Немецкий дирижер и музыкальный писатель 7 букв. Дирижер пистолет


Стеклянный пистолет - Мастерок.жж.рф

Вообще-то стрелковое оружие, изготовленное не из стали, было изобретено давным-давно. Еще в XVI веке использовались деревянные пушки, стянутые стальными обручами. В отличие от чугунной, деревянную пушку было значительно легче изготовить (причем порой — из подручных средств, вне мастерской), легче транспортировать, она стоила значительно дешевле обычной. Минус был один: деревянные пушки без стальной сердцевины были исключительно одноразовыми. До наших дней дошел ряд подобных конструкций — в частности, японские пушки, использовавшиеся в войне Босин (1868−1869), аналогичные вьетнамские конструкции XIX века, а также ряд европейских средневековых орудий. Один из факторов, повлиявших на развитие неметаллического оружия, сохранился в этой «индустрии» до наших дней — это снижение веса. Как деревянные пушки были легче чугунных, так и пластиковые пистолеты XXI века значительно легче металлических. В остальном же стимулы для подобных разработок в наше время совершенно иные.

И если в прошлом неметаллическое оружие было в определенной степени признаком примитивности технологии, то сегодня это, наоборот, хайтек из хайтеков.

Стеклянный пистолет

В 1995 году Сесилу Адамсу, виртуальному ведущему «кочующей» из журнала в журнал рубрики вопросов и ответов The Straight Dope (скорее всего, роль этого персонажа в разное время играли разные редакторы) задали вопрос: существует ли полноценное неметаллическое огнестрельное оружие, из которого можно убить человека? Адамс дал исчерпывающий ответ: нет, не существует, но имеет место целый ряд разработок, могущих вылиться в подобное оружие. Это и пистолеты, включающие в себя определенные неметаллические детали, и попытки создать целиком неметаллический пистолет, предпринимаемые различными лабораториями. Наиболее успешным примером подобных проектов были названы разработки компании Glock (о них речь пойдет ниже). Также в 1988 году флоридская компания Red Eye Arms заявила о создании в течение двух лет цельнопластикового гранатомета — но дальше заявлений дело не пошло. Пожалуй, наиболее интересным из исследовательских проектов 1980 — 1990-х был якобы созданный в лабораториях ЦРУ Glass Gun.

История началась с того, что в 1995 году журнал Modern Gun опубликовал просочившиеся сквозь ширмы секретности данные по разработке керамического пистолета. В материале утверждалось, что во второй половине 1980-х годов компания General Motors разработала керамический впускной клапан для двигателя внутреннего сгорания. Это означало, что найден неметаллический состав, способный выдерживать предельные нагрузки и температуры в течение достаточно продолжительного времени. Все данные по этому направлению тут же стали секретными и перешли в разряд конспирологических. Основной целью разработки было ее использование в ходе антитеррористических операций: агент с «невидимым» пистолетом вполне мог пробраться в логово врага и пронести оружие с собой.

По конструкции Glass Gun представлял собой обыкновенный автоматический пистолет с 15-зарядным магазином. Правда, внешний контур рамки ствола был сделан цилиндрическим для более равномерного распределения нагрузки: все-таки керамика более хрупка, нежели металл, как ни крути. Плюс к тому в стволе были сделаны полигональные нарезы (при использовании обычных нарезов ствол мог расколоться вдоль). Интересно, что в пистолете — если судить по нескольким появившимся в свободной прессе фотографиям — нет ни спусковой скобы, ни предохранителя. Это связано с назначением оружия: во время спецоперации пистолет должен постоянно находиться на боевом взводе, а в мирных условиях он просто не нужен. В остальном же конструкция отличалась только одним: вместо металла везде использовался полимер GM.

Мифический пистолет Glass Gun. Его снимки и схемы появились в журнале Modern Gun и расползлись по другим изданиям. Существует ли он на самом деле — или это отлично выполненная мистификация — неизвестно до сих пор.

Правда, назвать пистолет в полной мере керамическим нельзя — частично он выполнен из пластика, а те узлы и детали, которые работают с существенной нагрузкой, с большой вероятностью сделаны из карбида и нитрида кремния, а также из оксидов алюминия и циркония. В любом случае ни один из использовавшихся материалов не «звенит» в рамках металлодетекторов. Особенности конструкции пистолета подразумевают, что он не рассчитан на полноценный контакт в условиях боевых действий — реальные шансы эффективно его применить имеются на дистанции до 25 м. Серьезную проблему вызвало и создание патронов: «невидимый» пистолет с «видимыми» патронами просто не имел бы смысла. В частности, для увеличения убойной силы легкой, примерно 3-граммовой пули пришлось использовать оригинальную конфигурацию ее головной части. Так или иначе, срок жизни пистолета и боеприпасов, судя по всему, не слишком велик.

Есть у Glass Gun и еще одна проблема — невидимость отдельных частей на рентгене. Если пистолет разорвет в руках стреляющего (из-за дефекта или попадания вражеской пули), то у раненого будет куда меньше шансов на помощь, чем это предусматривает Женевская конвенция 1980 года в «Протоколе (I) о необнаруживаемых осколках».

Все вышеописанное практически не поддается проверке. Упомянутый Сесил Адамс провел подробное расследование, созванивался и с пресс-службой ЦРУ («Без комментариев!»), и с General Motors («Гм… Никогда о таком не слышали…»), но в итоге пришел к выводу, который легко выразить несколькими словами: может быть, правда, а может — и нет.

Пластик и стеклопластик

Как ни странно, в 1960-е годы пластик уже использовался в оружейной промышленности, однако не слишком широко — в частности, из-за высокого консерватизма данной сферы. Самыми странными и известными любителям оружия разработками в этой области стали пластиковые автоматы тульского конструктора Германа Коробова — опытные ТКБ-022 и ТКБ-022ПМ, созданные в 1962 и 1965 годах. Коробов ставил задачу сконструировать как можно более легкое и компактное автоматическое оружие, и потому ТКБ-022 был сделан по схеме булл-пап (ударный механизм и магазин расположены позади спускового крючка) — этим достигалась компактность. А легкость — изготовлением корпуса автомата из пластмассы. «Питались» ТКБ стандартными магазинами от «Калашникова». К сожалению, преимущества ТКБ перед «калашом» были не столь очевидны, к тому же начальство опасалось, что пластиковый корпус не выдержит длительной эксплуатации. Поэтому разработки Коробова в серию не пошли.

Плюсы и минусы

На современном уровне технологий часть деталей стрелкового оружия можно заменить на пластиковые — но при этом есть ряд ограничений, которые не позволят сделать выгоду существенной.

Масса. Для пистолетов и револьверов масса — очень важная характеристика, и облегчение оружия дает громадное преимущество по сравнению с конкурентами. Тот же Glock-17 при 900 граммах в снаряженном состоянии имеет 17 патронов, а примерно такой же по весу пистолет Макарова — всего 8. Однако когда речь заходит о крупнокалиберных карабинах и винтовках, снижение массы приводит к увеличению отдачи, что негативно сказывается на точности стрельбы.

Коррозия. Современные способы обработки стали позволяют создать оружие, практически не подверженное коррозии. В данном случае полимеры не дают существенного преимущества.

Дешевизна. Хорошие пластики пока что уступают стали — во всяком случае, в мелкосерийном производстве. В случае же массового производства пластиковое оружие может быть дешевле стального.

Технологичность. Если начнется война, любой тракторный завод мгновенно перепрофилируется в оружейный. Поставить производство стальных деталей на поток несложно — в отличие от высокотехнологичного пластикового литья. Возможно, лет через десять ситуация существенно изменится, но сегодня работа с полиамидом требует слишком многого и от оборудования, и от работников.

Незаметность. В этом плане сталь, казалось бы, сталь проигрывает вчистую — ведь именно на нее рассчитано поисковое оборудование спецслужб. Однако, если «невидимое» оружие появится в более или менее массовом варианте, одними из первых заказчиков станут именно террористы. Соответственно, тут же начнётся разработка поисковых систем для подобных пистолетов и, будьте уверен, довольно быстро увенчается успехом. Так что преимущество это разве что временное.

Smith & Wesson Sigma — первая разработка компании в области пистолетов с полимерной рамкой (1994 год). Масса — 690−740 г в зависимости от модификации. С 2005 года выпускается его «наследник» — Smith & Wesson M&P.

С начала 1970-х по всему миру начали использовать в оружейной промышленности высокопрочный стеклопластик, детали из которого получали путем литья под давлением. В СССР использовали несколько вариантов этого материала: термореактивный пластик АГ-4С, ДСВ-2 и другие. Из стеклопластика не делали стволы, пружины или затворы — только корпуса, цевье, приклады (в 1990-х для этих целей уже использовался стеклонаполненный полиамид) и некоторые другие детали — например, магазины для АКМ. Правда, в случае, если в такой магазин попадала пуля, его разрывало на части — и участники боевых действий, вооруженные модернизированными автоматами Калашникова, сразу же невзлюбили пластиковые оранжевые магазины, предпочитая им стальные, от которых пули рикошетили.

Эра полиамидов

В начале 1980-х стеклопластик получил достойную замену — полиамид. Последний обладал практически всеми плюсами первого и при этом не давал осколков, легко перерабатывался и без всяких добавок был полупрозрачным, как полиэтилен. С добавками же получал ряд дополнительных качеств, которые нивелировали врожденные недостатки — уменьшали влагопоглощаемость, увеличивали износостойкость и упругость. Самое известное оружие с широким использованием полиамида — это пистолеты Glock. Легкие, не боящиеся воды и перепадов температуры, не особо требовательные к обслуживанию, они породили целый ряд мифов — в частности, о том, что созданы целиком из пластика. К сожалению, это не так — полноценной замены стали для некоторых узлов нет и по сей день, и у родоначальника серии — пистолета Glock-17 — стальные ствол и кожух затвора, а также армированы сталью некоторые детали, подвергающиеся регулярным перегрузкам. Тем не менее благодаря использованию полиамида пистолеты Glock — одни из самых «пластиковых» в мире. Они легче стальных аналогов и при этом не менее долговечны. Подробно о Glock-17 «Популярная механика» писала в №4'2012 в заметке «Пластиковый пистолет». Он стал бестселлером не только на родине, в Австрии, но и по всему миру. Его утвердили как один из основных образцов личного оружия в НАТО, используют армии Швеции и Норвегии, а также спецслужбы США, Канады, Мексики и других стран. С 2009 года применять пистолеты Glock-17 разрешено силам МВД РФ.

CZ 100 — первый пистолет компании Česká Zbrojovka с полимерной рамкой (1995 год). Полная масса — 680 г.

Успех «Глока» породил что-то вроде тенденции: в конце 1980-х — начале 1990-х многие производители обратились к полиамиду, появились пистолеты с полимерными рамками: чешский CZ 100, американский Smith & Wesson Sigma, а также винтовки с пластиковым корпусом, например Heckler & Koch G-36. Однако у полиамидов есть ряд ограничений. В частности, их производство требует специфической организации труда, дорогостоящего оборудования и хорошего образования технологов и инженеров. Несоблюдение технологии даже в минимальных пределах может в итоге сделать готовую деталь слишком хрупкой или вызвать большие внутренние напряжения, серьезно ухудшающие характеристики материала.

Что же, Сесил Адамс был прав: пластиковое оружие грядет. Будем честны: пистолеты, целиком выполненные не из металла, — это в первую очередь достояние спецслужб, а вот частичное использование пластиков в стрелковом оружии завоевывает все большую популярность. Возможно, уже завтра появятся недорогие и качественные композитные материалы, которые позволят создавать из полимеров самые ответственные детали — стволы. Вот тогда стальному оружию действительно можно будет подписывать приговор.

[источники]источникиhttps://www.popmech.ru/weapon/12792-keramicheskiy-pistolet-oruzhie-kotoroe-ne-vidit-detektorСтатья «Керамический пистолет» опубликована в журнале «Популярная механика» (№7, Июль 2012).

Для того, чтобы быть в курсе выходящих постов в этом блоге есть канал Telegram. Подписывайтесь, там будет интересная информация, которая не публикуется в блоге!

А вот вам пожалуйста Пистолет - смартфон и самый бесполезный пистолет в мире

masterok.livejournal.com

Двуствольный шпилечный пистолет Delvigne |

Пистолеты, изготовленные под шпилечный патрон, как правило, имели примерно одинаковую конструкцию и внешне были очень похожи друг на друга.

Однако существовали модели оружия, предназначенного для стрельбы шпилечными патронами, которые обладали чертами очень индивидуальными. Данные пистолеты удивляют и сегодня оригинальностью конструктивных решений.

Одним из таких пистолетов является двуствольный шпилечный пистолет Delvigne (Delvigne marked double barrel pin fire Derringer or pocket pistol).

Информации о данном пистолете найдено очень мало. В том числе мы не нашли описания работы запирающего и ударно-спускового механизмов оружия. По этой причине в статье часто будут употребляться выражения «вероятно», «по всей видимости» и т.п.

Двуствольный шпилечный пистолет Дельвик (Delvigne) состоит из рамки с рукояткой и передней части с блоком стволом. В рамке установлены два курка с деталями ударно-спускового механизма одинарного действия. В передней части, помимо блока стволов, имеется кнопка спуска и рычаг запирания. Двуствольный шпилечный пистолет Delvigne имеет общую длину 114 мм, длину стволов 76 мм.

Блок стволов представляет собой два спаренных ствола, изготовленных в виде единой детали. Стволы пистолета имеют восьмигранное сечение. В верхней части у дульного среза в пазу между стволами установлена мушка округлой формы.

Изогнутый прилив, выполненный внизу передней части пистолета Delvigne, по внешнему виду напоминает спусковой крючок. Однако если внимательно приглядеться, то становится понятно что он является частью жесткой конструкции передней части пистолета. По сути это продолжение передней вертикальной стойки, соединяющей ствольный блок с основанием передней части пистолета. Данный прилив вероятно служит для размещения среднего пальца при обхвате оружия.

Передняя часть пистолета Delvigne закреплена в рамке с помощью продольной оси. По всей видимости, механизм запирания канала ствола выполнен как в пистолетах Кольт №1 Дерринджер, Кольт №2 Дерринджер или другом аналогичном по конструкции оружии.

С левой стороны в верхней части рамки под блоком стволов установлен штифт, препятствующий повороту передней части пистолета влево.

С правой сторона пистолета такого штифта нет. Вероятно передняя часть пистолета для заряжания и извлечения гильз должна быть повернута вправо на оси, относительно рамки пистолета.

Рычаг запирания расположен под блоком стволов в отверстиях вертикальной стойки и основания передней части пистолета. Ручка рычага запирания изогнутой формы и по внешнему виду напоминает спусковую скобу. Для заряжания пистолета ручку рычага запирания необходимо вытянуть в сторону дульного среза. При этом запирающий стержень выйдет из зацепления с рамкой пистолета и переднюю часть с блоком стволов можно будет повернуть вправо.

По всей видимости, поворот передней части возможен лишь при взведенных курках, так как в спущенном состоянии ударные части курков будут препятствовать повороту ствольного блока. После поворота выполняются операции по извлечению гильз или снаряжению оружия патронами.

Двуствольный шпилечный пистолет Delvigne использует в качестве боеприпасов 7 мм шпилечные патроны. Шпильки патронов размещаются в специальных пазах патронников и ориентированы вверх.

В качестве спуска пистолета, по всей видимости, используется головка передней гайки нижнего стержня, расположенного в передней части пистолета. Стержень, выполняющий роль спускового рычага, проходит через переднюю стойку и основание передней части. Указательный палец размещается между передней стойкой и ручкой рычага запирания пистолета Delvigne.

При взведении курков стержень-спусковой рычаг вероятно подается вперед и оружие становится на боевой взвод. Судя по тому, что спуск один, то по всей видимости, при нажатии на него указательным пальцем стержень-спусковой рычаг воздействует поочередно на шептала взведенных курков и происходят последовательные выстрелы из обоих стволов.

Рамка двуствольного шпилечного пистолета Delvigne скреплена с помощь винтов. Щечки рукоятки с насечкой квадратной формы выполнены из древесины и прикреплены к рамке с помощью винта. Головка винта располагается с левой стороны оружия. В правой щечке установлена фигурная гайка, в которую ввинчена резьбовая часть крепежного винта.

На правой стороне ствольного блока расположено клеймо «Delvigne...», а так же вероятно серийный номер «32». На левой стороне ствольного блока и рамки имеются другие маркировки и клейма свидетельствующие о бельгийском происхождении пистолета.

Двуствольный шпилечный пистолет Delvigne достаточно редкое оружие. Пистолет Delvigne в хорошем состоянии на одном из американских аукционов оценен в пределах 2700—5500 долларов.

Популярность: 10%

Другие материалы сайта:
Перейти на главную страницу сайта Старинное огнестрельное оружие

historypistols.ru

Пистолет-пулеметы Великой Отечественной. Томми-ган, MP, ППШ / Блог им. SPGM / magSpace.ru

В начале первой мировой войны основным видом автоматического оружия стал пулемет. Он совмещал в себе такие положительные характеристики как высокая огневая мощь и дальнобойность стрельбы. Тем не менее, опыт боев указывал, что пехота спешно нуждается в автоматическом оружии меньшем по размерам для действия на ближних и средних дистанциях. Как результат в конце первой мировой войны появилось оружие под малоимпульсный пистолетный заряд — пистолеты-пулеметы. Этот вид оружия через небольшую дальность стрельбы так и не стал основным вооружением пехоты, тем не менее существенно расширил ее боевой потенциал. В межвоенний период пистолет-пулемет находился на вооружении многих армий мира вместе с магазинной винтовкой.

В 1918 году на вооружение немецкой армии появился «ручной пулемет» МР-18 конструктора Хуго Шмайссера. Вопреки большим размерам и массе этот пистолет-пулемет стал эффективным оружием в ближнего боя. Это удостоверил опыт боев во время последнего немецкого наступления в 1918 году. Согласно условиям Версальского договора пистолеты-пулеметы вместе с многими другими видами вооружений были запрещены в использовании. Тем не менее воспользовавшись несовершенством существующих договоренностей немецкие конструкторы продолжали совершенствовать пистолет-пулемет как «полицейское оружие». В течение 30-ти лет в Германии был выпущен ряд пистолетов-пулеметов, по конструкции похожих с МР-18 (МР-28, МР-34 и МР-35), которые в разное время находились на вооружении Рейхсвера и поставлялись на экспорт. 1918 год стал днем рождения еще одного пистолета-пулемета, сконструированного генералом Джоном Томпсоном. Этим оружием планировалось вооружить американский экспедиционный корпус в Европе. Из-за окончания первой мировой войны и высокой цене производства он не попал на вооружение армии США, тем не менее, быстро начал пользоваться солидным спросом на внутреннем рынке. Из государственных структур заказчиком стало лишь Федеральное Бюро Расследований. А главным его пользователем стали организованные преступные группировки. Массивный пистолет-пулемет Томпсона с большим дисковым магазином стал своеобразным символом гангстерской Америки 30-х лет. Начало второй мировой войны возвратило «Томми-ган» в армию. Простота конструкции, высокая надежность, мощный патрон калибра 11,43 мм, и просто невозможная для пистолетов-пулеметов дальность стрельбы — 450 метров принудила генералов и промышленников мириться с его дороговизной. Пистолет-пулемет Томпсона стал основным видом автоматического оружия армии США, так и оставшись по многим показателям фактически идеальным оружием в своем классе.

Вторая мировая война стала звездным временами для пулеметов. Благодаря простоте конструкции, легкости в обслуживании и эксплуатации, высокой скорострельности и удобства использования в ограниченных пространствах, они стали чрезвычайно популярными. В 1937 году на вооружение немецких парашютистов поступил новый образец пистолета-пулемета — МР-38 конструктора Ханно Фольмера. В тридцатых годах все пистолеты-пулеметы были довольно массивными. МР-38 можно было считать новым словом в технике. Пистолет-пулемет был целиком сделан из металла, лишенный массивного кожуха и оборудованный легким, но крепким складным прикладом. Проблема надежности была решена путем установления затворной коробки с продольными фрезоваными каналами, в которые отводилась грязь, а пружина была защищена тремя телескопическими трубками, которые заходили одна в другую при движениях затвору. После ряда модернизаций, направленных на адаптацию конструкции к массовому производству, пистолет-пулемет под названием МР-40 начал поступать у вооружение всех без исключения родов войск нацистской Германии.Этот пистолет-пулемет стал таким же символом немецкого военного могущества, как и танк Tiger и пикирующий бомбардировщик Junkers JU-87 Stuka. Всего было выпущено около 2 500 000 единиц этого оружия. И он использовался всюду, где ступала нога немецкого воина: от заснеженных гор Норвегии к горящей африканской пустыне; от горячих волжских степей к Нормандии. И всюду МР-40 проявлял себя как надежное и безотказное оружие.

В течение 30-х лет советские конструкторы создали ряд оригинальных образцов пистолетов-пулеметов, но в силу ряда технических и политических причин лишь пистолет-пулемет Дягтерева ППД-40 был принят на вооружение Красной Армии в ограниченных количествах. Но начало второй мировой войны на территории СССР резко активизировал процесс разработки новых образцов вооружения. Без сомнения феноменальной есть история создания пистолета-пулемета ППШ-41. В конце июня 1941 года молодой конструктор Г. С. Шпагин получил задачу от Народного Комиссариата Вооружений создать простой, надежный, а главное дешевый в производстве пистолет-пулемет. Сознавая большую ответственность задачи (во время войны сталинская репрессивная машина работала особенно жестоко) Шпагин энергично взялся за работу. Основное внимание он уделил обеспечению постоянства положения оружия во время стрельбы. Это было достигнуто массивными размерами, а также установлением дульного тормоза-компенсатора. Большим преимуществом был и вместительный магазин на 71 заряд. И вдобавок он имел возможность стрелять на довольно большое расстояние — до 400 метров. ППШ попал в войска поздней осенью 1941 года и стал серьезной подмогой советской пехоте в боях под Москвой. ППШ-41 в силу вышеперечисленных преимуществ, а также простоте в эксплуатации и надежности, пользовался заслуженным уважением не только у советских а и у немецких воинов.

magspace.ru

Дирижер выстрелил... и не промахнулся!

Текст: Кабыш Зоя

Это не могло окончиться по-другому. С последним тактом бурного, мощного потока дивной музыки из «Пиратов Карибского моря» дирижер обернулся к залу, выхватил из кармана брюк пистолет и… выстрелил. В воздух. А мы-то еще шутили, когда заметили перед тем у него в кармане рукоятку пиратского «мушкета»»: «Это для тех, у кого мобильник зазвонит во время концерта». Нет, Михаил Голиков и его музыканты если и убивают наповал, то исключительно в позитивно-эстетическом смысле. Апатитчане вышли из зала Дворца культуры сраженные небывалой красотой и мощью того действа, что развернул перед ними симфонический оркестр капеллы «Таврическая».

На следующий день культурный шок в самом прекрасном смысле испытали и кировчане. Два дня длились гастроли капеллы на Хибинской земле, и северяне еще долго будут помнить об этом прекрасном подарке. Подарке в прямом смысле, потому что прославленный коллектив, известный во всем мире, жители двух городов слушали совершенно бесплатно, это был дар городам в их юбилеи - в честь 45-летия Апатитов и 80-летия Кировска - от ОАО «Апатит» и компании «ФосАгро», которая, в свою очередь, празднует нынче свое десятилетие.

В двух словах расскажу, что капелла воссоздана по образу и подобию коллектива, служившего в Таврическом дворце князя Потемкина во времена Екатерины Второй. В 2009 году Таврический дворец встретил свое 220-летие, тогда Межпарламентская ассамблея государств - участников СНГ и продюсерский центр «Арт-Ассамблея» ее и учредили - вновь. В марте 2011-го в Таврическом дворце при поддержке компании «ФосАгро» восстановлен концертный орган, который 210 лет назад располагался в Белом купольном зале. Теперь все, как и было.

Капелла включает в себя симфонический оркестр, камерный хор, роговой оркестр. Только добавился к этому великолепию еще ансамбль старинной барочной музыки «Солисты Екатерины Великой». Как отмечается в публикациях о капелле, благодаря творческому поиску и склонности к экспериментам, свойственным художественному руководителю и главному дирижеру Михаилу Голикову, коллектив привлекает большое внимание выдающихся композиторов и исполнителей современности. Оркестр аккомпанировал Любови Казарновской, Василию Герелло, Ирине Богачевой, Игорю Бутману, Анатолию Кальварскому, Давиду Голощекину, Анатолию Кроллу, Полине Осетинской, «Терем-квартету», Олесе Петровой, Ольге Пудовой и многим другим. Музыкальный коллектив принимает участие в культурных программах правительственных мероприятий, а также активно гастролирует за рубежом.

Благодаря тому, что компания «ФосАгро» является генеральным партнером капеллы, хибиногорцам удалось тоже прикоснуться к великолепному культурному явлению современности: в исполнении Международного молодежного симфонического оркестра под управлением Михаила Голикова северяне слушали концертную программу «Шедевры киномузыки». Душа замирала и плакала на концертино Исаака Шварца к «Белым ночам», погружалась в волшебное подводное царство, ведомая музыкой Андрея Петрова к «Человеку-амфибии», грустила под вальс из «Берегись автомобиля», внимала волшебству мелодии к «Гарри Поттеру», тосковала под дивную скрипку, забывая про «Список Шиндлера», торжествовала и наслаждалась жизнью вместе с пиратами Карибского моря… Тут-то и прогремел выстрел из пистолета дирижера. Мастерский актерский ход Михаила Голикова еще раз подчеркнул его неординарность и харизматичность. Надо сказать, зал следил за ним в течение двух часов не отрывая глаз - за человеком, в котором живет музыка.

Публика долго не отпускала музыкантов со сцены, так что пиратскую тему оркестр исполнил на бис, показав заодно чудеса исполнительского искусства: скрипачи и альтисты, повинуясь дирижерскому жезлу, с пиратскими возгласами подскакивали с мест, контрабасы совершали лихие обороты на своих «ножках». Зал буквально визжал от восторга…

- Когда я приезжаю в Питер к бабушке, мы часто ходим в филармонию, но такого дирижера еще никогда не видела! - делится впечатлениями девочка лет одиннадцати, моя соседка по ряду. У нее в руках нотная тетрадь, точно - ученица музыкальной школы. Она горячо аплодирует и, не жалея голоса, кричит «молодцы» почти после каждого номера программы. Для нее это настоящий праздник - как, впрочем, и для всех, кто этим вечером побывал во Дворце культуры.

Оживленно обмениваясь мнениями, зрители не спеша покидали зал, вновь аплодисментами провожая музыкантов, которые проносили по вестибюлю зачехленные инструменты, и вновь и вновь благодарили их.

Мы попросили дирижера коллектива о коротком интервью, и Михаил, вопреки ожиданиям, принял нас с коллегой сразу, не томя в ожидании. Мы начали с извинений, мол, вы устали, понимаем…

- Нет, что вы, все великолепно, - успокоил нас Михаил Голиков. - Знаете, я доволен тем, как прошло выступление - публика приняла нас хорошо, а самое главное, что мы смогли вовремя оказаться на сцене без всяких накладок и выступить для такого замечательного зала, хотя играли буквально «с колес», приехали буквально за два часа до начала концерта.

Тем не менее мы не стали злоупотреблять временем музыканта. В основном коллектив выступает в Питере, Москве и за границей. Выдерживать плотный концертный и гастрольный график помогают молодость и активность творческого коллектива - средний возраст оркестрантов всего 22 года. Этот актив - молодость и энергия - позволяет реализовывать многочисленные задумки художественного руководителя. Дело не только в лихо танцующих контрабасах и скрипках-«пиратках». Как рассказал Михаил Голиков, в репертуаре капеллы есть, например, оркестровый спектакль «Путешествие Щелкунчика вокруг света».

В общем, ребята под руководством Михаила Сергеевича демонстрируют своего рода обновленный вариант академического исполнения. При этом в одном жанре не замыкаются: их репертуарный диапазон заставляет ахнуть - буквально от рококо до рок-оперы. Кто знает, может, и нам доведется еще услышать что-то из этого ряда.

Узнали, как водится, и про ближайшие планы. Сразу после концерта в Кировске оркестр капеллы вернется в Санкт-Петербург - там их ждет выступление с «Терем-квартетом», а 1 декабря капелла отметит свой второй день рождения - конечно, тоже грандиозным концертом.

Поблагодарив Михаила, мы, как и остальные зрители, сказали «до свидания». Прощаться с этим искусством язык не поворачивается. И музыканты не ответили «прощайте», оставив надежду на новую встречу.

Зоя КАБЫШ, Апатиты - Кировск

www.mvestnik.ru

Играем с начала // РОССИЙСКИЕ ВОЕННЫЕ ОРКЕСТРЫ

ЭКСКЛЮЗИВ

24 мая в Центральном академическом театре Российской Армии состоялся концерт, который венчал празднование 300-летия военных оркестров России, основанных согласно Указу Петра Первого от 17 февраля 1711 года. До этого майского дня аналогичные концерты прошли во всех российских городах, где дислоцируются оркестры штабов военных округов и флотов. Главным действующим лицом заключительного музыкального торжества стал Центральный военный оркестр Министерства обороны РФ. Один из трех образцовых военных оркестров страны выступил под управлением начальника Военно-оркестровой службы Вооруженных сил РФ, главного военного дирижера России, композитора, заслуженного деятеля искусств РФ, генерал-майора Валерия Халилова.

Наш корреспондент Наталья Строкина встретилась с Валерием Халиловым, чтобы побеседовать о сути профессионального праздника русских военных музыкантов, об истории и современности российской военно-оркестровой службы.

- Валерий Михайлович, существовали ли до знаменитого указа Петра Первого музыканты в русской армии?

- Да. Военные музыканты – это неотъемлемая часть русской армии с момента ее рождения. Другое дело, что раньше перед ними ставились, в основном, лишь задачи регламентации воинских ритуалов, а также передвижения войска - то есть подача сигналов во время боя и ведение войска с барабанами, расположившись впереди солдат. Скромная на первый взгляд, эта задача была очень важна во время битвы. Командир не мог докричаться до всех, и музыкант звуком своего инструмента посылал его команды в самые отдаленные уголки поля сражения: раздавался сигнал «вперед» или сигнал «назад» - такие действия были жизненно важными. Военные музыканты регламентировали и воинские ритуалы - совершали «битие зорь»: по сигналам утренней и вечерней зори открывались и закрывались городские ворота. Что касается инструментов, то в допетровские времена использовались бубны, сурны, барабаны, накры, жалейки - предшественники кларнета, гобоя, современных ударных инструментов, звучавшие и в мирной жизни.

В эпоху Петра Первого начались изменения. С Указом императора от 19 февраля 1711 года были образованы штатные военные оркестры, и это название дошло до нашего времени. В каждом полку (!) был определен штат военного оркестра, предполагающий количество и качество, то есть число музыкантов и те инструменты, на которых они должны были играть. По указу в каждом кавалерийском и каждом пехотном полку надлежало иметь 9 музыкантов, первый из которых – иностранец. Иностранцу вменялось в обязанность обучение восьми русских музыкантов. Брали специалистов, которые могли в короткое время обучить «музыкантской науке». Среди них было много немцев - отсюда и схожие с европейскими армиями артикулы и ритуалы. К примеру, Петр Первый был старшим барабанщиком, и именно это способствовало его заинтересованности в развитии военной музыки. Он сам здорово играл и сам же обучал игре на барабанах. И, конечно, многое сделал для упорядоченного развития военной музыки.

- Цели штатных военных оркестров расширились?

- Количество музыкантов возрастало - необходимо было развивать репертуарную базу, создавать произведения. Военные оркестры начали исполнять не только военную музыку, стали участвовать в светских мероприятиях: играть на приемах, на маскерадах. В армейской среде, конечно, они как принадлежность армии выполняли свои строго определенные задачи.

- Как менялся состав штатного военного оркестра?

- Сначала музыканты назывались гобоистами, хотя там были и трубы, барабаны, литавры, и в том числе гобои. Изменения были связаны с развитием музыкальной культуры в Европе, с появлением новых инструментов в светских оркестрах, а впоследствии, кстати, военная музыка многое внесла в развитие светской. Скажем, при Екатерине Великой был выписан оркестр янычаров, исполнявший турецкую музыку с использованием больших и малых барабанов, тарелок. С привлечением этих музыкантов в России, затем и в Европе многие композиторы увлеклись так называемыми шумовыми инструментами, которые им очень нравились и которые охотно применялись на представлениях опер.

- Наверное, сложно было тогда в боевых условиях перевозить такие габаритные инструменты, как литавры?

- Существовали специальные литавренные кареты. Литавры можно было пристраивать к кавалерийскому эскорту: они крепились справа и слева на лошади. Кстати, существовали конные оркестры, сохранившиеся и в наше время в некоторых европейских странах - в Швеции, например (их можно увидеть на разводе конного караула в Стокгольме). Литавры считались очень воинственными инструментами, литавренный звук в определенном ритме использовался в военной ритуальной музыке. А вот, например, барабаны с бунчуками, тарелками (что традиционно присуще турецкой музыке), использовались компактно и, как правило, в маршевой, ритмической музыке.

- Валерий Михайлович, а вот сигналисты-барабанщики играли во время боя?

- Именно сигналисты-барабанщики всегда были в гуще боя, подавая сигналы к маневрам.

- И, вероятно, часто погибая?

- В связи с тем, что военные музыканты были безоружными, существовал негласный закон: убить их считалось позором. А вот взять музыканта в плен – это, напротив, было так же достойно, как захватить полковое знамя противника. Поэтому музыканта охраняли. Много подвигов совершили музыканты. Скажем, растерялся полк, побежал - музыкант начинает играть сигнал «сбор». Слыша его, солдаты останавливаются, оглядываются, собираются, дальше звучит сигнал «наступление» - и они уже идут в атаку. От морально-боевого духа музыканта порой зависела судьба сражения.

- Насколько сильно переменились со временем задачи военно-оркестровой службы?

- Развитие военно-оркестрового дела, составов оркестров, элементов кадровой политики, образования, подготовки дирижеров, музыкантов, появление консерваторий - все это способствовало становлению и укреплению военно-оркестровой службы в новом, культурном значении. Достаточно вспомнить, что в дореволюционное время военные оркестры фактически выполняли задачи филармоний. Средств массовой информации и коммуникации, как сейчас, не было, и, например, не столичные, а губернские жители могли услышать новую симфоническую музыку только в переложении для духового оркестра и именно в исполнении военных оркестров. Как говорил наш музыкальный критик Владимир Стасов, «военные оркестры – проводники не одной только военной, но и всяческой музыки в массы народные».

- Где сегодня готовят кадры для военно-оркестровой службы?

- До войны это был Военный институт военных дирижеров, срок обучения 4 года. Впоследствии - военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории, срок обучения 5 лет, я его оканчивал. Сейчас - Военный институт (военных дирижеров) Военного университета Министерства обороны РФ. Это высшее специальное музыкальное образование, срок обучения 5 лет. Уровень образования остался, как в Московской консерватории, но организован теперь в рамках военного учреждения. Это единственное учебное заведение в мире, которое готовит военных дирижеров.

- Какова разница в работе военного дирижера и просто дирижера оркестра?

- Налицо существенная разница между работой гражданского дирижера и службой военного дирижера, поскольку военный дирижер - в первую очередь офицер. То есть он обязан выполнять все офицерские функции, знать и уметь применять военную науку в мирное или военное время. Он командир военного подразделения. У него в подчинении военнослужащие по контракту и призыву, гражданский персонал и воспитанники. Дирижер – это руководитель, а военный оркестр – это профессионально-творческий коллектив музыкантов, имеющих специальное музыкальное образование.

У гражданского дирижера нет специальной программы, по которой осуществляется боевая, гуманитарная подготовка, он не стоит в строю. А военный дирижер обучает строевой слаженности свое подразделение, вместе с полком выполняет те же функции, что и любой офицер. Что касается профессиональных навыков, то ему, как и любому другому дирижеру, должно быть подвластно руководство любым коллективом. Это может быть симфонический оркестр, если надо, это может быть оркестр народных инструментов. Другими словами, военный дирижер подготовлен очень хорошо для того, чтобы руководить музыкальным коллективом большого масштаба. Однако служба есть служба. Оружием музыканта является инструмент, но он должен владеть и стрелковым оружием, участвовать в учениях, в маневрах.

- Означает ли это, что человек, вступающий на профессиональный путь военного дирижера, должен обладать особыми личностными свойствами?

- Во-первых, у него должна быть физическая подготовка и выносливость. Военный дирижер должен обладать также определенными морально-волевыми качествами, чтобы воспитывать свое подразделение. Собственно говоря, любой дирижер должен быть примером, эталоном для своих музыкантов. Весь вопрос в том, как работать. Можно работать, не прикладая рук, а можно – не покладая рук. Всем дирижерам известно, что степень подготовленности оркестра зависит от степени подготовленности дирижера. Какой дирижер – такой и оркестр. Оркестр – организм чрезвычайно сложный: и по психологическим параметрам, и по степени музыкальной подготовленности. Все оркестранты - личности, все – творческие натуры, и к каждому должен быть подобран ключик. Задача дирижера – вести за собой и вести так, чтобы было единое целое, дабы донести замысел композитора, как если бы композитор делал это сам.

Профессия дирижера сложная. Экзамен, испытание – каждый день. Любое твое слово – элемент претворения в жизнь того, что ты хочешь. Невзирая ни на какие проблемы, ни на какие погодно-метеорологические условия, ты должен направить оркестр в ритм репетиции. Ты должен быть уверен в том, что делаешь. Когда я был курсантом, у меня, как у подавляющего большинства будущих военных дирижеров, на первых выступлениях с оркестром буквально дрожали коленки. А сейчас я не имею права подавать не только признаков дрожи, но и признаков неуверенности и сомнения.

(Окончание следует)

Строкина Наталья 01.06.2011

gazetaigraem.ru

Немецкий пистолет 7 букв

Похожие ответы в сканвордах

Вопрос: Автоматический 8-зарядный пистолет одноименной немецкой фирмы

Ответ: Вальтер

Вопрос: Немецкий офицер, участник Второй мировой войны, генерал-майор, кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями и Мечами. (фамилия)

Ответ: Вальтер

Вопрос: Родился 3 октября 1926 года в селе Новая Одесса Одесской области в семье служащих. Врач, хирург, доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный профессор АГМА. Член Правления Всесоюзного общества хирургов, член Проблемных комиссий по неотложной хирургии, по геронтологии и гериатрии при АМН СССР. Являлся членом координационного совета Проблемной комиссии по гастроэнтерологии, членом

Ответ: Вальтер

Вопрос: Немецкий инженер-двигателист. Конструктор одноименных жидкостных реактивных двигателей «...», основатель двигательных систем подводных лодок использующих «цикл ...а». Один из ведущих сотрудников по ЖРД ракетной научной группы Вернера фон Брауна. (фамилия)

Ответ: Вальтер

Вопрос: Дирижёр и композитор. Род. в Германии, с 1939 г. в США. (фамилия)

Ответ: Вальтер

Вопрос: Величайший футболист в истории Германии по опросу немецких специалистов и болельщиков. Капитан сборной ФРГ на победном чемпионате мира 1954 года, когда в финале Германия сенсационно обыграла «Золотую команду» Венгрии. (фамилия)

Ответ: Вальтер

Вопрос: Имя автора романов "Айвенго", "Пуритане

Ответ: Вальтер

Вопрос: Угадайте имя по значению. (от герм.) Управляющий людьми

Ответ: Вальтер

Вопрос: Система револьвера

Ответ: Вальтер

Вопрос: Немецкий автоматический 8-зарядный пистолет, калибр 9 мм

Ответ: Вальтер

Вопрос: Мужское имя со значением: (древнегерманское) полководец

Ответ: Вальтер

Вопрос: Значение мужского имени (древнегерманское) полководец

Ответ: Вальтер

Вопрос: Немецкий дирижер и музыкальный писатель

Ответ: Вальтер

Вопрос: Мужское имя

Ответ: Вальтер

Вопрос: Писатель дер Фогельвейде ...

Ответ: Вальтер

Вопрос: Писатель Шатильонский ...

Ответ: Вальтер

Вопрос: Мужское имя (скандинавское)

Ответ: Вальтер

Вопрос: Система пистолета

Ответ: Вальтер

Вопрос: Пистолет

Ответ: Вальтер

Вопрос: Имя автора "Айвенго"

Ответ: Вальтер

Вопрос: Немецкая оружейная фирма

Ответ: Вальтер

Вопрос: Шелленберг или Скотт

Ответ: Вальтер

Вопрос: Писатель Скотт по имени

Ответ: Вальтер

Вопрос: Писатель Скотт

Ответ: Вальтер

Вопрос: Немецкий пистолет

Ответ: Вальтер

Вопрос: Имя фашиста Шелленберга

Ответ: Вальтер

Вопрос: Немецкая фирма - производитель оружия

Ответ: Вальтер

Вопрос: Автоматический пистолет одноимённой немецкой фирмы

Ответ: Вальтер

Вопрос: Автоматический восьмизарядный пистолет калибра 9 мм

Ответ: Вальтер

Вопрос: Автоматический восьмизарядный пистолет

Ответ: Вальтер

wordparts.ru

Немецкий дирижер и музыкальный писатель 7 букв

Похожие ответы в сканвордах

Вопрос: Автоматический 8-зарядный пистолет одноименной немецкой фирмы

Ответ: Вальтер

Вопрос: Немецкий офицер, участник Второй мировой войны, генерал-майор, кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями и Мечами. (фамилия)

Ответ: Вальтер

Вопрос: Родился 3 октября 1926 года в селе Новая Одесса Одесской области в семье служащих. Врач, хирург, доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный профессор АГМА. Член Правления Всесоюзного общества хирургов, член Проблемных комиссий по неотложной хирургии, по геронтологии и гериатрии при АМН СССР. Являлся членом координационного совета Проблемной комиссии по гастроэнтерологии, членом

Ответ: Вальтер

Вопрос: Немецкий инженер-двигателист. Конструктор одноименных жидкостных реактивных двигателей «...», основатель двигательных систем подводных лодок использующих «цикл ...а». Один из ведущих сотрудников по ЖРД ракетной научной группы Вернера фон Брауна. (фамилия)

Ответ: Вальтер

Вопрос: Дирижёр и композитор. Род. в Германии, с 1939 г. в США. (фамилия)

Ответ: Вальтер

Вопрос: Величайший футболист в истории Германии по опросу немецких специалистов и болельщиков. Капитан сборной ФРГ на победном чемпионате мира 1954 года, когда в финале Германия сенсационно обыграла «Золотую команду» Венгрии. (фамилия)

Ответ: Вальтер

Вопрос: Имя автора романов "Айвенго", "Пуритане

Ответ: Вальтер

Вопрос: Угадайте имя по значению. (от герм.) Управляющий людьми

Ответ: Вальтер

Вопрос: Система револьвера

Ответ: Вальтер

Вопрос: Немецкий автоматический 8-зарядный пистолет, калибр 9 мм

Ответ: Вальтер

Вопрос: Мужское имя со значением: (древнегерманское) полководец

Ответ: Вальтер

Вопрос: Значение мужского имени (древнегерманское) полководец

Ответ: Вальтер

Вопрос: Немецкий дирижер и музыкальный писатель

Ответ: Вальтер

Вопрос: Мужское имя

Ответ: Вальтер

Вопрос: Писатель дер Фогельвейде ...

Ответ: Вальтер

Вопрос: Писатель Шатильонский ...

Ответ: Вальтер

Вопрос: Мужское имя (скандинавское)

Ответ: Вальтер

Вопрос: Система пистолета

Ответ: Вальтер

Вопрос: Пистолет

Ответ: Вальтер

Вопрос: Имя автора "Айвенго"

Ответ: Вальтер

Вопрос: Немецкая оружейная фирма

Ответ: Вальтер

Вопрос: Шелленберг или Скотт

Ответ: Вальтер

Вопрос: Писатель Скотт по имени

Ответ: Вальтер

Вопрос: Писатель Скотт

Ответ: Вальтер

Вопрос: Немецкий пистолет

Ответ: Вальтер

Вопрос: Имя фашиста Шелленберга

Ответ: Вальтер

Вопрос: Немецкая фирма - производитель оружия

Ответ: Вальтер

Вопрос: Автоматический пистолет одноимённой немецкой фирмы

Ответ: Вальтер

Вопрос: Автоматический восьмизарядный пистолет калибра 9 мм

Ответ: Вальтер

Вопрос: Автоматический восьмизарядный пистолет

Ответ: Вальтер

wordparts.ru