Сколько людей убил Пушкин до роковой дуэли с Дантесом. Пистолет из которого убили пушкина


«Дантесу просто повезло». Из какого пистолета был убит Пушкин

Из какого пистолета стрелял Пушкин?

Александр Широкорад, историк и публицист:

Пушкин и Дантес стрелялись из кленовых дуэльных пистолетов калибра 12 мм французской фирмы Le Page. Несмотря на достаточно большую мощность, точность этого оружия была невелика, поэтому большинство дуэлей заканчивались промахами или несмертельными ранениями.  

Дантесу попросту повезло, что он выстрелил первым, да еще и попал, потому что вероятность попадания была где-то десять процентов, несмотря на то что разделяли дуэлянтов всего 20 шагов.

Если точность винтовок мало зависит от качества изготовления, то для гладкоствольного оружия очень важна отделка ствола. При хорошей отделке  улучшаются и убойная сила, и точность. У Дантеса и Пушкина были абсолютно идентичные пистолеты, они продавались в одном футляре. Предположить, что у Дантеса был пистолет лучше, нельзя: во-первых, пистолет попадал к дуэлянту в результате жребия, во-вторых, секунданты перед дуэлью проверяли пистолеты.

Что на Дантеса была надета кольчуга — это, конечно, выдумка, потому что секунданты обязательно бы заметили это и произошел бы грандиозный скандал. Все случилось согласно дуэльному кодексу, никаких нарушений не было.  

Пушкин выжил бы, если бы попал к другому врачу. Медицинскую помощь ему оказали плохую: врач не удосужился даже вытащить пулю из тела, хотя в то время это уже умели делать. Вместо этого умирающего стали поить лекарствами, которые только усугубляли его положение.  

Фото предоставлено пресс-службой музея

По каким правилам стрелялись Пушкин и Дантес?

Людмила Тихонова, заместитель директора заповедника «Михайловское»:

Пушкин говорил: «Чести моей никому не отдам». Когда Дантес стал вести себя очень нагло, компрометируя Наталью Гончарову, распуская молву, сплетни, «жужжанье светской клеветы», то Пушкин был вынужден вызвать его на дуэль. Хоть дуэли и были запрещены, но другого выхода не было. Пушкин принудил Дантеса к ответу за разосланные письма, в которых говорилось о любовных связях Натальи Гончаровой.

У Пушкина было много дуэлей, но он всегда стрелял вторым и в воздух — ему было важно не убить, а сохранить честь. Многие его соотечественники понимали, какое несмываемое пятно позора может остаться на Пушкине, а Дантесу было все равно — у него было два отечества и три имени.

Правила дуэли между Пушкиным и Дантесом были следующие: противники становились на расстоянии двадцати шагов друг от друга и десяти шагов от барьеров, которыми были плащи. По знаку, идя один на другого, не переступая барьера, противники могли стрелять. После первого выстрела противникам нельзя было менять место, чтобы ответный выстрел был с такого же расстояния. Если обе стороны сделают по выстрелу и нет никакого результата, поединок возобновляется как в первый раз, противники встают на то же расстояние в двадцать шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила.

Что стало с Дантесом дальше?

Олег Лекманов, литературовед:

Дантес признавался, что, если бы не дуэль, его карьера была бы не столь блестящей. Он был приближен к Наполеону III, выполнял его поручения — например, встречался с Николаем I. Он был увенчан множеством наград, стал офицером Почетного легиона. Его карьерный рост остановила лишь революция 1870 года.

У нас Дантеса называют убийцей Пушкина, в стихотворении «Смерть поэта» он так прямо и назван — не совсем корректно, все-таки это была дуэль, и Пушкин точно так же мог убить Дантеса. Во Франции по этому поводу к Дантесу претензий не было, у него не было клейма убийцы, его не знали даже как победителя на дуэли — просто из-за малой популярности Пушкина на Западе. Лишь со временем, через Достоевского, за границей узнали, что был такой великий национальный русский поэт.   

Сейчас на Западе Дантес забыт. Он сделал хорошую карьеру, но в то время такую карьеру сделали многие.

Жорж Дантес, смертельно ранивший на дуэли Александра Пушкина. 1865 год. Париж. pic.twitter.com/8ia79tTuhP

— Исторические Фото (@HistoryFoto) 17 января 2017 г.

Хроника дуэли Пушкина и Дантеса

20 января 1836 года Жорж Дантес пишет своему отчиму, барону Геккерну, и признается, что влюбился. Имя возлюбленной предусмотрительно не н

snob.ru

В Музее почты (Musee de la Poste) города Амбуаз, расположенном в особняке 16 в.,  дуэльные пистолеты  Пушкина,  работы мастера-оружейника из Дрездена Карла Ульбриха,  занимают особое место. Это оружие принадлежало барону Эрнесту де Баранту, дипломату. В 1837 году друг дипломата, кавалергард Жорж Дантес, взял их напрокат для дуэли с Пушкиным.  Для иностранца, со смазливым личиком, которое, как говорил Шарапов в фильме «Место встречи изменить нельзя» «бабам нравится»,

имя Александр Пушкин ничего не говорило. Для него он был  просто очередным препятствием для встреч с очередной воздыхательницей. На этой дуэли наш великий поэт был убит слащавым иностранным ничтожеством. Во Францию пистолеты прибыли, благодаря Пьеру Полю, коллекционеру, который приобрёл их на аукционе в 1950 году. Пьер Поль был владельцем музея почты в маленьком городке Лимрэ. А в 1970  он даровал их музею почты города Амбуаз..

В стеклянной витрине, в дуэльном фирменном ящике лежат те самые пистолеты, которые лишили нас воздуха русской поэзии – Александра Сергеевича Пушкина.

Кроме дуэльных пистолетов Дантеса и Пушкина в ящике хранятся необходимые для дуэльных пистолетов аксессуары: шомпол, молоток, пороховница с порохом, который, жутко думать об этом, использовался в дуэли на Чёрной речке, форма для отлива, отвёртки и 11 пуль. Рукоять пистолета выполнена из орехового и эбенового дерева.

С  внешней стороны на крышке можно прочитать гравировку на французском:

“Барон  Эрнест де Барант. Эти пистолеты использовались в дуэли, на которой был убит Пушкин, в Санкт-Петербурге в 1837 году”.

С  внутренней стороны на крышке находится  этикетка изготовителя:

Carl Ulbrich // Zeughaus-Büchsenmacher-Meister (Карл Ульбрих, мастер оружейных дел, Цейхгауз). Пониже композиция из скрещённых пистолетов и ружей, увитых лентами и листьями и подпись под ними:  DRESDEN // Im Zeughofe ( Оружейный двор. Дрезден)  По обе стороны композиции изображены   две стороны одной медали, которую мастеру Карлу Ульбриху вручил король Саксонии Фридрих Август.

Во время визита Михаила Горбачёва во Францию в 1989 году, Франсуа Миттеран, в знак дружбы, передал Генеральному секретарю ЦК КПСС дуэльные пистолеты Пушкина для  демонстрации их на выставке в России в течение 6 месяцев.

В Ленинграде, на Мойке 12, в последнем пристанище смертельно раненного Пушкина,

в течение полугода проходила выставка, посвящённая дуэли на Чёрной речке, где, среди прочих экспонатов, впервые были представлены дуэльные пистолеты Пушкина.

Музей почты в Амбуазе был закрыт после визита Горбачёва, а гарнитур дрезденского оружейника Карла Ульбриха  переехал в сейф мэрии города Амбуаз. Но время от времени его оттуда вынимают. Например, к 170-летию трагической дуэли на Чёрной речке, дуэльные пистолеты Пушкина были вновь извлечены на свет и отправились в Москву на выставку «Русский поединок», которая проходила в Государственном музее А.С.Пушкина 9 февраля 2007 года.

nakopeike.ru

Из чего стрелял Пушкин | Архив

Трепещите, поэты! В Россию из Франции едет дуэльный набор Дантеса. 170 лет назад один из двух пистолетов, входивших в набор, послужил орудием национальной трагедии. Из него 27 января (8 февраля по новому стилю) был смертельно ранен Александр Пушкин.

10 граммов смерти

В XIX веке дуэль отличалась от убийства главным образом тем, что проводилась в строгом соответствии с правилами. Именно по этим правилам 7 января поэт Александр Пушкин вызвал на дуэль кавалергарда Жоржа Дантеса. Как ни странно, у того не оказалось под рукой дуэльных пистолетов. Куда побежал француз Дантес за оружием? Разумеется, во французское посольство! Секретарь посольства Огюст д.Аршиак вызвался быть секундантом. А сын посла Эрнест де Барант добыл для дуэли папины пистолеты. Купленные в оружейной лавке на Невском, они ещё ни разу не были опробованы в деле и жаждали крови.

Что же представляли собой "пистолеты Дантеса"? Прекрасно сделанное и тщательно украшенное орудие убийства. Дуэльный набор был произведён в ателье оружейника Карла Ульбриха при арсенале немецкого Дрездена. Калибр чуть меньше, чем у современных крупнокалиберных пулемётов и снайперских винтовок, - 11,5 миллиметра. Заряжался пистолет чёрным порохом и пулей весом 10 граммов. Начальная скорость - около 300 метров в секунду. На дистанции 20 шагов (именно так стрелялись Пушкин с Дантесом) убойная сила была примерно такой же, как у пули столь популярного нынче среди киллеров пистолета ТТ. Кроме того, пистолеты немецкого мастера были снабжены одной из оружейных новинок того времени - капсюльным замком. "Зубчатый, надёжно ввинченный кремень", о котором писал Пушкин в "Евгении Онегине", плохо переносил сырость и довольно часто давал осечки. А осечка приравнивалась дуэльным кодексом к выстрелу без всяких скидок на устаревшую технику. К сожалению, капсюли исправно работали в любую погоду.

Ответный огонь

СЕКУНДАНТОМ Пушкина был его лицейский друг инженер-подполковник Константин Данзас. Он привёз на Чёрную речку ещё один дуэльный набор - так было положено. Вместе с секундантом противной стороны д'Аршиаком бросили жребий, из какой пары стреляться. Вышло - из Дантесовой. По сигналу "Сходитесь!" Пушкин и Дантес каждый со своей стороны двинулись к барьеру, обозначенному брошенными на снег шинелями. В соответствии с дуэльным кодексом теперь каждый из них мог стрелять без предупреждения. Первым нажал на спусковой крючок Дантес.

Пуля вошла Пушкину в правый бок чуть ниже верхнего края подвздошной кости и, двигаясь по дуге, застряла в крестце. "Пробили часы урочные: поэт роняет молча пистолет".

В отличие от Ленского Пушкин смог сделать ответный выстрел. Правда, ствол немецкого пистолета из набора де Баранта при падении забился снегом. Участники дуэли посовещались, и Дантес дал согласие на использование пистолета из другого набора. Он мог бы этого и не делать, буква дуэльного кодекса была бы соблюдена. Но кем-кем, а трусом Жорж Дантес никогда не был.

Пушкин стрелял из пистолета французского производства, купленного у петербургского купца Куракина, и ранил противника в правую руку чуть ниже локтя. Следы этих пистолетов затерялись. В последний раз они всплывали в Польше незадолго до Второй мировой войны. А "пистолеты Дантеса" вернулись во Францию вместе с послом де Барантом, по наследству достались его детям, потом внукам... В 1950 г. их купил известный коллекционер Пьер Поль, завещавший дуэльный набор музею почты во французском городе Амбуаз. При чём здесь почта? При том, что Пушкин, как известно, написал повесть "Станционный смотритель" о превратностях судьбы русских почтовиков XIX века. По крайней мере, именно так написано на табличке, привинченной к обратной стороне ящика. Потом музей закрыли, дуэльный набор передали в городскую мэрию. Оттуда пистолеты и приехали в Москву на выставку в Государственный музей А. С. Пушкина. Любой желающий сможет их увидеть в ближайшие 3 месяца.

Смотрите также:

www.aif.ru

Сколько людей убил Пушкин до роковой дуэли с Дантесом.: 101

Изначально дуэли проходили с использованием соперниками холодного оружия. Для этого сначала брали в руки дубинки и топоры, позже сабли, мечи и кинжалы.

Со временем дворяне стали разрешать спор дуэлью на шпагах или рапирах. Но в таком поединке огромную роль играли возраст и физическая подготовка противников. Так, отличный фехтовальщик мог вызывать на дуэль заведомо слабых соперников одного за другим, практически не опасаясь за собственную жизнь. После внедрения шпаг и рапир, интерес к дуэлям несколько упал.

Но уже в XVIII веке, с массовым распространением огнестрельного оружия, на дуэлях стали использовать курковые однозарядные пистолеты. Такой вид оружия уравнивал шансы обоих участников дуэли. Ведь даже неумелый стрелок, выйдя на поединок с профессионалом, мог стрелять первым и попасть.

Все читали стихи Александра Сергеевича Пушкина, но далеко не все знают о различных пристрастиях поэта. Он обожал азартные игры, выпивку, женщин. Любил ссориться со всеми вокруг, драться и, конечно же, стреляться на пистолетах. Именно последнее пристрастие сгубило его. Но была ли эта смерть случайной?

Все знают, что Пушкин погиб на дуэли, но немногие знают, что до фатальной встречи с Дантесом, великий поэт был зачинщиком 25 дуэлей и еще 7 раз оскорбленные люди вызывали на дуэль его.

Среди современников Пушкин слыл человеком, которому для дуэли хватало даже самого незначительного повода. Мы вспомним все дуэли, в которых был замешан автор шедевров поэзии.

1816 год. 17-летний Александр вызывает на дуэль своего дядю Павла Ганнибала, так как тот увел у поэта на балу девушку. Дуэль отменили.

1817 год. Уже через год повзрослевший, но всё еще пылкий Саша вызывает к барьеру близкого друга Петра Каверина, обидевшись на стихи последнего. Дуэль отменили.

1819 год. Пушкин вызывает на дуэль поэта Кондратия Рылеева, но не за стихи. Дело в том, что Рылеев (в будущем известный декабрист) использовал, не зная правды, ложный слух о Пушкине, что того секли розгами за антиправительственные стихи.

Дуэль случилась. Кондратий стреляет первым и не попадает. Стреляя вторым, Пушкин выстреливает в воздух, зная, что Рылеев искренне раскаялся.

1819 год. Впервые на дуэль вызывают самого поэта. Делает это его друг Вильгельм Кюхельбекер. Повод — написанные о нём шутливые стихи. Дуэль случилась. Вильгельм стреляет первым, но неточно. Поэт стрелять отказывается.

1819 год. Пушкин вызывает на дуэль Модеста Корфа за то, что слуга последнего избил слугу поэта. Дуэль отменили.

1819 год. Александр вызывающе ведет себя в театре, ругая артистов. Майор Денисевич делает поэту замечание. Пушкин не медля вызывает смельчака к барьеру.

1820 год. Пушкин, обладая солидным опытом в дуэльных делах, решается вызвать сразу двоих: Орлова и Алексеева. Мужчины сделали поэту замечание по поводу того, что он пьяным пытался играть в бильярд и мешал окружающим отдыхать. Дуэль отменили.

1821 год. Поэт после ссоры вызывает к барьеру офицера французской армии Дегильи. Тот отказывается. Поэт пишет противнику оскорбительное письмо (он умел это делать изящно). Позже Пушкин даже рисует карикатуру на Дегильи.

1822 год. Пушкин ссорится с командиром егерского полка Семеном Старовым. Последний рассчитывает на свою славу матерого дуэлянта и думает, что противник даст задний ход. Однако наш герой сразу предлагает дуэль.

Из-за снежной бури соперники промахиваются. Сдвигают барьеры ближе, стреляют и снова промахиваются. Секундантам удается договориться о переносе дуэли, после чего противники идут на мировую.

1822 год. Александр вызывает на дуэль 65-летнего Ивана Ланова, поссорившись со статским советником во время праздничного обеда. Дуэль отменили.

1822 год. Недовольный учтивостью жены молдавского вельможи Теодора Балша, Пушкин вызывает его на дуэль. Оба противника, к счастью, промахнулись.

1822 год. Пушкин решает обойтись без секундантов, вызвав на дуэль помещика Скартла Прункуло. Однако обоим противникам не удается договориться о правилах дуэли.

1822 год. Поэт вызывает к барьеру Северина Потоцкого после горячей дискуссии о крепостном праве за обеденным столом. Дуэль отменили.

1822 год. Александра вызывает на дуэль штабс-капитан Рутковский из-за того, что Пушкин несправедливо его высмеял. Дуэль удалось отменить.

1822 год. Пушкин домогается жены кишиневского олигарха Инглези. Тот вызывает поэта на дуэль, которую позже всё-таки отменяют.

1822 год. И снова поэта вызывают на дуэль. Делает это прапорщик генштаба Александр Зубов, которого Пушкин обвинил в шулерстве. Дуэль состоялась, но Зубов выстрелил мимо, Пушкин от выстрела отказался.

1823 год. Пушкин из-за личной неприязни вызывает на дуэль начинающего писателя Ивана Руссо, но дуэль не состоялась.

1826 год. Член Северного общества Николай Тургенев ругает стихи поэта, и разъяренный Александр вызывает обидчика к барьеру. Дуэль отменили.

1827 год. Пушкин домогается дамы артиллерийского офицера Владимира Соломирского. Военный вызывает поэта на дуэль, которую всё же отменяют.

1828 год. Пушкина вызывают на допрос в министерство просвещения за дерзкую эпиграмму на министра Александра Голицына. Закончилось всё это дуэлью, которая, впрочем, не состоялась.

1828 год. Поэту не угодил секретарь французского посольства Лагрене. Мужчины повздорили из-за девушки на балу. В итоге Александр вызывает соперника на дуэль, но тот вовремя приносит извинения и молодые люди мирятся.

1829 год. Пушкин пишет эпиграммы на чиновника министерства иностранных дел Дмитрия Хвостова. Последний возмущается, и поэт вызывает чиновника к барьеру. Тот отказывается.

1836 год. Пушкин пишет нелицеприятные стихи о князе Николае Репине, а затем вызывает его на дуэль, которая, впрочем, не состоялась.

1836 год. Чиновник министерства иностранных дел 26-летний Семен Хлюстин, племянник Федора Толстого, возмущен стихами поэта. Пушкин вызывает его к барьеру. Дуэль не состоялась.

1836 год. Владимир Сологуб плохо высказывается в адрес жены поэта Натальи. Дуэль отменили.

1837 год. Александру доставляют анонимное письмо, в котором утверждается, что жена изменяет ему с французским офицером Жоржем Дантесом. Пушкин вызывает Дантеса на поединок. Тот испугался и отказался от дуэли. Но Александр продолжает оскорблять француза, и тот вынужден сам бросить вызов поэту. Дантес стреляет первым и не промазывает, смертельно раня Пушкина.

Великий поэт прожил немного, однако жизнь его была крайне насыщенной и интересной. Похоже, благодаря постоянным, не всегда объяснимым выходкам, он получал вдохновение для своих гениальных творений.

Теперь, посмотрев на столь внушительный список поединков, ты правда думаешь, что смерть Пушкина на дуэли была случайной?

отсюда

101.livejournal.com

Как дрался на пистолетах Пушкин: разбор знаменитой дуэли

Сто восемьдесят лет назад камер-юнкер Александр Пушкин дрался на дуэли с поручиком кавалергардского полка Жоржем де Геккереном (Дантесом). Обстоятельства и ход поединка вроде бы изучены досконально, но до сих пор историки не могут точно сказать, почему противник Пушкина остался жив, несмотря на попадание пули в грудь? Спасла ли его собственная рука, которой он защищался, медная пуговица или же он смухлевал и воспользовался дополнительной защитой — такая версия время от времени всплывает в публикациях.

На дуэли Пушкин, как известно, был смертельно ранен в живот. Дантес, согласно отчету старшего полицейского врача, был ранен «в правую руку навылет и получил контузию в брюхо».

Мы решили рассмотреть технические аспекты поединка — тактику, уровень подготовки стрелков, характеристики оружия и т. д. Особое внимание уделили пресловутой пуговице и гипотетической кирасе Дантеса. Нам удалось найти два материала, где показаны эксперименты со стрельбой из дуэльных пистолетов по металлическим пластинам-пуговицам, получить комментарий хирурга и эксперта по дульнозарядному оружию.

Строго регламентированный поединок не только позволял дворянину ответить на оскорбление, но, по замыслу европейских моралистов, способствовал улучшению нравов в обществе. Ведь неловкая шутка или неуместный каламбур могли закончиться для острослова фатально. Правда, дуэль требовала полностью уравнять шансы противников, а в поединках на холодном оружии преимущество в здоровье, возрасте и подготовке нередко превращало поединок в узаконенное убийство. Этим пользовались, чтобы, не нарушая закон, расправиться с соперником и даже политическим оппонентом.

Все изменил пистолет. Не зря его прозвали уравнителем шансов: старик мог сразить юношу, силач — уступить слабому. Относительная доступность оружия и боеприпасов позволяла гражданским практиковаться в стрельбе так же тщательно, как и военным. Наконец, в поединке на пистолетах всегда присутствовал элемент случайности. К середине XVIII века дуэли на пистолетах стали доминировать, а к концу XIX почти вытеснили другие виды поединков.

Первые дуэльные наборы выпустила мастерская британского оружейника Ментона (Manton) — пара полностью идентичных пистолетов (их отличали только номера «1» и «2» на деталях) в специальном футляре из дорогих пород дерева. Помимо оружия, в набор входили пороховница, запас пуль, пулелейка, шомполы, молоток и масленка.

Кто дрался на дуэлях

Драться на дуэли могли только дворяне — межсословные поединки не допускались. Также исключались дуэли между кровными родственниками, больными; считалось нелепым драться со стариками или подростками, нельзя было принять вызов по карьерным или экономическим соображениям, кредитор не мог драться с должником.

Фото: предоставлены российским отделением Ассоциации дульнозарядного оружия

p>

Правила были очень разными. Противники могли стрелять с места, а кому делать первый выстрел, определялось жребием. Но чаще стреляли на опережение, например, противники вставали спинами друг к другу, по команде секунданта быстро поворачивались, взводили курки и производили выстрел. Наиболее известный вариант — дуэль с барьерами, именно так дрались Пушкин и Дантес. В русском варианте барьеры — любой предмет, шпага, плащ — ставились на 10-15 шагах, это семь-десять метров. Противники разводились на 20-30 шагов. По команде секунданта они начинали идти в направлении барьеров и могли стрелять в любой момент с любого расстояния.

Если стрелявший первым промахивался, он оставался на месте (в так называемой «позе дуэлянта» — полубоком, рука прикрывает грудь, пистолет — голову), а его оппонент мог подойти вплотную к барьеру, прицелиться и выстрелить. На ответный выстрел, обычно давалась минута, раненому стрелку — две. Промедливший терял право на выстрел. Осечка тоже считалась выстрелом.

У Пушкина и Дантеса барьеры стояли на 10 шагах, противников разводили на 20 — по пять шагов до барьера каждому.

Оружием служили капсюльные пистолеты, предположительно, знаменитого французского мастера Лепажа с нарезным стволом калибром 12 миллиметров. «По точности эти пистолеты не уступают современным. Рекорд на 25 метров — 100 очков. Современная спортивная мишень, обычная десятка, хорошие стрелки укладывают в нее 10 пуль», — говорит представитель российского отделения Ассоциации дульнозарядного оружия в Международном комитете дульнозарядных ассоциаций Игорь Вербовский, поясняя, что сегодня во многих странах, в том числе Финляндии, Польше, Прибалтике, проводятся соревнования по стрельбе из старинного оружия.

Навеска пороха в дуэльных пистолетах колебалась от трех до восьми грамм, в зависимости от калибра. Пуля 50-го калибра весом около 12 грамм покидала ствол со скоростью порядка 350 метров в секунду. Ее энергия достигала 730 Джоулей — это чуть больше, чем у пистолета ТТ, однако пробивная способность круглой свинцовой пули была значительно ниже, и скорость она теряла быстрее, чем современная пуля. По наиболее распространенной версии, секунданты зарядили в пистолеты Пушкина и Дантеса ослабленные заряды пороха.

Как это делали русские

Считается, что русские дуэли отличались особой кровавостью — в Европе барьеры ставились обычно на 30 шагах, и для сатисфакции достаточно было выстрелить в сторону противника. В России поединки часто велись до тех пор, пока один из дуэлянтов не будет убит или тяжело ранен. Практиковалась дуэль «через платок» — с дистанции развернутого платка, концы которого дуэлянты удерживали руками. В 1824 году будущий декабрист Рылеев стрелялся с князем Константином Шаховским с трех шагов, из-за близкой дистанции пули дважды попадали в пистолеты противников.

Дуэльные пистолеты Лепажа

В первой половине XIX столетия в России для военного отказ от дуэли фактически означал выход в отставку, для светского человека — отлучение от высшего общества. Историки считают, что немалую роль в этом сыграли войны начала века — русско-шведская война 1808-1809 годов и заграничные походы русской армии в ходе наполеоновских войн. С одной стороны, множество офицеров познакомилось с традициями европейской аристократии, в том числе дуэльными, с другой, многие военные были подвержены посттравматическому синдрому — боевые офицеры привыкли смотреть смерти в лицо, чувствовали себя победителями сильнейшей армии мира и освободителями Европы. Это отразилось в гипертрофированных представлениях о чести и отношении к дуэлям.

Как проходили поединки

Литература и кино сформировали стереотип поединка: дуэлянты медленно шагают навстречу друг другу, не спеша поднимая пистолеты, тщательно целятся… На самом деле поединок мог выглядеть совсем не так. «Была такая стратегия — ее предпочитали опытные дуэлянты — быстро, чуть ли не бегом пройти свое расстояние и стрелять в приближающегося противника, поясняет Игорь Вербовский. — Стрелок создавал себе выгодные условия: его противнику на ходу трудно сделать прицельный выстрел, вдобавок, встав боком, ты максимально уменьшаешь свою проекцию, а когда идешь, это сделать трудно».

Технически для подготовленного стрелка пробежать пять шагов и с семи метров быстро поразить мишень размером с человеческий торс несложно. По словам Вербовского, на костюмированном стрелковом шоу в Финляндии, российские стрелки из дульнозарядного оружия специально ставили эксперимент: средне подготовленный стрелок, прежде не имевший дела с дуэльными пистолетами, практически подбегал к барьеру и стрелял в картонную мишень навскидку. Из шести попыток пять увенчались успехом. Одна пуля поразила край мишени, остальные попали ближе к центральной линии.

Эту стратегию выбрал в последней дуэли и Пушкин, он очень быстро преодолел расстояние до барьера и начал целиться. Но Дантес переиграл его, выстрелив сходу, не доходя до барьера буквально одного шага.

Уровень подготовки дуэлянтов

Александр Сергеевич слыл хорошим стрелком и, по легендам, с 10 шагов мог попасть из пистолета в карточного туза. «Мишеней не сохранилось, но есть воспоминания современников, — рассказывает Вербовский. — В кишиневской ссылке поэт, едва встав с постели, не одевшись, стрелял в стену из пистолета по много раз. Есть воспоминания его крепостного, что во время ссылки в Михайловском, Пушкин каждое утро всаживал по сотне пуль в стену амбара. Вообще у него репутация была хорошего стрелка, с ним опасались стреляться».

Даже тот факт, что будучи тяжело раненным, Пушкин нашел силы не просто сделать ответный выстрел, но поразить противника, многое говорит и о его мастерстве, и о характере. Поэт стрелял полулежа, опираясь на левую руку.

Картина Адриана Волкова «Последний выстрел А. С. Пушкина»

Дантес, профессиональный военный, тоже должен был иметь хорошую стрелковую подготовку, кроме того, как напоминает Вербовский, учась в офицерской школе во Франции, он завоевывал чемпионский титул в стрельбе по голубям. Это предтеча современной стендовой стрельбы или спортинга (стрельба из дробовика по летящим глиняным тарелочкам).

Пушкина иногда называют опытным дуэлянтом, едва ли не бретером, приписывая ему десятки дуэлей. На самом деле у поэта было около 30 дуэльных историй — так называют ситуации с вызовом на дуэль, но большинство закончились примирением. До поединка с Дантесом поэт выходил к барьеру четыре раза, и только один раз стрелял в противника, но промахнулся. О дуэльном опыте Геккерена-Дантеса точных сведений нет.

Почему выжил Дантес

В ожидании выстрела Дантес, как и положено, стоял боком, прикрываясь рукой с пистолетом. Пуля прошила предплечье и ударила в туловище — получив ранение, он упал, но быстро поднялся.

По официальной версии, от пули Дантеса спасла пуговица, однако на суде она не была предъявлена. Это породило слухи о том, что убийца Пушкина вел нечестную игру, надел кольчугу или специально изготовленную для него кирасу, плотно прилегающую к телу. Ведь перед дуэлью противников не осмотрели.

Мнение современных экспертов на сей счет расходятся. «Пуля, выпущенная поэтом, пробила рукав, мягкие ткани руки, вновь рукав и ударилась о ткань мундира, пробить который уже не смогла. На передней поверхности грудной клетки, защищенной мундиром, вполне могло не остаться вообще никаких повреждений, в том числе ссадин. Хотя раненый, безусловно, почувствовал бы удар в грудь», — прокомментировал «Ленте.ру» врач-хирург Михаил Храменков.

В ходе финского эксперимента производились выстрелы в манекен (пластиковый мешок с землей, одетый в куртку М65), на который крепились медные пластины толщиной два миллиметра и диаметром около пяти сантиметров — они играли роль пуговиц. При уменьшенной навеске пороха, до 3,5 грамма (тот самый ослабленный заряд), пуля не пробила пуговицу, оставив вмятину и прорвав мешок. Конечно, этот эксперимент нельзя считать научным, хотя бы из-за материала манекена. Тем не менее в подтверждение «пуговичной» версии говорят европейские, в частности английские источники XVIII-XIX века, описывающие случаи, когда пуговицы и монеты спасали от пистолетной пули, а жертва в результате попадания испытывала сильную боль, но оставалась практически невредимой.

С другой стороны, нам неизвестно точно, сколько пороха было в пистолете, из которого стрелял Пушкин, ведь при падении ствол его пистолета забился снегом, и секунданты подали ему другой. Авторы документально-постановочного фильма «Пушкин. 29-я дуэль» тоже экспериментировали с оружием XIX века. У них пуля, выпущенная по манекену из баллистического желатина, прошила тело и вогнала в него пуговицу.

Игорь НадеждинВладислав Гринкевич

*****

От пули Пушкина лечили клизмой

Причина смерти Александра Пушкина, великого русского поэта и писателя, известна каждому пятикласснику. Поэт был смертельно ранен в дуэли с французским офицером Жоржем Шарлем Дантесом.

По подсчетам историка литературы Владислава Ходасевича, до дуэли с Дантесом у Пушкина было уже несколько десятков вызовов на дуэль, причем сам Пушкин был инициатором пятнадцати, из которых в итоге состоялись только четыре.

Конфликт между Пушкиным и Дантесом, спровоцированный влюбленностью Дантеса в жену Пушкина, Наталью Гончарову, и ревностью поэта, длился несколько лет. Точку в нем поставила дуэль, состоявшаяся 8 февраля 1837 года у Черной речки на окраине Санкт-Петербурга.

Пушкин и Дантес стрелялись с расстояния 20 шагов. Дантес стрелял первым. Пуля попала поэту в живот, задев шейку бедра. После ранения Пушкин смог выстрелить в ответ, но серьезной раны противнику не нанес. С места дуэли Пушкин был доставлен домой.

В дни после ранения Пушкин находился в сознании. Он находил в себе силы общаться с многочисленными посетителями, желавшими справиться о его здоровье.

В то же время его мучили настолько сильные боли, что ночью жена, дремавшая в соседней комнате, вскакивала от его криков.

Причиной болей, как отмечал историк и литературовед Петр Бартенев, в частности, были клизмы.

«Доктора, думая облегчить страдания, поставили промывательное, отчего пуля стала давить кишки...» — писал он.

Пушкин часто просил холодной воды и делал лишь несколько глотков.

К полудню следующего после дуэли дня поэту стало легче. Он разговаривал с Владимиром Далем и шутил, а окружающие получили надежду на выздоровление поэта. В первоначальных прогнозах засомневались даже доктора — они говорили друзьям раненого, что предположения медиков иногда бывают ошибочными и, возможно, Пушкин поправится. Он даже сам помогал ставить себе пиявок.

Но поэт чувствовал, как слабеет. Он то и дело подзывал к себе жену, но на долгие разговоры у него не было сил. К ночи ему снова стало хуже.

На следующий день Пушкину снова стало немного лучше. Иван Спасский, один из врачей, занимавшихся лечением Пушкина, отмечал, что у того потеплели руки, пульс стал более явным. К семи вечера, как писал Спасский, «у него теплота в теле увеличилась, пульс сделался гораздо явственнее и боль в животе ощутительнее».

«Собственно, от боли страдал он, по словам его, не столько, как от чрезмерной тоски, что нужно приписать воспалению брюшной полости, а может быть, еще более воспалению больших венозных жил», — вспоминал Даль.

Утром 10 февраля собравшиеся доктора единогласно признали положение Пушкина безнадежным. Жить ему, по их оценкам, оставалось не более двух часов.

Дом Пушкина был окружен таким количеством людей, что его друзьям пришлось прибегнуть к помощи Преображенского полка. Поэту становилось все хуже, но он продолжал оставаться в сознании. Незадолго до смерти ему захотелось морошки. Пушкин пожелал, чтобы жена покормила его из своих рук.

«Вот увидите, что он будет жив, он не умрет», — сказала она, обнадеженная, Спасскому.

Но уже совсем скоро он попросил находившихся у кровати Спасского, Даля и Константина Данзаса, своего лицейского товарища, повернуть его на правый бок.

А затем тихо произнес: «Жизнь кончена». И через несколько мгновений добавил: «Теснит дыхание». Это были последние его слова.Вскрытие тела проводил Спасский. Даль писал: «При вскрытии оказалось: чресельная часть правой половины раздроблена, часть крестцовой кости также; пуля затерялась около оконечности последней. Кишки были воспалены, но не убиты гангреной; внутри брюшины до фунта запекшейся крови, вероятно, из двух бедренных или брыжеечных вен. Пуля вошла в двух дюймах от верхней передней оконечности правой чресельной кости и прошла косвенно или дугою внутри большого таза сверху вниз по крестцовой кости. Пушкин умер, вероятно, от воспаления больших вен в соединении с воспалением кишок».

Произойди дуэль сегодня, Пушкин имел бы шансы выжить, считают современные врачи. Объем кровопотери, по оценкам историка хирургии Удермана, составил 40% от всего объема крови в организме, что сейчас уже не считается смертельным благодаря возможности переливания крови. Пушкин же донорской крови не получил. Вместо госпитализации Пушкина отвезли домой, волоком дотащив до саней, усугубляя травматический шок.

Раненых в живот в то время не оперировали, а наука не знала ни асептиков, ни антибиотиков, ни наркоза. Их рекомендовалось лечить с помощью припарок, касторки, слабительного и клизм.

Применение пиявок усугубило кровопотерю. К тому времени, по словам доцента Пермской медицинской академии Михаила Давидова, автора книги «Дуэль и смерть А. С. Пушкина глазами современного хирурга», у поэта уже начался перитонит. Благодаря попавшим в брюшную полость инородным телам — пуле, которую никто не вытащил, частям одежды, костным осколкам — туда проникла инфекция. Кровь из поврежденных сосудов тем временем заполнила малый таз и оттуда тоже изливалась в брюшную полость. Туда же попали и бактерии из гангренозно измененного участка стенки тонкой кишки. Болезнь могла осложниться еще и остеомиелитом тазовых костей.

В современной интерпретации диагноз Пушкина звучал бы так:

«Огнестрельное проникающее слепое ранение нижней части живота и таза. Многооскольчатые огнестрельные инфицированные переломы правой подвздошной и крестцовой костей с начинающимся остеомиелитом. Травматогенный диффузный перитонит. Гангрена участка стенки тонкой кишки. Инфицированная гематома брюшной полости. Инородное тело (пуля) в области крестца. Флебит тазовых вен. Молниеносный сепсис. Травматический шок. Массивная кровопотеря. Острая постгеморрагическая анемия тяжелой степени. Острая сердечно-сосудистая и дыхательная недостаточность. Полиорганная недостаточность».

Для спасения Пушкина необходимо было после ранения оказать первую помощь, наложив асептическую повязку и введя обезболивающие и кровоостанавливающие средства.

Далее его следовало в лежачем положении транспортировать в хирургическое отделение, по дороге вводя заменители плазмы крови и противошоковые средства. В стационаре надо было бы провести срочное обследование, включающее рентгенографию и УЗИ, а затем оперировать поэта под общим наркозом. В послеоперационный период необходима была бы интенсивная терапия с применением антибиотиков.

«При выполнении в полном объеме указанных мероприятий смертельный исход в связи с тяжестью ранения мог бы все равно наступить, однако шансы на выздоровление составили бы не менее 80%, ибо летальность при подобных огнестрельных ранениях ныне составляет 17,2 — 17,5 %», — отмечает Давидов.

Но в первой половине XIX века об аспектах, сейчас кажущихся самими собой разумеющимися, никто и не подозревал. Даже в 1980-х годах, по оценкам крупного советского хирурга Бориса Петровского, шансы Пушкина на выживание составили бы 30-40%.

На специальной научной конференции, посвященной ранению и смерти поэта, он так сформулировал общее мнение собравшихся: «С позиции современной хирургии мы можем сказать, что перед тяжелым ранением А.С.Пушкина наши коллеги первой половины XIX века были беспомощны».

gazeta.ru

windowsuser.livejournal.com

А. Пушкин: из чего убили гения | Общество

Трепещите, поэты! В Россию из Франции едет дуэльный набор Дантеса. 170 лет назад один из двух пистолетов, входивших в набор, послужил орудием национальной трагедии. Из него 27 января (8 февраля по новому стилю) был смертельно ранен Александр Пушкин.

10 граммов смерти

В XIX веке дуэль отличалась от убийства главным образом тем, что проводилась в строгом соответствии с правилами. Именно по этим правилам 7 января поэт Александр Пушкин вызвал на дуэль кавалергарда Жоржа Дантеса. Как ни странно, у того не оказалось под рукой дуэльных пистолетов. Куда побежал француз Дантес за оружием? Разумеется, во французское посольство! Секретарь посольства Огюст д’Аршиак вызвался быть секундантом. А сын посла Эрнест де Барант добыл для дуэли папины пистолеты. Купленные в оружейной лавке на Невском, они ещe ни разу не были опробованы в деле и жаждали крови.

Что же представляли собой «пистолеты Дантеса»? Прекрасно сделанное и тщательно украшенное орудие убийства. Дуэльный набор был произведeн в ателье оружейника Карла Ульбриха при арсенале немецкого Дрездена. Калибр чуть меньше, чем у современных крупнокалиберных пулемeтов и снайперских винтовок, - 11,5 миллиметра. Заряжался пистолет чeрным порохом и пулей весом 10 граммов. Начальная скорость - около 300 метров в секунду. На дистанции 20 шагов (именно так стрелялись Пушкин с Дантесом) убойная сила была примерно такой же, как у пули столь популярного нынче среди киллеров пистолета ТТ. Кроме того, пистолеты немецкого мастера были снабжены одной из оружейных новинок того времени - капсюльным замком. «Зубчатый, надeжно ввинченный кремень», о котором писал Пушкин в «Евгении Онегине», плохо переносил сырость и довольно часто давал осечки. А осечка приравнивалась дуэльным кодексом к выстрелу без всяких скидок на устаревшую технику. К сожалению, капсюли исправно работали в любую погоду.

Ответный огонь

СЕКУНДАНТОМ Пушкина был его лицейский друг инженер-подполковник Константин Данзас. Он привeз на Чeрную речку ещe один дуэльный набор - так было положено. Вместе с секундантом противной стороны д’Аршиаком бросили жребий, из какой пары стреляться. Вышло - из Дантесовой. По сигналу «Сходитесь!» Пушкин и Дантес каждый со своей стороны двинулись к барьеру, обозначенному брошенными на снег шинелями. В соответствии с дуэльным кодексом теперь каждый из них мог стрелять без предупреждения. Первым нажал на спусковой крючок Дантес.

Пуля вошла Пушкину в правый бок чуть ниже верхнего края подвздошной кости и, двигаясь по дуге, застряла в крестце. «Пробили часы урочные: поэт роняет молча пистолет».

В отличие от Ленского Пушкин смог сделать ответный выстрел. Правда, ствол немецкого пистолета из набора де Баранта при падении забился снегом. Участники дуэли посовещались, и Дантес дал согласие на использование пистолета из другого набора. Он мог бы этого и не делать, буква дуэльного кодекса была бы соблюдена. Но кем-кем, а трусом Жорж Дантес никогда не был.

Пушкин стрелял из пистолета французского производства, купленного у петербургского купца Куракина, и ранил противника в правую руку чуть ниже локтя. Следы этих пистолетов затерялись. В последний раз они всплывали в Польше незадолго до Второй мировой войны. А «пистолеты Дантеса» вернулись во Францию вместе с послом де Барантом, по наследству достались его детям, потом внукам... В 1950 г. их купил известный коллекционер Пьер Поль, завещавший дуэльный набор музею почты во французском городе Амбуаз. При чeм здесь почта? При том, что Пушкин, как известно, написал повесть «Станционный смотритель» о превратностях судьбы русских почтовиков XIX века. По крайней мере, именно так написано на табличке, привинченной к обратной стороне ящика. Потом музей закрыли, дуэльный набор передали в городскую мэрию. Оттуда пистолеты и приехали в Москву на выставку в Государственный музей А. С. Пушкина. Любой желающий сможет их увидеть в ближайшие 3 месяца.

Сергей ОСИПОВ

Смотрите также:

www.aif.ua

Оружие, из которого убили Пушкина /ФОТО/

Государственный музей им.Пушкина в Москве, в этом году отмечающий 50-летие, готовится отметить трагическую дату - 10 февраля со дня дуэли Пушкина исполнится 170 лет. Как сообщает NEWSru.com, накануне, 9 февраля, в музее откроется выставка под названием «Русский поединок», где самым главным экспонатом станет роковое оружие, из которого был смертельно ранен великий поэт. Пара изящных дуэльных пистолетов в ящике с принадлежностями создана в 20-30-х годах XIX века Дрезденским оружейником Карлом Ульбрихом. Дуэльный гарнитур принадлежал барону де Баранту, одолжившему их своему другу виконту д'Аршиаку, секунданту Дантеса. Ныне историческая дуэльная пара хранится в мэрии города Амбуаз (Франция). Пистолеты уже побывали в России в 1989 году. Недолгое время они экспонировались в Санкт-Петербурге, в мемориальной квартире А.С.Пушкина. По рассказам очевидцев, в тот день, когда они были выставлены, в зале рухнул потолок. Выставка «Русский поединок» в целом посвящена истории дуэли в России. Первые поединки на русской земле и первые официальные запреты - указы Петра I и Екатерины II - открывают экспозицию. Среди дуэлянтов были генералы и армейские офицеры, дворяне-помещики, люди искусства и даже женщины, к примеру, президент двух академий Екатерина Дашкова. Отдельную экспозицию составило оружие, применявшееся на поединках: шпаги, сабли, пистолеты, изготовленные в Европе и в России. Здесь же - мундиры, головные уборы и прочие атрибуты военного снаряжения. Большой раздел выставки посвящен теме дуэли, нашедшей отражение в литературе и театре, книжной иллюстрации и кино. Весь нынешний год в Государственном музее А.С.Пушкина в Москве - первом и главном музее в родном городе поэта - пройдет под знаком полувекового юбилея, сообщил на пресс-конференции директор музея Евгений Богатырев. Он напомнил, что 5 октября 1957 года был подписан правительственный указ о создании в Москве музея А.С.Пушкина и о передаче ему дома на углу Пречистенки и Хрущевского переулка. Выбор места был идеален. Красивый особняк с белыми колоннами и лепным декором на фасадах оказался «современником» Пушкина. Дом, возведенный после пожара 1812 года архитектором Афанасием Григорьевым, учеником выдающегося зодчего Доменико Жилярди, принадлежал участнику войны с французами, гвардии-прапорщику в отставке Александру Хрущеву, на званные вечера к которому съезжалась буквально вся Москва. И хотя исторического подтверждения о том, что Пушкин бывал среди гостей дома на Пречистенке пока не обнаружено, доподлинно известно, что поэт хорошо знал эту часть Москвы и частенько гулял по здешним улицам и переулкам. Из 200-летней истории особняка уже полвека существует в нем музей великого поэта. Ныне его коллекция насчитывает около 200 тысяч экспонатов, треть из которых, 68 тысяч экпонатов - подарки музею. Дары продолжают поступать. Как сообщила главный хранитель музея Елена Усова, только в прошлом году новые поступления составили 2 тысячи экспонатов. Не случайно, что одна из выставок юбилейного года так и называется: «Дары и дарители». В целом юбилейную программу музея отличает значительность и разнообразие. Помимо выставки «Русский поединок», важнейшие события запланированы на лето и осень, когда в музей на Пречистенке со своими самыми ценными экспонатами пожалуют все Пушкинские музеи России. Но выставкой дело не ограничится. На целую неделю знаменитый особняк станет местом встречи ученых-пушкинистов всего мира, которые соберутся на пушкинский форум в Москву. From-UA

www.vsesmi.ru