Старая перечница: Ручное стрелковое оружие. Перечница пистолет


Старая перечница: Ручное стрелковое оружие

Французский пеппербокс-стилет XIX века из коллекцииТульского музея. Схема пеппербокса позволяла «окружить»стволами любую круглую или многогранную трубку

Человек всегда мечтал убивать двух зайцев одним выстрелом. А лучше не двух, а сразу двадцать. Поэтому ручное стрелковое оружие обрастало стволами, как ежик – иголками. Появились пистолеты типа «утиная лапа», двустволки, многоствольные пулеметы. В итоге эволюция пришла к многозарядному одноствольному оружию, но существовала в ней еще одна забытая ветвь, порождения которой были не слишком функциональны, зато очень красивы. Имя им – пеппербоксы.

Если буквально переводить слово «пеппербокс» с английского языка, получится «ящик с перцем», или «перечница». Это слово применялось на первых порах к любым многозарядным пистолетам – даже к обыкновенным одноствольным револьверам. Но прижилось оно именно в отношении исторических чудовищ, напоминающих то ли огромный револьвер, то ли маленький пулемет.

Пеппербокс Тульского завода. Многостволки по европейскомуобразцу делали и в России – в основном частные мастера.В тульском оружейном музее хранится около 20 подобных«пушек». Никаких особенностей в этих пистолетах нет:пеппербоксы не были характерны для русской оружейнойтрадиции, редкие образцы – копии европейскихи американских моделей.

Пеппербокс – это многоствольный пистолет с вращающимся блоком стволов. Барабана как такового у него нет, зато полревольвера укреплено на шарнире. Заряжались пеппербоксы обычно со стороны дула – как старинные кремневые пистолеты, но впоследствии появились конструкции, более близкие к револьверу, с откидывающимся механизмом и доступом к казенной части. Пеппербоксы появились в Великобритании и США примерно в 1780–1800 годах и довольно быстро распространились по всему миру. Почти каждая оружейная фирма может похвастаться хотя бы одной моделью типа «пеппербокс». Причем многие частники, стараясь перещеголять конкурентов посерьезнее, создавали такие конструкции, что впору назвать их мутантами, уродцами или еще как-нибудь позабористее.

Известный современный травматический пистолет ПБ 4-1 МЛ«Оса» также можно отнести к пеппербоксам. Правда,вращающихся деталей у крошечного пистолетика нет, затостволов целых четыре. «Оса» относится к «огнестрельномубесствольному» семейству оружия – оно разрешено кгражданскому обороту на территории РФ. В «Осе» используетсяпатрон 18x45 с резиновой пулей диаметром 15,3 мм, акапсюль инициализируется не ударом бойка, а электрическимтоком. Эффект от попадания пули из «Осы» можно сравнитьс ударом боксера-тяжеловеса

По традиционной схеме пеппербокс имел шесть коротких стволов, ввинченных во вращающийся блок. Общими были затравочная полка и кремневый замок. Естественно, на первых порах самостоятельно блок стволов не проворачивался, его вращали рукой (причем в перчатке, поскольку только что «отработавший» ствол имел весьма некомфортную для кожи температуру). Более того, каждый раз приходилось подсыпать на полку пороха, что сводило функциональность пеппербокса по сравнению с обычными двухствольными пистолетами практически на нет.

Кремневый замок серьезно ограничивал возможности пеппербоксов. А вот появление капсюльного замка дало новый толчок этому направлению. В первую очередь проторевольвер (порой пеппербоксы называют и так) с капсюльным замком имел преимущество непрерывной стрельбы.

Классический револьвер, знакомый нам по вестернам, появился в первой половине XIX века. Как известно, знаменитый Сэмюэл Кольт не изобрел его, а усовершенствовал, добавив устрой-ство автоматического проворота барабана после каждого выстрела. Это изобретение вкупе с поставленным на поток производством револьверов (с 1836 года) обрекло пеппербоксы на смерть, не позволив им даже по-настоящему родиться.

Но, как уже упоминалось ранее, многие фирмы хотели придумать что-то конструктивно новое и усовершен-ствовать классический «кольт», который, если честно, на тот момент был практически совершенным. Так появились бундельревольверы-пеппербоксы «второго поколения».

Второе поколение

В русском языке встречаются различные варианты транскрипциислова pepperbox – «пеппербокс», «пепербокс» и даже«пипербокс». Так как единого мнения не существует, мы пришлик выводу, что нужно использовать наиболее близкоек англоязычному оригиналу написание

Первый капсюльный пеппербокс был запатентован одновременно с первым револьвером Кольта – в 1836 году. Создателем его стал массачусетский предприниматель и оружейник Этан Аллен. На тех порах еще не было понятно, какая концепция завоюет рынок – много вращающихся стволов либо один ствол с вращающимся барабаном. Аллен верил в пеппербоксы и на первых порах почти не ошибался.

Пеппербокс Аллена начал выпускаться в 1837 году и имел успех. Правда, не на легендарном Диком Западе, который в то время еще только начинали осваивать, а в восточной части страны. Ганфайтеров с бундельревольверами Аллена можно было встретить столь же часто, как вооруженных классическими пушками Кольта. Немалую роль играл грозный, тяжелый, неуклюжий вид этого оружия: многочисленные отверстия стволов пугали гораздо сильнее, нежели одно «жалкое» дуло револьвера.

Пеппербокс не обязательно представлял собой пистолет.Например, в Тульском музее хранится капсюльноекороткоствольное ружье, сделанное по такому же принципу

Пистолеты Аллена, как и современные револьверы, имели капсюльный замок с двойным действием. Нажатие на спуск осуществляло и взвод, и поворот блока стволов, и выстрел. Существовало несколько модификаций пеппербокса Аллена – с калибрами от 31 до 36-го и различным количеством стволов (до шести).

Примерно в одно время с Алленом в Европе был запатентован другой пеппербокс – бельгийский Marriette. Европейцы оказались не столь консервативны, как американцы. Фирма Marriette делала пеппербоксы с количеством стволов от 4 до 24 (!). Несколько экземпляров последнего уродца сохранились до наших времен – иногда они всплывают на различных интернет-аукционах и уходят за €15–20 тысяч за штуку. Как держать в одной руке 24-ствольную пушку, представить трудно: даже обычный автоматический пистолет заметно тянет к земле.

Кстати, чтобы зарядить пистолет, сделанный по патенту Мариетта, приходилось вывинчивать отдельно каждый ствол и закладывать в него патрон с казенной части. Алленовские пеппербоксы были проще в использовании: можно было снять одновременно весь блок стволов.

Помимо степени устрашения противника, европейцы уделяли внимание дизайну. И Marriette, и другие европейские пеппербоксы были украшены эффектными узорами, иногда позолочены, а спуск выполнялся в форме кольца, а не крючка. Собственно, подобные Marriette бундельревольверы выпускали все кому не лень, а в коллекциях сохранилось изрядное количество образцов, похожих на модель Мариетта, но плохо поддающихся опознанию.

Пеппербоксы в России. Французский пеппербокс типа«горизонтальная гармоника» Десять стволов «гармоники»располагаются в одном горизонтальном ряду, а с каждымвыстрелом ряд стволов сдвигается относительно ударногомеханизма подобно каретке пишущей машинки.Попасть во что-либо из такого оружия было очень сложно,как и удержать его от перекоса. Кроме того, подобныйпистолет мог быть исключительно мелкокалиберным(0.22, например) и годился разве что длясамообороны на близких расстояниях.

Английские оружейники предпочитали систему Аллена. Оно и понятно – едва ли англичане позаимствовали бы что-то бельгийское. Аллен не успевал отслеживать копиистов его разработки.

Все бундельревольверы, как и следовало ожидать, отличались высокой скорострельностью для своего времени (естественно, при длительной перезарядке), но при этом низкой точностью боя из-за тугого спускового механизма и плохого баланса и годились для стрельбы лишь на коротких дистанциях. Их применяли в качестве оружия самообороны, в то время как револьверы Кольта и других оружейников огромными партиями закупала, например, армия.

Помимо Аллена и Мариетта стоит упомянуть еще нескольких ведущих производителей пеппербоксов первой половины XIX века – это английские фирмы Купера и Тернера, а также американцы Блант и Симс.

К 1870-м от пеппербоксов отказались практически все фирмы. Даже фанат собственного изобретения Аллен перешел на производство револьверов классиче-ской конструкции. Редкие оружейники обращались к схеме пеппербокса разве что с целью достижения максимальной компактности оружия: расположение стволов прямо в барабане позволяло сократить пистолет на длину собственно дула. Но и такие случаи были единичными.

Сегодня классический револьвер кажется нам логичным и понятным. Как вообще пеппербоксы могли составить ему конкуренцию? Популярность бундельревольверов-перечниц была обусловлена в том числе и наглядной мощью. Шесть, а то и больше стволов, смотрящих на противника, – это выглядит устрашающе. И не важно, что стреляет из них только один. Ведь психологический аспект в популярности того или иного типа оружия играет немалую роль.

Чудовищные уродцы

Впрочем, оружейники не могли остановиться на пеппербоксах и револьверах. Каждый хотел выделиться и произвести нечто новое и еще более смертоносное. Так в разное время появлялись пистолеты, которые нельзя было отнести ни к какой из категорий вообще.

Например, в 1860 году американский производитель Джонс выпустил потрясающей красоты 10-ствольный пистолет 36-го калибра. Стволы располагались не по окружности, а двумя столбцами по пять штук. С двух сторон располагались две «собачки». Каждое новое нажатие на спуск «сощелкивало» собачку к следующему стволу. Таким образом, пистолет палил поочередно в Z-образной последовательности: первый правый ствол – первый левый – второй правый – второй левый – и т.д. Не так давно один из экземпляров пеппербокса Джонса был продан на аукционе за $9000.

Пистолет конструкции Джонса, США, 1860 год Калибр – 0.36.Каждый «столбец» стволов имел свою собачку, которая«сощелкивалась» на одно деление вниз после каждого выстрела.Пистолет стрелял поочередно в Z-образной последовательности:первый правый ствол – первый левый – второй правый– второй левый – и т.д. В прошлом году один из экземпляровпеппербокса Джонса был продан на аукционе за $9000

В тех же 1860-х годах во Франции производили 30-зарядный двухствольный револьвер 22-го калибра. Барабан револьвера был двухуровневым и подавал сразу два патрона в верхний и нижний стволы, выстрел производился из обоих стволов одновременно.

Французская фирма Лефоше в середине XIX века выпустила несколько пеппербоксов типа «гармоника». Шесть или десять стволов «гармоники» располагаются в одном горизонтальном ряду, а с каждым выстрелом ряд стволов сдвигается относительно ударного механизма подобно каретке пишущей машинки. Основным недостатком такого оружия была неточность: при стрельбе из боковых стволов было чудовищно сложно удержать пистолет в горизонтальном положении. Существовали и вертикальные «гармоники» – например, фирмы Auslands. В таких пистолетах блок из четырех стволов перемещался по вертикали.

А в Каире, в музее Abdeen Palace, хранится всем револьверам револьвер. Уникальная конструкция на базе обыкновенного «кольта» оснащена восемью (!) барабанами. Как только один шестизарядный барабан расходуется, стрелок проворачивает специальной рукоятью большое кольцо, сменяя барабан новым, – и стрельба продолжается. Сотрудники музея склоняются к тому, что это местная кустарная переделка привезенного из США «кольта».

Помимо того, пеппербоксы активно использовались как «скрытое» оружие – например, в трости или даже в велосипедном руле (да-да, во Франции в 1880 году применялась и такая конструкция)! Дело в том, что схема пеппербокса позволяла «окружить» стволами любую круглую или многогранную трубку, например основание клинка, и спрятать оружие в любом подходящем футляре.

В наши дни пеппербоксы – это часть истории (хотя и сегодня серийно производятся многоствольные ракетницы, выполненные по тому же принципу). Их можно встретить в кинофильмах, причем чаще всего не в вестернах, а в жанровых стилизациях в духе стимпанка и пост-апокалипсиса. Это легко объяснить эффектным внешним видом подобного оружия. Но скажу честно: если на меня в темном переулке направят ма-ри-еттов-ский пеппербокс XIX века, я вряд ли буду восхищаться его великолепным внешним оформлением и кольцеобразным спуском. Потому что оружие всегда остается оружием, как бы оно ни выглядело.

Бундельревольвер Аллена и Сербера

Страна: США // Длина: 190 мм // Длина ствoлoв: 76 мм //Масса: 0,7 кг // Калибр: .31 (8 мм) // Нарезы: нет //Емкость магазина: 6 зарядов // Начальная скорость пули: 122 м/с

Изготовлен в Ворчестере (Массачусетс) известной американской фирмой «Аллен и Сербер». Данный образец типичен. Это весьма элегантное, компактное оружие хорошего качества. Шесть стволов изготовлены из одного куска стали с планками между ними. Запатентованная часть оружия – механизм двойного действия с брусковым курком. При нажатии на спуск курок поднимается до тех пор, пока не открывается запирающий его крючок; тогда он опускается вниз и ударяет по капсюлю. Блок стволов вращается с помощью храповика. Доступ к механизму осуществляется путем снятия пластины с левой стороны казенной части. Капсюли, расположенные под углом к стволам, закрыты заслонкой; капсюли можно заменить через прорезь справа от носовой части курка. При легком нажатии на спусковой крючок носовая часть курка отодвигается от капсюлей и стволы можно прокрутить по часовой стрелке для перезарядки.

 

Бундельревольвер Мариетта

Страна: Бельгия // Длина: 184 мм // Длина ствoлoв: 71 мм //Масса: 0,7 кг // Калибр: 9,6 мм // Нарезы: нет //Емкость магазина: 6 патронов // Начальная скорость пули: 152 м/с

Многоствольный револьверный пистолет с капсюльным воспламенением конструкции Жюля Мариетта. В 1839 году (иногда указывают 1837 год, когда действительно были созданы первые образцы, но патент датируется 1839-м) бельгиец Ж. Мариетт патентует так называемый бундель-револьвер. Это оружие имело блок стволов, у каждого из которых в торце была ввинчена брандтрубка для капсюлей. Каждый ствол имеет четыре прямоугольные выемки в дуле, для того чтобы его можно было легче снять с помощью специального ключа. Стволы прикручены к шпинделю на неподвижной казенной части, доступ к которому обеспечивается с помощью оставленного в центре блока стволов отверстия. При натяжении спуска, сделанного в виде кольца, блок стволов прово-рачивался, подставляя капсюль под ударный механизм. Одновременно взводился нижний курок, и при дальнейшем натягивании кольцевого спуска он срывался с боевого взвода и бил по капсюлю, в результате чего следовал выстрел.

Тим СкоренкоГлеб СердитыйПопулярная механика 02-2010

weaponland.ru

Ручное стрелковое оружие » Военное обозрение

■ ФРАНЦУЗСКИЙ ПЕППЕРБОКС-СТИЛЕТ XIX ВЕКА из коллекции Тульского музея. Схема пеппербокса позволяла "окружить" стволами любую круглую или многогранную трубку.

Человек всегда мечтал убивать двух зайцев одним выстрелом. А лучше не двух, а сразу двадцать. Поэтому ручное стрелковое оружие обрастало стволами, как ежик – иголками. Появились пистолеты типа «утиная лапа», двустволки, многоствольные пулеметы. В итоге эволюция пришла к многозарядному одноствольному оружию, но существовала в ней еще одна забытая ветвь, порождения которой были не слишком функциональны, зато очень красивы. Имя им – пеппербоксы.

Если буквально переводить слово «пеппербокс» с английского языка, получится «ящик с перцем», или «перечница». Это слово применялось на первых порах к любым многозарядным пистолетам – даже к обыкновенным одноствольным револьверам. Но прижилось оно именно в отношении исторических чудовищ, напоминающих то ли огромный револьвер, то ли маленький пулемет.

Пеппербокс – это многоствольный пистолет с вращающимся блоком стволов. Барабана как такового у него нет, зато полревольвера укреплено на шарнире. Заряжались пеппербоксы обычно со стороны дула – как старинные кремневые пистолеты, но впоследствии появились конструкции, более близкие к револьверу, с откидывающимся механизмом и доступом к казенной части. Пеппербоксы появились в Великобритании и США примерно в 1780–1800 годах и довольно быстро распространились по всему миру. Почти каждая оружейная фирма может похвастаться хотя бы одной моделью типа «пеппербокс». Причем многие частники, стараясь перещеголять конкурентов посерьезнее, создавали такие конструкции, что впору назвать их мутантами, уродцами или еще как-нибудь позабористее.

В русском языке встречаются различные варианты транскрипции слова pepperbox - "пеппербокс" "пепербокс" и даже "пипербокс". Так как единого мнения не существует, мы пришли к выводу, что нужно использовать наиболее близкое к англоязычному оригиналу написание

По традиционной схеме пеппербокс имел шесть коротких стволов, ввинченных во вращающийся блок. Общими были затравочная полка и кремневый замок. Естественно, на первых порах самостоятельно блок стволов не проворачивался, его вращали рукой (причем в перчатке, поскольку только что "отработавший" ствол имел весьма некомфортную для кожи температуру]. Более того, каждый раз приходилось подсыпать на полку пороха, что сводило функциональность пеппербокса по сравнению с обычными двухствольными пистолетами практически на нет.

■ МНОГОСТВОЛКИ по европейскому образцу делали и в России - в основном частные мастера. В тульском оружейном музее хранится около 20 подобных "пушек". Никаких особенностей в этих пистолетах нет: пеппербоксы не были характерны для русской оружейной традиции, редкие образцы - копии европейских и американских моделей.

Кремневый замок серьезно ограничивал возможности пеппербоксов. А вот появление капсюльного замка дало новый толчок этому направлению. В первую очередь проторевольвер (порой пеппербоксы называют и так] с капсюльным замком имел преимущество непрерывной стрельбы.Классический револьвер, знакомый нам по вестернам, появился в первой половине XIX века. Как известно, знаменитый Сэмюэл Кольт не изобрел его, а усовершенствовал, добавив устройство автоматического проворота ба-рабана после каждого выстрела. Это изобретение вкупе с поставленным на поток производством револьверов (с 1836 года) обрекло пеппербоксы на смерть, не позволив им даже по-настоящему родиться.

■ ИЗВЕСТНЫЙ СОВРЕМЕННЫЙтравматический пистолет ПБ 4-1 МЛ "Оса" также можно отнести к пеппербоксам. Правда, вращающихся деталей у крошечного пистолетика нет, зато стволов целых четыре. "Оса" относится к "огнестрельному бесствольному" семейству оружия - оно разрешено к гражданскому обороту на территории РФ. В "Осе" используется патрон 18x45 с резиновом пулей диаметром 15,3 мм, а капсюль инициализируется не ударом бойка, а электрическим током. Эффект от попадания пули из "Осы" можно сравнить с ударом боксера-тяжеловеса.

Но, как уже упоминалось ранее, многие фирмы хотели придумать что-то конструктивно новое и усовершенствовать классический "кольт", который, если честно, на тот момент был практически совершенным. Так появились бундельревольверы-пеппербоксы "второго поколения".

Второе поколение

Первый капсюльный пеппербокс был запатентован одновременно с первым револьвером Кольта - в 1836 году. Создателем его стал массачусетский предприниматель и оружейник Этан Аллен. На тех порах еще не было понятно, какая концепция завоюет рынок- много вращающихся стволов либо один ствол с вращающимся барабаном. Аллен верил в пеппербоксы и на первых порах почти не ошибался. Пеппербокс Аллена начал выпускаться в 1837 году и имел успех. Правда, не на легендарном Диком Западе, который в то время еще только начинали осваивать, а в восточной части страны. Ганфайтеров с бундельревольверами Аллена можно было встретить столь же часто, как вооруженных классическими пушками Кольта. Немалую роль играл грозный, тяжелый, неуклюжий вид этого оружия: многочисленные отверстия стволов пугали гораздо сильнее, нежели одно "жалкое" дуло револьвера.

Пистолеты Аллена, как и современные револьверы, имели капсюльный замок с двойным действием. Нажатие на спуск осуществляло и взвод, и поворот блока стволов, и выстрел. Существовало несколько модификаций пеппербокса Аллена - с калибрами от 31 до З6-го и различным количеством стволов (до шести).

Примерно в одно время с Алленом в Европе был запатентован другой пеппербокс - бельгийский Marriette. Европейцы оказались не столь консервативны, как американцы. Фирма Marriette делала пеппербоксы с количеством стволов от 4 до 24 (!). Несколько экземпляров последнего уродца сохранились до наших времен - иногда они всплывают на различных интернет-аукционах и уходят за ?15-20 тысяч за штуку. Как держать в одной руке 24-ствольную пушку, представить трудно: даже обычный автоматический пистолет заметно тянет к земле.

Кстати, чтобы зарядить пистолет, сделанный по патенту Мариетта, приходилось вывинчивать отдельно каждый ствол и закладывать в него патрон с казенной части. Алленовские пеппербоксы были проще в использовании: можно было снять одновременно весь блок стволов.

Помимо степени устрашения противника, европейцы уделяли внимание дизайну. И Marriette, и другие европейские пеппербоксы были украшены эффектными узорами, иногда позолочены, а спуск выполнялся в форме кольца, а не крючка. Собственно, подобные Marriette бундельревольверы выпускали все кому не лень, а в коллекциях сохранилось изрядное количество образцов, похожих на модель Мариетта, но плохо поддающихся опознанию.Английские оружейники предпочитали систему Аллена. Оно и понятно - едва ли англичане позаимствовали бы что-то бельгийское. Аллен не успевал отслеживать копиистов его разработки.Все бундельревольверы, как и следовало ожидать, отличались высокой скорострельностью для своего времени [естественно, при длительной перезарядке], но при этом низкой точностью боя из-за тугого спускового механизма и плохого баланса и годились для стрельбы лишь на коротких дистанциях. Их применяли в качестве оружия самообороны, в то время как револьверы Кольта и других оружейников огромными партиями закупала, например, армия.

Помимо Аллена и Мариетта стоит упомянуть еще нескольких ведущих производителей пеппербоксов первой половины XIX века - это английские фирмы Купера и Тернера, а также американцы Блант и Симе.

К 1870-м от пеппербоксов отказались практически все фирмы. Даже фанат собственного изобретения Аллен перешел на производство револьверов классической конструкции. Редкие оружейники обращались к схеме пеппербокса разве что с целью достижения максимальной компактности оружия: расположение стволов прямо в барабане позволяло сократить пистолет на длину собственно дула. Но и такие случаи были единичными.

Сегодня классический револьвер кажется нам логичным и понятным. Как вообще пеппербоксы могли составить ему конкуренцию? Популярность бундельревольверов-перечниц была обусловлена в том числе и наглядной мощью. Шесть, а то и больше стволов, смотрящих на противника, - это выглядит устрашающе. И не важно, что стреляет из них только один. Ведь психологический аспект в популярности того или иного типа оружия играет немалую роль.

■ Пеппербокс не обязательно представлял собой пистолет. Например, в Тульском музее хранится капсюльное короткоствольное ружье, сделанное по такому же принципу.

Чудовищные уродцы

Впрочем, оружейники не могли остановиться на пеппербоксах и револьверах. Каждый хотел выделиться и произвести нечто новое и еще более смертоносное. Так в разное время появлялись пистолеты, которые нельзя было отнести ни к какой из категорий вообще.

Например, в 1860 году американский производитель Джонс выпустил потрясающей красоты 10-ствольный пистолет 36-го калибра. Стволы располагались не по окружности, а двумя столбцами по пять штук. С двух сторон располагались две "собачки". Каждое новое нажатие на спуск "сощелкивало" собачку к следующему стволу. Таким образом, пистолет палил поочередно в Z-образной последовательности: первый правый ствол - первый левый - второй правый -второй левый - и т.д. Не так давно один из экземпляров пеппербокса Джонса был продан на аукционе за $9000.

В тех же 1860-х годах во Франции производили 30-зарядный двухствольный револьвер 22-го калибра. Барабан револьвера был двухуровневым и подавал сразу два патрона в верхний и нижний стволы, выстрел производился из обоих стволов одновременно.

Французская фирма Лефоше в середине XIX века выпустила несколько пеппербоксов типа "гармоника". Шесть или десять стволов "гармоники" располагаются в одном горизонтальном ряду, а с каждым выстрелом ряд стволов сдвигается относительно ударного механизма подобно каретке пишущей машинки. Основным недостатком такого оружия была неточность: при стрельбе из боковых стволов было чудовищно сложно удержать пистолет в горизонтальном положении. Существовали и вертикальные "гармоники" - например, фирмы Auslands. В таких пистолетах блок из четырех стволов перемещался по вертикали.

А в Каире, в музее Abdeen Palace, хранится всем револьверам револьвер. Уникальная конструкция на базе обыкновенного "кольта" оснащена восемью (!) барабанами. Как только один шестизарядный барабан расходуется, стрелок проворачивает специальной рукоятью большое кольцо, сменяя барабан новым, - и стрельба продолжается.

Сотрудники музея склоняются к тому, что это местная кустарная переделка привезенного из США "кольта".

Помимо того, пеппербоксы активно использовались как "скрытое" оружие -например, в трости или даже в велосипедном руле Сдада, во Франции в 1880 году применялась и такая конструкция)! Дело в том, что схема пеппербокса позволяла "окружить" стволами любую круглую или многогранную трубку, например основание клинка, и спрятать оружие в любом подходящем футляре.

В наши дни пеппербоксы - это часть истории (хотя и сегодня серийно производятся многоствольные ракетницы, выполненные по тому же принципу). Их можно встретить в кинофильмах, причем чаще всего не в вестернах, а в жанровых стилизациях в духе стимпанка и постапокалипсиса. Это легко объяснить эффектным внешним видом подобного оружия. Но скажу честно: если на меня в темном переулке направят мариеттовский пеппербокс XIX века, я вряд ли буду восхищаться его великолепным внешним оформлением и кольцеобразным спуском. Потому что оружие всегда остается оружием, как бы оно ни выглядело.

■Бундесревольвер Марриета

Страна: Бельгия Длина: 184 мм Н Длина стволов: 71 мм Масса: 0,7 кг Калибр: 9,6 мм Нарезы: нет Емкость магазина: 6 патронов Н Начальная скорость пули: 152 м/с

Многоствольный револьверный пистолет с капсюльным воспламенением конструкции Жюля Мариетта. В 1839 году (иногда указывают 1837 год, когда действительно были созданы первые образцы, но патент датируется 1839-м] бельгиец Ж. Мариетт патентует так называемый бундельревольвер. Это оружие имело блок стволов, у каждого из которых в торце была ввинчена брандтрубка для капсюлей. Каждый ствол имеет четыре прямоугольные выемки в дуле, для того чтобы его можно было легче снять с помощью специального ключа. Стволы прикручены к шпинделю на неподвижной казенной части, доступ к которому обеспечивается с помощью оставленного в центре блока стволов отверстия. При натяжении спуска, сделанного в виде кольца, блок стволов проворачивался, подставляя капсюль под ударный механизм. Одновременно взводился нижний курок, и при дальнейшем натягивании кольцевого спуска он срывался с боевого взвода и бил по капсюлю, в результате чего следовал выстрел.■ ФРАНЦУЗСКИЙ ПЕППЕРБОКС ТИПА "ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ГАРМОНИКА"Десять стволов "гармоники" располагаются в одном горизонтальном ряду, а с каждым выстрелом ряд стволов сдвигается относительно ударного механизма подобно каретке пишущей машинки. Попасть во что-либо из такого оружия было очень сложно, как и удержать его от перекоса. Кроме того, подобный пистолет мог быть исключительно мелкокалиберным (0.22, например} и годился разве что для самообороны на близких расстояниях.■ ПИСТОЛЕТ КОНСТРУКЦИИ ДЖОНСА. США, I860 ГОД Калибр - 0.36. Каждый "столбец" стволов имел свою собачку, которая "сощелкивалась" на одно деление вниз после каждого выстрела. Пистолет стрелял поочередно в Z-образной последовательности: первый правый ствол - первый левый - второй правый - второй левый - и т.д. В прошлом году один из экземпляров пеппербокса Джонса был продан на аукционе за $9000.

topwar.ru

Бельгийская «перечница»

Желание спрятать оружие самообороны от посторонних глаз в карман было всегда. Как говорили латиняне: «Кто предупреждён, тот вооружён». Эта старая истина работала в прежние времена, действует и сейчас, причём независимо от наличия карманов или самого оружия. То есть компактное огнестрельное оружие скрытого ношения появилось достаточно давно. Во-первых, его удобно носить с собой; во-вторых, элемент неожиданности при появлении в руке у жертвы пусть миниатюрного, но всё-таки пистолета, может мгновенно охладить пыл нападающего.

Другая идея-фикс: если уж потребуется достать такое оружие из кармана в целях самозащиты, то стрелять придётся быстро и много.Поначалу это решалось примитивно, в лоб. Если один пистолет означал один выстрел, то для запасных выстрелов надо было иметь несколько пистолетов. Причём запасной пистоль всегда увеличивал шанс на выживание – тогдашнее кремнёвое оружие давало от 10 до 30% осечек! Колоритные бородатые вояки на старых полотнах, увешанные ружьями и с кучей пистолей, заткнутых за пояс – не художественное преувеличение, а суровая проза жизни. Оружейные мастера старались предлагать более изящные решения – многоствольные пистолеты. К сожалению, все эксперименты на тему компактного многоствольного оружия упирались в кремнёвую систему воспламенения. Что только ни пытались создать оружейники, но всегда получались монстры. Кремнёвые замки, особенно их выступающие части: курок с зажатым кремнием и огниво, мешали джентльменам получить удобное компактное оружие.

Появление капсюлей значительно облегчило жизнь оружейникам. Стало возможным использовать один ударный механизм для нескольких стволов – прямая дорога не только к увеличению надёжности, но и существенной компактности оружия. Именно с появлением капсюльного воспламенения заряда начался расцвет многоствольных систем. На каждом континенте были свои мастера, получившие известность в производстве многоствольных пистолетов, но я в своём рассказе ограничусь Европой.Значительным прорывом в первой половине 1800-х годов стала конструкция бельгийского оружейника Мариетта. В его пистолете при нажатии на спусковой крючок, механизм проворачивал блок стволов, подводя под курок очередной заряженный ствол. Это был механизм двойного действия, ставший сейчас привычным, без него мы уже не можем представить ни одного револьвера, ни большинство современных пистолетов. Конструкция оказалась настолько удачной, что её стали копировать многие фирмы и мастера. Даже если механизм содержал какие-то отличия, конструкторы всё равно старались выдержать внешний стиль «а-ля Мариетт». И верхом нелегального копирования стало клеймо «патент Мариетта», которое они любили ставить на своё оружие, даже если месье Мариетт не давал на это согласия.

Такие многоствольные системы с вращающимся блоком стволов получили название «pepperbox» (пепербокс), что в переводе с английского означает «перечница». Очевидно, поводом послужило их внешнее сходство с привычной в обиходе того времени перечной мельницей.Но вот подошла эпоха унитарного патрона. Наиболее успешную конструкцию в середине XIX века предложил Сигизмунд Лефоше. Капсюль, спрятанный внутри металлического патрона, накалывался специальным стерженьком – шпилькой, выступающей наружу гильзы. Именно от него и пошло название патронов – шпилечные патроны или патроны Лефоше. Господин Лефоше создавал не только патроны, но и оружие. Не обошёл своим вниманием и «перечницы».Однако технология производства «перечниц» не стояла на месте. Одним из нововведений стал способ изготовление блока стволов. Его предложил в 1830-х годах англичанин Чарльз Ширк. Он не сваривал несколько отдельных стволов воедино, а высверливал каналы в одном куске металла. Так, в целом тихо и незаметно появился всем известный «барабан» – первый шаг к разработке удобных и практичных револьверов. Изобретение Ширка столь понравилось производителям «перечниц», что к концу XIX века практически все они имели блок стволов, изготовленных данным способом. Естественно, что и Лефоше взял на вооружение это изобретение.

Исключение составляли лишь крупнокалиберные системы, в которых по-прежнему спаивали нарезные стволы в единый блок.Большое влияние на конструкцию, компоновку и внешний вид «перечниц» оказали револьверы. Отработанные на них спусковые механизмы и механизм поворота барабана плавно перекочевали на «перечницы». Фактически получился бесствольный револьвер.«Перечницы» производились в большинстве своём под существующие шпилечные патроны калибров 5, 7, 9 и 12 мм, среди которых самыми распространёнными на рынке были «семёрки» и «девятки». Необходимо отметить, что в большинстве «перечниц» малых калибров стволы вообще не имеют нарезов – это гладкоствольное оружие, что лишний раз доказывает, что оно рассчитано на стрельбу накоротке.Поскольку «перечницы» делались для ношения в кармане, то вполне естественным шагом на пути уменьшения их габаритов стало удаление спицы на курке. Без неё невозможно взвести курок перед выстрелом, но для самообороны накоротке – это не главное. Зато зализанная форма помогала быстро извлекать оружие из кармана. Такую же цель – минимум выступающих деталей, преследовал и складной спусковой крючок. Это решение стало практически классическим для компактного карманного оружия того времени. Одним из распространённых вариантов спуска стал крючок в форме кольца. Для крохотных пистолетов калибра 5 мм кольцо было не самым удобным, а вот в пистолеты крупных калибров оно вписалось вполне органично. Не надо было раскладывать курок, то есть экономилось время в критической ситуации, а форма в виде кольца снижала риск зацепить пистолет при извлечении из кармана.

Среди бесчисленного числа моделей «перечниц» устоялось три «фирменных» решения проблемы экстрагирования стреляной гильзы.Первое (самое простое) – это полное отсутствие какого-либо экстрактора. Учитывая редкое применение карманных пистолетов, не предназначенных для тренировочных стрельб, а также гипотетическую возможность извлечь гильзу за шпильку пальцем, можно вовсе обойтись без экстрактора и возложить поиск метода извлечения гильзы на самого владельца, который после применения пистолета сам найдёт подручное средство для её выбивания.Второе – экстрактор в виде короткого шомпола размещался в рукоятке и извлекался оттуда по мере надобности. Гильзы всё-таки поддувало в каморах, и извлечение их становилось проблематичным, особенно вдали от мест, где можно найти гвоздь или отвёртку вместо шомпола.Третье – «два в одном», шомпольным экстрактором служила ось барабана. Из-за компактности «перечниц» малого калибра многие мастера, упрощая конструкцию, не делали дверцу барабана, через которую в каморы вставлялись патроны. Для снаряжения надо было выкрутить ось и извлечь блок стволов из рамы, а затем этой осью действовать как шомполом – дёшево и сердито. Именно такой пистолет показан на фотографии. Это «перечница» работы бельгийского оружейника Йозефа Депре (Joseph Deprez), работавшего в Льеже в 1874-1886 гг.

Одним из интереснейших конструктивных решений для «перечниц» стал съёмный «револьверный» ствол. Согласитесь, коли «перечница» – почти револьвер, но без характерного ствола, то велик соблазн иметь его в хозяйстве, чтобы при желании получать полноценное оружие с хорошей дальностью и точностью боя. Модульная конструкция позволяла «лёгким движением руки» превращать короткую «перечницу» в полноразмерный револьвер или, наоборот, из револьвера сотворить «перечницу».

Журнал «МастерРужьё». Август 2009.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

super-orujie.ru

Старая перечница или откуда есть пошел (револьвер)

Так как на сайте стало появляться все больше статей затрагивающих револьверы и порой милый моему сердцу Дикий Запад, решил поделиться знаниями об одном интересном образце оружейного искусства, заслуживающем внимания, но практически неизвестным на российских просторах.

Итак, вернемся более чем на сто лет назад, на просторы Северной Америки, гражданская война уже на пороге, индейцы еще представляли собой силу, бизоны еще паслись, золотые лихорадки уже разгорались, а доллар был в цене. В стране, наводненной эмигрантами, бандитами, золотоискателями, враждебными краснокожими, шулерами, спекулянтами, беглыми рабами - как никогда стоял вопрос о  эффективности оружия, а конкретно о увеличении количества зарядов. Капсюльные пистолеты и винтовки позволяли произвести 1 (порой 2) выстрела, после чего была необходима долгая перезарядка, которую не всегда можно было позволить, а носить с собой по 2-3(порой больше) пистолета не всегда представлялось удобным и возможным.

Тут то на сцену и выходит "перечница" (pepperbox), называемая также ротационным пистолетом, которая стала предтечей револьвера, переходным звеном от капсюльного пистолета к револьверу  и первая позволяла неплохо уравнять шансы, особенно учитывая что зарядов в оном агрегате порой было более 10 . Появившись ранее перечница достигла пика своей популярности начиная с 1849 года и золотой лихорадки, очень скоро она стала считаться самым скорострельным оружием, которое может человек носить с собой.  Свое название перечница по видимому получила из-за характерного вида блока стволов, если они направлены вам в лицо. Перечницы в основном были капсюльными, гладкоствольными и небольшого калибра.

Принцип ее действия был известен очень давно и ничего нового из себя не представлял -блок стволов, вращающихся на одной оси, выстрелы производятся от одного ударника, но впервые этот принцип применялся так массово и именно для ручного оружия. Чтобы зарядить такой пистолет, необходимо было потратить немало времени, однако это с лихвой компенсировалось количеством выстрелов и скорострельностью. Немалую роль в популярности и распространении перечниц сыграло и дешевизна ее изготовления, по сравнению к примеру с Кольтом перечница была просто заманчиво доступна (10 долларов за Пеппер против 25-100 долларов за Кольт Патерсон). Редкие перечницы имели нарезной ствол или большие калибры, лишь единицы дотягивали до 41 калибра, большинство же изготавливались в пределах от 28 до 36 калибра, ее можно было носить при себе в кармане, на близком расстоянии она наносила непоправимый урон и неизгладимое впечатление. Однако на этом ее плюсы заканчивались.

К основным минусам, благодаря которым перечница была вытеснена револьверами относятся: а) отсутствие прицельных приспособлений, а значит и возможности вести прицельный огонь; б) большой объем и вес блока стволов и неповоротливость по сравнению с револьвером; в) меньшая дальность стрельбы и пробивная способность пули, чем у револьвера; г) у некоторых моделей поворот блока стволов необходимо было производить рукой, автоматически они не поворачивались д) редкие перечницы были двойного действия (самовзводные) и с нарезным стволом

Таким образом, достигнув своего пика к 1865 году перечница как оружие ближнего боя утратила свою популярность, производилась все в меньших количествах, хотя и продолжала применяться. На безвестность данного оружия немало, на мой взгляд, повлиял кинематограф, а конкретнее американские вестерны, в которых перечницы попросту нет. Единственный случай появления перечницы какой я помню -это сериал "Ад на колесах", хотя там действие происходит уже после Гражданской войны в США и перечницы были на своем спаде.(с) Lex Draven

 

 

www.air-gun.ru

Бельгийская «перечница» | МАСТЕРРУЖЬЁ

Бельгийская «перечница»

Август 2009 / В. Лесняк / Old arms

Желание спрятать оружие самообороны от посторонних глаз в карман было всегда. Как говорили латиняне: «Кто предупреждён, тот вооружён». Эта старая истина работала в прежние времена, действует и сейчас, причём независимо от наличия карманов или самого оружия. То есть компактное огнестрельное оружие скрытого ношения появилось достаточно давно. Во-первых, его удобно носить с собой; во-вторых, элемент неожиданности при появлении в руке у жертвы пусть миниатюрного, но всё-таки пистолета, может мгновенно охладить пыл нападающего.

Другая идея-фикс: если уж потребуется достать такое оружие из кармана в целях самозащиты, то стрелять придётся быстро и много.Поначалу это решалось примитивно, в лоб. Если один пистолет означал один выстрел, то для запасных выстрелов надо было иметь несколько пистолетов. Причём запасной пистоль всегда увеличивал шанс на выживание – тогдашнее кремнёвое оружие давало от 10 до 30% осечек! Колоритные бородатые вояки на старых полотнах, увешанные ружьями и с кучей пистолей, заткнутых за пояс – не художественное преувеличение, а суровая проза жизни. Оружейные мастера старались предлагать более изящные решения – многоствольные пистолеты. К сожалению, все эксперименты на тему компактного многоствольного оружия упирались в кремнёвую систему воспламенения. Что только ни пытались создать оружейники, но всегда получались монстры. Кремнёвые замки, особенно их выступающие части: курок с зажатым кремнием и огниво, мешали джентльменам получить удобное компактное оружие.Появление капсюлей значительно облегчило жизнь оружейникам. Стало возможным использовать один ударный механизм для нескольких стволов – прямая дорога не только к увеличению надёжности, но и существенной компактности оружия. Именно с появлением капсюльного воспламенения заряда начался расцвет многоствольных систем. На каждом континенте были свои мастера, получившие известность в производстве многоствольных пистолетов, но я в своём рассказе ограничусь Европой.Значительным прорывом в первой половине 1800-х годов стала конструкция бельгийского оружейника Мариетта. В его пистолете при нажатии на спусковой крючок, механизм проворачивал блок стволов, подводя под курок очередной заряженный ствол. Это был механизм двойного действия, ставший сейчас привычным, без него мы уже не можем представить ни одного револьвера, ни большинство современных пистолетов. Конструкция оказалась настолько удачной, что её стали копировать многие фирмы и мастера. Даже если механизм содержал какие-то отличия, конструкторы всё равно старались выдержать внешний стиль «а-ля Мариетт». И верхом нелегального копирования стало клеймо «патент Мариетта», которое они любили ставить на своё оружие, даже если месье Мариетт не давал на это согласия.Такие многоствольные системы с вращающимся блоком стволов получили название «pepperbox» (пепербокс), что в переводе с английского означает «перечница». Очевидно, поводом послужило их внешнее сходство с привычной в обиходе того времени перечной мельницей.Но вот подошла эпоха унитарного патрона. Наиболее успешную конструкцию в середине XIX века предложил Сигизмунд Лефоше. Капсюль, спрятанный внутри металлического патрона, накалывался специальным стерженьком – шпилькой, выступающей наружу гильзы. Именно от него и пошло название патронов – шпилечные патроны или патроны Лефоше. Господин Лефоше создавал не только патроны, но и оружие. Не обошёл своим вниманием и «перечницы».Однако технология производства «перечниц» не стояла на месте. Одним из нововведений стал способ изготовление блока стволов. Его предложил в 1830-х годах англичанин Чарльз Ширк. Он не сваривал несколько отдельных стволов воедино, а высверливал каналы в одном куске металла. Так, в целом тихо и незаметно появился всем известный «барабан» – первый шаг к разработке удобных и практичных револьверов. Изобретение Ширка столь понравилось производителям «перечниц», что к концу XIX века практически все они имели блок стволов, изготовленных данным способом. Естественно, что и Лефоше взял на вооружение это изобретение.Исключение составляли лишь крупнокалиберные системы, в которых по-прежнему спаивали нарезные стволы в единый блок.Большое влияние на конструкцию, компоновку и внешний вид «перечниц» оказали револьверы. Отработанные на них спусковые механизмы и механизм поворота барабана плавно перекочевали на «перечницы». Фактически получился бесствольный револьвер.«Перечницы» производились в большинстве своём под существующие шпилечные патроны калибров 5, 7, 9 и 12 мм, среди которых самыми распространёнными на рынке были «семёрки» и «девятки». Необходимо отметить, что в большинстве «перечниц» малых калибров стволы вообще не имеют нарезов – это гладкоствольное оружие, что лишний раз доказывает, что оно рассчитано на стрельбу накоротке.Поскольку «перечницы» делались для ношения в кармане, то вполне естественным шагом на пути уменьшения их габаритов стало удаление спицы на курке. Без неё невозможно взвести курок перед выстрелом, но для самообороны накоротке – это не главное. Зато зализанная форма помогала быстро извлекать оружие из кармана. Такую же цель – минимум выступающих деталей, преследовал и складной спусковой крючок. Это решение стало практически классическим для компактного карманного оружия того времени. Одним из распространённых вариантов спуска стал крючок в форме кольца. Для крохотных пистолетов калибра 5 мм кольцо было не самым удобным, а вот в пистолеты крупных калибров оно вписалось вполне органично. Не надо было раскладывать курок, то есть экономилось время в критической ситуации, а форма в виде кольца снижала риск зацепить пистолет при извлечении из кармана.Среди бесчисленного числа моделей «перечниц» устоялось три «фирменных» решения проблемы экстрагирования стреляной гильзы.Первое (самое простое) – это полное отсутствие какого-либо экстрактора. Учитывая редкое применение карманных пистолетов, не предназначенных для тренировочных стрельб, а также гипотетическую возможность извлечь гильзу за шпильку пальцем, можно вовсе обойтись без экстрактора и возложить поиск метода извлечения гильзы на самого владельца, который после применения пистолета сам найдёт подручное средство для её выбивания.Второе – экстрактор в виде короткого шомпола размещался в рукоятке и извлекался оттуда по мере надобности. Гильзы всё-таки поддувало в каморах, и извлечение их становилось проблематичным, особенно вдали от мест, где можно найти гвоздь или отвёртку вместо шомпола.Третье – «два в одном», шомпольным экстрактором служила ось барабана. Из-за компактности «перечниц» малого калибра многие мастера, упрощая конструкцию, не делали дверцу барабана, через которую в каморы вставлялись патроны. Для снаряжения надо было выкрутить ось и извлечь блок стволов из рамы, а затем этой осью действовать как шомполом – дёшево и сердито. Именно такой пистолет показан на фотографии. Это «перечница» работы бельгийского оружейника Йозефа Депре (Joseph Deprez), работавшего в Льеже в 1874-1886 гг.Одним из интереснейших конструктивных решений для «перечниц» стал съёмный «револьверный» ствол. Согласитесь, коли «перечница» – почти револьвер, но без характерного ствола, то велик соблазн иметь его в хозяйстве, чтобы при желании получать полноценное оружие с хорошей дальностью и точностью боя. Модульная конструкция позволяла «лёгким движением руки» превращать короткую «перечницу» в полноразмерный револьвер или, наоборот, из револьвера сотворить «перечницу».На современном рынке старинного оружия такие трансформеры встречаются редко.Конечно, невозможно рассказать обо всех вариантах выпускавшихся «перечниц», можно встретить много отличий в мелких деталях. В статье были подробно рассмотрены самые массовые виды «перечниц» малых калибров, выпускавшихся в Европе во второй половине XIX века под шпилечный патрон.К счастью, в нынешней Европе законодательство некоторых стран весьма лояльно к антикварному оружию. Во Франции есть своя прелесть владения антиквариатом. Из него разрешается стрелять. Мой хороший знакомый, коллекционер старинного оружия месье Поль Годар из Лиля, увлекается оружием под шпилечный патрон. У него в гостях мне выпала удача пострелять из такой «перечницы», о чём я надеюсь скоро рассказать.

master-gun.com

Старая перечница: Ручное стрелковое оружие

Французский пеппербокс-стилет XIX века из коллекцииТульского музея. Схема пеппербокса позволяла «окружить»стволами любую круглую или многогранную трубку

Человек всегда мечтал убивать двух зайцев одним выстрелом. А лучше не двух, а сразу двадцать. Поэтому ручное стрелковое оружие обрастало стволами, как ежик – иголками. Появились пистолеты типа «утиная лапа», двустволки, многоствольные пулеметы. В итоге эволюция пришла к многозарядному одноствольному оружию, но существовала в ней еще одна забытая ветвь, порождения которой были не слишком функциональны, зато очень красивы. Имя им – пеппербоксы.

Если буквально переводить слово «пеппербокс» с английского языка, получится «ящик с перцем», или «перечница». Это слово применялось на первых порах к любым многозарядным пистолетам – даже к обыкновенным одноствольным револьверам. Но прижилось оно именно в отношении исторических чудовищ, напоминающих то ли огромный револьвер, то ли маленький пулемет.

Пеппербокс Тульского завода. Многостволки по европейскомуобразцу делали и в России – в основном частные мастера.В тульском оружейном музее хранится около 20 подобных«пушек». Никаких особенностей в этих пистолетах нет:пеппербоксы не были характерны для русской оружейнойтрадиции, редкие образцы – копии европейскихи американских моделей.

Пеппербокс – это многоствольный пистолет с вращающимся блоком стволов. Барабана как такового у него нет, зато полревольвера укреплено на шарнире. Заряжались пеппербоксы обычно со стороны дула – как старинные кремневые пистолеты, но впоследствии появились конструкции, более близкие к револьверу, с откидывающимся механизмом и доступом к казенной части. Пеппербоксы появились в Великобритании и США примерно в 1780–1800 годах и довольно быстро распространились по всему миру. Почти каждая оружейная фирма может похвастаться хотя бы одной моделью типа «пеппербокс». Причем многие частники, стараясь перещеголять конкурентов посерьезнее, создавали такие конструкции, что впору назвать их мутантами, уродцами или еще как-нибудь позабористее.

Известный современный травматический пистолет ПБ 4-1 МЛ«Оса» также можно отнести к пеппербоксам. Правда,вращающихся деталей у крошечного пистолетика нет, затостволов целых четыре. «Оса» относится к «огнестрельномубесствольному» семейству оружия – оно разрешено кгражданскому обороту на территории РФ. В «Осе» используетсяпатрон 18x45 с резиновой пулей диаметром 15,3 мм, акапсюль инициализируется не ударом бойка, а электрическимтоком. Эффект от попадания пули из «Осы» можно сравнитьс ударом боксера-тяжеловеса

По традиционной схеме пеппербокс имел шесть коротких стволов, ввинченных во вращающийся блок. Общими были затравочная полка и кремневый замок. Естественно, на первых порах самостоятельно блок стволов не проворачивался, его вращали рукой (причем в перчатке, поскольку только что «отработавший» ствол имел весьма некомфортную для кожи температуру). Более того, каждый раз приходилось подсыпать на полку пороха, что сводило функциональность пеппербокса по сравнению с обычными двухствольными пистолетами практически на нет.

Кремневый замок серьезно ограничивал возможности пеппербоксов. А вот появление капсюльного замка дало новый толчок этому направлению. В первую очередь проторевольвер (порой пеппербоксы называют и так) с капсюльным замком имел преимущество непрерывной стрельбы.

Классический револьвер, знакомый нам по вестернам, появился в первой половине XIX века. Как известно, знаменитый Сэмюэл Кольт не изобрел его, а усовершенствовал, добавив устрой-ство автоматического проворота барабана после каждого выстрела. Это изобретение вкупе с поставленным на поток производством револьверов (с 1836 года) обрекло пеппербоксы на смерть, не позволив им даже по-настоящему родиться.

Но, как уже упоминалось ранее, многие фирмы хотели придумать что-то конструктивно новое и усовершен-ствовать классический «кольт», который, если честно, на тот момент был практически совершенным. Так появились бундельревольверы-пеппербоксы «второго поколения».

Второе поколение

В русском языке встречаются различные варианты транскрипциислова pepperbox – «пеппербокс», «пепербокс» и даже«пипербокс». Так как единого мнения не существует, мы пришлик выводу, что нужно использовать наиболее близкоек англоязычному оригиналу написание

Первый капсюльный пеппербокс был запатентован одновременно с первым револьвером Кольта – в 1836 году. Создателем его стал массачусетский предприниматель и оружейник Этан Аллен. На тех порах еще не было понятно, какая концепция завоюет рынок – много вращающихся стволов либо один ствол с вращающимся барабаном. Аллен верил в пеппербоксы и на первых порах почти не ошибался.

Пеппербокс Аллена начал выпускаться в 1837 году и имел успех. Правда, не на легендарном Диком Западе, который в то время еще только начинали осваивать, а в восточной части страны. Ганфайтеров с бундельревольверами Аллена можно было встретить столь же часто, как вооруженных классическими пушками Кольта. Немалую роль играл грозный, тяжелый, неуклюжий вид этого оружия: многочисленные отверстия стволов пугали гораздо сильнее, нежели одно «жалкое» дуло револьвера.

Пеппербокс не обязательно представлял собой пистолет.Например, в Тульском музее хранится капсюльноекороткоствольное ружье, сделанное по такому же принципу

Пистолеты Аллена, как и современные револьверы, имели капсюльный замок с двойным действием. Нажатие на спуск осуществляло и взвод, и поворот блока стволов, и выстрел. Существовало несколько модификаций пеппербокса Аллена – с калибрами от 31 до 36-го и различным количеством стволов (до шести).

Примерно в одно время с Алленом в Европе был запатентован другой пеппербокс – бельгийский Marriette. Европейцы оказались не столь консервативны, как американцы. Фирма Marriette делала пеппербоксы с количеством стволов от 4 до 24 (!). Несколько экземпляров последнего уродца сохранились до наших времен – иногда они всплывают на различных интернет-аукционах и уходят за €15–20 тысяч за штуку. Как держать в одной руке 24-ствольную пушку, представить трудно: даже обычный автоматический пистолет заметно тянет к земле.

Кстати, чтобы зарядить пистолет, сделанный по патенту Мариетта, приходилось вывинчивать отдельно каждый ствол и закладывать в него патрон с казенной части. Алленовские пеппербоксы были проще в использовании: можно было снять одновременно весь блок стволов.

Помимо степени устрашения противника, европейцы уделяли внимание дизайну. И Marriette, и другие европейские пеппербоксы были украшены эффектными узорами, иногда позолочены, а спуск выполнялся в форме кольца, а не крючка. Собственно, подобные Marriette бундельревольверы выпускали все кому не лень, а в коллекциях сохранилось изрядное количество образцов, похожих на модель Мариетта, но плохо поддающихся опознанию.

Пеппербоксы в России. Французский пеппербокс типа«горизонтальная гармоника» Десять стволов «гармоники»располагаются в одном горизонтальном ряду, а с каждымвыстрелом ряд стволов сдвигается относительно ударногомеханизма подобно каретке пишущей машинки.Попасть во что-либо из такого оружия было очень сложно,как и удержать его от перекоса. Кроме того, подобныйпистолет мог быть исключительно мелкокалиберным(0.22, например) и годился разве что длясамообороны на близких расстояниях.

Английские оружейники предпочитали систему Аллена. Оно и понятно – едва ли англичане позаимствовали бы что-то бельгийское. Аллен не успевал отслеживать копиистов его разработки.

Все бундельревольверы, как и следовало ожидать, отличались высокой скорострельностью для своего времени (естественно, при длительной перезарядке), но при этом низкой точностью боя из-за тугого спускового механизма и плохого баланса и годились для стрельбы лишь на коротких дистанциях. Их применяли в качестве оружия самообороны, в то время как револьверы Кольта и других оружейников огромными партиями закупала, например, армия.

Помимо Аллена и Мариетта стоит упомянуть еще нескольких ведущих производителей пеппербоксов первой половины XIX века – это английские фирмы Купера и Тернера, а также американцы Блант и Симс.

К 1870-м от пеппербоксов отказались практически все фирмы. Даже фанат собственного изобретения Аллен перешел на производство револьверов классиче-ской конструкции. Редкие оружейники обращались к схеме пеппербокса разве что с целью достижения максимальной компактности оружия: расположение стволов прямо в барабане позволяло сократить пистолет на длину собственно дула. Но и такие случаи были единичными.

Сегодня классический револьвер кажется нам логичным и понятным. Как вообще пеппербоксы могли составить ему конкуренцию? Популярность бундельревольверов-перечниц была обусловлена в том числе и наглядной мощью. Шесть, а то и больше стволов, смотрящих на противника, – это выглядит устрашающе. И не важно, что стреляет из них только один. Ведь психологический аспект в популярности того или иного типа оружия играет немалую роль.

Чудовищные уродцы

Впрочем, оружейники не могли остановиться на пеппербоксах и револьверах. Каждый хотел выделиться и произвести нечто новое и еще более смертоносное. Так в разное время появлялись пистолеты, которые нельзя было отнести ни к какой из категорий вообще.

Например, в 1860 году американский производитель Джонс выпустил потрясающей красоты 10-ствольный пистолет 36-го калибра. Стволы располагались не по окружности, а двумя столбцами по пять штук. С двух сторон располагались две «собачки». Каждое новое нажатие на спуск «сощелкивало» собачку к следующему стволу. Таким образом, пистолет палил поочередно в Z-образной последовательности: первый правый ствол – первый левый – второй правый – второй левый – и т.д. Не так давно один из экземпляров пеппербокса Джонса был продан на аукционе за $9000.

Пистолет конструкции Джонса, США, 1860 год Калибр – 0.36.Каждый «столбец» стволов имел свою собачку, которая«сощелкивалась» на одно деление вниз после каждого выстрела.Пистолет стрелял поочередно в Z-образной последовательности:первый правый ствол – первый левый – второй правый– второй левый – и т.д. В прошлом году один из экземпляровпеппербокса Джонса был продан на аукционе за $9000

В тех же 1860-х годах во Франции производили 30-зарядный двухствольный револьвер 22-го калибра. Барабан револьвера был двухуровневым и подавал сразу два патрона в верхний и нижний стволы, выстрел производился из обоих стволов одновременно.

Французская фирма Лефоше в середине XIX века выпустила несколько пеппербоксов типа «гармоника». Шесть или десять стволов «гармоники» располагаются в одном горизонтальном ряду, а с каждым выстрелом ряд стволов сдвигается относительно ударного механизма подобно каретке пишущей машинки. Основным недостатком такого оружия была неточность: при стрельбе из боковых стволов было чудовищно сложно удержать пистолет в горизонтальном положении. Существовали и вертикальные «гармоники» – например, фирмы Auslands. В таких пистолетах блок из четырех стволов перемещался по вертикали.

А в Каире, в музее Abdeen Palace, хранится всем револьверам револьвер. Уникальная конструкция на базе обыкновенного «кольта» оснащена восемью (!) барабанами. Как только один шестизарядный барабан расходуется, стрелок проворачивает специальной рукоятью большое кольцо, сменяя барабан новым, – и стрельба продолжается. Сотрудники музея склоняются к тому, что это местная кустарная переделка привезенного из США «кольта».

Помимо того, пеппербоксы активно использовались как «скрытое» оружие – например, в трости или даже в велосипедном руле (да-да, во Франции в 1880 году применялась и такая конструкция)! Дело в том, что схема пеппербокса позволяла «окружить» стволами любую круглую или многогранную трубку, например основание клинка, и спрятать оружие в любом подходящем футляре.

В наши дни пеппербоксы – это часть истории (хотя и сегодня серийно производятся многоствольные ракетницы, выполненные по тому же принципу). Их можно встретить в кинофильмах, причем чаще всего не в вестернах, а в жанровых стилизациях в духе стимпанка и пост-апокалипсиса. Это легко объяснить эффектным внешним видом подобного оружия. Но скажу честно: если на меня в темном переулке направят ма-ри-еттов-ский пеппербокс XIX века, я вряд ли буду восхищаться его великолепным внешним оформлением и кольцеобразным спуском. Потому что оружие всегда остается оружием, как бы оно ни выглядело.

Бундельревольвер Аллена и Сербера

Страна: США // Длина: 190 мм // Длина ствoлoв: 76 мм //Масса: 0,7 кг // Калибр: .31 (8 мм) // Нарезы: нет //Емкость магазина: 6 зарядов // Начальная скорость пули: 122 м/с

Изготовлен в Ворчестере (Массачусетс) известной американской фирмой «Аллен и Сербер». Данный образец типичен. Это весьма элегантное, компактное оружие хорошего качества. Шесть стволов изготовлены из одного куска стали с планками между ними. Запатентованная часть оружия – механизм двойного действия с брусковым курком. При нажатии на спуск курок поднимается до тех пор, пока не открывается запирающий его крючок; тогда он опускается вниз и ударяет по капсюлю. Блок стволов вращается с помощью храповика. Доступ к механизму осуществляется путем снятия пластины с левой стороны казенной части. Капсюли, расположенные под углом к стволам, закрыты заслонкой; капсюли можно заменить через прорезь справа от носовой части курка. При легком нажатии на спусковой крючок носовая часть курка отодвигается от капсюлей и стволы можно прокрутить по часовой стрелке для перезарядки.

Бундельревольвер Мариетта

Страна: Бельгия // Длина: 184 мм // Длина ствoлoв: 71 мм //Масса: 0,7 кг // Калибр: 9,6 мм // Нарезы: нет //Емкость магазина: 6 патронов // Начальная скорость пули: 152 м/с

Многоствольный револьверный пистолет с капсюльным воспламенением конструкции Жюля Мариетта. В 1839 году (иногда указывают 1837 год, когда действительно были созданы первые образцы, но патент датируется 1839-м) бельгиец Ж. Мариетт патентует так называемый бундель-револьвер. Это оружие имело блок стволов, у каждого из которых в торце была ввинчена брандтрубка для капсюлей. Каждый ствол имеет четыре прямоугольные выемки в дуле, для того чтобы его можно было легче снять с помощью специального ключа. Стволы прикручены к шпинделю на неподвижной казенной части, доступ к которому обеспечивается с помощью оставленного в центре блока стволов отверстия. При натяжении спуска, сделанного в виде кольца, блок стволов прово-рачивался, подставляя капсюль под ударный механизм. Одновременно взводился нижний курок, и при дальнейшем натягивании кольцевого спуска он срывался с боевого взвода и бил по капсюлю, в результате чего следовал выстрел.

Тим СкоренкоГлеб СердитыйПопулярная механика 02-2010

shooting-iron.ru

Старые перечницы | Альтернативная История

На одном из сайтов нашел статью, которая, думаю, заинтересует коллег.

Человек всегда мечтал убивать двух зайцев одним выстрелом. А лучше не двух, а сразу двадцать. Поэтому ручное стрелковое оружие обрастало стволами, как ежик – иголками. Появились пистолеты типа «утиная лапа», двустволки, многоствольные пулеметы. В итоге эволюция пришла к многозарядному одноствольному оружию, но существовала в ней еще одна забытая ветвь, порождения которой были не слишком функциональны, зато очень красивы. Имя им – пеппербоксы.

Если буквально переводить слово «пеппербокс» с английского языка, получится «ящик с перцем», или «перечница». Это слово применялось на первых порах к любым многозарядным пистолетам – даже к обыкновенным одноствольным револьверам. Но прижилось оно именно в отношении исторических чудовищ, напоминающих то ли огромный револьвер, то ли маленький пулемет.

Пеппербокс – это многоствольный пистолет с вращающимся блоком стволов. Барабана как такового у него нет, зато полревольвера укреплено на шарнире. Заряжались пеппербоксы обычно со стороны дула – как старинные кремневые пистолеты, но впоследствии появились конструкции, более близкие к револьверу, с откидывающимся механизмом и доступом к казенной части. Пеппербоксы появились в Великобритании и США примерно в 1780–1800 годах и довольно быстро распространились по всему миру. Почти каждая оружейная фирма может похвастаться хотя бы одной моделью типа «пеппербокс». Причем многие частники, стараясь перещеголять конкурентов посерьезнее, создавали такие конструкции, что впору назвать их мутантами, уродцами или еще как-нибудь позабористее.

По традиционной схеме пеппербокс имел шесть коротких стволов, ввинченных во вращающийся блок. Общими были затравочная полка и кремневый замок. Естественно, на первых порах самостоятельно блок стволов не проворачивался, его вращали рукой (причем в перчатке, поскольку только что "отработавший" ствол имел весьма некомфортную для кожи температуру). Более того, каждый раз приходилось подсыпать на полку пороха, что сводило функциональность пеппербокса по сравнению с обычными двухствольными пистолетами практически на нет.

Кремневый замок серьезно ограничивал возможности пеппербоксов. А вот появление капсюльного замка дало новый толчок этому направлению. В первую очередь проторевольвер (порой пеппербоксы называют и так) с капсюльным замком имел преимущество непрерывной стрельбы. Классический револьвер, знакомый нам по вестернам, появился в первой половине XIX века. Как известно, знаменитый Сэмюэл Кольт не изобрел его, а усовершенствовал, добавив устройство автоматического проворота барабана после каждого выстрела. Это изобретение вкупе с поставленным на поток производством револьверов (с 1836 года) обрекло пеппербоксы на смерть, не позволив им даже по-настоящему родиться. 

Но, как уже упоминалось ранее, многие фирмы хотели придумать что-то конструктивно новое и усовершенствовать классический "кольт", который, если честно, на тот момент был практически совершенным. Так появились бундельревольверы-пеппербоксы "второго поколения".

Второе поколение

Первый капсюльный пеппербокс был запатентован одновременно с первым револьвером Кольта - в 1836 году. Создателем его стал массачусетский предприниматель и оружейник Этан Аллен. На тех порах еще не было понятно, какая концепция завоюет рынок- много вращающихся стволов либо один ствол с вращающимся барабаном. Аллен верил в пеппербоксы и на первых порах почти не ошибался. Пеппербокс Аллена начал выпускаться в 1837 году и имел успех. Правда, не на легендарном Диком Западе, который в то время еще только начинали осваивать, а в восточной части страны. Ганфайтеров с бундельревольверами Аллена можно было встретить столь же часто, как вооруженных классическими пушками Кольта. Немалую роль играл грозный, тяжелый, неуклюжий вид этого оружия: многочисленные отверстия стволов пугали гораздо сильнее, нежели одно "жалкое" дуло револьвера.

бундельревольвер Аллена и Сербера

Страна: США // Длина: 190 мм // Длина ствoлoв: 76 мм //Масса: 0,7 кг // Калибр: .31 (8 мм) // Нарезы: нет //Емкость магазина: 6 зарядов // Начальная скорость пули: 122 м/с

Изготовлен в Ворчестере (Массачусетс) известной американской фирмой «Аллен и Сербер». Данный образец типичен. Это весьма элегантное, компактное оружие хорошего качества. Шесть стволов изготовлены из одного куска стали с планками между ними. Запатентованная часть оружия – механизм двойного действия с брусковым курком. При нажатии на спуск курок поднимается до тех пор, пока не открывается запирающий его крючок; тогда он опускается вниз и ударяет по капсюлю. Блок стволов вращается с помощью храповика. Доступ к механизму осуществляется путем снятия пластины с левой стороны казенной части. Капсюли, расположенные под углом к стволам, закрыты заслонкой; капсюли можно заменить через прорезь справа от носовой части курка. При легком нажатии на спусковой крючок носовая часть курка отодвигается от капсюлей и стволы можно прокрутить по часовой стрелке для перезарядки

Пистолеты Аллена, как и современные револьверы, имели капсюльный замок с двойным действием. Нажатие на спуск осуществляло и взвод, и поворот блока стволов, и выстрел. Существовало несколько модификаций пеппербокса Аллена - с калибрами от 31 до З6-го и различным количеством стволов (до шести).

Примерно в одно время с Алленом в Европе был запатентован другой пеппербокс - бельгийский Marriette. Европейцы оказались не столь консервативны, как американцы. Фирма Marriette делала пеппербоксы с количеством стволов от 4 до 24 (!). Несколько экземпляров последнего уродца сохранились до наших времен - иногда они всплывают на различных интернет-аукционах и уходят за 15-20 тысяч за штуку. Как держать в одной руке 24-ствольную пушку, представить трудно: даже обычный автоматический пистолет заметно тянет к земле.

Кстати, чтобы зарядить пистолет, сделанный по патенту Мариетта, приходилось вывинчивать отдельно каждый ствол и закладывать в него патрон с казенной части. Алленовские пеппербоксы были проще в использовании: можно было снять одновременно весь блок стволов.

бундельревольвер Мариетта

Страна: Бельгия // Длина: 184 мм // Длина ствoлoв: 71 мм //Масса: 0,7 кг // Калибр: 9,6 мм // Нарезы: нет //Емкость магазина: 6 патронов // Начальная скорость пули: 152 м/с

Многоствольный револьверный пистолет с капсюльным воспламенением конструкции Жюля Мариетта. В 1839 году (иногда указывают 1837 год, когда действительно были созданы первые образцы, но патент датируется 1839-м) бельгиец Ж. Мариетт патентует так называемый бундель-револьвер. Это оружие имело блок стволов, у каждого из которых в торце была ввинчена брандтрубка для капсюлей. Каждый ствол имеет четыре прямоугольные выемки в дуле, для того чтобы его можно было легче снять с помощью специального ключа. Стволы прикручены к шпинделю на неподвижной казенной части, доступ к которому обеспечивается с помощью оставленного в центре блока стволов отверстия. При натяжении спуска, сделанного в виде кольца, блок стволов прово-рачивался, подставляя капсюль под ударный механизм. Одновременно взводился нижний курок, и при дальнейшем натягивании кольцевого спуска он срывался с боевого взвода и бил по капсюлю, в результате чего следовал выстрел.

Помимо степени устрашения противника, европейцы уделяли внимание дизайну. И Marriette, и другие европейские пеппербоксы были украшены эффектными узорами, иногда позолочены, а спуск выполнялся в форме кольца, а не крючка. Собственно, подобные Marriette бундельревольверы выпускали все кому не лень, а в коллекциях сохранилось изрядное количество образцов, похожих на модель Мариетта, но плохо поддающихся опознанию. 

Английские оружейники предпочитали систему Аллена. Оно и понятно - едва ли англичане позаимствовали бы что-то бельгийское. Аллен не успевал отслеживать копиистов его разработки. 

пеппербокс Тульского завода. Многостволки по европейскому образцу делали и в России – в основном частные мастера. В тульском оружейном музее хранится около 20 подобных «пушек». Никаких особенностей в этих пистолетах нет: пеппербоксы не были характерны для русской оружейной традиции, редкие образцы – копии европейских и американских моделей

Все бундельревольверы, как и следовало ожидать, отличались высокой скорострельностью для своего времени (естественно, при длительной перезарядке), но при этом низкой точностью боя из-за тугого спускового механизма и плохого баланса и годились для стрельбы лишь на коротких дистанциях. Их применяли в качестве оружия самообороны, в то время как револьверы Кольта и других оружейников огромными партиями закупала, например, армия.

Помимо Аллена и Мариетта стоит упомянуть еще нескольких ведущих производителей пеппербоксов первой половины XIX века - это английские фирмы Купера и Тернера, а также американцы Блант и Симс.

пеппербокс Роббинс и Лоуренс калибра 0,28

К 1870-м от пеппербоксов отказались практически все фирмы. Даже фанат собственного изобретения Аллен перешел на производство револьверов классической конструкции. Редкие оружейники обращались к схеме пеппербокса разве что с целью достижения максимальной компактности оружия: расположение стволов прямо в барабане позволяло сократить пистолет на длину собственно дула. Но и такие случаи были единичными.

Сегодня классический револьвер кажется нам логичным и понятным. Как вообще пеппербоксы могли составить ему конкуренцию? Популярность бундельревольверов-перечниц была обусловлена в том числе и наглядной мощью. Шесть, а то и больше стволов, смотрящих на противника, - это выглядит устрашающе. И не важно, что стреляет из них только один. Ведь психологический аспект в популярности того или иного типа оружия играет немалую роль.

Пеппербокс не обязательно представлял собой пистолет. Например, в Тульском музее хранится капсюльное короткоствольное ружье, сделанное по такому же принципу.

пеппербокс не обязательно представлял собой пистолет. Например, в Тульском музее хранится капсюльное короткоствольное ружье, сделанное по такому же принципу

Чудовищные уродцы

Впрочем, оружейники не могли остановиться на пеппербоксах и револьверах. Каждый хотел выделиться и произвести нечто новое и еще более смертоносное. Так в разное время появлялись пистолеты, которые нельзя было отнести ни к какой из категорий вообще.

Например, в 1860 году американский производитель Джонс выпустил потрясающей красоты 10-ствольный пистолет 36-го калибра. Стволы располагались не по окружности, а двумя столбцами по пять штук. С двух сторон располагались две "собачки". Каждое новое нажатие на спуск "сощелкивало" собачку к следующему стволу. Таким образом, пистолет палил поочередно в Z-образной последовательности: первый правый ствол - первый левый - второй правый -второй левый - и т.д. Не так давно один из экземпляров пеппербокса Джонса был продан на аукционе за $9000.

В тех же 1860-х годах во Франции производили 30-зарядный двухствольный револьвер 22-го калибра. Барабан револьвера был двухуровневым и подавал сразу два патрона в верхний и нижний стволы, выстрел производился из обоих стволов одновременно.

французский пеппербокс типа «горизонтальная гармоника» Десять стволов «гармоники» располагаются в одном горизонтальном ряду, а с каждым выстрелом ряд стволов сдвигается относительно ударного механизма подобно каретке пишущей машинки. Попасть во что-либо из такого оружия было очень сложно, как и удержать его от перекоса. Кроме того, подобный пистолет мог быть исключительно мелкокалиберным (0.22, например) и годился разве что для самообороны на близких расстояниях.

Французская фирма Лефоше в середине XIX века выпустила несколько пеппербоксов типа "гармоника". Шесть или десять стволов "гармоники" располагаются в одном горизонтальном ряду, а с каждым выстрелом ряд стволов сдвигается относительно ударного механизма подобно каретке пишущей машинки. Основным недостатком такого оружия была неточность: при стрельбе из боковых стволов было чудовищно сложно удержать пистолет в горизонтальном положении. Существовали и вертикальные "гармоники" - например, фирмы Auslands. В таких пистолетах блок из четырех стволов перемещался по вертикали.

А в Каире, в музее Abdeen Palace, хранится всем револьверам револьвер. Уникальная конструкция на базе обыкновенного "кольта" оснащена восемью (!) барабанами. Как только один шестизарядный барабан расходуется, стрелок проворачивает специальной рукоятью большое кольцо, сменяя барабан новым, - и стрельба продолжается.

Сотрудники музея склоняются к тому, что это местная кустарная переделка привезенного из США "кольта".

Помимо того, пеппербоксы активно использовались как "скрытое" оружие - например, в трости или даже в велосипедном руле Сдада (во Франции в 1880 году применялась и такая конструкция). Дело в том, что схема пеппербокса позволяла "окружить" стволами любую круглую или многогранную трубку, например основание клинка, и спрятать оружие в любом подходящем футляре.

французский пеппербокс-стилет XIX века из коллекции Тульского музея. Схема пеппербокса позволяла «окружить» стволами любую круглую или многогранную трубку

В наши дни пеппербоксы - это часть истории (хотя и сегодня серийно производятся многоствольные ракетницы, выполненные по тому же принципу). Их можно встретить в кинофильмах, причем чаще всего не в вестернах, а в жанровых стилизациях в духе стимпанка и постапокалипсиса. Это легко объяснить эффектным внешним видом подобного оружия. Но скажу честно: если на меня в темном переулке направят мариеттовский пеппербокс XIX века, я вряд ли буду восхищаться его великолепным внешним оформлением и кольцеобразным спуском. Потому что оружие всегда остается оружием, как бы оно ни выглядело.

известный современный травматический пистолет ПБ 4-1 МЛ «Оса» также можно отнести к пеппербоксам. Правда, вращающихся деталей у крошечного пистолетика нет, зато стволов целых четыре. «Оса» относится к «огнестрельному бесствольному» семейству оружия – оно разрешено к гражданскому обороту на территории РФ. В «Осе» используется патрон 18x45 с резиновой пулей диаметром 15,3 мм, а капсюль инициализируется не ударом бойка, а электрическим током. Эффект от попадания пули из «Осы» можно сравнить с ударом боксера-тяжеловеса

источники:

alternathistory.com