает к добровольному познанию науки, пониманию гуманных экспериментов нейрофизиолога И. П. Павлова с условными и безусловными рефлексами.

Отдельные вопросы тактики ближнего боя с личным орудием, решаемые в ходе учебного процесса. Требования к техническим приемам применения оружия в ближнем бою и элементы биомеханики человеческого тела в управлении оружиемВсе авторы огромного количества различных изданий на данную тематику, вышедших в последние годы, одинаково дружно и жутко излагают проблему ближнего боя с короткоствольным оружием. При этом однообразно ссылаются на подвиги литературных героев Богомолова, скромно и весомо намекают на свои, никому не известные источники. В лучшем случае эти свидетели «моментов истины», если они в самом деле нашлись, теша свое самолюбие, «вспоминают»: «Слышал. Были люди и могли ( но ни места, ни имени, ни фамилии, ни конкретных фактов). И дело, мол, безнадежное, если не будете тренироваться». Кто «от бога» умел и мог - тех не берегли. А как тренироваться? Вот тут и начинает пениться фантазия.Подтверждаю одно, что добросовестно до пота «от головы до хвоста» учатся и тренируются только фанатики и те, кто чует запах паленого. Как заложить в подсознание рефлекторные боевые навыки, если во всем сказывается ядреный русский менталитет? Авось не меня и вдруг пронесет. Может и не тебя и наверняка «пронесет». А надеяться нужно только на себя и свои способности, которые еще нужно найти и развить упорным трудом.Психофизиологические возможности человека определяют тактические дистанции настолько точно, что абсолютно совпадают со статистикой потерь по дистанциям боя. Тактические дистанции, жесткие временные рамки и необходимость получения психологического, морального и физического преимуществ формируют технические приемы стрельбы, построение движений и тактику боя. А это, в свою очередь, замыкается на разрешающие возможности сенсорно-координационных систем мозга, психофизиологию рефлекторного построения движений и освобождение коры головного мозга для анализа обстановки и применения адекватных боевых действий.Поэтапно развернем это жуткое кольцо. Детальной статистики потерь среди сотрудников правоохранительных органов не ведется, благодаря общепринятой безответственности и безалаберности. Но в США ежегодно издается бюллетень с анализом печальной статистики, однажды приведший следующие данные по количеству потерь в год на разных дистанциях боя: 367 погибших на дистанциях до 1,5 метров, еще 127 - на дистанциях до 3,5 метров, еще 77 - до 6,5 метров и 79 - на всей остальной дистанции. Эти и многие другие интересные данные статистики в наших криминализированных странах совпадают или очень близки. Есть факты для анализа и направление для полета мысли. Может это связать с возможностями человека и особенностями боевых действий на малой дистанции?В трудах члена-корреспондента АН СССР Б.Ф. Ломова детально рассмотрены характеристики основных психических процессов и функций, в огромном объеме представлены экспериментальные материалы трудовой деятельности человека. А бой - это тяжелый, опасный, напряженный, эмоциональный, грязный и, зачастую, неблагодарный труд, требующий мобилизации абсолютно всех сил и возможностей организма. Вот почему необходимо, пусть упрощенно, ознакомиться с объективной информацией. Точность распознавания звуков с ошибкой, не превышающей размеры цели - 0,5 метра (все дистанции приводятся в пересчете на размер цели - силуэт человека), по данным инженерной психологии в среднем до 2-3 метров. Эта дистанция определения местоположения цели может быть увеличена тренировкой и особенно результативно в отношении движущихся объектов. С поворотом головы разрешающая способность по слуху увеличивается до 7 метров. Без зрительного контроля точность движения руки по памяти в зоне средней точки тела стрелка +/- 15 см, что не выходит за 0,5 м размера цели на дистанции 2 метра. Именно на этой дистанции согласно статистике никому и никогда в условиях боя не удавалось сделать прицельный выстрел, что накладывает свои требования на тактику действий и технические приемы стрельбы. Точно также возможности нервной системы человека ограничивают дистанцию опережающего выстрела от пояса по видимой цели до 7 м, хотя при определенных условиях тренировки эту дистанцию можно увеличить до 9 м. Эти же дистанции - 1,5 м и 7 м, определяют требования к технике защитных перемещений. Хотя, если честно, то все уже опробовано и от профессионального выстрела не увернешься. В исключительном случае возможен один промах или неуверенное поражение цели, второй выстрел и…Поэтому особое значение приобретает опережающий выстрел, перехват боевой инициативы, антицепация (предвидение развития событий) и включение принципов: хочешь жить - умей вертеться; в бою все средства хороши.Один из криминальных примеров: с целью оказания давления криминалитетом из проезжающей машины был открыт беглый прицельный огонь по входу в коммерческое учреждение. После ответных выстрелов, быстро отреагировавшей охраны, огонь нападавших рассеялся от выстрелов в дорогу около машины до крыши многоэтажного здания. Именно в упреждающей стрельбе активной обороны есть шанс уцелеть в ближнем бою, получить возможность на прицельный выстрел и победу.Дистанции тактических рубежей ближнего боя объединяют тактику действий и варианты защитных перемещений, хоть незначительно, но повышающих шанс на победу, а также технические приемы стрельбы. Из анализа всей доступной информации и практического опыта тактические дистанции определяю в следующем порядке: контактная - до 1,5 - 2 метров; ближняя - до 7 метров; средняя от 7 до 15 метров; дальняя - более 15 метров. Рассмотрим некоторые примеры действий на разных тактических дистанциях.Контактная дистанция требует мгновенной динамики. На этой дистанции рука с оружием должна быть прижата к корпусу под грудной мышцей с наклоном вправо, чтоб складки одежды не мешали работе механизма оружия. Корпус находится в стандартной изготовке рукопашного боя, а свободная рука в готовности блокировать попытки захвата оружия. На этой дистанции предусмотрен комплекс приемов по блокировке оружия противника и разрыву дистанции с противником для тактических перемещений и свободного применения личного оружия. Наиболее эффективны защитные уходы по вертикали.Ближняя дистанция от 2 до 7 метров позволяет открыть безошибочный опережающий огонь от пояса сразу же после извлечения оружия. Статистика говорит о том, что на каждый выстрел с предварительным взведением курка приходиться 30 выстрелов самовзводом. В этом коварство и внезапность нападения противника, а также собственная непредусмотрительность. Эта дистанция доступна для уверенной стрельбы в темноте по памяти и на слух. Дают небольшой шанс защитные перемещения в комплексе по вертикали и горизонтали, например нырок под руку, как от тычкового удара.Следующая дистанция ближнего боя - средняя от 7 до 15 метров, характерна возможностью достаточно точного выстрела без контроля прицела, ориентируясь только по направлению ствола, затвора оружия. Время фиксации взглядом прицела, т.е. перевод с цели на оружие в зависимости от условий 0,25 - 0,65 сек. А как показала практика за это время можно успеть сделать еще 1 - 2 выстрела, если есть необходимость. Техника стрельбы на этой дистанции практически безошибочна и позволяет уверенно поражать цели в темноте, не видя своего прицела, оружия и различая лишь контур силуэта противника или достоверно зная его местоположение. Этим нельзя пренебрегать, зная статистику - 62 % погибших находились в условиях очень низкой освещенности. Уход от прицельного выстрела на данной дистанции практически невозможен. Небольшая вероятность есть в движении по горизонтали в течение 1 - 2 секунд или за укрытие не далее 5 метров.Дистанция ближнего боя, превышающая 15 метров, исключает использование скрытых возможностей организма и впервые требует от стрелка перевода взгляда с цели на прицел, его тщательной коррекции в момент производства выстрела, опережающих противника действий, а также движения, поиска и использования укрытий. На что в лучшем случае отводятся те же 1 - 2 секунды и до 5 метров движения. Поэтому методикой предусмотрено обучение технике стрельбы в движении. Никто кроме Вас самих не прикроет Ваше перемещение. Техника стрельбы в движении достаточно эффективна и не сложна, быстро и легко осваивается на основе понимания биомеханики тела в системе управления человек-оружие.Особое значение в обучении приобретает работа тела в наведении, стабилизации, применении и удержании оружия на цели в динамике боевых действий, стресса, «сенсорного голода», необходимости анализа и предвидения развития ситуации. В этих условиях движения необходимо организовывать на уровне подсознания, работающего в 30000 раз быстрее сознания, т.е. коры головного мозга. Сознание должно быть свободно для оценки обстановки и выбора адекватных решений. А что заложено заранее в багаж подсознания, то и будет применено в ходе боевых действий. Далее мы вернемся к укладке этого «багажника», а пока рассмотрим условия работы человеческого механизма, обеспечивающего плавность движений и их динамическую устойчивость.Для соблюдения этих условий конечности, особенно ноги, не должны в движении выходить за проекцию корпуса. Иначе корпус при каждом шаге будет перемещаться по вертикали, а оружие в руках бойца «мотаться как крючок на удочке». О работе ног можно писать бесконечно и не стоит вдаваться в подробности. Во всех движениях должна присутствовать изначальная собранность мышц и готовность к движению. Руки практически никогда не должны полностью разгибаться, иначе кисти будут далеко от кобуры, а при выносе оружия на траекторию выстрела ствол оружия клевком уходит вниз. Запястные суставы лишние в действиях стрелка и должны быть жестко зафиксированы. Угол ношения оружия в кобуре при захвате и извлечении не должен менять угол фиксации запястья. Это угол фиксации запястья должен быть таким, при котором вынос оружия на линию прицеливания не требовал бы поиска и коррекции прицела. Это требование, а также необходимость быстрого захвата и извлечения оружия ставят условия к форме кобуры, углу и месту ее ношения, а также отсутствию материалу кобуры в основных местах контакта кисти с оружием. А именно: фиксирующего ремешка под развилкой большого пальца и ладони; под подушечкой большого пальца на левой щечке, под подушечкой основания указательного пальца, под спусковой скобой на уровне второго сустава среднего пальца. Не стоит говорить о всей рукояти - это само собой разумеется. Прием извлечения и выноса оружия образно сравним с движением нижней линейки рычажного чертежного прибора, в просторечии «кульмана», когда в любой точки траектории предплечье и ствол оружия горизонтальны и существует постоянная готовность к упреждающему выстрелу. Для стрелка это движение знакомо с детства, легко повторяется и переносится на движение руки с оружием по ассоциации с взятием со стола и угощением чем-либо. Ну, пусть стаканом воды, когда поверхность жидкости параллельна большому пальцу и тыльной стороне кисти у пальца, а в данном случае большой палец в хвате параллелен линии ствола и является элементом мышечной памяти ощущений в наведении оружия на цель, что эффективно на короткой дистанции. На ближней дистанции, к примеру, это движение не завершается и напоминает «дружеский тычок пальцем в живот противника». Требования к фиксации руки с оружием при одноуровневой цели таковы: ребро кисти руки с оружием не должно опускаться ниже локтя или уровня пояса, локоть руки с оружием должен выходить за подвздошный выступ тазовой кости, к корпусу не прижимается и находится на ширине плеча, плечо вниз не опускать. Горизонтальная часть руки: кисть, запястье, предплечье максимально напряжены, а вертикальное - плечо расслаблено. Это повышает скорость реакции и увеличивает угол разворота оружия по горизонтали. Что касается «хвата» одной рукой, то здесь «топтаться» нечего и неинтересно. На эту тему умного написано много, надуманного еще больше, а делиться «личным» на этой странице не резон.А вот в отношении второй руки в «хвате» чего только не нафантазировано, а идею, т.е. «ребенка выплеснули вместе с водой». Цель такого хвата одна - повышение боевой скорострельности с сохранением устойчивости оружия на траектории стрельбы. Это устранение клевка оружия при быстром нажиме на спусковой крючок и уменьшение угла вылета при отдаче. Наше короткоствольное оружие даже при большой силе и массе кисти стрелка не позволяет сделать более одного прицельного выстрела в секунду в «хвате» одной рукой. Из-за этого и продолжительность серий в «олимпийке» из ПМ на первенство ЦСКА и Динамо «в лучшие времена» было увеличено до 6, 8 и 10 секунд.Так вот - динамика движения оружия в момент производства выстрела накладывает жесткие требования на «хват» двумя руками и меняет приоритеты рук. Вся «черная» силовая работа ложится на левую руку. Для примера: держите на уровне лица левую ладонь и ударьте в нее правым кулаком с последующим сохранением силы удара. Ведь отдача выстрела - это удар. Сначала в пальцы левой ладони и - кулак провалится насквозь. Такие хваты пальцами бесполезны. Ударьте снова, но в ладонь. Держите удар, анализируйте, запоминайте усилия и положения рук. При естественном положении предплечий, т.е. под углом 45 градусов к корпусу, точка контакта мизинца правой руки или выступ магазина должны находится в центральной складке ладони между безымянным пальцем и мизинцем. Это точка сдержит удар нижнего края рукояти оружия при бросании отдачей ствола вверх.И второе, не менее важное. Не меняя положения левой руки, в найденную точку на ладони поставьте вертикально карандаш. Место контакта карандаша с указательным пальцем будет точкой опоры под спусковой скобой. Этот момент в хвате называется «клин Аюба» - по имени известного американского инструктора, опубликовавшего описание этого приема, книгу которого я перевел в 1996 году. Хотя этому приему я уже учил за 3 - 4 года до этого, будучи в счастливом неведении. Порядок выполнения этого приема рассчитан на ограничение хвата во времени: левая рука ловит выступ магазина, указанной выше точкой, средний палец кисти подводится плотно под скобу, а прямой указательный, как клин, вдавливается между спусковой скобой и средним пальцем. Возникает сильнейшее распорное усилие, направленное снизу вверх от левой кисти на спусковую скобу. Именно это усилие не дает стволу уйти вниз при быстрой и уверенной обработке спуска. Есть, конечно, и другой вариант хвата, значительно повышающий точность выстрела, но чуть более сложный в исполнении. В основном его применяют для стрельбы с ведущей руки.Да, как же я забыл «посмаковать и почмокать» по поводу так всеми любимого момента - управление спуском курка. Столько сказок и легенд! Но противник не гурман, а скорее наоборот. Чмокать некогда, а пора давить на спуск. А как? Работающая левая рука освобождает кисть правой от нагрузок удержания и наведения, сохраняя только функции более высокого уровня формирования точных движений - коррекции прицела и управления спуском курка. При этом характер нажима не имеет ничего общего со спортивным оружием, скорость движения пальца на спусковом крючке возрастает. Кстати, усилие рабочего хода спуска ПМ по паспортным данным ограничено рамками технических условий - от 2 до 4 килограмм. Согласно экспериментально подтвержденным данным Б.Ф.Ломова усилия пальцев в эффективном воздействии на органы управления даже «тяжелого» типа не могут превышать 1,2 кг. Вот и попробуйте понажимать 4-5 раз в секунду. Посмотрим, где будут пули? В данном случае палец на спуске сам должен задавать динамические характеристики нажима, не считаясь с сопротивлением ударно-спускового механизма. Это сравнимо с сопротивлением резинки, подложенной под спусковой крючок «старого и доброго Марголина» в скоростных упражнениях. Есть тренировочные приемы, позволяющие добиться управляемого движения пальца в пределах длины рабочего хода спуска с замедлением нажима и частотой 4-5 раз в секунду. Можно рисовать по этому поводу графики и диаграммы, водить хороводы вокруг круглого стола, но все проверено и прекрасно работает.Более детальное углубление в биомеханику нашего измученного организма возможно, многое уже сделано в подражание А.А.Юрьеву и не приводиться исключительно из-за искреннего беспокойства за желудок внимательного читателя. Пора и к десерту перейти, т.е. к следующей главе.

Теоретические основы методики обучения и практический подход к формированию двигательных автоматизмов на фоновых уровнях подсознательной деятельности мозга в построении движений ближнего бояПересказывать фундаментальный труд А.Н.Бернштейна «О построении движений», над которым он работал всю жизнь, да еще в моей интерпретации дело не только неблагодарное. Но только ради стрелков и их «стрелковых гуру» на свой страх и риск решусь затронуть святое, прикрываясь мыслями умнейших людей человечества, что этапы эволюции развития и формирования мозга человека лежат в основе порядка построения движений и формирования мышечной, т.е. моторной памяти. Формирование движений, т.е. заполнение багажника подсознательных движений и действий производиться через сознательные, корковые слои мозга, заполняя нижние фоновые уровни построения движений, создавая автоматизмы и освобождая кору головного мозга для новых задач.Главное в этом, на первый взгляд, простом процессе выстроить цепочку из элементов движений и комплексов боевых действий и, упрощенно представляя, как пулеметную ленту слоями уложить в «коробку» головного мозга, расправив и согласовав все звенья. Тогда машина нашего тела будет работать без заклиниваний в любых самых сложных и стрессовых ситуациях. Вся схема похожа на пирамиду, вершина которой - сознание коры головного мозга в зависимости от складывающейся ситуации выдергивает из подсознания тот или иной вариант действий, с ходу внося коррекции в движения в зависимости от изменения обстановки и богатства фоновых уровней в выборе построения движений и их доступности.«Двигательный навык - это освоенное умение решать тот или иной вид двигательной задачи… Изучаемое движение нужно проделать много раз, чтобы чувствительные отделы мозга успели познакомиться со всем разнообразием отклонений и разновидностей ощущений… Самой рациональной и правильно поставленной будет такая тренировка, при которой с затратой наименьшего труда будет совмещаться наибольшее, хорошо продуманное разнообразие ощущений и будут созданы наилучшие условия, чтобы осмысленно запомнить и усвоить все эти ощущения».Уровень А самый древний и низший в структуре мозга, специализируется на управлении мускулатурой туловища и шеи. В нашем «понимании» отвечает за формирование различных видов изготовок и хваты оружия. Поэтому на тренировке «загружается» в первую очередь комплексом специально подобранных элементов движений и упражнениями с элементами контроля. Этот комплекс повторяется на каждой тренировке и обновляется по мере усвоения и устранения погрешностей.Следующий уровень В - уровень формирования фонов мышц конечностей, мышечно-суставных увязок и по своему главенству урвал себе и часть функций слабо развитого уровня А. На тренировке он «пакуется» комплексами движений на месте «по полной программе», обогащая вариантативность фоновых связей на уровнях А и В. Естественно, что к этому циклу добавляется и формирование фонов в различных техниках перемещений. Движения, соответствующим образом подобранные в комплекс цепочки упражнений, образуют базу тактических перемещений стрелка. Но уровень В не может приспособить сложное и стройное движение к изменению обстановки. Он не имеет надежной связи с телерецепторами зрения и слуха. Богатые запасы фонов этого уровня прекрасно увязываются в навыки, называемые автоматизмами, мгновенно срабатывают по команде «сверху» на уход с места, атакованного противником, без промедления находят двигательный выход из любого положения, но без абсолютного подчинения вышестоящему уровню, и представляют набор бесцельных, но правильных движений. Так вот и создавайте эти базы движений для боя, не загружая пока мозг сложными задачами применения оружия в стрессовой обстановке. Все впереди. Нарушите очередность усваиваемых движений, действий и перед Вами парализованный и необучаемый «тормоз» или « болванка» спортивного стрелка.Следующий уровень формирования движений С - уровень пространства, который, в идеальном порядке своей структуры, управляет низшими фоновыми уровнями, создает многообразие координированных движений в пространстве и, благодаря сенсорным фонам, связанным со зрительными, слуховыми, осязательными областями коры головного мозга, строит точные движения. Этот уровень обеспечивает гибкость и маневренность в пространстве, баллистические и ударные движения, перенос движений и копирование. Этот обширный уровень С по характеру построения движений можно разделить на два подуровня - С1 и С2, где, по отношению к нашим требованиям, С1 строит более простые пространственные движения боя, борьбы, ориентации и координации тела в пространстве, а подуровень С2 включает верхний «этаж» связи с пространством - броски, уколы, указывания, точное наведение оружия и готовность к выстрелу, а также явление переноса упражняемости. В соответствии с выше сказанным, на этом этапе в тренировку включаются элементы рукопашного боя на контактной дистанции, приемы извлечения, выноса и наведения оружия для разных тактических дистанций, но без завершающего элемента - выстрела. Этим я хочу сказать, что уже готова двигательная база боевых действий, нуждающаяся в возрастании смысловой сложности, трудности и точности двигательных актов, в непрерывном увеличении числа внезапных и нешаблонных двигательных задач. Цель этих тренировок - перевести осознаваемые фоны самостоятельных движений на роль фоновых коррекций в одном из нижележащих уровней построения движений и именуемые автоматизмами, т.е. вывести их из поля сознания. В каждой выполняемой многоуровневой двигательной структуре в сознание человека попадает только состав его ведущего уровня действий, независимо от абсолютной высоты последнего. Требуемые от нас боевые действия с оружием выражаются формулой D/С2С1/ВА, где D - ведущий, «человеческий» уровень смысловых действий, и его значение мы рассмотрим чуть позже, как более высокий уровень нервной деятельности. А пока останемся ближе к «животным», бессознательным уровням А, В, С, и это поможет выжить.В данной методике обучения нет необходимости ломать старые навыки, объяснять их бесполезность, давить на сознание и понимание нового учебного материала, ждать и бояться , что стресс боевой обстановки сведет на нет весь Ваш труд. Что заложено в подсознание достаточно прочно, на уровень условного рефлекса, то не стирается стрессом боевой обстановки и автоматически активизируется в случае реальной опасности. И что удивительно - этот импульс действий пробуждает сознание уровня D за счет богатых обратных связей с подуровнями С2 и С1, выводя его ступора и давая «фору» на анализ обстановки и принятие решений за счет времени начальной инстинктивной защитной реакции на атаку противника. Может быть, что некоторым из Вас пришлось на себе испытать действие ступора в одном из его жутких вариантов. Это или паралич разума и речи с судорожными однообразными движениями, или тот же паралич с захватом поперечно - полосатых мышц скелетной мускулатуры и одновременным «приятным» расслаблением гладких мышц полостных органов. Ну, пора покончить со страшным звериным прошлым нашей нервной системы и «медвежьей болезнью». Впереди свет разума.Уровень D обеспечивает плодотворную человеческую деятельность, но не всех, одаренных этим уровнем, можно назвать людьми. Уму «не растяжимо», как все перепутано в жизни. Этому уровню отвечают созидательные, предметные действия, совершаемые над вещью, трудовые действия с инструментом, но в том числе и с оружием, как инструментом убийства, а также многие цепные двигательные акты человеческой деятельности, как речь и письмо.Сознательная предметная деятельность характерна тем, что по мере формирования двигательных навыков всевозможных действий, вновь освоенные движения вытесняются в низовые уровни, формируя в них большое количество фоновых координаций и автоматизмов. Но управляющие действия, непосредственно связанные постоянно меняющейся обстановкой, всегда присутствуют в сфере организационной деятельности уровня D на самых важных и сложных направлениях построения движений. В нашем случае - это решение задачи победы над вооруженным противником с помощью короткоствольного оружия. Цена решения - жизнь. И мозг привлекает все имеющиеся возможности, все уровни и все многообразие их связей. Двигательная формула этого действия уже приводилась выше, но если в подобной форме выразить действия спортивной стрельбы, то в выражениях D/ С2 / А - для медленных упражнений и D/ С2 С1/ А - для скоростной стрельбы отсутствует фоновый уровень построения движений В и в значительной своей части подуровень С1- ориентации, координации и построения движений в пространстве, что является основой построения боевых действий. Но необходимость движения стрелка в ближнем бою вводит в эти формулы построения действий движения уровня В и подуровня С1. При этом деятельность ведущего уровня D полностью сможет переключиться на формирование связей фонов и построение движений в этих уровнях, полностью отключив подуровень С2 - разумное, избирательное, точно ориентированное на противника, опережающее по времени, применение личного оружия. А сильное влияние стресса на уровень D таково, что связь с уровнем С2 может быть потеряна безвозвратно.Вот почему нельзя заставить спортивного стрелка целенаправленно двигаться с оружием. Его походка будет похожа на движения паралитика с волочащимися ногами, а если ситуация все же заставит его двигаться резвее, то стрельбы не жди. Все это было в моей практике раньше, да и нет необходимости Вас в этом убеждать, судите по себе и своему опыту.На этапе обучения, соответствующему уровню D, в тренировку включаются элементы производства выстрела с приемами и техникой контроля точности стрельбы на разных тактических дистанциях при повторе наработанных двигательных комплексов на уровне автоматизмов подсознания. Жесткие требования к точности стрельбы не вызывают у обучаемых ни малейших проблем, а только удовлетворение своей подготовкой и чувство уверенности в своих силах и умении. Применение лазерных тренажеров несколько упрощает контроль, ускоряет заключительный этап подготовки и активизирует интерес обучаемых к решению ситуационных ролевых задач в тактической подготовке.Включение в программу подготовки последнего уровня Е целесообразно только для оперативно-боевых подразделений силовых структур государства.

Анализ и выводы эффективности разработанной методикиВ заключение хочу заверить читателей, что научное содержание этой статьи только подтверждение большого объема целенаправленных поисков и практических экспериментов в создании эффективной педагогической методики обучения ближнему бою с короткоствольным оружием. На практике подтверждена экономичность и ошеломляющая результативность обучения, «накатанность» короткой и простой учебной программы. Методика не требует особого материального обеспечения, никем в прошлом не применялась и не имеет аналогов в мире и в настоящее время. Практические стрельбы в ходе учебного процесса не нужны, а только лишь как подтверждение полученного мастерства. Все, что касается построения занятий, цепочек программируемых фоновых движений, элементов и приемов самоконтроля и контроля за действиями обучаемых, приемов рукопашного боя, подобранных к тактике контактной дистанции и элементов переноса упражняемости в обучении считаю своим «куском хлеба на старость», и позволю себе оставить все это богатство за бумажным барьером авторского права.И так слишком многим поделился, а для опытного и умного преподавателя большего и не нужно. В разработке методики использованы доступные научные материалы, открытые публикации, данные периодической печати, абсолютно нет фактов плагиата и безосновательных умозаключений, не подтвержденных на практике или в ходе занятий.Выражаю искреннюю благодарность преподавателю кафедры психологии Академии физической культуры РФ г-ну Непопалову В.Н., преподавателю кафедры физической подготовки Академии ФСБ РФ полковнику В.С.Роднову за советы в выборе научной литературы и специалисту оружейного бизнеса г-ну Хрущеву А.А. за обеспечение тематическими зарубежными изданиями.

Алексей БелугинЭнциклопедия «Подготовка бойца спецназа» НПЦ "Здоровье народа", ООО «ВИПв

www.vipv.ru

ГЛАВА VII СТРЕЛКОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРИБОРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТРЕЛЬБЕ ИЗ ПИСТОЛЕТА

ГЛАВА VII

СТРЕЛКОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРИБОРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТРЕЛЬБЕ ИЗ ПИСТОЛЕТА

1. Общие сведения

Подготовка меткого стрелка, хорошо знающего свое оружие и умеющего применить его в любых условиях боевой обстановки, во многом зависит от обеспечения занятий по огневой подготовке различными учебными пособиями и приборами.

Правильное и своевременное применение стрелковых приборов в процессе обучения стрельбе значительно сокращает сроки обучения производству меткого выстрела, повышает качество подготовки, уменьшает расход патронов и способствует сохранению в исправности боевого, оружия.

Стрелковые учебные приборы просты по устройству, что позволяет многие из них изготовить средствами подразделений и оружейных мастерских.

Применение приборов при обучении требует некоторой подготовки обучающего. Обучающий должен знать назначение каждого учебного прибора и всевозможные варианты его использования. Чтобы предупредить ошибки в выводах о результатах проверки обучаемого, следует при обучении и контроле пользоваться только исправными приборами.

Количество стрелковых учебных приборов, которые можно использовать при обучении производству меткого выстрела из пистолета, невелико. Но это не значит, что при обучении следует ориентироваться только на штатные приборы командирского ящика. При достаточном опыте в обучении стрельбе из пистолета обучающий может сам создать приборы и наглядные пособия, которые помогут ему в обучении.

По характеру применения приборов в процессе обучения стрельбе из пистолета их можно разделить на следующие группы:

1. Приборы для обучения прицеливанию и проверки правильности наводки оружия в цель.

2. Тренировочные приборы для тренировки в прицеливании и спуске курка.

3. Тренировочные пистолеты — пневматические и малокалиберные пистолеты.

2. Приборы для обучения прицеливанию из пистолета

Обычно при подготовке стрелка к стрельбе из пистолета обучаемые уже имеют опыт в прицеливании из оружия, снабженного открытым прицелом. Это облегчает работу обучающего и не требует применения приборов для показа прицеливания из пистолета, поскольку принцип прицеливания из пистолета тот же, что из автомата, карабина и другого стрелкового оружия.

Если обучаемые не имеют практики в стрельбе из других образцов оружия, использование приборов для показа правильного прицеливания из пистолета обязательно.

Рис. 23. Правильное положение мушки:

а — относительно прорези прицела; б-относительно точки прицеливания

При обучении прицеливанию применяется показная мушка, диафрагма и ортоскоп.

Показная мушка применяется для показа правильного положения мушки в прорези прицела; на показной мушке можно показать совмещение ровной мушки с точкой прицеливания.

При показе ровной мушки нужно ослабить зажим и, смещая пластинку, придать правильное положение мушке в прорези прицела (рис. 23, а), затем закрепить зажим. Показывая правильное положение мушки в прорези прицела, обучающий увязывает свой рассказ с объяснением устройства прицельного приспособления пистолета. Объяснив и показав ровную мушку, обучающий передает обучаемым показные мушки для того, чтобы каждый самостоятельно несколько раз установил ровную мушку. Таким образом у обучаемых закрепляется в памяти правильное положение мушки в прорези целика. Точно так же показывается положение ровной мушки относительно точки прицеливания (рис. 23, б).

Когда обучаемые твердо усвоили понятие о ровной мушке и ее положении относительно точки прицеливания, можно переходить к показу положения мушки в прорези целика непосредственно на оружии при помощи диафрагмы.

Диафрагмы применяются для показа правильного положения мушки в прорези прицела непосредственно на оружии.

Рис. 24. Приспособление для установки диафрагмы на пистолете

Обычная диафрагма для карабинов не приспособлена для показа ровной мушки на пистолете, но все же при некотором приспособлении применять ее в процессе обучения возможно. Для этой цели изготовляется деревянная рейка длиной 30-40 см и на один конец ее устанавливается диафрагма для карабинов, а другой заострен. Обучающий закрепляет в прицельном станке пистолет и отводит затвор назад до установки его на затворную задержку. Заостренный конец рейки вводится в вырез затвора (рис. 24). Затем обучаемый перемещает подвижной щитик до тех пор, пока не получит в визирном отверстии изображения правильного положения мушки в прорези целика пистолета. Закрепив барашком подвижной щитик в приданном положении, обучающий показывает ровную мушку поочередно всем обучаемым.

Полезно после показа сбить установку подвижного щитика и предложить обучаемым самостоятельно установить ровную мушку.

Если нет возможности иметь приспособление для установки диафрагмы на пистолете, можно ограничиться показом правильного положения мушки в прорези прицела на карабине, так как прицельные приспособления по форме и по принципу прицеливания у карабина и пистолета одинаковы.

3. Приборы для контроля наводки при прицеливании

К контрольным приборам, при помощи которых руководитель может проверить прицеливание из пистолета, относится ортоскоп (рис. 25). При помощи ортоскопа обучающий может проверить правильность прицеливания, устойчивость оружия при прицеливании и положение линии прицеливания в момент спуска курка.

Рис. 25. Ортоскоп к пистолету обр. 1933 г.

Ортоскоп устанавливается на затворе пистолета позади целика так, чтобы смотровое окно находилось слева от пистолета. Благодаря наличию стенок корпуса и выреза для целика ортоскоп на пистолете устанавливается достаточно прочно. При проверке прицеливания или устойчивости оружия при прицеливании, а также положения линии прицеливания при спуске курка проверяющий располагается с левой стороны от пистолета. Наблюдая в смотровое окно, проверяющий видит в зеркале ортоскопа прямое изображение прицельного приспособления пистолета и цели.

Точность прицеливания оценивается по положению вершины ровной мушки относительно точки прицеливания. Ошибки обучаемого в установке ровной мушки при помощи ортоскопа определить нельзя.

Устойчивость руки, а следовательно, и оружия при прицеливании из пистолета оценивается по величине колебаний оружия относительно точки прицеливания. Наблюдая в зеркало ортоскопа, проверяющий может зафиксировать направление и устойчивость оружия в момент спуска курка и тем самым определить правильность нажима стрелком на спуск пистолета.

Существующие ортоскопы имеют ряд недостатков, снижающих точность определения качества прицеливания. Ортоскоп устанавливается на пистолете, который удерживается при прицеливании на вытянутой руке. Поэтому при некоторых колебаниях руки (оружия) наблюдение затрудняется, а при слабом освещении прицельного приспособления и цели становится невозможным. Изображение цели, наблюдаемое в зеркало ортоскопа, перемещается при колебаниях оружия, что осложняет фиксацию направления пистолета относительно точки прицеливания. Размеры зеркала ортоскопа ограничены, и поле зрения невелико.

Наиболее удачным для проверки прицеливания из пистолета является ортоскоп конструкции полковника Раффе Е. В., предназначенный для пистолета.

Конструкция представляет собой увеличенный ортоскоп обычного типа, установленный на треноге. Выдвижной кронштейн треноги позволяет установить ортоскоп на уровне глаз с учетом роста стрелка (рис. 26). Устройство ортоскопа весьма несложно, поэтому он может быть изготовлен в подразделении. Детали треноги и ортоскопа сделаны из дерева. При переноске тренога и кронштейн с ортоскопом складываются. Первый опыт применения такого ортоскопа показал хорошую видимость изображения цели и прицельного приспособления пистолета. Неподвижное положение ортоскопа позволяет наблюдать изображение цели неподвижным и значительно точнее фиксировать направление пистолета и его колебания. Несвязанность прибора с оружием создает возможность наблюдать за направлением линии прицеливания при стрельбе боевым патроном (рис. 27).

Рис. 26. Общий вид ортоскопа на станке

Рис. 27. Положение стрелка и проверяющего при проверке прицеливания в ортоскоп

К недостаткам контрольных приборов такого типа следует отнести некоторую связанность стрелка при прицеливании, имеющего перед лицом установленный ортоскоп, а также громоздкость прибора.

4. Тренировочные приборы

Тренировочные упражнения в прицеливании и спуске курка лучше всего организовать на действительном расстоянии. Однако в отдельных случаях, при отсутствии специально оборудованных мест для тренировки, такие занятия могут быть организованы на сокращенных расстояниях или в комнатных условиях.

Для тренировочных упражнений не требуется сложных приборов. Чтобы не вызвать поломки ударника пистолета при многократных спусках курка с боевого взвода, в патронник вводится учебный патрон. Для проверки точности прицеливания используется ортоскоп и мишень.

Для тренировки в однообразии прицеливания из пистолета невозможно использовать ручные указки, которые применяются при обучении стрельбе из карабина. Для пистолета необходимы специальные приборы, которые позволяют фиксировать точность и однообразие прицеливания. Существуют приборы для тренировки стрелка в прицеливании и спуске курка с фиксацией результата прицеливания наколом иглы по уменьшенной мишени (копии мишени). Такие приборы рассчитаны на самостоятельную тренировку в комнатных условиях.

На рис. 28 изображен тренировочный прибор, который фиксирует положение линии прицеливания в момент спуска курка. Прибор устанавливается на передней части пистолета. Перед стрелком примерно на уровне его глаз ставится подставка с полочкой, на которой находится конец рычага прибора. Прицеливание производится по уменьшенной установленной на стойке мишени, положение которой при выверке согласуется с направлением иглы.

Рис. 28. Прибор «Тренер» для пистолета

При прицеливании в зависимости от отклонения пистолета отклоняется и игла, но с большим угловым смещением. При спуске курка с боевого взвода игла делает накол на контрольной мишени, фиксируя отклонение пистолета в момент спуска курка.

5. Тренировочные пистолеты

Самые совершенные приборы, применяемые при тренировке стрелка, не могут заменить стрельбы. Сокращенные расстояния, накол или отметка вместо попадания, несвободное положение пистолета и т. п. не позволяют сделать правильный вывод о степени усвоения приемов стрельбы. Поэтому тренировочные пистолеты — необходимое средство обучения стрельбе из пистолета.

Существуют два типа тренировочных пистолетов: пневматические пистолеты и пистолеты под патрон калибра 5,6 мм.

Пневматические пистолеты выбрасывают из ствола свинцовую пулю силой сжатого воздуха. Большое рассеивание пуль и незначительная дальность их полета дают возможность применять эти пистолеты лишь для стрельбы по мишеням на расстоянии 5-10 м. Несмотря на это ограничение, стрельба из пневматического пистолета очень интересна и приносит большую пользу при обучении стрельбе.

Значительно большую ценность имеют 5,6-мм самозарядные пистолеты конструкции Марголина (рис. 29).

Рис. 29. 5,6-мм самозарядные пистолеты конструкции Марголина (с длинным и коротким стволом)

5,6-мм самозарядные пистолеты конструкции Марголина выпускаются со стволами длиной 180 и 140 мм. Пистолеты с длинным стволом служат для спортивно-тренировочных упражнений, а с коротким стволом — для скоростных стрельб. Разница в кучности боя невелика, поэтому можно пользоваться при обучении стрельбе и выполнении упражнений Курса стрельб пистолетами обоих видов.

Кучность боя пистолета конструкции Марголина значительно лучше, чем у боевого пистолета обр. 1933 г. Это объясняется большей длиной ствола, точностью прицельных приспособлений и применением маломощного патрона со свинцовой пулей калибра 5,6 мм. Поэтому при определении степени подготовки к стрельбе боевым патроном нужно оценку повышать примерно на 5 очков, если остальные условия упражнения остаются без изменения. Иногда применяют с этой целью увеличение расстояний до мишени: например, вместо 15 м устанавливают дальность 25 м или вместо 25 м — дальность 50 м.

Ожидать, что обучаемый даже при условии этих усложнений стрельбы из пистолета конструкции Марголина может получить такой же результат при стрельбе из боевого пистолета, конечно, не следует.

Техника стрельбы из пистолетов конструкции Марголина ничем не отличается от техники стрельбы из боевого пистолета; это дает возможность с успехом применять их при обучении и тренировке в стрельбе. Особое значение малокалиберные пистолеты имеют как тренировочные приборы при подготовке стрелка.

Благодаря дешевизне патронов 5,6-мм самозарядные пистолеты конструкции Марголина дают возможность проводить больше стрельб. Это повышает подготовку стрелка при стрельбе по появляющимся целям, с переносом огня по фронту и при стрельбе в других, более сложных условиях.

Устройство пистолета конструкции Марголина несложно, и руководителю не нужно затрачивать дополнительное время на изучение его устройства. Вполне достаточно научить разборке его для чистки и сборке. Заряжание и разряжание по приемам не отличаются от тех же действий с пистолетом обр. 1933 г.

Разборка пистолета конструкции Марголина для чистки производится в такой последовательности:

1. Отделить магазин (рис. 30).

Рис. 30. Как отделить магазин

2. Освободить замыкатель и отделить его (рис. 31).

Рис. 31. Как отделить замыкатель

3. Вынуть шток с возвратной пружиной и муфтой из желоба рамки (рис. 32).

Рис. 32. Как отделить шток с возвратной пружиной и муфтой

4. Отделить затвор (рис. 33).

Рис. 33. Как отделить затвор

Сборка производится в обратной последовательности. Чистка канала ствола пистолета производится всегда со стороны патронника с целью сохранения дульного среза ствола, при помощи латунного шомпола, который входит в комплект принадлежности к пистолету.

Пистолет хранится и переносится в футляре, в котором имеется и принадлежность (рис. 34): шомпол, отвертка, выколотка, масленка, запасный магазин, калибромер, балансирные грузы, опорный гриб.

Рис. 34. Расположение пистолета и принадлежности в футляре

Опорный гриб применяется для пистолетов с удлиненным стволом. Он прикрепляется к правой стенке рукоятки и регулируется по высоте в зависимости от ширины ладони стрелка. Балансирные грузы и опорный гриб (рис. 35) используются только при спортивных стрельбах. Балансирные грузы для регулировки центра тяжести пистолета укрепляются в пазах цевья рамки пистолета. Установка грузов на пистолете уменьшает смещение пистолета при выстреле, что способствует быстрому восстановлению прицеливания для очередного выстрела. Поскольку балансирные грузы и опорный гриб применяются только при выполнении спортивных упражнений, применять их не следует, если 5,6-мм самозарядный пистолет используется как пособие для подготовки стрелка к стрельбе из боевого пистолета.

Рис. 35. 5,6-мм самозарядный пистолет конструкции Марголина с балансирным грузом и опорным грибом

Пистолеты конструкции Марголина необходимо содержать в чистоте, бережно с ними обращаться. При длительной стрельбе, примерно после каждых 100 выстрелов, надо протирать канал ствола и патронник, направляющие пазы рамки и затвора, досылатель и чашечку затвора. По окончании стрельбы пистолет надо обязательно чистить. Чистка производится по правилам чистки пистолета обр. 1933 г. Для обеспечения безотказности действия механизмов пистолета перед стрельбой проверяется состояние канала ствола и патронника, работа подвижных частей, действие ударно-спускового механизма.

При подготовке пистолета к стрельбе следует обращать особое внимание на осмотр и подготовку патронов. Это особенно важно при стрельбе в ограниченное время в целях предупреждения задержек.

В 5,6-мм самозарядном пистолете конструкции Марголина тугое продвижение патрона из-за увеличенного калибра пули или отклонения в размерах и форме гильзы приводят к неполному закрыванию затвора. Поэтому обязательна предварительная проверка каждого патрона калибромером, имеющимся в принадлежности. Патрон в калибромер должен входить свободно или при легком нажиме пальцем. Патроны, которые входят в калибромер туго, с усилием, откладываются как негодные для стрельбы.

Проверка боя 5,6-мм самозарядных пистолетов конструкции Марголина для учебных целей проводится отдельно для каждого учебного упражнения. Малокалиберные пистолеты нужно так привести к нормальному бою, чтобы они позволяли иметь ту же точку прицеливания, что и при стрельбе из боевого пистолета. Например, если у пистолета обр. 1933 г. при стрельбе на 25 м точка прицеливания в центре мишени и средняя точка попадания совмещена с ней, то и пистолет конструкции Марголина при стрельбе на эту же дальность должен иметь такое же расположение точки прицеливания и средней точки попадания.

В 5,6-мм самозарядных пистолетах конструкции Марголина при приведении к нормальному бою пользуются смещением мушки по высоте для изменения положения средней точки попадания вверх (вниз). Для устранения отклонений пуль по направлению смещают целик влево (вправо) в зависимости от расположения средней точки попадания.

Чтобы изменить высоту мушки, нужно открепить винт в основании мушки, удерживающий ее, изменить положение мушки на нужную величину и закрепить приданное ей положение винтом.

Смещение целика достигается вращением винта при помощи отвертки.

Для определения величины поправок можно использовать следующую таблицу:

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

ГЛАВА V. СТРЕЛКОВАЯ ТРЕНИРОВКА ИЗ ПИСТОЛЕТА. «Стрельба из пистолета»

 

1. Значение стрелковой тренировки

При стрельбе из пистолета, как и при стрельбе из другого оружия, необходимо соблюдать правильное положение рук, ног, головы, туловища, а также правильное положение оружия; нужно уметь затаивать дыхание, прицеливаться и плавно спускать курок. Такое количество элементов, которое во время стрельбы должно удерживаться в сознании, человека, неминуемо вызвало бы рассеивание внимания, если бы отдельные действия стрелка в результате упражнений не были доведены стрелком до автоматизма.

Автоматизация действий стрелка при выполнении приемов стрельбы, т. е. навык, достигается в результате большого количества повторений всех действий, связанных с производством выстрела. Навыки помогают стрелку сосредоточить свое внимание на основном, главном при выполнении того или иного приема.

Если навыки не приобретены, внимание рассеивается и не дает возможности стрелку сосредоточиться на том основном, что обеспечивает меткую стрельбу из пистолета — на прицеливании и спуске курка.

Но навыкам присуща изменчивость. Приобретенные стрелком навыки неизбежно начинают разрушаться, если прекратилась систематическая работа над упражнениями. И, наоборот, навыки совершенствуются, приобретают устойчивость, если продолжается систематическая работа над упражнениями в стрельбе. Происходящие изменения в навыках не всегда заметны. Очень часто создается впечатление, что прекращение упражнений не влияет на навык, но это чувство обманчиво. Понаблюдайте за стрелком, у которого был длительный перерыв в упражнениях по стрельбе: движения стрелка стали неуверенны, и он делает одну ошибку за другой. Такой стрелок в лучшем случае с трудом выполнит упражнение или даст низкий результат в стрельбе.

Примером того, что при систематической работе над упражнениями можно значительно усовершенствовать навыки и добиться отличных результатов, является скоростная стрельба из винтовки офицера Немцева Я. Ф. Немцев, непрерывно, настойчиво тренируясь в выполнении приемов заряжания и перезаряжания винтовки, добился скорости заряжания винтовки при помощи обоймы в 3/4 секунды и затрачивал на перезаряжание 1/3 секунды. Такая скорость исполнения приемов позволила ему производить до 55 прицельных выстрелов в одну минуту, что является небывалым рекордом для скоростной стрельбы из винтовки обр. 1891/30 г.

Устойчивость навыков определяется степенью их закрепления. Поэтому с целью закрепления навыков в выполнении приемов стрельбы и их дальнейшего совершенствования необходима систематическая тренировка, т. е. работа над упражнениями в приемах стрельбы.

До настоящего времени некоторые еще придерживаются мнения, что в работе над упражнениями без выстрела нет необходимости, что наиболее эффективным методом подготовки стрелка из пистолета является практическая стрельба. Опыт показывает, что такие взгляды неправильны. Стрельба без тщательной подготовки, как правило, вызывает излишний расход боеприпасов и может привести к отрицательным результатам.

Нельзя отрицать и значения практической стрельбы, но она должна проводиться лишь тогда, когда в результате упражнений обучаемый приобретет устойчивые навыки в выполнении приемов стрельбы.

Закрепление и совершенствование навыков в стрельбе производятся на стрелковых тренировках. Стрелковые тренировки из пистолета организуются в составе группы обучаемых под руководством опытного офицера или проводятся офицером самостоятельно. В зависимости от подготовки обучаемых и очередной стрельбы боевым патроном для стрелковой тренировки намечаются те или иные упражнения. В течение 20-30-минутной тренировки из пистолета можно провести 2-3 упражнения. Каждое упражнение повторяется за это время несколько раз.

2. Упражнения для стрелковой тренировки из пистолета

2.1. Тренировка в правильной установке мушки в прорези целика.

Принять положение для стрельбы. Вытягивая руку с пистолетом в сторону хорошо освещенного фона, однообразно окрашенного, без каких-либо резко заметных точек, которые могут служить точками прицеливания, быстро установить ровную мушку и некоторое время удерживать ее в этом положении.

2.2. Выработка правильных движений руки, которые необходимы при прицеливании.

Принять положение для стрельбы. Направить пистолет в левый нижний угол квадрата (размером 25 X 25 см), установленного впереди стрелка на расстоянии 25 м. Установив ровную мушку, медленно вести пистолет по сторонам квадрата, не допуская смещения мушки в прорези целика. Вначале движение производится слева направо, затем справа налево. В целях усложнения упражнения при последующих тренировках можно уменьшить размер квадрата или увеличить расстояние до него. Можно применять и другие фигуры (ломаная горизонтальная линия, головная фигура и т. п.), которые также изменяются в размерах или устанавливаются на больших расстояниях с целью уменьшения движения руки. При тренировке в комнате размеры фигур соответственно уменьшаются.

2.3. Тренировка в движении указательного пальца при нажиме на спуск пистолета.

Принять положение для стрельбы. Направить пистолет на хорошо освещенный однообразный по окраске фон. Установить ровную мушку и плавно нажимать на спуск пистолета, постепенно усиливая нажим. При нажиме следить, чтобы положение мушки в прорези целика не изменялось. Чтобы проследить, насколько правильно осуществляется давление на спуск, упражнение выполняется при спущенном с боевого взвода курке.

2.4. Тренировка в удерживании ровной мушки при ударе курка по ударнику.

Зарядить пистолет учебным патроном и принять положение для стрельбы. Взвести курок. Направить пистолет на хорошо освещенный однообразный по окраске фон и установить ровную мушку. Затаить дыхание и уточнить положение мушки в прорези целика. Плавно нажать на спуск пистолета, удерживая ровную мушку. Проследить, произошло ли изменение в положении мушки по отношению к середине прорези целика при ударе курка.

2.5. Выработка согласованности движений при производстве выстрела.

Принять положение для стрельбы и взвести курок. Направить пистолет в центр квадрата (размером 25 X 25 см) или кольца диаметром 25 см, установленного в 25 м от стрелка. Установить ровную мушку и выжать свободный ход спуска пистолета. Задержать дыхание и, уточнив прицеливание, плавно спустить курок с боевого взвода. Отметить положение мушки в прорези целика и отклонение пистолета в момент удара курка по ударнику.

2.6. Тренировка в прицеливании и спуске курка при совмещении ровной мушки с выбранной точкой прицеливания.

Зарядить пистолет учебным патроном. Принять положение для стрельбы. Направить пистолет в центр (или под обрез) черного круга спортивной мишени. Затаить дыхание, установить ровную мушку и плавно нажимать на спуск пистолета, стремясь удерживать вершину ровной мушки у точки прицеливания. Заметить положение ровной мушки по отношению к точке прицеливания в момент спуска курка.

2.7. Привитие темпа стрельбы и навыка в правильном распределении времени при стрельбе серией.

Зарядить пистолет учебным патроном. Принять положение для стрельбы. По команде «Огонь» произвести 5 прицеливаний и спусков курка за 40 сек. С началом команды засекается время и громко объявляется через каждые 5 сек.

Примечание. Для проверки умения правильно распределять время, зафиксировать время, затраченное на каждый выстрел. Равные промежутки по времени между отдельными выстрелами указывают на усвоение темпа.

2.8. Тренировка в выполнении приемов стрельбы по групповой цели.

Зарядить пистолет учебным патроном. Принять положение для стрельбы и взвести курок. По команде «Огонь» быстро произвести выстрел в правую мишень, а затем в последующие.

Поскольку взвести курок для 2, 3, 4 и 5-й целей нельзя за недостатком времени, по остальным целям стрелок только прицеливается и нажимает на спуск. Для выполнения упражнения вначале отводится 10 сек., по мере усвоения время сокращается до 8, 6 и 4 сек. Упражнение проводится по 5 ростовым фигурам, установленным в 25 м от стрелка. В зависимости от условий тренировка может производиться и на сокращенном расстоянии, но по соответственно уменьшенным мишеням.

3. Организация и методика проведения стрелковой тренировки

Для повседневной тренировки в выполнении приемов стрельбы из пистолета нужно составлять комплекс упражнений.

Если стрелок готовится к стрельбе в неограниченное время, можно рекомендовать упражнения N 3, 2 и 4. Упражнения проводятся в той последовательности, какая указана в предыдущем разделе. Каждое упражнение повторяется несколько раз.

При подготовке к стрельбе в неограниченное время сериями в 5 выстрелов за 50 сек. можно рекомендовать следующий комплекс: упражнения N 1, 5, 6 и 7.

При подготовке к стрельбе с переносом огня по фронту выполняются упражнения N 1 и 7 с сокращением времени до 2 сек. на прицеливание и спуск курка и упражнение N 8.

Каждый из указанных комплексов может быть изменен по мере усвоения упражнений. Например, в I комплекс вводится упражнение ¦ 6 вместо упражнения N 4 или упражнение несколько изменяется с целью усложнения, или вносится новый норматив времени, увеличивается расстояние до цели или сокращается размер ее. Для отдельных обучаемых в зависимости от их ошибок в стрельбе делается упор на то или иное упражнение. Например, для не умеющих правильно производить спуск курка нужно рекомендовать упражнение N 4; для обучаемых, у которых наблюдается дрожание кисти руки, — упражнение N 2.

Стрелковая тренировка из пистолета может проводиться одновременно с несколькими стрелками. В этом случае назначается руководитель, под руководством которого стрелки тренируются в выполнении приемов стрельбы.

Например, стрелковая тренировка по упражнению N 2 организуется и проводится следующим методом. Руководитель, выстроив обучаемых в одну шеренгу лицом к мишеням, производит осмотр оружия. Каждому тренирующемуся указывается мишень, по которой он будет выполнять упражнение. Затем, разомкнув шеренгу на один (два) шаг, руководитель приказывает принять положение для стрельбы. Каждого обучаемого он проверяет в правильности занятого положения, после чего начинается тренировка.

Руководитель громко, чтобы его могли слышать все, говорит:

— Направьте пистолет в левый нижний угол квадрата. Установите ровную мушку. Медленно ведите пистолет по сторонам квадрата, удерживая ровную мушку, вверх, вправо, вниз, влево, еще раз вверх, вправо, вниз, влево. Повторить самостоятельно упражнение. Ведите пистолет медленно, следите за положением мушки в прорези целика, старайтесь не допускать отклонений мушки от середины прорези.

Для отдыха делается перерыв на 1-2 минуты, для чего подается команда «Стой». По этой команде обучаемые сгибают только руку в локте, оставаясь в том же положении. Во время отдыха руководитель дает указания тем обучаемым, которые изменяли положение головы или корпуса или выполняли движение слишком быстро. После небольшого отдыха упражнение повторяется вновь.

Таким же методом могут быть проведены и другие упражнения. Например, проводится упражнение N 3. Руководитель говорит:

— Примите положение для стрельбы. Направьте пистолет в середину щита. Правильно установите мушку в прорези целика. Задержите дыхание и уточните положение мушки в прорези. Начинайте давление на спуск медленно, плавно, следите за тем, чтобы при давлении пальцем на спуск пистолета не изменялось положение мушки в прорези целика, усильте нажим на спуск. Задержитесь в этом положении. Отпустите спуск. Вздохните (и т. д.).

Если стрелком тренировка проводится самостоятельно, то он должен знать порядок выполнения упражнения и все движения производить в той последовательности, какая указана в описании упражнений.

При тренировке в выполнении приемов стрельбы из пистолета все кажется значительно легче, чем при стрельбе боевым патроном. Это впечатление может привести к неправильному выводу неопытных стрелков, которые начинают перескакивать с одного упражнения на другое, не уделяя должного внимания шлифовке выполнения приемов. Нужно, наметив себе необходимые упражнения, в течение длительного периода работать над ними, не снижая требовательности к точности выполнения упражнения.

Стрелковую тренировку лучше всего проводить при дневном освещении, так как при искусственном освещении точное фиксирование прицеливания из пистолета затрудняется,

Каждый стрелок, занимающийся стрелковой тренировкой, должен ясно сознавать, что при овладении тем или иным навыком сила воли стрелка имеет большое значение. Желание овладеть меткой стрельбой из пистолета и понимание цели тренировки создают необходимые условия, при которых тренировка становится успешной.

Нужно тренироваться и в том случае, если стрелок уже овладел стрельбой из пистолета и уверенно выполняет упражнения. Как уже указывалось, навыки постепенно будут разрушаться, если не будет продолжаться систематическая работа над упражнениями.

При подготовке к стрельбе в неограниченное время основное внимание следует сосредоточить на прицеливании и спуске курка, не стремясь производить эти действия быстро.

Для стрельбы в ограниченное время следует обращать внимание на время выполнения прицеливания и спуска курка, не снижая требовательности к точности прицеливания.

Нужно постепенно ускорять процесс прицеливания и спуска курка. Неопытные стрелки часто уже на второй тренировке без выстрела начинают прицеливание и спуск курка производить значительно быстрее, чем предусматривается условиями упражнения. Несомненно, что они делают еще много ошибок в прицеливании и спуске курка, но поскольку нет выстрела, то точность действий проверить сложно, внимательность к прицеливанию снижается.

По усвоении одного темпа стрельбы нужно переходить к освоению более быстрого темпа, ни в коем случае не снижая точности прицеливания. При отработке темпа стрельбы в первый период не следует увлекаться прицеливанием по резко заметной точке прицеливания, это ослабит внимание к удержанию ровной мушки. Вначале упражнение надо выполнять, прицеливаясь из пистолета в центр листа (щита, фигуры). Только после того как стрелок научится быстро прицеливаться и, не нарушая основных правил (не дергая), быстро производить спуск курка, можно переходить к упражнениям, где предусмотрена мишень с хорошо заметной точкой прицеливания.

Периодическая стрельба необходима, так как только на основании результата стрельбы можно сделать окончательный вывод о достижениях и недостатках стрелка. Выявление успехов и ошибок стрелка позволит определить характер дальнейшей его тренировки. Отмечать только одни недостатки не следует, это будет снижать уверенность стрелка в своих действиях.

Проводя стрелковые тренировки, нужно соблюдать следующее:

1. Стрелковая тренировка из пистолета должна проводиться регулярно. Если будут допущены перерывы в тренировках, то при возобновлении их значительная часть времени будет расходоваться на восстановление частично утраченных навыков.

2. При стрелковой тренировке необходимо соблюдать последовательность. Переход от одного упражнения к другому, от одного комплекса упражнений к другому или усложнение условий возможно лишь в том случае, если обучаемый получил достаточно устойчивые навыки. Новые упражнения должны предусматривать закрепление и совершенствование навыков, приобретенных при выполнении предыдущих упражнений.

3. В организации стрелковых тренировок должна быть целеустремленность и индивидуальный подход к обучаемым. Это значит, что тренировку нужно строить с учетом предстоящих упражнений в стрельбе из пистолета и, проводя тренировку, учитывать способности и успеваемость стрелка.

4. Время, отводимое для стрелковой тренировки, должно быть использовано наиболее рационально. Руководитель должен точно рассчитать количество упражнений, количество повторений тех или иных приемов и время на краткий отдых между упражнениями. Ни в коем случае нельзя допускать бездействия тренирующихся, отвлечения внимания от выполняемых упражнений и т. д. В 20-30-минутную тренировку не должны быть включены сбор и возвращение группы обратно.

5. Стрелковую тренировку обеспечивать оружием, необходимыми пособиями, материалами и мишенями нужно заблаговременно.

litresp.ru