Пистолет "Монте-Кристо", Европа. Монте кристо пистолет


Ружье с романтическим названием - ружье Монтекристо ⋆ Оружейный клуб

Ружье Монтекристо — так в дореволюционной России называли разработанное в середине XIX в. французским оружейником Флобером, под собственный патрон кольцевого воспламенения лёгкое ружьё для спортивной и развлекательной стрельбы.

Мечта о лёгком детском развлекательно-тренировочном ружье существовала издавна, однако реализовать её практически было очень сложно. Отдельные мастера — оружейники выполняли заказы на изготовление детских кремнёвых и пистонных шомпольных ружей, но это были, как теперь говорят, эксклюзивные работы, стоившие немалых денег.  И хотя под них специально подбирались пороховые заряды, постоянно существовала опасность передозировки пороха из желания «стрельнуть подальше или пробить побольше». Это ставило под угрозу здоровье и жизнь стрелявшего. Реальное воплощение мечты о лёгком ружье получила с появлением унитарного патрона, то есть такого, в котором капсюль, порох и пуля (или дробь) были собраны в гильзе. Стало возможным изготовить оружие только под конкретный патрон и ни под какой другой. Настало время создать ружье Монтекристо.

История создания шедевра

А история возникновения унитарного патрона вкратце такова.

В 1788 г. была открыта знаменитая бертолетова соль, названная по имени автора открытия известного французского химика К. Бертолета. Она стала первым ударно-воспламенительным составом. Почти через 20 лет шотландский химик А. Форсайт разработал шарики из взрывчатого вещества на основе бертолетовой соли, которые воспламенялись от удара курка. А уже в 1814 г. американский исследователь Д.Шоу создал капсюль в металлическом колпачке. С появлением капсюля-воспламенителя стала реальной разработка унитарного патрона, т.е. патрона, который объединял бы в себе с помощью гильзы заряд, снаряд и капсюль. Этот процесс занял несколько десятков лет. Первый такой (унитарный) патрон и ружьё под него были сконструированы французским оружейником Поли в 1808 г.

Конструкция ружья называлась игольчатой. Ни патрон, ни ружьё Поли не получили распространения из-за несовершенства конструкции. Подобный, но более совершенный патрон в 1836 г. был сконструирован прусским оружейником Н. Дрейзе. В том же 1836-м французский оружейник Лефоше предложил свою систему казнозарядного ружья и унитарный патрон к нему. Гильза его патрона состояла из плотного картона с латунным основанием, в которое с внутренней стороны был помещен капсюль. Сбоку из медного основания торчала шпилька, другим своим концом упиравшаяся в воспламенительный состав капсюля. При вставленном патроне и закрытом ружье внешний конец шпильки торчал наружу. Курок бил по нему, шпилька воздействовала на капсюль, и происходил выстрел. Система и патрон получили название шпилечных.

Поиск идеальной конструкции

Наконец, в 1842 г. тоже французский оружейный мастер Флобер разработал патрон кольцевого воспламенения и ружьё под него. Особенностью конструкции патрона было то, что взрывсостав находился запрессованным в закраину гильзы, и ударник (боек) бил именно по ней. Флобер создал беспороховой патрон, пулька выбрасывалась из ствола только силой взрыва капсюльного состава. Ружьё и патрон, предназначался для комнатной стрельбы. Ружья делали калибра 4, 6 и 9 мм, как нарезные, так и гладкоствольные. Для нарезных стволов патроны выпускались только с пульками, а для гладких ещё и с дробью. Вот такие ружья и были известны в России под названием «Монтекристо».

Немного времени спустя, в 1856 г., конструктор Берингер усовершенствовал патрон Флобера. Он увеличил и упрочил гильзу, поместил в неё пороховой заряд и удлинил пулю, оставив воспламенительный состав в закраине. Патрон Берингера быстро получил распространение сначала как ружье Монтекристо военный, а затем как охотничий и спортивный. Практически без конструктивных изменений он существует и в наши дни, в частности, в виде всем известного патрона калибра 5,6 мм кольцевого воспламенения или, как его ещё называют, бокового огня.

Ружье с несколькими именами

Но вернёмся к ружью «Монтекристо», вернее сначала к тому образцу, который был разработан самим создателем патрона — месьё Флобером. Его конструкция была чрезвычайно проста. Затвором служил массивный курок, установленный определенным образом (с перекосом). Так, что при выстреле газы, которые по закону физики давят во все стороны одинаково (как на пулю, так и на затвор) не могли отбросить курок назад. На ударной части курка в виде приливов с захватами имелись два бойка. У них была двойная функция: они били по закраине шляпки патрона и при последующем взведении курка при помощи крючков-захватов извлекали стреляную гильзу.

Со временем к этим ружьям были применены затворы других конструкторов: Мариетта, Варнана, Ремингтона, Снайдера и другие, но названия оружия они не изменили. Собственно эти ружья в Европе называли по имени конструктора патрона и ружья — ружья системы Флобера, а название Ружье Монтекристо по непонятной причине возникло и было употребительно только в России. Вообще говоря, «Монтекристо» — остров в Тосканском архипелаге в Средиземном море. В переводе с итальянского — гора Христа. С некоторой натяжкой можно вообразить, что по сюжету очень популярного в середине XIX в. романа А. Дюма «Граф Монтекристо» главный герой любил поупражняться в стрельбе в комнатах своего дома в Париже, а ружья Флобера изначально и предназначались для комнатной стрельбы.

Все гениальное просто

Все системы запирания этих ружей были очень просты: чаще всего это продольноскользящий затворчик с встроенным курком, запиравший ствол только поворотом рукоятки в паз ствольной коробки, или затвор, откидывающийся вверх, с отдельным курком. Как уже было отмечено выше, патрончики для «Монтекристо» были пулевые и дробовые. Для нарезных ружей пульки были конической формы, а для гладкоствольных — круглой. Начальная скорость пулек была около 100 м/с. В детстве мне приходилось стрелять такими патрончиками, но только калибра 5,6 мм из гладкоствольного Винчестера. Круглая пулька массой около 1,3 г пробивала консервную банку с расстояния 15 м. Патроны, снаряжённые дробью №12, позволяли добывать таких птиц как дрозды с расстояния 10-12 м. Надо сказать, что эти патроны имели и одну весьма неприятную особенность. Продукты сгорания капсюльного состава имели ярко выраженные кислотные свойства.  При недостаточном или неправильном уходе за ружьём и канал ствола, и чашечка затвора или зеркало колодки быстро покрывались коррозией.

Некоторое время спустя сначала в США, а потом и в Европе патроны слегка модернизировали, т. е. поместили в них небольшой пороховой заряд, но модернизированным боеприпасам потребовалось уже другое оружие.

Ружье Монтекристо распространение и популярность

Ружья «Монтекристо» в конце XIX в. были очень популярны. Их покупала интеллигенция, состоятельные буржуа (предприниматели), а также садовники и фермеры для защиты урожая от ворон, сорок, дроздов и прочих «нахлебников», и, конечно, браконьеры, которых особенно привлекал слабый звук выстрела.

Вот как писал о своём первом «почти настоящем» охотничьем ружье замечательный писатель Николай Павлович Смирнов в воспоминаниях о детстве, проведённом в приволжском городке Плёсе. «Дядя Виктор подарил мне мелкокалиберную винтовку «Монтекристо». Она была очаровательна, эта винтовочка! Тёмно-палевое узорное ореховое ложе, воронёный светящийся ствол, тяжёлый завиток курка в тонких и лёгких насечках. А эти, уже настоящие, свинцовые, тяжёлые, золочёные пульки — «боскет», эти длинные и узкие патрончики, начинённые порохом и мельчайшей, как мак, дробью! Охотничий мир расширялся».

К началу XX столетия установились следующие типы ружей «Монтекристо»:

  • нарезное одноствольное;
  • нарезное двуствольное;
  • двуствольный двойник — нарезной ствол кал. 6 мм и гладкий кал. 9 мм;
  • гладкоствольное одноствольное кал. 6 и 9 мм;
  • гладкоствольное двуствольное кал. 6 и 9 мм.

Производством этих ружей отметились очень многие фирмы: их выпускали в Бельгии, во Франции, в Германии, в США. Производились они и в России на Ижевском оружейном заводе.

Нельзя сказать, что в настоящее время патрончики Флобера забыты. Ружье Монтекристо, конечно, уже не выпускается, но более современные модели находят спрос у любителей «комнатной» стрельбы, появилось даже комбинированное оружие, один ствол которого под патрон Флобера. Но наибольшую популярность получили револьверы под этот патрон. Их в большом количестве выпускают в странах Европы, в том числе и на Украине. Законодательство этих стран не требует никаких разрешений на такое оружие.

Tags: газ, Историческое оружие, капсюль, малый калибр, мина, нарезной, оружейник, порох, пулька, ружья, стрела, шарик, щит

weaponclub.ru

Оружейная лавка 1911 год… (4): szhaman

Мальчик с заметанием сердца рассматривал оружие…О, эти ружья, расставленные так заманчиво на специальных стойках!Маленькие, точно литые приклады, чисто сработанные из тяжелого, как железо, дерева, нарезанного острой сеткой в тех местах, где надобно браться рукой, чтобы не скользило. Толстый, но длинный граненый ствол синей вороненой стали с маленькой, как горошинка, дырочкой дула. Синяя стальная мушка. И так легко и просто поднимается рамка затвора.

Даже самые богатые мальчики мечтали о таком ружье. Слово "монтекристо" произносилось с замиранием сердца. В нем заключалось всеобъемлющее понятие сказочного богатства, счастья, славы, мужества. Обладать монтекристо было даже больше, чем иметь собственный велосипед. Мальчики, имевшие монтекристо, были известны далеко за пределами своего квартала. О них так и говорилось: "Тот Володька с Погулянки, у которого монтекристо".

Мишка не смел мечтать не только о своем монтекристо, но даже о том, чтобы разок из него выстрелить, ведь выстрел стоил бессовестно дорого: пять копеек. Быть стрелком мог позволить себе только очень состоятельный человек. Мишка мечтал только прицелиться из чудесного ружья, потому что продавец оружейного магазина иногда доставлял ему это удовольствие.Но теперь в магазине находились посетители, так что сейчас об этом нечего было и думать. Может быть, когда покупатели уйдут, Мишка попросит приказчика, и тогда...Но посетители не торопились уходить. Они стояли у прилавка и рассматривали автоматические пистолеты.Мишка улучил минуту, когда приказчик оглянулся, и учтиво поздоровался:- Бог помощь, дядя. С праздником.Приказчик с большим достоинством ответил медленным кивком головы, как и подобало работнику такой солидной торговли. Это был хороший признак. Значит, приказчик в духе и, весьма-весьма возможно, даст подержать монтекристо.Мальчик счел возможным приблизиться и даже стать поодаль прилавка.Он с жадным восхищением рассматривал лежащие на прилавке пистолеты. С замиранием сердца Мишка прислушался к тому, что говорил один из покупателей.

А покупатель говорил о вещах преинтереснейших...

- Так, дальше у нас творения старины Мозеса… , – задумчиво говорил солидный господин, рассматривая каталог оружия.

- Мозеса? – удивленно спросил его второй покупатель в модном котелке.

- Джона Мозеса Браунинга, – объяснил солидный господин – Американец, живущий ныне в Бельгии. Оружейный гений, по сути, создавший самозарядный пистолет в том виде, в котором мы привыкли его видеть сегодня.

- Доставай, братец, все бельгийские пистолеты браунинга, можешь заодно принести и «кольты», – велел солидный господин приказчику.

И, странное дело, приказчик, такой важный и достойный, вдруг засуетился, угодливо закивал и принялся поспешно выкладывать коробки с пистолетами на прилавок.«Наверное, очень важные господа», – подумал Мишка и постарался стать еще незаметней. «А то ведь заметят и выгонят. А когда еще доведется посмотреть на притягательно блестящие пистолеты?», – Мишка, казалось, даже перестал дышать, стараясь увидеть и услышать побольше.

- А почему кольты вместе с браунингами? – спросил покупатель в котелке своего товарища.

- А это, по сути, те же пистолеты. Бельгийские называются «автоматические пистолеты работы Национальной фабрики военного оружия в Герсталь-Льеже системы "Браунинга». А американские официально именуются «Кольт-Браунинг». Просто бельгийские для краткости именуют «Браунинг», а американские со временем сократили до простого «Кольт». - Вот, посмотри…, – солидный господин взял с прилавка два пистолета. Вот «Автоматический пистолет FN-Браунинг M.1903 (так называемый «БРАУНИНГ №2») …

… а это «Кольт модель 1903». Как говориться, найди десять отличий.

- Пистолет хороший, – продолжил свой рассказ покупатель. – Жаль только, что, несмотря на калибр в 9мм и длину гильзы в 20мм, патрон был намного слабее 9x19 . Свободный, по сути, затвор накладывает серьезные ограничения.

- Кстати, знаешь, я ведь думаю, что если бы старина Мозес мог – его пистолеты здесь бы не продавались…, – покупатель весело подмигнул приказчику.

- Но позвольте, господа, чем же наша торговля может не угодить господину Браунингу?Да и город у нас очень хороший, – счел возможным несколько притворно возмутиться приказчик.

- О, братец, эта история преинтереснейшая! – темпераментно воскликнул покупатель. – Впрочем, для самого Браунинга этот город показался совсем не хорошим. В 1897 году господин Браунинг, талантливый изобретатель и оружейник, был Высочайше (то есть лично Императором) приглашен в Россию. Из Льежа (Бельгия) он прибывал на территорию Российской Империи поездом Балтийской железнодорожной компании. Вот ехал господин Браунинг в далекую Россию, наверное, мысленно уже считал будущие барыши от русских военных контрактов. А надо сказать, с собой гениальный изобретатель и его секретарь везли два саквояжа свиной кожи с образцами нового автоматического оружия (пистолеты и ручной пулемет) и патронов, значится, с запасом – для предоставления этого оружия на испытание комиссии Артиллерийского управления. И вот приближается Россия…, – покупатель сделал драматическую паузу.- А дальше как положено «Здрасьте, господа хорошие… Кто такие будите, мисью, и что это мы везем в матушку Россию?» Открывают, значит, служивые саквояжи свиной кожи… Вот господа «имеющие вид подозрительный: одеты неприлично высшему сословию, речь путанная, из чего делается вывод о лучшем знании ими русского языка, чем они утверждают, и поведение имеют крайне нервозное и скандальное, уверяя в дальнейших жалобах лично на имя Государя Императора» – (покупатель с выражением процитировал жандармский протокол, составленный в г. Вильна от 11 июля 1897 года) – и получили, значит, проклятые нигилисты по почкам и прочим частям подозрительных организмов изрядно. Скандальных типов, да еще с « ручной скорострельной картечницой», господа служивые, известное дело, совсем не любят. Скандал едва не перерос в международный, его удалось замять с большим трудом, и только благодаря личному вмешательству императора Николая II. Как потом писал сам старина Мозес: «только в одной стране мне намекнули, что изобретать вредно для здоровья!». Как видите, в славном городе Вильне старину Браунинга научили уму-разуму, – покупатель рассмеялся от души, видя ошарашенное лицо удивленного продавца.

- Но пистолеты господин Браунинг, несмотря на свой подозрительный вид, «неприличный высшему сословию», делает отменные. Пожалуй, моим главным калибром будет его «Кольт».- Модель 1903 года? Но ведь ты же сам говорил…, – удивился второй посетитель магазина.

- Нет, конечно, не 1903 …

Мишка, с жадностью вслушивающийся в слова странного господина, замер, боясь пропустить его решение. Какой же пистолет выберет веселый господин…

Продолжение

szhaman.livejournal.com

Пистолет "Монте-Кристо", Европа

Жилетный пистолет системы "Монте-Кристо" второй половины XIX века. Однозарядный, малокалиберный, под шпилечный патрон. Отличное состояние. Общая длина - 19 см.

Пистолет "Монте-Кристо", Европа

Артикул: 35929 Предмет отсутствует

Военный антиквариат

Предметы прошлого во все времена вызывали огромный интерес не только у историков, но также у людей, которые считают себя эстетами, приобретая вещи, имеющие не только оболочку, но и свою персональную историю. Такие изделия были свидетелями великих событий, прекрасно помнят выдающихся личностей, а потому в любой коллекции занимают достойное место.

Особое внимание привлекает к себе военный антиквариат, поскольку именно оружие обычно меняет ход истории, притягивает своим могуществом. У каждого народа свои традиции, связанные с военной формой, вооружением, поэтому такие предметы старины могут поведать о целой культуре, еще существующей или уже канувшей в лету.

Приобрести предметы военного антиквариата можно с разной целью: как для частной коллекции, так и для украшения интерьера. А еще такие предметы используют с целью реконструкции исторических событий, каких-либо сцен прошлого. Кстати, вполне можно приобрести оружие «с историческим прошлым» и для подарка.

Такие предметы старины обладают особыми свойствами. Они как будто переносят своего владельца в те далекие времена, когда все решалось силой, а честь была не пустым звуком. Эти изделия дают возможность прикоснуться к истории, ощутить ее таинственную силу и величие.

На нашем сайте вы сможете приобрести военный антиквариат в широком ассортименте. Вкусы даже самых придирчивых «исторических гурманов» будут удовлетворены, поскольку артефакты собраны с разных уголков мира, начиная от встречающей солнце Японии и заканчивая странами Латинской Америки. Особое внимание, конечно, уделяется военной атрибутики Российской империи, СССР и Германии.

Атрибутика также удобно рассортирована по категориям: «Одежда», «Знаки отличия», «Оружие» и т.д., поэтому поиск предметов по интересам совершенно не занимает времени. Среди представленного ассортимента не только оружие или обмундирование, но также литература и предметы интерьера военного времени, что позволяет полностью погрузиться в определенную атмосферу.

antikvariat.ru

«монтекристо» - оружие для увлекательно-мелкокалиберной стрельбы

- его и оружием-то в некоторых странах не считают. Чего там: калибр крошечный! Хомо сапиенса убить из него проблематично… Тем более что модели в ходу были восновном однозарядные. Но выбить глаз, засадить пульку меж ребер легко. Всё-таки оружие: штука опасная.В 1842 оружейник Флобер создал мелкокалиберный унитарный патрон, на основе которого начали выпускать оружие для «салонной» и обучающей стрельбы. Патрон был не привычного нам принципа – без капсюля в средине донца, а «кольцевого воспламенения». Позднее он был усовершенствован (усилен) Берингером. Но не будем углубляться.Аристократия и буржуазия той эпохи была заинтересована в таком оружии: дамам по мишенькам пострелять, мальчику на первое время поучиться… Ружьеца и пистолетики делали трех калибров: 4; 6; и 9. Пульки весом в полграмма, в грамм с небольшим… (Пули армейских винтовок того времени были тяжелей в двадцать раз). Потом стали и дробовые патроничики продавать. Кого можно было ухлопать такой «свинцовой пудрой»? – Ну, дроздика можно (их едят). Ворону, - если постараться. «Монтекристы» были востребованы и фермерами, и садоводами для защиты от пернатых грабителей.Они были легки и изящны в дизайне; крутой завиток курка запоминался даже беглому взгляду. (Курок стоял косо, под углом – потомучто ударял по закраине гильзы. Новым взведением его после выстрела гильза извлекалась из ствола). Можно было купить такой стволик подешевле; но для любимого детища, конечно, лучше вороненый, со златыми насечками! Какая это была радость для паца мальчишки – нечего и говорить! «Дядя Виктор подарил мне мелкокалиберную винтовку «Монтекристо». Она была очаровательна, эта винтовочка! Тёмно-палевое узорное ореховое ложе, воронёный светящийся ствол, тяжёлый завиток курка в тонких и лёгких насечках. А эти, уже настоящие, свинцовые, тяжёлые, золочёные пульки — «боскет», эти длинные и узкие патрончики, начинённые порохом и мельчайшей, как мак, дробью!..» (Николай Смирнов «Золотой Плёс»)(Да! «Монтекристо» - как я понял, исключительно русское название. Оно рекламное: все читали Дюма, а его граф Монте-Кристо из таких пестиков ласточек стрелял. На западе звали «Флоберами»)Подобные мелкашки кой-где выпускают до сих пор. Хотя времена изменились… И качество тоже.

 

germiones-muzh.livejournal.com

Разборка револьвера Витни Неви - grozab

11:13 am - Разборка револьвера Витни НевиДавно я разборок не выкладывал, а иx накопилось... И так имеем один из самыx интересныx револьверов Гражданской Войны в США - Whitney Navy Model 2 Type 4.Судя по сериному номеру револьвер выпущен в 1864-м году. А судя по оставшимся после переворонения инспекторским клеймам - был частью заказа для армии Севера. Большинство этиx револьверов поставлялись на флот(о чем говорит название), но и пеxота с кавалерией ими отнють не брезговала. На мой взгляд это наиболее удачный револьвер того времени - он совмещает прочность цельной рамки Ремингтона 1858 с теxнологичностью Кольта 1851. И неудивительно, что именно копии этого револьвера с латунной рамкой были так популярны на Юге, где сказывался острый дефицит стали и промышлености.

Разборка. Первым делом извлекаем барабан. Если у Кольта надо выбить клин, снять ствол, и потом уе снять барабан, а у Ремингтона откинуть вниз шомпол и выдвинуть вперед ось барабана, то у Витни все немного теxнологичнее и проще. На левой стороне рамки перед барабаном барашек. На нижней стороне барашка штампик "0".

Над барашком на рамке тоже штам "0"

Поворачиваем барашек чтоб штампики смотрели друг на друга, откидываем вниз шомпол и извлекаем его из рамкиШомпол и ось барабана снимаются как один узел.

Снимаем барабан. В принципе неполная разборка для чистки завершена. На самом деле процедура занимает 2-3 секунды. Немного сложнее, чем на Ремингтоне, но и гораздо надежнее.

Полная разборка не сильно отличается от того же Кольта или Ремингтона - УСМ у этиx револьверов идентичный.Выкручиваем винтик и снимаем щечки.

Еще один интересный момент, который я встречал только на револьвераx Витни - винтик щечек латунный

Выкручиваем винтик и снимаем барашек стопорящий ось барабана

Снимаем спусковую скобу. Под ней обнаруживается серийный номер и инспекторское клеймо "T"

Серийный номер и инспекторское клеймо "A" на стволе

Снимаем пружинку спуска и стопора барабана

Выкручиваем ось курка и курок под действием боевой пружины подается вверx

Извлекаем боевую пружину. Пружинка аутентичная 19-го века, но не от Витни, а от Кольта - видно отверстие для винта, которое не нужно на Витни и Ремингтоне.

Выкручиваем ось спуска и снимаем спусковой крючек.

Теперь самый интересный момент, который я забыл сфотографировать... Курок сдвигаем вниз так, чтоб он наполовину вышел из рамки. Выкручиваем винтик, который крепит лапку к курку. После чего извлекаем курок вверx, а лапку с пружинкой - вниз.

Курок, как и положено приличному револьверу, с роликом для боевой пружины.

Выкручиваем ось стопора барабана и снимаем стопор барабана. Разборка закончена. Собирается все в обратном порядке, с одним небольшим изменением - лапка вставляется в паз рамки до того, как ставится на место спуск.

Ну и еще немного фоток до кучи.Шомпол и ось барабана. Что приятно - все номера на револьвере совпадают.

Барабан с вполне себе живыми нипелями.

И с очень неплоxим состоянием камор.

Стволу не помешает xорошая чистка, но нарезы вполне себе живые. Интересная особеность ствола револьвера Витни - семь прогресивныx нарезов. То есть в начале ствола нарезы идут практически прямо и только после трети ствола начинают заворачиватся.

grozab.livejournal.com

монтекристо - это... Что такое пистолет-монтекристо?

 пистолет-монтекристо пистолет-монтекристо

сущ., кол-во синонимов: 2

Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013.

.

  • писсосфинктер
  • пистолет-распылитель

Смотреть что такое "пистолет-монтекристо" в других словарях:

  • пистолет-монтекристо — пистолет монтекристо, пистолета монтекристо …   Орфографический словарь-справочник

  • пистолет-монтекристо — (2 м нескл.), Р. пистоле/та монтекри/сто, м …   Орфографический словарь русского языка

  • монтекристо — ружье, пистолет Словарь русских синонимов. монтекристо сущ., кол во синонимов: 3 • пистолет (52) • …   Словарь синонимов

  • пистолет — пульверизатор, пугач, бульдог, шлепало, пулялка, шлепалка, пистоль, распылитель, ракетница, пистолетишко Словарь русских синонимов. пистолет пистоль (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е.… …   Словарь синонимов

  • МОНТЕКРИСТО — (от соб. им.). Особого рода пистолет и ружье, стреляющие пистонами, без пороха. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОНТЕКРИСТО пистолет или небольшое ружье; бьет на недалекие расстояния пулями из… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • монтекристо — нескл., ср. Monte Cristo. <по имени героя романа фр. писателея Дюма отца Граф Монте Кристо (1844 1845). Система малокалиберных патронных ружей и пистолетов, заряжающихся с казенной части. Ружье монтекристо, пистолет монте кристо. БАС 1.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • МОНТЕКРИСТО — [тэ], нескл., ср. Мелкокалиберное ружье или пистолет, употр. для стрельбы по мелкой птице или для забавы. (По имени героя романа франц. писателя Дюма отца Граф Монтекристо .) Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Монтекристо — I нескл. м. разг. Очень богатый человек. II нескл. ср. 1. Система мелкокалиберных патронных ружей и пистолетов. 2. Ружьё, пистолет такой системы. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • монтекристо — монтекр исто, нескл., ср. (пистолет, ружье) …   Русский орфографический словарь

  • монтекристо — нескл., с (пистолет, ружьё) …   Орфографический словарь русского языка

dic.academic.ru

XII. НОЧЬ

Граф Монте-Кристо, по своему обыкновению, подождал, пока Дюпрэ спел свою знаменитую арию "За мной!", и только после этого встал и вышел из ложи.

Моррель простился с ним у выхода, повторив обещание явиться к нему вместе с Эмманюелем ровно в семь часов утра.

Затем, все такой же улыбающийся и спокойный, граф сел в карету.

Пять минут спустя он был уже дома.

Но надо было не знать графа, чтобы не услышать сдержанной ярости в ею голосе, когда он, входя к себе, сказал Али:

- Али, мои пистолеты с рукоятью слоновой кости!

Али принес ящик, и граф стал заботливо рассматривать оружие, что было вполне естественно для человека, доверяющего свою жизнь кусочку свинца.

Это были пистолеты особого образца, которые МонтеКристо заказал, что- бы упражняться в стрельбе дома. Для выстрела достаточно было пистона, и, находясь в соседней комнате, нельзя было заподозрить, что граф, как го- ворят стрелки, набивает себе руку.

Он только что взял в руку оружие и начал вглядываться в точку прицела на железной дощечке, служившей ему мишенью, как дверь кабинета отвори- лась и вошел Батистен.

Но, раньше чем он успел открыть рот, граф заметил в полумраке за растворенной дверью женщину под вуалью, которая вошла вслед за Батисте- ном.

Она увидела в руке графа пистолет, увидела, что на столе лежат две шпаги, и бросилась в комнату.

Батистен вопросительно взглянул на своего хозяина.

Граф сделал ему знак, Батистен вышел и закрыл за собой дверь.

- Кто вы такая, сударыня? - сказал граф женщине под вуалью.

Незнакомка окинула взглядом комнату, чтобы убедиться, что они одни, потом склонилась так низко, как будто хотела упасть на колени, и с отча- янной мольбой сложила руки.

- Эдмон, - сказала она, - вы не убьете моего сына!

Граф отступил на шаг, тихо вскрикнул и выронил пистолет.

- Какое имя вы произнесли, госпожа де Морсер? - сказал он.

- Ваше, - воскликнула она, откидывая вуаль, - ваше, которое, быть мо- жет, я одна не забыла. Эдмон, к вам пришла не госпожа де Морсер, к вам пришла Мерседес.

- Мерседес умерла, сударыня, - сказал Монте-Кристо, - и я больше не знаю женщины, носящей это имя.

- Мерседес жива, и Мерседес все помнит, она единственная узнала вас, чуть только увидела, и даже еще не видев, по одному вашему голосу, Эд- мон, по звуку вашего голоса; и с тех пор она следует за вами по пятам, она следит за вами, она боится вас, и ей не нужно было доискиваться, чья рука нанесла удар графу де Морсер.

- Фернану, хотите вы сказать, сударыня, - с горькой иронией возразил Монте-Кристо. - Раз уж вы начали припоминать имена, припомним их все.

Монте-Кристо произнес имя "Фернан" с такой ненавистью, что Мерседес содрогнулась от ужаса.

- Вы видите, Эдмон, что я не ошиблась, - воскликнула она, - и что я недаром сказала вам: пощадите моего сына!

- А кто вам сказал, сударыня, что я враг вашему сыну?

- Никто! Но все матери - ясновидящие. Я все угадала, я поехала за ним в Оперу, спряталась в ложе и видела все.

- В таком случае, сударыня, вы видели, что сын Фернана публично ос- корбил меня? - сказал Монте-Кристо с ужасающим спокойствием.

- Сжальтесь!

- Вы видели, - продолжал граф, - что он бросил бы мне в лицо перчат- ку, если бы один из моих друзей, господин Моррель, не схватил его за ру- ку.

- Выслушайте меня. Мой сын также разгадал вас; несчастье, постигшее его отца, он приписывает вам.

- Сударыня, - сказал Монте-Кристо, - вы ошибаетесь: это не несчастье, это возмездие. Не я нанес удар господину де Морсер, его карает провиде- ние.

- А почему вы хотите подменить собой провидение? - воскликнула Мерсе- дес. - Почему вы помните, когда оно забыло? Какое дело вам, Эдмон, до Янины и ее визиря? Что сделал вам Фернан Мондего, предав Али-Тебелина?

- Верно, сударыня, - отвечал Монте-Кристо, - и все это касается только французского офицера и дочери Василики. Вы правы, мне до этого нет дела, и если я поклялся отомстить, то не французскому офицеру и не графу де Морсер, а рыбаку Фернану, мужу каталанки Мерседес.

- Какая жестокая месть за ошибку, на которую меня толкнула судьба! - воскликнула графиня. - Ведь виновата я, Эдмон, и если вы должны мстить, так мстите мне, у которой не хватило сил перенести ваше отсутствие и свое одиночество.

- А почему я отсутствовал? - воскликнул МонтеКристо. - Почему вы были одиноки?

- Потому что вас арестовали, Эдмон, потому что вы были в тюрьме.

- А почему я был арестован? Почему я был в тюрьме?

- Этого я не знаю, - сказала Мерседес.

- Да, вы этого не знаете, сударыня, по крайней мере надеюсь, что не знаете. Но я вам скажу. Я был арестован, я был в тюрьме потому, что на- кануне того самого дня, когда я должен был на вас жениться, в беседке "Резерва" человек, по имени Данглар, написал это письмо, которое рыбак Фернан взялся лично отнести на почту.

И Монте-Кристо, подойдя к столу, открыл ящик, вынул из него пожелтев- шую бумажку, исписанную выцветшими чернилами, и положил ее перед Мерсе- дес.

Это было письмо Данглара королевскому прокурору, которое граф Мон- те-Кристо, под видом агента фирмы Томсон и Френч, изъял из дела Эдмона Дантеса в кабинете г-на де Бовиль.

Мерседес с ужасом прочла:

"Господина королевского прокурора уведомляет друг престола и веры, что Эдмон Дантес, помощник капитана на корабле "Фараон", прибывшем се- годня из Смирны, с заходом в Неаполь и Порто-Феррайо, имел от Мюрата письмо к узурпатору, а от узурпатора письмо к бонапартистскому комитету в Париже.

Арестовав его, можно иметь доказательство его преступления, ибо письмо находится при нем, или у его отца, или в его каюте на "Фараоне".

- Боже мой! - простонала Мерседес, проводя рукой по влажному лбу. - И это письмо...

- Я купил его за двести тысяч франков, сударыня, - сказал Монте-Крис- то, - и это недорого, потому что благодаря ему я сегодня могу оправ- даться перед вами.

- И из-за этого письма?..

- Я был арестован; это вы знаете; но вы не знаете, сударыня, сколько времени длилось мое заточение. Вы не знаете, что я четырнадцать лет то- мился в четверти лье от вас, в темнице замка Иф. Вы не знаете, что че- тырнадцать долгих лет я ежедневно повторял клятву мщения, которую я дал себе в первый день, а между тем мне но было известно, что вы вышли замуж за Фернана, моею доносчика, и что мой отец умер, умер от голода!

Мерседес пошатнулась.

- Боже милосердный! - воскликнула она.

- Но, когда я вышел из тюрьмы, в которой пробыл четырнадцать лет, я узнал все это, и вот почему жизнью Мерседес и смертью отца я поклялся отметить Фернану, и... и я ищу ему.

- И вы уверены, что на вас донес несчастный Фернан?

- Клянусь вам спасением своей души, сударыня, он это сделал. Впрочем, это немногим гнуснее, чем французскому гражданину - продаться англича- нам; испанцу по рождению - сражаться против испанцев; офицеру па службе у Али - предать и убить Али. Что по сравнению с этим письмо, которое я вам показал? Уловка влюбленного, которую, я это признаю и понимаю, долж- на простить женщина, вышедшая замуж за этого человека, но которую не прощает тот, чьей невестой она была. Французы не отметили предателю, ис- панцы не расстреляли предателя, Али, лежа в своей могиле, не наказал предателя; но я, преданный им, уничтоженный, тоже брошенный в могилу, я милостью бога вышел из этой могилы, я перед богом обязан отметить; я послан им для мести, и вот я здесь.

Несчастная женщина закрыла лицо руками и, как подкошенная, упала на колени.

- Простите, Эдмон, - сказала она, - простите ради меня, ради моей любви к вам!

Достоинство замужней женщины остановило порыв истерзанного сердца.

Чело ее склонилось почти до самого пола.

Граф бросился к ней и поднял ее.

И вот, сидя в кресле, она своими затуманенными от слез глазами пос- мотрела на мужественное лицо МонтеКристо, на котором еще лежал грозный отпечаток страдания и ненависти.

- Не истребить этот проклятый род! - прошептал он. Ослушаться бога, который повелевает мне покарать его! Нет, не могу!

- Эдмон, - с отчаянием сказала несчастная мать, - боже мой, я называю вас Эдмоном, почему вы не называете меня Мерседес?

- Мерседес! - повторил Монте-Кристо. - Да, вы правы, мне еще сладост- но произносить это имя, и сегодня впервые, после стольких лет, оно зву- чит так внятно на моих устах. Мерседес, я повторял ваше имя со вздохами тоски, со стонами боли, с хрипом отчаяния; я произносил его, коченея от холода, скорчившись на тюремной соломе; я произносил его, изнемогая от жары, катаясь по каменному полу моей темницы. Мерседес, я должен отме- тить, потому что четырнадцать лет я страдал, четырнадцать лет проливал слезы, я проклинал; говорю вам, Мерседес, я должен отметить!

И граф, страшась, что он не устоит перед просьбами той, которую он так любил, призывал воспоминания на помощь своей ненависти.

- Так отметите, Эдмон, - воскликнула несчастная мать, - но отметите виновным; отомстите ему, отомстите мне, но не мстите моему сыну!

- В Священном писании сказано, - ответил МонтеКристо: - "Вина отцов падет на их детей до третьего и четвертого колена". Если бог сказал эти слова своему пророку, то почему же мне быть милосерднее бога?

- Потому, что бог владеет временем и вечностью, а у человека их нет.

Из груди Монте-Кристо вырвался не то стон, не то рычание, и он прижал ладони к вискам.

- Эдмон, - продолжала Мерседес, простирая руки к графу. - С тех пор как я вас знаю, я преклонялась перед вами, я чтила вашу память. Эдмон, друг мой, не омрачайте этот благородный и чистый образ, навеки запечат- ленный в моем сердце! Эдмон, если бы вы знали, сколько молитв я вознесла за вас богу, пока я еще надеялась, что вы живы, и с тех пор, как повери- ла, что вы умерли! Да, умерли! Я думала, что ваш труп погребен в глубине какой-нибудь мрачной башни; я думала, что ваше тело сброшено на дно ка- кой-нибудь пропасти, куда тюремщики бросают умерших узников, и я плака- ла! Что могла я сделать для вас, Эдмон, как не молиться и плакать? Пос- лушайте меня: десять лет подряд я каждую ночь видела один и тот же сон. Ходили слухи, будто вы пытались бежать, заняли место одного из заключен- ных, завернулись в саван покойника, и будто этот живой труп сбросили с высоты замка Иф; и только услышав крик, который вы испустили, падая на камни, ваши могильщики, оказавшиеся вашими палачами, поняли подмен. Эд- мон, клянусь вам жизнью моего сына, за которого я вас молю, десять лет я каждую ночь видела во сне людей, сбрасывающих что-то неведомое и страш- ное с вершины скалы; десять лет я каждую ночь слышала ужасный крик, от которого просыпалась, вся дрожа и леденея. И я, Эдмон, поверьте мне, как ни тяжка моя вина, я тоже много страдала!

- А чувствовали ли вы, что ваш отец умирает вдали от вас? - восклик- нул Монте-Кристо. - Терзались ли вы мыслью о том, что любимая женщина отдает свою руку вашему сопернику, в то время как вы задыхаетесь на дне пропасти?..

- Нет, - прервала его Мерседес, - но я вижу, что тот, кого я любила, готов стать убийцей моего сына!

Мерседес произнесла эти слова с такой силой горя, с таким отчаянием, что при звуке этих слов у графа вырвалось рыдание.

Лев был укрощен; неумолимый мститель смирился.

- Чего вы требуете? - спросил он. - Чтобы я пощадил жизнь вашего сы- на? Хорошо, он не умрет.

Мерседес радостно вскрикнула; на глазах Монте-Кристо блеснули две слезы, но они тотчас же исчезли; должно быть, бог послал за ними ангела, ибо перед лицом создателя, они были много драгоценнее, чем самый роскош- ный жемчуг Гузерата и Офира.

- Благодарю тебя, благодарю, Эдмон! - воскликнула она, схватив руку графа и поднося ее к губам. - Таким ты всегда грезился мне, таким, я всегда любила тебя. Теперь я могу это сказать!

- Тем более, - отвечал Монте-Кристо, - что вам уже недолго любить бедного Эдмона. Мертвец вернется в могилу, призрак вернется в небытие.

- Что вы говорите, Эдмон?

- Я говорю, что, раз вы этого хотите, Мерседес, я должен умереть.

- Умереть? Кто это сказал? Кто говорит о смерти? Почему вы возвращае- тесь к мысли о смерти?

- Неужели вы думаете, что, оскорбленный публично, при всей зале, в присутствии ваших друзей и друзей вашего сына, вызванный на дуэль мальчиком, который будет гордиться моим прощением как своей победой, не- ужели вы думаете, что я могу остаться жить? После вас, Мерседес, я больше всего на свете любил самого себя, то есть мое достоинство, ту си- лу, которая возносила меня над людьми; в этой силе была моя жизнь. Одно ваше слово сломило ее. Я должен умереть.

- Но ведь эта дуэль не состоится, Эдмон, раз вы прощаете.

- Она состоится, сударыня, - торжественно заявил Монте-Кристо, - только вместо крови вашего сына, которая должна была обагрить землю, прольется моя.

Мерседес громко вскрикнула и бросилась к Монте-Кристо, но вдруг оста- новилась.

- Эдмон, - сказала она, - есть бог на небе, раз вы живы, раз я снова вас вижу, и я уповаю на него всем сердцем своим. В чаянии его помощи я полагаюсь на ваше слово. Вы сказали, что мой сын не умрет, да, Эдмон?

- Да, сударыня, - сказал Монте-Кристо, уязвленный, что Мерседес, не споря, не пугаясь, без возражений приняла жертву, которую он ей принес.

Мерседес протянула графу руку.

- Эдмон, - сказала она, глядя на него полными слез глазами, - как вы великодушны! С каким высоким благородством вы сжалились над несчастной женщиной, которая пришла к вам почти без надежды! Горе состарило меня больше, чем годы, и я ни улыбкой, ни взглядом уже не могу напомнить мое- му Эдмону ту Мерседес, которой он некогда так любовался. Верьте, Эдмон, я тоже много выстрадала; тяжело чувствовать, что жизнь проходит, а в па- мяти не остается ни одного радостного мгновения, в сердце - ни единой надежды; но не все кончается с земной жизнью. Нет! не все кончается с нею, я это чувствую всем, что еще не умерло в моей душе. Я повторяю вам, Эдмон, это прекрасно, это благородно, это великодушно, - простить так, как вы простили!

- Вы это говорите, Мерседес, и все же вы не знаете ей тяжести моей жертвы. Что, если бы всевышний, создав мир, оплодотворив хаос, не завер- шил сотворения мира, дабы уберечь ангела от тех слез, которые наши зло- деяния должны были исторгнуть из его бессмертных очей? Что, если бы, все обдумав, все создав, готовый возрадоваться своему творению, бог погасил солнце и столкнул мир в вечную ночь? Вообразите это, и вы поймете, - нет, вы и тогда не поймете, что я теряю, расставаясь сейчас с жизнью.

Мерседес взглянула на графа с изумлением, восторгом и благодарностью.

Монте-Кристо опустил голову на дрожащие руки, словно его чело изнемо- гало под тяжестью его мыслей.

- Эдмон, - сказала Мерседес, - мне остается сказать вам одно только слово.

Граф горько улыбнулся.

- Эдмон, - продолжала она, - вы увидите, что если лицо мое поблекло, глаза потухли, красота исчезла, словом, если Мерседес ни одной чертой лица не напоминает прежнюю Мерседес, сердце ее все то же!.. Прощайте, Эдмон; мне больше нечего просить у неба... Я снова увидела вас благород- ным и великодушным, как прежде. Прощайте, Эдмон... прощайте, да благос- ловит вас бог!

Но граф ничего не ответил.

Мерседес отворила дверь кабинета и скрылась раньше, чем он очнулся от глубокого и горестного раздумья.

Часы Дома Инвалидов пробили час, когда граф МонтеКристо, услышав шум кареты, уносившей г-жу де Морсер по Елисейским Полям, поднял голову.

- Безумец, - сказал он, - зачем в тот день, когда я решил мстить, не вырвал я сердца из своей груди!

montecristob.narod.ru