Особенности дифференциальной диагностики расстройств мышления на примерах клинической практики (16 стр.). Фуражка зонт пистолет барабан


Особенности дифференциальной диагностики расстройств мышления на примерах клинической практики (16 стр.)

Также распространенным вариантом исключения является кровать, потому что "Остальное с полками", "У остального есть ящики", "Кровать, потому что у остального есть полки", "Лишнее кровать, в остальном есть полочки, а в кровати нет".

Другие примеры ответов больных шизофренией: "Лишнее кровать, в остальном можно хранить вещи, хотя под кровать тоже можно вещь запихнуть", "Кровать – это больная мебель, остальное здоровое. Эта кровать внешне похожа на больничную, остальное здоровое, можно читать", "Кровать, потому что остальное стоячее, а кровать – лежачее", "Этажерка, это мебель, этажерка пустая, остальное – нет", "Лишнее этажерка, она открытая, остальное закрытое (у этажерки открытые полки, шкаф и комод закрыты, в кровати "закрыто белье внутреннее")", "Этажерка старинная, остальное более новое", "Этажерка открытая, остальное может быть убрано, кровать застилается", "Лишнее этажерка, это более легкий вид мебели, остальное – более массивные вещи", "Лишнее этажерка, это легкая мебель, остальное тяжелая", "Лишнее этажерка, у нее нет задней стенки, остальное более устойчивое, хотя для того, чтобы оно стало еще более устойчивым, лучше у мебели подрезать ножки".

Примеры ответов больных ОЗГМ: "Лишнее этажерка, потому что остальное – это спальня", "Этажерка, потому что все остальное – это спальный набор", "Кровать, потому что остальное находится в гостиной", "Кровать, потому что остальное нужно человеку, когда он проснулся", "Шкаф, потому что он в прихожей, а остальное – комнатная мебель", "Этажерка, потому что остальное – мебель, а этажерка не всем нужна", "Этажерка, остальное – это спальный гарнитур, этажерку можно поставить в коридор", "Кровать, она нужна, чтобы спать, остальное – чтобы работать, а я сейчас спать не хочу", "Этажерка, в спальне можно поставить шкаф, у кровати комод", "Кровать, остальное – это то, куда складывают вещи", "Этажерка, остальное в спальне, а этажерку нужно в другую комнату поставить, в прихожую", "Этажерка, потому что остальное – это необходимая мебель, а этажерка не нужна".

В тяжелых случаях ОЗГМ можно наблюдать так называемые ответы с опорой на дискретный перцептивный признак: "Лишнее кровать, потому что у остального есть ножки, а у кровати видно только одну" – т. е. больной в данном случае не способен абстрагироваться даже от самого изображения и оперирует при сравнении именно изображениями предметов, а не самими предметами. Подобные ответы характерны только для тяжелых поражений ГМ, как правило, в сочетании с существенным интеллектуальным снижением.

13. "Моряк, телега, грузовик, пароход"

В большинстве случаев больные шизофренией верно справляются с этим пунктом задания.

Примеры актуализации латентных признаков: "Лишнее моряк, потому что остальное ездит, а человек ходит", "Моряк, потому что он передвигается на живых ногах, а остальные предметы передвигаются искусственно, через колеса, топливо, бензин", "Пароход, потому что остальное может поехать, пойти по дороге", "Матрос, у остального есть колеса (у парохода они под водой)", "Моряк, остальное возит, а моряк стоит", "Матрос, остальное ездит, а человек идет", "Матрос, остальное – трудятся, а не на параде стоят", "Тележка, потому она для перевозки вещей, а остальное – мореходное, для морских целей (грузовик тоже может быть использован для морских целей)", "Моряк, потому что остальное нужно для перевозки, а у моряка ведь в руках ничего нет", "Лишнее телега, она сломалась и не работает, остальное работает, человек работает в магазине", "Лишнее матрос, остальное для того, чтобы перевозить что-то, а человек не перевозит, он носит", "Лишнее матрос, остальное возит, а человек стоит", "Лишнее матрос, это все средства для перевозки грузов, а человек – это в первую очередь мозг", "Матрос, остальное – это вещи, которые перевозят грузы, а человек присутствует сам по себе, он противопоставлен грузоперевозкам".

Примеры ответов больных ОЗГМ: "Лишнее грузовик, на телеге подвозят уголь, матрос подает на пароход", "Моряк, потому что остальное – грузовые машины, а моряк ведь ничего не грузит", "Грузовик, моряк с парохода, может быть, работает, с телегой", "Телега, потому что матрос на пароходе, машина подвозит груз на пароход, а на телеге возят в основном сено", "Человек, потому что остальное – это виды транспорта, а человек – это пассажир этого корабля", "Лишнее матрос, потому что остальное – это средства передвижения. Матрос тоже может ездить, но он так стоит, отвернулся от всего этого", "Телега, остальное – это виды транспорта, которыми управляет матрос", "Телега, матрос на грузовике везет груз на корабль", "Телега, матрос плавает на пароходе, загоняет груз на грузовике, помогает с грузом", "Телега, потому что моряк плывет на корабле, ездит за рулем", "Телега, потому что она сейчас вышла из обихода, есть руки, которые делают пароход, грузовик".

14. "Зонт, фуражка, пистолет, барабан"

Достаточно часто больные шизофренией исключают фуражку на основании того, что остальные предметы издают звуки: "Лишнее фуражка, потому что остальное издает звуки, если принять их в работу (например, зонт шумит, когда его открываешь), а шапка молчит", "Лишнее фуражка, потому что остальное издает звуки – зонт шумит, когда его открываешь, пистолет издает звук, когда стреляешь, барабан тоже звучит", "Остальное создает звуки", "Остальное шумит, стучит", "Лишнее фуражка, остальное предметы, которые могут использоваться как музыкальные, они издают громкие звуки (зонт – когда открывается)".

Также распространенным выбором является пистолет, где он исключается на основании того, что он, в отличие от остального, является оружием, остальное – "не оружие", "не стреляет", "не опасное", "мирное", "безопасные предметы".

Другие ответы больных шизофренией: "Лишнее фуражка, остальное – это изобретения, с помощью них можно лишить жизни, из пистолета выстрелить, барабанной палочкой выколоть глаз, зонтиком ударить", "Фуражка, потому что остальное открывается", "Пистолет, он стреляет, остальное не стреляет, это носят", "Фуражка, ее просто надевают, а остальными предметами пользуются руками", "Пистолет, потому что у остального нет пороха, это вещи", "Фуражка, потому что это одежда, а остальное нет", "Зонт, потому что остальное – это предметы игры – в войну, еще во что-нибудь", "Зонт, потому что остальное – это мужское, зонт – это больше женский предмет", "Лишнее – зонт… не знаю, как объяснить, зонт – нет дождя… остальное – это вещи, которые носят", "Лишнее барабан, потому что он вышел из моды, а остальное нужно для защиты", "Фуражка, потому что остальным человек пользуется", "Пистолет, потому что остальное – это предметы личного плана, а пистолет оказывает разрушительные действия", "Фуражка, потому что остальным можно что-то сделать, а фуражкой ничего не сделаешь", "Пистолет, потому что остальное – это предметы празднования, ими нельзя защитить себя, хотя пистолет может быть использован не только для защиты, но и для хулиганства", "Лишнее пистолет, можно предположить, что остальное игрушечное, нужно детишкам, чтобы играть. Хотя пистолет тоже может быть игрушечным, но нам таких игрушек не надо", "Лишнее – зонт, потому что фуражка похожа на барабан, по ней тоже можно ударить, по всему остальному можно ударить. Или лишнее пистолет, потому что он стреляет, а из остального нельзя стрелять", "Лишнее фуражка, это предметы, фуражка – предмет для ношения", "Фуражка, потому что остальное из железа", "Фуражку просто надевают, остальным пользуются руками", "Пистолет для плохих целей, остальное для хороших", "Лишнее пистолет, остальное сделано из каркаса(подробнее объяснить не может), это более тонкий материал", "Лишнее фуражка, остальное механическое, т. е. может производить какое-то действие – зонт открывается, пистолет может стрелять, по барабану стучать, а фуражка не производит действие", "Пистолет, потому что его можно использовать с разрешения, на остальное разрешения не нужно", "Лишнее фуражка, остальным можно что-то создавать, делать, из пистолета стрелять, зонтом уколоть, барабанной палкой бить, а фуражку просто надевают", "Зонт, это женский аксессуар, остальное – мальчиковские игрушки".

Примеры ответов больных ОЗГМ: "Лишнее барабан – пошел человек, взял с собой пистолет, надел кепку, взял зонт, если дождь на улице", "Барабан, остальное – офицер в фуражке, с пистолетом под зонтиком", "Барабан, зонт может носить с собой человек, который может носить с собой оружие", "Барабан, потому что не люблю громкую музыку", "Пистолет, потому что остальное человек надевает на себя, а пистолет не надевается", "Зонт, остальное – это форма, зонт не будет вместе с ними смотреться", "Пистолет, потому что остальное нужно в хозяйстве, в школе, а пистолет для того, чтобы убивать", "Барабан, потому что остальное можно взять с собой, а с барабаном не будешь же ходить".

15. "Самолет, пароход, автомобиль, воздушный шар"

Данная карточка представляет существенные трудности как для больных шизофренией, так и для больных ОЗГМ.

dom-knig.com

Читать книгу Особенности дифференциальной диагностики расстройств мышления на примерах клинической практики Анастасии Черкасовой : онлайн чтение

Текущая страница: 5 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Большая часть больных ОЗГМ исключает кровать, потому что «чашку можно поставить на стол, сесть на стул, пить чай». Примеры ответов: «Лишнее кровать, потому что остальное – кухонные принадлежности», «Кровать, остальное для того, чтобы пить чай», «Остальное – кухня», «Лишнее кровать, стул можно поставить к столу, поставить на стол чашку», «Лишнее кровать, остальное – это интерьер, уют, обиход», «Кровать, остальное нужно для чаепития», «Можно поставить кружку на стол, сесть, попить чаю», «Остальное нужно, чтобы пообедать», «Остальное столовая», «Остальное – это чайный столик».

Другие ответы больных ОЗГМ: «Лишнее кровать, потому что остальное нужно человеку после сна», «Лишнее чашка, потому что неприлично в постели пить чай, рядом с кроватью можно поставить стол и стул», «Лишнее кровать, потому что остальное – это обстановка больницы», «Лишнее стол, рядом с кроватью можно поставить стул, а на него чашку, а стол слишком большой, мне такой не нужен».

Примеры грубых патологий: «Лишнее чашка, остальное – то, на чем можно спать».

Предлагает исключить планку от кровати, затем чашку, «потому что у остального есть ножки, а у чашки нет».

Исключает чашку, потому что у остального есть «опора, ножки».

5. «Книга, кошелек, портфель, чемодан»

В большинстве случаев для больных шизофренией данная карточка не представляет трудностей, но и в этом случае встречаются варианты актуализации латентных признаков, где больные, как правило, исключают книгу: «Лишнее книга, потому что в остальное можно что-то складывать, в книгу тоже можно что-нибудь положить, использовать ее как заначку, но это не основная ее функция», «Остальное – это закрывающиеся предметы, книга тоже может закрываться, но у остальных есть замок», «Остальное кожаное, а книга картонная», «Лишнее книга, потому что она не пустая. В остальное можно что-то положить, в книгу тоже можно положить, но она не емкость», «Остальное – предметы перемещения, они не стоят на месте, их носят с собой», «Книга бумажная, остальное кожаное», «Лишнее книга, остальное – неживые предметы, а книга – символ знаний», «Остальное – вещи из кожи, а книга из бумаги», «Лишнее книга, так как остальное сделано из кожи, это носят на работу, а книгу читают, она из бумаги», «Лишнее книга, остальное – аксессуары, а книга познавательная», «Лишнее книга, остальное для хранения, переноса вещей, а книга для переноса информации».

Изредка встречаются другие варианты исключения лишнего предмета: «Лишнее кошелек, потому что он круглый, а остальное квадратное».

Классическим ответом больных шизофренией часто можно назвать следующую актуализацию латентного признака: «Лишнее книга, остальное – это предметы с замком». Вместе с тем подобный ответ можно иногда встретить у больных с выраженным интеллектуальным снижением, где он будет объясняться трудностями с выделением какого-либо признака в целом, и поэтому больные часто могут начать свои рассуждения с первого попавшегося сходства предметов, демонстрируя при этом снижение дискриминационных возможностей, характерное для их заболевания.

Примеры, характерные для больных, имеющих выраженные поражения головного мозга: «Лишнее книга, потому что с остальным можно ходить в магазин, уезжать в отпуск», «Чемодан, если есть портфель, то чемодан не нужен, остальное можно в него положить», «Кошелек, книгу можно положить и в чемодан, и в портфель», «Книга, остальное нужно для переноса, а книга – это то, что можно переносить», «Чемодан, потому что кошелек и книгу можно положить в портфель, а чемодан здесь не нужен», «Кошелек, книгу можно положить в портфель, чемодан», «Кошелек, потому что остальное нужно ученику», «Чемодан, потому что кошелек и книгу можно в портфель положить», «Чемодан, потому что остальное каждый день нужно», «Книга, потому что остальное можно взять с собой в дорогу. Или нет, лишнее кошелек, книгу тоже можно взять с собой в дорогу, почитать, а без денег можно отправиться в дорогу».

6. «Птица, стол, стул, молоток»

Большинство больных шизофренией дают верные ответы. Примеры грубых расстройств мышления: «Лишнее птица, остальное – это орудия труда», «Лишнее птица, остальное металлическое», «Лишнее стол, потому что его не закинешь в воздух, а остальное при желании можно», «Птица, потому что остальное – хозяйственные предметы, а птица залетела в дом случайно», «Птица, потому что она летает, а остальное находится на земле», «Стол, потому что его проще всего сделать – проще, чем летать, сделать молоток – тут нужно что-то из железа сделать, еще и из дерева, очки – тут нужно и оправу делать, и линзы», «Молоток, потому что остальное может быть прозрачным – очки прозрачные, бывают прозрачные столы, птица – бывает птица калибри, она почти прозрачная, пьет нектар», «Молоток, остальное может летать, стол и очки будут летать, если их бросить, а молоток упадет», «Птица в воздухе, остальное на земле», «Лишнее птица, остальным распоряжается человек, а птица не дома».

Больные ОЗГМ почти во всех случаях исключают птицу, связывая остальные предметы таким образом, что «можно надеть очки, взять молоток и ремонтировать стол, за столом»: «Лишнее птица, потому что остальное относится к ремонту, надевают очки, чинят молотком ножки у стола», «Остальное – приборы, чтобы сделать этот стол», «Можно сесть за стол и в очках что-то мастерить», «Надел очки, ремонтируешь стол», «Молотком можно делать стол, в очках видеть, что делаешь», «Остальное нужно для того, чтобы что-нибудь починить», «Остальное – это строительство, очки помогают видеть», «Надеваешь очки и ремонтируешь стол», «Человек стоит у стола, что-нибудь делает молотком, надевает очки», «Можно надеть очки, починить стол», «Можно сидеть за столом в очках, бить молотком», «Надеть очки, заниматься столярным делом», «Можно молотком починить стол, смотреть через очки».

Другие ответы при ОЗГМ: «Лишнее – птица, потому что она летит», «Молоток нужен для стола, чтобы вколотить гвоздь, а в очках можно видеть полет птицы», «Лишнее очки, потому что молотком можно подбить ножку у стола, а птица улетела со стола», «Лишнее молоток, потому что можно, сидя за столом в очках, наблюдать полет птицы», «Молоток, потому что тут нечего чинить, все починено, а птичка сядет сверху», «Птица, потому что она не может ни стучать, ни в очки смотреть, ни сидеть на столе».

7. «Очки, секундомер, термометр, весы»

В большинстве случаев больные шизофренией справляются с данным пунктом задания.

Примеры актуализации латентных признаков: «Лишнее очки, потому что остальное связано с наукой, физикой, нужно, чтобы делать эксперименты», «Очки, потому что остальное – это приборы для медицины, а очки не для медицины, это устройство для зрения», «Термометр работает сам по себе, а остальным пользуется человек», «Очки, потому что остальное висящее», «Весы, в очках видно показания, а весы – это неуравновешенное состояние человека», «Очки, потому что остальное можно подвесить на стенку», «Градусник, остальное необходимо прочитать, а градусник находится на улице», «Весы, остальное сразу можно посмотреть, а весы – нужно сначала взвесить», «Градусник, потому что остальное нужно для работы, а градусник – когда человек болеет», «Термометр, потому что остальное во множественном числе (имеется в виду «весы, часы, очки»), а термометр в единственном», «Градусник, потому что остальное – предметы, а градусник связан с тем, когда человек болеет», «Очки, потому что остальное – это бытовые предметы, они что-то показывают, у них есть цифры», «Очки, потому что остальное – это механические инструменты, а очки носящиеся», «Очки, потому что остальное – это медицинские приборы, а очки могут быть у любого человека», «Очки, остальные предметы человек на себя не надевает, а очки можно надеть», «Лишнее очки, это медицинский прибор для лучшего зрения человека, а остальное – приборы для измерения чего-либо», «Лишнее градусник, все остальное какое-то круглое», «Лишнее градусник, в названиях остальных предметов по четыре буквы (секундомер воспринимается как «часы»)», «Лишнее очки, остальное похоже графами, делениями, шкалой», «Лишнее очки, остальное – это предметы быта, которые применяются в домашних условиях, а очки – это скорее аксессуар».

Ответы, характерные для больных ОЗГМ: «Лишнее очки, остальные предметы что-то показывают», «Весы, потому что остальное может находиться в одном месте – дома, в больнице, а весы находятся в магазине», «Термометр, остальное нужно человеку, в очках посмотреть время, взвесить», «Секундомер, потому что остальное – измерение веса, температуры, смотреть в очках», «Очки, потому что остальное и без очков видно», «Лишнее секундомер, потому что остальное – необходимые предметы, а секундомер не нужен», «Весы, потому что остальные предметы находятся в комнате, человек в очках смотрит на температуру, время, а весами пользуются реже», «Лишнее очки, потому что при плохом зрении можно их надеть и посмотреть показания», «Весы, без них можно обойтись, а остальное необходимо», «Весы, в очках можно посмотреть часы, термометр», «Лишнее весы, потому что они пустые либо потому, что можно надеть очки, посмотреть время, температуру».

Пример формально правильного ответа с опорой на конкретный перцептивный признак, свойственный для случаев тяжелой органической патологии, в данном случае будет представлять собой следующий ответ: «Лишнее очки, потому что остальное с циферблатом».

8. «ЗАмок, замОк, дом, шалаш»

Больные шизофренией обычно справляются с данным пунктом задания.

Примеры грубых расстройств мышления: «Лишнее замОк, остальное построенное человеческими руками, оно деревянное, а замок металлический», «Лишнее замОк, остальное имеет крыши».

Ответы, часто встречающиеся при ОЗГМ: «Лишнее шалаш, потому что остальное можно закрыть на замок», «Пусть будет лишнее замОк, потому что остальное дома. Он, конечно, тоже нужен, но мы представим, что здесь у нас все двери открыты», «Лишнее замОк, все остальное закрывается замком».

9. «Солнце, свеча, керосиновая лампа, лампочка»

Классический вариант ответа больных шизофренией заключается в обобщении по принципу наличия настоящего огня, т. е. исключается лампочка: «Лишнее лампочка, потому что остальное живой огонь», «Лампочка, потому что остальное – это природный огонь», «Лампочка, потому что это искусственное излучение, остальное – естественное», «Лампочка, потому что это электроэнергия, а остальное – натуральный огонь».

Другие ответы больных шизофренией: «Лишнее солнце, остальное – это придуманные технические средства для добывания света, смастеренные приборы, а солнце светит бесплатно, днем. Остальное может светить и днем, и ночью», «Солнце, потому что остальное земное, а солнце неземное», «Солнце, потому что его Создатель создал, а остальное – рукотворные источники света», «Солнце, остальное используется в доме, а солнце на улице», «Солнце, оно на улице должно быть, а остальное можно включать, оно будет гореть», «Солнце, остальное нужное для глаз, свет, солнце дает тепло», «Лампочка – она просто так не горит, нужно ее вкручивать, остальное поджигать», «Лампочка, потому что остальное – это предметы солнечного света, в лампочке нет огня», «Солнце, потому что оно должно светить над нами, на нас действует, остальные приборы соответствуют, включаются, где необходимо, а солнце сейчас не греет», «Лишнее солнце, потому что оно живое; или лампочка, потому что она только светит, а остальное еще и греет», «Свеча, все это дает свет, но свечу можно задуть, и света не будет», «Керосиновая лампа, потому что когда в нее наливают керосин, то исходит неприятный запах, а от остального исходит аромат», «Солнце, потому что оно светит всегда, никогда не угасает, остальное гаснет», «Лампочка, ее нужно ввернуть, чтоб она горела, а остальное светится само», «Свеча, потому что она быстрее сгорит, чем все остальное», «Солнце, потому что оно не всегда светит, заходит, а остальное всегда светит», «Солнце, потому что оно живое, остальное – это освещающие предметы, неживые, они находятся на других предметах – например, лампочка вкручивается, а солнце находится в небе», «Лампочку нужно ввернуть, чтобы она горела, а остальное светится само», «Солнце всегда горит, а остальное только когда зажгут», «Лишнее солнце, от остального больше света, солнцем нельзя дома пользоваться», «Свечу нужно зажигать спичками, остальное светит само», «Солнце светит от своей силы, остальное от зажигалки», «Солнце, остальное – придуманные технические средства для добывания света», «Солнце, от остального больше света, и солнцем нельзя дома пользоваться», «Лишнее солнце, остальное работает от чего-то – свеча от воска, фитиля, лампада от горючего, лампочка от электричества, а солнце – ему надо, оно взошло, надо – скрылось», «Лишнее солнце, остальное зажигается, а солнце на небе светит, когда может по температуре», «Лишнее солнце, остальное дает свет и днем и ночью, а солнце ночью не дает свет», «Лишнее солнце, потому что оно высоко, его руками не достать, а остальное в обиходе», «Лишнее лампочка, она современная, остальное использовалось в прежние века, солнце было, есть и будет».

Примеры ответов больных ОЗГМ: «Лишнее керосиновая лампа, потому что ей сейчас не пользуются», «Солнце – сейчас его нет, на улице пасмурная погода, так что необходимо освещение – оно, наверное, нужнее, чем солнце», «Солнце, потому что в остальном нужно участие человека – лампочку ввернуть, зажечь», «Свеча, она здесь не нужна, здесь есть электричество и солнечный свет – сейчас день».

10. «Пуговица, катушка, крючок, пряжка»

Достаточно часто больные шизофренией исключают пряжку, потому что остальное, по их мнению, является предметами шитья: «Пряжка лишняя, остальное нужно пришить, а пряжку надо вставлять», «Пряжка в ремне, остальное в шитье».

Также часто руководствуются признаком материала, из которого сделаны данные предметы: «Лишнее катушка, она деревянная, остальное металлическое», «Если катушка железная, то лишнее пуговица, потому что остальное железное», «Лишнее катушка, потому что она деревянная, а остальное пластиковое, железное», «Катушка, потому что остальное металлическое, а катушка пластмассовая или деревянная».

Другие примеры ответов больных шизофренией: «Катушка, потому что она пустая, не может быть использована, а остальное может», «Лишнее катушка, потому что остальное – это частички одежды. Катушку тоже можно прилепить к одежде, но все-таки это не то», «Катушка, остальное держит ткань», «Крючок для подвешивания, остальное для шитья», «Лишнее катушка, остальное – предметы декора, застегиваются, а катушка без ниток», «Катушка, остальное от одежды, а катушку не наденешь».

Ответы, характерные для больных ОЗГМ: «Лишнее пряжка, остальное пришивают, на катушке нитки», «Катушка, потому что на ней нет ниток пришить все», «Катушка, потому что на ней нет ниток, ничего не пришить, а остальное пришивается», «Пряжка, потому что нитками можно пришить крючок и пуговицу», «Крючок, катушка пришивает пуговицу, пряжку», «Лишнего ничего нет, потому что это все швейное, ниткой скрепляют», «Лишнее крючок, потому что можно обойтись и без него», «Катушка – остальное это то, на что застегивают».

11. «Телефон, балалайка, радио, письмо»

К классическому ответу больных шизофренией относится обобщение по принципу наличия способности предметов издавать звуки, т. е. исключается письмо, остальное объясняется как «Остальное – это звуковые предметы, их можно услышать», «С помощью остального можно слушать музыку», «Остальное говорящее, музыкальное», «Остальные предметы издают звук», «Остальное – звенящее, бренчащее, играющее», «Остальное звуковое», «Издает звук», «Лишнее письмо, потому что это зрительная передача, а остальное – звукоиздающие предметы», «Лишнее письмо, остальное говорящее, поющее, и письмо можно в голове удержать», «Лишнее письмо, остальное объединяет музыка. Радио и балалайка связаны с музыкой, телефон связан с музыкой тем, что может позвонить друг, включить магнитофон».

Другие ответы больных шизофренией: «Лишнее балалайка – остальным можно передать информацию. Хотя балалайкой тоже можно передать информацию, музыка – способ передать настроение», «Письмо, его нужно писать, а остальное для того, чтобы разговаривать», «Лишнее письмо, остальное предметы, неодушевленные. Письмо рукотворное, оно кому-то лично предназначается, для души», «Письмо, потому что сделано из бумаги, остальное из деталей», «Лишнее радио, ему нужна антенна для передачи информации, в остальных случаях не нужна. Балалайка тоже передает информацию – это духовная связь», «Балалайка, потому что остальное несет информацию, а балалайка только воспроизводит звуки», «Лишнее письмо, остальными предметами можно задействовать слух, а письмом задействовать зрение», «Письмо, потому что это неожиданно появившийся предмет, а остальное находится под рукой», «Письмо, потому что остальное – это предметы общего пользования, эти вещи сделаны из чего-либо, а письмо – это бумага», «Балалайка, потому что все остальное может что-то рассказать словами, а балалайка не может сказать слов, она издает музыку», «Письмо, потому что остальное – это бытовые принадлежности, а письмо – это бумага, не издает звуков», «Письмо, потому что остальное относится к разговорной теме, под балалайку можно петь», «Письмо, остальное передает известия о человеке, предметы пользования человеком, а письмо – это интеллектуальный уровень», «Лишнее письмо, остальное издает сигнал, балалайка – музыку, радио – передачи, например, “Точное время”, телефон звенит, по нему разговаривают, а письмо – это бумага», «Лишнее письмо, у остального есть струны – у балалайки есть, у телефона трубка (провод), похожая на струну, а радио же не может просто так работать – там, наверное, внутри струны», «Лишнее письмо, остальное – рабочие инструменты, телефон работает. Письмо – бумага, остальное – вещи. С письмом человек работает».

Примеры ответов больных ОЗГМ: «Лишнее радио, я информацию могу и по телефону узнать, осталась бы с остальным», «Балалайка, потому что она относится к профессии, а остальное – предметы быта», «Радио, потому что если пользоваться остальным, то радио надо выключить, оно будет мешать», «Лишнее письмо, дома у человека есть радио, балалайка, он разговаривает по телефону. В наше время, когда есть телефон, письма уже не нужны», «Письмо, потому что остальное передает информацию из письма – по телефону, по радио, под балалайку можно спеть песню, если в письме ее текст».

12. «Кровать, шкаф, комод, этажерка»

Среди больных шизофренией распространенным является вариант обобщения по принципу материала, из которого изготовлена мебель, изображенная на картинках: «Лишнее этажерка, потому что остальное – мебель, этажерка сделана из пластмассы, а мебель делают из дерева», «Этажерка из пластика, а остальное из дерева», «Лишнее кровать, она железная, остальное из дерева», «Лишнее этажерка, она обычно из пластика, а остальное деревянное», «Лишнее кровать, остальное деревянная мебель, а кровать железная».

Также распространенным вариантом исключения является кровать, потому что «Остальное с полками», «У остального есть ящики», «Кровать, потому что у остального есть полки», «Лишнее кровать, в остальном есть полочки, а в кровати нет».

Другие примеры ответов больных шизофренией: «Лишнее кровать, в остальном можно хранить вещи, хотя под кровать тоже можно вещь запихнуть», «Кровать – это больная мебель, остальное здоровое. Эта кровать внешне похожа на больничную, остальное здоровое, можно читать», «Кровать, потому что остальное стоячее, а кровать – лежачее», «Этажерка, это мебель, этажерка пустая, остальное – нет», «Лишнее этажерка, она открытая, остальное закрытое (у этажерки открытые полки, шкаф и комод закрыты, в кровати “закрыто белье внутреннее”)», «Этажерка старинная, остальное более новое», «Этажерка открытая, остальное может быть убрано, кровать застилается», «Лишнее этажерка, это более легкий вид мебели, остальное – более массивные вещи», «Лишнее этажерка, это легкая мебель, остальное тяжелая», «Лишнее этажерка, у нее нет задней стенки, остальное более устойчивое, хотя для того, чтобы оно стало еще более устойчивым, лучше у мебели подрезать ножки».

Примеры ответов больных ОЗГМ: «Лишнее этажерка, потому что остальное – это спальня», «Этажерка, потому что все остальное – это спальный набор», «Кровать, потому что остальное находится в гостиной», «Кровать, потому что остальное нужно человеку, когда он проснулся», «Шкаф, потому что он в прихожей, а остальное – комнатная мебель», «Этажерка, потому что остальное – мебель, а этажерка не всем нужна», «Этажерка, остальное – это спальный гарнитур, этажерку можно поставить в коридор», «Кровать, она нужна, чтобы спать, остальное – чтобы работать, а я сейчас спать не хочу», «Этажерка, в спальне можно поставить шкаф, у кровати комод», «Кровать, остальное – это то, куда складывают вещи», «Этажерка, остальное в спальне, а этажерку нужно в другую комнату поставить, в прихожую», «Этажерка, потому что остальное – это необходимая мебель, а этажерка не нужна».

В тяжелых случаях ОЗГМ можно наблюдать так называемые ответы с опорой на дискретный перцептивный признак: «Лишнее кровать, потому что у остального есть ножки, а у кровати видно только одну» – т. е. больной в данном случае не способен абстрагироваться даже от самого изображения и оперирует при сравнении именно изображениями предметов, а не самими предметами. Подобные ответы характерны только для тяжелых поражений ГМ, как правило, в сочетании с существенным интеллектуальным снижением.

13. «Моряк, телега, грузовик, пароход»

В большинстве случаев больные шизофренией верно справляются с этим пунктом задания.

Примеры актуализации латентных признаков: «Лишнее моряк, потому что остальное ездит, а человек ходит», «Моряк, потому что он передвигается на живых ногах, а остальные предметы передвигаются искусственно, через колеса, топливо, бензин», «Пароход, потому что остальное может поехать, пойти по дороге», «Матрос, у остального есть колеса (у парохода они под водой)», «Моряк, остальное возит, а моряк стоит», «Матрос, остальное ездит, а человек идет», «Матрос, остальное – трудятся, а не на параде стоят», «Тележка, потому она для перевозки вещей, а остальное – мореходное, для морских целей (грузовик тоже может быть использован для морских целей)», «Моряк, потому что остальное нужно для перевозки, а у моряка ведь в руках ничего нет», «Лишнее телега, она сломалась и не работает, остальное работает, человек работает в магазине», «Лишнее матрос, остальное для того, чтобы перевозить что-то, а человек не перевозит, он носит», «Лишнее матрос, остальное возит, а человек стоит», «Лишнее матрос, это все средства для перевозки грузов, а человек – это в первую очередь мозг», «Матрос, остальное – это вещи, которые перевозят грузы, а человек присутствует сам по себе, он противопоставлен грузоперевозкам».

Примеры ответов больных ОЗГМ: «Лишнее грузовик, на телеге подвозят уголь, матрос подает на пароход», «Моряк, потому что остальное – грузовые машины, а моряк ведь ничего не грузит», «Грузовик, моряк с парохода, может быть, работает, с телегой», «Телега, потому что матрос на пароходе, машина подвозит груз на пароход, а на телеге возят в основном сено», «Человек, потому что остальное – это виды транспорта, а человек – это пассажир этого корабля», «Лишнее матрос, потому что остальное – это средства передвижения. Матрос тоже может ездить, но он так стоит, отвернулся от всего этого», «Телега, остальное – это виды транспорта, которыми управляет матрос», «Телега, матрос на грузовике везет груз на корабль», «Телега, матрос плавает на пароходе, загоняет груз на грузовике, помогает с грузом», «Телега, потому что моряк плывет на корабле, ездит за рулем», «Телега, потому что она сейчас вышла из обихода, есть руки, которые делают пароход, грузовик».

14. «Зонт, фуражка, пистолет, барабан»

Достаточно часто больные шизофренией исключают фуражку на основании того, что остальные предметы издают звуки: «Лишнее фуражка, потому что остальное издает звуки, если принять их в работу (например, зонт шумит, когда его открываешь), а шапка молчит», «Лишнее фуражка, потому что остальное издает звуки – зонт шумит, когда его открываешь, пистолет издает звук, когда стреляешь, барабан тоже звучит», «Остальное создает звуки», «Остальное шумит, стучит», «Лишнее фуражка, остальное предметы, которые могут использоваться как музыкальные, они издают громкие звуки (зонт – когда открывается)».

Также распространенным выбором является пистолет, где он исключается на основании того, что он, в отличие от остального, является оружием, остальное – «не оружие», «не стреляет», «не опасное», «мирное», «безопасные предметы».

Другие ответы больных шизофренией: «Лишнее фуражка, остальное – это изобретения, с помощью них можно лишить жизни, из пистолета выстрелить, барабанной палочкой выколоть глаз, зонтиком ударить», «Фуражка, потому что остальное открывается», «Пистолет, он стреляет, остальное не стреляет, это носят», «Фуражка, ее просто надевают, а остальными предметами пользуются руками», «Пистолет, потому что у остального нет пороха, это вещи», «Фуражка, потому что это одежда, а остальное нет», «Зонт, потому что остальное – это предметы игры – в войну, еще во что-нибудь», «Зонт, потому что остальное – это мужское, зонт – это больше женский предмет», «Лишнее – зонт… не знаю, как объяснить, зонт – нет дождя… остальное – это вещи, которые носят», «Лишнее барабан, потому что он вышел из моды, а остальное нужно для защиты», «Фуражка, потому что остальным человек пользуется», «Пистолет, потому что остальное – это предметы личного плана, а пистолет оказывает разрушительные действия», «Фуражка, потому что остальным можно что-то сделать, а фуражкой ничего не сделаешь», «Пистолет, потому что остальное – это предметы празднования, ими нельзя защитить себя, хотя пистолет может быть использован не только для защиты, но и для хулиганства», «Лишнее пистолет, можно предположить, что остальное игрушечное, нужно детишкам, чтобы играть. Хотя пистолет тоже может быть игрушечным, но нам таких игрушек не надо», «Лишнее – зонт, потому что фуражка похожа на барабан, по ней тоже можно ударить, по всему остальному можно ударить. Или лишнее пистолет, потому что он стреляет, а из остального нельзя стрелять», «Лишнее фуражка, это предметы, фуражка – предмет для ношения», «Фуражка, потому что остальное из железа», «Фуражку просто надевают, остальным пользуются руками», «Пистолет для плохих целей, остальное для хороших», «Лишнее пистолет, остальное сделано из каркаса(подробнее объяснить не может), это более тонкий материал», «Лишнее фуражка, остальное механическое, т. е. может производить какое-то действие – зонт открывается, пистолет может стрелять, по барабану стучать, а фуражка не производит действие», «Пистолет, потому что его можно использовать с разрешения, на остальное разрешения не нужно», «Лишнее фуражка, остальным можно что-то создавать, делать, из пистолета стрелять, зонтом уколоть, барабанной палкой бить, а фуражку просто надевают», «Зонт, это женский аксессуар, остальное – мальчиковские игрушки».

Примеры ответов больных ОЗГМ: «Лишнее барабан – пошел человек, взял с собой пистолет, надел кепку, взял зонт, если дождь на улице», «Барабан, остальное – офицер в фуражке, с пистолетом под зонтиком», «Барабан, зонт может носить с собой человек, который может носить с собой оружие», «Барабан, потому что не люблю громкую музыку», «Пистолет, потому что остальное человек надевает на себя, а пистолет не надевается», «Зонт, остальное – это форма, зонт не будет вместе с ними смотреться», «Пистолет, потому что остальное нужно в хозяйстве, в школе, а пистолет для того, чтобы убивать», «Барабан, потому что остальное можно взять с собой, а с барабаном не будешь же ходить».

15. «Самолет, пароход, автомобиль, воздушный шар»

Данная карточка представляет существенные трудности как для больных шизофренией, так и для больных ОЗГМ.

Чаще всего больные шизофренией исключают воздушный шар. Примеры ответов: «Лишнее воздушный шар, он для развлечения, остальное более серьезный транспорт», «Воздушный шар, остальным обязательно должен управлять человек, воздушным шаром управлять не надо, он летит сам по себе», «Воздушный шар, потому что он для любителей, а на остальном постоянно ездят», «Воздушный шар, потому что остальное – последователи прогресса», «Остальное современный транспорт, а воздушный шар старинный», «Воздушный шар, потому что он медленный, на остальном можно быстрее доехать», «Воздушный шар, остальное передвигается», «Воздушный шар, потому что остальное – это транспорт, а воздушный шар нужен для развлечения», «Воздушный шар, потому что им пользуются реже, на мероприятиях, соревнованиях, а остальное – это средства передвижения в быту», «Воздушный шар, остальное – это средства для перевозки людей в больших количествах», «Воздушный шар, остальное для перевозки людей, а воздушный шар можно использовать в научных целях, например, для измерения температуры», «Воздушный шар, потому что остальное – современные средства перевозки», «Это все транспорт, воздушный шар реже всего используется», «Воздушный шар, потому что он необычный, остальное – обычное, а воздушный шар – для праздников», «Воздушный шар, потому что он содержит меньше металла, чем остальное», «Воздушный шар, в него меньше народа помещается», «Лишнее воздушный шар, остальным управляют люди, а он летает сам, и остальное более надежные виды транспорта».

Другие ответы больных шизофренией: «Корабль, потому что он не может ездить по земле, самолет и воздушный шар могут сесть на землю, автомобиль ездит по земле, а корабль нет», «Автомобиль, потому что он для малого количества пассажиров, а остальное – общественный транспорт», «Самолет, потому что много самолетов разбивается, остальное – менее опасные средства передвижения», «Пароход, остальное объединяет земля. Самолет и воздушный шар летают, но всегда приземляются», «Пароход, это средства передвижения, на этом ездят, а на корабле не ездят, плывут», «Автомобиль, потому что на остальном можно совершить кругосветное путешествие, на автомобиле это сложнее», «Автомобиль, потому что остальное плывет, т. е. пароход плывет, воздушный шар медленно опускается, как плывет, самолет тоже плывет при посадке», «Пароход, потому что остальное движется не по воде», «Автомобиль, потому что в остальном много людей, а в машине мало», «Автомобиль, потому что у остального движение связано с воздухом, паром, а у автомобиля с бензином», «Автомобиль, потому что у остального нет колес», «Автомобиль, потому что остальное передвигается за счет воздуха, корабль же может быть парусником», «Пароход, потому что остальное начинает движение с земли, а пароход с воды», «Пароход, потому что остальное связано с воздухом, двигатель не может работать без воздуха», «Автомобиль, остальное для масштабных перемещений», «Лишнее автомобиль, потому что остальное не на земле», «Лишнее автомобиль, остальное передвигается по воздуху, воде, а он ездит по твердой земле», «Пароход, остальное стартует с земли».

iknigi.net

Читать онлайн "Профессия — психолог" автора Литвак Михаил Ефимович - RuLit

Методика. Нужно заранее подготовить 12—15 слов и выражений для запоминания. Примерные наборы слов прилагаются. Испытуемому дают лист бумаги, карандаш и просят для того, чтобы легче было запомнить, нарисовать что-либо себе в помощь. Писать нельзя, только рисовать. Качество рисунка не играет роли. Без крайней необходимости испытуемому нельзя подсказывать. После выполнения задания листок с рисунками откладывают в сторону и лишь спустя примерно час (в конце эксперимента) предлагают по рисунку припомнить слова. В протоколе опыта записывают рассуждения испытуемого, объясняющего связь между рисунком и словом.

Анализ результатов. По результатам выполнения задания можно судить об уровне процессов обобщения и отвлечения: может ли обследуемый обозначать слово символом, насколько возрастают его затруднения при опосредовании слов абстрактного характера. Не менее важно установить характер ассоциаций, которыми руководствуется испытуемый при подборе пиктограммы: соответствие пиктограммы заданному слову, чрезмерная конкретность ассоциации или, наоборот, их чрезвычайно абстрактный, условно-символический характер, наличие ассоциации по «слабому» признаку.

Существенную роль играет эмоциональная насыщенность пиктограмм. В определенной степени она отражает эмоциональное состояние обследуемого. По результатам исследования можно судить о логической памяти обследуемого — насколько опосредование слов в зрительных образах помогает их запомнить.

11. Исключение предметов (таблицы 20—21)

Задача исследования. Методика предназначена для исследования аналитико-синтетической деятельности, умения строить обобщения, об уровне процессов отвлечения и обобщения, о способности обследуемого выделить существенные признаки предметов или явлений.

Методика. Для проведения обследования необходим набор карточек, на каждой из которых нарисовано четыре предмета. Испытуемому говорят: «Вот здесь, на каждой карточке, изображены четыре предмета. Три из них между собой сходны, их можно назвать обобщающим словом, а четвертый к ним не подходит. Вы должны исключить неподходящий предмет и дать общее название оставшимся трем».

Анализ результатов. Как правило, уже простые варианты карточек недоступны слабоумным и лицам с расстройствами сознания. Степень сложности задач, на которых впервые начинает ошибаться обследуемый, дает некоторое основание для суждения о степени его интеллектуального снижения. Конкретность мышления, непонимание абстракции обнаруживается в том, что обследуемые идут по пути практического использования и ситуационного увязывания предметов и производят обобщение по так называемым «слабым» признакам. Например, на карточке пистолет, барабан, зонт, фуражка — барабан, так как все остальное, — средство защиты: фуражка — от холода; зонт — от дождя; пистолет — от врага. Для олигофренов доступно правильное решение заданий средней трудности, но они не могут объяснить, мотивировать свои решения.

II. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

1. Исследование самооценки по методике Дембо—Рубинштейн

Задача исследования. Тест направлен на выяснение таких сторон личности, как самокритичность, уверенность в себе, самооценка.

Методика. На листе бумаги чертят четыре вертикальных линии, надписывая над каждой «ум», «здоровье», «характер», «счастье». Объясняют, что верхние точки линий обозначают наилучшие показатели: самый «умный», «здоровый» и т. д., нижние обозначают наихудшие показатели: самый «глупый», «больной» и т. д.

Обследуемого просят на каждой линии сделать отметку соответственно его показателям. Затем соединяют все отметки линией. После этого расспрашивают испытуемого, почему он оценил себя так, а не иначе. Одновременно выясняют, как он понимает тот или иной показатель; что такое здоровье; если болен, то чем; в чем его счастье; и т. п.

Анализ результатов. В норме отмечается тенденция ставить себя ближе к центру, чуть выше середины. При переоценке, эйфоричности отметки повышаются, при депрессии понижаются. В процессе жизни самооценка может меняться в зависимости от ситуации, становясь более адекватной при наличии достижений.

Литература

Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. Ташкент: «Медицина», 1976.

Вопросы экспериментальной патопсихологии. М., 1965.

Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике. М.: «Медицина», 1970.

Блейхер В. М., Барлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев: «Высшая школа», 1978.

Афоризмы, правила, заморочки на психологические темы...

3.1. Советы себе

1. Счастье заключается в том, чтобы ХОЧУ, МОГУ И ДОЛЖЕН имели одно и то же содержание.

2. Ищи правильный путь, а не прямой, ибо не всегда правильный путь — прямой.

3. Выбирая цель, хорошенько узнай, ведет ли к ней та дорога, по которой ты собрался идти.

4. Хочешь быть полезным другим — живи для себя!

5. Начал думать — реши, решил — действуй.

6. Хочешь жить спокойно — не оказывай благодеяний.

7. Оказывая благодеяние, не жди благодарности, ибо само сознание, что ты совершил благое деяние, и есть твоя награда за него. Поэтому будь вечно признателен тому, кто это благодеяние принял, ибо без него ты не мог бы чувствовать себя благодетелем.

8. Оказывая благодеяние, жди подлости от того, кто это благодеяние принял.

9. Не принимай дорогих подарков и благодеяний, а сразу же рассчитывайся.

9а.Если приобрел дешево вещь, а потом оказалось, что она стоит гораздо дороже, пойди и доплати.

10. Если кто-то упрекнул тебя в неблагодарности, сразу же выясни, сколько стоит эта услуга, рассчитайся и больше не имей с этим человеком дела.

11. Не бойся ошибаться — неудача в семь раз полезнее успеха.

12. Не бойся, когда тебя упрекают или критикуют, — упрек и критика в семь раз полезней похвалы. Но сам не упрекай и не критикуй, особенно бесплатно.

13. Хочешь иметь врагов — иронизируй.

14. Не пытайся изменить обстоятельства и других людей, а меняй себя и приспосабливайся к обстоятельствам.

15. Не имей дел с теми, кто тобою восхищается, — предадут.

16. Кто тебе льстит — обманет, кто тобою восхищается, — предаст.

17. Каждый воспитывает своего предателя сам.

18. Старайся быть, а не казаться.

19. Хочешь избавиться от зависти — не смотри на тех, кто выше тебя, а сравнивай себя с собой.

20. Хочешь избавиться от высокомерия — не смотри на тех, кто ниже тебя, а сравнивай себя с собой.

21. Есть единственная причина для огорчения— остановка в личностном росте.

Последние три афоризма полезны для того, чтобы перестать КАЗАТЬСЯ, а начать БЫТЬ.

22. Есть много причин, препятствующих счастью, но три из них — основные: страх, зависть и чувство вины. И все они в самом человеке.

23. Счастье — вещь тяжелая, и когда оно сваливается на слабого, то в лучшем случае оно с него скатится, в худшем — раздавит.

24. Способность переносить одиночество — показатель духовной зрелости.

25. Духовно пустой человек плохо переносит одиночество и общается, чтобы брать.

26. Духовно зрелый человек хорошо переносит одиночество и общается для того, чтобы отдать.

27. Плохо переносит одиночество тот, кто противен сам себе. Он идет в общество и думает, что другим он не будет противен. Глубокое заблуждение!

www.rulit.me

Anamnesis vitae

Родился в г. Барнаул, в срок, как протекала беременность, роды у матери, не знает. Особенности вскармливания и развития в раннем детстве так же не знает. Рос в неполной семье без отца, до женитьбы проживал с мамой и бабушкой, которые его чересчур опекали. В детстве часто болел простудными заболеваниями, поэтому его часто водили по врачам. В школе был отличником учебы, сильно переживал, если получал «хорошо», а не «отлично», случались истерики по этому поводу. Закончил ВУЗ с красным дипломом, работал в нескольких фирмах, где испытывал частые стрессы (конкуренты, финансовые конфликты, замечания начальника). В армии не служил.

В данный момент проживает в благоустроенной квартире. Социально-материальные условия хорошие. Женат, есть ребенок.

Наследственность: отмечает, что мать так же испытывала страх заболеть различными заболеваниями, часто посещала врачей. На данный момент замкнута, предпочитает находиться в одиночестве у себя в квартире.

Нейроинфекции, травмы головы с потерей сознания отрицает. Аллергологический анамнез не отягощён. Гемотрансфузий не проводилось. Операции не проводились. Курение, алкоголь, наркотические вещества не употребляет. Туберкулёз, венерические заболевания отрицает.

Объективное обследование:

Соматический статус (из истории болезни):

Правильного телосложения. Умеренного питания. Кожные покровы обычной окраски, без патологии. В легких дыхание везикулярное. Хрипов нет. Тоны сердца ритмичные, ясные. АД 110/80 мм.рт.ст. Живот мягкий, безболезненный.

Неврологический статус (из истории болезни):

ЧМН интактны. Сухожильные рефлексы с верхних и нижних конечностей D-S живые. Пальценосовую пробу выполняет. В позе Ромберга устойчив.

Психическое состояние

Внешне выглядит молодым здоровым человеком, активно вступает в диалог, подробно сообщает о своих проблемах с акцентом внимания на своё здоровье и пережитых неприятных ситуаций. Мимика, поза, жесты без особенностей. Ориентировка во времени пространстве и собственной личности сохранена.

Снижение долговременной и кратковременной памяти не наблюдается. Интеллект соответствует образованию и социальному уровню, способность к абстрактному мышлению и обобщениям не нарушена.

Экспериментально-психологическое исследование

Вопросы воспринимает с первого раза. Быстро находит числа по таблице Шульта (1 раз – 33 сек, 2 раз – 37 сек, 3 раз – 37 сек).

Снижение долговременной и кратковременной памяти не наблюдается. Других нарушений памяти (обманы, замена) не отмечает. По результатам тестов память не снижена. Из 10 слов в первый раз запомнил 5 слов, во второй - 8 слов, в третий и последующие – все 10 слов. Через 30 минут вспомнил 8 слов.

Выявляется повышение внимания на здоровье: из четырех картинок (барабан, фуражка, зонт, пистолет) убирает пистолет, т.к. только им можно причинить вред здоровью. Объясняя смысл пословицы «цыплят по осени считают», утверждает, что зимой и весной они умирают, а считать надо по осени. Эмоции соответствуют состоянию больного, восприятию, действиям. Отмечается снижение стремлений и желаний из-за страхов (больной не хочет планировать второго ребенка, потому что боится бессонных ночей). Нарушений речевых и двигательных функций не отмечено. Критика сохранена: он понимает, что все это сам себе «накручивает» что максимум что у него есть это: атрофический гастрит, хронический колит, геморрой, но мысли не дают ему покоя. На медикаментозное лечение особо не рассчитывает, т.к. помогает незначительно. Положительный эффект даёт лишь психотерапевтическая беседа и то на 1-2 дня, затем всё возобновляется. Больной утверждает, что хочет избавиться от данного состояния, но у него пока этого не происходит.

studfiles.net